Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 1 07.09.10 Микроэкономика

  • Предмет и методы экономической науки

  • Блага

  • Предпринимательская способность

  • Процесс воспроизводства B

  • Распределение

  • Лекция 2 14.09.10

  • Виды экономических отношений

  • Экономическая категория

  • Этапы и направления развития экономической мысли

  • Лекция 3 21.09.10

  • Элементы экономической системы

  • Лекции по экономике. Лекция 1 07. 09. 10


    НазваниеЛекция 1 07. 09. 10
    АнкорЛекции по экономике.pdf
    Дата06.08.2018
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекции по экономике.pdf
    ТипЛекция
    #21140
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Eldar Khalikov, 2010
    Введение в экономику
    Челнокова Ольга Юрьевна
    (5 семестр, экзамен (3 вопроса: 2 теор. + 1 практ.))
    1.
    Добрынин, Журавлева – Экономическая теория.
    2.
    Тарануха – Микроэкономика.
    3.
    Агапова, Серегина – Макроэкономика.
    4.
    Чапурина, Киселева – Курс экономической теории.
    5.
    Трубицина – Экономика.

    2
    Eldar Khalikov, 2010
    Ср едства про изв одства
    Предметы потребления
    A B C
    D
    E
    F
    Лекция 1
    07.09.10
    Микроэкономика – раздел экономической науки, который изучает поведение отдельных хозяйственных единиц (предприятия, фирмы), а также взаимодействия между ними.
    Предмет и методы экономической науки
    1.
    Экономические потребности и ресурсы. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема экономического выбора.
    2.
    Стадии общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен, потребление.
    3.
    Предмет экономической науки. Методы экономической теории. Экономические законы и категории.
    4.
    Основные этапы и направления развития экономической мысли.
    Необходимость удовлетворять потребности – свойство каждого отдельного человека. Человек постоянно испытывает нехватку чего-либо для поддержания своей жизнедеятельности. Появляется нужда или неудовлетворенность, которую он стремится устранить.
    Потребность - необходимость в благах и услугах, удовлетворяющих запросы людей.
    Именно необходимость удовлетворять свои потребности заставляет человека трудиться. По отношению к производству все потребности – побудительный мотив к производству или его естественная цель. С другой стороны, производство, создавая новые виды благ и услуг, порождает новые потребности.
    Самая распространенная классификация потребностей – по роли в воспроизводстве человека:
    1.
    Первичные (удовлетворяющие жизненно важные нужды людей).
    2.
    Вторичные (развивающиеся на основе первичных и являющиеся их производными).
    Различные виды потребностей взаимодействуют друг с другом, пока основные потребности не будут удовлетворены в достаточной мере. Между потребностями и степенью их удовлетворения существует взаимосвязь, которая выражается в законе возвышения потребностей: удовлетворение потребностей ведет к их большему возрастанию. Это происходит, так как появляется более высокий уровень потребностей и стремление к их еще большему удовлетворению. Существуют определенные средства для удовлетворения потребностей – блага.
    Блага – некоторые вещи, которые соответствуют устремлениям человека и его целям. При создании материальных благ используются ресурсы.
    Ресурсы – запасы или источники производства, которые могут вовлекаться из внешней по отношению к экономической среде либо созданы внутри экономической системы. Внешние – природные, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные. Внутренние
    – средства производства.
    Предпринимательская способность как ресурс – способность человека определенным образом сочетать имеющиеся в экономике ресурсы для производства благ, принимая при этом нестандартные решения и рискуя.
    С развитием общества происходит изменение значения и роли ресурсов. Главной особенностью всех производственных ресурсов является то, что они имеются в экономике в ограниченном количестве или являются редкими. Ограниченность природных ресурсов преодолевается на основе проблемы экономического выбора: наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы для максимизации удовлетворения потребностей. При решении этой проблемы каждый хозяйственный субъект (государство, фирма, домашнее хозяйство) решает 3 основных задачи:
    1.
    «Что производить?» Принимается решение о том, какие именно блага, в каком количестве и какого качества должны быть созданы.
    2.
    «Как производить?» Принимается решение о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций будут производиться те или иные блага.
    3.
    «Для кого производить?» Принимается решение о том, как будут распределяться производственные блага, в каком количестве и кому они достанутся.
    Проблема экономического выбора может быть проиллюстрирована с помощью кривой производственных возможностей.
    Осуществление выбора предполагает наличие альтернативности как возможности выбирать между видами ресурсов. Выбирая один из вариантов, мы фактически отказываемся от других. Поэтому выбор всегда связан с определенными жертвами – альтернативными издержками.
    Альтернативные издержки – оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможностей использования данного ресурса.
    Пусть экономика состоит из 2 подразделений: 1. выпуск средств производства, 2. производство предметов потребления. В каждый конкретный момент времени экономика может осуществлять только определенное количество средств производства и предметов потребления, то есть экономика имеет границу производственных возможностей. Эта граница показывает максимально достижимые объемы выпуска благ при условии, что используются все имеющиеся в экономике ресурсы и используемые технологии неизменны.
    Для того, чтобы увеличить производство одного блага, необходимо сократить производство другого. Особенность кривой, связанная с ее формой, заключается в том, что чтобы увеличить производство одного блага, необходимо больше сократить производство другого.
    Процесс воспроизводства
    B – непрерывно повторяющийся процесс производства – представляет собой взаимосвязь 4 основных фаз: производство, распределение, обмен, потребление.
    Производство – создание благ и услуг. В основе производства лежит трудовая деятельность человека. Сам процесс труда включает
    3 основных элемента: труд, предметы труда, средства труда. Труд – сознательная целесообразная деятельность человека, направленная на производство благ для удовлетворения потребностей. Предметы труда – то, на что человек воздействует в процессе труда. Средства труда – то, чем человек воздействует на предметы труда. Все предметы труда образованы средствами труда. Предмет труда + средства труда = производительные силы.
    Все ресурсы, вовлеченные в производственный процесс, называются факторами производства: земля, труд, капитал, информация, предпринимательская способность. Важнейшей характеристикой производства является его эффективность – соотношение между затратами и результатами.
    Потребление как конечная фаза по отношению к фазе производства играет роль конечного пункта. По целям делится на личное
    (удовлетворение нужд людей за пределами производства) и производственное (совершается в самом производстве, когда применяются факторы производства и создается новый продукт или услуга). Производственные блага вступают в фазу потребления через 2 другие фазы
    – распределение и обмен.
    Распределение – определение доли производящегося продукта всем участникам экономической деятельности. Распределяться могут как продукты, так и факторы производства.
    В ходе фазы обмена произведенные продукты поступают всем хозяйственным единицам.
    Все фазы существуют только во взаимодействии.

    3
    Eldar Khalikov, 2010
    Лекция 2
    14.09.10
    Производственная возможность – совокупность производительных сил и человеческого фактора. Производительные силы: 1. первичные (ресурсы, средства производства, труд), 2. вторичные (развиваются на основе первичных – формы организации производства, конкуренция, предпринимательство, результаты развития науки, культуры, образования). Общественный фактор производительных сил – экономические отношения – определенные связи и отношения, в которых люди участвуют в процессе общественного воспроизводства.
    Виды экономических отношений: социально-экономические (отношения собственности), организационно-экономические
    (выделяются с точки зрения организации производства, проявляются в разнообразных формах – разделение труда, интеграция, кооперация, централизация и т. д.), технико-экономические (по поводу организации производственного процесса).
    Предмет и методы экономической науки
    Объект изучения – экономическая деятельность людей, которая направлена на производство благ в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. Предмет изучения – проблема экономического выбора, изучение с целью эффективного использования обществом ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей.
    Данная наука применяет широкий комплекс методов – анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, научный эксперимент.
    Существует 2 подхода к изучению экономических явлений и процессов: нормативный и позитивный.
    Позитивный подход дает научное объяснение объективной реальности, то есть отражает экономику такой, какая она есть на самом деле. В позитивной экономике существуют утверждения следующего типа: «Введение квот на нефть привело к повышению цен на внутреннем рынке». Утверждение описывает результат работы какой-то программы без оценки соответствия работы намеченным целям.
    Отсутствует суждение по поводу желательности или нежелательности результата.
    Нормативный подход отвечает на вопрос, как необходимо действовать, чтобы достичь желаемого результата. «Если государство стремится к ограничению импорта нефти с наименьшими издержками для себя и потребителя, то в таком случае предпочтительны тарифы, а не квоты». Нормативная экономика оценивает, насколько успешно осуществляются программы, может быть связана с выработкой новой стратегии.
    Экономическая категория – понятие, которое теоретически обобщает свойства и черты отдельных экономических процессов и явлений (рента, зарплата и т. п.)
    Экономические законы выражают существующие устойчивые связи в экономических процессах (закон распределения труда).
    Между экономическими законами и законами природы существуют общие черты и различия:
    1.
    сходства: экономические законы и законы природы являются объективными и не зависят от воли и сознания человека;
    2.
    различия: экономические законы проявляются через сознательную деятельность человека и затрагивают интересы этого человека; экономические законы являются недолговечными, они изменчивы, действуют на протяжении какого-либо периода времени, затем уступают место новым;
    3.
    исключение – закон разделения труда.
    Этапы и направления развития экономической мысли
    Развитие экономической науки проходило в несколько этапов:
    1.
    Зарождение экономической мысли (Ксенофонт, Аристотель, Платон, Фома Аквинский).
    2.
    Становление экономической теории как науки. 1-е направление – меркантилизм - обосновывает необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность (Антуан де Монкретьен, Томас Мэн, Антонио Серра), 2-е направление – физиократизм – «власть природы» (Франсуа Кенэ), 3-е направление – классическая политическая экономика – пропаганда экономического либерализма (Адам Смит).
    3.
    Формирование основных направлений экономической теории в XIX-XX вв.: 1. марксизм (Карл Маркс, Фридрих Энгельс), 2. неоклассическое, 3. кейнсианство (Джон Мейнард Кейнс), 4. институционализм (Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл).
    Рассмотрим подробно каждый этап.
    1.
    Время существования древних цивилизаций (до эпохи раннего средневековья). Основы экономических знаний о правилах ведения натурального хозяйства, о зарождении товарных отношений были закрыты в устных и письменных источниках того времени.
    Постепенно происходит накопление опыта. Сочинение «Экономикос» (Ксенофонт) раскрывало правила владения рабовладельческого натурального хозяйства. Именно Ксенофонт дает оценку деньгам как выражение богатства, физический и умственный труд – разные вещи, обращает внимания на взаимосвязь между разделением труда и рынка. Аристотель вплотную подошел к различию между натуральным и товарным хозяйством, а также свойствами товара, выделил 2 фазы богатства: экономия и хрематистика – искусство делать деньги. Основа экономии – производственный труд землевладельцев и ремесленников. Основа хрематистики – сфера обращения.
    2.
    В XVI в. в Западной Европе начал формироваться 2-й этап развития экономики.
    1.
    Меркантилизм. Признаки: 1. источник богатства выводился из сферы обращения, само богатство отождествлялось с деньгами, 2. накопление денежного богатства связывалось с помощью государства. Ранний меркантилизм – идея денежного баланса, которая была направлена на увеличение денежного богатства страны за счет запрета вывоза денег за границу. Поздний меркантилизм – идея активного торгового баланса (много продавать, мало покупать). В XVI веке началось активное развитие капиталистической мануфактуры, что повлияло на становление сферы производства главной сферой создания богатства.
    2.
    Физиократы. Основные статьи и труды Кенэ были посвящены сельскому хозяйству. Основная заслуга – перенос центра анализа хозяйственной жизни из сферы обращения в сферу производства. Производство было представлено исключением сельского хозяйства. Источник богатства – продукция земледелия.
    3.
    Классическая политическая экономия (2-я половина XVII – начало XIX вв.). «Исследование о природе и причинах богатства народов» (Смит). Основой учения Смита был принцип свободной конкуренции: только при свободном передвижении капитала, товаров, денег, людей ресурсы общества могут использоваться оптимально. Основные элементы свободной конкуренции: свободное движение рабочей силы, свободная торговля землей, отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли, свобода внешней торговли. Дэвид Рикардо пытался дать объяснение таким противоположностям, как ранта и прибыль, прибыль и зарплата, он также обратил внимание на противоречивость капитализма, говорил о необходимости для экономики анализа в соответствии с социальными процессами. Основные идеи классической политической экономии:
    1.
    Объект изучения – общественное производство. Именно здесь, по выражению Смита, находится «источник богатства народов».
    2.
    Труд – основа и мера ценности всех товаров. Создается трудовая теория стоимости.
    3.
    Утверждается идея объективности экономических законов. Сформулировано правило свободной конкуренции (Смит назвал его «невидимой рукой»).
    4.
    Главная экономическая проблема – накопление капитала, которая рассматривалась с позиции общественного производства.
    3.
    Формирование основных направлений экономической теории в XIX – XX вв.
    1.
    Марксизм. В «Капитале» К. Маркс дает многим экономическим процессам собственную интерпретацию. Содержание экономики он рассматривает через развитие отношений собственности. Именно Маркс открывает двойственный характер труда, он создает

    4
    Eldar Khalikov, 2010 учение о прибавочной стоимости. Маркс делает выводы о неизбежности социальных конфликтов, о неопределенности экономических кризисов, формулирует между трудом и капиталом.
    2.
    Неоклассическое направление (70-е гг. XIX в. – 30-е гг. XX в.). Неоклассики достаточно глубоко разрабатывали микроэкономический раздел экономической науки (положения о равнозначности спроса и предложения, рыночное равновесие, понятие эластичности, процесс формирования цен на основные факторы производства). Неоклассическое направление включает ряд школ и теорий, была сформулирована теория предельной полезности (австрийская школа).
    Лозаннская математическая школа (В. Парето) придавала большое значение математике как методу изучения экономических процессов. Все ответвления неоклассического направления объединял принцип невмешательства государства в экономику. Однако кризис в США 1929-1933 гг., а также экономические потрясения в Западной Европе поставили под сомнение эффективность данного принципа. Как следствие развивается новая теория – теория регулирования экономики (Кейнс). Новаторство экономического учения
    Кейнса проявилось в его предпочтении макроэкономического анализа всех экономических процессов. Кейнс стал основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической науки. Он основал концепцию о так называемом эффективном спросе – спросе, который потенциально возможен и стимулируется государством. Кейнс обосновал необходимость косвенного государственного регулирования.
    4.
    Институционализм. Объект изучения – институты (государство, корпорации, налоги, правовые нормы). Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, именно это давление заставляет потребителей принимать неразумные решения. Благодаря Веблену вводится понятие «престижное (показное) потребление». Эффект Веблена – товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение этими товарами отличает человека от других людей. Веблен делает вывод: рыночная экономика характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство и завистливое сравнение. Со 2-й половины XX в. развивается неинституционализм. Рональд Коуз исследовал трансакционные издержки, то есть те издержки, которые предприятие должно нести, когда оно заключает различные контракты и сделки.
    Лекция 3
    21.09.10
    1.
    Понятие экономической системы. Классификации.
    2.
    Смешанная экономика, ее модели.
    3.
    Товарное и натуральное хозяйства.
    4.
    Товар и его свойства.
    5.
    Происхождение и функции денег.
    6.
    Собственность и ее формы.
    Экономическая система - особым образом организованная система связей между производителями и потребителями экономических благ и услуг.
    Каждая экономическая система отражает практику хозяйствования данного народа в конкретных условиях. Любая экономическая система обладает двумя свойствами:
    1.
    является открытой (способна обмениваться веществом и энергией с внешней по отношению к экономике средой),
    2.
    является замкнутой (ориентирована на воспроизводство конкретного типа цивилизации).
    Возможности использования модели, выработанной в рамках одной экономической системы, ограничены для использования в рамках другой (ограничители – нравственные устои, государственные ценности, традиции данного общества).
    Элементы экономической системы
    1.
    Производительные силы (совокупность средств производства и людей).
    2.
    Экономические отношения.
    3.
    Ресурсы.
    4.
    Общественное разделение труда.
    5.
    Процесс труда и его основные моменты.
    6.
    Производственные возможности (выбор из ограниченных ресурсов).
    7.
    Результат экономической системы (продукты и услуги).
    8.
    Эффективность (соотношение между затратами и результатами).
      1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта