Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. 5. Литературоведение и другие науки. 1. «Художественная культура», «искусство», «литература»

  • Духовная культура

  • Слово «искусство»

  • 2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение как одна из филологических дисциплин. Литература

  • Литературоведение

  • 3. Основные литературоведческие дисциплины. Современное литературоведение представляет собой сложную и подвижную систему дисциплин. Выделяются 3 главные отрасли литературоведения

  • Лекции Художественная культура искусство


    Скачать 148.5 Kb.
    НазваниеЛекции Художественная культура искусство
    АнкорLektsia_1.doc
    Дата17.04.2018
    Размер148.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLektsia_1.doc
    ТипЛекции
    #15931
    страница1 из 3
      1   2   3

    Лекция 1

    Введение. Литературоведение как наука.

    План лекции
    1. «Художественная культура» – «искусство» – «литература»

    2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение как одна из филологических дисциплин.

    3. Основные литературоведческие дисциплины

    4. Вспомогательные литературоведческие дисциплины.

    5. Литературоведение и другие науки.

    1. «Художественная культура», «искусство», «литература»

    Для того, чтобы получить общее представление о том, что такое культура, необходимо прежде всего обратиться к этимологии, то есть происхождению слова, обозначающему это многогранное понятие.

    В переводе с латинского термин «cultura» первоначально означал «возделывание земли». Позднее в трудах римского общественного деятеля и оратора Цицерона (I в. до н.э.) встречается его расширенное толкование в выражении «cultura animi», что переводится как «обработка, совершенствование души».

    В настоящее время существует несколько сотен трактовок культуры. Самым распространенным является определение культуры как совокупности достижений общества в результате материального и духовного развития.

    «Говоря о культуре важно помнить, что это понятие по крайней мере трехзначное, вернее, трехаспектное. Культура – это: 1) система материальных и духовных ценностей человечества; 2) деятельность человека по созданию этих ценностей; 3) потребление этих ценностей, означающее изменение, развитие человека, усвоение того социокультурного опыта, который был накоплен предшествующими поколениями" (Мировая художественная культура. – М., 1996, с.1).

    Таким образом, культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир. Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности, в творчестве, в котором он и способен подняться над природным миром.

    Культуру обычно принято рассматривать в двух основных формахматериальной и духовной.

    Материальная культура охватывает все сферы материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудие труда, жилище, предметы повседневного обихода и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, то есть сфера сознания – наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.п.

    В реальной жизни духовная и материальная культура практически неразделимы. Книга и картина с одной стороны материальны, с другой – духовны, так как имеют определенное идейное, нравственное и эстетическое содержание. Вообще, нет предмета духовной культуры, который не был бы способен материализоваться в вещах, в полотнах, книгах, скульптуре, архитектуре.

    Духовная культура существует в двух неразрывно связанных между собой формах:

    1) в форме духовного мира каждого отдельного человека и его деятельности по созданию духовных «продуктов» – творчество писателя, художника, учителя и т.п.;

    2) в форме самих этих продуктов, то есть духовных ценностей – научных работ, книг, полотен, законов, обычаев и т.п.

    Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры.

    В целом можно сказать, что по своему содержанию духовные ценности соответствуют трем основным областям, в которых творчески действует человеческое сознание – науке, нравственности и искусству. Соответственно различают научные, нравственные и художественные ценности.

    Художественные ценности или ценности искусства – это продукты такой области духовной деятельности, где «работают» все психические силы человека, не только разум, но (и, прежде всего) чувства. Предмет искусства – не только внешний мир, не только отношения между людьми, но и внутренний мир самого человека. Следовательно, художественные ценности содержат и научные и нравственные ценности: в художественном творчестве проявляется мысль и воля человека. К тому же творческий процесс и его результат может быть подвергнут и нравственной оценке. Это значит, что понять произведения художественной культуры невозможно без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, морали, религии.

    Слово «искусство» употребляется в современном русском языке в 4-х разных значениях. «Искус» вообще – испытание, опыт; поэтому в самом широком значении «искусство» – это всякое выдающееся умение делать что-то, способность в любом деле достигать превосходных результатов.

    В другом, более узком, менее общем значении «искусство» – это не всякое мастерство, а только такое, которое проявляется в создании отдельных законченных предметов, обладающих большой степенью изящества в своем оформлении. К таким предметам относятся произведения так называемого «прикладного искусства»: изящно оформленные одежда, мебель, различные ювелирные украшения, предметы убранства частных и общественных помещений (обои, ковры, люстры и др.); переплетенные книги и т.п. Изяществом оформления отличаются и произведения художественного творчества – картины, скульптуры, музыкальные пьесы, произведения словесности и др.

    Все подобные произведения, если они сделаны с большим мастерством, отличаются совершенством выполнения, обладают целесообразностью соотношения и расположения своих частей, их соответствием и соразмерностью, законченностью деталей и т.п. Этим они производят эстетическое впечатление. «Искусство» во втором, более узком значении – это творчество по законам красоты.

    Назначение произведений, созданных по этому эстетическому закону, бывает глубоко различным. Поэтому и их красота заключает в себе существенные различия.

    Особенность произведений «прикладного искусства» заключается в том, что, выполняя свое основное, практическое назначение, они не заключают в себе воспроизведения жизни, не выражают ее обобщающего смысла и оценки.

    Совершенно иное назначение и иную красоту имеют произведения, также создаваемые по закону соответствия формы и содержания, но относящиеся к области не материальной, а духовной культуры человеческого общества. Это и есть произведения собственно художественного творчества – произведения литературные, музыкальные, живописные, скульптурные и т.п. Они удовлетворяют не материально-практические потребности людей, а их духовные интересы, стремления и запросы. Вследствие этого они всегда заключают в себе образное воспроизведение явлений действительности, находящейся вне их (внешнего облика людей, отношений, событий, внутреннего мира людей и т.п.), и вместе с тем выражают в своих образах то или иное осмысление и эмоциональную оценку воспроизводимых в них явлений. Произведения художественного творчества – один из видов общественного сознания.

    Таково третье, еще более узкое, значение слова «искусство». Это – художественное творчество во всех его видах, в том числе творчество литературное.

    Наконец, «искусством» часто называют только пространственные его виды – живопись, скульптуру, архитектуру. Науку о них называют «искусствознанием», а людей, изучающих их, – «искусствоведами». Это – четвертое, самое узкое значение слова «искусство».

    Литература как одна из форм художественного освоения мира, как творческая деятельность, которая принадлежит к искусству, вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место. Это особенное положение литературы зафиксировано в формуле «литература и искусство».

    В отличие от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень), или из действия (движение тела, звучание струн) литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно – в буквах) постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону – определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

    «Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется... Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств», – отмечал Белинский В.Г. (Полн. собр. соч. Т.5, 1954, с.7-8).

    Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил.
    2. Литературоведение и лингвистика. Литературоведение как одна из филологических дисциплин.

    Литература (лит. lit(t)eratura – букв. написанное, от lit(t)era – буква + tura – суффикс, имеющий то же значение, что русские «– ость» и «– есть»).

    Термином «литература» называют также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением (научная литература, справочная литература и т.п.). Однако, в обычном и строгом смысле слова литературой называют произведения художественной письменности.

    Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность» (Белинский В.Г.)) возник сравнительно недавно и начал широко распространяться лишь в XVIII веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которыми сейчас обозначают стихотворные произведения). Термин был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине XV века, сравнительно скоро сделало «литературную» форму бытия искусства слова господствующей; раньше искусство слова существовало преимущественно для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка».

    В самые ранние эпохи исторической жизни народов у них не было «литературы». Она возникает лишь тогда, когда каждый народ так или иначе овладевает письменностью – создает или заимствует определенную систему знаков для записи отдельных высказываний или целых словесных произведений.

    Овладев письменностью в те времена, когда у них только возникал классовый строй и государственная власть, люди долго не умели печатать словесные произведения. У европейских народов печатное дело стало распространяться в середине XV века. В Германии первопечатником был Иоганн Гутенберг, изобретший в 1440-ом году печатный станок. В России книгопечатание началось при Иване Грозном (XVI век), первопечатником считается Иван Федоров, открывший в Москве в 1563-ем году типографию. Но его начинание не получило широкого распространения, книгопечатание начало бурно развиваться лишь в начале XVIII века, в эпоху Петра I.

    До появления печати литература, в том числе и художественная, существовала только в рукописях. В древности и в средние века для записи произведений в разных странах использовались глиняные и деревянные доски, выделанная кожа (пергамент), береста, лубяные полосы («луб»), и лишь гораздо позднее – бумага (в Европе – с XI , в России – с XIV века).

    Первоначально литература не выделялась из письменности в широком смысле этого слова. В древнейших памятниках (таких как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет» и др.) элементы словесного искусства существуют в неразрывном единстве с элементами религии, зачатками естественных и исторических знаний, моральными и практическими указаниями и т.п. Синкретический характер ранних литературных памятников не лишает их эстетической ценности. Наследие древнейших времен образует своего рода фундамент литературы, история которой насчитывает несколько столетий.

    Литература представляет собой одну из форм общественного сознания, значительное явление в общественной жизни. Она отражает духовную жизнь и материальный быт людей на протяжении многих столетий, представляя собой, таким образом, важнейший способ познания мира. «Литература – это, так сказать, сокращенная вселенная», – указывал Салтыков-Щедрин М.Е.

    Литературные произведения обогащают человеческий опыт, расширяют кругозор, формируют отношение к жизни в целом и ее отдельным явлениям. По словам Горького М., искусство – активная сила, оно «всегда есть борьба за или против, равнодушного искусства нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не фиксирует действительность, а или утверждает или изменяет ее...».

    Есть существует некое явление, возникает и наука, его изучающая (ботаника – растительный мир, зоология – животный мир и т.п.). Бесспорная значимость литература порождает специальную научную дисциплину, ее изучающую.

    Литературоведение – одна из двух филологических наук – наука о литературе. Другая филологическая наука – это наука о языке – языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык). У этих наук много общего: обе они – каждая с собственных позиций – изучает явления словесности. Поэтому на протяжении последних столетий они развивались в тесной связи друг с другом под общим названием «филология» (от др.-греч. phileō – люблю и logos – слово)..

    По существу, литературоведение и лингвистика – различные науки; каждая из них имеет свой предмет и свои познавательные задачи. Поэтому эти науки пользуются разными принципами при собирании, сопоставлении и классификации материала, применяют разные методы его изучения.

    Лингвистика изучает явления словесности, точнее, явления словесной деятельности людей, чтобы установить особенности закономерного развития языков, на которых говорят и пишут различные народы во всем мире.

    Литературоведение (от русск. литература + ведать, то есть «знать») изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности развития ее содержания и выражающих его форм.

    Литературоведение и лингвистика постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг другу помощь. Наряду с другими явлениями словесности художественная литература служит очень важным материалом для лингвистических наблюдений и выводов об общих особенностях языков тех или других народов. Но особенности языка художественных произведений возникают в связи с особенностями их содержания. И литературоведение может очень многое дать лингвистике для понимания этих содержательных особенностей художественной литературы, объясняющих свойственные ей особенности языка. Со своей стороны литературоведение при изучении формы художественных произведений не может обойтись без знаний особенностей и истории тех языков, на которых эти произведения написаны. В этом случае ему на помощь приходит лингвистика. Эта помощь бывает различной при изучении литературы на разных ступенях ее развития (древнерусская литература, литература XVIII века, современная литература).

    Данные лингвистики оказывается особо значимыми в том случае, если изучаются древние или средневековые литературы, написанные языком, который понятен только специалистам. При изучении литератур последних столетий также требуется помощь со стороны лингвистики (но в меньшей степени). Литературные языки различных народов, на которых создавались и создаются художественные произведения, возникая сравнительно поздно, постепенно исторически развиваются. В них происходит изменения лексического состава и грамматического строя: одни слова устаревают, другие получают новое значение, появляются новые обороты речи, по-новому применяются синтаксические конструкции и т.д. Кроме того, в своих произведениях писатели нередко пользуются в той или иной мере (в речи действующих лиц, в повествовании рассказчиков) местными и социальными диалектами, отличающимися по своей лексике и грамматике от литературного языка того же народа. Опираясь на лингвистические знания, литературоведы должны учитывать все это при оценке произведений.

    Вопрос о том, что именно является предметом литературоведения, разрешается учеными неоднозначно. Так, Поспелов Г.Н. указывает, что «предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность (выд. авт.) мира – письменная и устная» (Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. – М., 1976, с.5). В то же время большинство ученых отмечает, что предметом литературоведения является прежде всего письменная литература. Классическим можно считать следующее определение: «Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии» (Литературный энциклопедический словарь. Под. ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987, с.198).

    В то же время, несмотря на существование фольклористики, изучение устного народного творчества, действительно, оказывается невозможным без широких лингвистических и литературоведческих знаний.
    3. Основные литературоведческие дисциплины.

    Современное литературоведение представляет собой сложную и подвижную систему дисциплин. Выделяются 3 главные отрасли литературоведения:
      1   2   3
    написать администратору сайта