Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция

  • Классификация лекций

  • Лекция – визуализация

  • Лекция – провокация

  • Лекция-пресс –конференция

  • Лекция вдвоем

  • Главная

  • Назначение семинара

  • 1-4 педагогика. Лекция Это устное изложение темы (раздела) в соответствии с логикой и системностью излагаемого материала


    Скачать 27.65 Kb.
    НазваниеЛекция Это устное изложение темы (раздела) в соответствии с логикой и системностью излагаемого материала
    Анкор1-4 педагогика.docx
    Дата30.04.2017
    Размер27.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-4 педагогика.docx
    ТипЛекция
    #703

    Название формы

    Определение

    Особенности методики

    Источники


    Лекция

    -Это устное изложение темы (раздела) в соответствии с логикой и системностью излагаемого -материала.

    -Одна из наиболее распространенных форм передачи информации (знаний) студентами высшего учебного заведения, так как является наиболее экономичным способом передачи знаний.

    Лекция как словесно – информационный метод помогает:

    Систематизировать и обобщать накопленные знания, сообщать новые знания, формировать на основе знаний взглядов, убеждений мировоззрения, развивает познавательные и профессиональные интересы.

    Дидактические требования к лекции:

    Изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; логичность, четкость, ясность изложения материала; возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов; опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные; тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

    Каждая лекция должна вызывать у студентов вопросы и побуждать их к творчеству. Речь лектора должна быть яркой, лектор должен уметь интонационно выделить главное в содержании, лекция требует логической и содержательной законченности , а так же нравственной выдержанности.

    Положительные стороны лекции:

    1. Позволяет в ограниченное время сообщать новые теоретические сведения большому количеству обучаемых

    2. Отличается сравнительной простотой организацией занятия

    3. Создает условия для изложениясложных методических позиций с необходимыми обоснованиями, расчетами, доказательствами

    4. Дает возможность показать интеграцию одной науки с другими

    5. Подводит студентов к необходимости осмысленного усвоения теоретических знаний

    6. Позволяет анализировать альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме

    7. Оказывает методическую помощь студентам при самостоятельной работе для более глубокого изучения темы

    8. Обеспечивает живое, творческое эмоциональное общение преподавателя со студентами

    Отрицательные стороны лекции:

    1. пассивность поведения студентов на многих лекциях

    2. отсутствие возможности у преподавателя выявить степень усвоения содержания лекции каждым студентом в отдельности

    3. неравномерность усвоения материала слушателями: часть студентов успевает осмыслить содержание лекции, другая только механически записывает слова лектора

    4. невозможность постоянно стимулировать интерес студентов к самостоятельным занятиям

    Классификация лекций:

    Вводная или установочная лекция знакомит студентов с целью и назначением учебного курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. В этой лекции делается краткий обзор курса, ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, раскрываются перспективы развития соответствующей науки ее вклад в практику. Далее дается общая методика работы над курсом, характеристика учебников и учебных пособий, сообщаются требования к зачетам и экзаменам.

    Текущая лекция – это лекция из числа основных, в которой раскрывается содержание учебной дисциплины. Лекции этого типа обогащают студентов знанием теоритических положений, мобилизуют их активную самостоятельную работу, создают базу для практических занятий.

    Заключительная или обобщающая лекция читается в конце раздела или курса, отражает основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса.

    Обзорная лекция посвящается систематизации знаний. В обзорной лекции выделяются особо трудные вопросы, по которым студентам предстоит держать экзамен.

    Неклассические лекции:

    Лекция – визуализация

    Возникла в результате поиска новых путей реализации принципа наглядности, и представляет собой учебную информацию, преобразованную в визуальную форму.

    Используя различные формы наглядности (натуральные, изобразительные, символические), преподаватель приступает к развернутому комментированию содержанию лекции, обеспечивая при этом систематизацию имеющихся знаний, усвоение новой информации, создавая проблемные ситуации и способствуя их расширению.

    При этом достигается высокая дидактическая эффективность занятия, студенты запоминают содержание материала благодаря зрительному восприятию, разнообразится процесс лекции.

    Лекция – провокация

    Преподаватель, предупредив студентов о факте наличия ошибок, приступает к изложению материала. Студенты по ходу лекции фиксируют ошибки для того, чтобы в конце лекции сформулировать правильные положения. На эту работу отводится специальное время. Начинать практиковать этот вариант лекции нужно с введения однотипных ошибок, о чем предупреждать студентов. Для достижения наибольшего обучающего и воспитывающего эффекта желательно включить весь спектр возможных ошибок.

    При этом повышается внимание студентов, усиливается их сосредоточенность на материале, растет активность при формулировке правильных определений, приобретаются навыки аналитического мышления. В конце лекции уточняется правильное понимание материала.

    Лекция-пресс –конференция

    Данный вариант лекции проводят либо в начале курса с целью выявления потребности и круга интересов потока, либо в середине, когда необходимо привлечь внимание студентов к узловым моментам курса помочь им в какой то степени систематизировать знания, либо в конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

    Преподавателем объявляется тема лекции, после чего студенты в течение 2-3 минут задают в письменном виде их интересующие вопросы. Собрав вопросы, преподаватель в течение 3-5 минут их систематизирует по проблематике и содержанию, затем приступает к лекции. Лекция может проходить в двух вариантах: цельная лекция, освещающая определенную тему и заданные вопросы и лекция в виде развернутых ответов на группы вопросов. Студенты накапливают опыт формулировки вопросов, опыт оппонирования. Преподаватель получает возможность узнать, какие вопросы больше всего интересуют студентов, по каким аспектам темы им хотелось бы расширить свои знания.

    Лекция вдвоем

    Является разновидностью как предметной, так и меж предметной форм активного привлечения студентов к профессиональному исследованию различных проблем. Читается преподавателями различных дисциплин. Проведение данной лекции опирается на один из двух принципов:

    Чтение лекции на контрасте и чтение лекции на взаимопонимании.

    Отмечена высокая дидактическая и воспитывающая эффективность занятия. Обеспечивает эмоционально – положительную атмосферу в аудитории. Развивает альтернативное мышление у студентов, учит их корректному поведению и уважительному отношению к мнению другого, формирует культуру ведения дискуссии. Оттачивает профессионализм преподавателей, раскрываются их лучшие личностные качества.


    В. И. Качуровский

    Методика преподавания в ВУЗе, учебное пособие, Пермь, 2004

    Семинар

    Практическое занятие, проводимое преподавтелем с группой студентов, на котором планируется активная мыслительная и познавательная деятельность каждого обучаемого.

    Семинар может вести преподаватель, читающий лекционный курс, а также ассистент ли группа ассистентов, которые работают вместе с преподавателем, читающим лекционный курс.

    Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам учебной программы. Он может быть построен как на материале отдельной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а так же по определенной теме без чтения предварительной лекции.

    Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога, между преподавателем и студентами и самими студентами.

    Назначение семинара: углубить, развить, систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях.

    Задачи семинарских занятий: научить студентов самостоятельно работать, привить им навыки поиска нового материала, его логического изложения на занятии, повысить их познавательную мотивацию, помочь овладеть категориальным аппаратом соответствующей науки.

    Одной из главных задач семинарского занятия является осуществление умственного образования студентов, которое позволит им ставить и решать интеллектуальные проблемы и задачи, строить доказательства и опровержения.

    Кроме этого, преподаватель решает ряд частных задач: повторение и закрепление знаний, систематический контроль, а также педагогическое общение.

    Дидактические и воспитательные цели семинара:

    Превращение знаний в убеждения, формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, обучение корректному и правильному формулированию вопросов, приобретение умения слушать других и отвечать на их вопросы.

    В зависимости от характеризующих признаков вузовские семинары можно разделить на следующие группы:

    По назначению: учебные, по обмену опыту, научные.

    По времени проведения: плановые, целевые.

    В современной вузовской практике три вида семинара:

    Просеминар – занятие, готовящее студентов к семинару. Главная цель- ознакомление студентов, преимущественно первокурсников, со спецификой самостоятельной работы, с литературой и методической работой над ней.

    Семинары проводятся со студентами 2-4 курсов. Наиболее распространенные формы традиционного семинара – это беседа по заранее составленному плану, небольшие доклады студентов и их обсуждение.

    Спецсеминар – высшая форма семинарского занятия на старших курсах, где происходит обсуждение начинающими исследователями определенной научной работы.


    В. И. Качуровский

    Методика преподавания в ВУЗе, учебное пособие, Пермь, 2004

    Лаборатор

    ная работа

    один из видов самостоятельный практической работы студентов. Целью лабораторных работ является углубление и закрепление теоретических знаний и развитие навыков самостоятельного проведения эксперимента.

    Лабораторная работа это важный элемент учебного процесса. Именно на таких занятиях студенты получают практические умения и навыки работы с приборами, учатся самостоятельно проводить опыты и делать соответствующие выводы по их результатам, что, несомненно, будет способствовать лучшему усвоению и закреплению пройденного теоретического материала.

    Подготовка к работе требует внимательного изучения необходимой литературы. В тетрадь для лабораторных работ заносятся соответствующие записи по теории. И только затем лаборант, проверяя ваши теоретические знания, предоставляет допуск к работе. Вы самостоятельно проводите эксперимент и записываете его результаты. Сделав все необходимые расчеты и выводы, вы можете смело идти сдавать преподавателю свою лабораторную работу.

    цель— реализация следующих основных функций:

    • овладение системой средств и методов экспериментально-практического исследования;

    • развитие творческих исследовательских навыков учащихся;

    • расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

    Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются:

    • обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов;

    • самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками рабочей группы;

    • консультации учителя в процессе обучения;

    • обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы;

    • письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания;

    • контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп.

    Как правило, все лабораторные работы по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум», что позволяет говорить о существовании значительного сходства между лабораторными и практическими формами проведения занятий.


    http://studynote.ru/studgid/pomosch/chto-takoe-laboratornaja-rabota/

    http://didaktica.ru/osnovy-obshhej-didaktiki/172-organizacionnye-formy-obucheniya.html


    Экскурсия

    коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

    Учебная экскурсия – это форма организации обучения в условиях музея, выставки, производства, природного ландшафта. Целью экскурсии является наблюдение и изучение учащимися различных объектов и явлений действительности. Экскурсии подразделяются по объектам наблюдения – производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и др.; по образовательным целям – тематические и обзорные. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких тем учебного предмета, обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем. По месту в изучаемом разделе различают экскурсии вводные (предваряющие), текущие (сопутствующие) и итоговые (заключительные).

    Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.

    Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.

    Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.

    Тематические экскурсии посвящаются одной определенной теме программы. Они знакомят учеников с практическим применением явлений, которые изучаются в теме, или проявлениями этих явлений в природе.

    Комплексные экскурсии проводятся за похожими темами нескольких учебных предметов. Например, химии, физики, биологии. Такое объединение дает возможность реализовать принцип межпредметных связей и обеспечивает эффективное решение проблем, связанных с организацией и проведением экскурсий. Примером такой экскурсии может быть экскурсия в цех электролиза металлургического завода, на которой ученики знакомятся не только с применением химического действия тока, но и с химическими аспектами технологии.

    Вводные экскурсии являются вступлением в тему, их главное задание - создать проблематику темы, показать значение темы и тем самым заинтересовать учеников, поощрить их к изучению учебного материала.

    Как правило, экскурсии проводятся как заключительные (обобщающие). Именно этот вид экскурсий может быть комплексным. Здесь осуществляется обобщение выученного материала и привязки его к практике.

    Дидактична эффективность экскурсии существенно зависит, в первую очередь, от правильности выбора объекта.

    Выбор объекта экскурсии обусловливается не только содержанием темы, но и производственным и природным окружением. А в равных условиях определяющей является цель, которая ставится учителем перед экскурсией.


    http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EA%F3%F0%F1%E8%FF

    http://www.e-reading.biz/chapter.php/98177/20/Metodika_prepodavaniya_psihologii__konspekt_lekciii.html

    http://fizmet.org/ru/L8.htm

    написать администратору сайта