Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

17 Культура диалога. Культура диалога Диалог наиболее развитая форма непосредственного общения Я и собеседник


Скачать 67.5 Kb.
НазваниеКультура диалога Диалог наиболее развитая форма непосредственного общения Я и собеседник
Анкор17 Культура диалога.doc
Дата09.12.2017
Размер67.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла17 Культура диалога.doc
ТипДокументы
#6538

Культура диалога

Диалог – наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников:

Скажите, – спросила она, – неужели у вас нет большой мечты? – Это был уже не наводящий вопрос. Это был простой человеческий вопрос.

Есть. Я хочу писать рассказы.

Почему же не пишете?

Я пишу, но их не печатают.

Почему? – изумилась она.

Говорят, плохие.

Не может быть. У вас должны быть хорошие рассказы

(В. Токарева. День без вранья).

Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, т.е. в процессе диалога происходит обмен информацией.

Реплики диалога – это речевые акты, т.е. действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат.

Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога.

Целенаправленность речевого действия в диалоге – это явные или скрытые цели адресата или адресанта, например, сообщение, вопрос, приказ, совет, извинение, повеление:

Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове;

И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие

(Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 24).

Чтобы достичь своих целей, каждый из собеседников реализует то или иное намерение, побуждая собеседника к определённым речевым действиям. Побуждающая информация может быть выражена прямо (форма глагола в повелительном наклонении) и косвенно (вопрос: не могли бы Вы? не трудно ли Вам? и т.п.):

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

Старик старухе говорит:

Старуха, дверь закрой!

(С. Маршак).
Не могли бы вы, сестрица,

Командиру услужить.

Не могли бы вы петлицы

На шинель мою нашить...

(И. Уткин).

В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора:

1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совет). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета;

2. Сообщение должно соответствовать теме разговора;

3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной.

При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т.п.).

Типичный набор смысловых частей разговора:

  1. Установление контакта с собеседником (зрительного и речевого).

Распространённые фразы: «Здравствуйте», «Давно не виделись», «Извините», «Кого я вижу» и т.п.

  1. Начало разговора

  1. приветствие

  2. вопрос о том, возможен ли разговор: «Я вас не отрываю?», «Вы можете сейчас поговорить?», «Извините, можно у вас спросить?», «вы сейчас не заняты?».

  3. вопросы о жизни, делах, здоровье (обычно в неофициальной дружеской беседе)

  4. сообщение о цели разговора

  1. Развитие темы.

Информация говорящего + реакция собеседника, его ответные реплики. В этот момент инициатива в разговоре может перейти к собеседнику.

  1. Конец разговора.

  1. Заключительные фразы, сопровождающие конец разговора (носят обобщающий характер).

  2. Этикетные фразы, сопровождающие конец любого разговора.

  3. Прощание.

Каждая тема (в идеале) получает развитие, прежде чем собеседники перейдут к новой теме. Если один из собеседников не поддерживает тему, это может говорить о том, что:

    • собеседник не желает говорить на эту тему;

    • собеседник склонен навязать свою тему;

    • возможно, собеседник не расслышал ваших слов и нужно их повторить;

    • собеседник не желает говорить с Вами.

Речевое поведение собеседника требует понимания, проникновения в его настроение, мысли, побуждения, мотивы, иначе невозможно осуществление успешной коммуникации. В этом отношении весьма важна эмпатия (способность вставать на место другого человека, способствующая взаимопониманию и гармонизации отношений).

Совершенствование техники общения, техники ведения диалога требует изучения моделей ведения диалогов, владения вариативностью средств выражения мыслей и чувств, владения тактическими приёмами речевого общения.

Известно, что одна и та же мысль может быть выражена различными лексико-грамматическими средствами:

Вас не затруднит подать мне воды?

Пожалуйста, принесите мне стакан воды.

Умираю от жажды!

Очень хочется пить…

Пить!

Воды!

Выбор варианта зависит от речевой ситуации, собеседника, с которым мы общаемся:

Обнимаю Вас и всех сотрудников, посвятивших свои жизни памяти моего отца, и благодарю Вас за всё, что вы все сделали и в Москве, и в Ясной Поляне в его память. Да пошлёт Вам всем Господь здоровье и силы! Ваша Александра Толстая

(А. Толстая. Письмо А. К. Бабореко, 22 окт. 1974);

В этом месте Матвей Семенович взглянул на свои часы нового золота и заторопился:

О-ля-ля! Как я заболтался… Семья помещика Гузикова ждет меня на пикник, и если я запоздаю, это будет нонсенс. Желаю здравствовать! Желаю здравствовать! Привет родителям!...

(А. Аверченко. Молодняк);

Капитан Студзинский, – обратился к нему полковник, – будьте добры, – отправить в штаб командующего отношение о срочном переводе ко мне поручика…

(М. А. Булгаков. Белая гвардия);

[Люська] – А, здравия желаю, ваше превосходительство! Бонжур мадам… Барабанчикова!

[Чарнота] – Здравствуй, Люсенька!

(М. А. Булгаков. Бег).

Тон общения обычно задаёт инициатор разговора.

Общие правила ведения диалога по Ю. В. Рождественскому:

  • Вопрос требует ответа;

  • Повеление требует ответа действием или словом;

  • Повествование требует ответной реакции (ответной реплики или ответного повествования или внимательного молчания).

Внимательное молчание – отсутствие речи, при котором выражением лица, жестами, междометиями, повтором слов слушающий извещает говорящего о том, что его речь принимается и понимается.

Формы диалога должны планироваться как на обыденном, так и на официальном, так и на государственном уровнях.

При планировании диалогов нужно учитывать законы риторики диалога.

Первый закон риторики диалога:

Всякий новый проект встречает сопротивление людей. Любое новое высказывание или действие встречает сопротивление несмотря на то, что это высказывание или действие не угрожает благополучию отдельных людей, организаций и состоянию общества в целом. Этот закон именуют законом сопротивления всему новому.

В соответствии с данным законом человек или организация предпринимает риторические действия, называемые «связи с общественностью» (public relations): ни одно действие не может получиться, если не добиться для него внешних благоприятных условий с помощью речи.

Связи с общественностью стали особенно необходимы в условиях информационного общества.

Итак. Для осуществления нового проекта, продвижения новой идеи необходимо создать благоприятную почву. Условия реализации проекта – связь с общественностью (посредством диалога).

План мероприятий по связям с общественностью разрабатывается так, чтобы:

1) ввести в действие те виды словесности, которые можно применить с наибольшим эффектом для пропаганды данного проекта. Например, в некоторых случаях (открытие АЭС, предвыборная компания) необходимо умелое привлечение СМИ.

2) должна быть разработана система аргументации в пользу проекта (система доводов отлична в среде власти, общественности, фирм, общественных организаций и т.п.; система доводов должна отвечать интересам той или иной категории граждан).

3) необходимо обеспечить диалоговый режим словесных действий (т.е. представлять свои аргументы с учётом альтернатив и развивать альтернативные взгляды с возможной подробностью, каждый раз опровергая альтернативы).

Под диалоговым режимом также понимается реальный диалог в письменной и устной формах с категориями заинтересованных лиц и лиц, затронутых в связях с общественностью. Далее необходимо корректировать выводы.

Второй закон риторики диалога:

Изобретение содержания речи (инвенция) в диалоге невозможно без учёта внешней и внутренней среды управления. Данный закон именуют законом граничных условий изобретения.

Второй граничный закон гласит: изобретение содержания речи невозможно без учёта культурных условий риторического изобретения (совокупности данных о личной культуре собеседника или аудитории: духовной, моральной, нравственной, этического и эстетического уровней, а также уровня образования) Это закон культурных условий риторического изобретения.

В рамках государства и производства реализация проектов требует лучших риторов, умеющих определить характер аудитории и осуществить правильный выбор речевой стратегии и тактики.

Эффективность ведения диалога часто зависит от того, какие виды словесности используются в диалоге: следует привлекать только необходимые виды словесности (избегать многословия и пустословия, говорить об одном и том же разными словами).

Иначе, например, на производстве, в официальной среде может возникнуть явление, ранее называвшееся «волочение дел», возникающее как следствие наращения содержания диалога, нерационального повторения одних и тех же видов диалога, вовлечения в диалог новых видов словесности. Время для решения нужно сокращать и переходить к действию.

Для успешного ведения диалога необходимо знание правил ведения диалога и понимание правильности его течения. «Грамотность ведения диалога, т. е. точное следование правилам словесности – лучшая гражданская защита человека» (Ю. В. Рождественский).

Например, не следует путать речь в суде и речь в собрании, хотя и та и другая носят характер диалога-театра, иначе можно нанести ущерб и делу, и конкретному лицу (неправый суд, самосуд по отношению к Б. Л. Пастернаку, (ситуация, связанная с романом «Доктор Живаго»)).

В качестве неприемлемого ведения диалога можно привести и такие примеры:

  • трактовка гомилетического произведения как Священного писания;

  • личные письма в делопроизводстве;

  • превращение гомелитического диалога в судебный (инквизиция).

Третий закон риторики диалога закон диалогической социализации.

Данный закон гласит:

Основные правила диалога предполагают социализацию человека через речь:

1. Если к тебе обратились с речью, следует оставить любые занятия и выслушать речь;

2. Если к тебе обратились с речью в тот момент, когда ты произносишь речь, следует замолчать и выслушать речь;

3. Если нет мысли, которая рождается в душе благодаря диалогу, то дело не может состояться.

Четвёртый закон риторики диалогазакон устранения вреда от речи. Данный закон гласит:

Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий должен определять, не нанесёт ли ему говорящий скрытого или явного ущерба.

Правила для слушающего включают в себя оценку речи говорящего, т. к. горящий опасен для слушающего тем, что может завлечь его в трудную ситуацию или привести к неправильному пониманию и поступку.

Правила для слушающего по Ю. В. Рождественскому:

1. Необходимо искать различие в речах, получаемых от разных лиц.

И помнить: Сто человек – сто мнений.

2. Необходимо делить полученные высказывания на истинные и ложные, пригодные и непригодные:

И помнить: Нет людей, которые не ошибаются.

3. Необходимо отделить интересы говорящего от содержания его высказывания.

Не принимай решения, выслушав только одну сторону;

Не спеши с выводами, если тебе не ясно;

Один любит попа, другой попадью, а третий – попову дочку.

4. Необходимо распознать и разделить намерения и интересы говорящего и характер ситуации и содержание речи.

Лиса знает сто сказок и все про курицу.

Человек спрятан за своими словами.

5. Необходимо определить искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб.

Зайцу говорит «беги», борзой говорит «лови».

6. Необходимо сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете.

Кто передаёт тебе о других, тот передаёт другим о тебе.

7. Необходимо оценить ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: нелогичность, вымысел, неопределённость суждения.

Немного слов, много оговорок.

8. Необходимо уяснить ошибки в содержании речи в связи с её модальностью, т. е. оценить отношение говорящего к своей речи:

Самооправдание: танцевать не умеет, а говорит: пол кривой;

Хвастовство: Конь скачет, всадник похваляется;

Некомпетентность критики: Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить;

Непонимание сути дела: Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где жёлоб;

Искажение истины в гневе: Гнев шагает впереди, ум сзади.

Правила говорящего – типичные правила риторики:

1. Осторожность.

Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст.

2. Необходимо соблюдать замысел речи.

Прежде чем говорить, подумай о смысле слов;

Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь;

Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить;

Если боишься – не говори, если сказал – не бойся.

    1. Смысл слова зависит от того, каким топом оно сказано.

Топ – основная единица изобретения (инвенции) – общее место, смысловая модель.

Использование того или иного топа зависит от функционально-смыслового типа речи (описание, повествование, рассуждение).

Виды топов:

1) род и вид;

2) целое и часть;

3) определение;

4) свойства (описание признаков);

5) обстоятельства (время и места в описании, причины и следствия в рассуждении);

6) сравнение и противопоставление;

7) имя (обыгрывается название чьего-либо имени);

8) пример (иллюстрация);

9) свидетельство (ссылка на авторитетный источник). Цитата – топ свидетельства.

Если хочешь возвысить человека – возвысь, хочешь унизить – возвысь (ирония).

Стреляет криво – попадает прямо (иносказание).

4. Типичные ошибки говорящего:

1) противоречие содержания речи ситуации (неуместность);

2) тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны);

3) многословие (избыточность).

Слово – жемчуг, но когда их много они теряют цену.

Кто много говорит, много ошибается.

Продуктивность словесных средств, используемых в речи (логос) зависит от искусства дебатирования, но само искусство дебатирования опирается на объективные законы диалога. Диалоги в соответствии с законами образования общих мест (топов) разделяются на диалоги в одном виде словесности и диалоги в разных видах словесности.

Диалоги в одном виде словесности подчиняются следующим законам:

1. Закон времени.

Бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

Например, опытные бюрократы, для того, чтобы остановить какое-либо дело продлевают переписку и «хоронят дело». Энергичные администраторы, желая вершить дело, поступают наоборот.

2. Закон аудитории.

Бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

Это значит, что если хочешь «похоронить дело» привлеки к нему как можно больше лиц (У семи нянек дитя без глазу). Каждое лицо добавит новое мнение, создастся информационный шум. Например, М. С. Горбачев уничтожил руководимую им партию и государство тем, что максимально расширял аудиторию в обсуждении – съезды, конференции (под предлогом «совета с народом»). Наоборот, продвижение крупных проектов осуществляется за закрытыми дверями, либо руководители проектов прибегают к организации малых аудиторий, решающих конкретные вопросы. Множество речей по одному вопросу не несёт конкретной информации по проектам.

3. Закон компетентности аудитории.

Бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).

В качестве примера можно привести обывательские суждения об экономике, политике, искусстве, суждения филологов, воспитанных на грамматике о риторике.

4. Закон уместности.

Организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.

Многие важные по существу диалоги не дают результатов, т. к. не затрагивают действительных интересов участников. Этот закон именуют ещё законом заинтересованности в содержании дела: ни одна речь в одном виде словесности не может привлечь к диалогу участников, если у них нет прямой заинтересованности.
(Преимущественно по О. М. Казарцевой и Ю. В. Рождественскому).
написать администратору сайта