Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1. Таможенное право как отрасль права.

  • 1. Понятие, предмет и метод таможенного права.

  • 2. Соотношение таможенного права с международным правом и отраслями российского права. 3. Источники таможенного права. а) Система источников таможенного права.

  • 2. Соотношение таможенного права с международным правом и отраслями российского права.

  • 3. Источники таможенного права. На следующей лекции.а) Система источников таможенного права.

  • 3. Источники таможенного права. а) Система источников таможенного права.

  • Таможенное Матвеева. Матвеева Тамара Алексеевна, доцент кафедры административного права


    НазваниеМатвеева Тамара Алексеевна, доцент кафедры административного права
    АнкорТаможенное Матвеева.doc
    Дата14.03.2019
    Размер267 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТаможенное Матвеева.doc
    ТипДокументы
    #24950
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Таможенное право.

    Матвеева Тамара Алексеевна, доцент кафедры административного права.
    С прошлого года начал активно функционировать таможенный союз трёх государств – республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации.

    Таможенный союз начал функционировать и для многих, в том числе и учёных, становится неожиданностью то, что это начинает реально функционировать, в отличие от «союзного государства» с Белоруссией.

    У нас появилось наднациональное законодательство. Так что идут дискуссии – относится ли это к международному праву, ибо между государствами договоры, государства суверенные и всё с этим ясно.

    Но международные нормы как правило распространяются на больший круг субъектов.

    Поэтому для многих становится неожиданностью, что теперь не российские законы превыше всего, а есть и другие документы, которым российское (и казахстанское, и белорусское) законы должны соответствовать.

    Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Его надо приобрести. И иметь не только на семинарских занятиях, но и на лекциях.

    С 1 октября 2011 года Таможенный Кодекс РФ полностью утрачивает свою силу (до этого времени действовал один пункт одной статьи ТК РФ). Вместо него принят ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», он продаётся в магазинах и его надо купить. В нём до 1/3 всех норм – прямые ссылки на Таможенный Кодекс Таможенного Союза.

    Система такова: сначала идёт ТК ТС, а потом уже национальное законодательство в виде ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Потом, в теме источников, нам это подробнее объяснят.

    Введение ТК ТС сопровождалось изменением ряда привычных терминов, содержавшихся в течение десятилетий в ТК РФ. Скажем, нет больше таких понятий, как «таможенная территория РФ» и «таможенная граница РФ», теперь же – «таможенная граница таможенного союза» и «таможенная территория таможенного союза».

    Эксперты подсчитали, что 32 закона надо поменять, чтобы привести в соответствие с ТК ТС. Хотя бы терминологию надо привести в соответствие. Недавно выпустили постановления правительства, которые приводили постановления правительства в соответствие с ТК ТС.

    Проблема – контрабанда. Контрабандой может считаться только пересечение таможенной границы РФ. А её нету уже больше года. Но в УК РФ всё ещё эта запись. Можно сказать, что формально она так и есть, ибо таможенники на государственной границе ещё осталась.

    Не путать таможенную границу с государственной границей. Государственную границу охраняют пограничники (они к ФСБ принадлежат). Таможенную – таможенники, но они контролируют перемещение через таможенную границу товаров.

    С 1 июля повсеместно убирают таможенные посты на границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

    Нет уже такого понятия, как «таможенный режим», есть «таможенные процедуры».

    Для документов Таможенного Союза нет печатного издания, их издают только так, в книжных вариантах.

    Норма беспошлинного ввоза – товары на сумму, не превышающую полутора тысяч евро. По весу – до пятидесяти килограмм включительно. Если более – то взимается пошлина 4 евро за один килограмм.

    Не путать с нормами, которые существуют в аэропортах с требованиями к чемоданам.

    Россия входит во «Всемирную таможенную организацию».

    Кантемировский таможенный пост в Воронежской области, он пограничный с Украиной. Посёлок Бугаёвка – пункт автомобильного пропуска.

    Таможни подразделяют на внутренние и внешние таможни. Внутренние – не имеется границы в иностранными государствами, внешние – имеются.

    Предполагается присоединение тамбовской таможни к воронежской таможне.

    Таможенные представители раньше назывались «брокеры», теперь уже этого термина тоже нет.

    Таможенный Союз – не закрытый, в него и другие могут вступить и другие. Из всех СНГ Кыргызстан проявляет наибольшую инициативу, они готовят для этого пакет документов, возможно их скоро примут.

    Все эти три государства с разным экономическим укладом. Назарбаев – президент Казахстана – был инициатором создания, он вообще очень переживал, что развалили СССР. А ещё у него есть идея создать союз по типу европейского союза.

    С 1 января 2012 года должно действовать единое экономическое пространство, которое предусматривает свободное движение капитала и свободное движение рабочих рук и ног.

    А следующий этап – с 1 января 2013 года планируется создание Евразийского Экономического Союза. То есть уже более плотного экономического союза, переходящего в политический союз.
    Но мы будем изучать только то, что касается Таможенного Союза.
    План первого семинарского занятия.

    Тема: «Таможенные органы РФ». Девять вопросов.

    1) Руководство таможенным делом в РФ.

    2) Система таможенных органов РФ.

    3) Должностные лица таможенных органов.

    4) Принципы деятельности таможенных органов.

    5) Основные функции таможенных органов.

    6) Обязанности, права и ответственность таможенных органов и должностных лиц.

    7) Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использование служебных собак (служебные собаки используются в розыскной деятельности).

    8) Обжалование решений, действий (действий) таможенных органов и должностных лиц.

    9) Информирование и консультирование, осуществляемое таможенными органами.
    К этой теме нам нужно сделать два процессуальных акта. Но необязательно их сделать прямо к первому занятию. Если сможем – то сделаем. Но в обязательном порядке все пять документов мы должны будем отдать на последнем семинарском занятии, поскольку иначе зачёт мы не получим.

    1 акт. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Жалобу пишем на действия таможенного органа или его должностного лица в вышестоящий таможенный орган, а не в суд.

    Форма жалобы – посмотрим ФЗ «О таможенном регулировании», там есть статья «Форма обжалования», и вот по тем реквизитам, которые есть в этой статье, мы и сориентируемся в тем, что должно содержаться в жалобе. Официальной формы нету, поэтому надо самим смотреть и проверять, чтобы соответствовало статье.

    Фабула. Мы можем посмотреть учебное пособие (хоть оно и устарело, «Таможенное право», Матвеева автор), там есть задачки – можно полистать и посмотреть их.

    Можно посмотреть обзоры практики, которые публикуют Федеральная Таможенная Служба, которые публикуются и на сайте. Там в основном по юридическим лицам.

    Жалобу можно писать и от физических, и от юридических лиц.

    Более 600 организаций по Воронежской области, которые занимаются внешней торговлей – экспортом и импортом.

    2 акт. Решение таможенного органа по этой самой жалобе. Здесь есть нормативно закреплённая форма, содержится в Приказе Федеральной Таможенной Службы от 27 декабря 2010 года №2613 «Об утверждении формы решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощённом порядке». Распечатываем эту форму и заполняем её. От руки переписывать форму запрещает.

    Мы можем все акты напечатать, не нужно от руки писать.

    Всё это должно быть юридически грамотным, со ссылкой на ныне действующие законы и акты.
    Источники:

    Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Статья 4 – там определения. Статьи 6, 9 и глава 2.

    Федеральный Закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (в лекциях его потом так и будут называть – 311-ФЗ). Его тоже надо купить. Здесь смотреть ст. 3 и главы 2, 3 и 4.

    Федеральный Закон от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», статьи с 1 по 5 (и этого будет достаточно).

    Постановление Правительства от 31 марта 2011 года №232 «Об утверждении правил использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучении и содержании». Это к седьмому вопросу. Смотреть необязательно.

    Приказ Федеральной Таможенной Службы от 24 мая 2006 года №469 с изменениями, внесёнными приказом от 25 марта 2011 года №641 «Об утверждении административного Регламента федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов», это к 9 вопросу.

    Посмотреть приказы Федеральной Таможенной службы РФ (это ко 2 вопросу будет) о местонахождении и регионах деятельности таможенных органов: 1) непосредственно подчинённых федеральной таможенной службе и 2) расположенных в федеральных округах. Эти посмотреть обязательно надо. Логики не искать – где надо, там и делают (или где считают, что надо – там делают, а где не надо – там ликвидируют). Логика есть только по федеральным округам.
    Итак, Таможенный Кодекс Таможенного Союза имеет совершенно другую природу, чем вообще кодексы, которые действуют в РФ – ибо все наши кодексы федеральные законы.

    Таможенный Кодекс Таможенного Союза является приложением к Договору о Таможенном Кодексе Таможенного Союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества (высшего органа Таможенного Союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17, с изменениями, внесёнными Протоколом от 16 апреля 2010 года.

    То есть это даже не самостоятельный документ, а приложение к Договору.

    Договор о Таможенном Кодексе Таможенного Союза – он обычно бывает в самом тексте ТК ТС. Он подписан Лукашенко, Назарбаевым и Медведевым.

    Договор о ТК ТС – это международный документ, поэтому он подлежал ратификации. Поэтому на первой же страничке – ФЗ о ратификации указывают.

    Предполагалось, что с 1 июля 2010 года ТК ТС вступит в силу. В Казахстане и в России его ратифицировали, а в Белоруссии – нет. Белорусы задержались, так как с 1 января 2010 года таможенные ставки были приняты, а там были вопросы про то, что не надо для единого таможенного союза нефть и газ продавать с таможенными надбавками.

    5 июля 2010 года был заключён трёхсторонний договор о том, что с 6 июля 2010 года ТК ТС вступает в силу для всех трёх государств, но применяется он для РФ и Казахстана с 1 июля.

    Договор об учреждение ЕврАзЭС (Евразийского экономического сообщества) был подписан в Астане (в Казахстане) в 2000 году и его подписали пять республик: республика Беларусь, республика Казахстан, Кыргызская республика, Российская Федерация и республика Таджикистан.

    Есть в ЕврАзЭС страны-наблюдатели: Украина, Молдова и Армения.

    Межгоссовет – межгосударственный совет ЕврАзЭС – это высший орган Таможенного Союза, который собирается:

    1) На уровне глав государств не реже одного раза в год.

    2) На уровне глав правительств не реже двух раз в год.

    Решения, которые там принимаются, они обычно оформляются, когда на уровне глав государств там обычно принимаются договоры, а если на уровне глав правительств – соглашения.

    Но поскольку официальных печатных изданий нет, в электронных версиях всё как-то по-разному оформляется. Есть просто «соглашения», а есть «соглашения между правительствами». Но всё равно, лектору кажется, что это межгосударственные, а не межправительственные соглашения.

    Было специальное решение комиссии Таможенного Союза о написании основных терминов. «Таможенный» перед «Союз» пишется с большой буквы, и ЕврАзЭС тоже пишется именно так.

    Таможенный Кодекс Таможенного Союза вступил в силу для трёх государств с 6 июля 2010 года. Это было оформлено специальным решением межгоссовета. Но применяется этот Кодекс для России и Казахстана с 1 июля 2010 года.


    Тема 1. Таможенное право как отрасль права.


    1. Понятие, предмет и метод таможенного права.

    2. Соотношение таможенного права с международным правом и отраслями российского права.

    3. Источники таможенного права.

    а) Система источников таможенного права.

    б) Особенности действия международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного Союза, решений органов Таможенного Союза и нормативных правовых актов РФ во времени.

    в) Особенности действия таможенного законодательства Таможенного Союза и нормативно-правовых актов РФ в пространстве.

    г) Требования к актам законодательства РФ о таможенном деле и иным правовым актам РФ в области таможенного дела.
    Основные источники: ТК ТС, ФЗ-311.

    Из дополнительной литературы:

    Матвеева Т.А. «Система источников таможенного права в условиях функционирования Таможенного Союза», Вестник ВГУ, серия «Право», 2011 год, №1, стр. 208-221.

    1. Понятие, предмет и метод таможенного права.
    Прошлые годы в основном дискуссии крутились насчёт того, что вообще за отрасль права и является ли самостоятельной отраслью.

    Профессор Бахрох считает таможенное право институтом или в крайнем случае подотраслью административные. Доводы: методы принуждения, административные исполнительные органы государственной власти. Он отстаивает заодно, что и земельного права нет, и финансового, и экологического.

    В конце концов, вывод: существуют только уголовное, гражданское, административное и конституционное право из всех материальных прав остаётся.

    В основном те учёные, которые занимаются таможенным правом, начинали где-то в других отраслях – в административном, финансовом…

    Известный московский финансист профессор Козырин, он занимается финансовым и таможенным правом, да и профессор Бокаева. Профессор Ноздрачёв – административист и таможенное право.

    Так вот, Козырин и Бокаева рассматривали таможенное право как отрасль законодательства (но не права).

    И есть учёные, которые плотнее всего занимаются таможенным правом, которые считают, что государство и само заинтересовано в том, чтобы таможенное право развивалось как самостоятельная отрасль права, и для этого есть все основания: и самостоятельные предмет и метод и неповторимые ни с чем источники.

    Но сейчас всё это отошло на второй план, все эти дискуссии.

    С учётом новых реалий нам предлагают следующее определение:

    Таможенное право – это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного Союза.

    Разберёмся с терминами, используемыми в определении.

    Товары в таможенном праве. Термины есть в ТК ТС, там они расположены по алфавиту, а не по значимости, как было ранее.

    Товар (ст. 4 ТК ТС, пункт 1, подпункт 35) – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного Союза (российский рубль, белорусский рубль и в Казахстане называется «деньга»), ценные бумаги и (или) валютные ценности (к валютным ценностям относится иностранная валюта; у нас упоминается евро – в них исчисляется таможенный тариф, а перемещение наличной иностранной и российской валюты – там эквивалентом является доллар), дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

    В Договоре есть, но в ТК ТС не указаны, скажем, те же «банковские чеки».

    В другом законодательстве сказано (в уголовном, гражданском, административном…), что когда речь идёт о товаре, то всегда идёт ссылка, что этот термин употребляется в смысле таможенного законодательства Таможенного Союза и российского законодательства о таможенном деле.

    Кроме общего определения товаров выделяются «товары личного пользования», «товары Таможенного Союза», «иностранные товары».

    В качестве отдельной категории товаров выступают транспортные средства. ТК ТС даёт определения отдельно транспортного средства как категории товаров (подпункт 39) и транспортные средства международной перевозки (подпункт 40).

    Транспортное средство как категория товаров – это те автомобили, воздушные суда, морские, речные и прочее – те, которые перемещаются в целях купли-продажи.

    Транспортные средства международной перевозки – если на автомобилях перемещаются люди и грузы, если используют для перевозки.

    Если в качестве товаров – то за них нужно уплачивать все причитающиеся таможенные платежи, в том числе и таможенную пошлину.

    Когда устанавливается 30% и более – это запретительная пошлина, ибо уже и смысла ввозить его и нет. А у нас с 2009 года такая пошлина на ввозимые автомобили. А для физических лиц ставка на ввозимые автомобили достигает 54%.
    Определение «перемещение товаров». Подпункт 22 пункта 1 статьи 4 ТК ТС.

    Перемещение товаров через таможенную границу – это ввоз товаров или вывоз товаров с или на таможенную территорию Таможенного Союза.

    Статья 2 ТК ТС. Единую таможенную территорию ТС составляют территории республики Казахстан, Беларуси и РФ, а также те территории, на которых государства обладают исключительной компетенцией.

    Главный вывод: его составляют государственные территории трёх республик.

    Ввоз товаров (подпункт 3) – это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях и трубопроводных транспортов и т.д., до их выпуска таможенными органами.

    Выпуск товаров таможенными органами (подпункт 5) – это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями, заявленными с таможенными процедурами и с иными условиями (самим их в определении посмотреть).

    Подтверждается это разрешение использовать тем, что на документах ставятся печати о том, что выпуск разрешён. Профессиональный язык – «таможенная очистка», у нас это называется «растаможивание товара».

    Есть различные процедуры. Экспорт – если вывозят. Выпуск товаров для внутреннего потребления в страну – если ввозят. Транзит – если провозят через страну в третью страну. Есть ещё процедуры временного ввоза – и обязательно потом нужно будет вывезти (скажем, на гастроли, или временный ввоз или вывоз выставок…).

    Если уже под эти процедуры поместили, то как-то иначе товары использовать нельзя.
    Вывоз товаров (подпункт 4) – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного Союза любым способом (включая пересылку и т.д.) до фактического пересечения таможенной границы.

    То есть совершение фактических действий, направленных на пересечение границу, но не само пересечение, то есть «до».
    Надо ещё нам сказать, что такое «таможенная граница».

    2. Соотношение таможенного права с международным правом и отраслями российского права.
    3. Источники таможенного права.

    а) Система источников таможенного права.


    б) Особенности действия международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного Союза, решений органов Таможенного Союза и нормативных правовых актов РФ во времени.

    в) Особенности действия таможенного законодательства Таможенного Союза и нормативно-правовых актов РФ в пространстве.

    г) Требования к актам законодательства РФ о таможенном деле и иным правовым актам РФ в области таможенного дела.

    Надо ещё нам сказать, что такое «таможенная граница».

    Таможенная граница (пункт 2 ст. 2) – пределы таможенной территории Таможенного Союза.

    Таможенная граница отличается от государственной границы.

    Государственная граница – это реальная линия на местности. Многие исследователи называют таможенную границу «юридической фикцией».

    Таможенная граница проходит там, где таможенники. Она может находиться в разных местах, для разных лиц в разных местах (экипаж воздушного судна – для них граница проходит на самом воздушном судне).

    Есть и другие различия между государственной и таможенной границей. В подробности вдаваться мы не будем.
    Предмет таможенного права.

    ТК ТС в ст. 1 называет важнейшие отношения, которые им регулируются.

    Предметом таможенного права являются общественные отношения, следующие группы:

    1) Отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного Союза.

    2) Отношения, связанные с их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного Союза под таможенным контролем.

    3) Отношения, связанные с временным хранением. Когда товары поступают на таможенную территорию ТС, когда они только переместились, для того, чтобы улаживать таможенные формальности, товары необходимо временно хранить (это платное временное хранение).

    4) Отношения, связанные с таможенным декларированием. В статье 4 (основные термины там), подпункт 27. Таможенное декларирование – это заявление декларантом сведений, необходимых для выпуска товаров…

    5) Отношения, связанные с выпуском товаров и использованием в соответствии таможенными процедурами. Выпуск товаров – действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать эти товары в соответствии с той процедурой, которая заявлена. Исключение в плане использования. В тех случаях, когда товары ввозятся физическими лицами для личного использования – там просто выпуск на использование для личных, семейных и иных некоммерческих нужд.

    6) Отношения, связанные с проведением таможенного контроля.

    Таможенный контроль – это совокупность мер, используемые таможенными органами, в том числе и с системой управления рисками (риски, что будет нарушено таможенное законодательство).

    Есть белые, серые и чёрные схемы перемещения (белые – всё правильно; серые – под видом одного товара ввозят другой; чёрные – контрабанда).

    7) Отношения, связанные с уплатой таможенных платежей.

    Самое широкое понятие – таможенные платежи.

    К таможенным платежам относятся:

    1. Таможенная пошлина (не просто пошлина и не государственная пошлина), которая бывает двух видов:

    а) Ввозная таможенная пошлина.

    б) Вывозная таможенная пошлина.

    Практически на все товары, ввозимые в страны ТС, существуют ввозные таможенные пошлины. Потому что цель пошлины – в том, чтобы товары, которые поступают из других стран, по цене были дороже, чем товары, которые производятся в стране.

    Ввозная пошлина может быть нулевая, но это тоже пошлина – просто ставка нулевая.

    Вывозная таможенная пошлина. Всемирная Торговая Организация вообще отрицает возможность существования вывозной таможенной пошлины, потому что, на взгляд ВТО, она искажает таможенную политику. Поэтому вступающие в ВТО страны должны отказаться от вывозной таможенной пошлины. А в РФ бюджет формируется на 52% за счёт поступлений от таможенных органов. Огромная часть из этой суммы – вывозные пошлины, ибо Россия вывозит природные ресурсы. А в нормальных странах эта цифра – 10-12%, остальное – за счёт внутреннего производства, за счёт уплаты налогов.

    2. НДС, взимаемый при ввозе товаров.

    3. Акциз, взимаемый при ввозе товаров.

    4. Таможенные сборы. Существует три вида таможенных сборов (перечень закрытый).

    а) Таможенные сборы за таможенные операции.

    б) Таможенные сборы за временное хранение.

    в) Таможенные сборы за таможенное сопровождение.
    8) Властные отношения, возникающие между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами (то есть реализующими права собственности; здесь не обязательно, чтобы те лица, которые перемещают товары, здесь важны отношения собственности).
    Эти отношения указаны в ТК ТС.

    Однако к предмету отрасли относятся масса других отношений: 9) отношения по информированию и консультированию, 10) по ведению таможенной статистики, 11) отношения по поводу обжалования действий (бездействий) должностных лиц и таможенных органов.

    Метод таможенного права.

    Основной метод, который используется в таможенном праве – это метод властных предписаний, так как таможенные органы – это властные, правоохранительные органы. То есть метод императивный метод.

    Помимо императивного метода используется также и диспозитивный метод, метод координации, метод равноправия. Этот метод обычно используется тогда, когда речь идёт об обязательственных отношениях (они относятся к гражданско-правовой сфере). Пример: статья 12 ТК ТС – таможенный представитель (раньше это было таможенным брокером, теперь уже нельзя так говорить), это юридическое лицо (поэтому нельзя говорить, что «задержали таможенного представителя», ибо это организация). Отношения между таможенным представителем с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. А также владелец таможенного склада (28 статья ТК ТС) – его отношения с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

    2. Соотношение таможенного права с международным правом и отраслями российского права.
    С международным правом. Связь прямая, так как основные источники таможенного права – это международные договоры, международные соглашения, международно-правовые акты.

    Соотношение к Конституцией РФ. Конституция РФ – основной закон, ст. 15 – международные договоры являются частью правовой системы РФ.

    Конституция. Статья 71, пункт «ж» – исключительные предметы ведения РФ, таможенное регулирование в исключительном ведении.

    «Таможенное регулирование» появился термин впервые в Конституции.

    Но теперь уже нельзя относить таможенное регулирование к предметам исключительного ведения РФ, ибо это – исключительное ведение Таможенного Союза.

    Статья 74 – на территории нельзя внутренних границ понаставить для перемещения товаров, работ и услуг и вообще перемещаться людям.

    Статья 106 Конституции – обязательны к рассмотрению в Совете Федерации принятые Госдумой законы, в том числе и законы по таможенному регулированию.
    Связь тесная у таможенного права с административным правом. Все вопросы, относящиеся к управлению таможней (внутренняя структура таможни…) всё это относится к административному праву. А к таможенному – всю суть, которая составляет таможенное дело.

    Также в КоАПе есть глава 16 (нарушение таможенных правил и ответственность за них).
    Связь с уголовным правом. Контрабанда и другие преступления.

    Уголовный процесс. Таможенные органы являются органами дознания, они осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
    Гражданское право. Договорные отношения могут быть в таможенной сфере.
    Финансовое право. В частности и прежде всего – налоговое право. НДС и акцизы – это налоги и регулируются они прежде всего налоговым законодательством, а там, где только НК не хватает, в НК есть ссылки на таможенное законодательство.
    Трудовое право. Помимо должностных лиц в таможне трудятся и работники, деятельность которых регламентируется ТК РФ.

    Большая часть должностных лиц – это государственные гражданские служащие, которые действуют по ФЗ «О государственной гражданской службе», в котором в свою очередь есть отсылки к ТК РФ.

    3. Источники таможенного права.
    На следующей лекции.
    а) Система источников таможенного права.


    б) Особенности действия международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного Союза, решений органов Таможенного Союза и нормативных правовых актов РФ во времени.

    в) Особенности действия таможенного законодательства Таможенного Союза и нормативно-правовых актов РФ в пространстве.

    г) Требования к актам законодательства РФ о таможенном деле и иным правовым актам РФ в области таможенного дела.

    Задание на второй семинар.

    Вопросов будет 11.

    1) Понятие и принципы проведения таможенного контроля. Проведение таможенного контроля.

    2) Товары, находящиеся под таможенным контролем. Зоны таможенного контроля.

    3) Таможенный контроль после выпуска товаров.

    4) Дополнительные полномочия таможенных органов, обнаруживших товары, незаконно ввезённые в РФ.

    5) Освобождение от применения таможенными органами определённых форм таможенного контроля.

    6) Формы и порядок проведения таможенного контроля.

    7) Личный таможенный досмотр как исключительная форма таможенного контроля.

    8) Взаимная административная помощь таможенных органов.

    9) Система управления рисками.

    10) Порядок проведения таможенных проверок.

    11) Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.
    Проанализировать следующие ситуации (все реальные, из жизни):

    Первая. Таможенниками в аэропорту Шереметьево задержана гражданка США, летевшая транзитом через Москву из Лос-Анджелеса в Ереван. При ней было 14 чемоданов и коробок. Весь прибывший багаж проверялся при помощи многоуровневой автоматизированной системы в новом чём-то аэропорта. Содержимое четырёх мест багажа вызвало подозрения у таможенного инспектора. При вскрытии было обнаружено более 12 тысяч патронов различных типов ручного огнестрельного оружия (потянуло на 455 килограмм). Каких-либо разрешительных документов на провоз патронов американка представить не смогла и заявила, что багаж с патронами ей не принадлежит, о содержимом ей ничего не было известно, а перевозит она его по просьбе родственника.

    Вторая ситуация. В Хабаровском крае двое граждан РФ незаконно ввезли препараты, содержащие сильнодействующие наркотические средства.

    Третья ситуация. На Камчатке «экспортёры» пытались вывезти, минуя таможенный контроль, почти 50 тонн краба более чем на полтора миллиона рублей.

    Четвёртая ситуация. В Приморье под видом заявленных по документам стройматериалов (сендвич-панели и металлопрофиль были заявлены) из Китая на автомобиле была ввезена большая партия верхней одежды (мужской и женской). Стоимость товаров – более полутора миллионов рублей.

    Пятая ситуация. Сотрудниками таможни были задержаны члены поездной бригады состава Воронеж-Киев на КПП Глушкова в Курской области. Две проводницы и электромеханик поезда провозили в технических полостях вагона (то есть явно прятали) расходометры дизельного топлива (эти приборы используются на предприятиях для предотвращения краж горючего) общей стоимостью более 500 000 рублей без таможенного декларирования с сокрытием от таможенного контроля.

    Вопросы ко всем ситуациям:

    1. Какие формы таможенного контроля могли быть использованы в данных случаях?

    2. Какие акты должны составляться должностными лицами таможенных органов?
    Составьте 2 процессуальных акта, используя соответствующие источники.

    Источники:

    Таможенный Кодекс ТС, статья 4, раздел 3.

    К вопросу №8. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года.

    Решение Комиссии Таможенного Союза от 20 мая 2010 года №260 «О формах таможенных документов».

    Рекомендует конкретные формы: 1) Форма Акта таможенного контроля товаров и документов на них в случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля. 2) Форма объяснения. 3) Форма акта таможенного досмотра (осмотра). 4) Форма акта таможенного осмотра помещений и территорий.
    Федеральный Закон от 27 ноября 2010 года №311 «О таможенном регулировании в РФ». Здесь раздел 3

    Приказ Федеральной Таможенной Службы от 14 февраля 2011 года №282 «Об утверждении форм постановления таможенного органа об изъятии товаров, незаконно перемещённых через таможенную границу Таможенного Союза и актов об изъятии товаров и возврате изъятых товаров».
    Ещё один, последний акт – «Пассажирская таможенная декларация». Мы всего пять процессуальных актов делаем.


    3. Источники таможенного права.

    а) Система источников таможенного права.
    I. Конституция.

    II. Общие международные договоры по таможенным вопросам (ст. 15 Конституции – составной часть правовой системы РФ являются общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры).

    В данном пункте говорится об общих международных договорах, которые ратифицируются в РФ.

    Можно классифицировать общие международные договоры следующим образом:

    1. Закрепляющие международные стандарты в области упрощения и гармонизации таможенных процедур.

    Наиважнейшее значение имеют Международная Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» 1973 года в редакции от 1999 года.

    Это самый важный международный документ в области таможенного дела.

    При этом данная Конвенция была ратифицирована в РФ только в конце 2010 года (то есть нормы мы свои под неё подстраивали давно, весь ТК РФ 2003 года был под неё подстроен, но ратифицировали давно).
    Международная Конвенция «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров» 1983 года. Значение этой конвенции в том, что каждое государство имеет свою товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, в которой указываются коды товаров (не путать со штрих-кодами), и код товара обязательно указывается в таможенной декларации (декларация на товары).

    Сейчас принята «единая Товарная Номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза», ТН ВЭД имеет десятизначный цифровой код. ТН ВЭД ТС.

    Поскольку таможенный контроль и в основном документальный, то проверяют таможенники именно самую декларацию на товары и смотрят на ТН ВЭД. Самое распространённое нарушение – когда подменяются некоторые цифры в коде, когда указан в коде один товар, а перевозят фактически другой.
    «Таможенная Конвеция о карнете АТА для временного ввоза товаров» 1961 года. Вместе с ней применяется «Конвенция о временной ввозе» или Стамбульская конвенция 1990 года.

    «Карнет» это книжка, АТА – это начальные буквы французских и английский слов, которые обозначают временное допущение и, соответственно:

    Книжка АТА – это комплект таможенных пропускных документов на временный ввоз, вывоз, транзит определённых грузов.

    Упоминания об этих двух конвенциях постоянно встречаются в Приказах Федеральной Таможенной Службы. К примеру, «Приказ о перечне органов, компетентных совершать действия с карнетом АТА». По Воронежской области три таможенных поста: Левобережный таможенный пост, Кантемировский и Воронежского аэропорта (кажется, так).
    2. Договоры, закрепляющие систему таможенных привилегий и преференций (преференции – почти тоже самое, что и льготы) в международном праве.

    Венская Конвенция «О дипломатических сношениях» 1961 года, в которой закреплены льготы для дипломатов, в том числе и при перемещении через границ. Они сами и их багаж без таможенного контроля перемещаются по VIP-процедуре.
    3. Договоры, посвящённые международно-правовому регулировании сотрудничества и взаимопомощи государств в таможенных делах.

    Например, Международная Конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» 1977 года.
    4. Иные международные договоры.

    К примеру, Таможенные конвенции 1954 года, касающиеся льгот для туристов.

    Именно этими конвенциями закреплены те нормы беспошлинного перемещения товаров для туристов, которые действуют сейчас во многих странах (определённое беспошлинное количество перемещения алкоголя, табачного и парфюмерных товаров – там не более чем 50 г духов и не более чем 250 мл туалетной и парфюмерной воды).
    III. Третья группа источников. Акты, составляющие договорно-правовую базу Таможенного Союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации.

    В Таможенном Кодексе Таможенного Союза эти источники названы «таможенное законодательство Таможенного Союза». Статья 3, пункт 1.

    Не совсем корректно использовать термин «законодательство». В широком смысле сюда включают помимо законов и указы президента, и акты Палат Парламента… Однако всё равно чаще применяется обычно термин «законодательство» в узком смысле, только сами законы. То же, что называется в ТК ТС, не совсем законодательство.

    Там законодательством называется сам ТК ТС (а это – приложение к международному договору), потом ещё международные договоры этих стран (а это тоже не законы), и решения комиссии ТС (а это исполнительный орган, поэтому тоже не законы).

    Поэтому более правильно говорить «договорно-правовая база». И надо чуть расширить ст. 3 п. 1.

    1) Во-первых, ТК ТС, является приложением к Договору, принятом на уровне глав государств Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества.

    2) Международный договор о ТК ТС подписан 27 ноября 2009 года, изменения были изменены (и наверняка ещё будут вноситься), вступил в законную силу для трёх государств ТК ТС вступил в законную силу с 6 июля 2010 года, но для России и Казахстана применяться этот документ стал ещё с 1 июля 2010 года (что тоже оформлено соответствующими документами).

    2.1. Международные договоры государств-членов Таможенного Союза, направленные на формирование Таможенного Союза.

    К этим договорам относится Договор «О комиссии Таможенного Союза» от 6 октября 2007 года. В настоящее время готовится новый вариант данного договора, который обсуждается в Комиссии Таможенного Союза и должен быть подписан главами государств в декабре 2011 года.

    Это связано с тем, что с 2012 года (с 1 января 2012 года) начинает действовать Единое Экономическое пространство (следующий этап интеграции, таможенный союз обычно трансформируется в единое экономическое пространство).

    Комиссия по сути станет правительством этого единого экономического пространства, её полномочия будут расширены, а работающие в ней чиновники будут фактически международными чиновниками.

    Ещё два примера.

    Протокол «О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного Союза, выхода из них и присоединения к ним», от 6 октября 2007 года.

    Договор между РФ и республикой Казахстан «О применении международных договоров в рамках формирования Таможенного Союза» от 2010 года (вносились изменения).

    3) Международные договоры государств-членов Таможенного Союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе.

    Например, соглашение «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском». От 18 июня 2010 года.

    В октябре (то есть уже на днях) предполагается, что в это соглашение будут внесены коррективы. Предполагают изменить нормы беспошлинного ввоза товара в РФ – сумма не более чем 1,5 тысячи евро и по весу не более 50 кг. С лета этого года предложение повысить норму беспошлинного ввоза до 10 тысяч (не совсем понятно, евро или долларов, ибо без декларирования мы можем 10 тысяч долларов вывозить и ввозить), но только для тех лиц, которые перемещают воздушным транспортом.

    Соглашение «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях», от 18 июня 2010 года.

    Их огромное количество – и соглашение о свободных экономических зонах…

    И протоколы. Скажем, Протокол очень важный «Об отдельных временных изъятиях из…» (кажется, там про таможенные тарифы дальше).

    4) Решения органов Таможенного Союза. В ст. 3 об этом почему-то забыли, про решения высшего органа ТС.

    Первое решение.

    Решение высшего органа Таможенного Союза, то есть Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества.

    Важнейшее решение – Решение №17 от 27 ноября, в котором утверждение действие о договоре о ТК ТС.

    Решение Межгоссовета ЕврАзЭС № 18 27.11.09 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного Союза республики Беларусь, республики Казахстан и РФ».

    Решение Межгоссовета ЕврАзЭС № 19 27.11.09 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного Союза республики Беларусь, республики Казахстан и РФ».

    Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года №51 «О договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза». В нём другие нормы, нежели в ФЗ «О валютном регулировании», а так как у данного договора юридическая сила выше, то данный договор действует.

    Второе решение.

    Решение комиссии Таможенного Союза.

    Комиссия Таможенного Союза учреждена Договором 2007 года как Единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза к функциям которой отнесены исполнение решений, принятым высшим органом Таможенного Союза; разработка рекомендаций и так далее.

    Решения комиссии Таможенного Союза имеют обязательный характер для сторон. Два примера запишем (которые нам для семинаров всё равно придётся смотреть).

    Решение комиссии Таможенного Союза от 20 мая 2010 года №260 «О формах таможенных документов».

    Решение комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации». Это будет пятый процессуальный акт, который нам нужно будет сделать к концу декабря.

    Эти решения подписываются на уровне заместителей председателей правительства государства (Шувалов сейчас от России).
    IV. Нормативные правовые акты государств-членов Таможенного Союза.

    Мы будем говорить о нормативно-правовых актах Российской Федерации.

    1) Законодательство Российской Федерации о таможенном деле.

    Федеральный Закон от 27 ноября 2010 года №311 «О таможенном регулировании в РФ», в статье 4 написано, что считается законодательством РФ о таможенном деле.

      1   2   3   4
    написать администратору сайта