Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

  • Двигательной расторможенностью

  • Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна

  • Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с нарушением слуха

  • Рекомендации родителям, воспитывающих детей с задержкой психического развития Особенности развития

  • Рекомендации родителям, воспитывающих застенчивых детей Особенности развития

  • Рекомендации родителям, воспитывающих агрессивных детей Особенности развития

  • Рекомендации родителям, воспитывающим тревожных детей Особенности развития

  • Консультации. Консультации для родителей


    Скачать 92.5 Kb.
    НазваниеКонсультации для родителей
    АнкорКонсультации.doc
    Дата27.04.2017
    Размер92.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонсультации.doc
    ТипДокументы
    #278

    Консультации

    для

    родителей
    Николаева И. В.

    КЛ — 21

    Консультации

    для

    родителей
    Артемова М. Н.

    КЛ — 21

    Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с аутизмом
    Особенности развития

    Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления». Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушек. Гораздо позднее своих сверстников начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.

    Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета. У такого ребенка часто наблюдаются двигательные стереотипы.

    И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого взгляда. От коллективной игры отказываются, предпочитая индивидуальную игру.

    Основная трудность у таких детей в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.. Следует отметить, что для аутичных детей характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
    Рекомендации родителям:

      1. Старайтесь вызвать у ребенка потребность в эмоциональном общении со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научите испытывать большую радость от него.

      2. Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним.

      3. Дозировать свое общение с ребенком, чтобы он от него не уставал.

      4. Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание.

      5. Искать ему друзей.

      6. Внушать уверенность в себе.

      7. Пытаться научить его использовать свои способности.

      8. Не забывать, что механическая память еще не показатель интеллекта.

      9. Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.

      10. Заинтересовать игрой и научить играть его с игрушками и в ролевые игры.

      11. Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной норме. Освободить его от штампов.

      12. Учить замене монологов диалогами. Свести до минимума число эхо-слов.

      13. Искать причины его страхов и ликвидировать их раз и навсегда.

      14. Подбадривать ребенка в те моменты, когда Вы чувствуете, что он испытывает страх.

      15. Придумывать с ним игры, где бы он торжествовал над страхом.

      16. Не говорить в присутствии ребенка о развивающих Вас всех его поступках.

      17. Пытаться нивелировать агрессию, но в то же время не забывать, что именно она нередко — главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.

      18. Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести во фрагменты игры, переключив внимание ребенка на другие действия.

      19. Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им он может приспособиться к действительности.

      20. Использовать все ритуалы в нужном для вас русле.

      21. Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный миг пределах.

      22. Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.

      23. Проконсультироваться со специалистами.


    Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
    Особенности развития

    В основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог. Дети с СДВГ характеризуются дефицитом активного внимания:

    1. Непоследовательны, трудно долго удерживать внимание.

    2. Не слушает, когда к нему обращаются.

    3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

    4. Испытывает трудности в организации.

    5. Часто теряет вещи.

    6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

    7. Часто бывает забывчив.

    Двигательной расторможенностью:

    1. Постоянно ерзает.

    2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

    3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

    4. Очень говорлив.

    Импульсивностью:

    1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

    2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

    3. Плохо сосредотачивает внимание.

    4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

    5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

    6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
    Кроме этого наблюдаются также нарушение координации (это могут быть нарушения тонких движений, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации), эмоциональные нарушения (может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам), нарушение межличностных отношений (стремятся руководить другими, поэтому у них мало друзей) и поведенческий расстройства (возможно сочетание двигательной активности и деструктивного поведения).
    Рекомендации родителям:

      1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

      2. Продумать режим дня ребенка до мелочей и старайтесь следовать ему. Пусть ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.

      3. Друзей должно быть мало: чем больше у него товарищей по играм, тем больше будет возбуждаться с ними он. Желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные дети.

      4. Игра для ребенка — главное лекарственное средство. Старайтесь приобщить ребенка к спортивным и подвижным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Необходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование важнейших дел потом смогла войти в его привычку.

      5. Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.

      6. Необходимо приучать ребенка помимо шумных игр играть в тихие, использую мозаику, домино и лото, чтобы выработать хоть какую-то усидчивость.

      7. Ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых книг.

      8. Желательно, чтобы ребенок играл с одной игрушкой. Не надо распалять его внимание на остальные.

      9. Ребенок способен справиться только с одним делом, посильным ему.

      10. Не раздражайтесь, если он все делает наоборот. Спокойно объясните, покажите еще и еще. Добейтесь, чтобы малыш справился сам, пусть не сегодня, завтра.

      11. Все старания, даже слабые попытки что-то сделать, о чем вы просили, необходимо сразу поощрить.

      12. Чтобы добиться концентрации внимания во время деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть на глаза и отвлечь.

      13. С таких позиций нужно обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей.

      14. Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить.

      15. Не надо приглашать к себе большое количество гостей, и брать ребенка с собой в шумные компании.

      16. Учитесь сдерживать свои эмоции, ведь ребенок вам подражает.

      17. Даже если вы жалеете ребенка, то он не должен об этом догадываться.

      18. Пытайтесь погасить конфликты, в которые замешан ребенок, уже с момента первой искры.

      19. Будьте последовательны и в наказаниях, и поощрениях.

      20. Создайте у ребенка положительную мотивацию к деятельности, ситуацию успеха.

    21. Проконсультироваться со специалистами.
    Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна
    Особенности развития

    Ребенок раннего возраста с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и ребенок без нарушения развития, но средние сроки появления навыка запаздывают по сравнению с нормативными. У детей с синдромом Дауна возрастная разница в сроках появления навыков гораздо больше, чем у их обычных сверстников, но появление отдельных навыков попадают в диапазон возрастной нормы.

    Взаимная привязанность младенца и родителей, атмосфера любви и заботы, окружающая ребенка в семье, обеспечивают основные условия, необходимые ему для развития. И дети с синдромом Дауна не являются исключением.

    Важно знать, что у детей с синдромом Дауна начало установления зрительного контакта может задерживаться на две-две с половиной недели, наблюдается более позднее появление улыбки и ее меньшая выразительность. Дети активно вокализируют в 6 месяцев, что на два месяца позже, чем у их сверстников. Если члены семьи не знают об этих особенностях, им может показаться, что ребенок безразличен и не реагирует на их присутствие. А между тем малыш готов к взаимодействию.

    Понимание речи окружающих у каждого ребенка опережает собственную речь. При синдроме Дауна этот разрыв больше по объему словаря и длиннее по времени. Ребёнок понимает о чем идет речь, но не может ответить. Ему трудно выразить свои желания и просьбы, а это мешает его общему развитию и ведет к появлению проблем в поведении.

    В раннем детстве двигательное развитие совместно с формированием общения и восприятия являются фундаментом раннего развития. В каждом человеке потребность к движению заложена изначально, и дети с синдромом Дауна не являются исключением, однако формирование двигательных навыков у них происходит иначе, чем у обычно развивающихся сверстников. Умение сохранять статичную позу появляется намного раньше, чем способность к смене поз.

    Говоря о двигательной сфере, следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:

    1. вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем.

    2. ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребенка, и он теряет интерес к деятельности.

    3. формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна происходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствие специальной работы возможно длительной застревание на ладонных формах захвата. Сила захвата снижена.

    Говоря о степени снижения когнитивного развития, следует отметить, что степень отставания когнитивного развития большинства детей раннего возраста с синдромом Дауна находится в пределах от легкой до средней. Особенности познавательной деятельности не являются единственным фактором, предопределяющим развитие ребенка, которое в значительной степени зависит от его взаимодействия с окружением, в частности, от наличия или отсутсвия стимулирующих условий.

    Наилучшее время для формирования культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Важно помнить, что в основе их развития лежит предметная деятельность ребенка, которая возникает в процессе его сотрудничества со взрослыми. Сроки формирования навыков самообслуживания зависят как от возможностей ребенка, так и от представлений родителей о том, в каком возрасте можно и нужно обучать его этим навыкам.
    Рекомендации родителям:

      1. Имитация поведения младенца — повторение издаваемых им звуков, выражения лица

      2. Использование «детской речи» - высокий, распевный голос. Темп речи медленный с длинными паузами и повторениями.

      3. Использование монолога в форме диалога: при отсутствии сигналов взрослый ведет себя так, будто они есть. Затем происходит постепенный переход от воображаемого диалога к реальному.

      4. Смена дистанции при общении: приближеник и удаление от лица младенца.

      5. Постоянная тактильная, двигательная и вестибулярная стимуляция: поглаживание, похлопывания, покачивание, тормошение ручек и ножек, нежные объятия и т. д.

      6. Грудное вскармливание. Если оно по каким-то причинам не возможно, то при кормлении из бутылочки нужно имитировать позу грудного вскармливания.

      7. Правильный подбор игрушек и их место расположение. Игрушки должны быть привлекательны для ребенка, с удобной для захвата ручкой. Подвешивать игрушки следует таким образом, чтобы сначала малыш их касался случайно, а потом он сможет научиться тянуться и ударять рукой по желанному предмету.

      8. При общении с ребенком следует использовать «контактные» позы.

      9. Во время игры с ребенком необходимо регулировать темп своих действий , все движения производить очень медленно, не забывать делать паузы, необходимые для того, чтобы малыш успел прореагировать.

      10. Необходимо уделить особое внимание развитию крупной моторики, т. к. недостаточная сила мышц и эластичность связок затрудняют формирование движений. Развитие крупной моторики позволяет предупредить нарушения других сфер развития. Особенно это касается развития мелкой моторики и познавательной деятельности.

      11. Временное использование замещающих навыков

      12. Структурирование пространства и создание режима дня помогает ребенку ориентироваться в происходящем.

      13. Чтобы помочь ребенку выделить в речевом потоке слова, несущие основной смысл, нужно медленно и понятно называть предлагаемый предмет и совершаемые действия.

      14. Используйте многократное повторение простых игр-потешек в сочетании с краткими комментариями.

      15. Разговаривая с ребенком, повторяйте за ним звуки и слоги, которые он произносит. Старайтесь, чтобы при этом малыш видел ваше лицо.

      16. Разговаривая с ребёнком, делайте паузы, давая ему возможность вам ответить.

      17. Пойте распевные песенки, в виде припева можно распевать звуки из «репертуара» малыша.

      18. Двигательная и тактильная стимуляция часто вызывает речевую активность ребенка. Гладьте, похлопывайте, подкидывайте — используйте все, что вызывает у него радостное оживление.

      19. Стимуляция ребенка в бытовых ситуациях: купание, переодевание, умывание и т.д.

      20. Правильная организация кормления.

      21. Использование жестов и звукоподражание вместе со словом и демонстрация предмета создают условия для развития экспрессивной речи.

      22. Массаж органов речи и речевых зон.

      23. Развитие ребенка на положительной эмоциональной базе.

      24. Обеспечьте круг общения со сверстниками, и ваш малыш будет тянуться за ними.

      25. Проконсультируйтесь со специалистами.


    Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с нарушением слуха
    Особенности развития

    Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.

    Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.

    Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.

    Слуху принадлежит еще одна важная роль: с его помощью ребенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтения и письма.

    В процессе нормального развития слуховой функции у ребенка можно выделить ряд этапов:

      1. в первые часы после рождения у ребенка возникает простая реакция на звук (по типу безусловных рефлексов), когда в ответ нагромкий стук, удар, шумы происходят изменения в сосательных движениях, пульсации, дыхании;

      2. на 3-м мес. у ребенка формируется способность различать звуки по высоте и тембру;

      3. в 10—11 мес. формируется способность к различению слов и фраз по их интонационной и ритмической окраске;

      4. в период дальнейшего формирования речи благодаря постепенному совершенствованию слуховой функции улучшается восприятие звукового состава речи, формируется способность к различению на слух всех фонем родного языка. Это является одним из необходимых условий для успешного становления детской речи.

    Классификация нарушений слуха определяется характером поражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяются два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.

    Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребенок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (звонок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесенные громко около ушной раковины.

    Глухота может быть врожденной и приобретенной.

    В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребенка речь уже сформировалась.

    Тугоухость — поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.

    Тугоухость может быть выражена в различной степени — от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

    Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:

    - степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;

    - время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении.
    Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, невнятном произношении безударных слогов, смазанной артикуляции и т. п. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи;

    - условия, в которых развивается ребенок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффективность в работе;
    - физическое и психическое состояние слабослышащего ребенка— у соматически ослабленных детей, психически малоактивных формирование речи происходит менее активно.

    Для слабослышащих, потерявших речь в раннем возрасте, в большинстве случаев характерно недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность восприятия слов на слух приводит к бедности и искаженности словарного запаса, к ограниченности значений слов, даже употребляемых в речи.

    Так, наряду с многозначностью, расширенностью значений ряда слов словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.), смешиваются названия целого предмета и его частей, наблюдается взаимозамещение названий предметов и действий (рисовать — карандаш). Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением.

    Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слогов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик бросил мяч).

    Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).

    Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошиб­ками в звукопроизношении, в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети со сниженным слу­хом часто смешивают в произношении слова, фонетически сходные, но различные в смысловом отношении (песок— носок).

    Затруднения в дифференциации звуков на слух порождают мно­гочисленные нарушения звукопроизношения.

    Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодули­рованный. Темп речи, как правило, замедленный

    Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи.

    Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического восприятия речи.

    Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматисеским строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста.
    Рекомендации родителям:

      1. Следует быть внимательными и ласковыми к неслышащему ребенку. Нужно попытаться понять, чего он хочет, а не отмахиваться от него.

      2. Необходимо добиться, чтобы и глухой ребенок понял, что от него хотят родители.

      3. Используйте жесты, чтобы дать словесное обозначение просьбе, желаниям и мыслям ребенка.

      4. Приучить ребенка смотреть в лицо, на губы говорящего с ним человека, чтобы он научился считывать информацию с них.

      5. Нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Например, подзывая жестом ребенка, нужно медленно и четко сказать: «Иди сюда». Эту фразу необходимо произносить всем членам семьи, когда они зовут ребенка. Так и с остальными фразами бытового характера.

      6. Необходимо закреплять эти слова и фразы в игровой деятельности.

      7. Следует больше играть с ребенком в разные игры. Во время игры у ребенка возникает потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.

      8. Если у ребенка имеется остаток слуха, то следует развивать у него навык слушать.

      9. Развитие зрительного внимание, которое так необходимо ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в лото или игра «Чего не стало?»

      10. Необходимо приучить ребенку к режиму. Правильный распорядок дня приучит его к организованности, обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его здоровье.

      11. Консультация специалистов.


    Рекомендации родителям, воспитывающих детей с задержкой психического развития
    Особенности развития
    Задержка психического развития — это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

    Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна — ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

    Вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он отличается от сверстников.

    Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

    При изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем, для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.

    Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.

    У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.
    Рекомендации родителям:

        1. Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».

        2. Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

        3. Развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми малыш уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.

        4. Внимательно отнестись к организации труда и отдыха ребенка, чтобы сохранить работоспособность и не нанести вреда здоровью.

        5. Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.

        6. Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

        7. Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.

        8. Консультация специалистов.


    Рекомендации родителям, воспитывающих застенчивых детей
    Особенности развития

    Застенчивый ребенок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень и ни в чем не перечит. Он управляет собой и не выплескивает эмоции наружу. Он не хулиган, не шалун и не проказник. К тому же в играх — он не нападающая сторона. Обычно вообще избегает игр, боясь, что что-то сделает не так.
    Рекомендации родителям:

      1. Быть очень деликатным с ребенком и не разочаровываться в нем.

      2. Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания.

      3. Все делать так, чтобы ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.

      4. Гасить тревогу по любому поводу.

      5. Повысить уровень самооценки.

      6. Учить, чтобы он уважал себя.

      7. Хвалить и делать ему комплименты.

      8. Формировать уверенность в себе.

      9. Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

      10. Учить ребенка идти на риск, уметь переносить все поражения.

      11. Тренировать с ним навыки общения.

      12. Любыми способами поощрять все игры его со своими сверстниками.

      13. Помочь найти такого друга, который защищал бы его среди ровесников.

      14. Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.

      15. Не критиковать вслух ум ребенка.

      16. Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

      17. Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

      18. Быть нежным с ним.

      19. Сочувствовать ему.

      20. Поддерживать его.

    Рекомендации родителям, воспитывающих агрессивных детей
    Особенности развития

    На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает воспитание ребенка.

    Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

    Они часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими сору на других. Часто сами не могут оценить свою агрессивность. Не понимают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.

    Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети на могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
    Рекомендации родителям:

    1. Нормализовать семейные отношения.

    2. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.

    3. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

    4. Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

    5. Попытаться погасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

    6. Дать понять ему, что он любим, даже если вдруг в семье появился новорожденный.

    7. Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.

    8. При драчливости ребенка главное — не разъяснить, а предотвратить удар.

    9. Понимать, что и слово может ранить малыша.

    10. Понимать своего ребенка.


    Рекомендации родителям, воспитывающим тревожных детей
    Особенности развития

    Тревожные дети напряжены, вглядываются во все, что находится вокруг, робки. Их отличает чрезмерное беспокойство. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Ищут поощрения и одобрения взрослых во всех делах.

    Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
    Рекомендации родителям:

    1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

    2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

    3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

    4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

    5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

    6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

    7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

    8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

    9. Старайтесь делать как можно меньше замечаний.

    10. Используйте наказания лишь в крайних случаях.

    11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
    написать администратору сайта