Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Строительство
Физкультура
Технология
Связь
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Культура
География
Экология
ИЗО, МХК
Директору, завучу
Казахский язык и лит
Школьному психологу
Языки народов РФ
Обществознание
Социальному педагогу
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Концепция духовно нравственного воспитания. М. кондаков


Скачать 64.12 Kb.
НазваниеМ. кондаков
АнкорКонцепция духовно нравственного воспитания .docx
Дата22.09.2017
Размер64.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонцепция духовно нравственного воспитания .docx
ТипДокументы
#4909


А.Я.ДАНИЛЮК

М. КОНДАКОВ

А. ТИШКОВ

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России

So

о


Москва «Просвещение» 2009





































































































УДК 37.01 ББК 74.202 Д 18

Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году

Выпуск издания осуществлён в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005).


ISBN 978-5-09-022138-2 © Издательство «Просвещение», 2009

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2009

Все права защищены



Содержание

Общие положения

4

1.

Национальный воспитательный идеал

10

2.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и

воспитания

12

3.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

15

4.

Базовые национальные ценности

18

5.

Основные принципы организации духовно-нравст

венного развития и воспитания

20

Заключение

23

Общие положения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации чело-век, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её терри-тории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исто-рически сложившееся государственное единство, исходя из об-щепризнанных принципов равноправия и самоопределения на-родов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её де-мократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, граж-данское самосознание, на отношение людей к обществу, госу-дарству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

России указанный период был обусловлен быстрым де-

монтажем советской идеологии, поспешным копированием за-падных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ори-ентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток созна-тельно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и

конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федераль-ному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как поли-тическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную мо-дернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только ин-теллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному соци-альному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально -ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в после-дующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой пси-хологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготс-

5

кий, — есть основной момент при переходе от возраста к воз-расту»1.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образо-вательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

характер современного национального воспитательного идеала;

цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

систему базовых национальных ценностей, на основе ко-торых возможна духовно-нравственная консолидация многона-

ционального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты мо-лодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной об-щеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших обще-национальных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

Выготский Л. С. Собр.соч.Т. 4. —М., 1983. —С. 385.

6

нация государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных харак-теристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, вклю-чающую этнические общности, которыми в России могут назы-ваться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном зна-чении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

национальное государство государство с общей, конт-

ролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация — национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

формирование национальной идентичности — форми-

рование у личности представления о многонациональном народе

Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

патриотизм чувство и сформировавшаяся позиция вер-ности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

гражданское общество общество, способное к само-организации на всех уровнях, от местных сообществ до общена-ционального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обяза-

7

тельно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

многообразие культур и народов культурное многооб-

разие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур много-национального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

межэтнический мир и согласие — единство в многооб-

разии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством

вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества -в целом, активного воспроизводства системы общественных -отношений;

развитие процесс и результат перехода к новому, бо-совершенному качественному состоянию, от простого

к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

воспитание — педагогически организованный целена-правленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке,

на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и

8

обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

духовно-нравственное развитие личности осущес-

твляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно -смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-тер-риториальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

1. Национальный воспитательный идеал

Воспитание ориентировано на достижение определённого иде-ала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно -нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».

Образовательная система стала ориентироваться на задачи под-готовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»1. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного го-сударству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное со-

Ломоносов М. В. Для пользы общества. —М., 1990. —С. 42.

знание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового пат-риотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед об-ществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

преемственность современного национального воспита-тельного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

духовно-нравственные ценности, определённые в соответ-ствии с действующим российским законодательством;

внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Национальным приоритетом, важнейшей национальной за-

дачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нрав-ственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал

определяется:

в соответствии с национальным приоритетом;

исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых

исторических эпох;

согласно Конституции Российской Федерации;

согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

готовность и способность к духовному развитию, нрав-ственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

готовность и способность к реализации творческого по-тенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе мо-ральных норм, непрерывного образования и универсальной ду-ховно-нравственной установки «становиться лучше»;

укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

формирование морали как осознанной личностью необходи-мости определённого поведения, основанного на принятых в об-ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре-бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

готовность и способность выражать и отстаивать свою об-щественную позицию, критически оценивать собственные на-мерения, мысли и поступки;

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответ-

ственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость

достижении результата;

трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способ-ность к преодолению трудностей;

осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

свободолюбие как способность к сознательному личност-ному, профессиональному, гражданскому и иному самоопреде-лению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поко-лениями;

укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по-колениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное

развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

развитость чувства патриотизма и гражданской солидар-ности;

заботу о благосостоянии многонационального народа Рос-сийской Федерации, поддержание межэтнического мира и со-гласия;

осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

бережное отношение к жизни человека, забота о продол-жении рода;

законопослушность и сознательно поддерживаемый граж-данами правопорядок;

духовную, культурную и социальную преемственность по-колений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно со-действовать:



формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

укреплению и совершенствованию демократического фе-деративного правового государства с республиканской формой

правления;

повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

повышению эффективности усилий государства, направ-ленных на модернизацию страны;

укреплению национальной безопасности.

Духовно-нравственное развитие

воспитание

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей совре-менной государственной политики Российской Федерации. За-конопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно -нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальны-ми ценностями и приобретает определённый характер и направ-ление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не-отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречи-вости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, форми-рующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции,

чувства ответственности за свою страну;

общее образование, выстраивающее партнёрские отношения

другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравствен-ное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной пе-дагогики, собственного педагогического опыта, является педа-

гогический коллектив общеобразовательного учреждения;

• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов обще-образовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия об-щества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспе-чивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданствен-ности, принятия гражданином России национальных и общече-ловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессио-нальные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

семейной жизни;

культурно-регионального сообщества;

культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

российской гражданской нации;мирового сообщества.

Духовно -нравственное развитие и воспитание личности на-чинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье про-ецируются на отношения в обществе и составляют основу граж-данского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни

1его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и соци-альное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля»,

«родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры много-национального народа России. Важным этапом развития граж-

данского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные бо-гатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражда-нина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразо-вательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и после-довательную идентификацию обучающегося с семьёй, куль-турно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

4. Базовые национальные ценности

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных,



семейных традициях многонационального народа России, пере-даваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё со-знание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из ко-торых раскрывается в системе нравственных ценностей (пред-ставлений):

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и националь-ная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое го-сударство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли-культурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и со-зидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности рели-гиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех

социальных субъектов — участников воспитания: семьи, обще-ственных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе

представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского обра-зовательного пространства, придать ему открытость, диалогич-ность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

нравственного примера педагога;

социально-педагогического партнёрства;

индивидуально-личностного развития;

интегративности программ духовно-нравственного вос-питания;

социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспом-

нить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к уче-никам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

педагогическом плане среди базовых национальных цен-ностей необходимо установить одну, важнейшую, системообра-зующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.

Необходимо существенно повысить государственный и соци-альный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педа-гогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.

современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и вос-питание обучающихся. Для решения этой общенациональной

задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными рос-сийскими религиозными объединениями, учреждениями допол-нительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики. Индиви-дуально-личностное развитие являлось приоритетом отечест-венной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нрав-ственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, раз-вития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Оте-чество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общест-венно полезную. Иными словами, необходима интегратив- ность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых на-циональных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её ре-шения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обраща-ются к содержанию:

истории России, российских народов, своей семьи, рода;

жизненного опыта своих родителей, предков;

традиционных российских религий;

произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

фольклора народов России;

общественно полезной и личностно значимой деятельности;

учебных дисциплин;

других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной дея-тельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребо-ванным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного вклю-чения в решение проблем более взрослого сообщества. Полно-ценное духовно-нравственное развитие происходит, если вос-питание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора . Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение

обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодёжные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.

Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспе-чения духовного единства народа и объединяющих его мораль-ных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотива-ционно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно разви-той личности, любви к своей стране, потребности творить и со-вершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Авторы благодарят за помощь в работе над текстом Концепции:

Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича — директора Инс-

титута философии РАН, академика РАН; Любимова Льва Львовича — заместителя научного руководи-

теля Государственного университета Высшей школы экономики, доктора экономических наук, профессора;

Монахова Сергея Владимировича — заместителя директора ФГУ «Федеральный институт развития образования», кандидата психологических наук;

Мустафина Данила Махмутовича — первого заместителя министра образования и науки Республики Татарстан, кандидата педагогических наук;

Савинова Евгения Степановича — действительного государ-

ственного советника Российской Федерации III класса, кандидата технических наук;

Сахарова Андрея Николаевича — директора Института рос-

сийской истории РАН, члена-корреспондента РАН;

Семененко Ирину Станиславовну — ведущего научного со-

трудника Института мировой экономики и международных от-ношений (ИММО) РАН, доктора исторических наук, профессора.

Учебное издание

Серия «Стандарты второго поколения»

Данилюк Александр Ярославович Кондаков Александр Михайлович Тишков Валерий Александрович
написать администратору сайта