Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Методические указания №18 к практическим занятиям для студентов

  • Продолжительность занятия в академических часах

  • Задания и методические указания к их выполнению

  • Теоретическая справка I. Лабораторная диагностика кишечных инфекций

  • Транспортные среды для энтеробактерий

  • Среды для выделения и идентификации энтеробактерий (рекомендованы ВОЗ, 1990)

  • Трехсахарный агар по Олькеницкому

  • Сахаролитические свойства

  • Протеолитические свойства

  • Дифференциально-диагностические среды

  • Историческая справка

  • III период

  • Классификация возбудителя

  • Эпидемиология

  • Морфологические и тинкториальные свойства

  • Клинические проявления.

  • Микробиологическая диагностика.

  • После обсуждения

  • Литература для подготовки темы :8.1. Основная

  • Занятие №18. Лабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры


    Скачать 174.54 Kb.
    НазваниеЛабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры
    АнкорЗанятие №18.pdf
    Дата20.03.2019
    Размер174.54 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЗанятие №18.pdf
    ТипМетодические указания
    #25377

    ГБОУ ВПО “Уральская государственная медицинская академия”
    Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
    Методические указания №18 к практическим занятиям для студентов
    ООП специальности 060101.65 Лечебное дело
    Дисциплина С2.Б.10 Микробиология, вирусология
    1. Тема: Лабораторная диагностика кишечных инфекций. Возбудитель холеры.
    2. Цели занятия: Изучить со студентами методы лабораторной диагностики кишечных инфекций, свойства возбудителя холеры, факторы патогенности и патогенез холеры, клинические проявления, методы диагностики, профилактики и лечения холеры.
    3. Задачи занятия:
    3.1. Изучение методов лабораторной диагностики кишечных инфекций.
    3.2. Изучение свойств холерного вибриона.
    3.3. Изучение факторов патогенности и патогенеза холеры.
    3.4. Изучение методов диагностики, профилактики и лечения холеры.
    3.5. Выполнение самостоятельной работы.
    Шифр
    Содержание компетенции знать уметь владеть
    ПК-7
    Способность и готовность применять методы асептики и антисептики,
    использовать медицинский инструментарий,
    проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций,
    владеть техникой ухода за больными
    Морфологические,
    культуральные,
    биохимические свойства холерного вибриона
    Готовить мазки и окрашивать их по
    Граму
    Техникой посева материала на плотные и в жидкие питательные среды
    ПК-20
    Способность и готовность назначать больным адекватное
    (терапевтическое и хирургическое)
    лечение в соответствии с
    Методы профилактики и лечения холеры
    Пользоваться бактериологическим инструментарием и микроскопом
    Техникой посева материала на плотные и в жидкие питательные среды

    2
    выставленным диагнозом,
    осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности,
    приему родов
    ПК-31
    Способность и готовность изучать научно- медицинскую информацию,
    отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
    Методы лабораторной диагностики кишечных инфекций
    Работать с учебной и научной литературой
    Медико- биологическим понятийным аппаратом
    4. Продолжительность занятия в академических часах: 3 часа.
    5. Контрольные вопросы по теме:
    5.1. Методы лабораторной диагностики кишечных инфекций.
    5.2. Морфологические, тинкториальные, культуральные и биохимические свойства холерного вибриона.
    5.3. Факторы патогенности возбудителя и патогенез холеры.
    5.4. Методы диагностики, профилактики и лечения холеры.
    6. Задания и методические указания к их выполнению.
    На занятии студенту необходимо выполнить:
    6.1. Ответить на вопросы преподавателя.
    6.2. Принять участие в обсуждении изучаемых вопросов.
    6.3. Выполнить самостоятельную работу.
    Теоретическая справка
    I. Лабораторная диагностика кишечных инфекций
    Лабораторная диагностика кишечных инфекций регламентирована санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.1117-02 “Профилактика кишечных инфекций”. В соответствии с этими правилами лабораторному обследованию подлежат лица с подозрением на острые кишечные инфекции, лица,
    контактировавшие с больными, работники отдельных профессий, производств и организаций при поступлении на работу и по эпидемическим показаниям,
    секционный материал при наличии прижизненного диагноза острой кишечной инфекции (ОКИ).

    3
    В качестве исследуемого материала для лабораторной диагностики используют фекалии, кровь, рвотные массы, промывные воды желудка, остатки пищевых продуктов. Материал для лабораторного исследования собирают в стерильную стеклянную посуду. Срок доставки материала в лабораторию не должен превышать 2 часов. При невозможности своевременной доставки материала в лабораторию используют консервант или транспортную среду. При этом материал помещается в холодильник и направляется на исследование не позднее 12 часов после сбора.
    Лабораторная диагностика кишечных инфекций включает в себя получение чистой культуры возбудителя, изучение ее морфологических и тинкториальных свойств, биохимической активности, фагочувствительности, серологических характеристик. Для этого на 1-ом этапе исследования производят посев культуры на дифференциально-диагностические питательные среды (Эндо, Левина, Плоскирева,
    висмут-сульфитный агар). На 2-ом этапе проводят выделение чистой культуры
    (пересев на скошенный МПА, среду Олькеницкого). На 3-ем этапе проводят идентификацию выделенной культуры по микроскопической картине,
    биохимической активности, серологическим свойствам (в реакции агглютинации).
    На 4-ом этапе учитывают результаты исследования и выдают заключение.
    Для этиологической расшифровки ОКИ дополнительно в качестве вспомогательных могут быть использованы люминесцентный, молекулярно- генетический и другие методы.
    Транспортные среды для энтеробактерий:
    1. Физраствор.
    2. Глицериновый раствор (консервант) или буфер.
    3. Фосфатно-буферный раствор.
    4. Среда Эймса (соли, агар, уголь) без угля.
    5. Среда Кери-Блейра (соли и агар).
    6. Среда Стюарта.
    Среды
    для
    выделения
    и
    идентификации
    энтеробактерий
    (рекомендованы ВОЗ, 1990):
    1. Базовые среды:
    - кровяной агар;
    - агар на переваре сои.
    2. Селективные и дифференциально-диагностические среды:
    - ацетатный агар;
    - пептонная вода с Андреде;
    - среда Клиглера;
    - агар Мак-Конки;
    - SS-агар;
    - цитратный агар Сименса.
    Среда Клиглера (2 сахара – глюкоза и лактоза) позволяет судить о ферментации углеводов, образовании сероводорода (среда чернеет) и образовании газа (разрыв среды).
    Трехсахарный агар по Олькеницкому (сахароза, глюкоза, лактоза,
    мочевина, соли) позволяет судить о продукции уреазы (красный цвет), ферментации

    4
    сахаров (желтый цвет), продукции сероводорода (черный цвет), образовании газа
    (разрыв среды).
    Сахаролитические свойства (ферментация углеводов):
    1. Среды Гисса – 1% пептонная вода + 0,5% углевода + индикатор Андреде
    (кислый фуксин в 1 н. растворе NaOH). Среда бесцветная, рН 7,2-7,4. при ферментации углевода – красный цвет.
    2. Полужидкие среды с углеводами и индикатором ВР (смесь водного голубого и розоловой кислоты). Нейтральный рН – среда бесцветная; кислая среда –
    синяя окраска; щелочная среда – красная окраска.
    3. Короткий пестрый ряд – среды с глюкозой, лактозой, сахарозой,
    мальтозой, маннитом.
    Протеолитические свойства:
    1. Разжижение 10-20% желатины.
    2. Образование аммиака в пептонной воде (посинение розовой лакмусовой бумаги).
    3. Образование индола:
    - способ Эрлиха: в пробирку с культурой добавляют 2-3 мл эфира и реактив
    Эрлиха (спиртовый раствор параметиламидобензальдегида с хлористоводородной кислотой). При наличии индола отмечается розовое окрашивание;
    - реактив Ковача (изоамиловый спирт + диметиламинобензальдегид + серная кислота) → красный цвет;
    - индикаторная бумажка, пропитанная щавелевой кислотой (способ Мореля)
    → окрашивание бумаги в розовый цвет.
    4. Образование сероводорода:
    – среда со смесью солей (сульфат железа, тиосульфат натрия, сульфит натрия) – почернение агара;
    - индикаторная бумажка с ацетатом свинца → черный цвет.
    Дифференциально-диагностические среды:
    1. Среда Эндо (МПА + лактоза + фуксин + сульфит натрия) – бледно-розовый цвет. Разложение лактозы → образование ацетилальдегида → кислая рН →
    взаимодействие с сульфитом натрия → восстановление фуксина → красное окрашивание колоний (с металлическим блеском).
    2. Среда Левина (МПА + лактоза + метиленовый синий + эозин + калия гидроортофосфат) – красно-фиолетовый цвет. Ферментация лактозы → изменение рН → колонии темно-сине-фиолетового (черного) цвета с зеленым блеском. Не ферментирующие колонии – бесцветные или розоватые.
    3. Среда Плоскирева или бактоагар Ж (МПА + желчные кислоты + йод +
    бриллиантовый зеленый + нейтральный красный) – коричневато-красный цвет. Рост лактозоположительной кишечной палочки → изменение рН → колонии брусничного цвета.
    II. Возбудитель холеры
    Холера – особо опасное инфекционное заболевание, вызываемое Vibrio
    cholerae, протекающее по типу гастроэнтерита с интоксикацией и нарушением водно-электролитного обмена. В связи с тем, что для нее характерны резко

    5
    выраженная способность к широкому эпидемическому распространению, тяжелое течение и высокая летальность, холера относится к числу опасных инфекций.
    Историческая справка. В истории холерных эпидемий можно выделить 4
    периода. I период - до 1817 г., когда холера была сосредоточена только в
    Восточной и Южной Азии (главным образом в Индии) и не выходила за ее пределы.
    II период - с 1817 г. по 1926 г. холера вышла за пределы Индии и вызвала 6
    пандемий, которые унесли миллионы человеческих жизней. Например, за 1823-1926
    гг. Россия пережила 57 холерных лет, в течение которых холерой переболело более
    5,6 млн. человек и умерло от нее 2,14 млн. человек (около 40%). III период - с 1926
    г. по 1961 г. Холера вернулась в свой основной эндемический очаг, и наступил период относительного благополучия. IV период начался в Индонезии в 1961 г.
    седьмой пандемией, охватившей многие страны мира. С 1961 по 1996 г. холерой в
    146 странах переболело 3 943 239 человек.
    Классификация возбудителя. Возбудитель холеры Vibrio cholerae был открыт в 1883 г. Р. Кохом. Вид V. cholerae относится к роду Vibrio семейству
    Vibrionaceae отделу Cracilicutes. В настоящее время известны следующие биотипы возбудителя холеры:
    - V. cholerae О1 cholerae (классический), выделенный Р. Кохом в Гонконге в
    1883 г. от больного;
    - V. сholerae eltor, изолированный от мусульманских паломников в 1906 г. на карантинной станции Эль-Тор а Египте;
    - V. cholerae О139 bengal, выделенный в 1993 г. в индийском штате Западная
    Бенгалия от больных во время крупной вспышки диарейной инфекции.
    Эпидемиология. Холера - типичная кишечная инфекция. Природный
    резервуар и источник инфекции - больные и бактерионосители, а также вода,
    загрязненная их выделениями. Основной механизм передачи - фекалъно-оралъный,
    редко контактный. Факторы передачи - пищевые продукты, вода, объекты окружающей среды. Пути заражения - основной - через воду, используемую для питья, купания и хозяйственно-бытовых нужд, через пищу. Животные холерой не болеют.
    Обильная диарея, характерная для холеры, способствует широкому распространению возбудителя в окружающей среде, прежде всего в сточных водах и в открытых водоемах. Человек, больной холерой, выделяет возбудителя в количестве от 100 млн. до 1 млрд. в 1 мл испражнений, вибриононоситель выделяет с испражнениями 100-100000 вибрионов в 1 мл. Продолжительность выделения холерного вибриона у бактерионосителей составляет от 7 до 42 дней.
    Морфологические и тинкториальные свойства. V. cholerae представляют собой изогнутые подвижные палочки. Подвижность холерного вибриона связана с наличием одного жгутика (монотрих). Жгутик снабжён чехликом и продольным выростом, напоминающим ундулирующую мембрану. Подвижность холерных вибрионов является важным диагностическим признаком.
    Палочки грамотрицательные, короткие, не образуют спор и капсул. Диаметр палочек 0,5 мкм, длина 1,5-4,0 мкм. Вибрионы хорошо окрашиваются анилиновыми красителями.
    Культуральные свойства. Для выделения холерного вибриона чаще всего используют щелочной МПА. На плотных питательных средах возбудитель холеры

    6
    образует небольшие круглые дисковидные прозрачные колонии S-формы с ровными краями, голубоватые в проходящем свете. При посеве уколом в столбик желатина вибрион через 48-72 часа при 22-23°С вызывает воронкообразное разжижение.
    В жидких средах вибрион вызывает помутнение и образование нежной голубоватой плёнки на поверхности, её края приподняты вдоль стенок пробирки;
    при встряхивании пленка легко разрушается и оседает на дно. На 1% пептонной щелочной воде (рН 8,6-9,0) холерный вибрион через 6-8 часов образует нежную голубоватую плёнку и умеренную муть. Пептонная вода с добавлением 0,5-1% NaCl является наилучшей средой накопления для возбудителя холеры. Оптимальная температура выращивания составляет 37°С.
    Биохимические свойства. Холерные вибрионы сбраживают с образованием кислоты многие углеводы (глюкозу, сахарозу, мальтозу, маннит, лактозу, гликоген,
    крахмал и др.). Ферментация маннозы, сахарозы и арабинозы (так называемая
    триада Б. Хейберга) имеет диагностическое значение. Холерные вибрионы обладают плазмокоагулирующим
    (свёртывают плазму кролика) и
    фибринолитическим (разжижают свёрнутую сыворотку) свойствами, свёртывают молоко, сероводорода не образуют, восстанавливают нитраты и образуют индол.
    Антигенная структура. У холерных вибрионов выделяют термостабильные
    О- и термолабильные Н-антигены.
    По структуре О-антигена холерные вибрионы относится к группе О1 и О139.
    О-антиген О1-группы холерных вибрионов неоднороден и включает А, В и С
    компоненты, по которым и различают три серотипа - серотип Огава (АВ), серотип
    Инаба (АС) и серотип Гикошима (АВС).
    Фагочувствительность. Для фаготипирования V. cholerae С. Мукерджи предложил наборы бактериофагов, которые позволяют выделить среди V. cholerae
    16 фаготипов. Холерный диагностический фаг ХДФ-3 избирательно лизирует холерные вибрионы классического типа, ХДФ-4 - вибрионы Эль-Тор, а ХДФ-5
    лизирует вирулентные вибрионы обоих типов.
    Резистентность. Холерный вибрион малоустойчив во внешней среде и плохо переносит инсоляцию и высушивание, но хорошо и долго сохраняется и даже размножается в открытых водоемах и сточных водах, богатых органическими веществами. В стоячих водоёмах возбудитель может сохраняться до 2-3 недель, в выгребных ямах - до 3-4 месяцев. Вибрион длительно сохраняется в продуктах с щелочным рН и высокой влажностью, а также на одежде и постельном белье,
    загрязнённых испражнениями больных. Все вибрионы очень чувствительны к действию дезинфектантов, особенно с кислым значением рН.
    Холерные вибрионы в морской воде сохраняются до 47 суток, в речной воде
    – от 3-5 дней до нескольких недель, в почве - от 8 дней до 3 месяцев, в свежих испражнениях - до 3 суток, на сырых овощах - 2-4 дня, на фруктах - 1-2 дня, в молоке и молочных продуктах - 5 дней. Холерные вибрионы при 80°С погибают через 5 минут, при 100°С - моментально.
    Факторы патогенности:
    1. Подвижность. Обладая подвижностью, вибрион преодолевает слизистый слой и вступает во взаимодействие с эпителиальными клетками кишечника.

    7 2. Факторы адгезии и колонизации, с помощью которых вибрион прилипает к микроворсинкам и колонизирует слизистую оболочку тонкого кишечника.
    Адгезию вибрионов к клеткам слизистой оболочки обусловливают пили.
    3. Ферменты муциназа, протеазы, нейраминидаза, лецитиназа способствуют адгезии и колонизации, так как разрушают вещества, входящие в состав слизи.
    4. Экзотоксин холероген - главный фактор патогенности V. cholerae.
    Молекула холерогена имеет молекулярную массу 84 кД и состоит из двух фрагментов - А и В. Фрагмент В распознает рецептор энтероцита, связывается с ним и формирует внутримембранный канал для прохождения субъединицы А. Фрагмент
    А внутри клетки вызывает гидролиз АТФ с образованием цАМФ, в результате чего нарушается вводно-солевой обмен и отмечается гибель эпителия тонкой кишки.
    5. Фактор, повышающий проницаемость капилляров.
    6. Экзотоксины типа LТ, SТ и SLT.
    7. Эндотоксин отвечает за общую интоксикацию организма и рвоту, угнетает фагоцитоз, снижает кровяное давление; вызывает инфекционно-токсические явления.
    Патогенез. Попав в организм человека, значительная часть вибрионов погибает под действием кислой среды желудка, и лишь небольшая часть достигает тонкой кишки. Способность холерного вибриона быстро колонизировать эпителий кишечника обусловливают жгутики, муциназа (разжижает слизь и облегчает проникновение к поверхности эпителия) и нейраминидаза (обеспечивает взаимодействие с микроворсинками). После прикрепления к эпителиальным клеткам вибрионы теряют подвижность, интенсивно размножаются, колонизируя микроворсинки тонкого кишечника и одновременно вырабатывая большое количество экзотоксина-холерогена. Холероген проникает в клетки, где активируют аденилатциклазную систему, а накапливающийся цАМФ вызывает гиперсекрецию жидкости и солей из энтероцитов, что приводит к диарее и обезвоживанию организма.
    Клинические проявления. Инкубационный период при холере варьирует от нескольких часов до 6 суток, чаще всего - 2-3 дня.
    У большинства инфицированных лиц заболевание протекает бессимптомно,
    возможна лёгкая диарея. Заболевание проявляется общим недомоганием, болями в животе, рвотой и развитием выраженной диареи.
    При тяжелой форме холеры у больных появляется понос, стул учащается,
    испражнения становятся обильными, принимают водянистый характер, утрачивают фекальный запах и имеют вид рисового отвара (мутная жидкость с плавающими в ней остатками слизи и клетками эпителия). Для холерной диареи характерно выделение значительного количества (до 10 л в сутки) водянистых бесцветных испражнений. В зависимости от степени интоксикации симптоматика может иметь характер гастроэнтерита или энтерита.
    Затем присоединяется изнурительная рвота, сначала содержимым кишечника, а затем рвотные массы приобретают вид рисового отвара. Температура у больного падает ниже нормы, кожа становится синюшной, морщинистой и холодной.
    В результате обезвоживания происходит сгущение крови, развивается цианоз, кислородное голодание, резко страдает функция почек, появляются

    8
    судороги, больной теряет сознание и наступает смерть. Летальность от холеры во время седьмой пандемии в разных странах варьировала от 1,5% до 50%.
    В тяжёлых случаях у больных резко снижается объём мочи с развитием острой почечной недостаточности. Характерна охриплость голоса или афония.
    Ведущие патогенетические факторы - гиповолемия и выраженные нарушения электролитного баланса, вследствие чего развиваются артериальная гипотензия,
    сердечная недостаточность, нарушение сознания и гипотермия. Подобное состояние определяют как холерный алгид. Характерный признак обезвоживания –
    “гиппократово лицо” (facies hippocratica): запавшие глаза, заострённые черты лица с резко выступающими скулами.
    При отсутствии лечения летальность больных в алгидной стадии достигает
    60%.
    Выздоровление сопровождается приобретением непродолжительной невосприимчивости. Нередко отмечают случаи повторного заражения.
    Микробиологическая диагностика. Материал для исследований - испражнения, рвотные массы, желчь, секционный материал, пищевые продукты.
    Материалом для исследования на вибриононосительство служат испражнения. Из объектов внешней среды чаще всего исследуют воду открытых водоемов и сточные воды.
    При проведении исследований необходимо соблюдать следующие правила:
    - материал следует доставлять в лабораторию не позже 2 часов после забора
    (так как возбудитель быстро погибает, особенно в испражнениях). При невозможности срочной доставки образцы помещают в транспортные среды (1%
    пептонная вода с рН 8,2-8,6);
    - ёмкости для материала нельзя обеззараживать химическими веществами,
    так как возбудитель чувствителен даже к их следовым количествам. Все образцы помещают в герметически закрываемую транспортную тару;
    - как можно быстрее произвести посев материала от больного (холерный вибрион сохраняется в испражнениях короткий срок);
    - исключить возможность загрязнения и заражения окружающих объектов.
    Выделение культуры проводят по схеме:
    - посев на пептонную воду (первую среду накопления) и на щелочной МПА;
    - через 6 часов микроскопически исследуют пленку, образующуюся на пептонной воде, и проводят пересев на щелочной МПА;
    - подозрительные колонии пересевают для получения чистой культуры,
    которую идентифицируют по морфологическим, культуральным, биохимическим свойствам, подвижности и окончательно типируют с помощью диагностических агглютинирующих сывороток, а также с использованием холерных диагностических фагов.
    Серологическая диагностика холеры имеет вспомогательный характер. С
    этой целью используют реакцию агглютинации, иммуноферментный или иммунофлюоресцентный методы.
    Лечение больных холерой должно заключаться в восстановлении нормального водно-солевого обмена. С этой целью используют солевые растворы.
    Из антибактериальных препаратов применяют тетрациклиновые антибиотики,
    левомицетин, ко-тримоксазол.

    9
    Профилактика холеры включает организацию санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих занос заболевания; проведение санитарно- просветительной работы среди населения; раннее выявление больных и носителей;
    массовое профилактическое назначение тетрациклинов в районах эпидемической опасности.
    Для специфической иммунопрофилактики применяют убитые вакцины,
    холероген-анатоксин и энтеральная химическая бивалентная вакцина (включает анатоксин и О-антигены серотипов Инаба и Огава). Вакцинопрофилактику проводят по эпидемиологическим показаниям. В очагах холеры с профилактической целью назначают тетрациклин.
    После обсуждения теоретических вопросов преподаватель объясняет порядок проведения самостоятельной работы.
    Самостоятельная работа:
    1. Поставить реакцию агглютинации на стекле с неизвестной культурой и агглютинирующими дизентерийными сыворотками №1 и №2. При положительном результате реакции с сывороткой №1 провести реакцию агглютинации с использованием сыворотки Зонне.
    2. Изучить демонстрационные ЭНТЕРО-тесты 1 и 2 для дифференциации кишечных бактерий.
    7. Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия:
    Ответы на вопросы и активность на занятии оцениваются по 5-балльной системе.
    8. Литература для подготовки темы:
    8.1. Основная:
    1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. Под ред. А.А. Воробьева. Учебники и учеб. пособия для высшей школы. Издательство: Медицинское информационное агентство, 2012. –
    702 с.
    2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2-х т. Том 1 :
    учеб. по дисциплине “Микробиология, вирусология и иммунология” для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальностям 060101.65
    “Лечеб. дело”, 060103.65 “Педиатрия”, 060104.65 “Медико-профилакт. дело” / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 448 с.: ил.
    3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2-х т. Том 2 :
    учеб. по дисциплине “Микробиология, вирусология и иммунология” для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальностям 060101.65
    “Лечеб. дело”, 060103.65 “Педиатрия”, 060104.65 “Медико-профилакт. дело” / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 480 с.: ил.
    8.2. Дополнительная:
    1. Коротяев А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология:
    Учебник для студентов мед. вузов / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 759 с.: ил.
    2. Медицинская микробиология: учебник. 4-е изд. Поздеев О.К. / Под ред.
    В.И. Покровского. – 2010. – 768 с.

    10 3. Руководство по медицинской микробиологии. Общая и санитарная микробиология. Книга 1 / Колл. авторов // Под редакцией Лабинской А.С., Волиной
    Е.Г. – М.: Издательство БИНОМ, 2008. – 1080 с.: ил.
    Методические указания переработаны и дополнены профессором Литусовым Н.В.
    Обсуждены на заседании кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии.
    написать администратору сайта