Главная страница
Навигация по странице:

  • ГБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет Минздрава России Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии «Утверждаю»

  • УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Факультет

  • По теме занятия студент должен знать

  • 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ

  • 6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ: На занятии студенту необходимо выполнить

  • Методические указания к выполнению задания: Муляж №1. ЯЙЦЕКЛЕТКА (МЖ-15)

  • Муляж № 2. СТАДИЯ ДВУХ БЛАСТОМЕРОВ (МЖ-16)

  • Муляж № 3. СТАДИЯ ЧЕТЫРЕХ БЛАСТОМЕРОВ (МЖ-17)

  • Муляж № 4. СТАДИЯ ВОСЬМИ БЛАСТОМЕРОВ (МЖ-18)

  • Препарат №1. БЛАСТУЛА (ОГП-7)

  • Препарат №2. ГАСТРУЛА (ОГП-8)

  • Таблица №1. ОБРАЗОВАНИЕ ОСЕВОГО КОМПЛЕКСА ЗАЧАТКОВ ОРГАНОВ. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА МЕЗОДЕРМЫ (Т-40).

  • 7 ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ 7.1. Примеры тестовых заданий

  • 7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам

  • 8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 8.1. Основная

  • 8.2. Дополнительная литература

  • ПРИЛОЖЕНИЕ. Третья неделя эмбрионального развития человека. Кожная эктодерма Осевой комплекс зачатков органов. Схема.

  • Осевой комплекс зачатков органов птицы. Нервная трубка Окр. Гематоксилином и эозином.

  • 2. Общая эмбриология. Контрольные вопросы по дидактической единице Что следует понимать под терминами этапы, периоды и стадии Развития зародыша


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеКонтрольные вопросы по дидактической единице Что следует понимать под терминами этапы, периоды и стадии Развития зародыша
    Анкор2. Общая эмбриология.docx
    Дата21.09.2017
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2. Общая эмбриология.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #4874

    ГБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет

    Минздрава России

    Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии


    «Утверждаю»

    Заведующий кафедрой

    проф. Сазонов С.В.
    30.01.2015 г.

    УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
    Факультет: стоматологический

    Курс: I (первый)

    Семестр: II (второй)

    Занятие №2: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА - 27

    ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ
    2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: используя муляжи (МЖ-15-18), таблицы (Т-33-49) и демонстрационные гистологические препараты изучить ранние стадии развития зародыша.
    3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

    3.1. Знать этапы эмбриогенеза зародышей позвоночных и их характерные признаки.

    3.2. Уметь определять под микроскопом половые клетки и их структурные компоненты.

    3.3. Уметь определять стадию развития зародыша человека по строению и расположению его бластомеров.

    3.4. Изучить процессы дробления зиготы и строение бластулы человека.

    3.5. Знать особенности процессов гаструляции у человека.

    3.6. Знать процессы образования осевого комплекса зачатков органов.

    3.7. Научиться дифференцировать стадии развития зародыша человека;

    По теме занятия

    студент должен знать: стадии развития зародыша человека.

    студент должен уметь: самостоятельно работать с таблицами, определять стадии развития зародыша человека и их структурные элементы.

    4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа.

    5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ:

    5.1. Что следует понимать под терминами этапы, периоды и стадии

    Развития зародыша?

    5.2. Как называются основные периоды эмбрионального развития

    человека и какова их продолжительность?

    5.3. Какие особенности оплодотворения, дробления и строения бластулы в

    эмбриогенезе человека.

    5.4. Охарактеризуйте тип яйцеклетки и оплодотворение у человека.

    Строение зиготы.

    5.5. Какие особенности дробления зиготы у человека.

    5.6. Охарактеризуйте бластулу человека. Разновидности бластул.

    5.7. Дайте характеристику гаструляции у человека. Временные

    характеристики. Особенности строения гаструлы человека.

    5.8. Осевой комплекс зачатков органов.
    6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:

    На занятии студенту необходимо выполнить:

    6.1. Изучить таблицы по теме (Т-33-49).

    6.2. Определить структурные элементы зародыша человека на

    стадии осевого комплекса зачатков органов.


    Методические указания к выполнению задания:
    Муляж №1. ЯЙЦЕКЛЕТКА (МЖ-15)

    Яйцеклетка амфибий имеет округлую форму, ее анимальный полюс пигментирован, вегетативный – светлый.
    Определить:

    1. Анимальный полюс

    2. Вегетативный полюс

    Муляж № 2. СТАДИЯ ДВУХ БЛАСТОМЕРОВ (МЖ-16)

    Два бластомера возникают в результате прохождения первой меридиональной борозды дробления. Обратить внимание на то, что первая борозда дробления разделила анимальный полюс на два бластомера, в то время как вегетативный полюс, богатый желточными зернами остается еще не раздробившимся.
    Определить:

    1. Анимальный полюс

    2. Вегетативный полюс

    3. Меридиональная борозда дробления

    4. Бластомеры


    Муляж № 3. СТАДИЯ ЧЕТЫРЕХ БЛАСТОМЕРОВ (МЖ-17)

    Четыре бластомера возникают в результате прохождения перпендикулярно к первой борозде второй меридиональной борозды.
    Определить:

    1. Бластомеры

    2. Борозды дробления


    Муляж № 4. СТАДИЯ ВОСЬМИ БЛАСТОМЕРОВ (МЖ-18)

    Восемь бластомеров возникает после прохождения широтной борозды, расположенной ближе к анимальному полюсу. Образующиеся бластомеры отличаются по величине. Четыре анимальных бластомера меньше, четыре вегетативных крупнее.

    Определить:

    1. Бластомеры анимального полюса

    2. Бластомеры вегетативного полюса

    3. Борозды дробления а) меридиональные

    б) широтная

    Препарат №1. БЛАСТУЛА (ОГП-7)

    В результате полного дробления у лягушки образуется амфибластула. В отличие от целобластулы ланцетника стенка бластулы у амфибий образована несколькими рядами клеток, но между ними еще нет никакого разделения на листки, вся стенка бластулы составляет единый слой. В ней различают крышу, образованную двумя слоями. Толстое дно образовано крупными клетками, перегруженными значительным количеством желточных зерен. В клетках видны ядра, а в поверхностных клетках крыши еще и мелкие пигментные зерна. Бластоцель, благодаря неравномерности стенок бластулы небольшая и сдвинута ближе к крыше.
    Определить:

    1. Крыша

    2. Дно

    3. Краевая зона (между крышей и дном)

    4. Бластоцель


    Препарат №2. ГАСТРУЛА (ОГП-8)

    Препарат сделан на стадии гаструлы, когда выделилась мезодерма и эмбрион образован тремя зародышевыми листками.

    Наружный слой образует кожная эктодерма, состоящая из одного или двух рядов пигментированных клеток. Второй слой образован хордо-мезодермальным плащем.

    Масса энтодермы занимает всю вентральную часть зародыша. Образующие ее клетки отличаются большими размерами и заполнены желточными зернами.
    Определить:

    1. Эктодерма

    2. Хордо-мезодермальный плащ.

    3. Энтодерма

    4. Бластопор

    5. Желточная пробка


    Таблица №1. ОБРАЗОВАНИЕ ОСЕВОГО КОМПЛЕКСА

    ЗАЧАТКОВ ОРГАНОВ.

    ДИФФЕРЕНЦИРОВКА МЕЗОДЕРМЫ (Т-40).

    На данной таблице представлен комплекс зачатков органов. Он включает нервную трубку с ганглиозной пластинкой (синего цвета), хорду (желтого цвета), мезодерму (красного цвета), первичную кишку (зеленого цвета). Снаружи зародыш покрыт эктодермой (коричневого цвета).

    Мезодерма (красного цвета) располагается симметрично по обеим сторонам от хорды. В мезодерме различают: сомиты, ножки сомитов (нефрогонотом) и спланхнотом. Сомиты дифференцируются на дерматом (наружный), миотом (средний) и склеротом (внутренний). Спланхнотом в свою очередь делится на 2 листка: париетальный и висцеральный, между ними вторичная полость тела – целом.
    Определить:

    1. Кожная эктодерма

    2. Нервная трубка

    3. Ганглиозная пластинка

    4. Хорда

    5. Мезодерма, в ней:

    5.1. Сомиты:

    а) дерматом;

    б) миотом;

    в) склеротом.

    5.2. Ножка сомитов (нефрогонотом)

    5.3. Спланхнотом:

    а) париетальный листок (наружный),

    б) висцеральный листок (внутренний),

    в) целом.

    5.4. Мезенхима

    6. Кишечная энтодерма.

    7 ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ

    7.1. Примеры тестовых заданий:

    1.Какая средняя продолжительность сохранения жизнеспособности сперматозоида в половых путях женщины:

    1. 1 час

    2. 12 часов

    3. 1 день

    4. 2-3 дня

    5. 1 неделя

    2.Укажите структуры, являющиеся частью сперматозоида:

    1. головка

    2. тело

    3. ресничка

    4. гликокаликс

    5. все выше перечисленные

    3.Укажите длину сперматозоида:

    1. 1 мкм

    2. 5 мкм

    3. 10 мкм

    4. 70 мкм

    5. 140 мкм

    4.Головка сперматозоида содержит:

    1. ядро

    2. центриоли

    3. митохондрии

    4. включения

    5. аксонему

    5.Ядро сперматозоида:

    1. диплоидное

    2. круглое

    3. овальное

    4. палочковидное

    5. содержит эухроматин

    6. Акросома располагается в сперматозоиде в:

    1. головке

    2. шейке

    3. хвостике

    4. во всех выше перечисленных частях

    5. не встречается у сперматозоида

    7 Основная функция акросомы:

    1. передвижения

    2. обеспечение энергией

    3. сохранение генетического материала

    4. синтез белка

    5. разрушение оболочек яйцеклетки

    8. Гликокаликс сперматозоида обеспечивает:

    1. обеспечение энергией

    2. сохранение генетического материала

    3. синтез белка

    4. разрушение оболочек яйцеклетки

    5. отрицательный заряд поверхности

    9. Подвижность сперматозоидов снижается:

    1. в кислой среде

    2. в присутствии яйцеклетки

    3. в присутствии других сперматозоидов

    4. при всех выше перечисленных факторах

    10. Скорость передвижения сперматозоида в половых путях женщины составляет:

    1. 1 мкм в сек.

    2. 10 мкм в сек.

    3. 50 мкм в сек.

    4. 500 мкм в сек.

    5. 1000 мкм в сек.

    11. Яйцеклетки образуются в:

    1. яичках

    2. яичниках

    3. матке

    4. маточных трубах

    5. влагалище

    12. Укажите, чем отличается яйцеклетка от сперматозоида:

    1. гаплоидное ядро

    2. низкий уровень обмена веществ

    3. неспособность к самостоятельному делению

    4. округлая форма

    5. все выше перечисленное

    13. Желток в яйцеклетке это:

    1. компонент ядра

    2. органелла

    3. включение

    4. компонент цитоскелета

    5. фагосома

    14. Какая из органелл общего значения отсутствует в яйцеклетке:

    1. эндоплазматическая сеть

    2. комплекс Гольджи

    3. митохондрии

    4. лизосомы

    5. центриоль

    15. Базофильная окраска цитоплазмы яйцеклетки определяется:

    1. большим числом рибосом

    2. большим количеством пигментных включений

    3. большим количеством трофических включений

    4. большим количеством митохондрий

    5. большим числом лизосом

    16. Кортикальные гранулы цитоплазмы яйцеклетки содержат:

    1. ферменты

    2. рибосомы

    3. пигментные включения

    4. трофические включения

    5. секреторные включения

    17. По количеству желтка яйцеклетка человека:

    1. первично олиголецитальная

    2. вторично олиголецитальная

    3. полилецитальная

    4. желток отсутствует

    18. Укажите стадию развития зародыша образующегося после оплодотворения яйцеклетки:

    1. зигота

    2. бластоциста

    3. гаструла

    4. осевой комплекс зачатков органов

    5. плод

    19. Укажите стадию развития зародыша, образующего при дроблении материала:

    1. зигота

    2. бластоциста

    3. гаструла

    4. осевой комплекс зачатков органов

    5. плод

    20. Укажите стадию развития зародыша, образующегося при гаструляции:

    1. зигота

    2. бластоциста

    3. гаструла

    4. осевой комплекс зачатков органов

    5. плод

    21. Укажите стадию развития зародыша, образующегося при дифференцировке зародышевых листков:

    1. зигота

    2. бластоциста

    3. гаструла

    4. осевой комплекс зачатков органов

    5. плод

    22. Пенетрация - это:

    1. движение сперматозоида к яйцеклетке

    2. растворение гликокаликса сперматозоида

    3. проникновение головки сперматозоида в цитоплазму овоцита

    4. миграция мужского пронуклеуса в цитоплазму овоцита

    5. перемешивание отцовских и материнских хромомсом

    23. Акросомальная реакция это:

    1. движение сперматозоида к яйцеклетке

    2. растворение гликокаликса сперматозоида

    3. преодоление сперматозоидом оболочек яйцеклетки

    4. проникновение головки сперматозоида в цитоплазму овоцита

    5. миграцию мужского пронуклеуса в цитоплазму овоцита

    6. перемешивание отцовских и материнских хромомсом

    24. Укажите механизм, участвующий в обеспечении моноспермии:

    1. движение нескольких сперматозоида к яйцеклетке

    2. растворение гликокаликса сперматозоидов

    3. акросомальная реакция

    4. деполяризация мембраны овоцита

    5. все выше указанные
    25. Выберите утверждение, относящееся к характеристикам процесса дробления:

    1. в основе – митотическое деление

    2. образуются обычные клетки

    3. размеры клеток сохраняются

    4. продолжительность соответствует обычному клеточному делению

    5. продолжается до стадии образования органов

    26. Укажите характеристику, относящуюся к неравномерному дроблению:

    1. борозда дробления проходит одновременно через оба полюса зародыша

    2. борозда дробления проходит через один полюс с задержкой

    3. борозда дробления проходит не через все бластомеры одновременно

    4. борозда дробления проходит одновременно через все бластомеры

    5. борозда дробления проходит не через весь материал зародыша

    27. Укажите характеристику, относящуюся к асинхронному дроблению:

    1. борозда дробления проходит одновременно через оба полюса зародыша

    2. борозда дробления проходит через один полюс с задержкой

    3. борозда дробления проходит не через все бластомеры одновременно

    4. борозда дробления проходит одновременно через все бластомеры

    5. борозда дробления проходит не через весь материал зародыша

    28. В результате полного синхронного дробления происходит:

    1. увеличение числа бластомеров в геометрической прогрессии

    2. появляется нечетное число бластомеров

    3. образуются бластомеры разного размера

    4. все утверждения верные
    Эталоны ответов:
    1 – 4 5 – 4 9 – 1 13 – 3 17- 2 21 -4 25 - 1

    2 – 5 6 – 1 10 - 3 14 – 5 18 - 1 22 -3 26 - 2

    3 – 4 7 – 5 11 – 2 15 – 1 19 - 2 23 - 3 27 - 3

    4 – 1 8 – 5 12 - 4 16 - 1 20 - 3 24 – 4 28 - 1

    7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам

    7.2.1. Этапы эмбриогенеза и стадии развития зародыша человека. Оплодотворение у человека, необходимые условия. Особенности строения сперматозоида и яйцеклетки. Особенности процесса дробления у человека. Бластоциста, время ее появления и строение. Критические периоды развития зародыша.

    7.2.2. Этапы эмбриогенеза и стадии развития зародыша человека. Гаструляция, способы гаструляции. Характеристика процесса гаструляции у зародыша человека: сроки и способы. Критические периоды развития зародыша.

    7.2.3. Этапы эмбриогенеза и стадии развития зародыша человека. Формирование осевого комплекса зачатков органов у человека: временная и морфологическая характеристика. Дифференцировка зародышевых листков и образование тканей и органов у зародыша человека. Критические периоды развития зародыша.


    8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

    8.1. Основная:

    8.1.1. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров. «Гистология, цитология и эмбриология» - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. – 633с.;ил.;табл.

    8.1.2. С.Л.Кузнецов, В.Э.Торбек, В.Г.Деревянко. «Гистология органов полости рта» -М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012.-132с.; ил.;табл.

    8.1.3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. С.Л.Кузнецов, Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – М.: МИА, 2006.
    8.2. Дополнительная литература:

    8.2.1. Г.В.Л.Быков. «Гистология и эмбриология органов полости рта человека». –

    Санкт- Петербург: СОТИС, 2008.-224с.; ил.;табл.

    8.2.2. Атлас гистологии. Под ред. У.Велша. --М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2011.-253с.:ил.

    8.2.3. Международные термины по цитологии и гистологии человека с официальным списком

    русских эквивалентов./Под ред. Чл.-корр. РАМН В.В. Банина и проф. В.Л. Быкова. - М.:

    «ГЭОТАР-Медиа», 2009г.

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Третья неделя эмбрионального развития человека.


    Кожная эктодерма
    Осевой комплекс зачатков органов. Схема.


    Целомическая полость

    Висцеральный листок спланхнотома

    Энтодерма (кишечная трубка)

    Клетки мезенхимы

    Хорда

    Ножки сомитов (нефрогонотом)

    Сомиты(дерматом, миотом, склеротом)

    Нервная трубка

    Ганглиозная пластинка
    c:\users\михаил\desktop\альбом студентам\осевой комплекс. схема.jpg

    Париетальный листок спланхнотома


    Зародышевые листки и их производные.

    Из кожной эктодермы развиваются: многослойный эпителий кожи, сальные и потовые железы, волосы, секреторные отделы и выводные протоки молочных желез, эпителий полости рта, пищевода.

    Ганглиозная пластинка: нервные узлы, меланоциты кожи, мозговое вещество надпочечников, сетчатка глаза

    Нервная трубка: спинной и головной мозг

    Хорда: редуцируется в ходе онтогенеза

    Сомиты дерматом: соединительная ткань кожи

    миотом: поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань

    склеротом: костные и хрящевые ткани

    Нефрогонотом: эпителий органов моче-половой системы (канальцы нефронов почки, эпителий извитых канальцев яичка, матки, маточных труб)

    Висцеральный листок спланхнотома: эпителий, выстилающий внутренние полости, корковое вещество надпочечников, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.

    Париетальный листок спланхнотома: эпителий выстилающий полости

    Энтодерма: эпителий желудочно-кишечного тракта, печень, поджелудочная железа

    Мезенхима: соединительные ткани, гладкая мышечная ткань

    Осевой комплекс зачатков органов птицы.


    Нервная трубка
    Окр. Гематоксилином и эозином.

    Кожная эктодерма



    Сомиты(дерматом,

    миотом, склеротом)



    Клетки мезенхимы

    Висцеральный листок

    спланхнотома

    Целомическая полость

    Ножки сомитов (нефрогонотом)

    Париетальный листок спланхнотома
    c:\users\михаил\desktop\фото для методички\фото по практике\2. осевой комплекс\осевой комплекс13.jpg


    Энтодерма (кишечная трубка)



    Хорда
    написать администратору сайта