Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. развивающая

  • Тип занятия

  • Межпредметная связь

  • Структурно-логическая схема и хронокарта занятия

  • Ход занятия І Организационный момент

  • ІІ Опрос домашнего задания По горизонтали

  • ІІІ Объяснение нового материала

  • IV Закрепление нового материала Контрольные вопросы

  • Какие из приведенных ниже утверждений истинные (поставить ДА или НЕТ)

  • V Подведение итогов занятия Рефлексия

  • Методическая разработка по предмету экология. Методическая разработка теоретического занятия Тема занятия Литосфера элемент биосферы. Антропогенные воздействия на литосферу. Цели занятия


    НазваниеМетодическая разработка теоретического занятия Тема занятия Литосфера элемент биосферы. Антропогенные воздействия на литосферу. Цели занятия
    АнкорМетодическая разработка по предмету экология
    Дата18.09.2017
    Размер124 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодическая разработка по предмету экология.doc
    ТипМетодическая разработка
    #42829
    КатегорияБиология


    Методическая разработка теоретического занятия

    Тема занятия: Литосфера – элемент биосферы. Антропогенные воздействия на литосферу.

    Цели занятия:

    1. образовательная - сформировать знание у студентов о экологических функциях

    литосферы, антропогенных воздействиях на почву: нарушения

    почвенного покрова и загрязнение

    2. развивающая - развитие логического мышления, интерес к предмету, умение

    модулировать ситуации;

    3. воспитательная - воспитать чувство ответственности, конкурентоспособности

    специалиста, привитие навыков межличностного общения,

    воспитывать понимание глубокой

    ответственности в будущей профессии медика

    Тип занятия: теория

    Метод занятия: комбинированный урок

    Время занятия: 90мин

    Место проведения: аудитория

    Внутрипредметная связь: Экологические проблемы Мирового океана. Водные ресурсы

    Казахстана.

    Межпредметная связь: биология, химия, история

    Оснащение занятия:видео ролики, карточки,тесты

    Использованная литература:

    Основная: «Экология»К.А. Алишева

    Дополнительная: Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с.
    Учащийся должен знать:

    -Экологические функции литосферы. Почва как элемент биосферы и природный ресурс.

    -Почва как самостоятельная экосистема и важнейший блок других экосистем.

    -Экологически важные свойства почв.

    -Антропогенные воздействия на почву: нарушения почвенного покрова и загрязнение.

    -Ветровая и водная эрозии почвы.

    -Вторичное засоление и заболачивание.

    -Истощение и опустынивание, отчуждение земель.

    -Земельные ресурсы Казахстана и их состояние.

    -Причины деградации почв в некоторых районах Казахстана.
    Структурно-логическая схема и хронокарта занятия

    І Организационный момент – 3-5 мин

    ІІ Опрос домашнего задания– 15-20 мин

    ІІІ Объяснение нового материала – 30-45 мин

    IV Закрепление нового материала - 10-15 мин

    V Подведение итогов занятия – 3-5 мин

    VІ Задание на дом – 3-5 мин

    Ход занятия

    І Организационный момент

    Проверить подготовленность учащихся в аудитории к занятию, отметить отсутствующих в журнале.Ознакомить учащихся с целью и планом занятия

    ІІ Опрос домашнего задания



    По горизонтали

    3. Группа островов

    4. Моря могут быть связаны с океаном…

    5. Искусственный водоём

    6. 97% гидросферы составляет…

    7. Подземные воды, содержащие повышенное количество веществ и газов, то есть … воды

    10. Река течет по…

    12. Озера, образованные в кратерах потухших вулканов называются…

    13. Для образования озеро должно быть углубление-…

    14. Граница, разделяющая соседние речные бассейны

    15.Море глубоко впадающее в сушу и связанно одной или двумя проливами

    16. Место, где река впадает в другой водоем называется…

    18.Море , которое примыкает к материку частично обособленное от океана островами и полуостровами

    20. Ежегодный продолжительный подъем уровня реки

    21. Люди используют движение воды в океане как…

    22. Участки материков и островов глубоко вдающиеся в океан

    23. Крупнейший водный объект, составляющая часть Мирового океана

    24. Глыба льда отколовшаяся от ледника
    По вертикали

    1. Прерывистая водная оболочка земли, расположенная между атмосферой и земной корой (литосферой), совокупность океанов, морей, озер, водохранилищ, рек, болот.

    2. Воды первого от земной поверхности водоносного пласта

    5. Озера, образованные в кратерах потухших вулканов называются…

    8. Узкое водное пространство ограниченное с двух сторон берегами

    9. Искусственные реки

    11. море ограниченное кольцом островов , которые препятствуют свободному водообмену с прилегающему океану, обычно не глубокие

    17. Озёра из которых вытекают реки

    19. небольшой участок суши, со всех сторон окружённый водой

    ІІІ Объяснение нового материала


    1.Экологические функции литосферы.

    2.Почва как самостоятельная экосистема и важнейший блок других экосистем.

    3.Антропогенное воздействие на литосферу.

    4.Эрозия почв (земель).

    5.Вторичное засоление и заболачивание почв.

    6.Опустынивание.
    1.Экологические функции литосферы. Литосфера (от греч. λίθος — камень и σφαίρα — шар, сфера) — твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород. В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы. Блоки литосферы — литосферные плиты — двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящён раздел геологии о тектонике плит. Литосфера под океанами и континентами значительно различается. Литосфера под континентами состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев общей мощностью до 80 км. Литосфера под океанами перетерпела множество этапов частичного плавления в результате образования океанической коры, она сильно обеднена легкоплавкими редкими элементами, в основном состоит из дунитов и гарцбургитов, её толщина составляет 5—10 км, а гранитный слой полностью отсутствует. Для обозначения внешней оболочки литосферы применялся ныне устаревший термин сиаль, происходящий от названия основных элементов горных пород Si (лат. Silicium — кремний) и Al (лат. Aluminium — алюминий). Изменение положения материков показывают, что плиты сдвигаются. Это действительно так, но это движение настолько медленное, что мы с вами его не замечаем . Оно может приостанавливаться, замедляться или ускоряться. Литосферные плиты впаяны в вещество мантии и перемещаются вместе с ней — это горизонтальное движение литосферы. Но литосфера изменяет и своё положение вертикально — это медленное поднятие и опускание материков.
    2.Почва как самостоятельная экосистема и важнейший блок других экосистем.

    Почва — это среда обитания множества организмов. Существа, обитающие в почве, называются педобионтами. Наименьшими из них являются бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, обитающие в почвенных водах. В почвенном воздухе обитают беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви. Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами. Неоднородность почвы приводит к тому, что для организмов разных размеров она выступает как разная среда .Для мелких почвенных животных, которых объединяют под названием нанофауна (простейшие, коловратки, тихоходки, нематоды и др.), почва — это система микроводоемов. Для дышащих воздухом несколько более крупных животных почва предстает как система мелких пещер. Таких животных объединяют под названием микрофауна.

    В природе практически не бывает таких ситуаций, чтобы на много километров простиралась какая-нибудь одна почва с неизменными в пространстве свойствами. При этом различия почв обусловлены различиями в факторах почвообразования. Закономерное пространственное размещение почв на небольших территориях называется структурой почвенного покрова (СПП). Исходной единицей СПП является элементарный почвенный ареал (ЭПА) — почвенное образование, внутри которого отсутствуют какие-либо почвенно-географические границы. Чередующиеся в пространстве и в той или иной степени генетически связанные ЭПА образуют почвенные комбинации.
    3.Антропогенное воздействие на литосферу. Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, в настоящее время подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию. Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхности земной коры. Разрушение литосферы приводит к необратимым последствиям для биогеоценозов, техногенное разрушение минимального слоя горных пород на суше или шельфе автоматически уничтожает биоценоз. Техногенным изменениям подвергаются все основные составляющие литосферы: почва, горные породы и недра.

    К опасным для человека последствиям антропогенных воздействий на природную среду относится загрязнение почвенного покрова. В наибольшей степени почва загрязнена в зонах влияния промышленных предприятий и автомагистралей, существенны загрязнения почвы населенных пунктов, а также мест сельскохозяйственного производства. Чаще всего наблюдается загрязнение почв тяжелыми металлами, радиоактивными веществами и пестицидами, а также микробиологическое загрязнение почв.

    4.Эрозия (от лат.Eros - разъедание) - разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов и подстилающих пород ветром (ветровая эрозия) или потоками воды (водная эрозия). Земли, подвергшиеся разрушению в процессе эрозии, называют эродированными. К эрозионным процессам относят также промышленную эрозию (разрушение сельскохозяйственных земель при строительстве и разработке карьеров), военную эрозию (воронки, траншеи), пастбищную эрозию (при интенсивной пастьбе скота), ирригационную (разрушение почв при прокладке каналов и нарушении норм поливов) и др. Однако настоящим бичом земледелия в мире остаются водная эрозия (ей подвержены 31% суши) и ветровая эрозия (дефляция), активно действующая на 34% поверхности суши. Эрозия оказывает существенное негативное влияние на состояние почвенного покрова, а во многих случаях разрушает его полностью. Падает биологическая продуктивность растений, снижаются урожаи и качество зерновых культур, хлопка, чая и др.

    Ветровая эрозия (дефляция) почв. Под ветровой эрозией понимают выдувание, перенос и отложение мельчайших почвенных частиц ветром. Интенсивность ветровой эрозии зависит от скорости ветра, устойчивости почвы, наличия растительного покрова, особенностей рельефа и от других факторов. Огромное влияние на ее развитие оказывают антропогенные факторы. Например, уничтожение растительности, нерегулируемый выпас скота, неправильное применение агротехнических мер резко активизируют эрозионные процессы. Различают местную (повседневную) ветровую эрозию и пыльные бури. Первая проявляется в виде поземок и столбов пыли при небольших скоростях ветра. Пыльные бури возникают при очень сильных и продолжительных ветрах. Скорость ветра достигает 20-30 м/с и более. Наиболее часто пыльные бури наблюдаются в засушливых районах (сухие степи, полупустыни, пустыни). Пыльные бури безвозвратно уносят самый плодородный верхний слой почв; они способны развеять за несколько часов до 500 т почвы с 1 га пашни, негативно влияют на все компоненты окружающей природной среды, загрязняют атмосферный воздух, водоемы, отрицательно влияют на здоровье человека. В настоящее время крупнейший источник пыли - Арал. На космических снимках видны шлейфы пыли, которые тянутся в стороны от Арала на многие сотни километров. Общая масса переносимой ветром пыли в районе Арала достигает 90 млн. т. в год.

    Для прекращения ветровой эрозии (дефляционных процессов) - нанесение на поверхность почв связующих химических веществ (различного рода полимеров) при одновременном посеве многолетних трав, посадке кустарников и деревьев.

    5.Вторичное засоление и заболачивание почв. В процессе хозяйственной деятельности человек может усиливать природное засоление почв. Такое явление носит название вторичного засоления и развивается оно при неумеренном поливе орошаемых земель в засушливых районах. Во всем мире процессам вторичного засоления и осолонцевания подвержено около 30% орошаемых земель. Засоление почв ослабляет их вклад в поддержание биологического круговорота веществ. Исчезают многие виды растительных организмов, появляются новые растения галофиты (солянка и др.). Уменьшается генофонд наземных популяций в связи с ухудшением условий жизни организмов, усиливаются миграционные процессы. Основная мера предотвращения вторичного засоления - умеренные поливы, исключающие просачивание влаги в глубинные горизонты и подъем уровней грунтовых вод. Должны быть исключены примитивные методы поливов (например, напуском воды), неконтролируемое дождевание и др. Их необходимо заменять более прогрессивными (локальное увлажнение посредством капельниц, подземное орошение через пористые трубы и др.).Заболачивание почв наблюдается в сильно переувлажненных районах. Заболачивание почв сопровождается деградационными процессами в биоценозах, появлением признаков оглеения и накоплением на поверхности неразложившихся остатков. Заболачивание ухудшает агрономические свойства почв и снижает производительность лесов. Наиболее рациональный и перспективный способ борьбы с постоянным заболачиванием — мелиорация почв закрытым дренажем; временное заболачивание предотвращают глубокой вспашкой, устройством временных канав, борозд.
    6.Опустынивание. Одним из глобальных проявлений деградации почв, да и всей окружающей природной среды в целом, является опустынивание. Опустынивание - это процесс необратимого изменения почвы и растительности и снижения биологической продуктивности, который в экстремальных случаях может привести к полному разрушению биосферного потенциала и превращению территории в пустыню. Всего в мире подвержено опустыниванию более 1 млрд. га практически на всех континентах. Причины и основные факторы опустынивания различны. Как правило, к опустыниванию приводит сочетание нескольких факторов, совместное действие которых резко ухудшает экологическую ситуацию. На территории, подверженной опустыниванию, ухудшаются физические свойства почв, гибнет растительность, заселяются грунтовые воды, резко падает биологическая продуктивность, а следовательно, подрывается и способность экосистем восстанавливаться. Процесс этот получил столь широкое распространение, что явился предметом международной программы “Опустынивание”.Опустынивание является одновременно социально-экономическим и природным процессом, оно угрожает примерно 3,2 млрд. га земель, на которых проживают более 700 млн. человек.

    Истощение земель – еще один масштабный фактор, приносящий большой вред земельным ресурсам.Причины истощения земель различны. Это и отчуждение питательных веществ с урожаем при последующем их неполном возврате, и потери гумуса, и ухудшение водного режима и других (физико-химических) свойств почв. В конечном счете, результатом истощения почв является потеря ими плодородия и опустынивание. Наиболее экологичным методом возврата питательных веществ в почву, изымаемых с урожаем, является внесение органических удобрений (навоза, компостов и т.п.), травосеяние, особенно с последующей запашкой трав, предоставление отдыха почвам через парование и другие методы.

    IV Закрепление нового материала
    Контрольные вопросы

    1.В чем состоят основные антропогенные воздействия на почву?

    2.Осветите причины, негативные последствия и пути предотвращения водной и ветровой эрозии почв.

    3. Осветите причины, негативные последствия и пути предотвращения почвоутомление и истощения почв.

    4. Негативные последствия и пути предотвращения загрязнение почв.

    5.Охарактеризуйте основные мероприятия, направленные на защиту литосферы.
    Какие из приведенных ниже утверждений истинные (поставить ДА или НЕТ)?
    1.Литосфера- твердая оболочка Земли.

    2.В строении литосферы выделяют подвижные области и относительно стабильные платформы.

    3.Существа, обитающие в почве называются бактериями.

    4.Закономерное пространственное размещение почв на небольших территориях называется элементарным почвенным ареалом.

    5.Исходной единицей ЭПА является структура почвенного покрова (СПП).

    6.Эрозия- разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов и подстилающих пород ветром или потоками воды.

    7.Эрозия оказывает существенное негативное влияние на состояние почвенного покрова, а во многих случаях разрушает его полностью.

    8.В процессе хозяйственной деятельности человек может усиливать природное засоление почв. Такое явление носит название – опустынивание.

    9.Засоление- это процесс необратимого изменения почвы и растительности и снижения биологической продуктивности.

    10.Наиболее экологичным методом возврата питательных веществ в почву, изымаемых с урожаем, является внесение органических удобрений, травосеяние.
    V Подведение итогов занятия

    Рефлексия

    1.Какие знания вспомнили, повторили?

    2. Какие новые знания получили?

    3. Какие умения отработали?

    4. С какими результатами пришли к концу занятия?

    5.Индивидуальная работа. Оцените свои знания следующим образом:

    -Я всё понял, смогу объяснить этот материал другому.

    -Я понял материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи преподователя.

    - Я понял материал частично.

    - Я ничего не понял.

    - Какой момент урока мне понравился?(не понравился)?

    VІ Задание на дом

    Былова,Чернова «Экология», Радневич «Экология»

    Алишева «Экология»

    написать администратору сайта