Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕМА 9. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В АССИРИЙСКОМ И ХЕТТСКОМ ЦАРСТВАХ ПО ДАННЫМ СУДЕБНИКОВ Занятие 1

  • Обязательная литература Среднеассирийские законы (см. настоящее пособие)Хеттские законы (см. настоящее пособие)Дополнительная литература

  • Методические указания

  • Обязательная литература См. занятие 1.Дополнительная литература См. занятие 1.Методические указания

  • Тексты источников

  • ПОСОБИЕ ПО ИДМ. Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы 58 Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы 59


    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы 58 Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы 59
    АнкорПОСОБИЕ ПО ИДМ.doc
    Дата13.02.2018
    Размер468 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПОСОБИЕ ПО ИДМ.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #12644
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Надпись из гробницы Эйе


    Эйе - сановник эпохи Эхнатона, взошедший на престол после смерти Тутанхамона. Аналогичные надписи были и в других гробницах амарнской эпохи. Перевод М. А. Коростовцева. Печатается по: Повесть Петеисе III. Древнеегипетская литература / пер. М. А. Коростовцева. – М.: Художественная литература, 1978. – С. 251-255.
    Прославляем бога по имени его: «Жив бог Ра-Хорахти, ликующий на небосклоне, в имени его Шу, — он и есть Атон». Да живет он во веки веков, Атон живой и великий, Владыка всего, что обегает солнечный диск, Владыка неба и Владыка земли, Владыка храма Атона в Ахетатоне и слава царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдою, слава Владыки Обеих Земель Неферхепрура, единственного у Ра, сына Ра, живущего правдою, Владыки венцов Эхнатона, — да продлятся дни его жизни! — слава великой царицы, любимой царем, Владычицы Обеих Земель, Нефернефруитен Нефертити, — да живет она, да будет здрава и молода во веки веков!

    Говорит он: «Ты сияешь прекрасно на небосклоне, диск живой, начало жизни! Ты взошел на восточном склоне неба и всю землю нисполнил своею красою. Ты прекрасен, велик, светозарен! Ты высоко над всей землею! Лучи твои объемлют все страны, до пределов созданного тобою.

    Ты Ра, ты достигаешь пределов. Ты подчиняешь дальние земли сыну, любимому тобою. Ты далек, но лучи твои на земле, ты пред людьми [...] твое движение. Ты заходишь на западном склоне неба — и земля во мраке, подобно застигнутому смертью. Спят люди в домах, и головы их покрыты, и не видит один глаз другого, и похищено имущество их, скрытое под изголовьем их, — а они не ведают.

    Лев выходит из логова своего. Змеи жалят людей во мраке, когда приходит ночь и земля погружается в молчание, ибо создавший все опустился за край небес. Озаряется земля, когда ты восходишь на небосклоне; ты сияешь как солнечный диск, ты разгоняешь мрак, щедро посылая лучи свои, и Обе Земли просыпаются, ликуя, и поднимаются люди. Ты разбудил их — и они омывают тела свои, и берут одежду свою.

    Руки их протянуты к тебе, они прославляют тебя, когда ты сияешь надо всею землей, и трудятся они, выполняя работы свои. Скот радуется на лугах своих, деревья и травы зеленеют, птицы вылетают из гнезд своих, и крылья их славят душу твою. Все животные прыгают на ногах своих, все крылатое летает на крыльях своих — все оживают, когда озаришь ты их сияньем своим. Суда плывут на север и на юг, все пути открыты, когда ты сияешь. Рыбы в реке резвятся пред ликом твоим, лучи твои проникают в глубь моря, ты созидаешь жемчужину в раковине, ты сотворяешь семя в мужчине, ты даешь жизнь сыну во чреве матери его, ты успокаиваешь дитя…

    Нет другого, кроме тебя! Ты был один — и сотворил землю по желанию сердца своего, землю с людьми, скотом и всеми животными, которые ступают ногами своими внизу и летают на крыльях своих вверху. Чужеземные страны, Сирия, Куш, Египет — каждому человеку отведено тобою место его. Ты созидаешь все, что потребно им. У каждого своя пища, и каждому отмерено время жизни его. Языки людей различаются меж собою, несхожи и образы их, и цвет кожи их, ибо отличил ты одну страну от другой. Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, — подобно тому как даровал ты им жизнь, сотворив их для себя, о всеобщий Владыка, утомленный трудами своими. Владыка всех земель, восходящий ради них, диск солнца дневного, великий, почитаемый!...Ты установил ход времени, чтобы вновь и вновь рождалось сотворенное тобою, — установил зиму, чтобы охладить пашни свои, жару, чтобы [...] Ты создал далекое небо, чтобы восходить на нем, чтобы видеть все, сотворенное тобою. Ты единственный, ты восходишь в образе своем, Атон живой, сияющий и лучезарный, далекий и близкий! Из себя, единого, творишь ты миллионы образов своих. Города и селения, поля, и дороги, и Река созерцают тебя, каждое око устремлено к тебе, когда ты, диск дневного солнца [...] Ты в сердце моем, и нет другого, познавшего тебя, кроме сына твоего Неферхепрура, единственного у Ра, ты даешь сыну своему постигнуть предначертания свои и мощь свою. Вся земля во власти десницы твоей, ибо ты создал людей; ты восходишь — и они живут, ты заходишь — и они умирают. Ты время их жизни, они живут в тебе. До самого захода твоего все глаза обращены к красоте твоей. Останавливаются все работы, когда заходишь ты на западе. Когда же восходишь, то велишь процветать [...] для царя. Спешат все твари с тех пор, как ты основал твердь земную. Ты пробуждаешь всех ради сына своего, исшедшего из плоти твоей, для царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдою, Владыки Обеих Земель, Неферхепрура, единственного у Ра, сына Ра, живущего правдой, Владыки венцов Эхнатона, великого, — да продлятся дни его! — и ради великой царицы, любимой царем, Владычицы Обеих Земель Нефернефруитен Нефертити, — да живет она, да будет молода она во веки веков!»
    ТЕМА 9. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В АССИРИЙСКОМ И ХЕТТСКОМ ЦАРСТВАХ ПО ДАННЫМ СУДЕБНИКОВ

    Занятие 1.

    1. Сравнительная характеристика ассирийского и хеттского законодательств. Другие источники по истории ассирийцев и хеттов.

    2. Экономические отношения в хеттском и ассирийском обществах (сельское хозяйство, ремесло, торговля, ростовщичество).

    3. Земельные отношения и характер общины.

    4. Основные категории населения.


    Обязательная литература

    Среднеассирийские законы (см. настоящее пособие)

    Хеттские законы (см. настоящее пособие)
    Дополнительная литература

    Герни, О.Р. Хетты / О. Р. Герни. – М.: Наука, 1987. – 234 с.

    Гиоргадзе Г.Г. Вопросы общественного строя хеттов / Г.Г. Гиоргадзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1991. – 190 с.

    Маккуин. Д.Г. Хетты и их современники в Малой Азии / Д. Г. Маккуин. – М.: Наука, 1983. – 183 с.

    Менабде, Э. Хеттское общество / Э. Менабде. – Тбилиси: Мецниереба, 1965. – 256 с.

    Попов, В.П. О статусе рабов в хеттском государстве по данным §§ 93-99 хеттских законов / В. П. Попов // Вестник древней истории.- 1969.- № 3. – С. 73-81.

    Садаев Д.Ч. История Древней Ассирии / Д. Ч. Садаев.– М.: Наука. – 1979. – 208 с.

    Чернышова А.З. Пленные в государстве хеттов / А. З. Чернышова // Вестник древней истории. – 1986. – № 4. С. 69-77.

    Янковская, Н.Б. Некоторые вопросы экономики Ассирийской державы / Н. Б. Янковская // Вестник древней истории. – 1956. – № 1. – С. 28-46.
    Методические указания

    Изучение этой темы сходно с исследованием свода законов царя Хаммурапи. Поэтому при подготовке к занятиям следует учитывать общие методические указания к первой теме. При характеристике ассирийских и хеттских законов выяснить, когда, кем они были составлены, сравнить степень их сохранности, структуру, отметить в чем отличие судебников от законов Хаммурапи. Выявите общие и особенные черты в экономике двух народов, определите, какая отрасль экономики была преобладающей у хеттов, а какая у ассирийцев и почему. Сопоставьте степень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли; определите отношение составителей законов к ростовщичеству.
    Занятие 2.

    1. Брак и семья. Наследственное право.

    2. Судопроизводство. Уголовное право. Пережитки родовых обычаев.

    3. Своеобразие общественно-политического строя Ассирии и хеттов в новохеттский и новоассирийский периоды.

    Обязательная литература

    См. занятие 1.
    Дополнительная литература

    См. занятие 1.
    Методические указания

    При подготовке ответов на первый и второй вопросы можно пользоваться методическими указаниями к соответствующим пунктам вавилонского законодательства.

    Тексты источников
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта