Главная страница
Навигация по странице:

  • «Формирование духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни»

  • Методы

  • 1.2 Педагогическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни

  • КУРСОВАЯ!!!!!!. Курсовая работа Формирование духовнонравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни


    НазваниеКурсовая работа Формирование духовнонравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни
    АнкорКУРСОВАЯ!!!!!!.doc
    Дата26.11.2017
    Размер314 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКУРСОВАЯ!!!!!!.doc
    ТипКурсовая
    #6173
    страница1 из 3
      1   2   3


    Министерство образования и науки Российской федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Вятский государственный гуманитарный университет»

    Кафедра социальной работы
    Курсовая работа

    «Формирование духовно-нравственной готовности студенческой

    молодежи к семейной жизни»

    Выполнила студентка IV курса

    Социально-гуманитарного факультета

    Кокорина Евгения Александровна

    ____________________________

    Научный руководитель

    к.пед.наук доцент Волченкова Е.В.

    _____________________________


    Киров

    2012

    Содержание

    Введение……………………………………………………………….……3

    Глава I. Теоретические аспекты формирования духовно-нравственной готовности студентов к семейной жизни ……………………………………….6

    1.1 Духовно-нравственная готовность молодежи к семейной жизни: сущность, компоненты……………………………….…………………………...6

    1.2 Педагогическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни.……..13

    Глава II. Опытно-экспертная работа по формированию духовно-нравственной готовности студентов к семейной жизни……..………………..22

    2.1 Выявление исходного уровня духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни…………………………………....22

    2.2 Технология формирования духовно-нравственной готовности студентов к семейной жизни…………………………………..………………..29

    Заключение……………………………………...………………………...34

    Список литературы…………………………………………………….…36

    Приложение 1…………………………………………………………..…39

    Приложение 2……………………………………………………………..41
    Введение

    Подготовка к вступлению в брак, к будущей брачно-семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к брачно-семейной жизни. Необходимость решения проблемы подготовки мужчин и женщин к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию.

    Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития института семьи. Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

    Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов.

    В-третьих, в современной России остро стоит вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, в возникает настоятельная необходимость искать пути решения проблемы развития готовности молодежи к семье [13].

    Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Наиболее значимые работы принадлежат Я.А. Коменскому, Я. Корчаку, К.Д. Ушинскому, Л.Н. Толстому и др. Достаточно глубоко эту проблему рассматривали такие известные педагоги, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

    В советский период педагогами и психологами были написаны работы, посвященные психолого-педагогическим проблемам подготовки молодежи к семейной жизни (Л.Н. Гудкович, И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, СВ. Ковалев, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Е.Д. Марьясис, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, Ю.М. Орлов, Л.Н. Тимощенко, Л.Б. Шнейдер, и др.). В них подчеркивалось, что потребность в семье не возникает сама собой, она должна воспитываться у каждого человека (Барский В.И.), а формирование личности семьянина должно осуществляться на всех этапах развития ребенка соответственно его возрасту.

    Изучением проблемы подготовки молодежи к семейной жизни занимались такие ученые, как И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Э. Пахальян, A.M. Прихожан, А.В. Толстых, Е.И. Зритнева, и др. Проблема подготовки молодежи обсуждалась и решалась рамках образовательных программ: в начале 1980-х «Этика и психология семейной жизни», в середине 1990-х в школьную программу введен предмет «Сексуальное воспитание». Проблема подготовки молодежи к браку и семейной жизни как бы синтезирует различные аспекты воспитания, прежде всего, духовно-нравственный, правовой и физический, и имеет особый психолого-педагогический смысл [12].

    В качестве объекта исследования мы выделяем духовно-нравственную готовность студенческой молодежи к семейной жизни.

    Предметом исследования является процесс формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни.

    Цель исследования – формирование духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    1. Рассмотреть сущностные характеристики понятия «готовность к браку», «духовно-нравственная готовность к браку»;

    2. Проанализировать педагогическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни;

    3. Выявить особенности духовно-нравственной готовности студенческой молодежи;

    4. Разработать и апробировать технологию формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни.

    Методы исследования:
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

    1.1 Духовно-нравственная готовность молодежи к семейной жизни: сущность, компоненты

    Сущность готовности молодежи к семейно-брачным отношениям, с психологической точки зрения, составляет зрелое, интеллектуальное, социально-активное отношение к себе, как участнику брачно-семейного взаимодействия, своему окружению, понимаю значимости семьи в современном мире.

    Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В.Малярова выделяет готовность молодежи к браку, как систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества [8].

    Готовность к браку – система характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость), нравственную и духовную готовность [15].

    Как отмечает Л.Б. Шнейдер, готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

    • формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами;

    • подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов;

    • способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека;

    • наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера;

    • высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

    • умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения [24].

    Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодых людей [12].

    По мнению Е.И. Зритневой можно определить готовность личности к брачно-семейным отношениям как социально-психологическое образование, интегрирующее принятие ценностей социального института семьи, личностный смысл знаний и умений в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения в семье. Очевидно, что содержание готовности к семье и браку представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, которые будут приведены в действие при наличии у молодого человека гуманистической, нравственной направленности личности[9].

    Готовность к созданию семьи включает в себя психологическую, педагогическую, духовно-нравственную, мотивационную, социальную готовность и сексуальную воспитанность. В.С.Торохтий считает, что эти компоненты у разных людей реализуются в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие "способность к браку", предполагающее несколько составляющих:

    • способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро;

    • способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. "входить" в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком;

    • способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения;

    • высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм [19].

    Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

    Перед тем, как начать процесс формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к браку, следует проанализировать работы и исследования ученых в данной области.

    В 1982 году на основе экспериментального варианта типовой программы «Этика и психология семейной жизни» Т. А. Флоренской с учетом духовно-нравственных и социальных проблем современной семьи была составлена программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.

    Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.

    Автор новой программы — доктор психологических наук ТА. Флоренская, известна как исследователь и методолог, развивающий диалогический подход к личности, определяемый и как «духовно-ориентированная психология», — направление, в последние годы особенно интенсивно разрабатываемое в мировой психологической науке. Взяв за основу структуру «Программы» издание, подготовленное в 1982 г. Министерством просвещения совместно с АПН СССР, Т.А. Флоренская написала совершенно новый по смыслу текст, сопроводив его пояснительной запиской, в которой говорилось о том, что основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Задачей же учителя является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности, цинизму, разврату. Курс «Этика и психология семейной жизни» может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества, так как семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви [29].

    Также в 2002 году, психологом О.И. Могила была разработана программа «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 9-го класса.

    Формирование этической, психологической и социальной компетентности учащегося в сфере “человек – семья – общество” является целью, конечным результатом реализуемой программы.

    Основные ее задачи:

    • оптимизация межличностных отношений путем повышения осведомленности учащихся школы в вопросах общения;

    • формирование социально-этического ролевого поведения в процессе построения семейных, деловых и гражданских отношений;

    • пропаганда семьи, живущей по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми;

    • формирование установок на создание своей будущей семьи.

    Решению этих задач, по мнению психолога, должен послужить предлагаемый курс «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.

    Данный курс рассчитан на 34 часа в год.

    Курс адаптируется в 9 классе, что требует практической направленности используемых заданий, ролевых игр, проигрывания проблемных ситуаций, выработки алгоритма и последовательности действий и т.д.

    При проведении занятий учитель должен тактично вести беседы с учетом наличия детей из неполных и неблагополучных семей, положение в семьях учащихся обсуждать только при индивидуальных беседах.

    Содержание программы предполагает формирование у воспитанников практических навыков применения полученных знаний в личной и общественной жизни.

    Анализируя существующие программы подготовки старших школьников к семейной жизни, можно сделать вывод, что духовно-нравственная готовность, как компонент готовности к браку, изучена не в полном объеме. Поэтому в своей работе мы рассматриваем именно духовно-нравственную готовность к семейной жизни.

    Духовно-нравственная готовность – это система установок личности, определяющую положительное отношение к семейной жизни и ценностям супружества.

    Духовно-нравственная готовность к семейной жизни, по мнению С. П. Акутиной, включает в себя следующие компоненты: осознанность когнитивной составляющей семейных ценностей, взаимоотношений в родительской семье, понимание своего супруга, его реакций, любовь, уровень конфликтности, возможность в саморазвитии, детско-родительские отношения, измена[1].

    По мнению психологов, нравственная подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

    • готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

    • понимание прав и достоинств других членов семьи, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

    • стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителями противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

    • умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. [22]

    Именно нравственность – определяющий аспект готовности к семейной жизни, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы - семьи. Согласно Л.Б. Шнейдер, анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий прежде всего ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения совершенно очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений. [24]

    Итак, духовно-нравственная готовность молодежи к семейной жизни, включает в себя следующие компоненты:

    • семейные ценности;

    • конструктивное разрешение конфликтов;

    • взаимопонимание;

    • нравственность;

    • готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

    • возможность в саморазвитии;

    • детско-родительские отношения;

    • измена.

    Среди человеческих ценностей семье отводится одно из важнейших мест в ценностном ряду. Поскольку большинство людей на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, следовательно, семья является естественной частью этой жизни. В самом общем смысле о важности семьи как ценности в человеческой жизни можно судить по тому месту, которое отводится ей среди других важных для человека вещей, таких как работа, друзья, свободное время. [14]

    Безусловно, появились новые ценности в современном российском обществе, которые очень активно перенимает молодежь. Но, несмотря на это, новая отчетливая система ценностей в современном обществе еще не сформирована. Для каждого жизненные ценности на столько разные, на сколько разное наше общество[5].

    Также, важную роль в браке играют взаимоотношения между людьми, и именно умение слушать и выслушивать партнера – является одной из главных составляющих среди компонентов духовно-нравственной готовности молодежи к семейной жизни. Человеческие отношения – это сложный комплекс чувств, эмоций и восприятия друг друга. [7]

    И мерой адекватности и здоровья отношений является, в первую очередь, взаимопонимание в этих отношениях. Взаимопонимание – это такой способ человеческих отношений, когда достигается некая негласная договоренность об определенных моментах в отношениях. Договоренность о том, что все действия, мысли, позиции и точки зрения безоговорочно принимаются такими, какие они есть, без осуществления попытки их изменения [3].

    Как только в семье или дружеских отношениях появляются конфликты – это первый сигнал того, что отсутствует взаимопонимание. Вообще, практически любой психологический конфликт является следствием отсутствия взаимопонимания[2].

    Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами[26].

    Супружескою неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще – в конфликтных проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов, что чаще всего приводит в распаду отношений – разводу. Мотив «измены» наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей[17].

    Помимо выше перечисленных составляющих духовно-нравственной готовности, следует отметить возможность в саморазвитии. У молодых людей в современном обществе существует две точки зрения на возможность развиваться после заключения брака. В понятие «саморазвитие» входит: возможность меняться, стремиться к чему-то новому, возможность узнать что-то новое о себе, проявить себя в разных сферах жизни. Но бывают случаи, когда у партнера другие взгляды на жизнь, и он считает, что после заключения брака, человек должен целиком и полностью отдавать себя семье, не давая тем самым возможность в развитии, в саморазвитии. Данный вопрос, о возможности саморазвиваться, должен решаться перед вступлением в брак, для того, чтобы не возникало конфликтов после создания семьи. [20]

    В процессе социализации молодежи происходит постепенное замещение родителей группой ровесников, то есть источники социализации переносятся в другую референтную группу. Молодежь стремиться к обретению независимости, самостоятельности, и чем раньше молодой человек начинает жить отдельно от родителей, тем меньше он обращается за советом, за помощью, тем самым, стремясь казаться взрослее. Но родительская семья играет важную роль в системе духовно-нравственной готовности студентов к семье, так как взаимоотношения в родительской семье, как правило, дублируются, то есть переносятся на семью, созданную молодым человеком. Чем доверительнее отношения между родителями, между детьми и родителями, тем теплее они будут и в «молодой семье».[18]

    Таким образом, можно сказать, среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система духовно-нравственных установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к созданию семьи включает в себя следующие составляющие: психологическую, педагогическую, духовно-нравственную, мотивационную, социальную готовность и сексуальную воспитанность. Духовно-нравственная готовность – это система установок личности, определяющую положительное отношение к семейной жизни и ценностям супружества. Нами рассматривается духовно-нравственная готовность молодежи к семейной жизни, в которую входят следующие компоненты:

    • семейные ценности;

    • конструктивное разрешение конфликтов;

    • взаимопонимание;

    • нравственность;

    • готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

    • возможность в саморазвитии;

    • детско-родительские отношения;

    • измена.
    1.2 Педагогическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни

    При определении методических средств, главное внимание уделялось их максимальной надежности и адекватности параметров. Для формирования духовно-нравственной готовности студентов к семейной жизни, нами были проанализированы различные педагогические методы, формы, технологии и средства.

    Под педагогическими методами следует понимать специфические способы и приёмы воспитательной работы, которые используются в процесс организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них различных компонентов готовности к браку, включая формирование духовно-нравственной готовности как потребностно-мотивационная, интеллектуально-чувственная, поведенческо-волевая сферы, а также для коррекции и совершенствования их поведения.

    От педагогических методов следует отличать педагогические средства воздействия на молодежь. При определении этого понятия следует исходить из того, что формирование того или иного компонента осуществляется только в деятельности и общении. При этом проявляется активность студенческой молодежи, формируются и реализуются потребности и мотивы их поведения.

     Г.И. Щукина предложила классифицировать выше названные методы на основе их направленности на формирование сознания, поведения студентами и стимулирования их деятельности:

    1. Методы формирования знания личности (метод убеждения, метод положительного примера, метод требования);

    2. Методы организации деятельности учащихся и формирования у них опыта общественного поведения (метод упражнения, метод переключения);

    3. Методы стимулирования поведения деятельности ребенка (метод одобрения, метод осуждения, метод требования, метод положительного примера)[27].

    На основе представленных классификаций педагогических методов можно определить три группы методов для формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни:

    1. Методы формирования сознания;

    2. Методы формирования опта позитивного поведения;

    3. Методы стимулирования и мотивации позитивного поведения.

    Мы рассмотрим из предложенных групп методов подробнее метод формирования сознания. В эту группу входят следующие методы: рассказ, разъяснение, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, метод примера, убеждение, которые предполагают воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы личности [6].

    Лекция представляет собой развернутое и организованное в доступной форме систематическое изложение сущности той или иной проблемы. Логическим центром формирующей лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Конкретные факты и примеры, пояснения здесь служат иллюстрацией или исходным, отправным моментом.

    Рассказ - последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. По сравнению с лекцией рассказ является менее формализованным, свободным методом осуществления процесса формирования того или иного компонента в сознании молодых людей.

    К методам рассказа и лекции предъявляются такие требования, как логичность, структурированность, доказательность, образность, эмоциональность, последовательность, доступность.

    Беседа – вопросно-ответный метод формирования готовности к браку, базирующийся на активном взаимодействии. В основе беседы - тщательно продуманная система вопросов, провоцирующих мыслительную активность, постепенно приводит к получению новых знаний.

    Главное назначение бесед - привлечь молодежь к оценке событий, поступков, явлений и на этой основе формирование соответствующего отношения к партнеру и семье в целом.

    В процессе формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к браку могут быть использованы разные виды бесед:

    1) по количеству у истоков - индивидуальные, групповые, фронтальные;

    2) по уровню проблемности - репродуктивные, проблемные.

    Метод дискуссии ocнован на следующей закономерности: знания добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Вопросы, намеченные к обсуждению должны содержать жизненно важную для участников проблему, одной из таких проблем является подготовка к браку. Данная проблема должна волновать их, призывать к открытому искреннему разговору. Дискуссия не требует определенных и окончательных решений. Она дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

    Пример - метод, психологической основой которого является подражание тем или иным качествам человека, которые применяются на протяжении всей жизни человека, в том числе в семье [14].

    В механизме подражания можно выделить три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у молодого человека появляется субъективный образ. На втором этапе образуется связь между примером для подражания и последующими действиями. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.

    Игровые технологии обладают большими возможностями в процессе формирования молодежи к семейной жизни [6].

    Во-первых, потому что играть приятно, легко, весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает весомость каждому моменту игры. В-третьих, игра содержит в себе элементы других видов деятельности. В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления своего «Я».

    Содержанием игры выступают ценностные отношения молодежи к окружающему миру, семье; умение молодых людей взаимодействовать друг с другом; приобретаются знания о партнере, семье.

    В процессе формирования духовно-нравственной готовности молодежи к браку можно использовать следующие виды игр:

    • Познавательные игры, направленные на формирование, закрепление и систематизацию у молодых людей знаний о семье, особенностях готовности к браку и компонентах, входящих в духовно-нравственную готовность;

    • Ролевые игры, где участник принимает определенную роль, и на протяжении всей воображаемой ситуации действует в соответствии с этой ролью;

    • Имитационные игры, как разновидность ролевых игр, но более просты по содержанию. В такой игре может быть только одна роль, тиражируемая каждым участником, который, в свою очередь, готовит свое решение.

    При использовании методов формирования создания обязательным является влияние на эмоциональную сферу подростков и молодежи, поскольку знания переходят в убеждения при наличии сформированного отношения к проблеме, объекту, в нашем случае к готовности к браку. Для этого используют эмоциональные стимулы, позволяющие удовлетворять интересы, потребности, стремления и желания молодых людей.

    Для оценки эффективности форм, методов, средств формирования духовно-нравственной готовности целесообразно рассмотреть то, что чем больше степень участия в процессе формирования, тем больше навыков и усваивается участниками.

    Лекция – 5% усвоения - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей.

    Чтение – 10% усвоения – отличается тем, что может осуществляться в разных местах.

    Аудио-визуальные средства – 20% усвоения – достаточно эффективно, так как современная молодежь любит смотреть кино и слушать радио.

    Использование наглядных пособий – 30% усвоения – способствует лучшему запоминанию и усвоению информации, поскольку восприятие осуществляется по разным каналам (через зрение, слух, осязание, обоняние, тактильно). В качестве наглядного пособия могут применяться: диаграммы, слайды, макеты, модели, буклеты, плакаты.

    Обсуждение в группах – 50% усвоения – дает возможность участникам в рамках определенной темы поделиться своими чувствами, мыслями, впечатлениями.

    Обучение практикой действия – 70% усвоения – включает проигрывание ситуаций, практические занятия, игры разных видов.

    Выступление в роли обучающего – 90% усвоения – наиболее эффективный способ усвоения [27].

    Рассмотрев возможные варианты процесса формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни, и проанализировав степень усвоения той или иной формы, мы пришли к выводу, что тренинг является наилучшим вариантом для процесса формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни. Именно тренинг позволяет применять различные методы формирования готовности молодежи к браку, тем самым, дает возможность заинтересовать молодежь при анализе данной проблемы.

    Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике[4].

    Л. А. Петровская определяет тренинг как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, как средство развития компетентности в общении[22].

    Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

    • тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

    • тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

    • тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

    • тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем[10].

    Структура тренингового занятия обычно представлена следующими компонентами:

    1. Приветствие.

    2. Опрос самочувствия.

    3. Предложение ведущим темы занятия.

    4. Разминочные упражнения.

    5. Основная часть.

    6. Подведение итогов занятия.

    7. Резюмирование ведущего.

    8. Прощание.

    Базовыми методами тренинга являются: групповые дискуссии, игровые методы, методы телесной терапии, медитативные техники, просмотр и анализ видео фрагментов, сюжетно-ролевые игры.

    Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены различные группы педагогических методов: методы формирования сознания, методы формирования опта позитивного поведения, методы стимулирования и мотивации позитивного поведения. Подробно был проведен анализ педагогических методов формирования сознания. В эту группу входят следующие методы: рассказ, разъяснение, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, метод примера, убеждение, игра, которые предполагают воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы личности. Мы пришли к выводу, что тренинг – наиболее подходящий, универсальный метод для формирования духовно-нравственной готовности молодежи к семейной жизни. Именно разнообразие форм проведения тренинга, таких как различные виды игр, дискуссии, пример, дает возможность провести процесс формирования духовно-нравственной готовности студенческой молодежи к семейной жизни и получить ожидаемый результат.

      1   2   3
    написать администратору сайта