Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Информатика
Начальные классы
Биология
Медицина
Вычислительная техника
Сельское хозяйство
Ветеринария
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
История
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Электротехника
Автоматика
Связь
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Искусство
Культура
Логопедия
География
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Языки народов РФ
Социальному педагогу
Обществознание
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Грачева Конспект по проф пед для ФЗО. Конспект лекций по профессиональной педагогике студент группы фзо уч год


НазваниеКонспект лекций по профессиональной педагогике студент группы фзо уч год
АнкорГрачева Конспект по проф пед для ФЗО.doc
Дата01.05.2018
Размер482 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГрачева Конспект по проф пед для ФЗО.doc
ТипКонспект лекций
#16666
страница1 из 3
  1   2   3

БГУ культуры и искусств

Кафедра психологии и педагогики

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Студент… ……..группы ФЗО …………………………………………………

20__/__ уч.год

Автор: доцент Ольга Олеговна Грачёва
Введение. Искусство, художественная культура являются сущностной основой деятельности БГУ культуры и искусств, определяя содержание общеобразовательных и профильных дисциплин. Диапазон профессий и функций, к которым готовятся студенты, достаточно широк: это создатели, исполнители, исследователи, популяризаторы разных видов искусств и отраслей художественной культуры. В рамках каждой из перечисленных функций можно выделить аспект, связанный с педагогической деятельностью, осуществляемой средствами искусства или артпедагогикой. Значительная часть выпускников БГУКИ включается в процессы художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемые как в рамках академического учебно-воспитательного процесса, так и в рамках досуговой деятельности.

Дисциплина «Профессиональная педагогика» опирается на освоение большого блока общих и специальных психолого-педагогических дисциплин (общая, возрастная и социальная психология, педагогика, методика преподавания специальных дисциплин), помогает подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики и, в конечном счете, к деятельности в качестве преподавателя специиальных дисциплин в сфере искусства.

Предметом анализа, позволяющим понять сущность и закономерности процессов артпедагогики, является прежде всего личный опыт ученичества в системе художественного образования, которым обладает каждый, кто учится в БГУКИ. Анализ указанного опыта, вычленение из него типичных педагогических ситуаций призваны стимулировать профессиональную рефлексию, формировать основы педагогического мастерства артпедагога.

Основной целью изучения курса профессиональной педагогики является формирование и развитие у студентов профессиональной ком­пе­тент­ности, позволяющей им решать практические и теоретические задачи в сфере художественно-педагогической деятельности.
Тема 1. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПЛАН

  1. Сущность современной педагогики искусства (АРТПЕДАГОГИКИ)

  2. Соотношение понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование».

  3. Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства.

  4. Задачи художественного образования и эстетического воспитания на разных уровнях учебно-воспитательного процесса


1. Сущность современной педагогики искусства

  • Педагогика искусства наблюдает и изучает взаимодействие в системе:

человек мир эстетических ценностей

  • Эстетическое сознание – это оценочное сознание; ярче всего оно проявляется в момент осознания и выявления (вербального или невербального) эстетической оценки.

  • Эстетическая оценка – результат цивилизационного процесса: ее характер, объекты, получающие эстетическую оценку, имеют историческую динамику и отражают своеобразие национальных культур.

  • Педагогика искусства в конце ХХ в. выделилась в самостоятельную область профессиональной педагогики и все чаще именуется АРТПЕДАГОГИКА


Приведите примеры исторической динамики и национального своеобразия эстетической оценки каких-либо объектов (пейзаж, внешность человека, его поступки и т.д.)


Процесс художественного образования можно представить в виде простой схемы, включающей процессы формирования


ЗНАНИЙ





ТЕОРИИ








УМЕНИЙ


В ОБЛАСТИ


ИСТОРИИ

ИСКУССТВА

НАВЫКОВ





ПРАКТИКИ






Проиллюстрируем это простыми примерами из области знакомых вам явлений:

  • Я знаю ………………………………………………………………..

  • Я умею…………………………………………………………………

  • У меня есть навык (узнавания, объяснения, исполнения,)…………………………………………………………..

В отличие от художественного образования, которое можно ограничить четкими рамками формирования определенных характеристик, процесс эстетического воспитания охватывает всю личность воспитанника. Современная педагогика формулирует его как формирование личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в социуме, природе, искусстве; личности, стремящейся созидать и сохранять эстетические ценности в своей практической деятельности
2.Соотношение понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование»

Соотношение процессов художественного образования и эстетического воспитания нередко являлось предметом профессиональных дискуссий:

1.художественное обра-зоване полностью обеспечивает эстетическое развитие личности

2. художественное обра-зование и эстетическое воспитание – разные педагогические процессы

3. художественное обра-зование и эстетическое воспитание в чем-то совпадают, я в чем-то разнятся

Современная артпедагогика считает, что между собой процессы художественного образования и эстетического воспитания соотносятся как взаимосвязанные, но не рядоположенные

3. Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства

Виды эстетической деятельности можно классифицировать по разным основаниям. Прежде всего, рассмотрим классификацию по характеру деятельности субъекта воспитательного процесса. Здесь можно выделить три вида эстетической деятельности:

перцептивная, т.е. восприятие искусства

когнитивная, т.е. познание искусства

креативная, т.е. самостоятельное творчество


Приведите примеры трех видов эстетической деятельности применительно к тому виду художественного творчества, который вы изучаете в университете


Другая, не альтернативная, а дополняющая первую классификация основывается на различии образов, создаваемых в процессе художественного творчества. В их дифференциации важную роль играет феномен хронотопа, т.е. соотношения пространства/времени. В этой классификации выделяют пять видов художественно-творческой деятельности:

  • литературное творчество (создает универсальные образы);

  • изобразительное творчество (создает пространственные образы);

  • музыкальное творчество (создает временные образы);

  • театральное творчество (создает пространственно-временныеобразы);

  • техногенное творчество (создает образы, чьи выразительные средства зависят от возможностей техники: радио, кино и т.п.). Их можно назвать виртуальными образами


Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. на перцептивном, когнитивном и креативном
ФУНКЦИИ АРТПЕДАГОГИКИ:





профессиональный

уровень


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Характеристики

АКАДЕМИЧЕСКИЕ

ДОСУГОВЫЕ

Приоритетные цели

Образовательные

(знания, умения, навыки) и

профориентационные

(подготовка к поступлению на следующий уровень образования)

Развивающие и профориентационные

(развитие и диагностика общих и специальных склонностей, способностей, анализ соотношения этих качеств)

Содержание образования

Стандартизованное, ориентированное на преемственность ступеней образования

Гибкое, индивидуализированное с учетом своеобразия личности учеников и педагогов

Сроки обучения

Стандартизированы

Индивидуализированы

Формы контроля за результативностью образовательного процесса

Зачеты, экзамены, защиты

Выставки, концерты, фестивали, конкурсы

Формы фиксации результатов контроля

Документ государственного образца, имеющий юридическую силу

Стимулирующие: дипломы, грамоты, благодарности и т.п.

Задачи художественного образования и эстетического воспитания

на разных уровнях учебно-воспитательного процесса

Уровни:

Задачи:

Базовый

Формирование гармоничной креативной личности

Углублённый или предпрофессиональный

Профессиональная ориентация

Профессиональный

Подготовка к самостоятельному творчеству и/или деятельности в сфере артпедагогики

Проанализируйте:

  • какого уровня художественное образование вы получили

……………………………………………………………………………

  • на каком уровне художественно-образовательного процесса вы хотели бы работать

……………………………………………………………………………

Тема 2. Методологические основы теории и практики современного эстетического воспитания

ПЛАН

  1. Ценности культуры как предмет педагогического анализа

  2. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования

  3. Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками

  4. Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира


Система эстетического воспитания призвана обеспечивать инкультурацию личности, т.е. постижение воспитанниками ценностей культуры. Не стоит путать это явление с социализацией. В процессе социализации человек осваивает нормы поведения, характер деятельности в современном ему обществе. В процессе инкультурации осознает иерархию ценностей в том же обществе.

Рассмотрим аксиологические аспекты понятия культура.
КУЛЬТУРА


Система материальных и духовных ценностей человечества

Деятельность человека по созданию культурных ценностей

Освоение ценностей культуры




ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

НАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Нравственные

Произведения искусства

Открытия

Религиозные

Образы искусства

Изобретения

Правовые (юридические)

Эстетически осмысленные явления природы

Система научных взглядов

Приведите примеры взаимосвязи и взаимопроникновения духовных ценностей, относящихся к разным группам, в процессе эстетического воспитания:

Эстетические представления человечества эволюционировали вместе с ним. Каждая новая эпоха открывала новые объекты для любования и художественно-образного осмысления.

Приведите примеры исторических изменений в эстетическом осмыслении какого-либо объекта (красота природы, красота женщины и т.д.). Подумайте, какие задачи ставит знание об эволюции эстетических ценностей перед артпедагогом
2. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования

Эстетическое сознание проявляет себя в оценке, которую мы даем явлениям окружающего мира (природа, социум и, конечно же, – искусство).

Характер эстетической оценки передают категории

прекрасного и безобразного,

возвышенного и низменного,

трагического и комического,

а также

ужасного

Артпедагог использует различные понятия для обозначения указанных категорий в зависимости от возраста и эстетического развития воспитанников. Важной педагогической проблемой является формирование адекватной эстетической оценки непривычных для воспитанников объектов.

Следует учитывать исторические, национальные, региональные, социокультурные детерминанты восприятия эстетических категорий.


Приведите примеры произведений разных видов художественного творчества, которые можно охарактеризовать с помощью этих категорий.

Приведите примеры неадекватной реакции аудитории на явления прекрасного, трагического и дайте им педагогическую оценку



Для формирования полноценной, социально ответственной личности важно обращать внимание воспитанников на взаимосвязь этических и эстетических ценностей.

Приведите примеры

взаимосвязи этических и эстетических категорий и ценностей в искусстве и предложите прием исполь-зования этой взаимосвязи в системе художественного образования.
3. Функции искусства в социуме как объект теоретического и практического освоения воспитанниками.

Инкультурация личности осуществляется через освоение всего разнообразия функций искусства в социуме:

  • эстетическая

  • гедонистическая

  • креативная

  • когнитивная

  • развивающая

  • воспитывающая

  • коммуникативная

  • рекреационная

  • компенсаторная (реабилитационная)

  • проективная

4. Своеобразие процессов художественно-образного и научного освоения мира; влияние этих различий на организацию эстетического воспитания и художественного образования.

Наука и искусство как способы познания
и освоения мира


НАУКА

ИСКУССТВО

Опирается на факты и закономерности

Опирается на художественные образы

Движется от рациональных усилий к эмоциональной оценке результатов

Движется от эмоциональной оценки явлений к их образному, а затем рациональному анализу

Создает преходящие (устаревающие) ценности

Создает непреходящие (вечные) ценности


Преподавать искусство средствами искусства означает

  • Опираться на специфику художественно-образного освоения мира

  • Моделировать все разнообразие функций искусства в деятельности

  • Пользоваться выразительной речью и профессиональной лексикой

  • Выявлять взаимосвязь и взаимовлияние эстетических, этических и научно-технических ценностей


Творческое задание: разработайте фрагмент урока по одному из специальных предметов вашего творческого профиля с учетом вышеизложенных требований

  1   2   3
написать администратору сайта