Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

  • Дополнительная литература

  • ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ

  • ТЕМА 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

  • ТЕМА 4. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ВАВИЛОНИИ ПО «ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ» Занятие 1

  • Обязательная литература См. занятие 1.Дополнительная литература

  • Обязательная литература См. занятие 1 и 2.Дополнительная литература

  • ТЕМА 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

  • ТЕМА 6. ОБЩЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

  • Обязательная литература История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.Дополнительная литература

  • ТЕМА 7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЕГИПТА ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА

  • Обязательная литература История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.Дополнительная литература

  • ТЕМА 8. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

  • ПОСОБИЕ ПО ИДМ. Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы 58 Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы 59


    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы 58 Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы 59
    АнкорПОСОБИЕ ПО ИДМ.doc
    Дата13.02.2018
    Размер468 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПОСОБИЕ ПО ИДМ.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #12644
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Методические рекомендации к семинарским занятиям

    ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ



    1. Что такое «практическое занятие».

    2. Знакомство с учебниками, хрестоматиями, основной и дополнительной литературой.

    3. Подготовка к практическому занятию, конспектирование и оформление конспектов семинарских занятий.

    4. Знакомство с приемами библиографического описания источников и литературы.
    Обязательная литература

    История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.

    Гернес, М. История первобытного человечества / М. Гернес. – М.: КРАСАНД, 2010. – 112 с.

    Молева, Н. В. История первобытного общества / Н. В. Молева, Н. Ю. Сивкина – Н. Новгород: ННГУ, 2011. – 70 с.
    Дополнительная литература

    Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М.: Высшая школа, 1990. – 351 с.

    Васильев, Л.С. История Востока: в 2 т / Л. С. Васильев. – 3-е изд. – М.: Высшая школа. – 2003. – 511 с.

    История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина.– М.: Высшая школа, 2002. – 719 с.

    История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с.

    История Древнего мира: Восток, Греция, Рим / сост. И. А. Ладынин, С. В. Новиков, В. О. Никитин. – М.: ЭКСМО, 2005. – 575 с.

    История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 1. – 470 с.

    История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 2. – 571 с.

    Марков, Г. Е. Первобытное общество / Г. Е. Марков. – М.: МГУ, 2009. – 210 с.

    Практикум по истории Древнего мира / под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Просвещение, 1989. – Вып. 1. – 139 с.

    Практикум по истории Древнего мира / под ред. Е.А. Молева. – Н. Новгород: ННГУ, 2002. – 105 с.

    Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / под ред. М.А. Коростовцева. – М.: Высшая школа, 1980. – Ч. 1-2.

    Хрестоматия по истории Древнего Востока / сост. А.А. Вигасин. – М.,: Восточная литература, 1997. – 400 с.
    Все перечисленные учебники, учебные пособия и хрестоматии содержат необходимый материал для подготовки к семинарским занятиям по приведенным ниже темам. В списках литературы и источников по каждой теме будут рекомендованы книги, соответствующие данной исторической проблеме.

    ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ

    1. Раннепервобытная родовая община

    а) возникновение рода, экзогамия;

    б) половозрастные отношения, этапы развития семейно-брачных отношений;

    в) общественные отношения и система управления в раннеродовой общине;

    г) становление первых хозяйственно-культурных типов, разделение труда, обмен.

    1. Эпоха позднепервобытной родовой общины.

    а) «неолитическая революция» и причины перехода к позднеродовой общине;

    б) семейно-брачные отношения;

    в) общественные отношения и организация управления в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов.
    Обязательная литература

    Гернес, М. История первобытного человечества / М. Гернес. – М.: КРАСАНД, 2010. – 112 с.

    Марков, Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе / Г. Е. Марков. – М.: КРАСАНД, 2012. – 304 с.

    Марков, Г. Е. Первобытное общество / Г. Е. Марков. – М.: МГУ, 2009. – 210 с.; URL: http://www.twirpx.com/file/315327/ (Дата обращения: 12. 01. 12)

    Молева Н.В., Сивкина Н.Ю. История первобытного общества / Н.В. Молева, Н.Ю. Сивкина. – Н.Новгород: ННГУ, 2011. – 70 с.

    Морган Л.Г. Древнее общество: Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Пер. с англ. Изд. 3 / Л.Г. Морган. –М.: УРСС, 2012. – 360 с.
    Дополнительная литература

    Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М.: Высшая школа, 1990. – 351 с.; URL: http://www.twirpx.com/file/227314/ (Дата обращения 15. 10. 12)

    Артемова О.Ю. Охотники-собиратели и теория первобытности / О.Ю. Артемова. – М.: ИЭА РАН. 2004. – 250 с.

    Алексеев, В.П. Становление человечества / В. П. Алексеев. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с.

    Борисковский, П.И. Древнейшее прошлое человечества / П. И. Борисковский. – М.: Наука, 1980. – 240 с.

    Бутовская М.Л., Файберг Л.А. У истоков человеческого общества / М.Л. Бутовская, Л.А. Файберг. М.: Наука, 1993. – 225 с.

    История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / под ред. З. В. Удальцова. – М.: Наука, 1988. – Т. 1. – 703 с.

    История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины / под ред. Ю. В. Бромлея. – М.: Наука, 1986. – 572 с.

    Румянцев, А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства: Присваивающее хозяйство. – М.: Наука, 1981. – 262 с.

    Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. – 2-ое изд. – Т.21. – гл. 1-3.

    Методические указания


    Рассматривая переход от праобщины к родовой организации, необходимо выделить материальные и социальные предпосылки возникновения родового строя. Важно иметь в виду, что этот переход был связан с заменой присваивающей формы хозяйственной деятельности производящей, а также сопровождался вытеснением зоологического индивидуализма социальными факторами. Внимательно разберитесь с периодизацией брачно-семейных отношений в первобытном обществе.
    ТЕМА 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

    1. Причины появления религиозных верований в первобытном обществе и понятие религии.

    2. Формы первобытных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, культ предков.

    3. Причины возникновения культа богов.

    4. Система религиозно-нравственных запретов (табу) и шаманизм.

    5. Возникновение первобытного искусства и его характер.

    6. Развитие знаний о природе и зарождение письменности.


    Обязательная литература

    Всемирная история [Электронный ресурс]: Учебник / под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд. М.: Юнити-Дана. – 2011. –1 СD-ROM.

    Гернес, М. История первобытного человечества / М. Гернес. – М.: КРАСАНД, 2010. – 112 с.

    Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры / К.М. Тахтарев. – М.: КРАСАНД, 2010 – 192 с.
    Дополнительная литература

    Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М.: Высшая школа, 1990. – 351 с.; URL: http://www.twirpx.com/file/227314/ (Дата обращения 15. 10. 12)

    Ларичев, В.Е. Прозрение / В. Е. Ларичев. – М.: Политиздат, 1990. – 222 с.

    Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. – М.: Республика, 1999. – 385 с.

    Окладников, А.П. Утро искусства / А. П. Окладников. – М.: Искусство, 1967. – 60 с.

    Смирницкая, Е. В. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Е. В. Смирницкая. – М.: ННН, 1995. – 272 с.

    Ранние формы искусства / под ред. Е. М. Мелетинского. – М.: Искусство, 1972. – 480 с.

    Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства / А. Д. Столяр. – М.: Искусство, 1985. – 300 с.

    Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с.

    Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Д. Д. Фрезер. – М.: Политиздат, 1980. – 831 с.

    Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд. – СПб.: Алетейя, 1997. – 221 с.
    Методические указания

    Религия, в широком понимании, - вера в сверхъестественное. Необходимо дать характеристику корней религиозных верований: психических, социальных, гносеологических. Различные формы первобытных верований проиллюстрируйте конкретным материалом этнографических источников. Подумайте над тем, как первобытные верования отражаются в современных религиях. Попытайтесь проследить развитие религии от первобытных форм до возникновения культа богов и эволюцию искусства от конкретно-реалистической формы к абстрактной.
    ТЕМА 4. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ВАВИЛОНИИ

    ПО «ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ»
    Занятие 1

    1. Характеристика источников по истории Древнего Вавилона.

    2. Хозяйственная жизнь Древневавилонского царства:

    а) особенности развития сельского хозяйства;

    б) уровень развития ремесла;

    в) торговля и ростовщичество.
    Обязательная литература

    История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.

    Законы Хаммурапи // http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm
    Дополнительная литература

    Васильев, Л.С. История Востока: в 2 т / Л. С. Васильев. – 3-е изд. – М.: Высшая школа. – 2003. – 511 с.

    Дьяконов, И.М. Гражданское общество в древности / И. М. Дьяконов, В. А. Якобсон // Вестник древней истории. – 1998. – №1. – С. 22-30.

    Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. – 1952. –№ 3. – С. 199-303.

    Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. – 1952. –№ 4. – С. 206-311.

    История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 1. – 470 с.

    История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с.

    История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с.

    Практикум по истории Древнего мира / под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Просвещение, 1989. – Вып. 1. – 139 с.

    Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / под ред. М.И. Коростовцева. – 1980. – Ч. 1. – 328 с.
    Методические указания

    При подготовке к занятию требуется внимательное чтение источника. При этом на отдельные карточки следует выписать соответствующие номера статей судебника с их кратким содержанием и собственными выводами. Необходимо постараться сгруппировать статьи по подвопросам, имея в виду, что многие статьи законов содержат материал по нескольким проблемам. При анализе сельского хозяйства необходимо ответить на такие вопросы: какое место оно занимало в экономике страны; какие сельскохозяйственные культуры, земледельческие работы, орудия труда, домашние животные и их эксплуатация упоминаются в источнике; как была устроена и функционировала система искусственного орошения. Нужно выделить категории основных производителей в сельском хозяйстве и их социальное положение. Для характеристики ремесла подобрать материал о ремесленных специальностях, организации ремесла, ремесленных изделиях, формах производства (на заказ или на рынок) и степени его развитости. На основании статьи 274 попытаться ответить на вопрос: чьи интересы защищает законодатель – ремесленников или нанимателей. При анализе торговли и ростовщичества нужно выделить категории торговцев, оценить взаимоотношения

    между ними, проследить как осуществлялись расчеты и платежи, что было средством обмена и предметом торговли. В каких отраслях хозяйства действовали ростовщики, какими были условия ростовщических сделок, какова была прибыль ростовщиков и как относится законодатель к деятельности ростовщиков.
    Занятие 2

    1. Формы землевладения и землепользования. Роль общины.

    2. Социальное деление вавилонского общества – «авелум» (человек) и «мушкенум». Категории свободного населения по роду деятельности.

    3. Источники рабства и положение рабов.


    Обязательная литература

    См. занятие 1.
    Дополнительная литература

    Илюшечкин, В.П. Эксплуатация и собственность в сословно-классовых обществах / В. П. Илюшечкин. – М.: Наука, 1990. –

    Дьяконов, И.М. Проблемы собственности: О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н.э. / И. М. Дьяконов // Вестник древней истории. – 1967. – № 4. С. 13-35.

    Дьяконов, И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности / И. М. Дьяконов // Вестник древний истории. – 1973. – № 4. – С. 3-29.

    Редер, Д.Г. К вопросу о юридическом положении рабов по Законам Хаммурапи // Древний Восток. Сборник статей / под ред. Кацнельсона. – М.: Наука, 1975. – Вып. 1. – С.230-245.

    Кошурников, С.Г. Городские старосты, градоправители и градоначальники: судопроизводство, царская администрация и община в старовавилонском Дильбате / С. Г. Кошурников // Вестник древней истории. – 1990. № 3. – С. 76-93.
    Методические указания

    При рассмотрении земельных отношений (ЗХ. §23, 27-56,65-66, 136, 165) необходимо уяснить, что характерной особенностью древневавилонского общества являлось длительное сохранение общины, а право собственности на землю было обусловлено членством в общине. Нужно выяснить: каким категориям населения принадлежала земля и на каких условиях (владения или собственности), имелись ли ограничения в распоряжении ею. В чем заключались особенности землевладения различных категорий служилых людей. Найти свидетельства существования общины в статьях, касающихся коллективной ответственности, выкупа воинов, семейных отношений. Подумать, почему материал об общинах в судебнике невелик. Чтобы правильно оценить положение рабов в Вавилоне (ЗХ. §7, 15-20, 113-119, 170-171, 175-176, 195-199, 215-227, 178-182) выделите различные категории рабов по их принадлежности (авилуму, храму, дворцу, мушкенуму), по способу, каким попали в рабство (пленный, купленный раб, раб-должник и т.д.). Разберитесь в правовом и имущественном положении различных категорий рабов. Ответьте на вопросы: чей труд – свободных или рабов был преобладающим в экономике; чем, главным образом, были заняты упоминаемые в судебнике рабы, возможен ли был переход из рабского состояния в свободное. Особо нужно выделить долговое рабство, подумав над тем, в чем заключаются особенности юридического положения попавших в долговую кабалу свободных людей, каким образом вмешивается законодатель в отношения должника и кредитора, почему он это делает. Сделайте вывод: дают ли законы Хаммурапи полное представление о рабстве в Вавилоне.
    Занятие 3

    1. Право и судопроизводство в Вавилоне.

    2. Брачно-семейные отношения, семейное и наследственное право.

    3. Деспотическая власть Хаммурапи и ее особенности.


    Обязательная литература

    См. занятие 1 и 2.
    Дополнительная литература

    См. занятие 1и 2.

    Дьяконов, И.М. Гражданское общество в древности / И. М. Дьяконов, В. А. Якобсон // Вестник древней истории. – 1998. – № 1. – С. 22-30.
    Методические указания

    К первому вопросу подобрать из судебника следующий материал: способы установления истины в суде, учет умысла при определении наказания за совершенное преступление. Определить виды наказаний, размеры компенсации за причиненный ущерб. Отметить, какие пережитки родового права сохраняются в законах. При анализе семейного и наследственного права выяснить, как оформлялся брак, права супругов, положение детей в семье, порядок наследования. Была ли ограничена власть главы семьи по отношению к жене, детям; как оценить статьи судебника о женах-рабынях и их детях. В заключение дайте общую характеристику вавилонской семьи. Для характеристики деспотической власти царя Хаммурапи используйте, кроме статей судебника, Введение и Заключение к нему. Выясните, в чем выражалась монополия власти царя, обратив особое внимание на неотчуждаемые формы собственности,

    фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Рассмотрите сакрализацию власти и военные заслуги Хаммурапи.
    ТЕМА 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

    1. Развитие письменности. Различные системы клинописи.

    2. Этапы развития и жанры литературы.

    3. Религиозно-мифологические представления народов Древней Месопотамии.

    4. Архитектура и скульптура.

    5. Зарождение научных знаний.

    Доклады

      • Архивы и библиотеки, школы и образование в древней Месопотамии.

      • Эпос о Гильгамеше.

      • Вавилонская версия мифа о сотворении мира и людей.

      • Астральные культы.

    Обязательная литература

    История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.

    История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Вигасина. – М.: РОССПЭН, 2008. – 431 с.

    История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г. В. Драча. – 7-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 537 с.

    Бардески К.Д. Месопотамия: колыбель человечества / К.Д. Бордески. – М.: «Ниола-Пресс», 2008. – 128 с.
    Дополнительная литература

    Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова. – СПб.: Лань, 2001. – 672 с.

    Дандамаев, М. А. Вавилонские писцы. – М.: Наука, 1983. – 245 с.

    Дандамаев, М. А. Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н. э: Социальные институты и идеология / М. А. Дандамаев. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 512 с.

    Емельянов, В.В. Древний Шумер / В. В. Емельянов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. – 368 с.

    Кьера, Э. Они писали на глине / Э. Кьера. – М.: Наука, 1984. – 135 с.

    Саггс, Х. Вавилон и Ассирия: Быт, религия, культура / Х. Саггс. – М.: Центрполиграф, 2004. – 232 с.

    Якобсен, Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М.: «Восточная литература» РАН,1995. – 293 с.
    Методические указания

    При подготовке к данной теме следует обратить внимание на то, что в отличие от древнеегипетской культуры, которую можно рассматривать как однородную, культура Двуречья – многослойна (синкретична) в связи с заселенностью этого региона различными народами. И если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизации Двуречья (шумеро-вавилонская культура), прежде всего, - письменные. Появление и развитие клинописи стало неким объединяющим фактором. Внимательно проанализируйте жанровое многообразие литературного творчества народов Двуречья (мифы, гимны, эпосы и др.), обратив внимание на то, что одной из центральных проблем являлась проблема происхождения человека. Остановитесь подробно на достижениях месопотамской архитектуры, указав, что в Двуречье был выработан определенный тип застройки храмов-святилищ, сложился особый тип храма – зиккурат. Покажите, как в архитектуре отражались религиозные представления.
    ТЕМА 6. ОБЩЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

    1. Характеристика источников.

    2. Организация государственного управления.

    3. Экономические и общественные отношения.

    4. Завоевательная политика фараонов XII династии.

    5. Завоевание Египта гиксосами.


    Обязательная литература

    История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
    Дополнительная литература

    Берлев, О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства / О. Д. Берлев. – М.: Наука, 1972. – С. 368 с.

    Богословский, Е.С. Собственность и должностное владение в Древнем Египте / Е. С. Богословский // Вестник древней истории. – 1979. – № 1. – С. 3-23.

    История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 1. – 470 с.

    История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с.

    Котрелл, Л. Во времена фараонов / Л. Котрелл.– М.: Наука, 1982. – 384 с.

    Перепелкин, Ю.Я. История Древнего Египта / Ю. Я. Перепелкин. – СПб.: Летний сад, 2001. – 607 с.

    Практикум по истории Древнего мира / под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Просвещение, 1989. – Вып. 1. – 139 с.

    Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / под ред. М.А. Коростовцева. – М.: Высшая школа, 1980. – Ч. 1. – 328 с.
    Методические указания

    При изучении периода Среднего царства необходимо указать, что политический центр переместился в Средний Египет, крупную роль начали играть Фивы. Особое внимание следует уделить успешной завоевательной политике фараонов XII династии и, в частности, СенусертаIII, правление которого принято считать кульминацией развития египетского государства эпохи Среднего царства. Укажите, чем сопровождалось приобретение обширных территорий, какие выгоды извлекли из этого египтяне. Подробно следует остановиться на социальных противоречиях в египетском обществе, которые способствовали завоеванию Египта гиксосами.
    ТЕМА 7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЕГИПТА ПЕРИОДА НОВОГО ЦАРСТВА

    1. Источники по истории Египта Нового царства.

    2. Экономический подъем Египта, внутренняя и внешняя политика фараонов XVIII династии.

    3. Положение храмов в Египте периода Нового царства и религиозная реформа Эхнатона. Ее причины, содержание и последствия.

    Обязательная литература

    История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.
    Дополнительная литература

    Ассман, Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Я. Ассман. – М.: «Присцельс», 1999. – 368 с.

    Богословский, Е.С. Собственность и должностное владение в Древнем Египте / Е. С. Богословский // Вестник древней истории. – 1979. – № 1. – С. 3-23.

    Дейнека, Т.А. Идеологическое обоснование внешней политики Египта в XVI-XIV вв. до н.э. / Т. А. Дейнека // Вестник древней истории. – 1990. – № 2. – С. 135-154.

    Жак, К. Нефертити и Эхнатон / К. Жак. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 215 с.

    История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 1. – 470 с.

    Котрелл, Л. Во времена фараонов / Л. Котрелл.– М.: Наука, 1982. – 384 с.

    Перепелкин, Ю.Я. История Древнего Египта / Ю. Я. Перепелкин. – СПб.: Летний сад, 2001. – 607 с.

    Плас, Д. Запрет на изображения в монотеистических религиях / Д. Плас // Вестник древней истории. – 1996. – № 2. – С. 123-143.

    Практикум по истории древнего мира / под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Просвещение. – 1989. – Вып. 1. – 139 с.

    Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / под ред. М. А. Коростовцева. – М.: Высшая школа, 1980.– Ч. 1. – 328 с.
    Методические указания

    При анализе источников обратите особое внимание на их виды и жанр (письма, автобиографические надписи, предписания и постановления). На основании источников необходимо выяснить особенности военной политики фараонов XVIII-XIX (разнообразие методов управления завоеванными территориями, формы политической зависимости сопредельных стран) и ее влияние на общественный строй и социальные отношения Египта Нового царства. Рассматривая реформу Эхнатона, обратите внимание не только на ее религиозное содержание, но и на ее социально-культурные последствия.

    ТЕМА 8. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

    1. Письменность и литература Древнего Египта.

    2. Религиозно-мифологические представления и культы древних египтян.

    3. Архитектура и скульптура. Формирование египетского стиля в изобразительном искусстве.

    4. Научные достижения древних египтян.


    Доклады

      • Амарнский период: великие произведения древних скульпторов и живописцев.

      • Заупокойный культ и обожествление фараона.

      • Господство канона в искусстве.

    Обязательная литература

    История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

    История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Вигасина. – М.: 2008. – 431 с.

    История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г. В. Драча. – 7-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 537 с.
    Дополнительная литература

    Ассман, Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Я. Ассман. – М.: «Присцельс», 1999. – 368 с.

    Богословский, Е.С. Древнеегипетские мастера / Е. С. Богословский. – М.: Наука. –1983. – 368 с.

    Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова. – СПб.: Лань, 2001. – 672 с.

    Видеман, А. Религия древних египтян / А. Видеман. – М.: Центрполиграф, 2009. – 256 с.

    Кацнельсон И. С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. – М.: Наука, 1979. – 152 с.

    Коростовцев М. А. Писцы Древнего Египта / М. А. Коростовцев. – СПб.: Летний сад, 2001. – 368 с.

    Крол А. Египет первых фараонов.Хеб-Сед и становление древнеегипетского государства / А. Крол. – М.: «Рудомино», 2005. – 224 с.

    Мертц, Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы / Б. Мертц. – М.: Центрполиграф, 2007. – 363 с.

    Морэ А. Нил и египетская цивилизация / А. Морэ. – М.: Центрполиграф, 2007. – 479 с.

    Морэ А. Цари и боги Египта / А. Морэ. – М.: Алетейя, 1998. – 239 с.
    Методические указания

    Главная цель семинарского занятия состоит в том, чтобы ознакомиться с наиболее значимыми достижениями древнеегипетской культуры. При изучении столь обширной темы, следует выделить основные особенности древнеегипетской культуры: монументальность, синтетичность, тесную связь искусства и религии. Обратите внимание на жанровое многообразие древнеегипетской литературы (мифы, пророчества, сказки и др.), рассмотрите системы древнеегипетского письма. Особое внимание уделите характеристике достижений древнеегипетской архитектуры: храмовому и дворцовому строительству, указав на то, что зодчество оказывало влияние на все остальные виды искусства. Рассмотрите религиозно-мифологические представления древних египтян, проанализируйте, сохранила ли религия древних египтян признаки фетишизма и тотемизма. Более подробно разберите один из главных сюжетов в египетской мифологии - представление о загробной жизни. Ответьте на вопросы, почему среди древневосточных цивилизаций древнеегипетская цивилизация занимает особое место и в чем проявилось влияние египетской культуры на культуру других народов.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта