Главная страница
Навигация по странице:

  • Методологической основой

  • Кабинет руководителя

  • Дизайн-проект интерьера кафедры рисунка. Курсовая работа


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеКурсовая работа
    АнкорДизайн-проект интерьера кафедры рисунка.docx
    Дата25.05.2018
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДизайн-проект интерьера кафедры рисунка.docx
    ТипКурсовая
    #17713
    страница1 из 3
      1   2   3

    МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Художественно-графический факультет

    Кафедра начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна
    Допустить к защите

    « »________2014г.

    Зав. кафедрой:

    _________________

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Дизайн - проект интерьера кафедры рисунка

    Выполнила студентка:

    М. Н. Нагих

    Руководитель:

    д.п.н, проф. Е. И. Корзинова

    ______________________


    Москва 2014
    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА ..………………………………………...............6

      1. История оснащения и зонирования пространства рабочей зоны….6

      2. Современные тенденции организации рабочего пространства..…17

      3. Особенности средового дизайна административных и методических помещений на художественном факультете .……..19

      4. Применение нормативных и эргономических требований при проектировании помещений в учебных заведениях ..…………….24


    ГЛАВА II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА ИНТЕРЬЕРОВ КАФЕДРЫ РИСУНКА ……………………………29

      1. Исходные данные проектного задания для разработки интерьеров кафедры рисунка …………………………………………………..29

      2. Дизайн-проект интерьера кафедры рисунка ..…………………...32


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………………….37

    ЛИТЕРАТУРА ..………………………………………………………………...39

    ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………….42

    ВВЕДЕНИЕ 
    Дизайн интерьеров как самостоятельное направление в обустройстве помещений сформировалось сравнительно недавно, хотя стремление вносить разнообразие в окружающую обстановку было присуще человеку всегда. Многочисленными медицинскими исследованиями доказано, что цветовая гамма и форма окружающих предметов оказывают заметное влияние на работоспособность и стиль мышления человека, а также на наше психологическое и эмоциональное состояние, и отсюда столь распространенное желание периодически менять цветовую гамму и внешний вид пространства, в котором мы находимся. Как известно, обстановка оказывает влияние на общее самочувствие и работоспособность сотрудника, так как именно на работе современный человек проводить большую часть своего времени. Обычно дизайн интерьера, в первую очередь, ассоциируется только с выполнением декоративной функции, так как он обладает мощным визуальным воздействием, но так же он должен быть функциональным и удобным. Самое широкое распространение получил дизайн интерьера посредством декора, так как это не требует кардинальной перестройки помещения. В идеале уже на стадии проектирования помещения должна быть сформирована дизайнерская концепция и дизайн-проект, но нередко предпочтение отдается лишь привнесению в помещение декоративных элементов, способных его полностью преобразовать и дать человеку некую энергетическую подпитку.

    Данная работа посвящена исследованию основных принципов разработки дизайн-проекта кабинета заведующего и помещения для проведения заседаний кафедры рисунка с учетом современных тенденций оформления и оснащенности интерьеров административного назначения. Актуальность данной темы заключается в том, что, нужно продумать наиболее функциональную планировку рабочих мест, которая позволит существенно увеличить комфортное нахождение сотрудников в данном помещении.

    Этого невозможно без благоприятной психологической обстановки, которая достигается, в первую очередь, грамотно подобранным оформлением помещения.

    Цель работы – разработать проект помещения кафедры рисунка (включающих в себя кабинет заведующего кафедры и преподавательскую) в едином стилистическом решении и отвечающий современным тенденциям зонирования и оснащения делового интерьера.

    Задача работы заключается в том, чтобы грамотно подобрать интерьер, который позволит добиться такого результата как функциональность и удобство для сотрудников.

    Объектом исследования является изучение опыта зонирования, оснащения и оформления интерьеров кабинета руководителя и помещения для совещаний (преподавательская).

    Предмет исследования – разработка дизайн-проекта кабинета заведующего и преподавательской кафедры рисунка художественно-графического факультета.

    Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих теоретических и практических задач:

    1. изучить историю кабинета руководителя и помещения для совещаний;

    2. изучить стилистические особенности интерьеров в офисах, учебных заведениях и др.;

    3. проанализировать особенности планировки учебных и офисных помещений;

    4. изучить влияние цвета и света на психологическое состояние человека;

    5. разработать дизайн - концепцию планировочного и художественно-образного решения интерьера архитектурными, декоративно-пластическими, колористическими, светотехническими средствами.

    Методологической основой являются труды, посвященные:

    - проблеме организации среды и основам теории архитектурно-дизайнерского проектировании (Шимко В.Т., Усова В.П., Никитина Е.В. и др.);

    - вопросам психологии восприятия средовых объектов и интерьерных пространств с учетом особенностей цветового воздействия (Ломов Б.Ф., Ананьев Б.Г., Штейнбах Х.Э., Черноушек М.и др.);

    - основам эргономики в средовом дизайне (Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П., Панеро Д., Зелник М.и др.);

    - санитарным нормам и правилам в учебных помещениях (http://files.stroyinf.ru/Data1/5/5223/).

    Методы работы над проектом:

    - теоретический анализ книг по эргономике среды, архитектуре и дизайну, различные журналы и web-сайты;

    - изучение и обобщение опыта российских и зарубежных дизайнеров в области проектирования мебели для рабочего помещения;

    - сравнительный анализ особенностей российской и зарубежной мебели с учетом специфики профиля обучения;

    - поиск различных вариантов расстановки мебели для достижения наилучшего результата, отвечающего запросам факультета;

    - разработка дизайн-проекта кабинета заведующего кафедры и преподавательской аудитории.

    Разработка проекта интерьеров велась в двух направлениях как бюджетного, так и без учета финансовых затрат.

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный вариант проекта аудитории, кабинетов и фондов можно воплотить в реальность в ближайшем будущем. Также использовать данный материал можно при проектировании новых корпусов университета.

    Глава I.

    ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА
    1.1. История оснащения и зонирования пространства рабочей зоны
    В процессе поисков решения поставленной проблемы мы обратились к изучению аналогичных по назначению помещений. Поскольку интерьер заведующего кафедрой это кабинет руководителя, то прежде всего мы обратились к истории развития оформления, зонирования и наполнения именно этого помещения.

    Кабинет руководителя

    Кабинет руководителя должен быть многофункциональным помещением. Он выполняет множество разных функций. Это, в первую очередь, рабочее место руководителя, представительская зона, место проведения совещаний и переговоров, а также в кабинете должна быть предусмотрена зона отдыха. Исходя из таких разноплановых требований к организации пространства, оборудование и оформление кабинета руководителя являются нетривиальной и сугубо творческой задачей для архитекторов и дизайнеров. Необходимо создать по-настоящему комфортный и функциональный интерьер кабинета, чтобы дать возможность руководителю максимально эффективно работать. Для выполнения этих задач существуют определенные принципы [26].

    История оформления интерьера кабинетов для людей, занимающих высокое положение в обществе, складывалась таким образом, что внешний вид и внушительная площадь этого помещения ассоциировалась с самооценкой и амбициозностью руководителя. Стиль оформления таких помещений, как правило, был классическим, ему были присущи массивная деревянная мебель с богатым декором, мягкая мебель с тканевой или кожаной обивкой, громоздкие офисные сейфы, позолота в отделке помещений (Приложение 1, рис.1). Но научный и технический прогресс ХХ века вносит свои коррективы, приходят на смену новые материалы и технологии, которые дают толчок к созданию и развитию стиля хай-тек, который и становится основным стилем современного кабинета. В современном бизнес-мире чаще встречается термин «кабинет руководителя». При достаточных средствах, согласно требованиям бизнес-процессов, кабинет руководителя и конференц-зал может состоять из системы смежных комнат, которые предназначены для различных целей: рабочего места, места переговоров, места отдыха. При этом четкого разделения на зоны пространства может и не быть [16 c.8]. К примеру, в рабочей зоне могут проводиться переговоры, а спокойная атмосфера зоны отдыха может способствовать достижению особо важных их результатов, благодаря неформальной обстановке. Набор мебели для руководителя обычно включает в себя рабочий, вспомогательный и брифинговый столы, тумбы и шкафы, обычные или встраиваемые сейфы, диван, стулья и кресла. Оформление кабинета директора должно отличаться от конференц-зала. Площадь кабинета и его планировка должны соответствовать статусу руководителя. Дизайн интерьера и меблировка, подчеркивающие и дополняющие единый стиль, должны быть презентабельны. Практичная и функциональная современная мебель, выполненная из металла, стекла и пластика светлых тонов впишется в креативный кабинет. Стоимость мебели различных стилей зависит от качества применяемых материалов и от известности производителя. Но в погоне за дизайном не следует забывать об удобстве и функциональности [15 c.35].

    В кабинете руководителя необходимо запланировать следующие зоны:

    1. Рабочая зона. В ней должны быть стол, кресло и стулья для посетителей, вся техника, необходимая руководителю (телефон, компьютер и т.д.).

    2. Зона приема гостей. Это отдельная зона для приема посетителей.

    3. Зона отдыха. Если позволяет помещение, выполняется в виде отдельной комнаты, с мягкой мебелью и столиком. Также зона отдыха часто предназначена для приема гостей, с которыми разговоры ведутся конфиденциально [9 c.27].

    После зонирования помещения выбирается вариант дизайна, под него подбираться мебель, техника. Отдельное внимание необходимо уделить вопроса вентиляции и вопросу безопасности кабинета.


    Обращаясь к истории кабинетов, отметим, что слово «кабинет» имеет два значения. Одно из них обозначает комнату для проведения деловых занятий и совершения общих совещаний и обсуждений, а другое значение слова «кабинет» - предмет мебели.

    Появление кабинета как предмета парадной мебели в виде шкафчика с выдвижными ящичками самым непосредственным образом связано с развитием письменности. Кабинеты разных стран имели свои характерные особенности, и отпечаток на них был наложен не только эпохой, но и национальностью мастеров, их создавших. Таким образом, по внешнему виду кабинета можно было без труда установить его происхождение и, возможно, угадать руку мастера, который приложил её к созданию этого предмета [12 c.11]. В период с XVII – XIX века в кабинетах появились прозрачные дверцы, округленные ящики и изогнутые панели. В нижней части кабинетов располагали закрытые наглухо полки и ящички, а наверху располагалась письменная поверхность. Кабинеты по-прежнему искусно украшались и были предметами особой гордости своих владельцев (Приложения 1, рис. 2).

    Вернемся к отслеживанию истории кабинета – комнаты. В восемнадцатом столетии в меблировку таких комнат стали входить письменные столы с двумя тумбами. В нижней части такого стола, прямо под прямоугольной столешницей была ниша с ящиками для хранения бумаг, которые располагались по сторонам. Некоторые столы такого образца дошли и до наших времен и теперь являются редкими предметами коллекционирования. Примерно в этот же период появляются и письменные столы с бюро. Эти столы имели столешницы прямоугольной формы, выдвижные панели, некоторые из которых предназначались для размещения на них книг, а некоторые для письма. Такие столы дополнялись небольшими шкафчиками для хранения бумаг. Они назывались «картоньер». К середине XVIII столетия по Европе прошла мода на большие, массивные шкафы со стеклянными дверцами, предназначавшиеся для хранения книг. Такие шкафы вполне заслуженно получили название «библиотечные» [16 c.19]. Если говорить о России, то кабинет, как отдельно выделенное рабочее пространство появился в нашей стране лишь в XVII веке. Такие кабинеты стали появляться вслед за царскими в княжеских, боярских и дворянских покоях. К сожалению, одни из первых интерьеров царских времен не дошли до нас в виду ряда обстоятельств: пожары, разрушения, следы революции. В России в качестве мебели для сидения долго использовали лавки. Потом им на смену пришли стулья. В стенах нередко устраивали ниши для хранения письменных принадлежностей и бумаг. Такие ниши можно смело назвать первым прообразом современной встроенной мебели, потому как она выполняет аналогичные функции. Широкое распространение кабинет в России получил только в XVIII веке. Это было связано с преобразованиями Петра Великого и всеобщим подъемом в сфере науки, искусства и культуры. Все кабинеты носили условное разделения на помещения, в которых хранили какие-либо коллекции; помещения, в которые осуществляют официальные приемы и помещения для личных трудов и занятий. Прекрасным примером кабинета для хранении коллекции может стать известная и по сей день Кунсткамера, расположенная в Санкт-Петербурге, которая была создана лично самим Петром Великим. Стены кабинетов украшались полотнами знаменитых художников. На каминные полки расставлялись часы ручной работы, небольшие статуэтки (кабинетная скульптура) и небольшие декоративные вазы. Если вести речь о царских и министерских кабинетах, то они зачастую получали имя своего создателя, характер и дух которого был отражен в их стиле и отделки. Именно так стали известны дубовый кабинет Петра Первого в Петергофе и Ореховый кабинет Александра Меньшикова. Последующая история развития кабинета в России имеет очень богатые и красивые примеры, располагающиеся в императорских дворцах и резиденциях. Со временем черты кабинетов становятся все более спокойными, лаконичными, уходит излишняя роскошь и помпезность. Остается лишь практичность вещей и функциональный подход в организации пространства. Именно такие тенденции мы наблюдаем сегодня при организации рабочей зоны [16 c.26].

    Возникновение первых «настоящих» кабинетов относится к эпохе итальянского Возрождения, когда в палаццо просвещенной итальянской знати стали делать специальные помещения, называемые «studiollo», что означает «комната для занятий». Однако расцвета и широкого распространения подобные помещения достигли лишь в XVI веке — в эпоху маньеризма. «Studiollo» в этот период служили местом для хранения коллекций, собиранием которых увлекалась вся Западная Европа. Кабинеты, изготовленные в разных странах, отличаются между собой, что позволяет определять их «историческую родину». При отделке многих итальянских кабинетов использовали технику pietra dura (цветная каменная масса). В Северной Европе кабинет дополняли дверцами, за которыми скрывались многочисленные небольшие ящички, симметрично расположенные по бокам от центра, оформленного как декоративная ниша. Декор подобных кабинетов часто выполняли из панциря черепахи. Если в XVII столетии большинство кабинетов оснащали слепыми дверцами, что затрудняло осмотр хранящихся там драгоценных вещей, то в начале XVIII века появились кабинеты с прозрачными дверцами. Их устанавливали на высоких ножках, делали угловыми, с выпукло-вогнутыми выдвижными ящиками и богато декорированными поверхностями. Во второй половине XVIII столетия во Франции получили распространение бюро с выдвижной изогнутой панелью, закрывающей поверхность для письма, ящики и полки (рис.3). В нижней части находились полки и ящики, закрытые глухими дверцами. В отделке бюро использовали фанеровку из различных пород дерева, их лакировали, декорировали маркетри. Подобные изделия пользовались популярностью и в XIX веке [16 c.31].

    юро. с.-петербург, мастерская г. гамбса. 1795–1815

    Рис.3. Бюро. С.-Петербург, мастерская Г. Гамбса. 1795–1815.

    Другие мебельные формы также претерпели некоторые изменения. Непременные лавки сменили стулья, которые ставили вдоль стен. В стенах часто устраивали ниши-«печуры» для хранения различных вещей, в частности, книг, чернильниц, ценных бумаг. Эта конструкция стала прообразом встроенной мебели. Образцом кабинета для хранения коллекций стало здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, где Петр Великий разместил свои личные собрания, привезенные из заграничных путешествий. В здании Кунсткамеры были расположены библиотека и личный кабинет Петра, где находилась его мебель, одежда, станки, модели. Петровская Кунсткамера повторяла Кунсткамеры, существовавшие в XVI–XVII веках при европейских княжеских дворцах [16 c.34]. В середине XVIII века в России распространилась мода на китайские сюжеты. В Большом китайском кабинете Китайского дворца Ораниенбаума стены покрыли двенадцатью наборными панно в китайской стилистике, а в «Восточном китайском кабинете» Большого дворца Петергофа стенные плоскости декорировали деревянными ширмами. Интерьеру кабинета соответствовала и обстановка — кабинет для хранения редкостей в китайском стиле, разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства Востока. К 1880-м годам относится полностью сохранившаяся отделка парадного кабинета во дворце великого князя Алексея Александровича (наб. реки Мойки, 122). Пространство кабинета разделено на три сектора: основная часть комнаты отделена от помещения для приемов большой аркой, узкая часть кабинета — стеной с тремя арками. Стены по периметру облицованы дубовыми панелями, а выше, до дубового карниза, обтянуты расписной тисненой кожей с ковровым узором. Частично сохранилась и отделка рабочего кабинета, находящегося на втором этаже, где были расположены личные покои Алексея Александровича. Модерн, получивший развитие на рубеже XIX и начала XX столетий, во многом изменил облик кабинетов, привнеся в интерьер, с одной стороны, флористические, декоративные черты, а с другой — конструктивное начало. Идеи рационального постижения мира, сформулированные представителями русского авангарда — Э. Лисицким, В. Кандинским и К. Малевичем, оказали влияние на интерьеры XX века. С 1920-х годов строгие, логичные формы окончательно утвердились в кабинете, придя на смену излишней декоративности. Отныне преобладают выразительные лаконичные плоскости и линии. И сегодня кабинеты продолжают свое существование в простых функциональных современных помещениях, соответствуя архитектуре и технологиям новейшего времени [16 c.42].

    Внешний облик кабинета руководителя должен органично сочетаться с дизайном интерьера для трудового коллектива, а в нашем случае для преподавателей. Только тогда удастся создать единый гармоничный образ.

    Помещение для профессорско-преподавательского состава, чаще всего, называют преподавательской. Она включает в себя несколько функций, таких как проведение заседаний кафедры, обсуждение дипломных и курсовых работ, индивидуальные консультации и многое другое. По характеру деятельности это помещение сходно с конференц-залом. Поэтому мы рассмотрели оформление, зонирование и оснащение офисных помещений подобного типа.

    Помещение для совещаний

    Помещение для работы группы людей, например, проведения совещаний или конференций, это очень важное помещение для руководителя и преподавательского коллектива. В ходе работы неизбежно возникает необходимость, когда нужно собраться в одном месте для решения внезапно рабочих вопросов, провести важное собрание, устроить научную или практическую конференцию, либо провести какое-либо торжество. Эффективная работа по всем этим направлениям напрямую зависит от удобства, которое может предоставить конференц-зал. Удобное, но в то же время не дающее расслабиться кресло, стол, позволяющий делать какие-то записи без лишнего напряжения, хорошее освещение [22]. Интерьер такого зала должен быть продуман так, чтобы, с одной стороны, не отвлекать присутствующих от работы, и в то же время создать рабочий настрой. Зал обязательно должен иметь средства для записи – блокноты, ручки, а также доску, на которой можно писать специальными фломастерами, записи на которой легко стираются. Особо следует отметить оснащенность этого помещения современными техническими средствами. Должна быть предусмотрена возможность подключения каждого персонального рабочего места к средствам связи – телефонам и интернету. Для подключения к интернету в данном случае, удобнее всего использовать корпоративный wi-fi. Желательно оборудовать зал для конференций экраном и проектором, который способен подключаться к компьютеру для показа разнообразных слайдов и графиков [31]. Современный конференц-зал, - это многофункциональное помещение, предназначенное для конференций, совещаний, презентаций, защита дипломов и торжественных мероприятий. Уровень проведения определяется применяемыми техническими средствами, то есть комплекс современных мультимедийных систем, установленных в помещении, который имеет достаточно расплывчатые границы. Под этим понятием подразумевается целый ряд различных технических систем, выполняющих определенные задачи в рамках всего комплекса конференц-зала. Именно поэтому концепция оснащения зала и выбранные для него технические решения должны обеспечить максимальный комфорт и функциональность для всех пользователей [13 c.18].

    В настоящее время конференц-залы оснащаются не только проекторами, но и многими другими устройствами, облегчающими восприятие и анализ информации, хранящейся в корпоративной информационной системе и на различных носителях (электронных, бумажных и др.), а также обеспечивающими совместную работу в дистанционном режиме. Весьма удобным, а потому все более популярным элементом оснащения совещательных комнат являются электронные интерактивные доски. Внешне они похожи на маркерные, но обладают несравненно более широкими возможностями. Выполняя функции проекционного экрана, интерактивные доски в то же время позволяют докладчику сопровождать сове выступление сделанными от руки графическими комментариями и пометками, которые затем могут быть сохранены в электронном виде с возможностью всей последовательности изменений. Существенно расширяют возможности коллективной работы в ходе проведения совещания или совместной работы над документами интерактивные дисплеи SMART Podium. С их помощью участники совещания могут оставлять собственные электронные заметки и комментарии к докладу или обсуждаемым документам. В помещениях с территориально распределенной структурой обязательным компонентом оснащения конференц-зала становятся средства видеоконференцсвязи. Такое оборудование для совещаний повышает оперативность принятия решений. Одной из важных технических подсистем для конференц-зала является интегрированная система управления [13 c.23].

    Современный конференц-зал представляет комплекс технических средств:

    • система отображения информации;

    • система озвучивания;

    • система видеоконференцсвязи;

    • система документирования;

    • система коммутации;

    • система интегрированного управления;

    • вспомогательные системы.

    Конференц-зал, отвечающий самым высоким функциональным и техническим требованиям, концептуально обладает рядом возможностей:

    • отображение информации высокого разрешения в превосходном качестве с помощью оптимально подобранных средств отображения;

    • многооконный вывод информации от разнородных источников на основные и вспомогательные средства отображения;

    • возможность самостоятельного управления презентацией и графического комментирования материалов выступающим;

    • организацию сеансов видеоконференцсвязи и телемостов;

    • документирование проводимых в зале мероприятий и создание системы электронного архива;

    • удобное управление комплексов через единый интуитивно понятый интерфейс [22].

    Для комфортного и адекватного восприятия визуальной информации присутствующим в зале применяемые для ее воспроизведения технические средства должны соответствовать размерам помещения, количеству зрителей и характеру демонстрируемого материала. В большинстве случаев предпочтительно использовать систему прямой проекции с широкоформатным экраном и проектором с высоким световым потоком. В зависимости от конфигурации помещения иногда целесообразно применение системы обратной проекции, видеостены или нескольких проекторов и экранов. В состав системы отображения информации также должны входить средства воспроизведения видео- и графических информационных материалов. Удобным инструментом для докладчиков являются интерактивные дисплеи, устанавливаемые в помещении. С помощью такого дисплея докладчик может самостоятельно управлять презентацией, а также оставлять графические комментарии по ходу выступления. Источником видеосигнала в конференц-зале может выступать: компьютер, DVD плеер, документ-камера, эфирное и спутниковое телевидение и т.д. В качестве средств отображения для зала могут выступать: мультимедиа проекторы, плазменные панели, LCD панели, мониторы, телевизоры и видеостены из этих устройств [30].

    Главная цель и безусловное требование к системе озвучивания конференц-зала – качественно и с достаточной громкостью донести до каждого слушателя всю аудиоинформацию и разборчивое воспроизведение речевой информации во всех уголках помещения. Данная функция актуальна для больших помещений, в нашем случае она может использоваться для воспроизведения видеороликов с многоканальным звуковым сопровождением потребуются процессоры декодирования соответствующих сигналов и акустические системы звукового окружения, размещенные согласно рекомендациям производителей и разработчиков [30].

    В конференц-зале могут потребоваться и средства видеосъемки. В зависимости от того, в каких целях она применяется (простое документирование событий, видеотрансляция мероприятия, архивная запись, художественная съемка), необходимый набор оборудования может варьироваться от стационарной видеокамеры с небольшим разрешением и устройства видеозаписи до аппаратно-студийного комплекса с несколькими профессиональными видеокамерами и станциями нелинейного видеомонтажа [30].

    Под конференц-системой понимается комплекс оборудования зала, который позволяет удобно и эффективно проводить совместные встречи, семинары, дискуссии. Стандартный комплект оборудования конференц-системы состоит из центрального блока, пульта руководителя и настольных или врезных пультов для преподавателей. Отличие конференц-системы от системы на основе микшерного пульта и проводимых или беспроводных микрофонов состоит в наличии у нее центрального блока конференц-системы, который позволяет выполнять некоторые функции:

    • устанавливать максимальное время выступления докладчика. При этом за несколько секунд до окончания отведенного времени световое кольцо на микрофоне конференц-системе начинает мигать, предупреждая об истечении времени

    • иметь у руководителя пульт с дополнительными кнопками управления конференц-системой, для того, чтобы в любой момент можно было отключить всех говорящих и высказаться самому

    • управлять через рабочее место оператора поведение микрофонов конференц-системы. При необходимости все функции управления микрофонами конференц-системы можно возложить на оператор конференц-зала [30].

    Коммутационное оборудование предназначено для объединения оборудования в целую функциональную гибкую систему и подключения дополнительных источников видео- и звукового сигналов. Коммутационное оборудование – это коммутаторы, переключатели, интерфейсы и коммутационные боксы, а также соединительные кабели. Современные решения предполагают коммутацию в цифровых стандартах и передачу видео- и аудиосигналов по оптоволоконным линиям. В этом случае обеспечивается наибольшая помехозащищенность и стабильность качества сигналов [30].

    1.2. Современные тенденции организации рабочего пространства
    Современный человек большую часть времени проводит не столько в жилом сколько в рабочем интерьере. Именно поэтому нам важны удобство и функциональность помещений, их соответствие современным представлениям о дизайне и стандарте качества. В оформлении рабочего пространства люди ищут выражение своей индивидуальности. В связи с этим так много значит планировка помещений. Наиболее распространены следующие ее виды – закрытый кабинетный тип и общее открытое пространство. Закрытый кабинетный тип – классическая схема планировки, создающая атмосферу уединения и спокойствия. Но в нем невозможно коллективная работа, затруднено общение сотрудников, и пространство используется менее эффективно. Данный тип обеспечивает максимальную уединенность, четкую пространственную организацию. Ко второму типу относятся помещения, состоящие из большей площади, рассчитанная на коллективные мероприятия и совещания. Этот тип оптимальный для совместной творческой работы. Необходимые документы хранятся в индивидуальных отсеках общего шкафа. Не следует забывать о комфорте для сотрудников посещающих эту зону [4 c.54].

    Итак, успешный проект во многом зависит от разделения помещения на ряд зон. Прежде всего, это рабочие пространства, входная зона, служебные помещения и, разумеется, кабинет руководителя.

    Говоря о кабинете руководителя – следует отметить, что его статус постепенно меняется. Раньше он был воплощением значительности и высоты положения руководителя, что выражалось, к примеру, в сложности доступа в интерьер. Однако современные тенденции управления организацией, напротив, рассматривают главу компании как лидера команды, объединенной одной целью, и требуют более непосредственного контакта с подчиненным [7].

    Все решения по обустройству и дизайну рабочего пространства проектируются и воплощаются в жизнь лишь специалистами. Основная задача оформления общего рабочего помещения – отразить в его дизайне и планировке основное направление деятельности коллектива, ее идеологию и занимаемое положение. Деловой интерьер – это не художественное произведение, а орудие производства, помогающее коллективу осуществлять свою деятельность. Поэтому дизайнерские решения, составляющие его проект, являются компромиссом между художественной и деловой ценностью, между функциональностью и эстетикой [26].

    Также важно, чтобы люди, которые проводят большую часть времени на рабочем месте, чувствовали себе как дома. Тогда они смогут работать с полной отдачей и максимальной эффективностью.

    1.3 Особенности средового дизайна административных и методических помещений на художественном факультете
    Функциональность и эстетичность – вот основные критерии, применяемые при разработке современных интерьеров. Назначение того или иного помещения и степень его удобства для поставленных целей зависит от многих факторов. Это, в первую очередь, расположение здания (район, сторона, ориентация по сторонам света), а также конструктивные особенности выбранного помещения (этаж, площадь, размещение). Грамотный выбор на этом этапе – половина дела. Другая половина – дизайн интерьера и подбор мебели [7].

    Вообще, дизайн интерьера и особенно рабочего интерьера – это не прихоть, а серьезное и продуманное конструктивное решение какого-либо объекта, в том числе, и помещения. Внешний вид – это только одна сторона вопроса. Дизайнер продумывает функциональное удобство для людей, учитывая освещенность, расположение объектов (в том числе мебели) в пространстве, психологический комфорт для тех, кто будет в нем находиться. Ну, и, конечно, впечатление, которое, должно производить помещение на всех входящих. В некоторых случаях это становится, чуть ли не первоочередной задачей. Существуют серьезные научные исследования по воздействию цвета на психику человека. И одного цвета мало – важно их определенное сочетание, подсветка, планировка, удобство расположения элементов интерьера (дверей, окон, мебели и т.д.). В первую очередь в рабочем кабинете важна функциональность, удобство, практичность и высокая надежность. Так как люди проводят большую часть времени под крышей, хорошо спланированный интерьер играет большую роль в обеспечении их психологического комфорта. Дизайн интерьера в значительной степени влияет на производительность труда, способствует экономии трудовых затрат, обеспечению здоровья и безопасности людей [27]. Первоисточником дизайна интерьера было стремление людей к внутреннему украшению помещений, однако круг обязанностей современного интерьер-дизайнера значительно шире. Дизайн интерьера – это проектирование и организация внутреннего пространства помещений, форм, фактур, цвета, мебели и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью. Сегодня дизайнеры помещений работают вместе с архитекторами, заказчиками, строителями и поставщиками, принимая решения о габаритах и структуре пространства, оборудования, типов меблировки и отделочных материалов [14 c.27].

    Организовывать пространство административных помещений кафедры рисунка так, так чтобы они стали удобными и функциональными для каждого преподавателя, - одна из основных задач данной курсовой работы. Ведь продуманная планировка рабочих мест позволяет существенно увеличить производительность труда. Любой кабинет предназначен для двух типов деятельности – как для индивидуальной, требующей тишины и концентрации, так и для коллективной, требующей общения и обмена информацией. Основной сложностью в проектировании кабинета заведующего кафедрой является поиск равновесия между двумя этими потребностями. Комфортность рабочего места и его эргономика становится основными условиями охраны труда. Комфортность зависит от многих факторов – удобства мебели, продуманности планировочных и цветовых решений интерьеров, температуры и качества воздуха [4 c.42].
    Обстановка в кабинете руководителя и помещения для заседаний или конференц-зале, уровень комфорта должны приносить сотруднику ощущение удовлетворенности. Необходимо обращать внимание на тот факт, что на психологический климат в коллективе большое влияние оказывает цветовая гамма, в которой оформлен кабинет или конференц-зал. Прохладные цвета (голубой, серый) придадут ощущение прохлады и свежести кабинету, которые находятся на солнечной стороне и характеризуются жаркой атмосферой. Напротив, если же помещение тусклое и непривлекательное, стоит перекрасить стены в более теплые цвета (охристый, бежевый) [5 c.66].

    Выбирая мебель, не стоит забывать о строгости. Не следует использовать слишком яркие цвета, так как они привлекают много внимания, а если у человека работа, требующая мыслительного процесса, то например синяя дверь и желтые стены будут отвлекать. Для того чтобы сделать правильный выбор мебели, необходимо учитывать многие факторы - от направления деятельности, до вкусов и предпочтений людей, которые там находятся. Все предметы представлены в различных дизайнерских решениях и цветовых вариациях. Неповторимость моделей может подчеркнуть также необычный материал и его структура. Даже самый мягкий диван или удобное кресло, в первую очередь, должны быть эстетичными. В наивысшей степени это касается мебели, так как интерьер кабинета, комнаты для переговоров и конференц-зала должен выражать высокую корпоративную культуру.

    Современная мебель различается по типу материалов, из которого она изготовлена. Существует множество разнообразных материалов, используемых для изготовления мебели. Очень важно выбрать именно ту мебель, которая сможет полностью удовлетворить все запросы руководителя и преподавательский состав. Современные модульные конструкции, отличающиеся своей легкостью, позволяют наиболее эффективно использовать помещения оригинальных форм. Важно выбрать философию подхода реализации креативных идей, чтобы грамотно реализовать их в интерьере помещения, так как очень часто неординарные решения становятся основоположниками хорошего вкуса и современного направления.

    Немалое значение необходимо уделить окнам, они должны быть всегда чистыми и ухоженными. Но не стоит отказываться от штор или жалюзи, ведь если в помещении будет открыт широкий доступ света, это тоже не будет производить благоприятный эффект. Шторы в кабинете также являются важным элементом декора. Весь дизайн кабинета должен быть настроен на рабочую атмосферу, но в тоже время не быть слишком скучным. Если требуется иногда создавать полумрак, например, для просмотра слайдов, то лучше комбинировать тяжелые плотные светонепроницаемые шторы со светлыми рулонными. Такое сочетание будет красивым, удобным и функциональным. Если же окно большое и высокое, то для закрытия штор понадобиться усилие. Идеальным вариантом будет закрепить шторы на электроуправляемом карнизе [28].

    Сделать внешний вид любого кабинета более привлекательным для сотрудников позволяют цветы, которые, не перегружая обстановки, могут присутствовать здесь в достаточно большом количестве. Конечно, не все цветы одинаково подойдут для кабинета и конференц-зала. В идеальном варианте составлять композиции из живых цветов для установки их в том или ином помещении должен профессиональный флорист, который выберет именно ту стилистику и то цветовое решение букетов, которое, будет гармонично сочетаться с общим убранством холла, кабинета руководителя или конференц-зала. Опытные психологи настоятельно советуют украшать кабинеты живыми растениями: посаженными в горшки или контейнеры, срезанными и установленными в вазы. Дело в том, что даже недолгое созерцание человеком живого растения быстро и эффективно успокаивает, позволяет отдохнуть и набраться сил на дальнейшую работу, отпустить негативные мысли и зарядиться хорошим настроением [27].

    Часы – классический предмет кабинета, но и он может быть произведением искусства, органично вписать в интерьер.

    Кабинет и конференц-зал можно украсить картинами (это, кстати, самый древний способ украшения интерьера, не утративший совей актуальности и в настоящее время). Произведения живописи нужно подбирать в соответствии со стилем помещения. Если обстановка решена в классических стилях (классицизм, Возрождение, барокко, рококо, модерн), то и картина должна быть написана в подобной стилистике [11 c.67].

    Цвет – очень мощное средство воздействия на психику человека. Уже давно известно, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека большое влияние. Особенность цвета состоит в том, что он действует на нас на бессознательном уровне. Поэтому с помощью различных цветов можно управлять своими физическими и психологическими процессами [3 c.12].

    Психика человека воспринимает цвет и форму вместе, поэтому если вам необходимо визуально увеличить помещение, то нужно иметь в виду следующее:

    • Светлые цвета сделают комнату более просторной, а насыщенные цвета, наоборот, теснее.

    • Создать ощущение высокого потолка помогут светлые тона (белый или небесно-голубой).

    Схематично цвета можно распределить на одной линии. На рисунке 4 показана шкала воздействия цвета от тонизирующего к успокаивающему и угнетающему [1 c.9].
    http://www.bestreferat.ru/images/paper/41/74/4397441.jpeg

    Рис.4. Воздействие цвета на человека

    Эти же самые советы относятся и к выбору мебели – предпочтительны светлые тона.

    1.4 Применение нормативных и эргономических требований при проектировании помещений в учебных заведениях

    Правильная организация рабочего места и служебного помещения может оказать значительное влияние на удобство и комфортность человека находящегося в этом помещении. Чтобы наилучшим образом организовать порядок в служебном помещении, следует обратить внимание на ряд общих принципов, руководствуясь которыми, можно добиться оптимального состояния в этом вопросе.

    Эргономика – это процесс научной организации труда, направленной на создание средств оптимизации труда, совершенствование методов выполнения человеком какой-либо работы с учетом его безопасности, комфортности и производительности. Возможно, в отношении организации порядка в служебном помещении это звучит несколько высокопарно, однако выбор и размещение мебели, оборудования, справочных материалов и различных принадлежностей в помещении может оказать значительное влияние на работоспособность сотрудников.

    Настоящее санитарные правила и нормы предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с персональными компьютерами. Руководителям общеобразовательных учреждений следует организовывать рабочие места для своих коллег в соответствие с этими нормами.

    Общие положения и область применения

    Настоящие санитарные правила и нормы определяют санитарно-гигиенические требования к:

    • проектированию и эксплуатации отечественных и импортных ВДТ на базе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), используемых во всех типах электронно-вычислительных машин и в производственном оборудовании.

    • проектированию, строительству и реконструкции помещений

    • обеспечению безопасных условий для сотрудников

    1. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников организаций и учреждений.

    2. Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места пользователей ВДТ и ПЭВМ в соответствии с требованиями настоящих Санитарных правил.

    3. Визуальные эргономические параметры ВДТ являются параметрами безопасности и их неправильный выбор приводит к ухудшению здоровья пользователей. Все ВДТ должны иметь гигиенический сертификат, включающий, в том числе оценку визуальных параметров (Приложение 2, табл. 1).

    4. Оптимальные параметры микроклимата определяются согласно Санитарным правилам и нормам «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». В рабочем кабинете в теплое время года должно быть не выше + 28 С, а в холодное время – не ниже – 20 С. Важно помнить, что от температуры, чистоты, свежести воздуха в рабочем помещении напрямую зависит здоровье, а значит, работоспособность сотрудников. Так что необходимо способствовать постоянному воздухообмену в помещении (Приложение 2, табл. 2).

    5. Производственные помещения, в которых для работы используются преимущественно ВДТ и ПЭВМ(кабинет, помещение для совещаний), не должны граничить с помещениями, в которых уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения(мастерские и т.п.), (Приложение 2, табл. 3).

    6. Предпочтительно, чтобы в кабинете освещение было смешанным. Естественный свет из оконных проемов оказывает положительное воздействие на зрение и в целом на организм человека. Искусственное освещение, осуществляемое с помощью электрических источников света системой общего равномерного освещения, дополняет первый тип освещения в светлое время суток и полностью замещает в темное время. При этом светильники должны быть закрытого типа с применением люминесцентных ламп типа ЛБ и компактных люминесцентных ламп (КЛЛ). Оболочка таких светильников защищает их от проникновения крупных частиц пыли, а плафон одновременно является экраном от вредных излучений. В то же время для освещения помещений с установленными в них компьютерами следует применять светильники с зеркальными параболическими решетками, укомплектованными электронными пускорегулирующими аппаратами. Допускается использование и многоламповых светильников с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами. Если сотрудники работают преимущественно с документами, следует применять системы комбинированного освещения, при котором к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники на рабочем столе. Таким образом, при работе за компьютером необходим дополнительный источник света – настольная лампа [29].

    7. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей и др.




    1. В наше время почти все виды человеческой деятельности так или иначе связана с длительным использованием компьютерной техники. Безусловно, работа за компьютером является напряженным трудом – в первую очередь страдают глаза. Поэтому рекомендуется устанавливать частоты кадров 75 ГЦ для ЭЛТ-мониторов и 60 Гц для ЖК-мониторов. Чтобы обеспечить более высокий уровень комфортности и предохранить от вредных последствий для здоровья, рекомендуется:




    • Верхний край экрана монитора должен находиться чуть ниже уровня глаз пользователя.

    • Клавиатура должны находиться под тем же углом, что и предплечья.

    • Монитор должен быть установлен таким образом, чтобы от него не отражался свет. При верхнем освещении нужно использовать жалюзи или светорассеиватели [29].




    1. Для обеспечения надежного считывания информации при соответствующей степени комфортности ее восприятия должны быть определены оптимальные и допустимые диапазоны визуальных эргономических параметров. Визуальные эргономические параметры ВДТ и пределы их изменений, в которых должны быть установлены оптимальные и допустимые диапазоны значений.

    2. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией (Приложение 2, табл. 4).

    3. Поверхность пола в помещениях эксплуатации ВДТ и ВЭВМ должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами [29].

    4. Все электрические объекты, будь то компьютер или телефон, подключаются через специальный щит распределения, а кабели должны иметь надежную изоляцию и проходить через недоступные для человека места. Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

    • достаточное и равномерное освещение;

    • оптимальная яркость;

    • отсутствие бликов и ослепленности;

    • соответствующий контраст;

    • правильная цветовая гамма;

    • отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации света.






      1   2   3
    написать администратору сайта