Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие и сущность кризиса.

  • 3. Причины экономических кризисов и их последствия.

  • 2. Виды экономических кризисов и их динамика.

  • 4. Причины возникновения циклических кризисов.

  • Государственное регулирование кризисных ситуаций

  • 1. Роль государства в антикризисном управлении

  • 2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

  • 3. Кризис государственного управления

  • Содержания и механизмы антикризисного управления

  • 1. Кризисы в развитии организации

  • Проблема кризиса с точки зрения системологических позиций

  • Кризис в общей структуре переходного процесса

  • 2. Возможность и необходимость АУ в организации.

  • 3. Системы и механизмы АУ

  • 4. Диагностика кризисов процессов управления.

  • 5. Разработка антикризисной стратегии.

  • Кризисы социально. Кризисы социальноэкономического развития, их сущность, причины возникновения


    Скачать 166.5 Kb.
    НазваниеКризисы социальноэкономического развития, их сущность, причины возникновения
    АнкорКризисы социально.doc
    Дата15.03.2018
    Размер166.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКризисы социально.doc
    ТипДокументы
    #14175

    Кризисы социально-экономического развития, их сущность, причины возникновения.



    1. Понятие и сущность кризиса

    2. Виды экономических кризисов и их динамика.

    3. Причины экономических кризисов и их последствия.

    4. Причины возникновения циклических кризисов.


    1. Понятие и сущность кризиса.

    Антикризисное управление – особый, в чем-то совершенно новый тип управления, представляющий собой комплекс процедур управленческого и социально-экономического характера, направленного на профилактику кризисных ситуаций, смягчение кризиса и выход из него.
    Кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышенной сложности в управлении.
    В современных условиях необходимо изучать АУ во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, производством, организацией и человеком.
    При этом необходимо принимать во внимание не только возможные масштабы кризиса, но и различные его формы, содержание, причины и последствия.
    Кризис – (греч.) «Решение, поворотный пункт»
    Кризис (с точки зрения экономики) – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
    Кризис присущ любым социально-экономическим системам, как на макро, так и на микро уровне.
    Социально-экономическая система в любом своем виде имеет 2 тенденции существования:

    1. Функционирование – поддержание жизнедеятельности и сохранение функций, определяющих целостность системы.

    2. Развитие – приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменения среды.


    Функционирование сдерживает развитие, являясь его питательной средой.

    Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более благоприятного осуществления.
    Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодичность наступления кризиса, в основе которого не только субъективные, но и объективные причины, связанные с природой социально-экономической системы.

    3. Причины экономических кризисов и их последствия.

    Причины кризисов можно разделить на 4 группы:


    Объективные – причины связанные с циклическими потребностями развития систем (модернизация, реструктуризация).
    Субъективные – причины связанные с ошибками в управлении.
    Внешние – причины связанные с тенденцией макро экономического развития и развития мировой экономики в целом.
    Внутренние – причины связанные с недостатками в организации, внутренними конфликтами, а так же не совершенной инновационной и инвестиционной политикой.
    В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия.

    Разные последствия кризиса определяются:

    -его характером

    -причинами

    -содержанием антикризисного управления
    Все последствия кризиса можно разделить на 2 группы:

    1. Позитивные

    • обновление организации

    • оздоровление сохранение

    • долгосрочные изменения

    1. Негативные

    • разрушение

    • возникновение нового кризиса

    • преобразование

    • краткосрочные изменения

    2. Виды экономических кризисов и их динамика.

    Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути.
    Кризисы классифицируются в зависимости от способов управления ими и дифференциацией средств.
    Виды кризисов:

    1. Регулярные (циклические) – кризисы, дающие начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит 4 фазы развития, готовя базу для следующего кризиса.

    Классическим примером является кризис перепроизводства.

    2. Системный – кризис, охватывающий всю социально-экономическую систему.

    3. Локальный – кризис, охватывающий часть системы.

    4. Закономерный (предсказуемый) – кризис, вызывающийся объективными причинами. Он наступает как этап развития системы.

    5. Непредсказуемые (случайные) – возникают как результат ошибок в управлении.

    4. Причины возникновения циклических кризисов.

    Классический цикл общественного производства состоит из 4 фаз:

    • кризис (спад)

    • депрессия (стагнация)

    • оживление (восстановление), обеспечение предкризисных показателей.

    • подъем (бум)


    Существует множество экономических учений объясняющих причины возникновения циклических кризисов и дающие характеристику циклам развития.
    Первопричиной т.е. возможностью возникновения кризиса является разрыв между общественным характером производства част. формой потребления товара.
    Наиболее глубоко эту причину изучил Маркс. Он вскрыл причины кризисов и обосновал их неизбежность в условии анархии производства.
    Не марксистские школы отрицали неизбежность кризисов.
    Развитие мировой экономики в XX вв. привело к отказу от крайностей во взглядах.
    В дальнейшем теорию кризиса развил Кейнс. Он обосновал цикличность в развитии экономики и роль государства в сглаживании кризисных ситуаций.
    Самуэльсон в экономике выделяет следующие теории кризисов:

      1. денежная

      2. теория недопотребления

      3. теория чрезмерного инвестирования

      4. теория нововведений


    Государственное регулирование кризисных ситуаций


    1. Роль государства в антикризисном управлении

    2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

    3. Кризис государственного управления



    1. Роль государства в антикризисном управлении

    Регулирование – функция управления, обеспечивающая равновесие экономической системы.
    Центральной проблемой развития экономической системы явл. взаимодействие между правительством и рынком.
    Свободный рынок, каким бы эффективным он не был, не может развиваться в вакууме. Он нуждается в правовой и регулирующей основе.
    Одной из основных функций государства является регулирование. Проблемы регулирования возникают в любой социально-экономической системе.
    Основными инструментами регулированного выхода из кризиса в современных условиях являются:

    1. Поиск инноваций способствующих изменению в способе экономического роста.

    2. Определение различий между локальными и глобальными изменениями, происходящих в системе.

    3. Организационно-структурные изменения в административном механизме управления.


    Методы регулирования экономики не одинаковы в разных странах мира.

    Известно:

    1. Американская модель

    Она основана на поощрении предпринимательской активности и как следствие обогащения наиболее активной части населения.

    1. Японская модель

    Характеризуется низкой себестоимостью и высокой конкурентностью своих товаров и услуг на мировых рынках, за счет определенного отставания уровня жизни, от производительности труда.

    1. Шведская модель

    Основана на сокращении имущественного неравенства, за счёт перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв населения.

    1. Германская модель

    Основанная на хорошо отлаженной конкуренции уделения особого внимания мелким и средним предприятиям и высоко отлаженному механизму административного регулирования.
    Кроме функции регулирования государство непосредственно управляет огромными высоколиквидными активами.

    Свои управленческие функции государство реализует в нескольких средах:

    1. Это предприятия федерального подчинения

    2. Предприятия с государственной долей участия в уставном капитале

    3. Собственность субъектов РФ

    2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
    1. Роль государственных заключений в разработке, принятии решений и контроле над исполнением различных законодательных актов.
    Основным документом в области антикризисного законодательства является «Федеральный закон РФ о несостоятельности (банкротстве»). Государственным органом, проводящим антикризисную политику, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению РФ (ФСФО).

    Выполняет следующие функции:

    1. Разработка методических рекомендаций и формирование принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятия

    2. Анализ экономического и финансового состояния предприятия, имеющего признаки несостоятельности.

    3. Служба выступает уполномоченным представителем государства в вопросах антикризисного регулирования.

    4. «Антикризисное управление. Правовые и экономические основы».

    5. Учебник для подготовки арбитражных управляющих.


    2. Финансовая деятельность

    Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении гражданских предприятий и государства.
    Финансовые ресурсы страны аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с определенными критериями и условиями.
    Цели, стоящие перед бюджетной системой, реализует бюджетная политика государства.

    Антикризисное регулирование с точки зрения финансовой политики должно предусматривать:

    1. Формирование бюджета на основе концентрации и централизации ресурсов.

    2. Эффективную кредитную, ссудную политику банка России.

    3. Эффективную налоговую политику

    4. Контроль цен над сырьевыми ресурсами и тарифами.


    Финансовая политика (90-ых и начала XXI-ого века) привела к последовательному вытеснению долговременных кредитов кратковременными.
    Наметившийся переход национальной экономики к режиму устойчивого экономического роста требуют опоры (надежной) на государство и особенно на его финансовые регулирующие методы.

    3. Промышленная политика.

    Основными задачами государства является:

    1. Оптимизация отраслевой структуры хозяйства

    2. Преодоление сугубо сырьевой направленности экспорта

    3. Внедрение достижений НТП в производство. При этом ключевым звеном промышленной политики на современном этапе выступает повышение роли НТП.

    4. Социальная политика

    3. Кризис государственного управления

    Кризис государственного управления является одним из факторов общественного кризиса экономики.
    Кризис государственного управления – это неспособность органов государственного управления контролировать изменения, происходящие в социально-экономической системе, и воздействовать на них с целью недопущения кризисных явлений.
    Этапы кризиса:

    1. Начальный - зарождение конфликтных ситуаций в различных областях общественной жизни.

    2. Это несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям.

    3. Разрастание конфликтных ситуаций и перерост кризиса государственного управления в общесистемный кризис.

    4. Заканчивается в некоторых случаях обесцениванием государственной власти.


    Содержания и механизмы антикризисного управления
    1. Кризисы в развитии организации

    2. Возможность и необходимость АУ в организации

    3. Системы и механизмы АУ

    4. Диагностика кризисов процессов управления

    1. Разработка антикризисной стратегии


    1. Кризисы в развитии организации

    Организация - это относительно обособленное структурное подразделение в общей системе разделения труда, обладающее организационной целостностью и экономической самостоятельностью.
    Каждая организация имеет свой потенциал развития, подчиняясь при этом закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы.

    Организация находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы и круги развития.
    Для распознавания кризиса необходимо различать его факторы, симптомы и причины.



    Симптом кризиса - это первоначальные внешние проявления кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить.
    Фактор кризиса - это событие или установ. Тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.
    Причина кризиса – это событие или явление, вследствие которого появляется факор кризиса.
    Пример. Инфляция – фактор кризиса, увеличение массы денег – причина, рост цен – симптом.

    Распознавание кризиса – это обнаружение его симптомов, факторов и причин.

    Средства распознавания – это специальные знания в области анализа и диагностики, а также опыт и интуиция.
    Всю совокупность факторов, способных привести организацию к кризису, можно разделить на 3 группы:

    1. Факторы, не зависящие от деятельности организации (внешние): инфляция, падение спроса, непредсказуемые действия правительства.

    2. Факторы, влияние на которые предприятием ограничено: взаимоотношения с поставщиками.

    3. Внутренние факторы, зависящие от деятельности организации: старение технических устройств, нарушение технологий дисциплины, низкая квалификация персонала, высокая кредитная задолженность.


    Проблема кризиса с точки зрения системологических позиций


    1. Любая организация является системой

    2. Система в процессе своей жизнедеятельности находится либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.

    3. Факторы, влияющие на устойчивость, могут быть внешними и внутренними

    4. В результате жизнедеятельности происходит изменение тенденций существования системы, периоды изменения являются переходными и в некоторых случаях принимают форму кризиса.


    Антикризисное управление предусматривает выработку политики по предотвращению или стимулированию кризиса. Чтобы выработать правильную политику необходимо знать, на каком этапе жизненного цикла находится система и какой вид переходящего периода ожидался.


    Кризис в общей структуре переходного процесса
    Периоды жизнедеятельности системы
    Устойчивые:

    1. Стабильные

    2. Квазистабильные
    Неустойчивые:

    1. Переходные

    • Положительные последствия

    • Отрицательные последствия

    -переломные

    -кризисные

    -катастрофические

    2. Квазипереходные
    Стабильные – такие системы, в которых все структурные составляющие функционируют устойчиво.
    Квазистабильные – такие системы, в которых хотя бы 1 структурная составляющая функционирует не устойчиво.
    Переходные – когда большинство структурных составляющих функционирует неустойчиво.
    Квазипереходные – нет ни одной структурной составляющей, которая функционирует устойчиво.
    Производственная система (предприятие) как и система любой другой природы подчиняются цикличным законам жизнедеятельности.
    Существуют различные подходы к выделению циклов.

    Рассмотрим 5 этапный цикл развития, где каждому этапу соответствует определенный тип организации.



    I – область накопления потенциала, тип организации - эксплерент (зарождение).

    На этом этапе кризис протекает быстро и легко, потому что к нему готовы.

    Факторы внутренние и внешние.
    II – область количественного роста, тип организации - патиент.

    Внутреннее развитие характеризуется устойчивыми тенденциями.

    Угроза кризиса – внешняя.
    III – область наивысшего развития и начала циклического кризиса, типы организации – виолент.

    Выделяют 3 подвида фирмы виолента:

    1. «гордый лев» агрессивность

    2. «могучий слон»

    3. «неповоротливый бегимот»


    Основой антикризисной стратегии является разукрупнение, сопровождаемое реструктуризацией.
    IV – область циклического кризиса.

    Тип организации – коммутант.
    V – область послекризисного развития.

    Тип организации – леталент.
    2. Возможность и необходимость АУ в организации.
    Все процессы, происходящие в организации можно разделить на:

    1. Управляемые

    2. Неуправляемые
    Управляемые – процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при воздействии на них.

    Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении друг с другом.

    Преобладание неуправляемого процесса ведет организацию к кризису.

    Целью АУ является антикризисное развитие.
    Антикризисное развитие – управляемый процесс предотвращения или преодаления кризиса, отвечающий целям организации и соответствует объективным тенденциям ее развития.
    Многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации, при этом процессы развития цикличны, и возрастание сложности происходит по логической кривой причем так развивается и система производства и управляемая система.
    Одним из основных факторов кризиса в организации является преобладание неуправляемых процессов именно в системе управления.
    Развитие управления в условиях нарастающей сложности производства.




        1. Простое управление в условиях зарождения производства.

        2. Система управления, максимально адаптированная к сложности производства.

        3. Сложность управления, не соответствует сложности производства.


    АУ предполагает максимальное слияние кривых, отражающих процессы производства и управления на средних этапах развития системы, а так же некоторое опережение тенденции развития управления по сравнению с процессом производства на начальных и верхних этапах развития системы.
    Необходимость АУ определяется целями развития в условиях переходной экономики. Управление организацией в какой-то мере всегда должно быть антикризисным.
    АУ необходимо оценивать с точки зрения его эффективности.
    Эффективность АУ характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования последствий кризиса в соответствии с затраченными ресурсами.
    Возможность АУ определяется:

    1. Знанием цикличного характера развития систем (кризисы можно предвидеть, а значит готовиться к ним)

    2. Человеческий фактор (наличие специалистов по АУ)



    3. Системы и механизмы АУ

    Управления кризисами могут быть различными. Это многообразие проявляется в системе и особенно в механизмах управления.
    Система АУ – совокупность элементов организационной структуры антикризисного менеджмента, в которую входят системы:

    -диагностики

    -нейтрализации

    -преодаления

    кризисных явлений на предприятии.
    Система АУ должна обладать особыми свойствами:

    1. Гибкость и адаптивность

    2. Склонность к усилению неформального управления (мотивация энтузиазма, терпения, уверенности)

    3. Диверсификация управления (поиск наиболее приемлемых способов и приемов эффективного управления)

    4. Снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования возникающих проблем.

    5. Усиление интеграционных процессов в области использования ресурсов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компании.


    Процесс АУ – процесс реализации системы управления применительно к деятельности предприятия – должника.
    Эти процессы реализуются через такие антикризисные процедуры:

    1. Повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления.

    2. Мобильность и динамичность в использовании ресурсов.

    3. Осуществление программно-целевых подходов в технологии разработки и реализации управленческих решений.


    АУ предполагает определенные механизмы своего осуществления.
    Механизмы АУ – вся совокупность категорий и элементов, входящих в теорию и практику АУ.
    АУ предприятия состоит из комплекса подсистем, каждая из которых соответствует определенной подсистеме управления. При этом каждая подсистема «здорового» предприятия видоизменяется и трансформируется с позиции профилактики и преодоления кризисных явлений.
    К основным подсистемам АУ относятся:

    1. Подсистема диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия в единстве с оценкой технико-технологических параметров.

    2. Подсистема маркетинга

    3. Подсистема антикризисной инвестиционной политики

    4. Подсистема АУ

    5. Подсистема антикризисного производственного менеджмента

    6. Подсистема организационно-управленческих мер по ликвидации предприятия (существует в нормальных условиях хозяйствования в качестве возможности, однако если предприятие становится банкротом и нет возможности его финансового выздоровления, то она из потенциальной превращается в реальную)


    4. Диагностика кризисов процессов управления.
    Диагностика (греч.) – распознавание, определения, способность распознавания.
    Диагностика является завершающим этапом анализа.

    Диагностика деятельности предприятия – комплекс определенных действий, основанных на специфических методах и принципах распознавания нарушений в экономике, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия.
    В практике работы предприятий исполняют различные системы комплексной диагностики неплатежеспособности предприятий.
    Преобладающей является точка зрения, согласно которой критерий оценки эффективности подразделяют на основные и дополнительные.
    К основным относят:

    1. Критерии эффективности производства.

    Они измеряются экономией от увеличения объемов производства, экономией от накладных расходов, а так же экономией трудовых и сырьевых ресурсов.

    2. Критерии маневренности производства.

    Измеряются с помощью показателей резерва производственных мощностей и сбалансированности запасов, товаров и материалов.

    3. Критерии гибкости стратегии.

    Оценивают способность предприятия реагировать на изменение окружающей среды.
    К показателям, характеризующим эти критерии, относятся:

    - научно технический уровень производственных и технологических процессов.

    - оценка системы повышения квалификации кадров

    - и т.д
    К дополнительным критериям относятся: Критерии наличия экономических ресурсов (финансовых, трудовых, материальных)
    Комплексная диагностика предприятия включает в себя несколько этапов, где каждому Этапу соответствует вид диагностики.
    1 этап: Экономическая диагностика. Это анализ производственного потенциала предприятия, себестоимости выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
    2 этап: Функциональная диагностика. Это определение состояния коммерческой и снабженческой служб, т.к. от их деятельности в большей мере зависит эффективность функционирования предприятия в целом.
    3 этап: Техническая диагностика. Это анализ технических достижений предприятия и его промышленного потенциала. Данная диагностика проводится по следующим направлениям:

    - промышленная политика предприятия

    - методы управления производством

    - оценка эффективности использования средств труда (фондоотдача, фондовооруженность).

    4 этап: Социальная диагностика.

    Это изучение возможности кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений.
    5 этап: Финансовая диагностика. Это оценка качества финансовой политики и эффективности финансового менеджмента.
    6 этап. Диагностика внешних предприятий. Это изучение качества внешней среды предприятия.
    7 этап: Стратегическая диагностика. Направлена на выработку стратегии развития предприятия. На этом этапе прогнозируется возможное банкротство предприятия.
    Диагностика предприятия тесно связана не только с анализом, но и с прогнозированием. Диагностика-это исходный момент прогнозирования.
    Все вышеприведенные этапы диагностики предприятия взаимосвязаны и влияют друг на друга.

    Диагностику осуществляют различными методами.

    1) Аналитический метод.

    Методы, основанные на операции со стратегическими данными, с использованием методов комплексного экономического анализа.
    2) Экспертные методы.

    Основаны на специально собираемой информации, получаемой посредством проведения экспертных вопросов. Выводы делаются на основе показаний сравнительно-экономичекой эффективности, а также опытом, интуицией и итоговых экспертных заключений специалистов.
    3) Методы линейного программирования. Это математический прием для определения лучшей комбинации управления деятельностью с целью достижения оптимального результата.
    4) и др. методы

    5. Разработка антикризисной стратегии.
    В современных условиях кризис часто является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде.
    Выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его. Процесс планирования этого выхода представляет собой антикризисную стратегию.
    Этапы антикризисной стратегии:

    1) Диагностика состояния предприятия. Включает в себя анализ внешних факторов, с целью выявления причин кризисных ситуаций и разработку нескольких сценариев развития предприятия.
    2) Анализ современной (существующей) стратегии. Чем слабее положение предприятия по результатам диагностики, тем более критичному анализу подвергается его стратегия.
    3) Пересмотр системы целей и миссий предприятия.

    Знать определения миссии и системы целей.
    В любой организации существует несколько уровней целей. Цели более высокого уровня ориентированы на долгосрочную перспективу, они лежат в основе стратегии.

    Цели, ориентированные на краткосрочную перспективу, лежат в основе оперативного планирования и определяют скорость развития предприятия.
    4) Выбор новой стратегии и определение тактики ее реализации
    5) Реализация антикризисной стратегии.

    В основе этапа лежит разработка оператив. мероприятий по выходу из кризиса.
    К таким мероприятиям относят:

    - ликвидацию нерентабельных производств

    - реализация малоликвидных активов

    - сокращение работ и кредитной задолженности

    - уменьшение товарно-материальных запасов с целью увеличения оборачивающихся средств

    реструктуризация деловых обществ

    - и др.
    6) Оценка и контроль за выполнением стратегии.


    написать администратору сайта