Главная страница
Навигация по странице:

  • Педагогика: предмет, категории, структура

  • Педагогика как наука и искусство.

  • Основные категории педагогической науки

  • Связь педагогики с другими науками.

  • Сравнительная педагогика

  • Тема 2. Дидактика: предмет, задачи, основные категории

  • Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества

  • Тема 3. Дидактика : формы и методы организации учебного процесса

  • Тема 4. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

  • О.О.Грачева - Курс лекций по педагогике. Конспект лекций по общей педагогике для студентов бгук раздел I. Теория и практика современного педагогического процесса


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по общей педагогике для студентов бгук раздел I. Теория и практика современного педагогического процесса
    АнкорО.О.Грачева - Курс лекций по педагогике.doc
    Дата12.12.2017
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаО.О.Грачева - Курс лекций по педагогике.doc
    ТипКонспект лекций
    #6992
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ГРАЧЕВА О.О.

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ

    ДЛЯ СТУДЕНТОВ БГУК
    Раздел I. Теория и практика современного педагогического процесса
    Тема 1. Педагогика: предмет, категории, структура

    ПЛАН

    1. Педагогика как наука и искусство.

    2. Основные категории педагогической науки.

    3. Связь педагогики с другими науками.

    4. Система педагогических наук


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996 и 2000 г.г.

    2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992

    3. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 1990 и 2000 г.г.

    4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 98

    5. Психолого-педагогический словарь для учителей и рук. Ростов н/Д.,98

    6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: 1999.

    7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М., 2001


    Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература.
    Педагогика как наука и искусство.

    Педагогика определяется как наука о воспитании. А что же такое воспитание? Попробуем обратиться к этимологии слов, обозначающих педагогический процесс. По-гречески педагог – «ведущий ребенка». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать.

    По-белорусски это выхаванне. “Этымалагічны слоўнік беларускай мовы” [т.2, С.289] трактует как заимствование из польского (wychowanie), где оно является калькой французского (éducation). При этом понятие “адукацыя” тот же словарь [т.1, С.92] считает также заимствованным из польского (edukacja), восходящего к латинскому duco, ducere – вести.

    Таким образом, этимологически все эти понятия восходят к древнегреческому образу детоводителя. Но в современном звучании и восприятии белорусского слова носителями языка проявляется «народная этимология». Как свидетельствуют опросы студентов БГУ культуры и искусств, в слове «выхаванне» им отчетливо слышен призвук понятия “хавáць” в его современном значении – прятать. Воспитатель как бы помогает ребенку выявить, достать из глубин своего естества то, что упрятала туда сама природа. С точки зрения артпедагогики (педагогики искусства) этот образ представляется очень выразительным.

    Обратимся к трактовке интересующего нас процесса в современной поэзии.

    И.Сельвинский

    ЛЕСНАЯ БЫЛЬ

    В роще убили белку,

    Была эта белка мать.

    Остались бельчата мелкие,

    Что могут они понимать?

    Сели в кружок и заплакали.
    Но старшая, векша лесная,

    Сказала мудро, как мать:

    -Знаете что? Я знаю:

    Давайте будем линять!

    Мама всегда так делала.

    (1960)
    И.Губерман. (Из гариков)

    Сперва, резвясь на жизненном просторе,

    мы глупы, словно молодость сама;

    умнеем после первого же горя,

    а после терпим горе от ума.

    (1990-е)
    Что общего в этих процессах? Что успели приобрести бельчата, и что приобретаем мы с вами, переживая несчастья? (жизненный опыт)

    Итак, процесс воспитания можно определить как процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества).

    Зачем нужна такая передача? Почему младшее поколение часто противится этому процессу? Как сделать этот процесс комфортным для обеих сторон – воспитателя и воспитанника? Как сделать процесс передачи опыта максимально эффективным, т.е. экономным по временным, материальным, психологическим затратам? Почему в процессе воспитания педагоги нередко получают совсем не те результаты, на которые рассчитывали?

    На эти и многие другие вопросы ищет ответы педагогика.
    Педагогика как наука считает процесс воспитания поддающимся

    н
    Объясните значение этих процессов для практики. Приведите примеры
    аблюдению

    изучению

    проектированию

    контролю

    Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемых результатов. Проверка результатов педагогической деятельности представляет собой сложную и активно исследуемую проблему.

    Почему же возможен вопрос об отнесении педагогики к искусству?

    Приведите примеры педагогических ситуаций, протекающих по законам искусства:

    Проведем эксперимент. Вспомните, кто оказал решающее влияние на ваш профессиональный выбор? Не правда ли, это влияние с полным правом можно назвать педагогическим? А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, у кого человек, о котором вы сейчас вспоминаете, является профессиональным педагогом. С высокой степенью вероятности можно предположить, что профессионалы выстраивали свои действия обдуманно и целенаправленно. А как действовали остальные? Вы, вероятно, согласитесь, что их интуитивные действия были, в конечном счете, вполне эффективными. Именно интуитивный, как правило, конкретно-образный характер спонтанных педагогических действий, иногда приводящий к важным педагогическим открытиям, позволяет говорить об этой отрасли человеческой деятельности и как об искусстве.

    Итак, педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства, поскольку

    • нередко они протекают неосознанно.

    • Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в образной форме (от «Сороки-вороны» до «Тимура и его команды»).

    • Иногда происходят интуитивные открытия (например, «опорные сигналы» Шаталина не что иное, как легализованная шпаргалка).

    • В педагогике, как и в искусстве, для успеха необходимы не только знания и умения, но и особые (педагогические) способности.


    Основные категории педагогической науки

    Философия определяет педагогику как категорию вечную и всеобщую:

    1. Воспитание, как процесс передачи опыта существует – как мы убедились – и у высших животных. Следовательно. Как тип деятельности воспитание даже старше чем homo sapiens.

      • Термин возник в Древней Греции ок.V в до н.э.

      • До XVI-начала XVII в.в. педагогика как наука является частью философии, не выделена из общегуманитарных знаний.

      • В настоящее время термин оспаривается в силу архаизма и размытости понятия (на Западе изучают отдельные отрасли педагогических знаний).

    2. Воспитание как процесс свойственно любой ступени развития общества и любому этапу индивидуального развития.

    3. Воспитание имеет конкретно исторический характер, поскольку, как мы уже говорили, является в некотором смысле актом социального самовоспроизводства общества.


    Основные категории педагогической науки:

    ВОСПИТАНИЕ – в широком смысле – передача жизненного опыта;

            • в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.

    ОБРАЗОВАНИЕ – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все

    выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление) Следовательно,

    образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.

    ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика.

    РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей

    ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических

    стереотипов в интеллектуальной и нравственой сферах

    САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические

    процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности)
    Связь педагогики с другими науками.

    Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.


    Науки о человеке как социальном существе

    Науки о человеке как биологическом существе


    Точные науки, техника

    История

    Философия

    Психология

    Социология

    Искусствознание

    Этнография

    Экономика

    Политология

    Религиоведение

    И т.д.

    Биология

    Медицина

    (анатомия

    физиология

    мед.психология

    радиология

    и т.д.)

    Математика

    статистика

    Т С О

    Технич. ср-ва фиксации:

    кино-, фото-,

    звуко-,

    видеозапись


    С

    Общая педагогика


    История педагогики

    этнопедагогика
    истема педагогических наук



    Сравнительная педагогика





    Педагогика семьи


    Дошколь-ная пед-ка


    Профессиональная педагогика



    дефектология

    Школо-ведение


    дидактика


    Педагогика высшей школы
    логопедия тифлопедагогика

    сурдопедагогика

    теория олигофренпедагогика

    и практика воспитания



    искусства

    труда

    социальной деятельности

    физкультуры и спорта

    досуговой деятельности

    учебной и

    познавательной

    деятельности


    Специфика профессиональной деятельности преподавателей и выпускников нашего вуза позволяет говорить о таком явлении, как артпедагогика.

    На основе материалов лекции попробуйте дать определение понятию артпедагогика.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

    1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.

    2. Что характеризует педагогику как научную деятельность? Приведите примеры из педагогической деятельности в рамках вашей специализации.

    3. Что сближает педагогическую деятельность с искусством? Приведите примеры из вашего личного опыта ученика и воспитанника.

    4. Охарактеризуйте основные категории педагогической науки и проиллюстрируйте их примерами из области педагогики искусства.

    5. На примере изучения белорусской народной педагогики проследите связь педагогической науки с другими отраслями знания.

    6. На примере курсовых работ студентов своей (и, если возможно параллельной) группы покажите дифференциацию современного педагогического знания.


    Тема 2.Дидактика: предмет, задачи, основные категории

    ПЛАН

    1. Предмет, основные категории, задачи дидактики.

    2. Этапы усвоения знаний

    3. Принципы обучения и их реализация в процессе художественного образования.

    4. Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества

    5. Документы и материалы, отражающие содержание образования.


    Предмет дидактики.

    Термин «дидактика» введен в XVII в. Я.А.Коменским. «Ди даре» по-гречески означает «я учу». Коменский определяет дидактику как «искусство учить всех всему».

    В современной науке дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

    П
    Проследите эти вопросы на примере различных ступеней обучения искусству
    рактика учения ставит перед нами вопросы, на которые дают ответы соответствующие разделы дидактики:

    -Для чего учить? -Цели, задачи обучения

    -Чему учить? - Содержание образования

    - Как учить? - Формы и методы обучения

    Основные категории дидактики

    ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ – это процесс взаимодействия учителя и учащихся

    ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – это система взаимосвязанных требований к учебному процессу

    СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – это система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика

    ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ – особенности объединения учащихся для учебных занятий

    Задачи обучения

    1. Вооружение учащихся суммой знаний, необходимых для жизни и профессиональной деятельности в современном обществе

    2. Развитие мышления и формирование интеллектуальных умений и навыков (память, логическое мышление, дедуктивные и индуктивные умозаключения, умение работать с информацией, поступающей через различные каналы восприятия и т.д.)

    3. Развитие творческих способностей и творческого мышления (ассоциативное и дивергентное мышление, освобождение от стереотипов восприятия и мышления; наука об этом – эвристика, система практических действий – ТРИЗ)

    4. Развитие познавательной активности и формирование познавательных интересов

    Этапы усвоения знаний (на примере работы над курсовой)

    В
    Студенты слушают объяснение и вспо-минают прежний опыт написания рефе-ратов и контрольных работ
    ОСПРИЯТИЕ

    (непоср.ощущения и личный опыт)





    Студенты понимают, что курсовая по педагогике предъявляет к ним новые требования: проверение исслед-я



    ПОНИМАНИЕ

    Установление связей м/явл-ми





    Студенты решают, что с этой работой придется повозиться (или обдумывают способы обойти требования)



    ОСМЫСЛЕНИЕ

    Складывается отношение к изучаемому





    У студентов формируется ориентация на выбор темы: полегче или поинтереснее



    ОБОБЩЕНИЕ

    Новые сведения включаются в систему зн-й



    В процессе индивидуальных консультаций

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    Повторение. Запоминание



    В процессе выполнения работы

    ПРИМЕНЕНИЕ
    В процессе обучения, если мы не получаем ожидаемого результата, надо прежде всего проверить: не упущен ли один из этапов обучения

    Принципы обучения

    По-латыни principium – основа, первоначало. В педагогике под принципами понимают систему базовых идей педагогического процесса.. Дидактические принципы можно рассматривать с трех сторон:

    Во-первых, это система требований к организации учебного процесса, обеспечивающая его продуктивность.

    Во-вторых, эта система возникла не волюнтаристски, а в результате долгих наблюдений и отражает объективные закономерности процессов усвоения, запоминания, забывания и иных психических реалий учения.

    В-третьих, знание принципов построения учебного процесса позволяет конструировать и анализировать преподавательскую деятельность, а также давать ей оценку и вносить необходимые коррективы.

    Дидактические принципы разрабатывались на протяжении столетий. В их вычленение и формулирование внесли свой вклад такие выдающиеся педагоги, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др.

    К числу принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования можно отнести:

    НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – требует опоры на современный уровень научных достижений в области содержания предмета и методики его преподавания

    ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ – требует интеграции учебной и практической деятельности.

    СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – (на практике разработан и внедрен Коменским)

    Для преподавания точных и естественных наук характерен линейный вариант реализации этого принципа.

    В преподавании предметов эстетического цикла этот принцип реализуется циклично.

    ДОСТУПНОСТЬ – следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых ( а в особенности исполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню эмоционального опыта.

    НАГЛЯДНОСТЬ. Можно выделить виды наглядности в соответствии с каналами поступления информации: аудиальная, визуальная, аудио-визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и др.

    УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Уже Коменский пытался выделить типологию учеников. Ныне наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в сумме обеспечивают индивидуальный подход.

    ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ обеспечивает целостность развития личности учащихся. Термин введен И.Ф.Гербартом.

    СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. данный принцип тесно связан с мотивацией учения. У процесса учения всего два ведущих мотива: интерес и ответственность.

    Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества

    Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по применению знаний. НАВЫКИ – это умения. Доведенные до автоматизма. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля.

    Художественное образование осуществляется в нашей стране на трех уровнях:

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем.

    УГЛУБЛЕННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного творчества путем углубленного (предпрофессионального обучения основам искусств и активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий во внешкольных учреждениях и специальных школ системы Мин.Культ-ры.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования.

    Этапы получения образования ( проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства):

    Д
    Система непрерывного образования
    ошкольный

    Школьный

    Предпрофессиональный (ср. специальное образование)

    Профессиональный (высшее образование)

    Послевузовский (пов. квалификации и переквалификация, а также магистратура, аспирантура, докторантура

    Образование пенсионеров

    Документы и материалы, отражающие содержание образования.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

    Компоненты:

    Базовый – обязателен для всех учреждений, обеспечивающих среднее образование;

    Дифференцированный – позволяет осуществить дифференциацию образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся

    Школьный – позволяет школам отразить местную специфику, в соответствии с потребностями и возможностями региона.

    Типы учебных планов:

    Типовой – разрабатывается Министерством образования и предлагается всем учебным заведениям школьного типа

    Индивидуальный – разрабатывается лицеями, гимназиями и колледжами и утверждается на уровне городских, областных и республиканских органов нар. обр-я (в зависимости от подчинения)

    УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

    СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую цель обучения в рамках каждого типа обучения или специализации.

    УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ. Жанры:

    • учебник,

    • учебная книга,

    • учебное пособие,

    • методическое пособие,

    • методическая разработка (методич. рекомендации).


    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ


    1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.

    2. Приведите и объясните пример педагогической ошибки, произошедшей из-за несоблюдения правильной последовательности этапов усвоения знаний.

    3. На основе собственного опыта художественного образования приведите примеры реализации принципов дидактики в учебном процессе.

    4. Объясните, зачем необходим каждый из уровней художественного образования, осуществляемого в нашей стране.

    5. Охарактеризуйте каждый вид документов, отражающих содержание образования, на примере содержания образования по своей специализации.

    Тема 3. Дидактика : формы и методы

    организации учебного процесса

    ПЛАН

    1. Формы организации учебного процесса и их реализация в сфере художественного образования.

    2. Классификации методов образования и их воплощение в сфере художественного образования.

    3. Урок как основная единица современного образовательного процесса. Типы уроков искусства.

    В зависимости от типа учреждения и целей учебного процесса современная система художественного образования подразделяется на

    Академические – предполагают строго очерченные содержание, сроки его реализации, формы и требования к контролю за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического документа, подтверждающий успешное окончание образования.

    Досуговые – более или менее строго очерчивают лишь содержание образования. Остальные требования либо носят весьма свободный характер (сроки реализации, формы контроля), либо имеют стимулирующий характер (контроль, документы, подтверждающие получение образования).

    В зависимости от количества учеников, с которыми работает преподаватель, формы обучения можно подразделить на коллективные, групповые и индивидуальные:





    Академические

    Досуговые


    Коллективные


    Урок

    Лекция

    Конференция

    Концерт

    Праздник

    Лекция-концерт (в т.ч. «Свет и звук»)

    Парк

    Выставка

    Фестиваль


    Групповые

    Семинар

    Факультатив

    Лабор. занятия

    Студия, секция

    Экскурсия

    Кружок


    Индивидуальные

    Инд. занятия

    Дом. задания

    Экзамен

    Зачет

    Консультация

    Инд. занятия

    Инд. работа на дому с детьми, инвалидами, престарелыми

    Интернет

    Наиболее распространенная в наши дни классно-урочная форма организации занятий предполагает:

    • Разделение учеников на группы (классы) по годам обучения;

    • Работа с группой (или индивидуально) по строгому расписанию, определяющему начало, конец и содержание (предмет) урока.

    Такая форма была детально разработана и описана в начале XVII в. Я.А.Коменским и, просуществовав 300 лет, начинает на наших глазах разрушаться. Происходит взаимопроникновение досуговых и академических форм. Индивидуальные формы занятий становятся все более востребованными и развиваются на новой технологической основе: видео, аудио, компьютерные обучающие и тестирующие программы.

    Традиционная структура урока (разработана в начале XIX в. Гербартом):

    • О
      Приведите примеры из области знакомого вам типа художественного образования
      рг.момент

    • Повторение пройденного

    • Объяснение нового материала

    • Закрепление

    • Дом.задание

    Иные типы уроков:

    Урок-экскурсия

    Урок-конференция

    Урок-концерт

    Урок-репетиция

    Контрольный урок и т.д.

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    Существует множество классификаций методов обучения. В зависимости от основания классификации можно выделить следующие:

    По источнику получения знаний

    • Словесные

    • Наглядные

    • Практические

    По целям учебного процесса

    • Методы ознакомления с новым материалом

    • Методы закрепления полученных знаний

    • Методы контроля за усвоением знаний

    По типу деятельности учащихся

    • Репродуктивные – воспроизводят действия и суждения педагога;

    • Проблемно-поисковые – субъективно моделируют процесс научного или творческого поиска на основании существующих образцов (открытий, изобретений, шедевров);

    • Творческие – включают учащихся в процесс реального творчества в сфере исследовательской, изобретательской или художественно-творческой деятельности.

    На практике методы обучения взаимодействуют между собой:

    Методы ознакомления Репродуктивные

    с новым материалом


    Проблемно-поисковые

    Методы закрепления

    полученных знаний
    Методы контроля Творческие

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ


    1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.

    2. Приведите примеры организации академических и досуговых форм обучения по одному из видов художественного творчества. Сравните эти формы художественного образования на основе приведенного примера.




    1. На основании знакомого вам процесса художественного образования приведите примеры использования различных методов обучения ( по отдельности и во взаимосвязи)




    1. По материалам раздела «История педагогики» проследите использование различных методов обучения и контроля в разные исторические эпохи.

    Тема 4. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

    ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

    ПЛАН


    1. Педагогическая сущность понятия «воспитание»

    2. Проблема целей воспитания в педагогике. Историческая динамика целей воспитания.

    3. Задачи воспитания в свете общечеловеческих ценностей.

    4. Принципы воспитания


    Мы уже говорили на первой лекции о воспитании в самом широком смысле – как о процессе передачи социального опыта. Но воспитание можно рассматривать и в узком смысле, в том, в котором мы обычно сопоставляем или даже противопоставляем два процесса: воспитание и образование.

    Например, по В.И.Далю

    ОБРАЗОВАННЫЙ – обогащенный сведениями (противоположность – невежда);

    ВОСПИТАННЫЙ человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположность – невежа).

    Следовательно, воспитанный человек подчиняется неким правилам (нормам, моделям поведения), существующим в современном ему обществе. Поэтому процесс воспитания может отчасти рассматриваться как процесс формирования динамических стереотипов, которые проявляются в виде навыков и привычек поведения. (Вспомним построенные на несоответствии сформированных в разных обществах привычек кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» или «Человек ниоткуда»).

    Современная педагогика определяет воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности воспитанника по овладению социальным опытом.

      1   2   3   4   5   6   7
    написать администратору сайта