Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Информатика
Начальные классы
Биология
Медицина
Вычислительная техника
Сельское хозяйство
Ветеринария
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
История
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Электротехника
Автоматика
Связь
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Искусство
Культура
Логопедия
География
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Языки народов РФ
Социальному педагогу
Обществознание
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Методическая разработка комбинированного занятия на тему " Общение как важное условие развития личности". Методическая разработка комбинированного занятия на тему ". Методическая разработка для преподавателя комбинированного занятия по дисциплине Психология общения Тема занятия Общение как важное условие развития личности Преподаватель психологии Еременко И. А


Скачать 177.5 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для преподавателя комбинированного занятия по дисциплине Психология общения Тема занятия Общение как важное условие развития личности Преподаватель психологии Еременко И. А
АнкорМетодическая разработка комбинированного занятия на тему " Общение как важное условие развития личности"
Дата19.09.2017
Размер177.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодическая разработка комбинированного занятия на тему " .doc
ТипМетодическая разработка
#45329
КатегорияДругое
страница1 из 3
  1   2   3



БПОУ ОО

«Орловский базовый медицинский колледж»



Методическая разработка

для преподавателя

комбинированного занятия
по дисциплине

«Психология общения»


Тема занятия:

Общение как важное условие развития личности

Преподаватель психологии:

Еременко И. А.



Орел - 2017


План комбинированного занятия
Дисциплина: Психология общения.

Курс, специальность: IV курс; Лечебное дело

Количество часов: 2

Место проведения: аудиторное занятие.
Тема: Общение как важное условие развития личности.
Цели занятия:

Образовательная: формирование понятий – свойства, функции, средства, уровни и стили общения; закономерности общения; особенности развития личности в общении; основы делового общения; взаимосвязь общения и деятельности.

Воспитательная: воспитание потребности в соблюдении психологических законов коммуникации; стимулирование познавательной активности.

Развивающая: развитие умения применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Мотивация: Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым человеком.

Также посредством общения организуется и обогащается деятельность человека, в ней возникают новые связи и отношения между людьми, становится более эффективным профессиональное взаимодействие.



Интеграционные связи (внутри – и межпредметные):

внутри: психология деятельности (общение как особый вид деятельности), психология личности (зависимость общения от индивидуально-психологических особенностей личности), возрастная психология (психологические особенности развития общения в онтогенезе), патопсихология (последствия дефицита общения, формирование госпитализма);

межпредметные: основы сестринского дела (общение в сестринском деле, биоэтика), философия (язык и мышление), русский язык и культура речи (нормы устной речи), педиатрия (нейропсихологическое развитие ребенка, развитие речи).
Оснащение: рабочая программа, календарно-тематический план, вопросы для фронтального опроса и карточки задания для рубежного контроля знаний; Схема «Психологическая структура общения»; мультимедиа слайд-презентация; конспект занятия, образец таблицы «Формы общения в онтогенезе», учебники.

Хронокарта занятия:

  1. 2 мин. - Орг. Момент.

  2. 12 мин. - Контроль исходного уровня знаний

  3. 2 мин. – Подведение итогов контроля.

  4. 60 мин. – Объяснение нового материала.

  5. 2 мин. – Подведение итогов изученного материала.

  6. 10 мин. – Закрепление нового материала.

  7. 2 мин. - Задание на дом.


Ход занятия:

1. Орг. Момент (отмечается внешний вид аудитории и студентов, в соответствии с требованиями; сообщается тема, цели, с проведением мотивации и реализации профильности, другие приемы): приветствие, сообщение темы и целей занятия, проверка отсутствующих.
2. Контроль исходного уровня знаний (с использованием разнообразных форм контроля. Вопросы для контроля исходного уровня знаний и др. методический материал прилагается): осуществляется в виде фронтального опроса и индивидуальной работы по карточкам – заданиям.
3. Подведение итогов контроля (с обязательным комментарием оценок и выводами о проделанной работе. В зависимости от форм контроля этот этап можно провести в конце занятия): оценки за работу с карточками объявляются на следующем занятии. Рефлексия студентов.
4. Объяснение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения): на занятии изучаются вопросы:


  1. Значение общения для человека.

  2. Основные свойства и уровни (стили) общения.

  3. Развитие общения.

  4. Общение и профессиональная деятельность медицинского работника.


5. Подведение итогов изученного материала: выводы по теме, рефлексия студентов.
6. Закрепление нового материала (можно выделять отдельными этапами или проводить по ходу занятия): осуществляется по ходу изложения материала в виде фронтального опроса, выявляющего уровень понимания основных терминов и понятий темы и итоговый фронтальный опрос для закрепления в конце занятия.
7. Задание на дом (преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах с учетом дифференцированного подхода к студентам): Реферативные сообщения на темы 27 – 31; повторить материал по теме в разделе «Социальная психология».


Преподаватель психологии Еременко И.А.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент

Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое общение, и попытаемся определить его роль в формировании и развитии человека.

В прошлом учебном году мы с вами уже знакомились с понятием общение в рамках «Социальной психологии». Учились психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать его, психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, проявлять и удерживать инициативу, преодолевать психологические барьеры в общении, интерпретировать невербальные средства общения собеседника и т.д.

Сегодня мы постараемся выяснить, какое значение в жизни человека имеет человеческое общение и можно ли достичь полноценного личностного развития вне общения, а также определим роль общения в профессиональной деятельности медицинских работников.
2. Контроль знаний студентов

Фронтальный опрос:


  1. В чем проявляется воля человека?

  2. Чем отличаются волевые поступки от безвольных?

  3. Что такое эмоции?

  4. Какие существуют виды эмоций?

  5. Какие виды чувств известны науке?

  6. Какую роль в жизни человека играют разные виды эмоций?

  7. Назовите основные формы эмоциональных переживаний.


Индивидуальная работа по карточкам: (см. приложение 1)
3. Основная часть занятия
- Вопрос 1 -

Значение общения для человека


Изучение

нового материала

(60 мин.)


Под запись


Пример

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

В широком смысле слова общением называется любое взаимодействие человека с другими людьми.

Общение имеет очень важное значение для человека.

Во-первых, через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности. В первую очередь речь идет о большинстве социогенных потребностей, содержание которых не предметно, а социально, то есть находится в людях. Сюда относятся потребности в общении, в славе, во власти, в любви, в уважении, в эмоциональном контакте, в самоутверждении и т.д. Их удовлетворение необходимо человеку как личности. Поэтому ограничение или исключение возможности их удовлетворения приводит к тяжелым личностным последствиям. Но об этом мы поговорим позже.

Во-вторых, общение выступает как важнейшее условие психического развития человека. Последнее представляет собой процесс усвоения социального опыта, то есть выработанных человечеством и закрепленных в культуре способов поведения в различных жизненных ситуациях, способов обращения с предметами и с людьми. Носителями и трансляторами социального опыта являются люди, общение с которыми и позволяет его усваивать и, таким образом, развиваться. Обучение и воспитание представляются ничем иным, как формами общения взрослых и детей.

В-третьих, в процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией.

В-четвертых, общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека. Это означает, что вне общения деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться.

В-пятых, общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности. Любая психическая функция, личностная черта и сознание человека представляют собой не что иное, как особые преобразованные формы общения. Например, словесно-логическое мышление как его высшая стадия развития протекает в форме внутренних рассуждений, то есть является разновидностью общения. Элементы и «следы» общения можно обнаружить в волевых процессах, в самосознании, в потребностях, в характере и других личностных образованиях.

В-шестых, общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, внимания, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом.

- Вопрос 2 -

Основные свойства и уровни (стили) общения



Под запись


Пример


Вопрос

Пример

Под запись

Вопрос

Пример из мед. общения

Пример из мед. общения

Пример из мед. общения

Пример из мед. общения

Пример из мед. общения

Пример из мед. общения

Вопрос

Первичное закрепление (2мин)

Вводная часть к 3 вопросу


Общение обладает такими свойствами, многие из которых роднят его с предметной деятельностью. К ним относятся:

1. Активность. Общение – это активный процесс, ибо через него происходит реализация большинства потребностей и жизненно важных функций человека.

Для общения всегда необходима активность человека, даже собеседник, слушающий другого, на самом деле является активным в восприятии и понимании. А если человек активно разговаривает с манекеном или спящим человеком – то этот процесс уже нельзя назвать общением.

2. Целенаправленность. Это означает, что субъект, вступающий в общение с кем-либо, преследует определенную цель. Она может быть сформулирована до или вовремя контакта, быть неизменной на протяжении всего процесса или корректироваться в ходе общения.

Могут преследоваться различные цели. Например, подросток подходит к маме, говорит: Мамочка, а ты меня любишь? Хочешь, чтобы твой ребенок стал самым счастливым?

Какую цель преследует подросток?

3. Общение обладает своеобразной чувствительностью по отношению к человеку, на которого оно направлено. Она выражается в его способности подчиняться и уподобляться психологическим особенностям другого человека и, таким образом, воссоздавать их в себе. Например, когда мы общаемся с кем-то, то всегда (вольно или невольно) как бы подстраиваемся под его индивидуальные черты: интересы, характер, привычки, настроения и т.п. В результате они воспроизводятся в реальных актах нашего общения.

4. Двойственность формы. Так же, как и деятельность, общение представляется двойственным по форме: внешним физическим и внутренним психическим процессом.

Во внешнем плане оно предстает перед нами как процесс реального физического взаимодействия двух или нескольких субъектов.

Внутренние компоненты общения выполняют функции мотивации, целеполагания, планирования, принятия решения, ориентировки в других людях, регуляции общения, самопознания, самоконтроля и самооценки.

Соотношение внешних и внутренних компонентов общения весьма динамично. На разных этапах процесса общения и в разных видах любой из них может быть доминирующим. Например, всевозможные паузы, возникающие в ходе общения двух людей, могут объясняться доминированием его внутренних компонентов. Именно в это время партнеры обдумывают сказанное, переживают, вспоминают, планируют способы дальнейшего общения и т.п. человек никогда не прерывает своего общения. Молчание, даже если оно и очень продолжительно, на самом деле представляет собой внутреннее общение. Внешние и внутренние компоненты общения тесно взаимосвязаны. Они быстро и легко переходят друг в друга и сменяют друг друга. Замысел без особого труда превращается в сказанную фразу, которая с такой же легкостью может обернуться новой мыслью или каким-то другим субъективным образованием.

5. Способность общения к развитию. В ходе этого процесса оно подвергается очень существенным преобразованиям по целому ряду параметров:

- оно становится более совершенным в техническом плане, поскольку субъект овладевает множеством умений, навыков и приемов общения: умением слушать, выражать свои мысли, оказывать моральную поддержку, сочувствовать и др.

- уменьшается количество ошибок, что значительно повышает качественный уровень общения.

- сокращаются временные параметры общения, что позволяет значительно быстрее решать соответствующие задачи.

- повышается эффективность общения.

- изменяется соотношение внешних и внутренних компонентов общения. Внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном возрастании внутренних компонентов. При этом происходит преобразование общения по форме: из внешнего развернутого во времени и пространстве процесса – во внутреннее предельно свернутое субъективное образование: мысль, решение, черту характера и др. Такое преобразование общения называется интериоризацией. Оно имеет очень важное значение для развития человека как субъекта и как личности. Без преувеличения можно сказать, что личность – это продукт интериоризации общения. Например, большинство черт характера представляет собой интериоризированные способы и приемы общения: упрямый – не соглашающийся с мнением других, отзывчивый – отзывающийся на просьбы других, доверчивый – доверяющий другим и т.п.

Необходимым условием развития общения являются упражнения и тренировки. Обычно это происходит стихийно в ходе повседневной жизни, что порождает множество нежелательных последствий для личности: низкий уровень развития культуры общения, комплексы неполноценности, негативные черты характера, неадекватное отношение к людям и т.д. Они значительно осложняют личную жизнь и профессиональную деятельность человека, особенно если она связана с общением. Для устранения подобных изъянов личности и повышения культуры общения используют специальные тренинги общения и психокоррекционные занятия.

Кроме особенностей, в общении выделяют уровни или в других источниках стили общения. Послушайте и определите, какой уровень общения сейчас между нами?

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, и т.п.) набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач - не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект. Если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Подобный вид общения может встречаться в рамках манипуляционного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача - в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
3. Формально-ролевое общение: регламентированы содержания и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Подобный выбор рода общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приёме.

4. Деловое общение – учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медработника.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности человека.

Многим может быть известен манипулятивный приём, чаще называемый «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть: снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медработником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медработника с целью получения вознаграждения.

7. Светское общение. Оно беспредметно, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера общения.

Итак, в каком же стиле происходит сейчас наше общение?
В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в "общественного человека" начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Переходим к третьему вопросу нашей темы, проследим, как развивается общение.



- Вопрос 3 –

Развитие общения




Под запись

Рассказ

Вопрос

Вопрос

Рассказ


Первичное закрепление

Под запись


Таблица-схема


Рассказ


Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно - мотивационной сферы.

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности – его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают мягкие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?».

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1-2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9 – 10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело и одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.

Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход в закрытых детских учреждениях ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Порою, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития: обеспечивать безопасность, кормить, одевать, согревать. Но это не так.

Окружающие люди не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Таким образом, в первый год жизни полноценное общение со взрослым является жизненно важным. Недостаточное или несоответствующее потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже, причем проявление этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, принося новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения.
Для более эффективного усвоения информации по теме, предлагаю Вам по ходу моего рассказа заполнять таблицу:



Возраст


Вид общения


Характеристика общения











Таблица поможет Вам структурировать изучаемый материал и избежать избыточности информации.

1. Ситуативно–личностное общение, характерное для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

2. Ситуативно-деловое общение. В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.

3. Внеситуативно-познавательное общение. С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо больше: как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

Следует отметить, что общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребенка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Отметим, что позже, в младшем школьном возрасте, сохраниться и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности.

В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. Тем не менее, оно является весьма значимой для него сферой отношений, подкрепляясь, помимо потребности в любви и заботе со стороны взрослых, нуждой в их мнении и оценках по поводу социальных и нравственных проблем, событий, поступков и т.д.

В старшем школьном возрасте конфликты со взрослыми прекращаются или теряют свою остроту, эмоциональные контакты с родителями, если они были прерваны, обычно восстанавливаются, а интерес к общению со взрослыми возрастает. Дополнительным стимулом в этом общении становится необходимость в опыте старшего поколения при определении своего будущего жизненного пути, а также интерес к взрослым как носителям тех или иных качеств, выступающих эталонами в соответствующих областях.

Для подростков общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. У них появляются близкие друзья, с которыми они способны на глубокое интимно-личностное, исповедальное общение. Способность к близкой дружбе развивается в старшем школьном возрасте и на протяжении юности в целом. В молодости и зрелые периоды жизни глубокие дружеские отношения с близкими людьми – одна из самых значимых сторон жизни человека.

Обычно в юности, а иногда и в подростковом возрасте, появляется первая любовь, которая формирует еще одну особую сферу общения. Юношеская любовь, как и дружба, предполагает большую душевную близость, несет в себе потребность в понимании. Она во многом определяет отношения, которые складываются у человека в этой сфере в молодости и зрелости. Любовь является весьма желательным, в идеале – необходимым компонентом более широкой сферы: сферы семейных отношений. Подавляющее большинство людей создает семью в молодости. Общение в сфере семейных отношений может считаться ведущей деятельностью данного возраста. Помимо отношений между супругами, оно включает также общение молодых родителей с детьми. В зрелые периоды жизни семейные отношения также являются одной из важнейших ее сторон.

Следует подчеркнуть, что общение на всем протяжении жизни человека занимает чрезвычайно важное место. В младенчестве (непосредственно-эмоциональное общение с матерью), подростковом возрасте (интимно-личностное общение со сверстниками) и молодости (общение в сфере семейных отношений) оно является ведущей деятельностью, т.е. самой значимой стороной жизни. В остальных возрастных периодах различные виды общения также играют важнейшую роль, как составляя самостоятельные стороны жизни человека, так и выступая в качестве неотъемлемых компонентов других видов деятельности.

Так мы можем проследить, как развивается общение и на каждом своем периоде оказывает влияние на развитие личности.
  1   2   3
написать администратору сайта