Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Связь
Электротехника
Автоматика
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Экология
Культура
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Физиология с основами анатомии. Методические указания для студентов фармацевтического факультета 2011 год Занятие 1 Тема занятия Предмет и задачи физиологии и анатомии


Скачать 2.62 Mb.
НазваниеМетодические указания для студентов фармацевтического факультета 2011 год Занятие 1 Тема занятия Предмет и задачи физиологии и анатомии
АнкорФизиология с основами анатомии.doc
Дата27.04.2017
Размер2.62 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФизиология с основами анатомии.doc
ТипМетодические указания
#39
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Физиология с основами анатомии
Методические указания для студентов фармацевтического факультета

2011 год

Занятие № 1

Тема занятия: Предмет и задачи физиологии и анатомии.

Методологические подходы в физиологических и морфологических науках.

Уровни организации живой материи.

Цель занятия: определить роль морфологических наук и физиологии в системе фармацевтического образования; понять иерархический принцип организации живой материи.
Рекомендуемая литература:

  1. Лекционный материал.

  2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. С. 5-17, 37-47.

  3. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого., 1985. – С. 5-18.

  4. Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 17-26, 31-34.


Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

        1. Предмет изучения анатомии, цитологии, гистологии, физиологии.

    1. Общая характеристика морфологических (анатомических, гистологических, цитологических) и физиологических методов исследования.

    2. Основные понятия физиологии: раздражимость, возбудимость, раздражитель, гомеостаз, адаптация.

    3. Основные механизмы регуляции функций в организме человека.


На занятие необходимо принести тетрадь и цветные карандаши.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Методы исследования в анатомии и гистологии. Этапы приготовления гистологического материала.

Под руководством преподавателя проанализировать основные этапы приготовления гистологического препарата. Оформить протокол по методам исследования в морфологии.

Провести микроскопирование препарата, окрашенного гематоксилином и эозином. Дать понятие базофилии и эозинофилии (оксифилии).

Блок информации: Наиболее распространенной окраской в гистологии является окраска двумя красителями – гематоксилином и эозином. Эта окраска позволяет по-разному окрасить структуры клетки, имеющие разную химическую реакцию. Структуры клетки, в которых преобладают кислотные ионы (например, нуклеиновые кислоты ДНК и РНК) окрашиваются основным (щелочным) красителем гематоксилином в синий цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются базофильными («базис» - основание; «филео» - любить). Структуры клетки, в которых преобладают основания (обычно это цитоплазма) окрашиваются кислым красителем эозином в розовый цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются эозинофильными (или оксифильными).

В выводе указать достоинства и недостатки морфологических методов исследования.

Работа № 2.

Методы исследования в физиологии. Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки.

На основании просмотра учебного видеофильма «Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки» оформить протокол по этапам приготовления нервно-мышечного препарата лапки лягушки. В выводе указать достоинства и недостатки острых экспериментов в физиологии (вивисекции).
Занятие № 2

Тема занятия: Клеточный уровень организации живой материи.

Строение и свойства биологической мембраны.

Межклеточные контакты.

Цель занятия: изучить основные понятия цитологии; проанализировать структурно-функциональные свойства биологической мембраны; исследовать структуры, представленные на клеточном уровне организации живой материи.
Рекомендуемая литература:

  1. Лекционный материал.

  2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 47-65.

  3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М, 2008. – С. 16-17.

  4. Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 39-41.


Дополнительный блок информации:

Клетки многоклеточных организмов взаимодействуют между собой. При этом взаимодействии клеточная мембрана (цитолемма) образует особые соединения – межклеточные контакты. Выделяют несколько типов межклеточных контактов:

  1. Простой контакт – сближение цитолемм клеток на 15-20 нм, При этом происходит взаимодействие слоев гликокаликса соседних клеток. Молекулы мембраны «узнают» клетки своего типа.

  2. Плотный контакт (запирающий контакт) - плотно соединяет клетки, при этом область межклеточного контакта становится непроницаемой для макромолекул. На поверхности клетки с помощью специальных белков образуется подобие ячеистой сети. Эта ячеистая сеть окружает в виде «пояска» весь периметр клетки, соединяясь с такой же сетью на поверхности соседней клетки.




  1. Десмосома (сцепляющий контакт) - обеспечивает механическую связь между клетками. Это парные структуры, представляющие собой небольшое пятно диаметром около 0,5 мкм, к которому прилежат особые волокна, обеспечивающие прочность контакта.




  1. Щелевой контакт (нексус, коммуникационное соединение) - расстояние между цитолеммами двух клеток минимально - 2-3 нм, в цитолеммах контактирующих клеток имеются особые структуры – каналы, связывающие цитоплазмы двух клеток. Функциональная роль щелевых контактов заключается в переносе ионов от клетки к клетке.



Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  1. Основные положения клеточной теории.

  2. Строение животной клетки, роль различных органелл в жизнедеятельности клетки.

  3. Строение биологической мембраны, свойство полупроницаемости биологической мембраны, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.

  4. Виды межклеточных контактов.




    • К занятию необходимо письменно в тетради для практических занятий в виде краткого конспекта (в форме таблицы) самостоятельно подготовить вопрос: «Органеллы животной клетки и их функции».




Органелла

Строение

Функции






























ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Микроскопия и зарисовка животной клетки и неклеточных структур (симпласт, синцитий, межклеточное вещество).

А) Микроскопия и зарисовка препарата «Животная клетка». Окраска гематоксилин-эозин.

Необходимо: зарисовать животную клетку, обозначить цитоплазму, ядро, цитолемму.

Б) Микроскопия и зарисовка препарата «Симпласт. Поперечно-полосатая мышечная ткань». Окраска гемотоксилин-эозин.

Необходимо: зарисовать симпласт, обозначить ядра, сарколемму, саркоплазму.

Дать определение понятию «симпласт», пояснить признаки отличия симпласта от клетки, написать как образуются симпласты. Объяснить особенности терминологии («саркоплазма» – вместо «цитоплазма»; «сарколемма» - вместо «цитолемма»).

В) Микроскопия и зарисовка препарата «Синцитий. Мезенхима». Окраска гематоксилин-эозин.

Необходимо: зарисовать синцитий, обозначить цитоплазматические мостики.

Дать определение понятию «синцитий», объяснить, что такое «функциональный синцитий».

Блок информации: Функциональный синцитий состоит из клеток обычного строения, окруженных цитолеммой. Однако места соединения этих клеток богаты особыми видами межклеточных контактов – щелевыми контактами. Щелевые контакты проницаемы для ионов. Поэтому цитоплазма всех клеток, соединенных щелевыми контактами, может функционировать как единое целое. Примером такого функционального синцития является сердечная мышца.

Г) Микроскопия и зарисовка препарата «Межклеточное вещество. Рыхлая волокнистая соединительная ткань». Окраска гематоксилин-эозин

Необходимо зарисовать и обозначить волокнистый и аморфный компонент межклеточного вещества. Дать определение понятию «межклеточное вещество».

В выводе сформулировать особенности клеточного уровня организации живой материи.

Занятие № 3

Тема занятия: Общая характеристика тканей организма человека. Морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.

Цель занятия: изучить понятие ткани; знать виды тканей организма человека; проанализировать морфологические особенности и разновидности эпителиальной ткани; классификацию желез организма человека.

Рекомендуемая литература:

  1. Лекционный материал.

  2. А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 70-78.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  1. Определение понятия «ткань», классификация тканей, понятие гистогенеза.

  2. Основные морфофункциональные особенности эпителиальной ткани.

  3. Классификация эпителиев, локализация в организме и функции разных видов эпителиев.

  4. Классификация желез.

К занятию письменно в тетради для практических занятий в виде схем представить вопросы:

1) Классификация эпителиев организма человека.

2) Классификация желез организма человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Однослойный мерцательный эпителий (препарат трахеи).

Провести микроскопирование и зарисовку однослойного мерцательного эпителия (окраска гематоксилин-эозин).

Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть пласт эпителиоцитов (клеток эпителия). Отметить, что все клетки эпителиального пласта лежат в один слой (все прикреплены к базальной мембране), поэтому эпителий называется однослойным. Вместе с тем, ядра клеток расположены на разных слоях, поэтому эпителий называется многорядным. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с схемой многорядного реснитчатого эпителия (стр 74, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать, как вы видите препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, ядра эпителиоцитов, слой ресничек.

Работа № 2.

Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи.

Провести микроскопирование и зарисовку многослойного плоского ороговевающего эпителия кожи (окраска гематоксилин-эозин).

Препарат сориентировать эпителием вверх. Рассмотреть базальную мембрану, которая имеет волнообразную форму из-за вдающихся снизу сосочков рыхлой волокнистой соединительной ткани. Обратить внимание на то, что клетки эпителия лежат во много слоев, причем с базальной мембраной связан только нижний слой клеток. Рассмотреть слои эпителия – базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком многослойного плоского эпителия (стр 75, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. На рисунке отметить базальную мембрану, лежащую под ней соединительную ткань, слои эпителия.

Работа № 3.

Экзокринная железа.

Провести микроскопирование и зарисовку концевого отдела и протока поджелудочной железы (окраска гематоксилин-эозин). Обратить внимание на полярность клеток выводного протока. Обозначьте апикальную и базальную части экзокриноцита. Объясните причину базофилии базальной части клетки.

Занятие № 4

Тема занятия: Морфофункциональная характеристика соединительной ткани организма человека. Опорно-двигательный аппарат человека.

Цель занятия: проанализировать морфологические особенности и разновидности соединительной ткани; изучить пассивную часть опорно-двигательного аппарата человека (костно-суставной аппарат).

Рекомендуемая литература:

  1. Лекционный материал.

  2. А.В.Логинов Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 78-85, 90-102.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  1. Определение понятия «ткань», классификацию тканей, понятие гистогенеза.

  2. Основные морфофункциональные признаки соединительной ткани.

  3. Разновидности соединительной ткани.

  4. Строение кости; классификацию костей.

  5. Виды соединений костей; строение суставов.

  6. Отделы скелета; строение позвоночника, грудной клетки, черепа, плечевого пояса, тазового пояса, нижних конечностей.

  • К занятию письменно в тетради для практических занятий представить вопросы:

1) Классификация костей скелета человека.

2) Классификация суставов человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань. Сухожилие. (окраска гематоксилин-эозин).

На препарате рассмотреть параллельно расположенные пучки коллагеновых волокон. Между пучками волокон – клетки соединительной ткани фиброциты. Зарисовать ткань отметить основные элементы – клетки, волокна.

Работа № 2.

Костная ткань. (окраска по Шморлю).

На препарате рассмотреть надкостницу, системы концентрических пластинок – остеоны, центральный канал в центре каждого остеона, остеоциты. Сопоставить увиденную в микроскопе картину с рисунком пластинчатой костной ткани (стр 84, учебник Физиология с основами анатомии А.В.Логинов). Зарисовать препарат. Отметить надкостницу, систему пластинок остеона, центральный канал остеона, остеоциты.

Работа № 3.

Частная остеология.

Получив от преподавателя кость скелета, определите ее название, дайте характеристику ее строения, с какими костями и как она соединяется в организме. Расположите кость в пространстве так, как она расположена в организме. Зарисуйте кость в протокол и запишите ее характеристики. Проведите работу для трубчатой и губчатой кости.
Занятие № 5

Тема занятия: Общая характеристика крови. Физико-химические свойства и состав плазмы крови.

Цель занятия: познакомиться с правилами работы с кровью, как потенциально опасной биологической жидкостью; изучить физико-химические свойства плазмы крови, роль констант плазмы крови в поддержании гомеостаза; иметь представление о методах определения гематокрита и скорости оседания эритроцитов; знать клиническое значение показателей.

Рекомендуемая литература:

    1. Лекционный материал.

    2. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 110-114.

    3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С 131-143.

    4. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 211-217, 232.


Количественные показатели системы крови

Показатель

Норма

Гематокрит

0,40-0,48 (40-48%) у мужчин

0,36-0,42 (36-42%) у женщин

Вязкость крови

Вязкость плазмы

4,2 - 5,0

1,7-2,2

Относительная плотность крови

Относительная плотность плазмы

1,05-1,06

1,029-1,034

рН

артериальная кровь 7,42

венозная кровь 7,36

Осмотическое давление плазмы крови

7,3-7,6 атм

Онкотическое давление плазмы крови

25-30 мм рт ст (0,03-0,04 атм)

Содержание белков в плазме крови

Всего: 7-8%, из них

альбумины 3,5-5 %

глобулины 2-3 %

фибриноген 0,2-0,4 %

Уровень глюкозы в плазме крови

3,3 – 5,7 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов

У мужчин: 1-10 мм/час

У женщин: 2-15 мм/час

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Кровь как внутренняя среда организма, состав крови. Объем циркулирующей крови.

2. Функции крови и их характеристика (транспортная, питательная, дыхательная, защитная, регуляторная, гомеостатическая, терморегуляторная).

3. Понятие гематокрита.

4. Состав плазмы крови:

4.1 неорганические электролиты плазмы, их функции;

4.2 белки плазмы, их функции;

4.3 другие вещества, транспортируемые плазмой крови (питательные вещества, витамины, промежуточные продукты обмена, микроэлементы и др.)

5. Физико-химические константы плазмы (рН, осмотическое и онкотическое давления, вязкость, плотность). Буферные свойства крови.

6. Скорость оседания эритроцитов (механизм оседания эритроцитов, факторы влияющие на скорость оседания эритроцитов). Принципы определения величины СОЭ, медицинское значение этого показателя крови.

  • К занятию письменно в тетради для практических занятий ответить на вопрос: «Буферные системы плазмы крови» с описанием свойств буферных систем и их химического состава.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Знакомство с техникой безопасности при работе с потенциально опасными биологическими жидкостями.

Под руководством преподавателя познакомиться с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кровью», сделать в тетради краткий конспект основных положений инструкции.

Работа № 2.

Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ).

Необходимые материалы и реактивы: прибор Панченкова, тигелек, резиновая груша, 5% раствор цитрата натрия. Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) проводится в капил­лярах прибора Панченкова.

Этапы работы:

  1. Химически чистый капилляр прибора Панченкова промывают 5% раствором цитрата натрия.

  2. Набирают 5% раствор цитрата натрия до отметки «0,75». Полученную каплю раствора помещают в тигелек.

  3. В капилляр прибора Панченкова набирают кровь до отметки «0» и также выдувают в тигелек. При этом, получают соотношение крови и цитрата натрия 4:1. (Можно набрать вдвое большее количество цитрата натрия и крови для облегчения последующих действий).

  4. Содержимое тигелька осторожно перемешивают и набирают в капилляр прибора Панченкова до отметки «0».

  5. Аккуратно снимают резиновую грушу. Закрыв пальцев верхний конец капилляра, осторожно, чтобы кровь не вылилась, устанавливают капилляр в штатив в строго вертикальном положении, упирая нижний его конец в резиновую прокладку и прижимая верхний конец верхней пробкой или прокладкой.

  6. Через час отмечают скорость оседания эритроцитов по высоте отстоявшегося слоя плазмы в миллиметрах в час.

В протоколе отметьте основные этапы исследования, зарисуйте прибор Панченкова с полученным результатом, проанализируйте полученный результат. В выводе объясните, от чего зависит показатель СОЭ; каково его клиническое значение.

Работа № 3.

Наблюдение осмотического гемолиза эритроцитов.

В работе используют пробирки с растворами хлорида натрия в убывающей концентрации. Можно использовать пробирки с растворами: 0,9% NaCl, 0,6% NaCl и 0,3% NaCl. В каждую пробирку добавляют по одинаковой капле крови. Покачивая каждую пробирку, перемешивают ее содержимое. Через час после добавления крови, оценивают результат.

При полном гемолизе раствор в пробирке равномерно окрашен и прозрачен («лаковая» кровь). При отсутствии гемолиза, раствор бесцветный, прозрачный, эритроциты оседают на дно. При частичном гемолизе на дно оседают наиболее устойчивые эритроциты, часть эритроцитов разрушается, окрашивая раствор в красный цвет.

При оформлении протокола кратко опишите ход работы, зарисуйте пробирки с полученным раствором. В выводе охарактеризуйте полученные результаты, дайте характеристику осмотическому давлению плазмы крови, укажите возможные последствия отклонения этого показателя и наблюдаемые при этом явления.

Занятие № 6

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта