Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Выбор темы и постановка проблемы научного исследования

  • Актуальность

  • Новизна собственного подхода

  • Тема научного исследования

  • Ознакомление с проблемой по литературным источникам

  • Усвоение языка исследования

  • Работа над литературными источниками

  • Изучение литературы

  • Ведение записей

  • Составление первоначального плана научного исследования

  • ЛК-5-этапы. Лекция Время 4часа Этапы научного исследования Вопросы Выбор темы и постановка проблемы научного исследования


    НазваниеЛекция Время 4часа Этапы научного исследования Вопросы Выбор темы и постановка проблемы научного исследования
    АнкорЛК-5-этапы.doc
    Дата13.09.2018
    Размер58 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛК-5-этапы.doc
    ТипЛекция
    #23462

    Предмет: Методы научных исследований

    Специальность ИЗО и ДПИ

    Лекция № 5.

    Время: 4часа
    Этапы научного исследования

    Вопросы:

    1. Выбор темы и постановка проблемы научного исследования

    2. Ознакомление с проблемой по литературным источникам:

    - усвоение языка исследования

    - работа над литературными источниками

    3. Составление первоначального плана научного исследования

    4. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования

    5. Сбор фактического материала

    6. Составление расширенного плана работы.

    7. Литературное оформление научной работы

    8. Оценка практической и теоретической эффективности проведенного исследования
    1. Выбор темы и постановка проблемы научного исследования

    В самостоятельном выборе темы могут помочь следующие приемы:

    1. просмотр аналитических обзоров достижений науки, написанных ведущими специалистами (как правило, такие обзоры завершаются пе­речнем нерешенных или спорных научных проблем и перспектив развития отрасли науки);

    2. выбор темы по принципу повторения проведенных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов, т.е. посредством углубления и уточнения имеющихся научных данных и их проверки;

    3. ознакомление со специальной литературой, с новейшими исследованиями, особенно в пограничных областях, поиск темы на «стыке» наук или отраслей науки;

    4. теоретическое (философское) обобщение исследований, теорий, результатов, критико-аналитических и описательных материалов. Темы такого рода, как правило, «тянут» на докторскую диссертацию, представляя собой научное исследование высокого порядка. Но если студент, обладающий философским складом ума, выбирает такую тему для дип­ломной или даже курсовой работы, то это его право и кафедра должна утвердить эту тему в порядке исключения при достаточном ее обосновании студентом. Кто знает, может, из студенческой курсовой работы вы­
      растет докторская диссертация?

    5. экспериментальная проверка гипотез, выдвинутых, но не проверен­ных учеными;

    6) консультации с ведущими деятелями науки для выявления мало­изученных проблем или их аспектов, имеющих актуальное значение для теории и практики.

    Выбранная тема должна отвечать требованиям актуальности и новизны.

    Актуальностьтемы обосновывается студентом с опорой на общест­венную практику, на нужды людей, сталкивающихся с проблемами, реше­ния которых нет в литературе. Актуальной является такая тема, которая ставит целью поиск ответа на вопрос, продиктованный требованиями прак­тической деятельности людей, сталкивающихся либо с отсутствием гото­вого ответа в соответствующей литературе, либо с наличием разных точек зрения на проблему.

    Новизна собственного подходаустанавливается студентом, а затем и обосновывается в процессе и результате всестороннего библиографичес­кого поиска. Определение новизны связано с постановкой основной про­блемы исследования, определением места выбранной темы в решении научной проблемы, и в более широкой научной области (научном на­правлении).

    Тема научного исследованияэто определение изучаемого явления, охватывающее определенную область (аспект) научной проблемы. Тема формулируется обычно в терминах предмета исследования.

    Научная проблема – это требующий решения основной вопрос, воз­никающий, когда имеющихся знаний недостаточно для решения какой-либо научной загадки и неизвестен способ добывания недостающих зна­ний. Научная проблема может состоять из ряда тем (аспектов проблемы) или формулироваться в одну самостоятельную тему исследования (как правило, это темы докторских диссертаций). Научная проблема может быть глобальной, требующей окончательного решения на высоком философском уровне обобщения, что не исключает проведения частнонаучных исследований.

    Научное направление – определенный методологический, общена­учный и частнонаучный подход к решению научных проблем, пред­ставляющий определенное видение предмета науки и методов его изу­чения («научная школа»).

    Выбор темы и постановка проблемы завершаются написанием текс­та, фиксирующего проделанную на этом этапе работу и содержащего:

    1. Формулировку темы исследования.

    2. Характеристику места данной темы в более широкой области – научном направлении, научной проблеме.

    3. Постановку проблемы, которую собирается решать исследователь.

    4. Перечень вопросов, на которые предполагается получить ответ в исследовании.




    1. Ознакомление с проблемой по литературным источникам

    Если говорить о качественной оценке научной проблемы, то критери­ем здесь должна выступать жизнь, практика людей. Научная проблема тог­да имеет высокую оценку, когда ее решение помогает людям лучше жить, производительнее и интереснее работать и т.д. Это значит, что научные проблемы, являющиеся актуальными и значимыми, обнаруживаются ис­ключительно в практике, в частности психолого-педагогические пробле­мы – в практике воспитания и обучения детей. Сами практические работ­ники могут находиться в плену стойких стереотипов и традиций и не за­мечать этих проблем. Поэтому часто бывает необходимым взгляд на практику «со стороны». Но и по-настоящему заинтересованный взгляд «со стороны» не даст результатов, если восприятие наблюдателя не будет подготовлено предварительной работой.

    Усвоение языка исследования

    На основе сформулированной темы и определения проблемы ис­следования, а также перечня исследовательских вопросов, на кото­рые необходимо получить ответы в ходе исследования, появляется воз­можность и. возникает необходимость составления первого варианта понятийного словаря исследованиям.

    Прежде чем приступать к чтению научной литературы, необходимо составить словарь основных поня­тий, чтобы избежать разночтений.

    Сначала все понятия выписываются на специальные карточки (луч­ше использовать для этого карточки из плотной бумаги размером в половину стандартного листа). Затем начинается поиск определений (толкований), для чего исследователь просматривает:

    а) энциклопедий: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (философский энциклопедический словарь, педагогическая энциклопедия и т.д.);

    б) толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и спе­циальные (философский, психологический, педагогический, дефекто­логический и др.);

    в) оглавления и предметные указатели основных учебников и мо­нографий по теме (проблеме) исследования.

    Найденные в разных источниках определения лучше выписать на отдельные карточки, что позволит их сравнивать, обобщать, класси­фицировать, анализировать и др. Результаты этой обработки можно упорядочить в виде следующих записей:

    1. Описание основных понятий и логических связей между ними. Это описание задает понятийный аппарат будущего исследования.

    2. Анализ, сравнение, сопоставление различных толкований одного и того же понятия.

    3. Классификация выделенных понятий (терминов) по каким-либо параметрам.

    В результате исследователь должен прийти к выводу о том, какое тол­кование того или иного понятия будет принято за основу в собственном исследовании. Исследователь может прийти к необходимости формули­ровки своего собственного толкования (определения) какого-то поня­тия в силу того, что ни одно из существующих толкований не отражает, по его мнению, существа описываемой данным понятием реальности. В этом случае исследователь делает письменное толкование понятия и оговари­вает в комментариях к нему, почему это понятие определяется так в кон­тексте данного исследования.

    Составление понятийного словаря исследования помогает не только усвоить язык данной науки, но и осознать свои информационные потребности, очертить их рамки, так как в противном случае исследователю гро­зит попытка «объять необъятное» или, наоборот, упустить из круга ин­формационных потребностей какую-то литературу.
    Работа над литературными источниками

    Поиск литературы по теме исследования может осуществляться с ис­пользованием алфавитных, систематических и предметных каталогов библиотек, еженедельника «Книжные летописи», сборников «Книжное обо­зрение», «Новые исследования» (в педагогике, в психологии и т.д.), «Лето­пись журнальных статей», тематических планов издательств.

    Если название книги отражает избранною тему, то следует выписать на специальную карточку выходные данные: фамилия и инициалы авто­ра, название книги или статьи, место издания, издательство и год изда­ния. Для статьи указывают название журнала или сборника, год и номер (для журнала) издания и страницы, на которых помещена статья.

    Особо подчеркну необходимость использования для составления спис­ка литературы (библиографии) карточек. Лучше всего использовать спе­циальные каталожные карточки (из плотной бумаги одинакового разме­ра), что создает удобства и экономит время в работе с литературой. Когда исследователь приступает к литературному оформлению своей научной работы, то возникает необходимость ссылаться на источники, поэтому список литературы должен быть оформлен прежде, чем начнется непос­редственная работа над текстом. Карточки позволяют сделать такой спи­сок очень быстро, без затрат времени и усилий. Достаточно сложить кар­точки с выходными данными литературных источников, используемых в тексте, в алфавитном порядке и скрепить резинкой. Список литературы готов. Остается пронумеровать карточки, если ссылки делаются с указа­нием номера литературного источника без подстрочных сносок. Это удоб­ная форма ссылок на литературные источники. Переписывать список ли­тературы при такой форме ведения записей потребуется всего лишь один раз – в окончательном оформлении текста научной работы.

    Знакомство с литературным источником осуществляется в опреде­ленной последовательности:

    1. сначала знакомятся с названием;

    2. потом читают аннотацию;

    3. следующий шаг – знакомство с оглавлением книги;

    4. если книга снабжена научным аппаратом (предметный, именной указатель), то можно воспользоваться им для выборочного чтения;

    5. наконец, знакомство с текстом разделов и параграфов – чтение как сплошное, так и выборочное в зависимости от источника.

    Знакомство с аннотацией, оглавлением, предметным, именным указа­телем, беглое (ознакомительное) чтение следует сопровождать аналити­ческими записями:

    – аннотирование, критические замечания, отдельные выписки прямо
    на карточке после беглого чтения;

    – краткое конспектирование отдельных разделов книги после выборочного чтения;

    – подробный конспект отдельных разделов или всей работы, если она
    имеет прямое отношение к теме исследования.

    В зависимости от целей и задач конкретного научного исследования используют разные способы библиографических разысканий: хронологи­ческий, обратно-хронологический, сравнительно-хронологический.

    Хронологический способ применяется для выяснения того, как разви­валось изучение какого-либо явления, когда появились первые исследова­ния по теме, как они изменились со временем, что накоплено на сегод­няшний день, что осталось неизвестным и т.п.

    Обратно-хронологический– это способ, при котором исходят из но­вейших исследований, чтобы потом под этим углом зрения обратиться к более ранним публикациям.

    Сравнительно-хронологическийспособ дает возможность проследить развитие нескольких точек зрения, концепций, теорий, касающихся одного и того же явления.

    Еще одним источником информации о литературе по теме являет­ся прикнижная или пристатейная библиография или ссылки на книги и статьи, даваемые постранично. Этим источником не следует прене­брегать, ибо содержащиеся в нем материалы могут непосредственно относиться к теме исследования. Уже на этапе предварительного озна­комления с литературой следует обратиться к библиографии в книгах и статьях и пополнять из этого источника список литературы собствен­ного исследования.

    Изучение литературы.

    Беглое чтениепозволяет охватить большой объем литературных ис­точников. Оно требует определенных навыков (по технике скорочтения есть специальная литература). Как это ни парадоксально звучит, но беглое (быстрое) чтение имеет свои преимущества перед медленным чтением. При этом чтении внимание становится более сосредоточенным и изби­рательным, легче схватывается структура материала, основные положе­ния, генеральная идея, «красной нитью» проходящая через все исследова­ние. Поэтому даже после медленного чтения целесообразно беглое про­сматривание материала в целом.

    Сплошное чтениеприменяют при углубленном изучении материала. При этом, если книга собственная, хорошо делать пометки и подчеркивания на полях, что облегчает конспектирование. Если книга библиотечная, то пометки делают в рабочей тетради со ссылкой на конкретные страницы.

    Неполное или выборочное чтениеприменяют в случаях, когда глубоко­му изучению подвергаются отдельные разделы, параграфы, а также при повторном чтении.

    Смешанное чтение– использование всех видов чтения в определенной последовательности. Такая форма чтения используется при основатель­ном изучении какой-либо книги с неоднократным обращением к ней.

    Ведение записей. При всех способах чтения могут использоваться та­кие формы записей, как аннотация, план, выписки, конспектирование.

    В аннотации с предельной лаконичностью отмечают основное со­держание и значение книги или статьи, делают пометку о возможном использовании материала в своей работе. Это можно делать прямо на кар­точке с выходными данными источника.

    Планзаписывают тогда, когда достаточно зафиксировать лишь пере­чень вопросов, которые рассматриваются в книге или статье.

    Выпискимогут делаться в форме цитат, которые берутся в кавычки и снабжаются ссылками с обязательным указанием выходных данных и страниц. Можно делать выписки в форме сокращенной записи — отраже­ния существа материала, выраженного своими словами (ссылка на такую запись делается без указания страниц), и в форме смешанной записи — цитаты чередуются с пересказом существа материала своими словами.

    Тезисы– это перечень основных утверждений, идей, выводов, которые содержатся в книге. Запись может вестись как словами автора, так и своими.

    Конспектирование– это глубокий и тщательный письменный анализ литературного источника. Поэтому записи при конспектировании дела­ются после того, как весь текст просмотрен и сделаны пометки на полях или в рабочей тетради. В конспекте последовательно и связно излагаются не только основные положения, но и аргументация автора, ход его доказа­тельства.


    1. Составление первоначального плана научного исследования

    Строго говоря, первоначальный план научного исследования в об­щих чертах возникает в сознании исследователя при усвоении научного языка исследования. Уже на этом этапе мысленно очерчивается круг информационных потребностей, включающий в себя исследования по определенной научной проблематике. Мы уже на этом этапе письменно обозначаем перечень основных вопросов, на которые необходимо дать ответ в исследовании. Но только в процессе работы с литературой мож­но определить состояние разработанности того или иного вопроса, а следовательно — и количество материала и структуру работы.

    как правило, научная работа условно делится на две части: теорети­ческую и экспериментальную. В теоретической части делается обзор литературы по теме исследования. В экспериментальной части приво­дятся собственные исследования и полученные результаты с их ана­лизом, выводами. Однако в плане мы не пишем, что какая-то часть яв­ляется теоретической, а какаятто — экспериментальной. Простой план
    написать администратору сайта