Главная страница
Навигация по странице:

  • ФИЛОСОФИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для студентов юридического факультета

  • Памятка студентам и преподавателю Целью

  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ЕГО ОБЪЕМ

  • Итого 60 часов 40 часов РАЗДЕЛ I

  • Тема 2. Проблема типологизации историко-философского процесса (4 часа)

  • РАЗДЕЛ II . ОНТОЛОГИЯ (12 ЧАСОВ) Тема 1. Смысл проблемы бытия и разновидности онтологических учений (6 часов)

  • Тема 2. Основные онтологические различия и их экзистенциальный смысл (6 часов)

  • РАЗДЕЛ III . ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ (8 ЧАСОВ) Тема 1. Сознание как философская проблема (4 часа)

  • Тема 2. Основная проблематика гносеологии (4 часа)

  • РАЗДЕЛ IV . ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ (12 ЧАСОВ) Тема 1. Предмет и задачи социальной философии (3 часа)

  • Тема 2. Основные парадигмы социальной теории (9 часов)

  • РАЗДЕЛ V . ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ (18 ЧАСОВ)

  • методичка по Философии. Методические указания для студентов юридического факультета Дневное отделение Издательство Самарский университет


    Скачать 1.34 Mb.
    НазваниеМетодические указания для студентов юридического факультета Дневное отделение Издательство Самарский университет
    Анкорметодичка по Философии.rtf
    Дата26.12.2017
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файламетодичка по Философии.rtf
    ТипМетодические указания
    #9674
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Кафедра философии гуманитарных факультетов


    ФИЛОСОФИЯ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    Для студентов юридического факультета

    Дневное отделение

    Издательство «Самарский университет»

    2003

    Печатается по разрешению Редакционно-издательского совета

    Самарского государственного университета

    Составители:

    доктор. филос. наук, проф. Лехциер В.Л




    канд. филос. наук, ст. преп. Разинов Ю.А.


    Рецензент:

    канд. филос. наук, доц. Афанасьевский В.Л.


    © Лехциер В.Л., Разинов Ю.А.,

    составление, 2000

    Памятка студентам и преподавателю
    Целью курса «Философия» является овладение студентами знаний в области основных проблем онтологии, гносеологии и социальной философии. По окончании курса студент должен разбираться в различных типах онтологических учений и основных онтологических различиях, должен ориентироваться в философских концепциях сознания и познания, важнейших парадигмах социальной теории, проблематике современной философии истории, а также понимать трудности и задачи современной философии человека и культуры, ищущей рациональные пути обсуждения условий формирования личности, границ и оснований культуры. Форма отчетности – итоговый экзамен по содержанию всего курса.

    Планы семинарских занятий ориентированы на более углубленный анализ философских вопросов, затронутых в рамках лекционного курса. Целю семинарских занятий является выработка практических навыков по обсуждению философских проблем на основе предварительного знакомства с источниками и литературой по теме занятия. Чтение источников и литературы рекомендуется сопровождать записями, которые должны иметь вид кратких конспектов, с ясным изложением логики вопроса. Занятия проходят успешнее, если возникающие в процессе чтения интересные или неясные для вас вопросы сформулированы и зафиксированы вами заранее с тем, чтобы они могли быть вынесены на обсуждение. Крайне нецелесообразной формой подготовки является переписывание значительных фрагментов текста с последующим пересказом их во время занятия. Подготовка к занятию не должна ограничиваться чтением учебника, словаря и учебной литературы. Помните, что основательная проработка хотя бы одного вопроса с привлечением источников и специальной литературы важнее готовности по всем вопросам, но только на основе учебника. При обсуждении темы семинарского занятия необходимо избегать двух крайностей: с одной стороны, выступление на семинаре не должно носить характер формального отчета перед преподавателем, а с другой, не должно превращаться в беспредметный «разговор» на произвольную тему.

    Очень важно (!), чтобы подготовка к занятию была не только «школьной» выучкой, но и экзистенциальной процедурой. Поэтому чтение философских первоисточников, научных статей или даже учебников должно сопровождаться выработкой своей точки зрения на проблему. Само собой, что при ответах она должна быть аргументирована. Студенту следует помнить, что огромную ценность имеет сама способность ставить проблемы. Корректно поставленная проблема едва ли не самое трудное событие в философском мышлении.

    Структура данного методического пособия обусловлена структурой семинарских занятий. Семинарское занятие включает:

    1. традиционный компонент - общие для всей аудитории вопросы по теме и специальную учебную и научную литературу для подготовки, подобранную к каждому вопросу. В этом компоненте акцент сделан на учебную литературу, так как это существенно помогает студентам ориентироваться в сегодняшнем, довольно пестром мире учебных пособий. Тем не менее по ряду вопросов, не отраженных достаточно в учебниках, предложена научная литература. Ряд семинаров включает довольно большой список вопросов, отвечающий принципу вариативности в проведении занятия. Преподаватель в зависимости от уровня аудитории, ее интересов, и текущих учебных задач может всякий раз варьировать список задаваемых на дом вопросов к очередному занятию. Более подробная информация о характере литературы и об отношении ее к конкретному вопросу, докладу или реферату дается преподавателем непосредственно в ходе практической работы.

    2. обязательный компонент - детальный, «медленный» анализ аудиторией одного философского источника по теме семинара. В методическом пособии эти тексты специально подчеркнуты одной чертой. Источниками служат известные и ключевые тексты по соответствующей проблематике. Такая работа хорошо развивает аналитические навыки студентов. Студенты должны прочитать этот текст дома, с тем чтобы на семинаре предложить его анализ. Чтение должно быть проблемным, т.е. главное понять проблему текста (для этого часто ее нужно переформулировать, выразить на своем языке), позицию автора по этой проблеме, его аргументы, примеры и т.п.

    3. Для расширения смыслового поля семинара преподавателю хорошо бы использовать еще один рабочий элемент - десятиминутный концептуальный доклад студента по дополнительной научной литературе из списка. В докладах допустим выход за тематические рамки семинарского занятия, если это дает возможность представить новые аспекты обсуждаемой проблемы. Выбор темы и подбор литературы может быть осуществлен самостоятельно, но согласован с преподавателем непосредственно в рамках учебного процесса. Доклад должен быть освоен и «читаться» в собственной манере, а не в манере того автора, точку зрения которого вы представляете. Этот вид работы учит студента обобщать, выделять главное, заинтересовывать аудиторию своей темой, а аудиторию учит слышать саму себя. Учитывая часто возникающие сложности с доступом к специальной литературе, список дополнительной литературы включает довольно обширную подборку классических философских произведений, монографических исследований и журнальной периодики. В ряде случаев она также тематически дифференцирована, как например, при изучении парадигм социальной теории, философских проблем истории и культуры.


    ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ЕГО ОБЪЕМ


    Разделы

    Темы

    Лекции

    Семинары


    Раздел 1.

    Сущность и задачи философии

    6 часов

    4 часа

    Введение в философию

    Проблема типологизации историко-философского процесса

    4 часа

    2 часа



    Раздел 2.

    Смысл проблемы бытия и

    разновидности онтологических учений

    6 часов

    4 часа

    Онтология

    Основные онтологические различия и их экзистенциальный смысл

    6 часов

    4 часа

    Раздел 3.

    Проблемы

    Сознание как философская проблема

    4 часа

    2 часа

    сознания и познания в философии

    Основная проблематика гносеологии

    4 часа

    4 часа

    Разделы 4.

    Введение в

    Предмет и задачи социальной философии

    3 часа

    2 часа

    социальную философию

    Парадигмы социальной теории

    9 часов

    6 часов

    Раздел 5.

    Основные

    Философские проблемы общества

    6 часов

    4 часа

    проблемы

    Философия истории

    4 часов

    2 часа

    социальной

    Философия человека

    4 часа

    4 часа

    философии

    Философия культуры

    4 часов

    2 часа




    Итого

    60 часов

    40 часов



    РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ (10 ЧАСОВ)

    Тема 1. Сущность и задачи философии (6 часов)

    Происхождение философии на фоне мифа. Различные концепции происхождения философии. Основной вопрос философии (по М.К. Мамардашвили), архитектоника философского вопроса. Вопрошание - дело философии. Сократическое начало в философии. Философия как «фундаментальное человеческое состояние» (М.Хайдеггер). Философия и конечность человеческого существования. Различие «реальной философии» и «философии учений и систем» (М.К. Мамардашвили). Жизнемыслие. Смысл как экзистенциал. Предмет и объект философии. Место философии в системе культуры (философия и наука, философия и религия, философия и искусство, философия и мудрость). Язык философии. Дисциплинарная структура философского знания. Функции философии.
    Тема 2. Проблема типологизации историко-философского процесса (4 часа)

    История философии как философская проблема. Развитие истории философии от описательности к систематике. Спор историко-философких традиций. Критерии типологизации историко-философского процесса. Понятие исторического типа философии. Типология Ф.Энгельса на основании сформулированного им «основного вопроса философии». Понятие научной парадигмы. Парадигмы философствования (on he on, cogito, existenz).
    РАЗДЕЛ II. ОНТОЛОГИЯ (12 ЧАСОВ)
    Тема 1. Смысл проблемы бытия и разновидности онтологических учений

    (6 часов)

    Бытие как жизненная интуиция и философская проблема. Формирование онтологической проблемы в натурфилософии досократиков (понятия фюзиса, логоса, архэ). Онтология Парменида и ее рецепция в последующей европейской философии.

    Разновидности онтологических учений. Онтология абсолютного бытия (on he on). Монизм: а)бытие как объективная идея (Платон, Плотин, Гегель), принцип диалектического разщвития идеи; в)бытие как субъективная реальность (имманентизм, «практический солипсизм»-эгоцентризм, аутистичекая личность). Сновидческая (галлюцинаторная) реальность в культуре ХХ века (Кафка, сюрреализм, Павич). «Жизнь есть сон»; с)бытие как Бог (креационизм, пантеизм, учение о всеединстве), проблематика онтологического доказательства; d)бытие как материя, определение, строение и атрибуты материи в материалистической философии. Синергетика - универсальная теория самоорганиазации материальных систем. Дуализм: учение Декарта о двух субстанциях; дуализм вещи-в-себе и явления в философии Канта; дуализм в различных религиозных течениях (манихейство). Плюрализм: учение Анаксагора о «гомеомериях», атомарная теория Демокрита; монадология Лейбница. Онтология относительно бытия. Бытие как коррелят сознания, тела, языка, существования (Гуссерль, Мерло-Понти, Хайдеггер, Куайн, гипотеза Сепира-Уорфа, Бахтин). Понятие и перспективы экзистенциальной онтологии. Проект деконструкции онтологии в современной философии (Ж.Деррида).
    Тема 2. Основные онтологические различия и их экзистенциальный смысл (6 часов)

    Основные аспекты проблемы бытия в современной философии: различение бытия и сущего (Хайдеггер); бытие и небытие (философия творчества), бытие и ничто (Хайдеггер, Сартр, Франк, апофатизм в современной философии), бытие и трансценденция (Мамардашвили), бытие и становление (Гераклит, Ницше, Ортега-и-Гассет, Делез); бытие и время (Августин, Бергсон, Гуссерль, Бердяев, Хайдеггер, Банька), бытие и имя (Флоренский, Булгаков, Фуко). Проблема вещи в философии (Лосев, Хайдеггер, Бодрийяр, вещь в искусстве).
    РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ (8 ЧАСОВ)
    Тема 1. Сознание как философская проблема (4 часа)

    Сознание как философская проблема. Подходы к изучению сознания в истории философской мысли: классификации Приста, Молчанова, традиция понимания сознания как эпифеномена (от Аристотеля до теории отражения) и феномена (от Платона до Гуссерля). Концепция сознания как отражения. Структура психики в психоанализе (Фрейд, Юнг). Проблема статуса бессознательных явлений. К.Маркс об общественной природе сознания. Феноменологическая трактовка сознания (Брентано, Гуссерль): понятие интенциональности, различие психического акта, предмета и значения в сознании. Сознание как опыт различия (Молчанов).
    Тема 2. Основная проблематика гносеологии (4 часа)

    Познание как философская проблема. Представления о познании в истории философии. Проблема познаваемости мира. Понятие знания, знание и мнение, знание и вера. Знание повседневное (здравый смысл, наивный реализм) и научное. Теория истины в философии. Истина и заблуждение. Критерии истины. Философский спор об источниках познания (эмпиризм, рационализм, синтетический подход). Генезис науки. Понятие науки, научная рациональность, особенности научного познания и знания. Научное познание как субъект-объектное взаимодействие. Методы научного познания: специальные, общенаучные и универсальные. Проблема разделения наук по предмету и методу. Специфика социо-гуманитарного познания (Риккерт, Бахтин, Библер). Герменевтика как наука и искусство понимания. Проблема соотношения знания и власти: учение об эпистемах в философии М.Фуко, критика научно-технического, обладающего знания в философии М.Хайдеггера. Классические и неклассические идеалы рациональности.
    РАЗДЕЛ IV. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

    (12 ЧАСОВ)
    Тема 1. Предмет и задачи социальной философии (3 часа)

    Проблема социального в истории философии. Предмет и объект социальной философии. Социальная философия в структуре философского знания.

    Основные формы социальной философии: онтология социальной реальности (Платон, Августин, Франк, Зиммель, Мид, Шютц, Гофман и др.), социальная критика (Маркс, Маркузе, Жижек, Бодрийяр, Хабермас, Фуко).

    Социальная философия в структуре социального знания (социальная философия и социология, история, антропология, политология и др..). Социальная философия как методология социальных наук. Проблема внутренних границ социального знания.

    Социальная философия как учение о едином и многом и основные категории социальной философии: социальное отношение, социальное действие, общение (коммуникация), социальная структура, социальное пространство, социальный порядок. Проблема закономерности социальной жизни (Маркс, Поппер).
    Тема 2. Основные парадигмы социальной теории (9 часов)

    Парадигма социального объективизмасоциальных фактов»). 1.Натурализм: детерминизм географический (от Бокля до Мечникова, геополитика), космический (Чижевский, Гумилев), биологический (расово-антропологическая школа, психоанализ культуры, социобиология); позитивизм (Конт, Спенсер), биологический органицизм (Спенсер, Шефле, Эспинас), социалдарвинизм (Спенсер, Гумплович), механицизм (Кетле, Парето). Проблема взаимодействия природы и общества. 2.Общество как метафизический организм (от Платона до Дюркгейма и Уайтхеда). Школа психологии народов (Лацарус, Штейнталь). Идея соборности в русской философии. Проблематика «русской идеи». 3.Материалистическое понимание общества как общественно-экономической формации. Дилемма детерминизма и принципа деятельности в социальной теории К.Маркса. 4.Техницизм (Арон, Мак-Луэн, Дж. Ленский, Белл). Идеология технократизма. 5.Структурно-функциональный подход (Парсонс, Мертон). 6.Структурализм в социальной теории (Леви-Строс, Барт, Альтюссер, Фуко). 7.«Теория систем» в применении к анализу общества. «Синергетическая парадигма». Системная теория общества Н. Лумана.

    Парадигма социального конструктивизма социального определения», «интерпретативной» или «понимающей социологии»). Предистория парадигмы: идея искусственности социальной реальности в античной философии и философии Просвещения. Естественное и искусственное в теории договора. Теория «социального действия» М.Вебера. Формальная социология и теория «социальных априори» Г.Зиммеля. Прагматизм (Пирс, Джеймс, Дьюи). Символический интеракционизм (Мид, Блумер, Гофман). Феноменологическая социология (Щюц, Горфинкель, Бергер, Лукман) и основные понятия философии Э.Гуссерля. (интенциональность, эпохе, естественная установка, жизненный мир, интерсубъективность). Повседневность как тема философии. Структуры повседневного мышления.

    «Интегрированная социологическая парадигма». Социальная теория Франкфуртской школы (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Хабермас, Фуко): выявление объективных детерминант исторического процесса и человеческой жизни («техническая рациональность», «цивилизация», «эпистемы», «отношения власти» и др.) и одновременно критика в свете идеала эмансипированной личности; критика как конструирование социальной реальности. Теория габитуса П.Бурдье, теория структурации Э.Гидденса, социальная философия Н.Элиаса.
    РАЗДЕЛ V. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ (18 ЧАСОВ)
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта