Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Лекции_МГН_2013. Лекция 15. Основные теоретикометодологические понятия географических наук План лекции. Наука, ее цель и основные функции


Скачать 2.36 Mb.
НазваниеЛекция 15. Основные теоретикометодологические понятия географических наук План лекции. Наука, ее цель и основные функции
АнкорЛекции_МГН_2013.doc
Дата28.04.2017
Размер2.36 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции_МГН_2013.doc
ТипЛекция
#460
страница1 из 19
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



МЕТОДОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
(МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ)


Лекция 15. Основные теоретико-методологические понятия географических наук

План лекции.

1. Наука, ее цель и основные функции.

2. Особенности методологии географических наук.

3. Методологические проблемы географических наук.

4. Научная проблема и ее место в системе географического знания.

5. Базовые методологические понятия географических наук.

6. Методы, методика, программа и типы научных исследований.
1. Наука, ее цель и основные функции.

О таком многофункциональном явлении как наука, говорят, что это, во-первых, отрасль культуры; во-вторых, способ познания мира; в-третьих, специальный институт: учебные заведения, научные общества, академии, лаборатории, журналы и т. п. Наиболее развернутые определения понятия наука даны в философских работах.

Наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки - изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей. В то же время наука является одной из форм общественного сознания. В широком смысле слова - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой исторически сложившуюся и непрерывно развивающуюся на основе практики систему знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития.

Таким образом, в настоящее время сложилось двойственное понимание термина наука. В одном значении это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний, а в другом - система идей и знаний, используемых человечеством. Из этого следует, что любая наука может рассматриваться как относительно самостоятельная дисциплина с собственным объектом и предметом исследования. Как система идей и знаний данная наука может использоваться в других отраслях знания в качестве метода для достижения собственных целей. Например, палеогеография, с одной стороны, - научная дисциплина, а с другой - один из исторических подходов (методов) в науках о Земле.

Знание - это основа формирования любой науки, в том числе и географии. Знание - это объективное отражение действительности, а наука, кроме знания, включает еще организацию добычи этого знания и его практическое использование. Превращение знания в науку происходит, когда достигается определенный уровень его развития и выполняются четыре основных требования:

  • самостоятельность предмета изучения;

  • относительное своеобразие основного метода исследования;

  • наличие специфического понятийного аппарата, свойственного этой науке, т. е. наличие теоретической основы;

  • выполнение конкретных социально-политических, хозяйственных, культурно-просветительских функций.


2. Особенности методологии географических наук.

Рассматривая теоретико-методологические основы и проблемы географической науки, мы понимаем под теорией науки совокупность знаний об объективном мире, систему идей, которая отражает реальную действительность, раскрывает ту или иную ее сторону.

Под методологией науки понимается система основных положений, раскрывающих принципы построения, формы и способы познавательной деятельности науки. Методология обычно рассматривается как учение о формах и способах научного познания, своеобразный базис (ядро) науки. Она определяет сущность теоретических работ, роль методов и практическую направленность науки.

Поскольку теория и методология неразрывно связаны друг с другом, можно говорить о теоретико-методологических основах и проблемах науки. Очень большое значение имеет изучение теоретико-методологических проблем, «пронизывающих» весь процесс развития науки. Это объект и предмет географии; взаимодействие природного и человеческого элементов; соотношение пространственного и исторического подходов; целостность географической науки, протекающие в ней процессы дифференциации и интеграции; положение географии в системе наук, ее структура как система естественных и общественных наук; роль в решении глобальных проблем человечества, новых актуальных задач, сопряженных с исследованием фундаментальных проблем территориальной организации общества, взаимодействия человека и природы.

В качестве резюме можно записать: метод как способ добывания нового знания - это все то, что находится между субъектом и объектом, включая приборы, приемы и теории. Методология, как отрасль научного знания, рассматривает не только предметный мир, используемый для добычи нового знания, но и приемы, и предшествующие теории, и способы их выражения - языки. Следовательно, методология оказывается всеобщей наукой о знании, которая охватывает его со всех сторон: объекта, отражения и выражения. В системе уровней познания место методологии можно изобразить в схеме: эмпирический - теоретический - методологический - философский. На первом уровне исследуется объект; на втором - формируются понятия, законы и теории об объекте; на третьем - рассматривается само знание на основе диалектики субъект-объектных отношений; на четвертом - создается специально-научная картина мира, а также устанавливается место данной науки в системе мыслительной деятельности и ее значение в обществе.

Эмпирическое тесно связано с предметным миром. Оно является материалом знания, а не его итогом. Теоретическое знание, опираясь на эмпирическое, описывая объект в конкретно-общих категориях науки, объясняет предметный мир, на изучение которого и направлена данная наука. Объяснение, в свою очередь, является научной основой его преобразования.

В процедурном отношении эмпирический уровень знания состоит из наблюдения и описания фактов, а также из систематизации их и вывода эмпирических зависимостей. Теоретический уровень в процедурном отношении также состоит из нескольких подуровней: систематизации эмпирических зависимостей, из чего уже выводятся законы; формализации эмпирических законов, которая имеет дело практически уже с идеальными сущностями, оторванными от фактуального базиса; дедукции из законов новых гипотез, а в науках с развитым математическим и логическим аппаратом - и новых дедуктивных законов.

Различие между эмпирическим и теоретическим заключается и в объектах исследования. Эмпирическое исследование в естественных науках имеет дело с предметным миром, который дан в ощущениях, т. е. воспринимается органами чувств. Теоретическое исследование связано с идеальными образами реального мира, однако же, выраженными в знаках. Теоретические объекты абстрактны в своей оторванности от предметного мира, но отражают этот мир глубже и, следовательно, более близки к творческой преобразующей практике человека.

Методология географии - учение о принципах построения, формах и способах научного познания, ставящего своей целью установление закономерностей пространственно-временного развития природы, населения и хозяйства (природных и социально-экономических геосистем), рассматривает особенности применения в географических исследованиях общенаучных методов.

Важнейшей задачей современной географии является сведение общих оснований воедино, в целостную теоретическую конструкцию. Вместе с тем, активные поиски логической базы, выявление аксиом, способствуя ускорению движения науки, сегодня еще не дают возможности полагать, что теория географии может быть построена лишь дедуктивным путем, т. е. без опоры на широкий ряд эмпирических обобщений.
3. Методологические проблемы географических наук.

Методологические проблемы имеют отношение к объекту исследования, к отражению объекта и к выражению отражения. Эти три группы вопросов составляют всю проблематику всякой науки. Следовательно, под методологическими проблемами науки нужно понимать исследование знания, со стороны объекта, теории и языка, для формулирования вопросов, направленных на получение нового знания, пригодного для практического использования.

Объект - то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания (внешний мир, действительность) и является предметом познания, практического действия.

Объект существует вне всякого познания, сам по себе. Вся наука есть отражение объективной реальности познающим субъектом. Объективная реальность воспроизводится творчески, в зависимости от уровня развития субъекта как индивидуума и развития субъекта вообще - науки, общества, т. е. в знании мы имеем не что иное, как субъективный образ объективной реальности. По мере развития знания субъективный образ проходит этапы чувственного образа, мысленного образа и творческого образа. Понятно, что в процессе познания могут появляться и ложные образы. Причины появления ложных образов разнообразны: недостаточное развитие науки как субъекта, предвзятое мнение исследователя, находящегося под давлением устаревших канонов своей науки или неправильных методологических и мировоззренческих установок и т. д. Наличие ложных образов свидетельствует о несовпадении объекта и отражения. Но к познанию относятся только познавательные образы, верно отражающие объективную реальность.

Отражение - всеобщее свойство материи, состоящее в том, что взаимодействующие друг с другом тела посредством внутренних изменений своих свойств и состояний воспроизводят некоторые особенности, свойства и состояние воздействующих на них других материальных тел.

Познавательные образы оформляются в мышлении в виде научных понятий, относительно верно отражающих объект. При этом субъект воспринимает предмет сообразно своей специфике и подготовленности. Так, обычный проезжий, увидев участок долины реки, воскликнет: «Какой прелестный уголок природы!». А геоморфолог при описании этого же места будет оперировать понятиями поймы, террас, склонов, высот, площадей и т. д., ландшафтовед дополнит это описание понятиями о почвенно-растительных комплексах, фациях, урочищах и т. д.

Система знаков, используемых для выражения содержания знания, называется языком науки. Знание тогда становится знанием, когда входит в коммуникационную систему, т. е. когда получает возможность быть переданным другому лицу. В форме идеального может существовать только отражение, а знание - это материализованное идеальное. Материализация идеального происходит в знаках, каковыми выступают звук, письмо и материальные модели. Знак представляет собой материальное явление, которое замещает другой предмет, имеющий место в объективной реальности. Мы, например, имеем реальное разнообразие природы, и у нас возникает идея районирования и идея регионов. Эту идею мы высказываем в форме связных предложений устно или письменно, а также фиксируем на карте, т. е. даем концептуальную или предметную модель реального разнообразия природы. Но эти модели, конечно, не абсолютно совпадают с природой. Они - «заместители» предметов и явлений природы. Знак, следовательно, не представляет собой прямого переноса источника знания, это всего лишь его модель - упрощенная, уменьшенная или увеличенная, в целом выраженная средствами, выработанными в ходе мыслительной деятельности человека. Язык придает индивидуальному отражению мира общественный характер.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что для изложения географического знания мы будем исходить из двух основных посылок:

  • наука как феномен мыслительной деятельности имеет четыре уровня исследования: эмпирический, теоретический, методологический и философский;

  • методология как наука о знании имеет три составные части: а) учение об объекте, которое единственно оправдывает существование любой науки; б) учение об отражении, которое является собственной, внутренней жизнью знания; в) учение о выражении, которое представляет собой общественную жизнь научного знания, являясь учением о коммуникациях науки.


4. Научная проблема и ее место в системе географического знания.

Проблемы, связанные с еще не познанным содержанием объектов, являются характерным элементом любой науки. Для простоты проблема обычно формулируется в виде вопроса. Но это отнюдь не является основанием для отождествления проблемы и вопроса. Понятие вопроса много шире понятия проблемы, так как вопрос может носить информационный характер, т. е. может быть направлен на получение уже известного знания: куда впадает Днепр? Проблема же направлена только на новое знание - в область неизвестного, например: какова роль природно-климатических условий в сельскохозяйственной продуктивности зерновых культур Беларуси?

В качестве проблемы выдвигается не вся область непознанного, не любой предмет, о котором мы желаем знать, а только такой, о котором мы знаем, что при наличных возможностях мы можем что-то реально узнать. Эти возможности предопределяются двумя факторами, которые одновременно выступают в качестве первопричин или первотолчков постановки проблемы.

Во-первых, проблемы возникают при наличии общественных потребностей - потребностей научно-технического прогресса, общественного производства, социально-экономического развития, развития культуры в широком смысле этого слова.

История географии представляет этому разительный пример: а) расширение товарного производства потребовало расширения рынков сбыта и источников сырья в виде открытий новых земель и путей; б) ограничение рынков сбыта и развитие индустриального производства - глубокого исследования уже открытых земель; в) сознание исчерпаемости емкости среды в настоящее время ставит перед географией проблемы рационального природопользования и оптималь­ной пространственной организации территории.

Во-вторых, проблемы возникают в результате развития внутренних закономерностей самой науки. Имеется в виду развитие теоретического базиса, методов и средств описания. Все это, конечно, тоже связано с общественным развитием, но связь здесь опосредованная.

История географии дает этому хороший пример. До конца XIX в. география занималась главным образом регистрированием и описанием отдельных стран и регионов, преимущественно вновь открываемых, экзотических, слабоизученных. С конца XIX в. отдаленно ставятся проблемы изучения связей между компонентами природы, и только в последние десятилетия география внутренне созрела для того, чтобы ставить и решать, например, проблемы функциональных связей компонентов ландшафта и обмена веществом и энергией между соседними и отдаленными друг от друга геосистемами, понимая под последними всякие системы, принадлежащие географической оболочке Земли.

В итоге можно сказать, что постановка проблемы требует наличия общественной потребности и достаточной суммы знаний для ее решения.

Научная проблема - это форма мобилизации и организации ранее накопленного знания для получения нового знания.

Характерно, что проблемная ситуация имеет «взрывной» характер, постоянно обгоняет рост возможностей разрешения проблемы. Это обстоятельство хорошо иллюстрируется легендой о Зеноне Китионском. Легенда гласит, что Зенон, когда досужий прохожий спросил его, почему он сомневается во всем, нарисовал два круга разных размеров и объяснил: большой круг - это то, что знаю я, а малый круг - то, что знаешь ты. Все, что находится за пределами кругов - область незнания. Совершенно очевидно, что длина соприкосновения моего круга с незнаемым гораздо больше, чем твоего и, естественно, я сомневаюсь больше тебя.

Место научной проблемы в системе знания определяется характером образования научного знания. Сначала выдвигается гипотеза на основе имеющихся знаний, или обнаруживается факт, который не поддается объяснению с позиций существующих представлений, затем следует проблема, которая выдвигается в качестве исследовательской задачи.

В процессе исследования проблема проходит несколько этапов. В первую очередь устанавливается известное - для отделения его от неизвестного. Здесь важно профессиональное знание предмета. Некомпетентный в данной области исследователь проходит мимо факта, не заметив, насколько он важен для науки. Трудно даже представить себе, сколько интересных вещей мы пропускаем мимо внимания.

Затем наступает стадия формулировки проблемы, так как не вся область неизвестного представляет проблему. На этой стадии происходит локализация, ограничение неизвестного.

Затем наступает стадия выявления возможных путей разрешения проблемы - происходит осмысление проблемы, устанавливаются методы ее решения. Наконец, наступает стадия решения проблемы.

Таким образом, началом всего знания служит факт. Он непосредственно связан с объектом и поэтому является элементом эмпирического знания. Исследования начинаются, конечно, не со случайного факта, хотя и это не исключается, а преимущественно с постановки проблемы, чему предшествует выдвижение гипотезы. Поэтому связующим звеном между объектом и знанием служит научная проблема, которая и является началом теоретического знания.
5. Базовые методологические понятия географических наук.

Факт науки - это зарегистрированное, истинное, конкретное единичное событие. Научное, в том числе географическое, знание начинается с наблюдения за фактами, сбора фактов в натуре или в эксперименте. Затем происходит классификация фактов, когда множество однообразных по определенным признакам фактов дает возможность исследователю вывести первичные эмпирические зависимости, пока без объяснения причин.

Как только исследователь начинает объяснять факты - начинается теоретическое знание.

Факт противостоит закону как единичное, индивидуализированное, чувственно-конкретное проявление действительности, всегда включающее элемент случайности, в этом смысле факт всегда дискретен. Ни один вид знания - обыденного, научного, мифологического - не может предъявить континуальную природу фактов. Это иногда приводит к мысли о предметной форме факта. Однако так как теория - одновременно и итог, и начало познания, то эмпирическое все больше и больше усложняется. Следовательно, природа факта, отношение к нему тоже меняются. Наряду с фактами наблюдения появляются и факты рационального мышления.

Объективная реальность не расчленена на факты, расчленение приходит с познанием. Главным признаком научного факта, в отличие, скажем, от мифологического, является его реальность, которая гарантирует обоснованность, надежность и правильность дальнейшего развертывания знания.

Каждая наука из объективных мировых связей выделяет интересующие только ее характеристики в форме фактов. Но это далеко не означает, что факт, как таковой, может существовать только в этой научной системе. Факт шарообразности Земли, установленный в натурфилософии древних греков, стал фактом географии, планетологии и мировоззрения; факт зональности - фактом многих наук о Земле, а также практики сельского хозяйства, строительства и т. д.

Субъективность факта очевидна на примере разной способности распознавания разными людьми и специалистами.

Сказанное позволяет квалифицировать факт как отражение разнообразия мира. Установление разнообразия в данном контексте фактов связано с отношениями внешнего вида, местоположения, свойств, движения и т. д. Пока мы не видим различия, наш мозг не фиксирует фактов, хотя множество их объективно существует. Отдельный дискретный факт фиксируется только тогда, когда субъект вырывает один член множества, т. е. его дискретную часть. Затем исследователь начинает перебирать эти дискретные единицы и во множестве начинает искать особенное. Происходит сначала распознавание, затем классификация фактов. Дальнейшее приводит к формулировке законов и познанию целого на новом уровне.

Гносеологическая функция научного факта заключается в том, что он - непосредственное начало познания, связывает объективный мир с человеческим познанием. Несмотря на наличие целого ряда фактов рационального мышления, факты, скорее всего, относятся к эмпирическому уровню познания, так как, чем больше исследователь восходит к теоретическому уровню, тем больше он отрывается от факта, а на уровне формализованных выводов и дедуктивных теорий вся видимая связь с фактами исчезает.

Уровни знаний. Научное знание состоит из трех компонентов: описание, объяснение и рекомендация. Научное познание проходит ряд этапов - от созерцательного и непосредственного наблюдения до формулировки дедуктивных построений, если это положение выразить в терминах теории познания, когда в сознании формируется чувственный образ реального мира. Этот этап познания характеризуется прямым влиянием объекта на сознание, и ему в процедурном отношении соответствуют описания. Затем у субъекта формируется познавательный образ реального мира, когда он начинает объяснять явления. В результате этого получается адекватное отражение мира, т. е. происходит определенное тождество мира и сознания. Наконец, на основе объяснения предметов и, явлений исследователь начинает создавать творческий образ - делать идеальные модели, т. е. рекомендовать, предлагать конструктивные решения. На этом этапе происходит навязывание идей внешней природе, т.е. сознание начинает воздействовать на мир.

Теория, как форма научного знания, дает целостное представление о закономерностях и существенных взаимосвязях, об основных идеях в той или иной области знания; она, как правило, подтверждается экспериментом или расчетом.

Выделяют три класса теорий по уровню обобщения:

Эмпирические, или описательные, теории - непосредственно охватывают группу объектов и процессов. Они выводятся путем систематизации фактов, обнаружения закономерностей, связывающих факты. Из пространственной систематизации фактов, например, получена теория территориальной дифференциации ландшафтов, объединяющая законы зональности, секторности, высотной поясности и концепцию местоположений.

Формализованные теории - дальнейшее развитие знания. Они получаются путем редуцирования и замены текстов символами. На первый взгляд, эти символы как бы не имеют содержательного значения, ими оперируют лишь по правилам математики и логики. Однако рано или поздно возникает задача содержательной интерпретации символов. Иначе и быть не может, так как формализация не самоцель, а метод достижения точного знания об объективной реальности. Всякий формализм тем только и хорош, что исключает неопределенности типа: «вероятно, в таком случае может быть так, а может быть и не так...»; «видимо, можно допустить» и т. д. Кроме того, оперируя символами, исследователь быстрее, менее трудоемким путем достигает цели, чем, если бы стал искать в предметном мире - решать уравнение треугольника всегда проще, чем измерять на земной поверхности.

3. Следующий этап развития знания - дедуктивная теория. Это - аксиомы, выводящиеся преимущественно из формализованных теорий. Они уже близки к постановке конструктивных задач и новых гипотез, т. е. выдвигаются для получения новых результатов в науке. Дедуктивные теории являются некоторым продвижением от абстрактного, в качестве которого выступают формализованные теории, к конкретному. Такой «возврат» теории к объективному предметному миру свидетельствует о единстве эмпирического и теоретического. Эмпирическое сегодняшней науки - это теоретическое вчерашней науки, т. е. теория науки используется для «выхода» на объект на более высоком уровне.
6. Методы, методика, программа и типы географических научных исследований.

Метод является важной составной частью науки. Метод определяется как совокупность процедур и операций практического или теоретического освоения действительности. Под операциями понимаются простые действия, а под процедурами - системы операций. Поскольку процедуры и операции предопределяются предшествующим знанием, постольку понятия теории и метода взаимно связаны и переходят друг в друга; метод является конкретизацией теории, в то же время теория выступает как метод, т. е. взаимосвязь носит противоречивый, диалектический характер. Метод формируется как результат прежнего знания, одновременно выступает как начало нового знания. Поэтому при рассмотрении предмета и метода науки трудно воспринимать их раздельно, обособленно. Знание предмета имеет огромное эвристическое и практическое значение, так как ориентирует исследователя, помогает ему выбрать существенное и отчленить второстепенное, наметить путь от известного к неизвестному, от простого к сложному, от единичного к частному и общему, от исходных посылок к универсальному и т. п.

Так же, как объект и предмет науки, метод не может иметь застывшей формы. Хотя, конечно, конкретных методик исследования может быть и немного, но сочетание их при постижении конкретной истины бесконечно. Поэтому мы здесь вынуждены рассматривать метод географии лишь в самом обобщенном виде, т. е. в плане того, что метод является элементом знания. Такое рассмотрение отчасти оправдано тем, что конкретные методики рассматриваются во многих учебных и инструктивных изданиях, а также в необозримом количестве научных публикаций.

Методы географии - совокупность (система), включающая общенаучные методы, частные или рабочие приемы и методы получения фактического материала, методы и технические приемы сбора и обработки полученного фактического материала.

Метод - это система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления; путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике, прием теоретического исследования или практических действий, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса. Метод является центральным элементом всей системы методологии. Его место в структуре науки вообще и его взаимоотношения с другими структурными элементами можно наглядно представить в виде пирамиды, в которой соответствующие элементы науки расположены восходящим образом в соответствии с происхождением научного знания.

По B.C. Преображенскому, современный этап развития всех наук характеризуется резким усилением внимания к проблемам методики, стремлением наук познать самое себя. Эта общая тенденция проявляется в усиленной разработке вопросов логики науки, теории познания, методологии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
написать администратору сайта