Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Конспект лекций по сфере услуг (1 день). Лекции сфера услуг сфера услуг


НазваниеЛекции сфера услуг сфера услуг
АнкорКонспект лекций по сфере услуг (1 день).doc
Дата29.07.2018
Размер334 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект лекций по сфере услуг (1 день).doc
ТипЛекции
#20713
страница1 из 3
  1   2   3

Лекции 1. СФЕРА УСЛУГ

Сфера услугпредставляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.
Виды сфер услуг

В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают:

1.сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание),

2.сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство)

3. сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение).

Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги.

К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др.

В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.

Рынок потребительских услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за последние годы. увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.
1.демографический,

2.природный,

3социально-экономический,

4. исторический,
Размещение сферы услуг

Огромное воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает природный фактор. Отличительной особенностью северных и восточных районов России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой заболеваемости населения.

Социально-экономическое положение региона отражает уровень развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг.

В то же время экономическая освоенность территории определяет доступность услуг, прежде всего социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.

Огромное воздействие на формирование и развитие сферы услуг оказывает исторически сложившееся размещение ведущих отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг. Так, здесь проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где обучается свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17,1% врачей, находятся крупнейшие музеи и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны, функционирует 51% банков РФ.

Одновременно следует учитывать и особенности потребления услуг, процесс производства которых, как правило, совпадает с их потреблением. При этом различают

1.услуги повседневного спроса, постоянно используемые большей частью населения, проживающего на данной территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования, коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны.

2.Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные) учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации, специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.

В целом территориальная организация платных услуг населению отражает социальную и экономическую неоднородность российского пространства. К началу ХХI в. в России сформировалось три типа регионов с наиболее контрастными социальными характеристиками

Первый из них — Европейский Центр, где завершены процессы урбанизации и демографического перехода, преобладает сильно постаревшее население, особенно в сельской местности; относительно высока обеспеченность городских жителей жильем и основными видами социальной инфраструктуры, значительны различия в уровне и качестве жизни городского и сельского населения.

Второй тип регионов — республики Северного Кавказа и юга Сибири, не завершившие демографический переход и слабоурбанизированы: здесь омоложенная возрастная структура, преимущественно низкая обеспеченность разными видами услуг, минимальные доходы и невысокий уровень образования.

Третий тип — регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где возрастная структура омоложена в результате миграции, городское население имеет наиболее высокие доходы в стране и одновременно крайне низкую обеспеченность социальной инфраструктурой.

Особое место в сфере услуг занимает социальный комплекс, куда относят здравоохранение, образование, туризм, культуру и искусство и др.

Многие специалисты в области менеджмента и маркетинга под услугой понимают предлагаемое клиенту нечто, не имеющее материальной формы. Так, например, такой авторитетный ученый, как Ф. Котлер, предлагает размытое определение: «услуги – это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений» Однако каждому обывателю ясно, что ему оказывается услуга, когда он пользуется, например, транспортом, средствами связи, посещает учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства. Общим для всех этих видов трудовой деятельности по оказанию услуг является производство таких потребительских стоимостей, которые преимущественно не приобретают материальной формы.

Парадокс услуги заключается в том, что она предоставляется потребителю в материальной среде, оказание услуги, как правило, оплачивается потребителем, при этом в материальной среде совершается последовательность действий, однако потребитель услуги получает осязаемый, осознаваемый, но нематериальный результат. Например, пользуясь транспортом, потребитель платит денежные средства за перемещение из одного пункта в другой, это происходит в материальной среде, потребитель осязает и осознает свое перемещение, но покинув транспортное средство, он не получает результат в материальной форме.

Услуга имеет ряд принципиальных отличий от товара. Наиболее существенное из них заключается в том, что

1.услуга создается в процессе ее предоставления, следовательно, до этого ее не существует. Отсюда, в отличие от рынка товаров, услуги, предоставляемые разными организациями, невозможно сравнить до их покупки и потребления.

2.Другое отличие услуги от товара заключается в том, что оказание большинства услуг требует высокоспециализированных и профессиональных знаний, не поддающихся объективной оценке клиентом. Понятно, что оценка клиентом качества предоставленной телефонной связи, качества полученного образования, качества произведенного лечения весьма субъективна и основана преимущественно на личных ощущениях. Конечно, качество услуги можно оценить количественно, но не имея профессиональных знаний и навыков в конкретной предметной области, обычному потребителю сделать это самостоятельно будет практически невозможно. Маловероятно, что он предпримет какие-либо действия, чтобы произвести количественную оценку качества оказанной ему услуги.

Следовательно, экономический успех производителя услуг заключается в психологических аспектах продаж, в том, насколько в момент оказания услуги в сознании потребителя сложится благоприятный положительный имидж как об организации, оказавшей услугу, так и о самой услуге.

Услуги имеют четыре классические основные характерные черты
1.Неосязаемость услуг означает невозможность их продемонстрировать, попробовать, увидеть и оценить до получения. Эта черта значительно осложняет покупателю выбор необходимой услуги, а продавцу – ее продвижение, поскольку трудно объяснить потенциальному потребителю ее уникальность.
2.Неразрывность производства и потребления приводит к тому, что процесс производства услуг неотделим от персонала, который их производит, и требует обязательного участия потребителя в процессе получения услуги. Поэтому зачастую услуга ассоциируется у клиента с сотрудником организации, ее оказывающим. Следовательно, организации – производителю услуги необходимо тщательно подбирать, обучать, мотивировать персонал и постоянно изучать мнения клиентов.

3. Неспособность к хранению. Если временное перепроизводство товаров из-за падения спроса не является необратимой катастрофой для сферы материального производства, то превышение спроса услуг над их предложением означает для организации безвозвратно утерянную выгоду, так же как и избыточное предложение объема услуг.
4.Изменчивость качества услуг вытекает из неразрывности процесса их производства и потребления. Поскольку на качество предоставляемых услуг непрерывно влияет комбинация различных факторов изменчивой материальной среды, невозможно добиться их идентичности. Понятно, что один и тот же сотрудник в разное время может оказать одну и ту же услугу по-разному. Качество услуги, оказываемой одним и тем же сотрудником, также зависит от его психологического и физиологического состояния и может за короткий период существенно изменяться.

Таким образом, управление организациями сферы услуг (в отличие от предприятий производственной сферы) имеет специфические особенности, поскольку услуга создается при непосредственном взаимодействии потребителя и персонала. Следовательно, продавец услуги первоочередное внимание должен уделять качеству взаимодействия персонала с покупателем, чтобы в момент предоставления услуги создать ее максимальную ценность.
Согласно наиболее известным западным моделям система наиболее эффективного взаимоотношения сотрудников организации с потребителем в момент их непосредственного контакта представляет собой систему внутреннего маркетинга.

Лекции 2. ЭВОЛЮЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

 

Становление экономики услуг в России – неизбежный процесс, свойственный всем странам мира, обусловленный развитием производительных сил, повышением эффективности материального производства и изменением системы общественных потребностей, которые на определенной ступени развития выходят за пределы, удовлетворяемые производством вещей.

 

Экономика в сфере услуг во многих отношениях не равновесна.
1.На рынке услуг не может быть равновесной цены спроса и предложения, поскольку нет абсолютной тождественности условий производства и обслуживания заказчиков

Процесс потребления услуг персонифицирован, а условия оказания услуг дифференцированы по времени, месту, сроку и методам организации обслуживания населения.

2. Равновесие в сфере услуг невозможно из-за постоянного изменения состава исполнителей и заказчиков услуг, меняющегося ассортимента услуг и товаров.
Эволюция сферы услуг - глубинный сущностный процесс «перелива», перехода материи из  одного состояния в другое.
Он обусловлен разницей в уровнях, величинах, объемах, качествах. Зарождение и развитие сферы услуг определено естественным отбором секторов экономики, осуществляемым в результате такого направленного движения различных ресурсов на разных этапах исторической эволюции общества.
Классификация  услуг по потребностям и мотивам
Исходя из условия, что услуги должны сопровождать весь жизненный цикл человека, и мотивационных факторов трех психологических категорий человека в дополнение к пирамиде потребностей предложена шестиуровневая пирамида потребностей в услугах (рис. 2).

Пирамида усечена, т.к. исходит из того минимума потребностей человека, которые существуют от момента его рождения и растут вместе с ним. Она повернута основанием вверх, поскольку в соответствии с законом возвышения потребностей их количество и качество увеличивается.

 



Рис. 2. Пирамида потребностей человека в услугах

 

В таблице 1 приведена разработанная классификация услуг для населения. С целью дифференциации мотивационных факторов потребления услуг нами выделены три психологических категории человека: индивид, субъект и личность. Установлено, что индивидные проявления человека направлены на удовлетворение его первичных (физиологических) потребностей в услугах, субъектные  вторичных (психолого-социальных) и  личностныетретичных (культурно-духовных) потребностей в услугах.

 

Таблица 1

Классификация услуг по потребностям, стадиям жизненного цикла человека и типам потребителей


Стадии жизненного цикла и этапы развития человека

Виды

Виды услуг

по действующему ОКУН

Иерархия услуг по потребностям

психологических категорий человека

психологических категорий человека

потребностей человека
в услугах

1. Рождение
и рост

Индивид

Первичные

потребности тела

(физиологические)

Бытовые,

жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, прочие

Услуги, удовлетворяющие физиологические потребности растущего человека

2. Развитие
и зрелость:

Становление функционирующего деятеля

Субъект

Вторичные

потребности сознания
и тела

(социальные)

Образования, санаторно-оздоровительные, физической культуры и спорта, социальные, связи, банков, туристские и экскурсионные, правового характера, пассажирского транспорта, прочие

Услуги, удовлетворяющие потребности функционирующего деятеля

Становление развивающегося деятеля

Личность

Третичные

потребности сознания

(развития

деятельности)

Услуги учреждений культуры, науки, некоторые виды бытовых, медицинских и прочих услуг

Услуги, удовлетворяющие потребности развивающейся личности

Становление творческого деятеля

Отсутствуют

Услуги культурно-твор­ческого самовыражения личности

3.Старение
и смерть

Индивид,

личность, субъект

Все виды потребностей

Бытовые,

жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские,  услуги учреждений культуры,  науки  и  прочие услуги

Все виды услуга

 

Анализ предложенной классификации услуг позволяет сделать выводы о том, что действующая организационная система оказания услуг населению ориентирована в основном на удовлетворение потребностей индивида и субъекта и почти не приспособлена к потребностям личности, тогда как основной ценностью в современном обществе является именно творческая личность.
2. Особенности рынка услуг

Развитый рынок, как известно, предполагает не только наличие рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. Он имеет ряд специфических черт. К основным особенностям рынка услуг можно отнести:

1. Высокую динамичность рыночных процессов.

Она связана как с динамичным характером спроса на услуг, подверженного значительному влиянию временнoго фактора, так и с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг. Любой спрос изменчив, однако спрос на услуги характеризуется крупными, сложными и быстрыми колебаниями. Спрос на все услуги носит сезонный характер (более-менее одинаково меняется в течение года), кроме того, наблюдается и более краткосрочные циклы. Спрос на общественный транспорт может меняться в десятки раз в период между 9 и 10 часами утра. Спрос на все виды развлечений повышается ближе к концу недели, а спрос на услуги травмпунктов и скорой помощи достигает апогея в субботу ночью.

2. Территориальную сегментацию.

Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависит от характеристик территорий, охваченной конкретным рынком. Поэтому территориальный (географический) критерий является в данном случае определяющим.

3. Локальный характер.

Это свойство рынка услуг также обусловлено влиянием территориальной специфики. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Он локализован в рамках территориальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными.

4. Высокую скорость оборота капитала.

Она является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг.

5. Специфику организации производства услуг.

Продуцентами услуг обычно являются малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, эти предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, они, как правило, более эффективны в условиях локального рынка.

6. Высокую степень дифференциации услуг.

Она связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги. Сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс получает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса.

Данное свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, так как поиск услуги-новинки становится перманентным процессом. Однако, в то же время, бывает трудно составить четкую спецификацию, а вместе с ней и соглашение о точной природе услуги. Люди по-разному понимают "правильность" оказания услуги.

7. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.

Она обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Это свойство услуг создает определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, увеличивает степень риска от их непредсказуемых изменений.

8. Специфика процесса оказания услуги.

Личный контакт потребителя и производителя. Раз производство и потребление происходят одновременно, хранить услуги невозможно. Если у банковского служащего, способного обслужить 20 клиентов в час, не будет ни одного посетителя в период с 10 до 11 часов, он не сможет обслужить 40 человек в период с 11 до 12. "Производственная мощность" услуги есть нечто непостоянное, летучее, поскольку если услуга не работает, она потеряна.

9. Неопределенность результата деятельности по оказанию услуги.

Трудно определить качество без четкой спецификации товара или услуги. Присущая услугам высокая степень неосязаемости делает четкую спецификацию практически невозможной. Более того, восприятие одной и той же услуги поставщиком и покупателем может существенно отличаться. Поскольку покупатель является частью процесса, традиционные методы контроля качества неприменимы. Невозможно гарантировать качество услуги до ее предоставления. Присутствие инспектора по качеству сказывается на качестве и мешает как работнику, так и клиенту.

Необходимо также отметить, что развитие сферы услуг способствует развитию связей между странами. Одним из проявлений этих связей является инвестирование иностранного капитала в предприятия данной сферы. Сохраняющаяся нетранспонтабельность многих услуг определяет более крупную роль зарубежных инвестиций в этой сфере. К прямым иностранным инвестициям как альтернативной форме внешнеторговых операций активно прибегают транснациональные компании многих отраслей (общественного питания, банковской сферы, страхового бизнеса, деловых услуг, рекреационных отраслей, здравоохранения и т.д.).Хотя юридические и политические барьеры для международного обмена на данном рынке остаются до последнего времени более высокими, чем на товарных рынках, услуги активно содействуют глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс.

На специализацию страны на те или иные виды услуг определенное влияние оказывает фактор экономико-географического положения. Например, существенные доходы получают страны, чьи портовые гавани находятся на торговых путях, как например, Роттердам. Некоторые страны, не имеющие выхода к морю, могут получать высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через территорию своих стран.

Развитие торговли услугами способствует и оказанию сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте; США как крупнейшие производители компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги; в странах-экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.

Специализация страны также зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа (особенно Германия). Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах.


ЛЕКЦИЯ 3. Предпринимательство в сфере услуг;

Организационно-правовые формы

С 1 сентября 2014 года юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Правило пункта 5 статьи 50 подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня его официального опубликования, указанное правило применяется с 1 января 2015 года.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

(п. 5 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

(п. 6 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
Документ предоставлен КонсультантПлюс


24 июля 2007 года

N 209-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят

Государственной Думой

6 июля 2007 года
Одобрен

Советом Федерации

11 июля 2007 года
Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ,

от 05.07.2010 N 153-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 238-ФЗ,

от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;

2) федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

3) региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

4) муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Статья 5. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

2. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

3. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Статья 7. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ)

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.
Статья 8. Реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.

2. В указанных в части 1 настоящей статьи реестрах в отношении субъекта малого или среднего предпринимательства должны содержаться следующие сведения:

1) наименование органа, предоставившего поддержку;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) вид, форма и размер предоставленной поддержки;

5) срок оказания поддержки;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;

8) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят записи в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в отношении соответствующих субъектов малого и среднего предпринимательства в течение тридцати дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки.

4. Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

5. Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

6. Сведения, предусмотренные
  1   2   3
написать администратору сайта