Главная страница
Экономика
Финансы
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Сельское хозяйство
Медицина
Ветеринария
Физика
Вычислительная техника
История
Этика
Религия
Логика
Философия
Русский язык и литература
Социология
Политология
Другое
Доп
образование
Физкультура
Право
Юриспруденция
Технология
Строительство
Классному руководителю
Связь
Электротехника
Автоматика
Языки
Языкознание
Иностранные языки
Логопедия
География
Химия
Промышленность
Энергетика
ИЗО, МХК
Культура
Искусство
Геология
Экология
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Языки народов РФ
Социальному педагогу
Обществознание
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Лабораторная работа №4 (VD). Лабораторная работа. Графические терминалы и основы их программирования. Графические терминалы Magelis Opti xbt ot


НазваниеЛабораторная работа. Графические терминалы и основы их программирования. Графические терминалы Magelis Opti xbt ot
АнкорЛабораторная работа №4 (VD).docx
Дата02.01.2018
Размер0.7 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛабораторная работа №4 (VD).docx
ТипДокументы
#10432

Лабораторная работа.

Графические терминалы и основы их программирования.

Графические терминалы Magelis Opti XBT OT
Magelis Opti - это графические терминалы полностью соответствуют требованиям к человеко-машинным интерфейсам (HMI) для несложных систем управления.

http://video.archiexpo.fr/images_di/photo-g/terminal-hmi-de-pantalla-tactil-embarcado-404353.jpg

рис. 1. Графические терминалы Magelis Opti XBT OT
Ввод данных: С помощью сенсорного экрана

Размер памяти: Приложение Флэш-память EPROM 6 Мбайт

Максимальное количество страниц: Ограничено размером внутренней флэш-памяти EPROM

Кол-во переменных на странице: Не ограничено (максимум 8000)

Представление переменных: Буквенно-цифровые символы, растровые изображения, диаграммы, шкалы, индикаторы уровня, графики, многоугольники, кнопки, световые индикаторы

Рецепты: 32 группы по 64 рецепта до 1024 ингредиентов в каждом

Построение графиков: Да, с записью

Журналы аварий: Да

Часы реального времени: Встроенные
Преимущества:

Графические терминалы Magelis Opti обладают высокой эффективностью и обеспечивают значительную экономию, благодаря:

■ обмену данными через два последовательных порта;

■ возможности хранения процессных данных и сохранения приложений на внешних носителях (карте памяти Compact Flash и USB накопителе);

■ функциям управления периферийным оборудованием: принтерами, считывателями штриходов, громкоговорителями и т.п.
Более реалистичные и детализированные изображения в сочетании с поддержкой видео

■ В зависимости от модели, терминалы снабжаются мониторами TFT с поддержкой 65 536 цветов, STN с поддержкой 4 096 цветов либо монохромными с поддержкой 8 или 16 цветовых градаций.

■ Чувствительная к нажатию аналоговая сенсорная панель, обеспечивающая улучшенную прозрачность и точное управление.
Широкий выбор свойств отображения

■ Многооконный режим с поддержкой всплывающих окон.

■ Возможность настройки яркости и контраста.

■ Набор из 40 шрифтов, позволяющий работать с международными приложениями.

■ Зоны сенсорной чувствительности могут быть выделены при помощи одного из трех режимов мигания
Удобная эксплуатация

Будучи разработанным для мультимедиа, модельный ряд Magelis XBT GT предлагает впечатляющую вычислительную мощность…

■ Поддержка карт памяти Compact Flash емкостью до 1 GB, которые позволяют хранить приложения, файлы истории, наборы команд, а также изображения и видеоряды.

■ Специальное приспособление размером с кнопку позволяет переместить USB;порт на переднюю панель терминала, обеспечивая при этом степень защиты IP65.

■ Светодиод, расположенный на лицевой панели, позволяет быстро определить состояние терминала.
Конфигурирование:

Графические терминалы XBT OT конфигурируются с помощью ПО Vijeo Designer Opti в среде Windows 2000, Windows XP или Windows Vista. Интуитивно-понятный интерфейс Vijeo Designer Opti с несколькими настраиваемыми окнами обеспечивает простую и быструю разработку проектов.

Обмен данными:



рис. 2. Обмен данными между ПЛК и терминалом
Обмен данными между графическими терминалами Magelis XBT OT и ПЛК осуществляется через два встроенных последовательных порта с использованием протоколов:

■ компании Telemecanique, Schneider Electric (Uni-TE, Modbus);

■ сторонних производителей: Mitsubishi, Omron, Allen-Bradley и Siemens.
Функции:

Оптимизированные графические терминалы XBT OT выполняют следующие функ-

ции:

■ отображение 8 типов анимации (нажатие на сенсорную панель, изменение

цвета, заливка, перемещение, вращение, изменение размера, видимости и

отображаемого значения);

■ управление, модификация числовых и буквенных переменных;

■ отображение даты и времени;

■ отображение кривых в реальном времени и графиков записанных ранее зави-

симостей;

■ отображение аварийных сигналов, ведение журнала аварий и управление груп-

пами аварийных сигналов;

■ многооконное управление;

■ возможность вызова страниц пользователем;

■ управление многоязычными приложениями (до 10 языков одновременно);

■ управление рецептами;

■ обработка данных посредством Java сценариев;

■ хранение приложений и журналов на внешней карте памяти Compact Flash или

USB накопителе;

■ поддержка последовательных и параллельных принтеров, а также считывате-

лей штрих-кодов;

■ управление звуковыми сообщениями.


Описание:

Таблица 1

На передней панели терминала расположены:



1. Сенсорный графический ЖК дисплей (цветной TFT 7,5”).

2. Трехцветный (зеленый, оранжевый и красный) светодиодный индикатор режи-

ма работы терминала.



На задней панели терминала расположены:



1. Съемный разъем с винтовыми зажимами для подачи питания 24 В постоянного

тока

2. 9-контактная вилка SUB-D последовательного порта RS 232C для связи с ПЛК

(COM1).

3. 9-контактная вилка SUB-D последовательного порта RS 422/RS 485 (COM2).

4. Порт USB типа А для подключения периферийных устройств, передачи данных и подсоединения к порту контроллера Modicon M340, предназначенного для связи с терминалом оператора.

5. Слот для карты памяти Compact Flash, с поворотной крышкой.

6. Съемный клеммный блок ввода/вывода с 12 пружинными зажимами для подсоединения громкоговорителя, один вход (сброс) и три выхода (сигнализация, устройство звуковой сигнализации, работа).




Для создания интерфейса и логики взаимодействия со всей системой используется ПО - Vijeo Designer.
ОБЗОР ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Vijeo Designer современное приложение, которое позволяет пользователю создавать панели оператора и задавать функциональные параметры для устройства с человеко-машинным интерфейсом (HMI). Оно обеспечивает весь инструментарий необходимый для разработки HMI проекта, от сбора данных до создания и отображения анимированных рисунков.

Минимальные требования к системе представлены в табл. 1.

Таблица 2

Элемент системы

Требования

Процессор

Intel Celeron 566 MHz (рекомендуется Pentium III 1GHz)

Память

128 MB RAM (рекомендуется 512 MB)

Свободного места на диске

400 MB

ОС

Windows 2000 или XP

Веб браузер

Internet Explorer 5.0 или более поздний


Функциональные возможности и особенности пакета Vijeo Designer

  • обеспечивает многократное использование данных: графические объекты, сценарии и панели, созданные в Vijeo Designer, могут быть сохранены в инструментарии (Toolchest); это обеспечивает их многократное использование в других проектах и позволяет пользователю оптимизировать разработку новых приложений и стандартизировать экраны в приложениях, разрабатываемых совместно;

  • использует два типа данных:

- внутренних, создаваемых в пользовательском приложении;

- внешних, поступающих от ПЛК и удаленных модулей ввода-вывода;

  • поддерживает связь с несколькими ПЛК: пользователь может конфигурировать HMI так, чтобы одновременно общаться с несколькими различными устройствами Telemecanique, а также сторонними устройствами;

  • обеспечивает создание экрана HMI: пользователь получает возможность создать динамические экраны для панели HMI. Совмещает различные функции перемещения объектов на экране, изменения размеров окна, вкл\выкл индикаторов, анимации и пр

  • допускает многоязычный обмен сообщениями: хранит сигнальные сообщения или текстовые объекты для одного и того же приложения более чем на 10 различных языках, переключение на дисплее осуществляется простым выбором на экране;

  • позволяет импортировать/экспортировать и редактировать переменные от других приложений: переменные и команды как файлы с разрешением CSV. Точно так же переменные, созданные в Vijeo Designer, могут быть экспортированы в другие приложения.

Предназначено для следующих устройств

Следующие HMI устройства имеют возможность быть настроены с помощью Vijeo Designer

- XBT G2000 Series

- XBT G4000 Series

- XBT G5000 Series

- XBT G6000 Series

- XBT GT1000 Series

- XBT GT2000 Series
Главные инструменты Vijeo Designer

К основным инструментальным средствам Vijeo Designer можно обратиться в главном экране программы. Шесть окон дают пользователю возможность разработать свой проект быстро и легко. Каждое окно предоставляет информацию, имеющую отношение к определенному объекту или к проекту.

Пользователь может настроить свою рабочую среду, изменяя размеры или перемещая окна. Иконки, связанные с окнами, расположены в панели инструментов.
Основной экран

Окружение Vijeo Designer выглядит следующим образом


Графический экран, где отображается процесс работы

Иконки для рабочего стола


рис. 3

Примечание:  внешний вид Vijeo Designer может отличаться, потому что все окна могут быть настроены пользователем.


Пункт

Имя экрана/иконки

Описание

1

Навигатор



Информация о каждом проекте, перечисленная иерархически в проводнике документа

2

Свойства объекта



Отображает параметры выбранного объекта.

3

Перечень графических элементов



Список всех объектов, входящих в изображение в след. порядке:

- порядок создания

- имя

- позиция

- анимация

- другие сопутствующие переменные

Подсвеченный в списке объект выделяется в изображении.

Информация так же отображена для группы объектов (то есть порядок, название, позиция). Чтобы отобразить список объектов в группе, нажмите +. Каждый объект может быть выбран отдельно.

4

Feedback Zone



Отображение хода и результатов проверки ошибок, компиляция, и загрузки.

При возникновении ошибки, система выводит сообщение об ошибке или предупреждение. Для перехода к месту возникновения ошибки необходимо дважды щелкнуть на сообщение об ошибке

5

Toolchest (инструментарий)



Библиотека компонентов (гистограмма, таймеры и т.д.), предоставляемых производителем и / или созданных пользователем. Для размещения компонентов на рисунке, выберите компонент в Toolchest и перетащите его на панель.

Собственные компоненты пользователя могут быть экспортированы и / или импортированы


6

InfoViewer



Отображение справки или содержимого отчета



СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА

В этой главе приведены некоторые алгоритмы, которые описывают, как создавать простые приложения с использованием основных функций Vijeo Designer
Создание панели
В ходе лабораторной работы необходимо изучить ПО Vijeo Designer и создать проект рабочего экрана для лабораторного стенда СЭЭС.
Создаваемое приложение должно удовлетворять следующим критериям:


Создаваемый проект будет состоять из 5 экранов:

  • Основной

  • 3 экрана по каждому дизель-генератору

  • Справочный


Основной экран состоит из схематической схемы соединения двигателей и дизель-генераторов, а также включает по 3 кнопки включения и выключения двигателей для каждого из них.

Каждый из справочных экранов ДГ содержит общую информацию по соответствующему ДГ.

Справочный экран по панели содержит информацию по принципам работы с данной разработанной системой.
Следующий рисунок показывает вид основного экрана


6

4

5

2

3

1


рис. 4

1. Двигатель

2. Кнопка включения двигателя

3. Кнопка выключения двигателя

4. ДГ

5. Переключатели для включения/выключения ДГ

6. Переход в справочный экран
Вид экрана справки ДГ1:


1


рис.5

1. Кнопка перехода к основному экрану
Вид экрана общей справки:


1


рис. 6

1. Кнопка перехода к основному экрану
Правильная настройка проекта важна перед началом создания экранов.

Этот проект использует только внешние переменные.

Проект, созданный в Vijeo Designer является простой базой данных. 
Создание проекта и его настройка

Это диалоговое окно появляется, когда Vijeo Designer запущен.

Для продолжения необходимо нажать "Next".



рис.7


  • Вводится имя проекта и нажимается кнопка OK (в нашем случае"XBTGT4230");

  • Нажимается Next, выбирается тип модуля XBTGT 4230;

  • Нажимается Next, вводится IP-адрес, т.к. модель использует Ethernet порт (в нашем случае – 192.168.1.7) нажимается Next;

Например, вводится Schneider Electric Industrie SAS в качестве производителя и ModbusEqupment как драйвер), затем нажмите кнопку Finish.


рис. 8

  • Сохранить проект


Создание переменных

Переменная - адрес памяти по указанному имени. Vijeo Designer обрабатывает

следующие типы переменных:

  • Логический;

  • Целое число;

  • С плавающей запятой;

  • Строка символов;

  • Структура;

  • целочисленные данные;

  • группы с плавающей точкой.

Vijeo Designer использует переменные для связи с устройствами. Пользователь может также определить внутренние переменные, которые будут использоваться только Vijeo Designer.

В нашем проекте, мы собираемся создать 12 внешних, которые связываются с ПЛК.

1. Выбирается пункт меню" Variables" на вкладке в окне " Navigator ", щелкается правой кнопкой мыши на target1, выберается пункт " New Variable", и тип "Bool".

2. Переменная переименовывается в AB1 и задается соответствующий тип – External (Внешняя). Адрес в основной программе ПЛК – 00500

3. Повторяются шаги 1-2, что бы создать остальные внешние переменные: AB2, AB3, Redy1, Redy2, Redy3, StartD1, StartD2, StartD3, StopD1, StopD2, StopD3 с соответствующими им адресами.


рис. 9
Создание общей панели:

1. Дважды щелкается значок "Graphical Panels” на вкладке навигатора, чтобы открыть папку.

2. Нажимается кнопка "1: Panel1",

3. Переименовывается "1: Panel1" в "CntU".


рис. 10
4. Создаются 4 остальных панели и называются, как обозначено на предыдущем рисунке.
Создание и настройка основного экрана

После окончания всех нижеописанных действий будет получен следующий вид экрана:


3

5

4

2

1


рис. 11
Создание группы кнопок

Выбирается пункт "Switch" на панели инструментов и рисуется область на панели, где будут помещены кнопки.



Чтобы определить область, в которой объект должен быть размещен необходимо:

  • щелкнуть левой кнопкой мыши на экране, где пользователь хочет поместить объект;

  • отпустить левую кнопку мыши;

  • перетащить мышь, чтобы получить желаемый размер объекта на экране;

  • щелкнуть левой кнопкой мыши на экране во второй раз.


На вышеприведенном рисунке все обозначенные объекты являются кнопками.

Настройка каждого из них описывается ниже:
1. Кнопка исполняет роль схематического изображения двигателя, который в запущенном состоянии зеленого цвета, а в остановленном – красного.

При нажатии по изображению происходит переход на экран справки по соответствующему ей ДГ.

После определения области на экране, на которой будет изображена кнопка, появляется окно "Switch Settings" с открытой вкладкой "General”, где необходимо произвести необходимые настройки, как описано ниже и изображено на рисунке:

  • отметить Mode, как Switch whith Lamp;

  • ввести имя "D1",

  • выбрать категорию primitive и стиль кнопки 00001,

  • В lamp нажать на пиктограмму и выбрать внешнюю переменную Ready1 (в ней хранится текущее состояние двигателя – запущен/отключен)

  • В ‘When Touch’, выбрать Panel в Operation, выбрать Change Panel для панели DG1 (Id = 2), затем нажать Add.




рис. 12





рис. 13
Для двух остальных изображений двигателей произвести аналогичные действия.
2. Кнопка, выключающая работающий двигатель.

Аналогично п.1 :

  • отметить Mode, как Switch;

  • ввести имя "Stop1";

  • выбрать категорию primitive и стиль кнопки 10006;

  • В ‘When Touch’ выбрать bit в Operation, выбрать set и нажав кнопку  выбрать переменную StopD1, затем нажать Add;

  • В ‘When Release’, выбрать bit в Operation, выбрать Reset и нажав кнопку  выбрать переменную StopD1, затем нажать Add;

  • В панели Color выбрать красный фон заливки.


Повторить для двух других кнопок.
3. Кнопки запуска двигателей.

Настройка производится аналогично пункту 2, но вместо переменных Stop – выбираются Start.
4. Кнопки подключения ДГ к работающему двигателю.

  • отметить Mode, как Switch;

  • ввести имя "StartDG1";

  • выбрать категорию primitive и стиль кнопки 00000;

  • В ‘When Touch’, выбрать bit в Operation, выбрать toggle и нажав кнопку  выбрать переменную AB1, затем нажать Add.




рис. 14
Аналогично для двух остальных кнопок.
5. Кнопка перехода к экрану справочной информации.

  • отметить Mode, как Switch;

  • ввести имя "Switch04 ";

  • выбрать категорию primitive и стиль кнопки 00001;

  • В ‘When Touch’, выбрать Panel в Operation, выбрать Change Panel для панели about (Id = 5), затем нажать Add.



рис. 15
На вкладке Label установить значение в Static и введите в появившееся поле символ ‘?’

После этого все кнопки на экране настроены соответствующим образом.
Создание текста

Выбрать"Text" на панели инструментов и нарисовать область на экране, где текст будет размещен.



Настроить свойства текста, как показано на рисунке ниже и нажвть OK:



рис. 16
Аналогично для подписей к каждому из ДГ.
Создание линий

Для создания схематического изображения соединения двигателей и ДГ проделать следующие шаги:

  • Выбрать значок "line" на панели инструментов и нарисовать область на экране, где должна быть размещена линия. Отрегулировать положение линии с помощью клавиш со стрелками на клавиатуре.

  • В окне "Properties", ввести:

  • "255,255,255" для белого цвета линий,

  • "4" - для толщины линии.


Для создания анимации подключения ДГ нарисовать две линии желтого цвета, соответствующие положению подключенного и отключенного ДГ к сети.

В свойствах линии во вкладке Visib. ввести следующие данные для каждого из положений:

Отключен:



рис. 17
Подключен:



рис. 18
Проделать эти действия для всех трех ДГ.
Создание изображения ДГ

Схематическое изображение ДГ – окружность. Выбрать значок “Ellypse” на панели инструментов и нарисовать область на экране, где она должна быть размещена. Отрегулировать положение с помощью клавиш со стрелками на клавиатуре.

В окне "Properties", ввести:

"255,255,255" для белого цвета линий,

"4" - для толщины линии.

После этого экран полностью готов.
Для создания справочных экранов, в ранее созданные панели добавляются текст и кнопки по тем же принципам, как показано выше.

Настройки кнопок для возврата к основному экрану производятся в соответствии с изображениями:

Настройки кнопки на экране свойств ДГ:



рис. 19

Настройки кнопки на экране общих свойств:



рис. 20
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Мделирование - функция, которая может быть использована для отображения вашего проекта, не загружая его в терминал. Это хороший способ, чтобы проверить его работоспособность.

Необходимо использовать следующую процедуру для запуска моделирования и проверки проекта пользователя:

1. Выбрав проект, щелкнуть по корневому названию в панели Navigator правой кнопкой мыши;

2. Выбрать пункт Start Device Simulation, после чего на главном экране появится проект пользователя;

3. Произвести манипуляции по взаимодействию с экраном, проверить работоспособность.
ЗАГРУЗКА ПРОЕКТА В ТЕРМИНАЛ

Проверка на ошибки

Перед загрузкой готового проекта необходимо проверить его на ошибки и корректность. Для этого в главном меню выбрать Build → Validate all.

При обнаружении ошибок или предупреждений дважды щелкнуть по ним для подробного изучения и устранения.
Загрузка проекта

Загружать проект можно несколькими способами:

  • по протоколу Ethernet;

  • записью на карту памяти;

  • использование последовательного порта устройства.


Ниже описан порядок загрузки проекта при помощи протокола Ethernet:

  • Подключить один конец кабеля Ethernet к устройству, а другой к компьютеру.

  • В окне Navigator проекта пользователя выбрать пункт Download. В нем выбрать пункт Ethernet.



рис. 21

  • После чего необходимо ввести следующие данные:

- IP адрес устройства

- Маску подсети (SubnetMask)

- Шлюз по умолчанию (DefaultGateway)
Далее в панели Navigator кликнуть правой кнопкой мыши по корню проекта и нажать Download.

После этого проект должен быть загружен в панель экрана XBT G.
Самостоятельно изменить программу так, что бы по нажатию на кнопку запуска двигателя, его схематическое изображение меняло цвет.
написать администратору сайта