Главная страница
Навигация по странице:

  • И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по дисциплине «История древнего мира» История Древней Греции и Древнего Рима

  • 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1 Введение

  • Раздел I. Эгейская ойкумена в конце III–II тыс. до н.э.

  • Раздел II. Полисная Греция

  • Раздел III. Греко-македонский мир в эпоху эллинизма

  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА 21 Введение

  • Раздел I. Рим в эпоху «царей»

  • Раздел II. Римская республика

  • Раздел III. Римская империя

  • 2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

  • 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ВВЕДЕНИЕ.

  • Методические рекомендации по дисциплине История древнего мира История Древней Греции и Древнего Рима для специальности 050401 История


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине История древнего мира История Древней Греции и Древнего Рима для специальности 050401 История
    АнкорProgramma_po_istorii_Drevney_Gretsii_i_Rima_A5.doc
    Дата20.03.2019
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаProgramma_po_istorii_Drevney_Gretsii_i_Rima_A5.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #25404
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Уральский государственный педагогический университет»

    Исторический факультет

    Кафедра всеобщей истории


    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


    И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по дисциплине
    «История древнего мира»


    История Древней Греции

    и Древнего Рима


    для специальности: «050401 – История»
    по циклу ДПП.Ф.01 – дисциплины предметной подготовки

    (федеральный компонент)

    Екатеринбург, 2010

    Рабочая учебная программа и методические рекомендации по дисциплине

    «История древнего мира» («История Древней Греции и Древнего Рима»)

    ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

    Екатеринбург, 2010. – 86 с.


    Составители:
    Кругликова Галина Ивановна, доц.

    Шистеров Максим Валерьевич, к.и.н., ст. преп. кафедры всеобщей истории


    Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

    всеобщей истории УрГПУ

    Протокол № 6 от 23 декабря 2010 г..
    Зав. кафедрой ________ В. Н. Земцов


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Дисциплина «История Древней Греции и Древнего Рима» является неотъемлемой частью курса истории древнего мира и входит в состав общего университетского курса всеобщей истории. Данная дисциплина изучает исторический путь античных обществ (обществ «классической древности»), процессы зарождения и развития Средиземноморской греко-римской цивилизации, с ее первых шагов на рубеже III–II тыс. до н.э., когда возникают ранние государственные образования на о. Крит, Кикладском архипелаге и в материковой Греции, до падения Западной Римской империи в 476–480 гг. н.э., ознаменовавшего окончательную гибель «античного мира». Она относится к обязательным историческим дисциплинам и является важной составляющей частью в деле подготовки специалиста-историка, профессионального учителя истории. История Древней Греции и Древнего Рима – это не просто изложение определенного периода древней и всеобщей истории, связанного с процессами возникновения, развития, расцвета и упадка древних классовых обществ Южной и Юго-Западной Европы; она занимает особое положение в системе подготовки специалиста-историка, так как определяет многие основные системообразующие параметры современного мира (по крайней мере, в его западной модификации, пока еще доминирующей на нашей планете), являясь культурно-политическим, образцово-нормативным «ядром» европейской цивилизации Нового и Новейшего времени. В то же время необходимо понимать, что античный греко-римский мир – это особая цивилизация со своими специфическими проблемами, потестарно-политическим и социально-экономическим устройством, культурно-мифологической природой и историческим психотипом личности. Конечно, греки и римляне на протяжении всей античной истории демонстрировали во многом различные жизненные установки, смыслоопределяющие ценности и стереотипы поведения, однако, не подлежит сомнению, что – при всем своеобразии – со временем они сформировали некую культурно-историческую общность, представители которой обладали четкой самоидентификацией, отграничивая себя от «варварских» народов Востока. Культурные достижения древних греков и римлян, надолго ставших лидерами мировой истории (по крайней мере, в западной части ойкумены), сделали возможным дальнейший прогресс человечества и во многом предопределили направление и характер этого прогресса.

    Программа курса состоит из двух взаимосвязанных блоков: «История Древней Греции» и «История Древнего Рима».

    Цель курса – сформировать у студентов систему знаний и представлений о важнейших процессах происхождения и развития античного общества и государства в его греческом и римском вариантах, раскрыть сущностные особенности мировоззрения и культуры древних греков и римлян, роль и актуальное значение античного наследия в истории человечества и современной цивилизации.

    Основные задачи курса:


    • показать особенности и основные тенденции государственно-политического, социально-экономического и культурного развития Древней Греции и Древнего Рима;

    • показать основные этапы конкретно-исторического развития истории греко-римской цивилизации и проблемы ее периодизации;

    • осветить основные теоретические проблемы зарождения и развития античных обществ с точки зрения различных концепций и методологических подходов;

    • раскрыть актуальное значение античного культурного и общественно-политического наследия в современном мире;

    • формировать гражданское самосознание и активную жизненную позицию на материалах политической истории античных обществ;

    • привить студентам практические умения, навыки и методы источниковедческой и научно-исследовательской работы;

    • способствовать овладению студентами профессиональным языком историка.

    Программа дает студентам целостное представление о том, как на протяжении античной древности зарождались и развивались разнообразные формы экономических отношений, социальной и политической организации, мифо-идеологической и культурно-религиозной жизни, такие ценности греко-римской культуры, которые оказались поворотной точкой в истории человечества и заложили фундамент последующего культурно-исторического развития западноевропейской цивилизации. Поэтому изучение истории античных обществ является необходимой частью современной системы высшего исторического образования.

    Программа дисциплины «История Древней Греции и Древнего Рима» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета. Учитывая, что история Древней Греции и Древнего Рима изучается студентами на первом курсе, в программу заложен принцип формирования понятийно-категориального аппарата. Изучение теоретического материала в ходе лекционного курса углубляется на практических занятиях, заканчивается экзаменом. Аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов (написание докладов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка к работе на практических занятиях, зачетам и экзаменам по предмету), что позволяет сформировать у обучающихся умения и навыки работы с историческими источниками, научно-исследовательской литературой, овладеть методологией и методикой исторического исследования античности. С целью повышения качества знаний студентам предлагаются вопросы и задания для самоконтроля. Текущий контроль со стороны преподавателя обеспечивается проверочными заданиями.

    Настоящая программа опирается на теоретико-методологические достижения современной исторической науки, традиции отечественного и зарубежного антиковедения; учитывает опыт работы высших учебных заведений страны.


    1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения



    п/п



    Наименование

    раздела, темы


    Всего

    трудоемкость



    Аудиторные часы



    Самост.

    работа












    Всего


    Лекции


    Практич.

    Лабор.




    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    1

    Введение

    Понятие «античность». Роль греков в становлении античной цивилизации. Источники и историография истории Древней Греции

    4

    2

    2







    2

    2

    Раздел I. Эгейская ойкумена в конце III–II тыс. до н.э.

    8

    4

    4







    4

    3

    Тема 1.1. Минойская цивилизация на о. Крит и население островов Эгейского моря




    2

    2







    2

    4

    Тема 1.2. Микенская цивилизация материковой Греции




    2

    2







    2

    5

    Раздел II. Полисная Греция

    49

    26

    16

    10




    23

    6

    Тема 2.1. Гомеровская Греция (XI–IX вв. до н.э.)




    3

    1

    2




    3

    7

    Тема 2.2. Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н.э.). Великая греческая колонизация и рождение греческого полиса




    4

    2

    2




    3

    8

    Тема 2.3. Формирование полиса в Спарте. «Ликургов строй»




    3

    1

    2




    3

    9

    Тема 2.4. Государственное развитие Афин в VIII–VI вв. до н.э.




    5

    1

    4




    6

    10

    Тема 2.5. Культурное развитие архаической Греции




    1

    1







    2

    11

    Тема 2.6. Греко-персидские войны




    2

    2







    1

    12

    Тема 2.7. Социально-экономическое развитие Греции в классическую эпоху (V–IV вв. до н.э.)




    1

    1







    1

    13

    Тема 2.8. Афинская демократия в «век Перикла». Афинская архэ




    2

    2







    1

    14

    Тема 2.9. Пелопоннесская война




    2

    2







    1

    15

    Тема 2.10. Кризис греческих полисов в IV в. до н.э. Борьба за гегемонию в Элладе




    2

    2







    1

    16

    Тема 2.11. Возвышение Македонии




    1

    1







    1

    17

    Раздел III. Греко-македонский мир в эпоху эллинизма

    10

    4

    4







    6

    18

    Тема 3.1. Восточный поход Александра Македонского. Создание «мировой» монархии




    2

    2







    2

    19

    Тема 3.2. Распад державы Александра и образование системы эллинистических государств




    1

    1







    2

    20

    Тема 3.3. Культура поздней классики и эллинизма




    1

    1







    2

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    21

    Введение

    Римский этап античной истории. Источники и историография истории Древнего Рима

    4

    2

    2







    2

    22

    Раздел I. Рим в эпоху «царей»

    5

    2

    2







    3

    23

    Тема 1.1. Возникновение Рима и историческая традиция об основании города




    1

    1







    2

    24

    Тема 1.2. Государственно-политическое развитие «царского» Рима (VIII–VI вв. до н.э.)




    1

    1







    1

    25

    Раздел II. Римская республика

    40

    20

    12

    8




    20

    26

    Тема 2.1. Внутренняя история Рима в период Ранней республики. Борьба патрициев и плебеев




    1

    1







    2

    27

    Тема 2.2. Объединение Италии под властью Рима.




    1

    1







    1

    28

    Тема 2.3. Государственный строй Римской республики в III в. до н.э.




    1

    1







    1

    29

    Тема 2.4. Рим в период «великих завоеваний». Пунические и Македонские войны




    2

    2







    1

    30

    Тема 2.5. Экономика Римской средиземноморской державы (III–II вв. до н.э.)




    1

    1







    1

    31

    Тема 2.6. Социально-политический кризис Римской республики. Движение Гракхов




    3

    1

    2




    3

    32

    Тема 2.7. Трансформация римской гражданской общины. Союзническая война и диктатура Суллы




    3

    1

    2




    3

    33

    Тема 2.8. Апогей гражданских войн в Риме. Принципат Помпея и диктатура Цезаря




    4

    2

    2




    4

    34

    Тема 2.9. Падение Римской республики




    3

    1

    2




    3

    35

    Тема 2.10. Культурное развитие Римской республики




    1

    1







    1

    36

    Раздел III. Римская империя

    20

    10

    10







    10

    37

    Тема 3.1. Рим в эпоху Ранней империи. Принципат Августа




    1

    1







    1

    38

    Тема 3.2. Эволюция системы принципата в I–II вв. н.э.




    2

    2







    2

    39

    Тема 3.3. Экономика и социальные отношения в Ранней Римской империи




    1

    1







    1

    40

    Тема 3.4. Кризис Римской империи в III в. н.э.




    1

    1







    1

    41

    Тема 3.5. Рим и раннее христианство




    1

    1







    1

    42

    Тема 3.6. Рим в эпоху Поздней империи. Доминат Диоклетиана и Константина




    2

    2







    2

    43

    Тема 3.7. Внутреннее развитие Рима и отношения с «варварской периферией». Разделение империи на Западную и Восточную




    1

    1







    1

    44

    Тема 3.8. Западная Римская империя и ее крах. Конец античного мира




    1

    1







    1




    ВСЕГО

    140

    70

    52

    18




    70


    2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения



    п/п



    Наименование

    раздела, темы


    Всего

    трудоемкость



    Аудиторные часы



    Самост.

    работа












    Всего


    Лекции


    Практич.

    Лабор.




    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    1

    Введение

    Понятие «античность». Роль греков в становлении античной цивилизации. Источники и историография истории Древней Греции

    5

    1

    1







    4

    2

    Раздел I. Эгейская ойкумена в конце III–II тыс. до н.э.

    15

    1

    1







    14

    3

    Тема 1.1. Минойская цивилизация на о. Крит и население островов Эгейского моря
















    7

    4

    Тема 1.2. Микенская цивилизация материковой Греции
















    7

    5

    Раздел II. Полисная Греция

    32

    2




    2




    30

    6

    Тема 2.1. Гомеровская Греция (XI–IX вв. до н.э.)
















    2

    7

    Тема 2.2. Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н.э.). Великая греческая колонизация и рождение греческого полиса
















    3

    8

    Тема 2.3. Формирование полиса в Спарте. «Ликургов строй»
















    2

    9

    Тема 2.4. Государственное развитие Афин в VIII–VI вв. до н.э.
















    4

    10

    Тема 2.5. Культурное развитие архаической Греции
















    2

    11

    Тема 2.6. Греко-персидские войны
















    3

    12

    Тема 2.7. Социально-экономическое развитие Греции в классическую эпоху (V–IV вв. до н.э.)
















    2

    13

    Тема 2.8. Афинская демократия в «век Перикла». Афинская архэ
















    3

    14

    Тема 2.9. Пелопоннесская война
















    4

    15

    Тема 2.10. Кризис греческих полисов в IV в. до н.э. Борьба за гегемонию в Элладе
















    3

    16

    Тема 2.11. Возвышение Македонии
















    2

    17

    Раздел III. Греко-македонский мир в эпоху эллинизма

    17

    1

    1







    16

    18

    Тема 3.1. Восточный поход Александра Македонского. Создание «мировой» монархии
















    6

    19

    Тема 3.2. Распад державы Александра и образование системы эллинистических государств
















    6

    20

    Тема 3.3. Культура поздней классики и эллинизма
















    4

    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    21

    Введение

    Римский этап античной истории. Источники и историография истории Древнего Рима

    5













    5

    22

    Раздел I. Рим в эпоху «царей»

    9

    1

    1







    8

    23

    Тема 1.1. Возникновение Рима и историческая традиция об основании города
















    4

    24

    Тема 1.2. Государственно-политическое развитие «царского» Рима (VIII–VI вв. до н.э.)
















    4

    25

    Раздел II. Римская республика

    27

    1

    1







    26

    26

    Тема 2.1. Внутренняя история Рима в период Ранней республики. Борьба патрициев и плебеев
















    4

    27

    Тема 2.2. Объединение Италии под властью Рима.
















    2

    28

    Тема 2.3. Государственный строй Римской республики в III в. до н.э.
















    2

    29

    Тема 2.4. Рим в период «великих завоеваний». Пунические и Македонские войны
















    4

    30

    Тема 2.5. Экономика Римской средиземноморской державы (III–II вв. до н.э.)
















    2

    31

    Тема 2.6. Социально-политический кризис Римской республики. Движение Гракхов
















    2

    32

    Тема 2.7. Трансформация римской гражданской общины. Союзническая война и диктатура Суллы
















    2

    33

    Тема 2.8. Апогей гражданских войн в Риме. Принципат Помпея и диктатура Цезаря
















    4

    34

    Тема 2.9. Падение Римской республики
















    2

    35

    Тема 2.10. Культурное развитие Римской республики
















    2

    36

    Раздел III. Римская империя

    25

    1

    1







    24

    37

    Тема 3.1. Рим в эпоху Ранней империи. Принципат Августа
















    4

    38

    Тема 3.2. Эволюция системы принципата в I–II вв. н.э.
















    5

    39

    Тема 3.3. Экономика и социальные отношения в Ранней Римской империи
















    2

    40

    Тема 3.4. Кризис Римской империи в III в. н.э.
















    3

    41

    Тема 3.5. Рим и раннее христианство
















    2

    42

    Тема 3.6. Рим в эпоху Поздней империи. Доминат Диоклетиана и Константина
















    4

    43

    Тема 3.7. Внутреннее развитие Рима и отношения с «варварской периферией». Разделение империи на Западную и Восточную
















    2

    44

    Тема 3.8. Западная Римская империя и ее крах. Конец античного мира
















    2




    ВСЕГО

    135

    8

    6

    2




    127


    3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
    ВВЕДЕНИЕ. Понятие «античность» и «античная история». Географический и хронологический ареал античного мира. Два этапа античной истории – греческий и римский. Сравнение античного (греко-римского) и древневосточного путей развития ранних государств. Дискуссии о месте античности в истории человеческого общества, условиях ее возникновения. Концепции исключительности античного общества, особого (античного) пути развития, античности как стадии развития человеческого общества. Понятие «античная культура» и его формирование. Значение исторического опыта и культурно-цивилизационного наследия античности. Место истории античности в системе современного исторического и общегуманитарного образования.

    История Древней Греции как составная часть античной истории и истории древнего мира, ее географические и хронологические рамки. Периодизация истории Древней Греции. Этнический состав населения и проблемы демографии. Экология. Море и горы в жизни древних греков. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность и процесс развития Древней Греции. Исторические условия развития древнегреческой культуры.

    Классификация и систематизация античных источников. Основные типы источников по истории Древней Греции (письменные, археологические, эпиграфические и др.). История археологических исследований Греции. Зарождение исторической науки в Древней Греции. Основные этапы развития греческой историографии, ее характерные черты, особенности, направления.

    Историография истории Древней Греции. Основные этапы изучения истории Древней Греции в странах Запада в Новое и Новейшее время. Актуальные проблемы и новые подходы в современной западной историографии античности. Отечественная историография истории Древней Греции, ее специфические особенности. Тенденции к сближению исследовательских подходов в зарубежной и отечественной историографии в начале XXI в.
    РАЗДЕЛ I. ЭГЕЙСКАЯ ОЙКУМЕНА В КОНЦЕ III–II ТЫС. ДО Н.Э.

      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта