Главная страница
Навигация по странице:

  • Наталья Вениаминовна Андрейчук Материалы к курсу «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ»

  • CОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  • Материалы к курсу Методика преподавания философии - Андрейчук Н.В.. Материалы к курсу Методика преподавания философии - Андрейчук Н.. Материалы к курсу методика преподавания философии Издательство


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеМатериалы к курсу методика преподавания философии Издательство
    АнкорМатериалы к курсу Методика преподавания философии - Андрейчук Н.В..pdf
    Дата04.05.2017
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМатериалы к курсу Методика преподавания философии - Андрейчук Н..pdf
    ТипКонтрольные вопросы
    #2051
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ
    «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
    ФИЛОСОФИИ»
    Издательство
    Калининградского государственного университета
    2003

    Рецензент
    Е.В. Боголюбова – профессор, доктор философских наук
    Материалы к курсу «Методика преподавания философии» / Ав.-сост. Н.В.
    Андрейчук. –Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 69 с. с.
    Представлены программа, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы по курсу «Методика преподавания философии». Также прилагаются оригинальные тексты И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Э.В. Ильенкова и М.К. Мамарда- швили.
    Разработано в рамках проекта № НВА 018 Института «Открытое Общество»
    (Россия) «Поддержка и развитие кафедры философии и логики исторического факультета Калининградского государственного университета в сотрудничестве с философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова».
    Автор-составитель – канд. филос. наук, доцент Н.В. Андрейчук.
    © Андрейчук Н.В., авт.-сост., 2003
    © Издательство КГУ, 2003

    Учебное издание
    Наталья Вениаминовна Андрейчук
    Материалы к курсу
    «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ»
    Редактор М. В. Королева
    Оригинал-макет – Т. А. Гайдюкова
    Подписано в печать 30.06.2003 г. Формат 60
    ×90 1
    /
    16
    Усл. печ. л. 4,3. Уч.-изд. л. 4,1. Тираж 100 экз.
    Бумага для множительных аппаратов. Ризограф. Заказ .
    Издательство Калининградского государственного университета,
    236040, г. Калининград, ул. А. Невского, 14

    3
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    4
    Почасовой тематический план курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
    Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    10
    Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
    Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    18
    Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    21
    Кант И. Понятие философии вообще . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
    Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
    Гегель Г.В.Ф. О преподавании философии в университетах . . . . . . . . . . . . . 31
    Гегель Г.В.Ф. О преподавание философии в гимназиях . . . . . . . . . . . . . . . . 36
    Ильенков Э.В. Философия и молодость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
    Мамардашвили М.К. Эстетика мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    58

    4
    ВВЕДЕНИЕ
    Курс «Методика преподавания философии» занимает важное место в процессе получения высшего профессионального философского образова- ния. Его включение в типовой учебный план специальности 020100 «Фи- лософия» обусловлено государственными требованиями к минимуму со- держания и уровню профессиональной подготовки выпускника для полу- чения дополнительной квалификации «Преподаватель» (см.: Приказ Ми- нистерства образования РФ от 03.08.2000 № 2400 «О присвоении дополни- тельных квалификаций педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования»).
    При очевидной значимости данного курса для подготовки будущих преподавателей философии, его концепция и содержание пока недостаточ- но разработаны в специальной литературе, практически отсутствуют и не- обходимые учебники, и учебные пособия. По-видимому, одной из причин данного обстоятельства является то, что пока не совсем преодолен кризис в преподавании философии, образовавшийся после потери ею идеологиче- ского государственного статуса: точнее, после отказа от ее преподавания как единой «унифицированной» учебной дисциплины по типовой учебной программе (хотя, надо сказать, что и в рамках «пресловутой типовки» можно было решать определенные «культуртрегерские» задачи: многое за- висело от уровня профессиональной компетентности и увлеченности само- го преподавателя).
    В конце 80-х – начале 90-х годов в вузах страны наметилась тенденция сведения преподавания философии к краткой истории философии и крат- кому изложению основных направлений современной мировой философ- ской мысли, особенно для негуманитарных специальностей. Односторон- ность такого подхода была в известной степени преодолена введением в
    1993 году Государственного образовательного стандарта высшего профес- сионального образования, федеральный компонент которого определил обязательный минимум содержания курса «Философия» и установил тре- бования к знаниям и умениям, приобретаемым изучающими этот курс (с
    2000 года – стандарт нового поколения). Вопросы коренного преобразова- ния преподавания философии в высшей школе рассматривались на ряде всероссийских научных конференций и на I и II Российских философских конгрессах. Однако в реальной вузовской повседневности, как нам кажет- ся, указанный кризис преодолен далеко не полностью. И проблема заклю-

    5
    чается не столько в теоретическом наполнении обязательного содержа- тельного минимума стандарта, сколько в видении концептуальных целей и задач преподавания философии, а еще точнее – в понимании смысла и зна- чения самой философии как духовного феномена. Полагаем, что филосо- фию в процессе преподавания следует интерпретировать как знание и эпи- стемное, и софийное одновременно, что уже нашло емкое отражение в ря- де действующих учебников (см. прежде всего: Алексеев П.В., Панин А.В.
    Философия: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 1997. Разд. 1.
    См. также: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.
    Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 3).
    Очевидно, что от понимания самой философии зависит и методика ее преподавания. Прежде всего, необходимо избавиться от весьма устойчиво- го и распространенного предрассудка, по которому философия считается
    «чистой» наукой. В этом случае как учебная дисциплина она сводится к сумме знаний, набору «тем», которые студент должен «пройти», сдать и благополучно забыть – худший вариант; лучший – расширяется кругозор студента, приобретается определенный уровень «философской грамотно- сти». При этом общая методика преподавания философии зачастую сво- дится к сумме частных методик изложения тех или иных разделов курса: онтологии, гносеологии, социальной философии и т.
    д. Высвободившись из
    «клетки идеологии», вузовская философия еще далеко не превратилась в то, чем она в сущности является, – одну из форм аккумуляции духовного опыта человечества, фундаментальное значение которой состоит в воспро- изводстве духовной целостности человеческого существования.
    В историко-философском проблемном поле философия реально пред- ставлена не как наука или методология наук, а как культура иррациональ- ного и рационалистического универсального миропонимания. Думается, что концептуальная задача преподавателя (творческого специалиста в об- ласти философии) заключается в том, чтобы выявить в развитии философ- ской мысли эту культуру и приобщить к ней студента. Методически это достигается прежде всего приобщением студента к оригинальным фило- софским текстам, к анализу проблемных ситуаций, зафиксированных в мировом философском процессе и русской философской мысли, отра- жающей все перипетии многоаспектной и многотрудной отечественной истории. Философия всегда стремилась не столько к конструированию догматических познавательных схем мирового развития, предполагающих к тому же радикальное изменение социальных форм человеческого суще- ствования, сколько к объяснению, расшифровке происходящих изменений с целью обретения человеком духовной устойчивости в меняющемся, все более неопределенном мире. Последнее особенно актуально перед лицом последствий от внедрения в общественное производство всей той суммы

    6
    научно-технических и социальных изобретений и открытий, которые были сделаны в прошедшие два столетия и поставили под угрозу само сущест- вование утилитарно-прагматической цивилизации.
    Потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения сегодня, возможно, велика как никогда прежде, независимо от того, осознается ли это обществом, инди- видом или нет. Социальный аспект потребности в философии определяет- ся тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей, разработка и внедрение энвайроментальных стратегий, направленных на сохранение человека как биологического вида, наконец, степень свободы и само наличие гражданского общества в условиях всепо- глощающей массовизации. Личностная же потребность в философии обу- словлена тем, что, как отмечал К. Ясперс, «философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осу- ществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить по- средством настоящего одновременно и будущему, – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства.
    Постоянная задача философствования такова: стать подлинным чело- веком посредством понимания бытия...» (Ясперс К. Философская вера //
    Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 500.)
    Все вышесказанное, разумеется, не только не исключает, но и подчер- кивает необходимость овладения студентом содержательным минимумом стандарта по философии как учебной дисциплине. Но это овладение – не цель, но средство: оно не должно быть механистически-формальным; в идеале оно должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, не только выполняющего на необходи- мом профессиональном уровне частные производственные задания, но и не отчужденного от универсального сущностного и проблемного миропо- нимания, от духовного мира, этических и эстетических ценностей. Лично- стное развитие студента должно быть ориентировано также на активиза- цию рефлексивного мышления как важнейшего способа становления и со- хранения индивидуальности. В условиях прогрессирующей массовизации, глобализации и постоянно возрастающей социальной неопределенности именно актуализация индивидуального начала позволяет человеку осуще- ствлять осознанный выбор и нести ответственность за него. Как отмечал
    С.А. Левицкий, сохранение своего индивидуального лица «в обезличи- вающем потоке общественной стихии... есть категорический императив личного и человеческого достоинства, и этот «минималистский» идеал еще достижим. Если бы он стал недостижим, цивилизация потеряла бы право на эпитет “человеческая”» (Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон,
    1995. С.365).

    7
    Итак, подведем некоторые итоги. Реалии начала XXI века, перспективы общецивилизационного развития в третьем тысячелетии, задачи гуманиза- ции образования, становления «опережающего» образования объективно выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное разви- тие. Если еще недавно в процессе образования ставилась задача формиро- вания личности, чей профессиональный, социально-психологический, мо- тивационный облик детерминировался внешними условиями, чьи интере- сы во многом нивелировались интересами общества, то сейчас совершенно необходимо в процессе образования способствовать формированию нон- конформистской личности, способной на самореализацию и самоактуали- зацию вплоть до не конфронтационного, но толерантного противопостав- ления себя социальной среде. В этом контексте роль вузовского курса фи- лософии переоценить трудно. Представляется принципиально важным, чтобы в процессе приобщения к философии как «аккумуляции духовного опыта человечества» студент не только усваивал определенную сумму знаний, но и приобретал новый социально значимый опыт, «созидал себя», овладевал навыками философствования как способа и метода миропости- жения и миропонимания.
    Сердцевиной философствования является свободомыслие, главной ценностной ориентацией – толерантность. Философская культура стано- вится полноправной составляющей профессионализма будущего специа- листа. Она способствует формированию личности, всегда открытой усвое- нию новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потреб- ностью в самообразовании, осознающей образование как ценность. Мето- дологически достижению этого способствуют образовательные технологии проектно-созидательной модели обучения. Ведущая доминанта организа- ции и саморегуляции учения при этом – развитие мотивационно-смысло- вой сферы личности; сверхзадача преподавания философии – формирова- ние перманентного импульса к философскому самообразованию, понима- ние студентом ценности философии в «вcемирно-гражданском значении».
    Основными этапами формирования и одновременно концептуальными критериями философской культуры личности студента полагаем следующие:
    – определенное овладение специальной философской терминологией, категориально-понятийным аппаратом;
    – чтение специальной философской литературы, оригинальных фило- софских текстов;
    – навыки философского диалога, философского дискурса в целом;
    – личностная потребность в философствовании как способе миропо- стижения и миропонимания;

    8
    – независимое толерантное мышление как мировоззренческо- деятельностная ценность;
    – возможная реализация философской культуры в процессе профессио- нальной деятельности.
    Все вышеизложенное представляется концептуальным теоретико- методологическим основанием и исходной ценностной установкой для конструирования и чтения курса «Методика преподавания философии», содержание которого не может быть редуцировано к набору частных мето- дик изучения отдельных тем и разделов курса философии, но должно яв- ляться общей методикой ее преподавания. «Исторически» такой подход был предложен В.И. Разиным в вышедшей еще в 1977 году работе «Общая методика преподавания философии в вузах» (Разин В.И. Общая методика преподавания философии в вузах: Метод. пособие для преподавателей. М.:
    Высш. шк., 1977; полагаем нужным заметить, что эта работа, несмотря на свойственные времени идеологемы, не утратила определенного эвристиче- ского значения и по сей день).
    В процессе обучения будущих преподавателей философии существует ряд противоречий, которые нельзя не учитывать. К примеру, между абст- рактным предметом учебно-познавательной деятельности студента (фило- софские школы и направления, тексты источников и т.
    п.) и реальным пред- метом осваиваемой профессионально-педагогической деятельности; между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею студентом через множество предметных областей (история философии, онтология и теория познания, логика, культурология, педагогика и психо- логия, этика, эстетика и т.
    п.); между общественной формой реализации профессионально-педагогической деятельности и индивидуальной формой ее присвоения студентом. К тому же нередко приходится сталкиваться с заниженной самооценкой студентом своих возможностей и способностей в качестве будущего преподавателя философии и даже с негативным отно- шением к предстоящей преподавательской деятельности вообще.
    Разрешению этих противоречий и проблем должна способствовать та- кая система обучения в курсе «Методика преподавания философии», кото- рая обеспечивала бы возможность связи теоретических знаний и практиче- ских навыков будущей профессионально-преподавательской деятельности.
    В овладении курсом можно выделить следующие уровни:
    – репродуктивный – получение методических знаний;
    – уровень постижения методических знаний – написание планов и тек- стов лекций, рецензий на действующие учебники и учебные пособия, предложение своего видения изучаемых тем, разработка семинарских за- нятий с фиксацией познавательных задач, способствующих активизации мыслительной деятельности, и приемов контроля их решения; возможно, создание авторского варианта программы курса «Философия» и т.
    п.;

    9
    – уровень приобретения определенных навыков – обсуждение планов и текстов лекций, рецензий на учебники и учебные пособия, анализ предло- женных авторских вариантов учебных программ философских курсов, мо- делирование ситуаций семинарских занятий в рамках учебной деловой иг- ры и т.
    п.
    Каждый уровень подготовки будущих преподавателей предполагает оценку, фиксирующую индивидуальные достижения студента, и формули- рование заданий, способствующих его дальнейшему профессиональному становлению. Принципиально важное значение в организации и форме проведения занятий по методике преподавания философии имеют лично- стно-ориентированные педагогические технологии, в основу которых по- ложен диалогический принцип – равноправное сотрудничество преподава- теля и студентов как будущих коллег, расширение поля самостоятельности каждого обучаемого. В таком учебном процессе преподаватель не только учит, но и стимулирует студента к профессиональному развитию, создает условия для его осуществления.
    В заключение полагаем важным подчеркнуть, что при всей значимости курс методики все-таки вторичен по отношению к базовым курсам фило- софского образования, зависим от них. Содержательно он опирается на все общепрофессиональные дисциплины специальности, а также на курс
    «Психология и педагогика». Успех курса «Методика преподавания фило- софии» во многом определяется уровнем предшествующей подготовки студентов. Образно говоря, методика – это лишь «выкройка», «тканью» же являются общепрофессиональные знания студента.
    Для студентов специальности «Философия» в КГУ курс «Методика преподавания философии» читается в 7-м семестре в объеме 90 часов, из которых 51 час – аудиторные (34 часа – лекции, 17 часов – семинарские занятия), формой контроля является экзамен. Знания и навыки, приобре- тенные студентами в курсе методики, актуализируются и закрепляются в ходе педагогической практики, проводимой в 9-м семестре в течение деся- ти недель.
    Предлагаемая программа курса «Методика преподавания философии» далека от совершенства и завершения. Курс читается недавно, и программа представляет собой только первую попытку отразить авторское видение курса, находящегося в движении и становлении. Очевидно, что и содержа- ние курса, и «растянутое» введение (по сути – пояснительная записка) от- ражают в определенной степени личный авторский опыт преподавания философии в вузе; этот опыт имеет право на фиксацию, но исключает пре- тензии на удовлетворительную полноту рассмотрения проблемы.

    10
    ПОЧАСОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
    Количество часов
    Наименование темы
    Лекции
    Практические занятия
    Всего
    1. Предмет и задачи курса «Методика пре- подавания философии»
    4 – 4 2. Гуманитаризация образования и препо- давание философии
    4 – 4 3. Преподавание философии как вид про- фессиональной деятельности
    4 – 4 4. Построение образовательного простран- ства в процессе преподавания философии
    4 4 8 5. Государственный образовательный стан- дарт и преподавание философии
    2 – 2 6. Преподавание философии и профиль ву- за (факультета, специальности)
    2 4 6 7. Методика подготовки и чтения лекций по философии
    4 4 8 8. Методика подготовки и проведения се- минарского занятия
    2 4 6 9. Формы контроля знаний студентов 4 – 4 10. Методика руководства самостоятельной работой студентов
    2 – 2 11. Методическая работа кафедры 2 1
    3
    Итого
    34 17 51
    CОДЕРЖАНИЕ КУРСА
      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта