Главная страница
Навигация по странице:

  • Конспект занятия внеурочной деятельности надпредметного курса «Мир деятельности» ( 3 класс)

  • Тема: «Учусь наблюдать». Цель

  • Оборудование

  • П—9.1.

  • П—9.7.

  • Основные структурные элементы урока

  • Ход занятия 1. Мотивация к учебной деятельности.

  • 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Наблюдать – внимательно следить глазами… или воспринимать, замечать какое-либо свойство… или исследовать, изучать

  • 3.Выявление причины затруднения.

  • 4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • 5. Реализация построенного проекта.

  • Ребята, для учебного наблюдения всегда ставится цель!

  • Физкультминутка про бабочку

  • 7. Включение в систему знаний.

  • 8 .Рефлексия деятельности на уроке.

  • Конспект занятия внеурочной деятельности надпредметного курса «Мир деятельности» по теме "Учусь наблюдать". Конспект занятия внеурочной деятельности надпредметного курса «М. Конспект занятия внеурочной деятельности надпредметного курса Мир деятельности ( 3 класс) Учитель


    Скачать 3.79 Mb.
    НазваниеКонспект занятия внеурочной деятельности надпредметного курса Мир деятельности ( 3 класс) Учитель
    АнкорКонспект занятия внеурочной деятельности надпредметного курса «Мир деятельности» по теме "Учусь наблюдать"
    Дата20.09.2017
    Размер3.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект занятия внеурочной деятельности надпредметного курса «М.doc
    ТипКонспект
    #57136
    КатегорияВоспитательная работа

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 10


    СОГЛАСОВАН: УТВЕРЖДЁН: зам директора по УВР директор МОУ «СОШ№10»

    _________ Тарасова И. ________ Богуцкая Г.С.

    Конспект

    занятия внеурочной деятельности

    надпредметного курса «Мир деятельности»
    ( 3 класс)
    Учитель:

    Ивашова Т.В.,

    учитель начальных классов
    г. Печора

    2016 год
    Тема: «Учусь наблюдать».

    Цель: Сформировать представление о методе наблюдения как общенаучном методе познания окружающего мира. Построить простейший алгоритм проведения наблюдения в учебной деятельности и сформировать положительный опыт его применения.

    Оборудование:

    1. Демонстрационный материал 3-го класса: Эталон «Сравнение объектов». Эталон «Алгоритм наблюдения».
    2. Печатные материалы:

    П—9.1. Карточки со словами «наблюдение» и «алгоритм сравнения».

    П—9.2. Образец для проверки задания № 1.

    П—9.3. Цель урока.

    П—9.4. Средства и план открытия.

    П—9.5. Карта наблюдений и шаги алгоритма (по количеству групп).

    П—9.6. Карточки для игры «Кто найдёт ошибку».

    П—9.7. Образец для проверки задания № 2.

    П—9.8. Фотография А. Флеминга.
    3. Наклейки к уроку 9 «Учусь наблюдать» (в учебном пособии).

    4. Эталон к уроку 9 «Учусь наблюдать» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).

    5. Презентация к уроку

    6. Клей для работы групп.

    7. Два апельсина одинакового размера

    8. Видеофильм «Стадии развития бабочки»
    Основные структурные элементы урока:

    1. Новое знание урока заключается в понятии «наблюдать» и в алгоритме наблюдения.

    2. Задание на пробное действие: составить алгоритм для проведения наблюдения.

    3. Фиксация затруднения: «Я пока не могу составить алгоритм наблюдения»

    4. Фиксация причины затруднения: «Я не знаю алгоритма наблюдения».

    5. Цель деятельности учащихся: «Построить алгоритм наблюдения и разобраться, как им пользоваться».

    6. Фиксация нового знания осуществляется с помощью эталона «Алгоритм наблюдения», в котором зафиксирован сам алгоритм и карта фиксации результатов.


    Ход занятия

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Наше новое занятие я начну стихотворением:

    Носит одуванчик

    Желтый сарафанчик.

    Подрастет-нарядится

    В беленькое платьице:

    Легкое, воздушное,

    Ветерку послушное.(слайд)
    -Красивое стихотворение?

    - А как по- вашему, чтобы написать такое стихотворение, автору нужно быть каким человеком? (наблюдательным).

    -А зачем в жизни мы пользуемся наблюдением? (чтобы узнать что-то новое)

    -Верно, с помощью этого метода можно открыть для себя много нового. В жизни случаются ситуации, которые не описаны в учебниках и энциклопедиях, и некуда посмотреть. Один из способов получения знаний в этом случае – пронаблюдать.

    -Как вы думаете, кто пользуется методом наблюдения? (ученые)

    -А на каком уроке вы уже сталкивались с наблюдением как ученые? (на уроках окружающего мира, когда изучали погоду, свойства воды, воздуха, почвы)

    -Сегодня, мы вновь будем в роли учёных и, как вы уже догадались, будем узнавать что-то новое о наблюдении. Но сначала нам нужно вспомнить то, что мы изучали на предыдущих занятиях.

    2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

    Мы сейчас уточним, что значит наблюдать и вспомним алгоритм сравнения. ( дети вспоминают алгоритм)

    -Попробуйте продолжить предложение: «Наблюдать – это значит…» (ответы учащихся)

    -Спасибо за ваше мнение. Вспомните, где мы можем узнать точную формулировку значения слова? (в словаре, в интернете, у взрослых и т.п)

    -Верно. Давайте уточним наше понимание этого слова в словаре Т.Ф Ефремовой. (Наблюдать – внимательно следить глазами… или воспринимать, замечать какое-либо свойство… или исследовать, изучать). (слайд…)

    -Для учеников, также как и для ученых, важны все 3 значения данного слова. Особенно, когда вы проводите исследование!

    Что означает слово «наблюдать», мы выяснили, а сейчас вспомним алгоритм сравнения объектов, т.к. сегодня на занятии вам пригодится умение сравнивать. Но наш алгоритм рассыпался, вам нужно его восстановить. Проверим по слайду.

    1. Мысленно анализирую объекты

    2. Фиксирую названия свойств, по которым буду сравнивать.

    3. Сопоставляю свойства объектов.

    4. Устанавливаю различные и одинаковые свойства.




    Алгоритм сравнения мы повторили, а теперь, пользуясь этим алгоритмом, выполните задание №1 в вашем учебном пособии.

    -Прочитайте задание.

    - Как вы поняли, что надо сделать в задании?( Провести сравнение, выбрать правильные ответы, дописать необходимое).(слайд..)

    -работаем сначала в 1 таблице. (проверка по слайду)

    - А сейчас давайте запишем во вторую таблицу различные и одинаковые свойства.

    Сделайте вывод о сравнении. ( слайд)

    -У кого задание выполнено верно? Поднимите руку.

    -Кто ошибся? Какие ошибки вы допустили?

    -Молодцы! Мы уточнили - что значит «наблюдать» и вспомнили как сравнивать объекты.

    -А теперь я предложу вам новое задание. Как оно называется? (пробное действие)

    -Давайте вспомним предыдущие занятия: «Учусь сравнивать», «Учусь обобщать», «учусь моделировать». В каждом из занятий вы составляли новый алгоритм.

    - А как вы думаете, для проведения наблюдения нужен алгоритм? (да)

    - Ребята, а что такое алгоритм? ( Алгоритм - это последовательность действий для достижения цели) (вывесить на доску)

    -Значит, для чего нужен алгоритм наблюдения? (чтобы правильно провести наблюдение и чтобы понимать, что необходимо сделать)

    - А сейчас вспомните уроки окружающего мира, на некоторых из них мы проводили наблюдение, например, когда изучали свойства воды.

    - Вспомните, как мы это делали, и попробуйте самостоятельно составить алгоритм наблюдения. (2 мин)

    Подумайте, из каких шагов состоит алгоритм наблюдения.

    -Поднимите руки те, кто не смог выполнить задание?

    - В чем ваше затруднение? ( Мы не можем составить алгоритм наблюдения)

    -Поднимите руки те, кто выполнил задание?

    -А ваше затруднение в чём? ( Мы не можем обосновать, у нас нет эталона)

    При ответах учащиеся опираются на эталон, изученный во 2 классе, который есть на доске.

    3.Выявление причины затруднения.

    У вас у всех возникло затруднение.

    -Что вы не можете сделать? (мы не можем составить алгоритм наблюдения)

    -Почему так вышло? ( мы этого не изучали)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    -Какую цель перед собой поставим? (построить алгоритм наблюдения и разобраться, как им пользоваться) (вывешиваю на доску)

    -Какова будет тема занятия? «Учусь наблюдать» (Учитель прикрепляет тему занятия на доску).

    5. Реализация построенного проекта.

    Открытие вы будете делать необычным образом. Я сегодня буду в роли помощника, а вы в роли ученых-наблюдателей.

    –Хотите узнать, за кем вы будете сегодня наблюдать? (да) Отгадайте загадку:

    Яркая, нарядная, Лёгкая, приятная,

    На траву садится,

    В цветочек превратится! (бабочка)(слайд)


    Молодцы! Вы будете наблюдать за развитием бабочки. Летом многие гуляли на лугу и видели много разных видов бабочек. А как развивается бабочка, мы пока не знаем.

    Предлагаю вам следующие ключи для открытия:

    • видеофильм о жизни бабочки,

    • заполненную карту наблюдения ученого-профессора Ивана Енотова

    • шаги алгоритма наблюдения.




    -Скажите, а как мы будем действовать, чтобы достичь цели? (по плану)

    Давайте прочитаем план нашей работы: (слайд…)

    Какой 1 пункт плана? ( Выполняю наблюдение за развитием бабочки. (на доску вывешиваю) Т.е. вам надо просмотреть видеофильм о жизни бабочки)

    -А ученый Енотов просто так начал смотреть за бабочкой или у него была цель? (была цель) Верно. Ребята, для учебного наблюдения всегда ставится цель!

    -Предположите какую цель он перед собой поставил? ( изучить как появляется на свет бабочка )

    -У нас будет эта же цель при просмотре фильма? (да)

    -Давайте ее проговорим.

    -Ученые наблюдают этот процесс в жизни в среднем 2-3 недели. Вы же будете наблюдать за процессом в ускоренном режиме.

    Просмотр видеофильма

    .-Выполнили 1-ый шаг плана? (да)

    -Поставим + напротив 1 пункта.

    -Какой 2-ой шаг необходимо реализовать? (Соотнести шаги алгоритма с картой наблюдения).

    Работатьвы будете в группах. У каждой группы есть таблица с шагами алгоритма и описанием увиденного в фильме. Вы должны выстроить эти шаги в логической последовательности и наклеить их в пустые ячейки. После выполнения задания учащиеся озвучивают свои результаты. -Приступайте. (5 мин)


    Описание наблюдения

    ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ: изучить, как появляется на свет бабочка

    ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ: бабочка

    РЕЗУЛЬТАТЫ:

    1-я стадия: яйцо

    2-я стадия: гусеница

    3-я стадия: куколка

    4-я стадия: бабочка


    ВЫВОДЫ: Бабочка проходит 4 стадии в развитии для того, чтобы появиться на свет.

    После выполнения задания представитель каждой группы озвучивает результат.

    Беседа:

    - Какой шаг алгоритма вы приклеили первым? (выбираю объект)

    -Какой шаг второй? (провожу наблюдение и фиксирую результаты)

    -Какие результаты зафиксировали ученые в нашем наблюдении? (стадии развития бабочки) Назовите их.

    -Как звучит последний шаг нашего алгоритма? (формулирую вывод)

    -Какой вывод сделали ученые? (бабочка проходит 4 стадии в развитии для того, чтобы появиться на свет)

    -Молодцы! Вы справились с заданием. Поставим + напротив 2 пункта плана.

    Остался лишь последний шаг нашего плана. Как он звучит? (составляем эталон)

    -Теперь вам будет легче составить эталон, опираясь на восстановленные шаги.

    -С чего началось наблюдение? (поставили цель)

    - Какой 1 шаг алгоритма? (выбираю объект наблюдения )

    -2-ой шаг? (Провожу наблюдение и фиксирую результаты )

    -3-ий шаг: (Формулирую вывод)

    - Кто догадался, что мы с вами только что составили? (Эталон =Алгоритм наблюдения) (слайд…) Молодцы! Поставим + напротив 3 пункта плана.

    Первичное закрепление.

    -Теперь мы попробуем этот алгоритм запомнить.

    Игра « Кто найдет ошибку» (слайд…)

    - Вы были внимательны, теперь приклейте наклейки в вашей тетради, составьте эталон. (на доску вывешиваю)

    Физкультминутка про бабочку

    Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

    Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)

    Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

    Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)

    Солнце утром лишь проснется, ( руками помахать)

    Бабочка кружится, вьется. (покружиться)
    -Давайте проговорим наш эталон друг другу.( работа в парах)

    Алгоритм наблюдения мы запомнили, но нам нужно научиться пользоваться этим алгоритмом. Работать вы будете опять в парах.

    - Как настоящие ученые-исследователи, мы проведем опыт. В процессе опыта вам необходимо все очень внимательно наблюдать и заполнить карту наблюдения по записанному вами алгоритму.

    - Вы готовы принять участие в исследовании?

    Объект, который мы выберем для наблюдения, скрыт в загадке. Давайте ее разгадаем и узнаем, что это за объект.

    В ярко рыжей кожуре

    Вырастает на жаре.

    Круглый, вкусный "витамин", 

    Это сочный … (АПЕЛЬСИН) ( показать)


    -Верно, мы будем наблюдать за апельсином.

    Цель нашего наблюдения: проверить гипотезу, что апельсин всегда плавает на поверхности воды. Кто согласен с этим? А кто нет? Вот и проверим.

    -С какого шага алгоритма начнем? ( Что наблюдаю, т. е. выбираю объект)

    -А на втором шаге? (начинаем наблюдение и запишем результат )

    -Что вы будете наблюдать?

    -На третьем шаге? (вывод )

    Учитель ставит перед учениками миску с водой. Далее в прозрачный сосуд с водой опускается апельсин в кожуре. Апельсин плавает на поверхности.

    Далее в воду опускается такой же по размеру апельсин без кожуры. Он тонет.

    -Ваша задача, зафиксировать результат наблюдения, выполняя задание №2 в учебном пособии, и сделать вывод. Работаете в таблице.

    -Кто озвучит свой результат?

    (Вывод: в воде плавает лишь апельсин в кожуре)

    -Все пришли к такому выводу? Проверим по слайду.

    6. А теперь вас ждет- самостоятельная работа.

    Предлагаю вам выполнить задание №3 в вашем пособии.

    -Что нужно выполнить в этом задании? (прочитать, как проводила наблюдения ученица, и определить, какие шаги алгоритма она выполнила.)

    -Каким эталоном вы будете пользоваться? («Алгоритм наблюдения»)

    Проверка задания ( по слайду)

    -Назовите слова, которые указывают на объект наблюдения.

    ( тюльпан)

    -Какие слова указывают на то, что 2 шаг алгоритма выполнен? (девочка отмечала результаты, фиксировала этапы роста тюльпанов)

    -И 3 шаг? (Аня узнала, сколько времени нужно, чтобы зацвели тюльпаны, т.е. сделала вывод)

    -А ее вывод совпал с поставленной целью?

    -Какая была цель у Ани?

    - У кого нет ошибок?

    -Кто ошибся? В чем? Молодцы!

    7. Включение в систему знаний.

    Мы сегодня все занятие учились наблюдать. Где вам пригодится умение наблюдать?

    -Для ученых – это один из методов сделать новое открытие.

    -Смогли ли мы проверить гипотезу о плавающем апельсине, если бы не провели наблюдение? (нет)

    -Это очень нужный способ открытия нового знания.

    Я вам приведу один замечательный пример( слайд).

    Ученый-биолог Александр Флеминг учился в маленькой сельской школе, с детства любил наблюдать за природой. Но он был очень рассеян. Однажды он забыл вымыть чашки с исследуемыми бактериями. А сделанное им по этой причине наблюдение помогло открыть пенициллин – вид плесени, который в 1928 году стал сенсацией медицины ХХ века. Это был антибиотик. С его помощью спасено немало жизней людей.
    8 .Рефлексия деятельности на уроке.

    -А сейчас давайте вспомним: какую цель мы поставили вначале занятия? (узнать алгоритм наблюдения и научиться им пользоваться)

    -Мы узнали? (да) Докажите. (Мы составили эталон)

    -Научились им пользоваться?

    -Значит, добились цели? (да)

    -Оцените свой результат на «Лесенке успеха»( слайд)

    - Спасибо за занятие!
    написать администратору сайта