Главная страница
Экономика
Финансы
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Медицина
Дошкольное образование
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
Вычислительная техника
История
Логика
Философия
Этика
Религия
Физика
Политология
Социология
Языкознание
Языки
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Другое
Промышленность
Энергетика
образование
Строительство
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Связь
Автоматика
Электротехника
Геология
Иностранные языки
Логопедия
География
Химия
Искусство
Культура
Экология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Обществознание
Социальному педагогу
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Астрономия
Украинский язык
Психология

4.1 Рабочая тетрадь магистра и аспиранта. Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Анкор4.1 Рабочая тетрадь магистра и аспиранта.pdf
Дата15.05.2018
Размер1.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4.1 Рабочая тетрадь магистра и аспиранта.pdf
ТипУчебно-методический комплекс
#17321

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»
(ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И
АСПИРАНТОВ
Методические указания
Учебно-методический комплекс для всех направлений подготовки
Составители: Яковлева Л.Е., д.ф.н., профессор
Ковалева О.В., к.ф.н., доцент
Москва
МГУДТ 2015

2
УДК [001:167] (075)
Я 47
Я 47
История и философия науки. Рабочая тетрадь для магистрантов и аспирантов: методические указания. /Сост.
Яковлева Л.Е., Ковалева О.В. – М.: МГУДТ, 2015. – 24 с.
Рецензенты:
- проф. Никитич Л.А. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)
- доц. Коржановская Л.Г. (ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)
Методические указания предназначены для магистрантов и аспирантов всех направлений подготовки очной и заочной форм обучения и будут использованы при изучении дисциплин «История и философия науки»,
«История и методология науки и техники».
Методические указания содержат сравнительные таблицы по пяти основным темам курсов; проблемно- практические задания, ориентирующие на применение теоретических знаний в исследовательской деятельности по специальности; списки первоисточников по темам.
УДК [001:167] (075)
Подготовлено к печати на кафедре философии
Печатается в авторской редакции

3
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие адресовано магистрантам и аспирантам, изучающим курс "История и философия науки" и его модификациям (История и методология науки, Философские проблемы науки и техники)
Цель данного пособия - структурировать объемный и сложный по содержанию материал по ключевым темам и представить его в форме сравнительных таблиц по заранее заданным критериям.
Практическое назначение данного пособия - служить опорным конспектом для восприятия лекционного материала, определяя логику восприятия.
Табличная (схематичная) форма опорного конспекта способствует укреплению навыка при сравнительном анализе (независимо от того, что сравнивается) четко формулировать критерии такого анализа, структурировать изучаемый материал, отделяя существенное (определяющее) от второстепенного (логически следующего из основного).
Предлагаемые опорные конспекты в такой форме позиционируются как возможные варианты, при этом приветствуется в процессе самостоятельной работы обучающихся с первоисточниками (списки прилагаются) введение собственных критериев сравнения и предложение их к обсуждению.
Проблемные задания, предлагаемые в ряде тем, способствуют формированию аналитических способностей обучающихся, провоцируют на самостоятельность мышления и выводят на осознание специфики своей научной работы, приемов и способов работы с изучаемыми объектами.

4
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
ПОЗИТИВИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ
(переход от обоснования научного знания к исследованию процесса развития научного знания; от анализа познающего сознания к анализу науки как социо-культурного феномена)
Школы и
представит
ели
Статус
науки
Предмет исследования,
задачи
Модель науки
Минусы,
проблемные
моменты
История
науки
Позитивизм
О. Конт,
Г. Спенсер,
Дж. Милль
Э. Мах,
Р. Авенариус
Наука – высший род знания.
Автономное образование
Идеальный образ науки вне связи ее с др. формами культуры.
Критика натурфилософии.
Критика опыта, нагруженного метафизикой.
Решение методологических проблем (средствами самой науки).
Поиск окончательных методов.
Стремление к практическому приложению науки.
Научное знание – чувственный опыт и его рациональное упорядочивание.
Теоретические законы – сводка опытных данных, способ их упорядочивания.
Всякая новая теория более
экономно описывает опыт.
(Авенариус: критика реалистической (зеркальной) теории Sb -Ob отношений, но не раскрыта)
Односторонняя связь науки и практики
(влияние науки на практику).
Не учитывает развитие рациональности.
Не объясним прогностический ресурс науки.
Методы и приемы естествознания переносятся на общественные и гуманитарные науки, специфика
Индуктивиз м
Научные революции - разоблачени е заблуждений

5 которых никак не учитывается.
Неопозитив
изм
М. Шлик
Л.
Витгенштейн
Р. Карнап
Б. Рассел
Г. Рейхенбах
Принципиа льное отличие науки от др. форм культуры
Логический анализ языка науки с применением аппарата математической логики.
Разработка техники такого анализа
(верификация).
Проблема научной демаркации (поиск критерия).
Структура научного знания (эмпирический язык, теоретический язык)
Каждое научное суждение д.б. принципиально проверяемо опытом.
Догматический
верификационизм (ист. знания): протокольные предложения-логическая обработка-суждения. Число логических операций конечно.
Вероятностный
верификационизм: б/к логические операции – вероятность истины.
Научная теория – инструмент упорядочивания протокольных предложений.
Через индукцию в научное познание входит бесконечность – средства конечной логики недостаточны.
Не разъясняет динамики развития науки.
Кумулятивн ый х-р.
Конвенцион ализм.
Теоретическ ий прогресс
– достижение удобства, а не рост истинного содержания.
Постпозитив
изм
К. Поппер
И. Лакатос
Т. Кун
М. Полани
П.
Фейерабенд
Социокульт урная детерминац ия научного знания.
Наука - результат конвенций;
Исследование динамики науки во взаимосвязи с социокультурными факторами.
Переход от изучения деятельности ученого к изучению науки как надличностного
Граница науки и не науки не совпадает с границей между истинным и не истинным.
Любое знание подвержено ошибкам.
Поппер: Критерий научности –
фальсифицируемость.
Зависимость эмпирич. данных
Не решен вопрос иерархии программ.
История науки – поиск прогрессивн ых и регрессивны х сдвигов проблем.

6 одна из множеств форм культуры.
Границ не существует.
Наука ничем не лучше мифологии и религии. образования.
Постепенный отказ от критерия научной демаркации. от теоретических установок.
Поиск истины - критика выдвигаемых гипотез, обнаружение ошибок, постановка проблем.
Лакатос: конкурентный х-р научно-исследовательских программ.
Кун: научные традиции и научные революции.
Фейерабенд: методологический анархизм.
Смена конкурир-х образований.
Постановка все более глубоких вопросов.
Парадигмаль ный х-р развития науки.
Конвенционализм (от лат. conventio — соглашение)
- направление в философии науки, подчеркивающее, что в основе научных теорий лежат явные или неявные соглашения ученых относительно понятий, определений, аксиом, гипотез и т.д. Выбор соглашений диктуется соображениями удобства, целесообразности, "экономии мышления" и т.п.
Кумулятивность (от лат. cumulatio — накапливать)
- способность накапливать и сохранять к.-л. свойства и качества в результате внешнего воздействия или внутреннего изменения. Понятие приобрело актуальность в современной философии науки в связи с постановкой проблемы роста и направленности научного познания. Классическая модель научного познания (XVII—XIX вв.) рассматривала его как линейно-индуктивный прогресс, поступательное накопление все более полных и достоверных знаний благодаря совершенствованию технологий его получения, подтверждения и фиксации. При этом каждый этап научного познания закономерно вытекает из предыдущего, а в истории науки существенное значение имеют только те концепции, которые удовлетворяют требованиям более современных этапов ее развития.

7
Верификационизм (от лат. verificare — доказывать истину)
- философско-методологическая установка на применение "принципа верификации" (истинность научных высказываний удостоверяется путем их опытной проверки) в качестве одного из основных критериев научной
рациональности, позволяющих провести разграничительную линию между научным и вненаучным знанием.
Верификация является формой "научного анализа понятия опыта", свойственной неопозитивистской программе эмпирического обоснования науки. В основе верификационизма идея о структуре опыта как совокупности
(комбинации) неделимых, абсолютно простых фактов или событий, допускающих однозначное отображение в предложениях языка.
Фальсификационизм (falsificationism)
- методологическая позиция, основанная на представлении, что полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы, а возможность частичного подтверждения не помогает отличить науку от ненауки.
Согласно этой методологической позиции истинность научных теорий не может быть доказана иначе, чем через попытки ее опровержения. С этой точки зрения, научная теория принимается не потому, что она, очевидно, является правильной кодификацией класса явлений, но потому что еще не доказано, что она ложна.
Проблема к обсуждению:
В содержание теории всегда входят формулировки общих законов. Может ли общий закон рассматриваться как логическая конструкция из наблюдаемых фактов? Факт касается единичного события, а закон касается всех событий. Следует ли из этого, что общие законы являются бессмысленными? Или постулаты логического позитивизма нуждаются в пересмотре?
Первоисточники:
Л. Витгенштейн
Логико-философский трактат
И. Лакатос История нaуки и ее рaционaльные реконструкции
К. Поппер Логика и рост научного знания
Т. Кун Структура научных революций
П. Фейерабенд Против метода. Очерк анархистской теории познания

8
ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА НАУКИ
Субъект познания
Объект
познания
Средства познания
Характеристики знания
Донаучное
знание
Жречество и чиновничество в древних цивилизациях
Отсутствует общественная потребность в объективных истинных знаниях о мире
Мир в целом в его отношении к богам
Случайное и постепенное обобщение практического опыта.
Накопление новых знаний происходит случайно и стихийно
Утилитарная
направленность: ведение календарей, измерение земли, предсказания разлива рек.
Рецептурный характер знания:
организация знания в виде рецептов, словарей, алгоритмов действия.
Синкретизм
(нерасчлененность мифологических, математических, этических структур мышления)
Сакральное происхождение знания, отсюда ограничение доступа к знанию
Научное
знание
Научное сообщество
Наука выступает как социальный институт, направленный на систематическое получение нового объективного знания
Природа, общество, человек
Выдвижение теоретической гипотезы, её обоснование и проверка.
Специальная организация деятельности с помощью методологии для получения новых знаний
Теоретичность: построение логически связанных, согласованных и обоснованных систем знаний
Систематичность:
объяснение характера идеальных объектов и их связи на основе единого принципа
Доказательность: логическая непротиворечивость, аргументированность, обоснованность фактами
Открытый доступ к знани

9
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Основные характеристики античной науки
Субъект
познания
Объект
познания
Средства
познания
Цель
Научно-исследовательские
программы и методы
Отношение к
философии
Характерные
черты
Философс кие школы
Природа в её структур ности
Опора на разум, стремлени е логически объяснить мир, используя теоретичес кую аргумента цию и целенапра вленное наблюдени е
Понять исходные начала и принципы мироздани я, чтобы жить в соответств ии с природой или космосом
Платоновско-пифагорейская: число становится идеальным объектом зарождающейся математики.
Математика рассматривается как фундамент наук о природе. Идея родства математического и философского знания
Демокритовская
программа: атомизм, формулировка в универсальном виде закона причинности.
Аристотелевская
научно-
исследовательская
программа: континуализм, идея качественных различий физических явлений, для изучения природы необходима особая наука -физика
Тесная связь с философией
Знание носит умозрительный характер
В качестве «пути» познания предложена диалектика
(Гераклит,
Платон), логика, классификация, систематизация
(Аристотель)
Теоретический фундамент аксиоматики
Евклида – логика
Аристотеля
Созерцательн ость
Открытость
Логическая доказательнос ть
Системность

10
Наука в эпоху Средневековья
Субъект
познания
Объект
познания
Цель познания
Научно-исследовательские
программы
Характерные черты
Интеллектуалы, объединенные в университеты
Бог и сотворенная им Книга
Природы
Достичь спасения, совершенствуя себя и созерцая созданную Богом природу.
Естественнонаучн ое познание занимает второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души
Герменевтика: познание мира трактовалось как расшифровка смысла, вложенного в вещи и события актом божественного творения.
Осознание символического содержания бытия.
Реальные признаки вещей в классификациях средневековой науки объединяются с символами и языковыми знаками
Схоластический метод:
Авторитет Священного Писания – это не оковы, а связь с Абсолютным и точка опоры на земле. Логика как наука о доказательстве в рассуждениях и диалектика как искусство правильно определять и классифицировать понятия, отыскивать нужные аргументы – главная опора научного знания.
Научное знание как комментарий к
Священному
Писанию и авторитетным источникам.
Телеологизм: поиск целей в природе на основе теоцентричности средневековой культуры
Философия – служанка
богословия – как высшей науки.
Метод теологии – движение от Первопричины – Бога к следствию – природе.
Метод философии – движение от следствий
(природных явлений) к первопричине. Критерием истины всегда выступают истины Откровения.
Символизм
Аллегоризм

11
Наука в эпоху Возрождения
Субъект
познания
Объект
познания
Цель
познания
Научно-исследовательские программы
и методы
Характерные черты
Отдельные ученые вне стен университетов
Бесконечная природа во всем многообразии ее форм
Античная культура
Достижение гармонии божественного и земного.
Всестороннее развитие человека и, прежде всего, его эстетических качеств
Коперниканская
революция
в
астрономии: становление гелиоцентрической модели Вселенной
Зарождение
предпосылок
экспериментального
метода в изысканиях алхимиков и магов.
Структурно-математический метод Н.
Кузанского
Становление метода филологической
критики источников в трудах гуманистов эпохи Ренессанса.
Идея
бесконечности
Вселенной и универсальности ее законов в трудах
Дж.Бруно
Тесная связь с философией, литературой и живописью.
Эстетический характер научного знания.
Органицизм создаваемой научной картины мира, в основе которой лежит неоплатонизм.
Натурфилософский
характер создаваемых дисциплин – политологии, истории.
Проблемно-практическое задание для самостоятельной работы:
1.Проследите историю науки, представителем которой Вы являетесь.
2. Выделите донаучный и научный период в развитии Вашей научной дисциплины. Свой вывод аргументируйте.
3.Объясните, почему одни дисциплины встают на путь науки уже в античности, а в других донаучная фаза развития знания затягивается вплоть до 19 века? Чем это обусловлено?

12
Первоисточники:
1. Дж. Бернал Наука в истории общества.
2.П.П. Гайденко Эволюция понятия науки
3. Ле Гофф Интеллектуалы в Средние века
3.И.Д. Рожанский Античная наука
4.Н.И. Кузнецова Наука в её истории.
ТЕМА 3. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Уровни
Предмет
Формы
Методы
Функция
эмпирический Абстрактные эмпирические объекты, выражающие свойства, доступные чувственному восприятию эмпирические объекты
Научный факт
Эмпирический закон, полученный в результате индуктивного обобщения
Наблюдение, измерение, эксперимент
Описание явлений теоретический Идеализированные объекты, обладающие признаками, не присущими реальным объектам
Научная проблема
Гипотеза
Теория
Аксиоматический метод, системный и структурно- функциональный анализ, математическое моделирование
Объяснение сущности
Предсказание метатеоретичес кий
Научная деятельность
Идеалы и нормы
Картина мира
Принцип дополнительности
Принцип единства знания
Организация научного поиска;

13
Парадигма
Философские основания науки как регулятивное требование к знанию посредник между наукой и другими областями культуры
Эмпирическое знание суть множество высказываний об абстрактных эмпирических объектах, и только опосредованно, часто через длинную цепь идентификаций и интерпретаций, является знанием об объективной реальности.
Научный факт включает в себя три элемента: перцептивный, лингвистический и материально-практический.
Научная проблема - существенный эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой, как правило, не очевидной эмпирической или теоретической информации.
Научная гипотеза - форма теоретического знания, сформулированная на основе научных фактов и нуждающаяся в разработке и преодолении неопределенности, выступает как средство инновации.
Научная теория - высшая форма организация научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта теории.
Попперовский критерий относительной приемлемости теорий: 1) сообщает наибольшее количество информации; 2) является логически более строгой; 3) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; 4) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.
Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

14
Проблемно-практические задания для самостоятельной работы:
1. Приведите примеры научных фактов из области своей специальности.
2. Каково соотношение теории и фактов в процессе получения нового знания? Охарактеризуйте это соотношение на примере своей научной дисциплины.
3.К чему приводят изменения на метатеоретическом уровне?
4.Как можно охарактеризовать современную научную картину мира?
ТЕМА 4 . ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
ТРАДИЦИИ
Характер Содержание
Функции
Способ существования
Явные
Символические обобщения
Концептуальные идеи
Управление ходом исследования
Форма фиксации
Способ организации
(образец продукта)
Научное направление
Неявные
Ценности
(субъективное понимание красоты теории/формулы, изящества эксперимента)
Образец действия: непосредственная демонстрация; текст в качестве посредника.
Научная школа

15
НОВАЦИИ
Характер
Происхождение
Область проявления
Механизм
Способ существования
Преднамеренные Результат целенаправленны х акций
Область целеполагания: мн-во вопросов, задач, проблем (н\я традиция, исп. накопленные знания в форме образцов).
Деловые вопросы.
Выяснение/ обнаружение
В рамках традиции
Непреднамеренн ые
Побочный результат
Область неведения.
Принципиальная невозможность постановки вопроса.
Праздные вопросы
Открытие (к нему нет рационального пути)
В пространстве взаимодействия традиций
Теории не обнаруживаются и не открываются. Они выстраиваются и формулируются (построение алгоритма, порождающего предложения данного языка). Созданная/функционирующая теория может выступать образцом построения новых теорий (проект). Проект: типовой (незнание); оригинальный (неведение).
РЕВОЛЮЦИИ
примеры
причина
следствие
частнонаучные
Микроскоп в биологии.
Радиотелескоп в астрономии.

Новые методы исследования
Смена стандартов научной работы, появление новых областей знания. общенаучные
Геометрия Евклида
Механика Ньютона
Разработка новых принципов (не
Мировоззренческий переворот.
Исторически обусловлены.

16
Дарвиновская теория
ТО Эйнштейна
Квантовая механика дедуктивны)
Проблемно-практические задания для самостоятельной работы:
1. Дать характеристику научному направлению, продолжателем которого себя считает обучающийся. Выявить специфику научной школы, представителем которой является.
2. Проследить в истории науки, представителем которой является обучающийся, революционные преобразования, понять чем они вызваны и какие обусловили последствия, аргументировать свои выводы.
3. Проследить влияние общенаучных революций на развитие науки, представителем которой является обучающийся.
ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Парадигма Отношение к
природе
(миру)
Познавательные
модели
Понятие
истины
Основные тезисы
Задачи
науки
Доклассичес
кий
тип рационально сти
Единство субъекта и объекта
Мир-космос
Организменная — мир как организм. Раскрытие устройства бытия, космоса, природы по аналогии с устройством живого организма. Семиотическая
Адекватность природе
См.: Тема 2. Основные
этапы развития науки.
Снять страх перед природой

17
мир как книга, как текст, который надо прочесть, или шифр, смысл которого надо разгадать, расшифровать.
Классически
й
тип рационально сти
Субъект противостоит объекту
Человек – наблюдатель
Природа- автомат
Механическая — мир как машина, как часы. Описание мира как комплекса механически взаимодействующих частей.
Статистическаямир как статистический ансамбль, совокупность балансов.
Объективна
Общезначима
Абсолютна
- Мир- прост
- Подчиняется фунд. законам сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания
Завоевать природу
Прогностическ ая функция
Неклассичес
кий
тип рационально сти
Организационная
рассмотрение универсума на основе вычленяемых различных организационных законов.
(идеи А. А. Богданова,
Р.Селларса, Г. Брауна, структуралистов, холистов и др. Эволюционная —Из фундаментальной идеи биологии она
Конкретна
Н – продукт эпохи, культуры, стиля
Законы: первичные, вторичные
Термодинамика (введение времени) учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования
Интерпретиров ать

18 трансформируется в эволюционистский способ мысли..
Пост
неклассичес
кий
тип рационально сти
Материя- спонтанно активна учет феномена обратной связи и особой роли активности субъекта в познании
Системная - целостный подхода к миру в условиях учета сложнейшей многообразной дифференцированности знания,достигнутого в современной науке.
Самоорганизационная - оценка объективной реальности в терминах нелинейности, неустойчив ости, неравновесности.
Возможность спонтанного возникновения самоорганизации из беспорядка и хаоса в диссипативных структурах.
Субъективна
Парадигмальна
Множественность
Темпоральность
Сложность
Необратимость
Самоорганизация соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности
Концепция глобального эволюционизма
Коэволюция успеть за радикально изменяющейся социокультурн ой реальностью и стать значимой для нее путем использования своей прогностическ ой функции
Парадигма – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок, принимаемых членами данного научного сообщества.
Нормальная наука - период господства некоторой парадигмы. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий". Наступает кризис, или революционный период, когда

19 создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.
Аномалия - проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы.
Задачи-головоломки – путем решения таких задач в период нормальной науки происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания.
Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения.
Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму.
Дисциплинарная матрица - термин Т. Куна, обозначающий нечто общее, связывающее исследователей, работающих в рамках одной парадигмы. Включает в себя:
- символические обобщения или некоторые безусловно принятые научным сообществом обозначения, определения, смысловые концепты и формализованные конструкции,
- метафизические парадигмы - используемые в качестве основополагающих концептуальные модели и представления,
- исследовательские ценности - система ориентиров или "шкала" оценки качества исследования, научной теории, текста и т. п.,
- образцы - исследования, методологии, методики, подходы и т. п. , признаваемые авторитетными и полагаемые в качестве "идеальных" примеров.

20
СВОЙСТВА НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Вид научной
рациональности
предметность
однозначность
доказательность
верифицируемость
Логико-математическая Идеальная
Конструктивная
Формальная
Аналитическая
Естественно-научная
Эмпирическая
Наблюдательно- экспериментальная
Частичная логическая Опытная
Инженерно- технологическая "Вещная"
Конструктивная системность
Эмпирическая проверяемость
Системная надежность, практическая эффективность
Социально- гуманитарная
Социально- ценностная
Рефлексивность, целостность
Культурологическая обоснованность
Адаптивная полезность
Первоисточники:
М. Полани
Личностное знание. На пути к посткритической философии
Т. Кун Структура научных революций
И. Пригожин, И.Стенгерс Порядок из хаоса

21
ТЕМА 5. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Под наукой как социальным институтом понимается специфическая система ценностей, отношений и норм, характеризующих поведение научного сообщества.
Цель науки как социального института – способствовать росту достоверного научного знания и обеспечивать объективную оценку вклада каждого ученого.
Основные требования научного этоса:

– универсализм (внеличностный характер научного знания)

– коллективизм (научные открытия – достояние всего научного сообщества, право собственности существует здесь лишь в виде признания приоритета автора)

– бескорыстие (стремление к постижению объективной истины и получению нового знания как подлинный мотив научной деятельности)

– организованный скептицизм
В более мягком варианте эта нормативная структура проявляется в следующих правилах:
1.
1) как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но при этом не торопиться с публикацией;
2.
2) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;
3.
3) стремиться получить такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимание на оценки других;
4.
4) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;
5.
5) прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция тормозит творчество;
6.
6) быть крайне точным в формулировках, но не быть педантом, чтобы не наносить ущерб содержанию
7.
7) всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой он является;
8.
8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени.

22
Основные этапы в развитии науки как социального института
Становление науки как социального института
16-17 века
– переходная эпоха от Возрождения к
Новому времени.
Перед наукой стоит задача обоснования нового мировоззрения.
Принцип невмешательства в вопросы теологии, политики и морали
Научное знание доступно лишь избранным, которые действуют вне существующих университетских структур, включаются в различные виды социальной деятельности как представители свободного духовного труда
Общение ученых организуется через личную переписку и сотрудничество в рамках свободных объединений.
Возникают первые
Академии наук
Развитие науки как социального института в эпоху
Просвещения
18 в.- п.п.19 в. – распространение научных знаний среди широких слоев рассматривается как средство достижения социальной справедливости
Восстание против церкви, инициированное философией
Просвещения.
Относительная автономия науки по отношению к религии
Устанавливаются личные дружественные связи между изобретателями и учеными.
Происходит дисциплинаризация науки. К началу 19 века физика, химия, астрономия, геология выделились как специальные научные дисциплины со своими журналами и стандартами
В производстве возникает потребность в специальном обучении людей для управления машинным производством С конца
18 века вводится высшее техническое образование
Этап профессионализаци и научного труда
Вт. Пол.19- п.п.20
– осознание экономической эффективности научных исследований
Превращение науки в профессию, установка на нормативно- ценностную
Конституируется прикладная наука.
Усиливается разделение научного труда.
Научная деятельность
Высшее образование рассматривается как необходимое условие для занятия наукой

23 нейтральность науки. мотивируется ценностями получения технического эффекта
Современный этап институализации науки
1945 по настоящее время
– расширение социальных функций науки, переход научного сообщества на информационно- компьютерные технологии, коммерциализация науки
Утверждение принципа единства научных и социальных целей, их соотнесенность с этическими ценностями
Стандартизация, обезличивание научной деятельности как отрасли духовного производства.
Завершение превращения фундаментальной науки в непосредственную производительную силу
Внедрение науки в сферу бизнеса
Рост междисциплинарных исследований.
Смена дисциплинарного принципа развития науки проблемным.
Постдоковские стажировки

24
Учебная литература
Яковлева Любовь Евгеньевна, д.ф.н., профессор
Ковалева Ольга Васильевна, к.ф.н., доцент
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И
АСПИРАНТОВ
Методические указания
Усл.печ.л. ____ Тираж 30 экз. Заказ №_____
Редакционно-издательский отдел МГУДТ
117997, Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1 тел./ факс: (495) 955-35-88 e-mail: riomgudt@mail.ru
Отпечатано в РИО МГУДТ
написать администратору сайта