Главная страница
Навигация по странице:

  • Оценка ___________________________ Ярославль 2015 Оглавление Введение 21.Функции права: понятие и система

  • 2. Классификация функций права

  • Заключение 26Список используемых источников 27Введение Актуальность.

  • Объект исследования

  • 1. Функции права: понятие и система 1.1 Понятие функций права

  • 1.2 Принципы систематизации функций права

  • Курсовик Т.Г.П.. Курсовик Т.Г.П. Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Функции права.


    Скачать 136.5 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Функции права.
    АнкорКурсовик Т.Г.П. .doc
    Дата08.05.2018
    Размер136.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовик Т.Г.П. .doc
    ТипКурсовая
    #16972
    страница1 из 3
      1   2   3

    Ярославский филиал

    Аккредитованного образовательного частного учреждения

    высшего образования

    «Московский финансово-юридический университет МФЮА»
    Курсовая работа
    по дисциплине: _____ Теория государства и права______________

    на тему: «Функции права.»


    Работу выполнила студентка 5 курса

    Группы 31ЮРк4110 ___

    Королькевич Светлана Юрьевна

    (Карачанова С. Ю.)

    Работу проверил(а________________

    Дата сдачи_______________________

    Дата защиты ______________________

    Оценка ___________________________

    Ярославль 2015

    Оглавление

    Введение 2

    1.Функции права: понятие и система 3

    1. Понятие функций права 7

    2. Принципы систематизации функций права 7

    3. Формы реализации функций права 14

    2. Классификация функций права 17

    1. Основные юридические функции права 17

    2. Неосновные юридические функции права 21

    3. Основные социальные функции 23

    Заключение 26

    Список используемых источников 27

    Введение
    Актуальность. Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые оно выполняет в процессе воздействия на общественные отношения.

    Проблему функций права нельзя назвать новой для современной отечественной теории государства и права, поскольку определенную разработку она получила еще в дореволюционный и особенно советский периоды. Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, можно считать достаточно глубоко изученными. В их числе следует назвать вопросы понимания и классификации функций позитивного права.

    В функциях всегда отражается сущность, природа права, необходимость самого существования права как социального регулятора. Именно в функциях проявляется его социальная ценность, заключающаяся в установлении с помощью права определенного порядка, устойчивости, согласованности, организованности, меры свободы и т.п.

    Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются они в узких рамках (специально-юридических) или в более широких (общесоциальных). Если следовать широкому смыслу, то среди функций права можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфи­ческое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

    Таким образом, можно отметить, что функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. С их помощью можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

    Из всего вышеизложенного, вытекает актуальность рассматриваемой темы курсовой работы: «Функции права».

    Объект исследования - функции права

    Предмет исследования - понятия и принципы, характеризующие функции права

    Целью курсовой работы, исходя из поставленной темы, является изучение понятия и особенностей функций права, а также исследование их классификации.

    Для более детального и глубокого изучения данной темы были поставлены следующие задачи:

    • дать определение функций права;

    • классифицировать функции права;

    - рассмотреть формы реализации функций права в России. Теоретической и методологической основой проведения исследования

    явились законодательные акты, нормативные документы по теме курсовой работы.

    При этом были использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по теории государства и права таких авторов как Нерсесянц B.C., Марченко М.Н., Лазарев В.В. и ДР-

    1. Функции права: понятие и система 1.1 Понятие функций права
    В науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях.

    В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.

    Таким образом, термин «функция» многозначен. Он приемлем для характеристики любых динамических структур. Это обуслов енно спецификой познавательных задач тех наук, в которых используется этот термин (математика, биология, социология, юриспруденция). Но, так или иначе, в большинстве случаев с функцией связывается направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды1.

    На сегодняшний день нет единого взгляда на проблему функции права. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что, в конечном счете, под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то, и другое вместе взятое.

    Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понятии функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

    В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот.

    Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли — закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений .

    Функция права — это проявление его «имманентных» специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена.

    1.Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.

    2. Функция права — это такое направление его воздействияна общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления.

    В этом смысле можно сказать, что функция характеризует направление необходимого воздействия права, т.е. такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).

    3.Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

    1. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.

    2. Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

    В целях более четкого уяснения понятия «функция права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими, как: «роль права», «задача права» и «функционирование права».

    Термин «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества либо в решении тех или иных задач, придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.

    Термин «задача права» — это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.

    Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.

    Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

    Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

    Если «функция права» — понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее, но и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

    Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права — вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций — это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы рядом и наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование — это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.
    1.2 Принципы систематизации функций права

    Систематизация позволяет дать целостное представление о праве как в его действии, обнаруживаемом эмпирически, посредством анализа правовой практики, так и в его возможностях. В практическом плане это позволяет, во-первых, целенаправленно развивать существующее право во всех его существенных элементах, управлять правовыми процессами, определять перспективы изменений права. Во-вторых, это позволяет использовать правовые средства организации общественной жизни системно, во взаимной связи, преодолевать односторонность в реализации правовых средств, например, использовать их лишь в регулятивном или охранительном аспекте.

    Наша задача - выявить только те принципы организационно-установочного характера, которые являются условиями, при которых вообще возможно формирование знания о системе функций права.

    Первым из них, несомненно, должен быть признан принцип научности. В применении к нашему вопросу данный принцип предполагает опору на позитивное (в широком смысле слова) правопонимание,противопоставленное прежде всего естественно-правовому правопониманию как совокупности идеалов и долженствований, обращенных от человека к обществу.

    Принцип научности означает, что речь должна идти о праве в его проявлениях, эмпирических фактах, а не о праве в его сущности. С одной стороны, функциональные проявления права закономерны, а с другой стороны, они определены вовсе не одной природой права, а главным образом социальными обстоятельствами, совокупностью сложившихся условий жизни в конкретном обществе.

    Наконец, принцип научности связан с требованием элиминирования из процесса систематизации функций права идеологических компонентов, которые дают, как правило, искаженное понимание существа отдельных функциональных проявлений права.

    Одним из базовых для систематизации функций является принцип системности. Он содержит в себе требование представлять функционирование права в целостности, определенной системообразующими функциями. Системообразующие функции выражают главное предназначение права, независимо от того, в какой форме оно существует, независимо от исторической ситуации или культурного своеобразия, а также главное отличие права от всех иных форм социального существования людей. К таковым относятся правообразующая и упорядочивающая функции. Все остальные функции должны рассматриваться как конкретизации системообразующих функций или, иначе, способами реализации данных основных функций права.

    Принцип системности применительно к функциям права имеет в своей основе концептуальную идею, согласно которой право действует, конечно, посредством отдельных своих элементов, но реализуется и эффективно оно только в целом.

    Далее рассмотрим принципы, являющиеся выражением различных аспектов свойства системности, которое присуще функциям права.

    Важная сторона системности функций права отражена в принципе полноты. Он указывает на то, что только при знании всего множества функций возможна адекватная функциональная характеристика права. Но эта полнота должна пониматься вовсе не в эмпирическом смысле, поскольку, во-первых, знание о функциональной стороне права, как и о праве в целом, никогда не оказывается исчерпывающим, а во-вторых, система функций права имеет свойство меняться с течением времени - одни функции могут постепенно терять свою актуальность, другие функции появляются, изменяется и содержание отдельных функций. Принцип полноты заключает в себе требование связывать понимание права с полнотой его функционального выражения.

    Принцип полноты должен быть дополнен принципом открытости системы функций права. Данный принцип позволяет отразить функциональность права в социологическом аспекте, с точки зрения той роли, которую право играет в конкретных обществах, обеспечивая реализацию постоянно возникающих потребностей общественной жизни под влиянием массы факторов различного характера. Следование этому принципу имеет вполне конкретный практический смысл, потому что задает импульс правотворческим процессам.

    Существенное требование к систематизации функций права отражено принципом целеориентации. Данный принцип указывает на необходимость связи функционирования права с его результатами (в том числе и выраженными как цели права). Целевые установки права весьма разнообразны, а множество результатов, получаемых вследствие приведения в действие механизмов права, огромно. Установление конкретных связей функций права с достижением определенных результатов является средством, которое позволяет представить систему функций права в предельной конкретности, детальности2.

    В ином ракурсе систематизация функций права отражена посредством принципа дополнительности. Дополнительность - особый тип связи различных функций, отличный от взаимосвязи как комбинированного действия права в том или ином направлении. Последний тип связи лучше всего назвать комплексностью.

    Дополнительность функций права, во-первых, состоит в том, что одни функции можно выразить посредством других, поскольку каждая функция может быть понята и как составная часть содержания другой функции. Такое свойство функций права хорошо видно в связи системообразующих и производных (конкретизирующих) функций. Так, реализация регулятивнойфункции является моментом как правообразования, так и упорядочения. Но по принципу дополнительности связаны и функции, так сказать, одного уровня. Например, информационная функция является элементом осуществления оценочной функции, идеологическая функция - элементом регулятивной функции права и т.д. Во-вторых, дополнительность функций права есть необходимое следствие их лишь относительной согласованности, "гармоничного сочетания", фактической противоположности (в какой-то степени - альтернативности) в реализации общих направлений действия права, в достигаемых (и предвидимых) результатах. В-третьих, дополнительность функций права должна пониматься и как их свойство компенсации. Компенсационный характер функций права является следствием того, что средства и формы реализации различных функций разные; по отдельным направлениям активность и эффективность действия права могут быть совершенно недостаточными, что и восполняется гипертрофированностью действия права в других направлениях, в реализации других функций.

    Есть и такие функции права, которые вообще не свойственны данному историко-культурному типу права (например, функция правообеспечения индивидуальной жизни людей, правозащитная функция и пр.). В силу системного характера действия права они также компенсируются усилением средств реализации наиболее существенных для данного общества правовых средств (например, организующей или легализующей функции)3.

    Еще одна сторона системности действия права отражена в принципе полифункциональности как своеобразном дополнении требований принципа целеориентации. Суть принципа полифункциональности в том, чтобы каждое направление действия права связывать с осуществлением либо всего комплекса функций права (идеальная ситуация), либо некоторой группы функций. Так, нормирование как направление действия права, определенноеего природой, должно реализоваться как минимум посредством единства нормотворческой, селекционной, процессуальной и правотворческой функций.

    По-иному дополняет требование принципа целеориентации принцип дифференциальности, указывающий на необходимость конкретизации целей и направлений действия права и определения адекватной им функции права, которая сама выступает в качестве системообразующей по отношению к совокупности функций, непосредственно связанной с реализацией вновь поставленной цели.

    Посредством категорий выражаются механизмы развития права в функциональном аспекте. Так, функции содержательного плана более динамичны, именно они определяют векторы развития права, тогда как функции формального плана призваны стабилизировать, "консервировать" сложившуюся систему отношений и правил, и попытки придать им динамику лишь дестабилизируют правовую практику4.

    Органично с предыдущим связан принцип диалектической связи функций права. В отличие от типов связей функций, которые были раскрытыв контексте анализа их системных свойств, диалектическая связь как основа систематизации обнаруживается на уровне универсальных характеристик, задаваемых категориями диалектики. Данный принцип также указывает на динамическую сторону самой систематизации функций, на закономерные переходы одной функции в другую вследствие постоянного содержательного изменения, на закономерные переходы функций в свои противоположности, от позитивной направленности к негативной, от функций к дисфункциям - и обратно. Функциональная характеристика права в свете названного принципа требует постоянного уточнения, переоценки, развития, содержательной открытости и т.д.

    Один из важнейших моментов диалектической связи функций права выражен принципом единства исторического и логического. Суть данного принципа в том, что развитие системы функций является не только закономерным, типическим процессом, определенным самой сущностью права (логикой его существования), но и следствием условий, определенных не существом и природой права, а конкретно-историческими состояниями и ситуациями, в принципе носящими для понимания логики развития функциональности права случайный, привходящий характер.

    Последний принцип данной группы - принцип единства актуальности и потенциальности. Он является своеобразным выражением существа предыдущего принципа и весьма важен для оптимальной систематизации функций права, поскольку требует исходить из учета не только действующего права, наличествующих задач и функционального их обеспечения, но и заложенных в самой природе права возможностей, требующих для своего развития самостоятельных усилий общества. Это сообщает функционированию права необходимую перспективу. Особенно важна реализация данного принципа в сфере правотворчества, правового обеспечения новых для общества областей жизни и деятельности5.

    Наконец, рассмотрим группу принципов, которые характеризуют отдельные функции права и их систему с точки зрения содержательной определенности.

    Непосредственным образом требование содержательной определенности функций права, в применении к проблеме систематизации, формулируется в принципе конкретности. В данном плане конкретность означает, во-первых, отказ от понимания функции только как формы реализации определенных задач, стоящих перед правом как совокупностью нормативных регуляторов, во-вторых, всемерное уточнение содержания задач, осуществляемых в рамках той или иной функции, в-третьих, изменчивость содержания функций права по мере их осуществления и, стало быть, изменчивость самого существа отдельных функций (что требует ее своевременной переформулировки), в-четвертых, необходимость внесения изменений в "конфигурацию" функций (продукт систематизации) в связи с переориентациями в системе задач и направлений действия права.

    На основе принципа самоценности содержание функций права конкретизируется с точки зрения осуществления базовых предназначений действующего права. Этих предназначений два - обеспечение общественной жизни присущими праву средствами, поскольку право призвано обслуживать общество, и воспроизводство, сохранение самого права, поскольку право обладает также и самоценностью и в этом смысле может быть вполне самодостаточным. Принцип самоценности предполагает, что каждая функция права, проистекающая из его природы (т.е. сущностная), представляет собой неразделимое единство двух функций - обслуживающей и самовоспроизводящей6.

    Наконец, одним из центральных принципов и определения содержания и сущности функций права, и их систематизации является принцип сопряженности с функциями государства. Фактом, не подвергаемым никаким сомнениям, является неразрывная связанность функционирования права сгосударством, поэтому сущность каждой отдельной функции права не будет понята правильно, если она будет рассматриваться вне связанности с функциями государства. Это еще одно обязательное условие правильной и полной систематизации функций права.

    При этом важно учесть, что сопряженность функций права и государства может быть разная, а именно: а) функции права, являясь способами реализации функций государства, являются конкретизирующими функциями; б) функции права могут контрастировать с функциями государства, поскольку все же право не является порождением государства и не определено природой государства, и в этом смысле они находятся в диалектической связи, со всеми вытекающими из такого рода связей последствиями; в) функции права могут носить соотносительный, аналоговый характер по отношению к функциям государства, и при таком условии функции права соотносятся с функциями государства как форма с содержанием.
      1   2   3
    написать администратору сайта