Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ

  • ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

  • 1.1 Проблема устойчивого развития в современном мире

  • 1.2 Демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы

  • 1.6 Глобальные экологические проблемы

  • ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

  • БИБЛИОГРАФИЯ

  • Реферат по философии. Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования


    Скачать 58.41 Kb.
    НазваниеМинистерство образования Республики Беларусь Учреждение образования
    АнкорРеферат по философии.docx
    Дата05.07.2017
    Размер58.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по философии.docx
    ТипРеферат
    #4628

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования


    "Гомельский государственный университет

    имени Франциска Скорины"


    Кафедра философии


    ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ

    ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

    РЕФЕРАТ



    Исполнитель: ___________________ Томаш М.С.

    магистрант кафедры

    экологии

    Рецензент: ___________________ Калмыков В.Н.

    профессор, д.филос.н.






    Гомель 2012



    ОГЛАВЛЕНИЕ


    АННОТАЦИЯ




    ВВЕДЕНИЕ




    1. Глобальные проблемы человечества…………………………………...




    1.1. Проблема устойчивого развития в современном мире……………...




    1.2. Демографическая, продовольственная, энергетическая

    и сырьевая проблемы




    1.3. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны…..




    1.4. Проблема здоровья людей…………………………………………




    1.6. Проблема освоения Космоса…………………………………………




    1.7. Глобальные экологические проблемы………………………………




    1.8. Другие глобальные проблемы………………………………………




    2 Предпосылки преодоления вселенской угрозы человечеству




    3 Пути решения глобальных проблем современности




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ




    БИБЛИОГРАФИЯ






    АННОТАЦИЯ
    После второй мировой войны перед народами мира стало много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных, поэтому современную эпоху все чаще называют "эпохой глобальных проблем".

    Этимологически термин "глобальный" происходит от латинского "глобус" - земной шар. Отсюда глобальными проблемами принято называть такие проблемы, которые имеют общечеловеческий характер и затрагивают интересы не только всего человечества в целом, но и отдельных людей практически в любой точке планеты.

    В данной работе рассмотрена такая важная проблема как глобальные проблемы современности. Дается описание каждой отдельной глобальной проблемы, рассматриваются их основные предпосылки возникновения и характер распространения.

    Уделено внимание философскому анализу глобальных проблем как «смертным грехам» цивилизованного человечества. Описаны существующие подходы к трактовке глобальных проблем современности разных философов и мыслителей.

    Также в работе подробно раскрыты и описаны пути решения глобальных проблем человечества.

    ВВЕДЕНИЕ
    Одним из самых глобальных и актуальных вопросов на сегодня является решение глобальных проблем современности: философия рассматривает проблемы, которые, казалось бы, затрагивают почти каждую науку, в том числе экономику, географию, математику и много других. Над этими проблемами работают почти все сферы и отрасли наук, связанные с самим человеком и Землей. Почему тогда именно философия должна выдвигать решение проблем современности? Это будет более понятным, если рассмотреть, какие именно проблемы входят сегодня в этот список. И, казалось бы, выход можно найти, ведь сегодня у человечества столько планов, решений и технологий... почему тогда все до сих пор стоит на месте? Ответ в том, что все зависит от самого человека, и все же он стоит в центре этих вопросов: его настоящее, его будущее. С семидесятых годов двадцатого века возникло направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем современности.

    Что касается решения глобальных проблем современности, философия рассматривает каждую из этих проблем, способы решения, выдвигает гипотезы относительно будущего, прогнозирует ситуацию, в центре которой человек и цивилизация. Сначала эти проблемы не были глобальными и касались только отдельных стран, но вскоре статус каждой из них менялся. Рассматривая решение каждой из них, мы, прежде всего, заботимся как о благополучном будущем нации, так и отдельных стран. Некоторые из проблем можно выделить для каждого человека непосредственно, в чем и заключается философия глобальных проблем.

    Ученые из России И.Т. Фролов и В.В. Загладин считают, что глобальные проблемы имеют три выхода: 1) отношения между развитыми и развивающимися странами, 2) отношения между человеком и обществом и 3) отношения между обществом и природой. Другими словами, все глобальные проблемы человечества в своем взаимодействии образуют своего рода треугольник: население - социальное и экономическое развитие - окружающая среда.

    В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьируется от 8-10 до 40-45. Это объясняется тем, что наряду с глобальными проблемами существует еще множество частных проблем.

    Существуют также различные классификации глобальных проблем. Обычно среди них выделяют:

    1) проблемы наиболее «универсального» характера;

    2) проблемы природно-экономического характера;

    3) проблемы социального характера;

    4) проблемы смешанного характера.



    1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


    По своей сути и характеру глобальные проблемы различны, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. ООН выделяет десять глобальных проблем:

    1) проблема сохранения мира и разоружения, связанная с сохранением самой жизни на Земле,

    1. экологическая проблема, связанная с ухудшением окружающей среды,

    2. демографическая проблема, вызванная быстрым ростом численности
      населения в развивающихся странах и резким сокращением рождаемости
      и численности населения в развитых странах,

    3. продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием миллионов людей и голодом во многих развивающихся странах,

    4. , 6) проблемы истощения энергетических и сырьевых ресурсов, вызванные ограниченностью топливно-энергетических и других природных ресурсов Земли,

    7) проблема преодоления отсталости развивающихся стран, которая не только не исчезает, но, наоборот, растет,

    8) проблема использования ресурсов Мирового океана, как результат снижения его биологической продуктивности и увеличения загрязненности,

    9) проблема мирного освоения космоса, роль которого в разных отраслях хозяйственной жизни увеличивается,

    10) проблема ликвидации опасных заболеваний, в связи с ростом и распространением таких заболеваний, как рак, СПИД и др [16, с. 8].

    Кроме того, ООН выделяет четыре субглобальные проблемы, которые имеют тенденцию перерасти в глобальные. Это: 1) борьба с международной преступностью и терроризмом, 2) борьба с мировой торговлей наркотиками и наркоманией, 3) ликвидация последствий техногенных катастроф и 4) борьба с последствиями стихийных бедствий.

    Можно много говорить о степени угрозы, которую несет человечеству та или иная глобальная проблема, спорить, какая из них важнее и какую надо решать в первую очередь. Однако их растущая острота в настоящее время несомненна. Также несомненно и то, что ни одна страна, сколь могущественна она ни была, ни даже группа стран не в состоянии самостоятельно справиться с этими проблемами. Только взаимодействие всех стран в условиях всеобщего мира, только осознание всеобщей взаимозависимости и выдвижение на первый план задач общечеловеческих позволит народам мира обрести уверенность в завтрашнем дне, предотвратить социальные и экологические катастрофы и в конце концов − просто выжить. В 1992 г. конференцией в Рио-де-Жанейро была принята "Концепция устойчивого развития", суть которой сводится к социально-экономическому развитию общества с учетом экологических ограничений.

    Вторая половина ХХ в., совпавшая с эпохой НТР, стала временем невиданного ранее развития и преобразования мирового хозяйства, прогресса производительных сил. Но такое развитие во все большей мере стало осуществляться без надлежащего учета возможностей окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее, потенциальной емкости биосферы. И результаты не замедлили сказаться. Особое беспокойство мирового сообщества вызывает деградация окружающей среды в развивающихся странах, где в наибольших масштабах достигло обезлесение, опустынивание, истощение почвенного плодородия. Здесь далеко не решены проблемы устойчивого водоснабжения, в наибольшей мере идет сокращение видового состава фауны и флоры [16, с.10].
    1.1 Проблема устойчивого развития в современном мире
    Конференция в Рио-де-Жанейро приняла два документа. В первом - "Декларации по окружающей среде и развитию" - содержатся 27 пунктов определяющих права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благополучия людей. Второй документ - "Повестка дня на XXI век" - это программа действий мирового сообщества на ближнюю и дальнюю перспективу, охватывающая все аспекты устойчивого развития. 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1992 г. фактически положила начало новой идеологии - идеологии выживания человечества на основе достижения устойчивого развития, лучшей интеграции экономики и экологии. Концепция привела к переосмыслению понятия "экономический рост", который не может быть самоцелью, поскольку не всегда способствует росту благосостояния людей. Экономика, функционирующая в пределах глобальной экосистемы, должна иметь свои пределы, а экономическое развитие может быть успешным лишь в рамках экологических ограничений. Для достижения этого есть два подхода: 1) это стратегия "тотальной очистки" - экологически чистая энергетика, безотходные технологии, замкнутые производства и др. 2) это стратегия ограниченного потребления [12, с.280].

    Одновременно началось и практическое осуществление этих мер: борьба за чистоту воздуха, воды, океана. Еще в Рио-де-Жанейро было отмечено, что решение демографических проблем в каждой стране должно стать составной частью ее национальной стратегии устойчивого развития. В 1994 г. в Каире была принята "Программа действий", которая определяет политику народонаселения в мире на ближайшие 20 лет. К системе мер по устойчивому развитию можно отнести расширение особо охраняемых территорий, замену "грязных" производств высокотехнологичными отраслями и общим снижением размеров ресурсопотребления, ужесточение законодательств по охране окружающей среды.

    Наибольших успехов здесь добились развитые страны Запада, а вот в развивающихся странах переход на устойчивое развитие пока еще, за малым исключением, очень мало заметен. Причин этому много. От стран зависит, удастся ли найти эффективные пути стабилизации, а затем и улучшения мировой экологической, экономической и демографической ситуации или превышение емкости биосферы приведет к еще большим отрицательным последствиям. А это во многом зависит от общего и экологического образования людей, прежде всего молодого поколения. Всем странам рекомендовано разработать свои соответствующие программы. К концу 90-х годов более 150 стран разработали или намерены разработать в ближайшие годы национальные стратегии устойчивого развития, а сама концепция стала признаваться многими как панацея от всех бед человечества. В Беларуси национальная стратегия устойчивого развития была разработана и принята в 1997 г. Первый этап ее реализации - до 2015 г.
    1.2 Демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы
    Демографический кризис .В 1800 г. на планете было лишь около 1 млрд. людей, в 1930 - 2 млрд., в 1960 - уже 3 млрд., в 1999 человечество достигло 6 млрд. Сегодня население земли возрастает на 148 чел. в минуту (247 рождаются, 99 умирают) или на 259 тыс. в день - таковы современные реалии. Сегодня человечество стоит перед необходимостью контроля за ростом населения, ибо число людей, которое способна обеспечить наша планета все же ограничено, тем более что возможный недостаток ресурсов в будущем вкупе с огромной численностью людей, населяющих планету, может привести к трагическим и необратимым последствиям. В данной области, наряду с пессимистическими прогнозами, пророчащими неизбежный глобальный кризис в связи с перенаселением, существуют и иные точки зрения, например указывающие на то, что подобные демографические всплески переживают все страны, однако в различное время, затем же рост населения стабилизируется и практически прекращается, как, например, это произошло в современной Европе. В любом случае вопрос в данной области остается открытым и заслуживает самого пристального внимания [12, с.340].

    Продовольственная проблема. Продовольственная проблема очень многопланова. Она, одновременно и природная, и социально-экономическая, отражается едва ли не на всех сторонах жизни общества и представляет собой очень большую угрозу для многих десятков государств. Неудивительно, что в научный и практический обиход уже вошло понятие о продовольственной безопасности. Неудивительно также, что этой проблеме посвящена огромная литература на разных языках мира.

    Глобальная продовольственная проблема - едва ли не древнейшая из всех глобальных проблем человечества. Голод - как крайнее ее проявление и огромное социальное бедствие - обрушивался на массы людей и в древности, и в Средние века, и в периоды новой и новейшей истории. И только в последние годы стали писать о голоде и при различных «моделях» социализма - сталинской, маодзедуновской, полпотовской.

    На Земле существует обширный пояс голода и недоедания, протягивающийся по обе стороны экватора. Этот пояс начинается в Южной Америке, охватывает большую часть Африки, а затем продолжается в Азии. Эпицентр этого пояса давно уже находится в Тропической Африке, беднейшем регионе мира. В начале 70-х годов в Африке насчитывалось 90 млн голодающих, в начале 80-х годов - 110 млн, в середине 80-х годов - 140 млн, а в середине 90-х годов - 210 млн. В этом регионе есть страны, где доля голодающих и недоедающих людей во всем населении превышает 40% (Чад, Сомали, Уганда, Мозамбик) или составляет от 30 до 40% (Эфиопия, Мали, ДР Kонго, Замбия). Несмотря на достижения «зеленой революции», довольно сложная продовольственная ситуация сохраняется и в Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Так, в Южной и Юго-Восточной Азии общая численность голодающих в 70-80-х годах держалась на уровне 280-290 млн человек, да и в 90-х годах этот показатель мало изменился. По некоторым данным, в первой половине 90-х годов в Непале к категории недоедающих относилось 70% всего населения, в Индии - более 60%, в Пакистане и Индонезии - 40%. В странах Южной Азии на мясо приходится только 2% потребляемых белков [12, с.350].

    На таком фоне проблема обеспечения питанием в Латинской Америке представляется менее острой. Однако и на этом континенте ареал недоедания охватывает многие Андские страны. И здесь численность недоедающих достигает 60 млн. А доля их в общем населении некоторых стран может достигать 40-45%.

    Проблема исчерпаемости ресурсов (минеральных, энергетических и иных). Еще в первом докладе Римскому клубу "Пределы роста", 1972 г. указывалось на неизбежность глобальной катастрофы, к которой может привести бесконтрольный рост современного общества потребления и капиталистической экономики, ориентированной на получение максимальной прибыли без учета естественных ограничений ресурсов, которыми обладает наша планета. Научно-технический прогресс, давший толчок развитию современной промышленности потребовал резкого увеличения добычи самых различных видов минерального сырья. Сегодня с каждым годом возрастают объемы добычи нефти, газа, и других полезных ископаемых. Следует учитывать, что сегодня человечество получает 90% энергии за счет теплоты сгорания топлива (нефть, уголь, газ), причем темпы потребления энергии постоянно растут, и рост этот происходит не линейно. Залогом успешного развития человеческого общества в будущем может стать не только переход к использованию вторичного сырья, новых источников энергии и энергосберегающих технологий (что, безусловно, необходимо), но, в первую очередь, пересмотр принципов, на которых строится современная экономика, не оглядывающаяся ни на какие ограничения в плане ресурсов, кроме тех, которые могут потребовать слишком больших денежных затрат, которые не оправдаются в последствии [12, с. 366].

    Современный уровень потребления сырья (ежегодно растет на 5%) и энергии (ежегодный рост до 8%) настолько велик, что существует реальная угроза возможности исчерпания доступных для использования энергетических и сырьевых ресурсов. Кроме того, полезные ископаемые на планете размещены крайне неравномерно: в одних странах избыток, в других - дефицит. Следовательно, в настоящее время, как никогда раньше, необходимо рациональное использование и воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. А общее количество энергии и сырья, содержащихся в недрах и возникающее на Земле и в околоземном пространстве, настолько велико, что теоретически, по всей видимости, нельзя говорить об их полном исчезновении.
    1.3 Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны
    Все глобальные проблемы пронизаны идеей географического единства человечества и требуют широкого международного сотрудничества для своего решения. Особенно острой является проблема сохранения мира на Земле.

    Сточки зрения нового политического мышления, достижения прочного мира на Земле возможно лишь в условиях установления нового типа отношений между всеми государствами - отношения всестороннего сотрудничества.

    Программа «Международного сотрудничества за мир, решения глобальных проблем безопасности, разоружения и урегулирования конфликтов» предназначена для поддержки и развития отношений международных неправительственных организаций, между властью и обществом в области улучшения международной безопасности. Данная программа будет заниматься такими вопросами, как сокращение оружия массового уничтожения и обычных видов вооружения. Целью программы является вовремя отреагировать на развитие политического процесса, как в странах СНГ, так и во всём мире. Также в рамках программы будет проводиться анализ современных проблем мира и безопасности [12, с. 370].

    Вопросами безопасности относительно вооруженных конфликтов и решением глобальных проблем занимаются учёные, политические деятели, неправительственные организации. В ходе работы проводятся международные и региональные конференции, семинары и совещания, издаются доклады и сборники статей.

    В настоящее время разрабатывается договор о сокращении и ограничении  наступательных вооружений между странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением, демилитаризации экономики.
    1.4 Проблема здоровья людей
    Среди глобальных проблем современности проблема охраны и укрепления здоровья человеческого рода занимает, можно сказать, особое место. И потому, что она – одна из древнейших проблем, с которой человек столкнулся уже в самом начале своего существования. И потому, что в данном случае речь идет о самом ценном, что есть у каждого человека, – о его жизни.

    Понятно, что в наши дни острота этой проблемы уже не такая, какой была в прошлые эпохи, когда от огромных вспышек инфекционных заболеваний (пандемий) вымирали целые области и даже страны. Из истории хорошо известен пример пандемии чумы в Европе в XIV в.: «черная смерть» унесла тогда до 1/3 всего ее населения. В этом смысле в какой-то мере переломным этапом стал конец XIX в., когда была создана теория иммунитета, началось вакцинирование людей. Еще большие успехи на этом пути были достигнуты в XX в., когда удалось победить чуму, холеру и другие страшные болезни. В 50-х гг. XX в. научились бороться с таким острым вирусным заболеванием, как полиомиелит. А в 60-70-х гг. XX в. была ликвидирована еще одна вирусная и высокопатогенная болезнь – оспа.

    Далеко не изжиты еще и такие болезни, как туберкулез, дифтерия, грипп, венерические и многие другие заболевания. Более того, во второй половине XX в. с особой силой стали проявлять себя новые болезни, которые стали называть болезнями цивилизации. Б.Б.Прохоров относит к ним гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь, диабет, бронхиальную астму, болезни обмена веществ, неврозы, психические расстройства и др. До сих пор медицина не может справиться с онкологическими заболеваниями. А уж новоявленный СПИД и вовсе стал «чумой XX века» [16, с.122].

    Вот почему глобальная проблема охраны и укрепления здоровья населения мира продолжает оставаться очень актуальной. Значение ее еще более возрастает в связи с тем, что, по современным представлениям, именно здоровье рассматривается как наиболее важный компонент таких синтетических понятий, как качество населения и качество жизни. При этом имеется в виду и здоровье каждого отдельного человека, и здоровье всего населения (так называемое популяционное, или общественное здоровье).

    Из этих фактов со всей очевидностью вытекают и основные направления действий правительств, необходимых для охраны и укрепления здоровья . В нынешних условиях охрана здоровья также становится одним из важных факторов национальной безопасности всех стран мира.
    1.5 Проблема использования Мирового океана
    На всех этапах развития человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. Хорошо известен его вклад в стабилизацию климата, круговорот веществ, обеспечение кислородом, поддержание биоразнообразия. В полной мере это относится и к нашему времени, когда значительно увеличилось использование биологических и началось использование минеральных ресурсов Мирового океана. Однако взаимодействие человека с океанической средой (кстати, существенно отличающееся от взаимодействия общества и природы на суше) ныне достигло таких масштабов, что ученые стали называть Мировой океан уже не просто единой природной, а природно-хозяйственной системой. В самом деле, вмешательство человека в XX в. охватило практически уже всю его акваторию.

    Как это ни странно, но в целом глобальная проблема Мирового океана, несмотря на многочисленность публикаций, пока не нашла в литературе достаточно четкой интерпретации. Хотя эта проблема весьма многопланова, все же представляется, что главных аспектов у нее три – экономический, расселенческий и экологический.

    В соответствии с принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. «Повесткой дня на XXI век» 1998 г. был объявлен ООН Международным годом Мирового океана. Эта акция рассматривалась как предоставление уникальной возможности привлечения внимания к важной роли океана и прибрежной среды, а также придания большей политической актуальности вопросам, связанным с океаном, включая их социально-экономические аспекты [12, с.320].
    1.6 Глобальные экологические проблемы
    До недавнего времени главной проблемой выживания человечества была проблема войны и мира, а в наши дни большинство специалистов сходится на том, что таковой стала глобальная экологическая проблема, связанная с деградацией окружающей природной среды.

    Характеризуя общее состояние окружающей природной среды, ученые разных стран обычно употребляют такие определения, как «деградация глобальной экологической системы», «экологическая дестабилизация», «разрушение природных систем жизнеобеспечения» и т. п. В последних годичных докладах американского Института всемирного наблюдения («Уорлдуотч») прямо говорится о «страшной» экологической ситуации, складывающейся в мире. Примерно таких же оценок придерживаются и российские ученые – экологи, географы и представители других наук [16, с.132].

    Можно утверждать, что большинство отечественных и зарубежных ученых сходятся во мнении о том, что для современного этапа развития человеческой цивилизации характерно нарастание глобального экологического кризиса. Это понятие означает напряженное состояние отношений между человечеством и природой, возникновение несоответствия между развитием производительных сил и производственных отношений, с одной стороны, и биосферными процессами – с другой. Обычно подчеркивается, что для экологического кризиса характерно не только воздействие человека на природу, но и резкое увеличение влияния измененной людьми природы на развитие человеческого общества. Но при этом отмечается также, что такой кризис представляет собой обратимое состояние, в котором человек выступает активно действующей стороной. Это означает, что в результате целенаправленных усилий он может быть ослаблен или даже преодолен. В отличие от кризиса экологическая катастрофа – это необратимое явление, в условиях которого человек выступает в качестве пассивной, страдающей стороны.

    В условиях экологического кризиса ученые разных стран составляют экологические прогнозы. В большинстве своем они скорее пессимистичны, чем оптимистичны. Однако в итоге многое будет зависеть от того, насколько действенные меры сможет противопоставить мировое сообщество происходящей деградации мировой экологической системы [12, с.278].

    1.7 Другие глобальные проблемы



    Наряду с охарактеризованными выше глобальными проблемами, обычно относимыми к разряду приоритетных, существуют и другие сложные проблемы, которые в последнее время также приобрели глобальный характер. Специалисты отмечают, что конфликтные ситуации «нового поколения» особенно стали проявляться уже после окончания «холодной войны» и связаны они преимущественно со столкновениями культур, этносов, религий, вопросами нравственности общественного поведения. Если говорить конкретнее, то к числу подобных проблем, как правило, относят: 1) национализм; 2) преступность; 3) терроризм; 4) наркоманию; 5) дефицит демократии.

    Еще одна немаловажная проблема – кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.

    Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания. Один из влиятельных американских философов Ричард Рорти весной 1995 г. в Институте философии РАН поведал о том, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления, каким оно должно быть [16, с.147].

    1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

    ВСЕЛЕНСКОЙ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
    В научной литературе последнего десятилетия наблюдается все возрастающий интерес к глобальным проблемам. Непрерывно растет поток информации, посвященный вопросам взаимодействия общества и природы, здравоохранения, обеспеченности сырьевыми и энергетическими ресурсами, продовольственной, демографической проблемам, ликвидации голода, нищеты и неграмотности на земном шаре и т.п Объектом острейших дискуссий остаются вопросы относительно путей преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка. По своей значимости и масштабности все эти проблемы рассматриваются в числе глобальных, но наряду с перечисленными, особое внимание уделяется предотвращению мировой термоядерной войны и обеспечению стабильного мира для всех народов. От успешного и решения этой проблемы в конечном счете зависит возможность преодоления всех остальных [3, с.210].

    В современном обществе нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Производство вдохновляющих символов и призывов как-то споткнулось и захлебнулось. Иногда говорят, что из XIX столетия к нам пришли две идеи, достойные быть названными идеями века (понимая, что это сильное упрощение, все же условно с ним согласимся). Одна идея − социалистическая, другая − научно-технологическая. Считалось, что, опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности.

    Обе эти идеи сейчас − в руинах. И та, и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия.

    Благородна была давняя мечта людей об обществе справедливости, реального социального равенства, высокого человеческого достоинства, удовлетворения всех запросов − духовных и материальных. Это идея социализма, идея коммунистического преобразования. Но, увы. Не говоря уже об ее уродливом искажении в нашей стране и ряде других стран, пошедших за нами, она оказалась внутренне уязвима, ибо девиз коммунизма «каждому по потребностям» не мог опереться на реалии жизни. Мечта Маркса о «потоке богатства» для всех осталась на уровне благодушных надежд [3, с.212].

    Есть простой расчет: если стандарт потребления 4 млрд. аутсайдеров поднять до уровня уже упоминавшегося нами «золотого миллиарда», то за 50 лет надо в 2 раза увеличить потребление всех ресурсов и в 500 раз − производство энергии. При этом не надо забывать, что человечество к 2030 г. удвоится. Биосфера планеты при существующих технологиях и потребительных ориентациях этого просто не выдержит. Да при нынешней технической оснащенности производства это и невозможно.

    То же относится и к технократическому оптимизму, к идее о величии технического прогресса. Признано всеми, что техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в таком состоянии, что опираться на них трудно. Можно (да и должно) спорить о том, имеют ли они будущее, а если «да», то в какой модификации. В архив сдавать их не следует, но и полагаться на них как-то опасно.

    Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая − экономическую эффективность. Их состыковка, сопряжение, органическое объединение сегодня не удается. А новых ярких, принципиальных, объединяющих идей наш век не породил. И все человечество сейчас в каком-то идейном вакууме. Такова судьба светских, научных и философско-социологических идей [3. с. 220].

    А мировые да и местные религии, или эзотерические учения западных и восточных оттенков, как им и положено, зовут в «мир иной». Однако несмотря на обилие неорелигий (типа «мунизма» или «бахаизма»), многоликого сектантства в мировых религиях, принципиально новых идей нет. Все это лишь перелицовка традиционалистских, канонических положений, пришедших из прошлого, подчас очень давнего. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит иногда к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению.

    Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской угрозы человечеству.

    Первая предпосылка – развертывание информационной, биотехнологической революции. Важно подчеркнуть, что именно она создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью [19, с.150].

    Вторая предпосылка – утверждение смешанной рыночной и социально-защищенной экономики с элементами конвергентного типа как доминирующего типа мирового хозяйства. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношение плана и рынка в основных чертах уже определились. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем [19, с.155].

    Третья предпосылка − становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события [19, с.158].

    Оставаясь на почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь людская проливается, ненависть слепит и «образ врага» не исчезает. Однако с немалыми издержками, через отступления и остановки идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений пробивает себе дорогу. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. И это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие «разборки».

    Четвертая предпосылка – объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать этот процесс нередки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся найти точки соприкосновения с коммунистами и консерваторами [19, с.160].

    Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

    Пятая предпосылка – это межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью [19, с.163].

    Разумеется, всплеск «этничности», националистических страстей продолжают сотрясать человеческий род, но, думается, что это − уродливый зигзаг истории. Есть основания предполагать, что он недолговечен. Устремленность к единству будет довлеть. Полифония самобытного и общечеловеческого, их оптимальная связь пробьет себе дорогу.

    Шестая предпосылка – намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Речь идет о поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей противоречий, но обращающей внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей, их интегрирование в многомерную целостность [19, с.167].

    Завершая обозрение предпосылок преодоления глобальных кризисных коллизий, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин сухо-рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надеждам не суждено будет осуществиться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

    Для философского анализа основное то, что изменилось положение и роль человека в мире: появились информационное общество и информационный человек, своеобразный коллективный интеллект обитателей планеты. Так, Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению [14, с.148].

    Нобелевский лауреат К. Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь «смертных грехов» цивилизованного человечества, назвав среди них: перенаселенность планеты; опустошение жизненного пространства; безудержный рост производства и потребления; разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старым поколениями; научное доктринерство; ядерное оружие.

    Все названное заставляет по-новому взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации в основном жизнь человека не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, впереди все ощутимее маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых, политиков.

    Не случайно практически во всех современных цивилизациях набирают силы концепции фундаментализма, сутью которых является фанатичное стремление кардинально изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями и заповедями. Парадокс этого явления состоит еще и в том, что, отвергая многие ценности современного мира − демократию, либерализм, автономию личности и т. д., фундаменталисты охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические достижения компьютерной революции. Они готовы железной рукой загнать человечество в рай, устроенный, по их представлениям, на основе тоталитарной идеологии [14, с.154].

    Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что фундаментализм сегодня являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества.

    При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сегодня − законами истории и закономерностями развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую катастрофу.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Глобальные проблемы современности, сохраняющие тенденцию к обострению по вине в первую очередь крупного капитала и тесно связанных с ним реакционных кругов на Западе, проводящих в его интересах политику конфронтации и усиления направленности в международных отношениях, оказываются теснейшим образом связанными с дальнейшим общественным прогрессом, с ликвидацией капиталистической общественно-экономической системы, как не только явившейся причиной возникновения и обострения многих из глобальных проблем, но и оказавшейся принципиально не способной создать необходимые условия для их окончательного преодоления.

    Внимание мировой общественности в настоящее время приковано к тем подходам и решениям актуальнейших проблем современности, которые предлагаются различными общественно-политическими системами и которые в конечном счете должны ответить на вопрос о том, каковы пути дальнейшего развития человечества. Это ставит перед общественной мыслью и прежде всего перед наукой задачу первостепенной важности − дать глубокий и всесторонний анализ сложившейся ситуации, выявить возможности и показать реальные пути преодоления глобальных проблем.

    Распространенные в первой половине прошлого столетия пессимистические пророчества относительно заката западноевропейской цивилизации не оправдались. В конце века западный мир одержал несколько исторических побед и уверенно продвигается к новым рубежам − ему удалось достичь небывалой прежде социальной гармонии и экономического благополучия, началось и политическое объединение Старого Света.

     Оптимистические сценарии будущего предполагают, что эта интеграция будет продолжаться и завершится полной конвергенцией (от лат. convergo - приближаюсь, схожусь), т.е. слиянием цивилизаций в одно органическое целое; пессимистические предсказывают, что процесс интеграции человечества прервет какая-либо техногенная катастрофа или что конкуренция цивилизаций со временем возобладает над общностью интересов человечества.

    Важным философским аспектом глобальных проблем выступает рассмотрение их во всеобщей взаимосвязи, во всей их целостности как сложнейшей единой системы. В этой связи принципиальное значение приобретают вопросы классификации глобальных проблем, так как это открывает возможность не только сделать принципиальное отличие и в то же время установить единство самых различных проблем глобального характера, но и позволяет установить приоритетность по степени их актуальности и, тем самым, предопределить конкретные шаги, направленные на их теоретическое и практическое решение.

    Кроме материальных проблем существуют также психологические, духовные, к которым более причастна сама философия. Это падение нравственности, культуры народа. Решение этой проблемы уже зависит индивидуально от каждого из нас: какой путь мы выберем сегодня, в это время? Кого мы сможем научить мудрости и рассудительности? Говорят, для того, чтобы изменить нацию, нужно сначала начать с самого себя. Мы критикуем всех вокруг и теряем веру в лучшее, но каждый из нас чего-то ожидает, игнорирует себя и утопает в массовых стереотипах. Может следует для начала каждому из нас работать над самим собой? Если большинство людей прислушается к этому, мир станет намного лучше и это будет эффективней массовой пропаганды.

    Решение глобальных, касающихся всего человечества, проблем современности лежит на плечах каждого отдельного человека, однако и философия здесь не на последнем месте. Нас затрагивают различные проблемы, для которых характерна причастность как всей нации, так и каждого индивидуально. Не стоит оставаться в стороне до того дня, когда будет слишком поздно.
    БИБЛИОГРАФИЯ


    1. Браун Л. Р. Покончить с голодом: вызов брошен // В кн.: Состояние мира 2001. Доклад института Worldwatch о развитии по пути к устойчивому обществу. – М: Весь мир, 2003.– С. 57–85.

    2. Бучило, Н. Ф. Философия / Н.Ф.Бучило, А.Н.Чумаков. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ПЕР СЭ, 2001. − 447 с.

    3. Василенко, И. А. Политическая глобалистика / И.А.Василенко. – М.: Логос, 2000. – 360 с.

    4. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952–1999 / Ред. – сост. И. В. Бестужев-Лада. – М.: Academia, 2000. – 480 с.

    5. Глобализация мирового хозяйства. Учебное пособие. /Под ред. М.Н.Осьмовой и А.В.Бойченко. – М.: ИНФРА, 2011. – 376 с.

    6. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики : пер. с англ. М. : Весь мир, 2004 . − 216 с. 

    7. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.О. Яковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2003. – 411 с.

    8. Дергачев, В. А. Глобалистика / В.А.Дергачев. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. − 303 с.

    9. Долгов, С. И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление? / С.И.Долгов. – М.: Экономика, 1998. – 171 с.

    10. Лавров, С. Б. Глобальная география / С. Б. Лавров, Ю. Н. Гладкий. – М.: Дрофа, 2000. − 251 с.

    11. Лукашук,  И. И. Глобализация, государство, право, XXI век: То, что касается всех, всеми должно поддерживаться. Ин-т государства и права РАН / И.И.Лукашук. − М.: Спарк, 2000. − 261 с.

    12. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн.I: Общая характеристика мира. − 2-е изд. − М.: Дрофа, 2004. − 496 с.

    13. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн.II: Региональная характеристика мира. − М.: Дрофа, 2005. − 480 с. Мироненко, Н.С. Введение в географию мирового хозяйства / Н.С. Мироненко – М.: Аспект-пресс, 2006. – 239 с.

    14. Нижников, С.А. Философия: курс лекций: учебное пособие для вузов / С.А.Нижников. − М.: Изд-во "Экзамен". 2006. − 383 с.

    15. Радугин, А. А. Философия: курс лекций для вузов / А.А. Радугин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1998. – 268 с.

    16. Родионова, И. А. Глобальные проблемы человечества / И.А.Родионова. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 159 с.

    17. Родионова, И. А. Политическая карта мира. География мирового хозяйства / И.А.Родионова. – М.: Московский лицей, 1997. – 160 с.

    18. Родионова, И. А. Экономическая география: учеб.пособие. / И.А.Родионова, Т.М.Бунакова. – М.: Московский лицей, 1998. – 672 с.

    19. Чумаков, А. Н. Философия глобальных проблем / А.Н.Чумаков. − М: Аванта, 2004. − 178 с.

    20. Яковец, Ю. В. / Ю.В.Яковец. −Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М.: Экономика, 2003. – 441 с.
    написать администратору сайта