Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Лекции по социологии_БГУ. Лекция 1 Введение в дисциплину Социология


Скачать 307.51 Kb.
НазваниеЛекция 1 Введение в дисциплину Социология
АнкорЛекции по социологии_БГУ.docx
Дата27.04.2017
Размер307.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции по социологии_БГУ.docx
ТипЛекция
#257
страница1 из 14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Лекция 1
Введение в дисциплину «Социология». История становления и развития социологии.

В научный обиход понятие «социология» было введено в 1839 г. Огюстом Контом. Он сделал это с целью «иметь возможность обозначить одним словом ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям».

К этому времени в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоретических изменений, которые и способствовали появлению социологического знания.

Почему возникла социология?

К середине XIX в. потребности общественного, научного, цивилизационного, человеческого и т.д. развития требовали новых подходов к объяснению окружающего мира. Ведь шел процесс становления и укрепления прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного раба, гражданского общества вместо нормативного порядка феодального устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. И в ответ на эти потребности возникает социология.

Предпосылки возникновения социологии как науки можно условно разделить на две группы:

  1. Исторические предпосылки:

Что же и когда произошло с обществом, что заставило людей усомниться в незыблемости их бытия, пробудило поиски принципиально новых факторов общественного развития, новых интерпретаций поведения человека, которые в итоге привели к зарождению и становлению социологии как самостоятельной науки?

  • Великая Французская революция 1789 г. Революция, провозгласив идеалы всеобщей свободы и равенства, братства и счастья, устранила от власти помещиков-феодалов. Вместе с тем она разрушила средневековое сословно-монархическое устройство, социально значимые формы поведения, закрепленные в традициях. Непредвиденными последствиями тому стало утверждение не виданных ранее морально-этических норм – на смену ценностям Царства Божия приходили ценности благосостояния, жажды власти и славы, комфорта и удовольствий. В этих условиях поведение масс людей как богатых, так и бедных стало направляться страстями и вожделениями. В беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы, распространяются деструктивные действия и хаос. Французская революция изначально подпитывалась теоретиками Просвещения их верой в силу человеческого разума, который-де способен устроить жизнь всех людей ко всеобщему благополучию. Эти радужные иллюзии сменяются как скепсисом, так и осознанием необходимости новых подходов к анализу общества.

  • Промышленная революция. Индустриальная революция основывалась на передовых достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Но не только это. Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший все сферы общественной жизни. Его характерными особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация, невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, которые становятся повседневными. Строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные миграционные потоки. Множество крестьян покидали свои земельные наделы и отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферу сельскохозяйственной деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения. Возникает и быстро растет слой управленческой бюрократии, а с ним и рационализируются капиталистические производственные отношения. Но ещё в течение длительного периода времени это приводило к благополучию лишь небольшого числа собственников, в то время как подавляющее большинство людей подвергалось нещадной эксплуатации.

  • Радикальные изменения в ментальности. Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что ими создаваемая новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственным целям через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых- естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес метафизики и по образу и подобию естественных наук. Мировосприятие, прежде всего у ученых становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию право на религиозное и политическое несогласие.

Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.


  1. Научно-теоретические предпосылки:

  • Естествознание перестает быть собирательной наукой. Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества, что непосредственно сказалось на философии того времени, сделавшей громадный шаг в осмыслении мира, общества и науки.

  • Развитие философских попыток объяснения общественного устройства. Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.

  • Формирование идеи общества;

  • Формирование идеи социального закона (закона прогресса).

Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции. В середине XVIII в. начала зреть рационалистическая теория прогресса. В основе этого прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, техники, искусства.

Три основных закона социального развития:

1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер.

2) в его основе лежит рост знания, прежде всего, научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности.

3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса.

  • Формирование идеи метода.

В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам "учености" в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание "естественной" науки. "Естественное" при этом понималось как рациональное, основанное на разуме. Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: антителеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конструированию объекта, тесная связь научной и практической методологии). Это был прообраз будущей социологии.

Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука – социология.
Что представляет собой социология как наука?

Термин «социология»производное от двух слов: латинского слова «socio» — «общество» и греческого «1оgоs» — «слово», «понятие», «учение». Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Впервые термин «социология» был предложен французским исследователем-позитивистом Огюстом Контом (18 в.), в попытке построить общественную науку по аналогии с естественными, в работе «Курс позитивной философии» (6-томное издание, 5 и 6 том которого как раз и были посвящены новой науке об обществе - социологии).

Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д.
Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить область социологического исследования, определить её объект и предмет.
В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки - это конкретная область изучаемой реальности, позволяющая исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Объектом социологии является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное?

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.

Социология изучает поведение человека, определяемое культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами.

Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных перемен, отклоняющегося поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует различия, которые существуют между социальными классами, политическими и профессиональными группами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличностными различиями, хотя иногда должна рассматривать и их.

Предмет же социологии сложно определить столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия.

Итак, социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

03_clip_image002
Место социологии в системе общественных наук

Общая схема наук
03_clip_image010
До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.

Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право, биология и т.д.). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существование социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.

Социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве - политические события и закономерности, психология - психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.
Социология и история

Если история концентрирует внимание на изучении уникальных социальных явлений, неповторимых во времени и пространстве (например, США уникальная страна по национальному составу, христианство - уникальная религия, 30-летняя война отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений - для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д.
Социология и социальная антропология

Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии.

Предмет социальной антропологии - ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. Однако предмет социологии шире, чем у социальной антропологии.
Социология и экономика

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется, прежде всего, социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией.
Социология и политология

Политология изучает политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений. Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.
Социология и социальная философия

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметом социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности – методов эмпирической (опытной) науки, с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.
Социология и социальная психология

Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я », сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия— «Мы».
Пример взаимодействия социологии и психологии
03_clip_image004

Структура социологии

Прежде всего, социологию можно разделить на 2 уровня:

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

Такие важнейшие сферы человеческого бытия, как брак, семейная жизнь, работа, учеба, детские игры, проведение свободного времени, массовая информация, социальное обслуживание или дома для престарелых, окрашены социальными отношениями и относятся, таким образом, к существенным объектам исследования социологии. Если при исследовании данных объектов внимание обращается лишь на немногие единицы, например, на один дом для престарелых, один трудовой коллектив или проведение свободного времени молодежи в какой-то определенной местности, то тогда речь идет о микросоциологическом исследовании. Макросоциология, в свою очередь, рассматривает более широкие связи, как, например, различные скопления или социальные образования, коллективы. Типичное макросоциологическое исследование рассматривает общества, государства и нации, т. е. большие совокупности и их взаимоотношения.
03_clip_image006

Макросоциология изучает среди прочего союзы, организации, партии, шкалу профессий, церковь, общественные классы, социальные слои и меньшинства как относительно постоянные социальные системы. Говоря обобщенно, объектами макросоциологии являются структура и закономерности возникновения, развития, изменения и взаимодействия больших образований или социальных процессов (Hartfiel, 1976).

Зато в микросоциологии уделяется особое внимание интересам, мотивам, отношениям, ожиданиям, чувствам и взаимодействиям в малых единицах в том случае, если они представляют собой социальную группу.
Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития, ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления.

Эмпирические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.).

Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.

По аналогии можно добавить следующее.

Есть фундаментальные науки: физика, математика, химия,

а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их часто называют инженерными науками.

Точно так же в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование в практике, к чему применимо название социальная инженерия.

Промежуточное место между теоретическим и прикладным знанием занимают специальные социологические теории - выполняют промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами и широкими теоретическими конструкциями.
В современной социологии выделяется несколько групп специальных социологических теорий.

Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта, отклоняющегося поведения, социология подарка, гендерная социология и т. п.).

Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук (социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п.).

В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними (социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п.).

В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов (социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта