Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход занятия Организационный момент.

  • Объявление темы и цели занятия.

  • Создание проблемной ситуации.

  • Методика выявления детских страхов « Страхи в домиках »

  • Страх Польза

  • Страх перед неизвестными животными

  • Коррекционно-развивающее занятие «Миссия: найди и победи страшилки» с детьми с ОВЗ в сенсорной комнате. Коррекционно-развивающее занятие «Миссия: найди и победи страшил. Коррекционноразвивающее занятие Миссия найди и победи страшилки с детьми с овз в сенсорной комнате Цель


    НазваниеКоррекционноразвивающее занятие Миссия найди и победи страшилки с детьми с овз в сенсорной комнате Цель
    АнкорКоррекционно-развивающее занятие «Миссия: найди и победи страшилки» с детьми с ОВЗ в сенсорной комнате
    Дата08.10.2018
    Размер390 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКоррекционно-развивающее занятие «Миссия: найди и победи страшил.doc
    ТипДокументы
    #57166
    КатегорияШкольному психологу

    Коррекционно-развивающее занятие «Миссия: найди и победи страшилки» с детьми с ОВЗ в сенсорной комнате
    Цель: помочь детям-инвалидам и детям с ОВЗ справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, развитие навыка преодоления страхов.

    Задачи УУД:

    • Познавательные:

    • Находить нужную информацию и анализировать ее;

    • Представлять информацию в визуальном оформлении;

    • На основе анализа информации делать выводы;

    • Обобщать и систематизировать информацию.

    • Регулятивные:

    • Определять цель, проблему в учебной деятельности;

    • Снимать состояния эмоционального дискомфорта, избытка возбуждения и торможения, связанных с чувством страха. Формировать адекватные формы поведения.

    • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    • Коммуникативные:

    • Излагать свое мнение, аргументируя его;

    • Оформлять свои мысли в устной форме;

    • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, вопросами;

    • Развитие умения слушать и понимать других.

    • Личностные

    • Развитие умения высказывать свое личное отношение к какому-либо явлению;

    • Развитие навыка рефлексии, чувства юмора и умение использовать личные внутренние ресурсы для преодоления страха.

    Оборудование:

    - ИКТ (ноутбук, интерактивное оборудование (ИО) - настенный ковер ночное небо);

    - Музыка для релаксации;

    - Презентация;

    - Мягкая игрушка обезьянка, мягкий пуфик, бумажный месяц, маски животных, приведения, безопасная свеча, картинки с изображением страхов, теневой театр с атрибутами, коробка с разноцветными камнями, очки из цветной бумаги, картонная медаль.

    - Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».
    Ход занятия

    • Организационный момент.

    • Ритуал приветствие с мягкой игрушкой «Бибезьянкой».

    • Вступительное слово педагога.

    Звучит расслабляющая музыка.

    Я очень рада видеть тебя в стенах этой таинственной комнаты. Прежде, чем мы начнем нашу беседу, мне бы хотелось услышать, какое у тебя сегодня самочувствие? Продолжи предложение «Я сегодня чувствую себя…, потому что…»

    • Объявление темы и цели занятия.

    Сегодня мы будем выполнять с тобой разные интересные задания и поможем нашему другу «Бибезьянке» преодолеть очередную проблему, а именно она на днях поделилась со мной, что очень боится привидений, монстров. И я предлагаю нам отправиться на очередную нашу миссию, которую назовём «Найди и победи страшилки» или как помочь нашей «Бибезьянке» побороть чувство страха. Без твоей помощь мы не справимся. Поможешь нам? Ведь мы очень нуждается в твоей помощи и мудрых твоих советах.

    А теперь, чтобы переместиться в «волшебный мир спокойствия», мы улыбнемся, расслабимся... Сделаем глубокий вдох, представим, что вместе с этим вдохом мы взбираемся вверх по радуге, а выдыхая съезжаем с неё, как с горки. Повторим еще раз...взбираемся по радуге и съезжаем с неё.

    Теперь закрываем глазки (выключается свет и включается ИО настенный ковёр «ночное звездное небо»), открываем их …. мы в «волшебном мире спокойствия».

    - Я приглашаю тебя полюбоваться ночным звездным небом (подходим к настенному ковру ночного неба), на котором мерцают миллиард звезд.

    - Я хочу тебе рассказать одну историю. Однажды ночью с неба вдруг исчезли месяц (снимает с настенного ковра) и звезды (и отключается интерактивное оборудование), стало совсем темно. Неожиданно появилось (медленно открывает коробку) настоящее привидение! (Прикрепляет фигурку к ковру). А за ним явились еще три! (Прикрепляет фигурки). Привидения летали, ухали, заглядывали в окна и пугали детей. И представьте, они разбудили всех людей! Чтобы нам с тобой было не так страшно, давай спрячемся каждый в свой домик-мягкий пуфик.

    • Создание проблемной ситуации.

    • Беседа о страхах, которые испытываю люди.

    Сейчас мы с тобой сожжём свечу, которая отпугивает приведений и посекретничаем.

    - Мы уже с тобой знаем, что у нашей «Бибезьянка» самый большой страх это привидения, а как ты думаешь, все ли люди испытывают страх?

    - Чего боятся маленькие дети (которые ходят в детский сад)? Давай попробуем вместе с тобой перечислить их это… (страх темноты, прививок, остаться дома одному... Если я что-то забыла, продолжи ты ...)

    - А, чего могут боятся дети, которые учатся в школе?

    Получается, все люди в своей жизни чего-нибудь боятся или боялись.

    • Диагностика «Страхи в домиках».

    - А, чего боишься ты? Посмотри перед тобой нарисованные два дома: черный и красный. В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам. Записываются те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. (Приложение №1)

    После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

    • «Игра-перевоплощение»

    - Сейчас я перед тобой разлажу маски и ты сможешь превратится в разных зверей, которые чего-нибудь да боятся. Одевая маску, ты превратишься в тот же час в зверя. Поделись, как выглядит твой страх? Когда он обычно появляется? (Например: Я – кошка, я боюсь, когда на меня лает собака или Я – мышка, я боюсь кота и т.п.)

    • Психогимнастика.

    - А, теперь давайте позволим себе побояться всласть! Пусть зубы наши стучат как барабанные палочки, а по спине мечутся 40 000 мурашек! У страха глаза велики, а твои глаза пусть станут еще больше, кричи погроме от страха “Ма-а-ма-а!”. Я думаю, что раньше ты и не умела как следует бояться, страх был вовсе и не страх, а так – легкое беспокойство.

    • Куклотерапия с использованием теневого театра. Этюд “Веселый страх”

    Педагог сопровождает свою речь показом теневых изображений: а ты знаешь «Бибезьянка» однажды ложилась спать, и вдруг ... в темном углу появилось что-то страшное, что? (ребенок сам называет персонажей). Она дрожит, боится, а потом с помощью мамы-обезьяны зажигает свет, и тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего цветочный горшок!

    • Открытие нового знания

    • Беседа о страхе и как его преодолеть.

    А как ты думаешь, страх полезен или вреден? Давай, выясним, что полезного и что вредного в страхах (слайд «Польза страха, вред страха» Приложение №2).

    - А, теперь представьте, как жили бы люди, если ничего не боялись? (ударялись, обжигались, прыгали с крыш домов, лезли в огонь и т.п.). Страх нам дан природой, для чего же?

    - Верно, чтобы уберечься от травм (слайд «Зачем нужен страх» Приложение №3).

    - Но бывает, что страхи так захватывают мысли, что человек ничего не может делать. Это называется «боязнь». Она очень мешает жить. (слайд «Что такое боязнь?» Приложение №4).

    - А, как можно побороть свой страх?

    • Упражнение «Рисуем страх»

    Звучит легкая музыка.

    - А, теперь возьми УЖАСНО тяжёлую коробку, в которой ЖУТКО много разноцветных камней, и СМЕЛО приступай рисовать свой страх.

    Поделись со мной о своём страхе, который ты нарисовала? Ты хотела бы чтоб он утих, или вовсе исчез? Я знаю два верных способа как тебе помочь:

    1 способ. Для этого мы должны мысленно попрощаться с ним и камни перемешать.

    2 способ. Упражнение «Превращалки». Для этого «страшилку» превратить в «смешинку». Прямо скажем, твоё чудовище – пренеприятная особа. Но их злодейское достоинство снижают бородавки или смешные шляпы и башмаки с помпонами. Подрисуй своей страшилке то, в чем он смешно будут смотреться. А теперь посмотри на свой рисунок из камней и скажи, стоит ли его бояться, смешного, неуклюжего, оборванного? Если так дальше пойдет, если у всех великанов, людоедов, Бармалеев бородавки на носу считать, то совсем, пожалуй, страх потеряешь!


    • Упражнение: «Жалелки»

    Я знаю, что ты добрая и всякого злыдня, страшилу, задиру сможете пожалеть. Ведь им тоже, наверняка, хочется, чтобы их любили и жалели. Давайт утешим, успокоим свои страхи (ребенок вслух называет страх добрыми словами, предлога ему свою дружбу).

    • Игра с моделированием ситуации «А что тогда?»

    - Я хочу проверить, насколько ты умеешь быть смелой в различных ситуациях. Я тебе буду называть ситуации, когда тебе бывает страшно, а ты должна сказать, что будешь делать, если ты вдруг окажетесь в такой ситуации «лицом к лицу» (предъявляются карточки с изображением собаки, темной комнаты, шприца и т.п.).

    – Если встретилась собака, что тогда?

    – Если в комнате темно, что тогда? И т.п.

    • Игра «Охотники за привидениями»

    Мы прошли настоящее испытание на смелость и теперь по праву можете стать охотниками за привидениями. В этой комнате спрятались различные привидения. Скорее надевай волшебные очки и отправляйся на охоту! (надевает очки, ищет в комнате спрятанные изображения привидений и складывает их в коробку со страхами.)


    • Рефлексия:

    Время нашей встречи подходит к концу. Я хочу сказать тебе мне было очень приятна находиться в твоем обществе. А теперь я подарю тебе медаль «Самый смелый из отважных охотников за привидениями».

    Вопросы:

    - Что показалось трудным, непонятным?

    - Что было, на твой взгляд, самым интересным?

    - Что нового узнала?


    Приложение 1.

    Методика выявления детских страхов
    «Страхи в домиках»

    (Авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова)

    Цель:

    выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.)
    Педагог рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

    Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
    После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

    Анализ полученных результатов заключается в том, что педагог подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
    Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
    Ты боишься:

    1. когда остаешься один;
    2. нападения;
    3. заболеть, заразиться;
    4. умереть;
    5. того, что умрут твои родители;
    6. каких-то детей;
    7. каких-то людей;
    8. мамы или папы;
    9. того, что они тебя накажут;
    10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
    11. перед тем как заснуть;
    12. страшных снов (каких именно);
    13. темноты;
    14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
    15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
    16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
    17. когда очень высоко (страх высоты);
    18. когда очень глубоко (страх глубины);
    19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
    20. воды;
    21. огня;
    22. пожара;
    23. войны;
    24. больших улиц, площадей;
    25. врачей (кроме зубных);
    26. крови (когда идет кровь);
    27. уколов;
    28. боли (когда больно);
    29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
    30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
    31. опоздать в школу.
    Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

    • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

    • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

    • страх смерти (своей);

    • боязнь животных ;

    • страхи сказочных персонажей;

    • страх темноты и кошмарных снов;

    • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

    • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

    Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

    Приложение 2.
    «Польза страха, вред страха»).


    Страх


    Польза
    Все страхи связаны с инстинктом самосохранения, соответственно если человек боится попасть в опасную ситуацию, он избегает возможности попасть в неё и оберегает свою жизнь и здоровье.


    Вред
    Часто страхи мешают жить.
    Кроме того, что порождают различные комплексы и неуверенность в себе, очень часто "у страха глаза велики" и человек добровольно лишает себя свободы действия


    Страх перед высотой

    Человек не будет рисковать и подходить близко к краю опасных высоких объектов

    Не сможет такой человек выбрать профессию связанную с высотой, насладиться панорамой города


    Страх потерять близких

    Забота о родных

    Чрезмерная опека, излишняя забота


    Страх перед неизвестными животными
    (например, змей).

    Человек не будет рисковать
    и трогать неизвестных животных

    Лишает себя общения с животными.


    Приложение 3.


    Зачем нужен страх?


    Стимул к активным действиям, направленным на спасение или предупреждение активных действий, которые могут нанести вред организму

    Приложение 4
    написать администратору сайта