Главная страница
Навигация по странице:

  • «мир — человек»

  • Реализм

  • Л Е К Ц И Я № 2 . Что такое философия «Философия»

  • Научная ориентация ( Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль )

  • Чувственно-эстетическая ориентация

  • Этика и мораль

  • Л Е К Ц И Я № 3 . Философия как теоретическое ядро мировоззрения Мировоззрение

  • Проблемы философского мировоззрения

  • ЛЕКЦИЯ № 4. Структура философского знания Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель

  • Ибн Сины

  • Л Е К Ц И Я № 5 . Бытие как всеохватывающая реальность Бытие

  • Понятие целостности мира

  • Парменид

  • Основные формы бытия 1. Бытие вещей и процессов.

  • Бытие духовного, идеального

  • Лекция Предмет философии и ее место в системе научного знания


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеЛекция Предмет философии и ее место в системе научного знания
    АнкорFilosofia_Konspekt_lektsy_Alexeev_V_O_2008_-1.doc
    Дата01.05.2017
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia_Konspekt_lektsy_Alexeev_V_O_2008_-1.doc
    ТипЛекция
    #877
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Л Е К Ц И Я № 1 . Предмет философии и ее место в системе научного знания

    Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявле­нием отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «рас-почкования» предмета философии и концепции «предметного самоопределения философии», где речь идет только о научной стороне философского знания. В концепции «распочкования» в связи с исторической предпосылкой сформировался вопрос о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы, а также обнаружилась недостаточность натурфилософских по­строений. Основы философии закладывались в XVIII в. О. Конт утверждал об изменениях предмета философии в связи с появле­нием частных наук, что постоянно сужало ее рамки. Философия не может иметь собственного предмета познания. Это форма ми­ровоззрения и как таковая, имеющая тот же предмет — всеобщее в системе «мир — человек», и в основном тот же круг проблем, что и в других формах мировоззрения. Система «мир — человек» при первичном подразделении распадается на две противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — «мир» и «человек». Каждая из сторон подразделяется на уровни, взаимоотношения между сто­ронами на четыре аспекта: онтологический, познавательный, ак­сиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и целостное бытие чело­века. Предмет философии в основном отличен от предмета част­ных наук, изучающих материальное бытие и человека, своим представлением отношения человека к миру, мира к человеку. Но такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.

    Философски всеобщее выражает факт раскола мира на мате­риальное и духовное и их взаимосвязь. Словом, в предмет фило­софии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под приз­мой таких понятий, как Истина, Красота, Добро и Справедли­вость; такие всеобщие в материальной действительности понятия

    3

    могут служить человеку элементами для формирования мировоз­зрения.

    Предмет философии в объектном смысле стабилен. Он не «распочковывался», т. е. не разбирался на части отдельными нау­ками. Отличие философии от мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения — в глубокой связи с наукой. Отличие от натуралистической формы, также входящей в науку как сферу культуры, — в опоре на понятия и принципы какой-ли­бо частной науки в решении мировоззренческих проблем, в ши­роком базисе, включающем не только весь комплекс частных наук, но и опыт художественного освоения действительности и весь опыт человечества. Философия обобщает эту информацию во всеобщих категориях. Имеется несколько теоретических моделей понимания категории всеобщего. Реализм — общее существует помимо еди­ничных вещей, как их первооснова, свойство. Концептуализм — об­щее существует лишь как свойство абстрагирующего мышления. Репрезентативизм — общее существует как свойство отдельных единичностей представлять сущность класса однородных вещей.

    Л Е К Ц И Я № 2 . Что такое философия

    «Философия» по-гречески — любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — поиск и нахождение от­ветов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек.

    Главные вопросы бытия сформулировал И. Кант:

    1. Что я могу знать?

    2. Что я должен знать?

    3. На что я смею надеяться?

    4. Что такое человек?

    Философия — составляющая культуры, форма ее максимально полного выражения и осмысления. Проблемы человечества полу­чают в философии завершающее истолкование, это — наивысший уровень самоосмысления человечества, самопознания материи.

    Философия обладает самостоятельностью, имеет структуру.

    Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются философией, ориентированной на:

    1. науку, где главная идея — истина;

    2. мораль, где идея — добро, и религию — веру в Бога;

    3) всё сводится к четвертому — пониманию человека (и обще­
    ства) как целостно развивающейся самодостаточной ценности.

    После И. Канта философия обратилась и к чувственным, эмо­циональным, эстетическим потенциям человека, сформировав новые направления.

    В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближе­ние с наукой и с искусством.

    Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль)

    Наука — систематическое, доказательное и проверяемое зна­ние.

    Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости — любовь к науке).

    Науки зародились и развивались как части философии. Сей­час философия и науки развиваются параллельно.

    Современное философское знание обосновывается, доказы­вается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук.

    5

    Философия имеет две важнейшие функции — мировоззренче­скую и методологическую.

    Философия — наука о наиболее общих законах природы, об­щества и мышления. Это — мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология — учение об эффективных способах достижения целей.

    В философии речь идет о фундаментальных методах (принци­пах действия) (например, исторический метод). Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.

    Чувственно-эстетическая ориентация философии прослежива­ется в работах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шел­линга, М. Хайдеггера, экзистенциалистов, постмодернистов.

    В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением к возвышенному. В ос­новании философии — мироощущение, но состоит она не из ху­дожественных образов, а из философем; это наука, а не искус­ство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.

    Это выявляет гуманистическую функцию — внимание к человеку.

    Человек имеет моральные намерения к практическим дей­ствиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.

    Этика и мораль — представления о добре и зле. Практика — процесс достижения целей. Философия — стремление к истине, совершенству (прекрасному), к идеалам добра. Философия выяв­ляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.

    Л Е К Ц И Я № 3 . Философия как теоретическое ядро мировоззрения

    Мировоззрение — система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение при­нимается как исходное. В нем представлен основной, универ­сальный вопрос мировоззрения — вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсисте­мы, выявляющие отношения между ними:

    1. генетическая подсистема, раскрывающая природную и со­циальную обусловленность индивида и человечества в целом;

    2. гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;

    3. аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;

    4. духовно-практическая подсистема (общие принципы поз­нания, нормы морали и т. п.). Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует

    лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мирораз-мышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уров­ням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распростра­ненных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Глав­ные истоки проблем мировоззрения:

    1. индивидуально-экзистенциальные;

    2. социально-классовые;

    3. внутринаучные;

    4. художественно-этические.

    Проблемы философского мировоззрения являются порождени­ем многообразных потребностей человека и детерминируются его

    7

    многообразной деятельностью. Все множество проблем фило­софского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтоло­гическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и со­циальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную на­правленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобраз­ным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются цен­ности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это — идея как звено, связующее объект и субъект.

    ЛЕКЦИЯ № 4. Структура философского знания

    Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую — учение о человеческой деятельности; поэтиче­скую — учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля об­разуют философию о человеческом. У стоиков философия вклю­чала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии — Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразде­ляется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невме­шательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

    Т. Гоббс выделял философию природы и философию государ­ства. Философия природы (естественная философия) разделя­лась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую за­коны движения и конкретные явления природы. В состав фило­софии государства (гражданской философии) входят этика и по­литика. И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» — познавательной, практической и эстетической. Соответственно И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая про­светительскую (позже — позитивистскую) узкорационалистиче­скую трактовку философии. Г. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и филосо­фию духа.

    В современном представлении философия теоретически ос­мысливает реальность и трансформируется в:

    1. учение о бытии — онтологию;

    2. учение о деятельности — праксеологию;

    9

    1. теорию познания — гносеологию;

    2. теорию ценностей — аксиологию;

    3. учение о человеке — философскую антропологию;

    6) науку о закономерностях и движущих силах развития об­
    щества — социальную философию (социологию).
    В качестве ядра философии в отечественной литературе не­
    редко называли теорию диалектики. Учение о способах познания
    философии — методология, а учение о путях творчества и их
    обосновании — эвристика. Отдельными областями философии
    являются философия науки и техники, религии, языка, логика
    (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика),
    философия нравственности (этика), философия культуры, исто­
    рия философии.

    Философия не ограничивается научно-понятийным постиже­нием мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

    В целом философия изучает отношение «человек — мир», рас­сматриваемое под углом зрения природы и сущности мира и че­ловека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

    Л Е К Ц И Я № 5 . Бытие как всеохватывающая реальность

    Бытие — категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, ми­ра в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возни­кли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

    Понятие целостности мира формировалось спонтанно: благо­даря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и кон­цепции. В результате возникла новая установка в познании и по­нимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность — многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последо­вателей (первый — Парменид) — это вопрос всеобщей и постоян­ной основы этих изменений, которая и была названа бытием.

    Бытие — производное от слов «быть», «есть» — в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

    Учение о бытии — онтология — важный раздел философского знания.

    В основе понятия «бытие» — убежденность человека, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Един­ство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

    Мы непоколебимо верим, что при всех потрясениях в приро­де и обществе мир стабилен, вечен, является нашей жизненной опорой, истинным бытием. Понятие именно о таком мире соста­вляет смыслообразующую основу человеческой деятельности.

    Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развива­ется и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, же­ланий и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспе­чивают существование человека.

    11

    Бытие как исходное понятие — лишь начальный пункт фило­софского размышления о мире и человеке. Оно становится содер­жательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодей­ствие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерми­низм.

    Основные формы бытия

    1. Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух фор­
    мах:

    1. материалистическая. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемые как объективная ре­альность, которая существовала до них и от них не зависит;

    2. идеалистическая. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой — в них вложены сознание и душа че­ловека.

    2. Бытие человека:

    1. бытие человека в мире вещей (человек рассматривается, как часть природы, как вещь);

    2. специфически человеческое бытие (человек рассматрива­ется не как тело, а как индивидуум).

    3. Бытие духовного, идеального:

    1. индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

    2. объективно существующее духовное — то, что материали­зовано в культуре.

    4. Бытие социальное:

    1. бытие человека;

    2. бытие человека в обществе. Философская проблема бытия возникла как необходимость

    обрести точку отсчета в процессе познания и освоения мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существова­нии окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальней­ших рассуждений о мире. Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями, как «существование», «действительность», «реальность». Вместе с тем бытие есть интегральная характери­стика мира, утверждающая целостность его через его существова­ние. По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования, или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психиче-

    12

    ских состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Оба эти мира — мир сознания и мир природы — могут характеризо­ваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, природный мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и же­лания людей, отдельных индивидов. Комбинация форм бытия позволяет выделить еще несколько их разновидностей. Этот под­ход дает право говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он принадлежит к двум мирам: к природному, телесному ми­ру как его органическая часть и одновременно, к миру сознания. Бытие человека есть диалектическое единство объектно-предмет­ного и субъективного. Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком, опосредованных человеческим духом, сознанием. Двояким существованием характеризуется и духов­ный мир человека, субъективный и объективный дух. Помимо от­меченного, имеются еще и уровни бытия; это — существование в возможности и существование в действительности. Возмож­ность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бы­тия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность — актуальное бытие. Рассмотрение бытия составляет предмет осо­бого раздела философии — учения о бытии, онтологии. Впер­вые учение о бытии обособляется в философии элеатов, противо­поставлявших бытие небытию и доказывавших невозможность последнего, поскольку оно не может быть помыслено. Элеаты тем самым первыми выдвинули тезис о тождестве бытия и мы­шления.

    В последующей истории философской мысли сформирова­лось несколько различных подходов к пониманию бытия. Факти­чески все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь различий трактовки их взаимоотношения и взаимодей­ствия, и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные — про­изводными.

    Субъективный идеализм основной формой считает субъек­тивное бытие; объективный идеализм — объективный дух. Вну­три этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия. В зависимости от того, что положено в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность, все фило­софы делятся на материалистов и идеалистов.

    13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    написать администратору сайта