Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Шпоры по философии [Хазиев]. Мировоззрение его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения. Особенность мифологического, религиозного и философского мировоззрения


НазваниеМировоззрение его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения. Особенность мифологического, религиозного и философского мировоззрения
АнкорШпоры по философии [Хазиев].doc
Дата07.05.2017
Размер379 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпоры по философии [Хазиев].doc
ТипДокументы
#2825
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница1 из 4
  1   2   3   4

  1. мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения. Особенность мифологического, религиозного и философского мировоззрения.

Философия- мировоззрение, в формирование которого руководящую роль играет разум человека, мышление. Мировоззрение – это более широкое понятие ; - это прежде всего целостная система знаний о мире. Любая мировоззренческая система отвечает на вопросы о природе мира и человека, о месте человека в мире, о познавательных возможностях человека, о перспективах человека и человечества, о смысле жизни. Мировоззрение это не только знание. Существенными составляющими мировоззрения является ценности, идеалы, убеждения. Ценности выражают предпочтения человека. Идеалы- положения, берущиеся за основу. В состав мировоззрения входят эмоции переживания человека. Наука- это знание, не мировоззрение. Основные типы мировоззрения. Человечество за время своего существования создало 3 основных типа мировоззрения: 1) мифическое 2) религиозное 3) философское.1) Мифическое мировоззрение – самое раннее из известных типов мировоззрения. Мифы с греческого сказания, придания. При всем гигантском разнообразии мифов разных народов имеют повторяющиеся темы и мотивы. Центральной – для большинства мифов является происхождение мира, богов и людей. Мифы содержат в себе обычаи, обряды, пословицы, ценные практические указания и многое другое. Мифы в других сообществах содержали в себе все, что включает в себя слово «традиция». Своеобразие мифов: для людей которые их создавали их содержание воспринималось как реальность. Мифы считались не выдумкой, а правдой. Другая характерная черта мифов: в них есть задатки таких форм духовной жизни как искусство, религия, мораль, философия, наука и т.д. В формировании мифического мировоззрения большую роль играют такие духовные способности человека как воображение, вера, воля. 2) Следующий тип мировоззрения – религиозное. Религиозное мировоззрение возникло позже чем мифическое. Религиозное мировоззрение опирается главным образом на такую духовность человека как вера. Доводам и разуму отводиться второстепенная роль. Громадная роль в формировании религиозного мировоззрения играют переживания человека. (страх, любовь к богу) Граница между мифическим и религиозным мировоззрениями не отчетлива, размыта. Отличия: а) религиозному мировоззрению характерна сознательная личностная вера человека, а в мифическом мировоззрении человек был бессознательно погружен в коллективную веру. б) в религиозном мировоззрении отчетливо разделяется сфера мирского и божественного. 3) В создании философского мировоззрения руководящую роль играет не так духовные способность человека как разум. В чем проявляется разумность начала философского мировоззрения: - самокритичность (оно само себя подвергает к сомнению, философия терпима к другим подходам и мировоззренческим системам, для нее нет незыблемых, священных догм, а есть лишь принципы.) – строгость, последовательность в мышлении (каждое положение в философском мировоззрении обосновывается на разумных доводах, язык которым пользуется философия- язык понятий, имеющий строго фиксированное значение) – творческий характер (философия имеет творческую природу, устремлена к раскрытию непознанного, не останавливается на достигнутом) Особенности философского мировоззрения: имеет элитарный характер, никогда не имела широкого распространения, каждое философское мировоззрение требует полной отдачи от человека.

6) понятие сознания. Развитие представлений о сознании в истории философии. Сознание и бессознательное.

Сознание одно из важнейших категории онтологии. Сознание противостоит материи. Сознание определяется через материю: сознание свойство высокоорганизованной материи, являющиеся функцией деятельности мозга. Сознание первично по отношению к материи и представляет собой исходный самодостаточный не из чего выводимый феномен, проявляющийся в положении «Я есть, я сознаю себя». Сознание раскрывающий само себя феномен. Платон душа и тело 2 начала. Разум- душа, чувство – тело. Свойство души = свойство космоса. Душа – сознание. Сознание отражает космос и уподобляется ему. Аристотель активное начало души. Душа это то что движет телом. Средние века. Возникает новое представление о человеке и его сознании. Тело, душа, и дух – сознание. Сознание среднее звено между телесным и духовным. Сознание отражает в человеке и телесное и духовное и есть переживание. Сознание- страдание, арена борьбы телесного и духовного. Новое время. Провозглашается самодостаточность, самостоятельность человеческого мышления. Декарт «Я мыслю- существую». Нет сознания без самосознания. Кант « Сознание не отражает, а конструирует мир», сознание связывает мир в единое целое. 19 век. Появляется материалистическая концепция Маркса : «Сознание определяется общественными экономическими отношениями. Сознание человека это прежде всего общественное сознание складывающиеся под воздействием общественно-экономических отношений». Т.о. не сознание конструирует мир явлений определяет бытие а наоборот бытие определяет сознание. Сознание- осознанное бытие. Сознание отражение общественного устройства. 20 век. Учение о бессознательном. Сознание лишь часть переживания человека. Сознание верхушка малая часть айсберга. Бессознательность огромная подводная часть айсберга, которую человек не осознают, но которая определяет его поступки. Бессознательное инстинкты неосознанные представления влечения которые вытесняются за порог сознания и обуславливает большинство психических действий человека. В учении о бессознании 3 уровня: оно-бессознательное, я – сознание, сверх я запреты, власть догм, традиции, идеалы.


12)Сущность закона единства и борьбы противоположностей и закона отрицание отрицания. Особенность их проявления в природе, обществе и мышлении.

Важнейшие понятия отрицание двойное отрицание. Диалектное отрицание уничтожение отрицание старого не отвечающее новым условиям и в тоже время сохранение всего того ценного положительного что имелось в предмете т.е. это частичное а не полное отрицание предшествующего. В развитии постоянно происходит процесс отрицания старого и всегда это отрицание не полное частичное. В новом всегда присутствуют элементы старого. Сохранение старого в новом можно зафиксировать в понятии преемственность. В науке всегда сохраняется преемственность. В действительности развитие представляет собой целую цепь отрицаний. Так новое явление отрицанием старого и само в свою очередь в течении времени отрицается третьим еще более новыми явлениями. Третье явление как отрицают 2 предыдущих так и сохраняется какие то их стороны. Отрицание отрицания смысл двойного отрицания развитие повторяет формы старого но повторяет это иначе на другом уровне. Пример философия создает учение о неизменности бытия. Гераклит об изменчивости бытия. Платон соединяет и то и другое он отрицает Парменида и Гераклита. Физика относительно природы света. Ньютон создает корпускулярную теорию свет это частицы. Люменс создает волновую теорию света свет это волна. В ХХ свет это волна и частицы. Т.о. развитие происходит как непрерывный процесс отрицания старого и утверждения нового и в то же время как постоянный возврат к старому.

Наиболее важнейшие понятия закона тождества различия противоположность и противоречия. Согласно этому закону всем предметам и явлениям с одной стороны свойственна устойчивость определенность постоянство. Это фиксируется в понятие различия. Устойчивость и изменчивость, т.е. тождества и различия противостоят друг другу как 2 противоположные стороны. Каждый предмет и явление это единство противоположностей. При нарушении этого единства предмет распадается превращаясь в другую вещь. Противоположные стороны образуют противоречия. Противоположные стороны находятся в соответствии борьбы поскольку исключают друг друга. Единство противоположных сторон это временное явление а конфликт борьба явление постоянное которое и представляет собой внутренний источник движения. Т.о. развитие происходит через раздвоение единого на противоположные стороны которые воздействуют друг с другом и это воздействие есть источник развития.

19)философские школы поздней античности: кинизм, стоицизм, эпикуреизм, скептизм.

Эпикур (342—271 до н.э.) считал одной из самых существенных задач философии практическую помощьчеловеку в преодолении страха перед смертью. Он оригинально решал проблему смерти: у человека со смертью нет и не должно быть ничего общего, поскольку «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

Согласно Эпикуру, счастье заключается в наслаждении, а цель счастливой жизни — в «безмятежности души» (такое душевное состояние, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей).Основной принцип индивидуалистической философии Эпикура гласит: «живи незаметно».Эпикур сформулировал атомистическую концепцию. В отличие от Демокрита он характеризовал атомы не только по величине, форме и положению в пространстве, но приписы­вал им еще одно свойство — тяжесть. Эпикур допускал и при­знавал определенные отклонения от прямолинейного движения атомов. Такое понимание случайности привело его к постанов­ке проблем свободы и необходимости и в его этике.

В учении о душе Эпикур — материалист. Душа представ­ляет собой не нечто бестелесное; это структура атомов, своего рода тончайшая материя, рассеянная по всему орга­низму. В сфере гносеологии Эпикур отдавал приоритет чувственному познанию. Основа познания — ощущения, возникающие при отделении отражений от объективно су­ществующих предметов и проникающие в наши органы чувств.Стоицизм. Представители: Зенон Иитионский, Клеанф, Хрисипп (греческий стоицизм); Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (римский стоицизм). По Зенону Китионскому (336—264 до н.э.) главная цель человека — жить согласно природе, что то же самое, что и жить согласно с добродетелью. Философия — «упражнение в мудрости»; ее главное орудие — логика, которая, уча обра­щаться с понятиями, образовывать суждения и заключения, способствует пониманию и физики, и этики.Носителем всякого познания выступает душа. Она по­нимается в качестве материального образования, соедине­ния воздуха и огня. Душа способна к разумной деятельно­сти, которая связывает ее с мировым разумом.Вершина человеческих стремлений — добродетель, кото­рая и есть единственное благо. Добродетель состоит в том, что­бы жить согласно с разумом. Основных добродетелей четыре. Каждой из них соответствует своя противоположность: разум­ности противостоит неразумие, умеренности — распущенность, справедливости — несправедливость, а доблести — трусость.Согласно Сенеке (ок. 4—65), в мире все подчинено строгой необходимости в силу наличия Бога. Он — пра­вящая сила, властвующая над разумом (логосом). Эта сила — носительница наивысшего блага и мудрости. Смысл жизни заключается в том, чтобы достигнуть абсолютного ду­шевного спокойствия. Важная задача каждого человека — преодоление страха перед смертью. Жизнь следует посвящать самосовершенствованию и избегать участия в общественных и политических делах. Фундамент межличностных отно­шений — братство и любовь. Любовь заставляет нас быть го­товыми оказывать помощь и делать добро. Какие бы поступки человек ни совершал, от совести он не уйдет, поскольку имен­но совесть служит основой человеческого духа.Кинизм для этой школы было характерно отрицаний признаний обществом благ и ценностей. Скептицизм Пиррон. Скептик ищущий исследующий сомневающийся

21) религиозно- философские учения Августина и Ф. Аквинского.

Аврелий Августин (Блаженный) (354—430) к христи­анской религии пришел уже в зрелом возрасте.Бог, с точки зрения Августина — наивысшая сущность, только его существование вытекает из собственного естества; все остальное существует исключительно в силу Его воли. Бог есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений; Он сотворил мир и продолжает его тво­рить (тем самым он отвергает аристотелевскую концепцию Бога как первотолчка, как перводвигателя).Цель всякого познания — Бог, познание же преходящих вещей и явлений — ничто по сравнению с этим абсолютным познанием. В то же время Он и причина познания, вносящая свет в человеческий дух и направляющая людей к свету ис­тины.Бог — также и причина всякого блага: Августин поднима­ет одну из главных проблем патристики — проблему теоди­цеи (оправдания Бога). Как может существовать зло в мире, созданном всеблагим Богом, воплощением всякого добра? Следуя платоновской философской традиции, Августин тол­кует зло как отсутствие добра, понимая его в чисто мораль­ном смысле. Бог — не источник зла, берущего свои истоки в злой воле. Адам совершил грех по своей воле, потерял бес­смертие и способность самостоятельно возвыситься к благу, поэтому и все человечество как носитель первородного гре­ха нуждается в помощи свыше. Между тем благодать несоиз­мерима с земными заслугами: она дается лишь тому, кто избран, предопределен к спасению. Высшие решения, боже­ственный промысел выше понимания человека: их нельзя понять, в них можно только верить.По мнению Августина, в мире существует два града — «нечестивцев и праведников»; они «существуют от на­чала человеческого рода и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут порознь». «Град Божий», или «Град небесный», примет верующих в Бога, остальные вой­дут в «Град Земной». Граждане земли, претендующие на роли господ на этой земле, будут осуждены к вечному проклятью, Граждане «Града Божьего», напротив, претерпевая страдания в земной жизни, будут приняты Богом и подлежат вечному спасению. Определение государства подходит только к церкви, по­скольку в ней, по мнению Августина, осуществляется право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Ос­нователем же «Града земного» был братоубийца Каин; зем­ное государство — создание рук человеческих, а потому его цель — временная, а творения преходящи, оно создано и дер­жится путем насилия и принуждения.Назначение благого государства состоит в служении церкви, в том, чтобы направлять мир земной к миру небесно­му, сохранять и поддерживать единение образа человеческих мыслей и желаний с установлениями церкви. Отсюда разде­ление земных государств на праведные и неправедные: пер­выми управляют христианские государи, вторыми — языч­ники и безбожники. Христианское государство — образец «земного града», лучшее, что может быть на земле.Фома Аквинский (ок. 1225—1274) — представитель средневековой философии периода зрелой схоластики. Он уделял большое внимание проблеме соотношения науки и веры, веры и знания. Фома Аквинский считал, что задача науки — объяснение закономерностей мира. Достижение объектив­ного достоверного знания возможно; он отошел от позиции, согласно которой достоверной считается лишь дея­тельность человеческого разума. Познание должно ориенти­роваться прежде всего на объект, т.е. вовне, а не на субъек­тивные формы мышления.Человек достигает знания божественных идей только путем извлечения умопостигаемого образа объекта из данных чув­ственного опыта. Образы божественных идей посещают чело­веческий разум через пять чувств, поэтому именно чувствен­ное познание — источник всякого и, что особенно важно, достоверного знания. Однако рациональное знание не являет­ся комбинацией качеств, чувственно воспринимаемых. Таким образом, и чувственное, и рациональное познание выполняют важную функцию. Они способствуют познанию совершенных образцов, по которым был сотворен весь природный мир.Душа, как духовная субстанция, не отделена (по крайней мере, в ее земном существовании) от тела. В этом и заключа­ется отличие души от других духовных субстанций (ангелов).Соединенная с телом душа становится его формой и лиша­ется способности непосредственного созерцания божествен­ного бытия. Получить достоверное знание о сущем она может лишь посредством чувств. Источником истины может быть лишь Бог. Аргументы, выдвигаемые против христианской веры с по­зиций человеческого разума или еретических течений христи­анства, противоречат божественному разуму.В этой связи следует отметить и соответственное выдвинутым положениям понимание Аквинским роли философии: она должна служить теологии тем, что религиозная истина представляет и толкует в категориях ра­зума, и тем, что опровергает ложные аргументы против веры. «Философия — служанка теологии», — говорил Аквинский — этой ролью она и ограничивается. Сама она не может дока­зать сверхъестественную истину, но в состоянии ослабить выдвигаемые против нее аргументы.Мир — упорядоченная иерархия. Низшая ступень — неживая природа, над которой возвышается мир растений и животных. Высшая ступень — мир людей, он является переходом к сверхъестественной и духовной сфере.Наивысшая реальность — Бог.Человека отличает от животных разум. Интеллект воз­вышается над волей. Источник человеческого познания — не причастность разума к божественным идеям, но опыт, чув­ственное восприятие.Смысл жизни — в счастье, а счастье — в познании и со­зерцании Бога. Познание — наивысшая способность человека. Бог — неисчерпаемый предмет познания. Цель человеческого существования — познание, созерцание и любовь к Богу. Фома Аквинский рассматривал и социально-политические проблемы. Задача государства — забота об общем благе. Подданные должны подчиняться; покор­ность ,их главная добродетель, как и любого христианина. Мо­нархия — лучшая форма государственного устройства. Монарх в своем государстве — то же самое, что душа в теле и Бог в мире. Задача монарха — способствовать стремлению своих подданных к добродетельной жизни. Монарх — гарант мира и благосостояния граждан. Церковь — залог достижения ими небесного блаженства. Светская власть должна быть под­чинена церковной.

32) философия нового времени Спиноза, Лейбниц, Беркли.

Джордж Беркли (1684—1753) — представитель субъек­тивного идеализма.

Ощущения — единственная воспринимаемая человеком реальность. Беркли доказывал, что ум человека не способен к образованию абстракции: общая идея про­тяжения, или пространства, невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива, то же самое и с материей; ее сушествование Беркли отвергает. В своих работах Беркли ста­вил задачу борьбы против материализма" и всех его проявле­ний в науке Теория Беркли сводит частные свойства вещей к воспри­ятию посредством ощущений, после чего якобы образу­ется отвлеченная идея об общем для них вещественном суб­страте. Но эта посылка несостоятельна: Беркли считал, что люди не обладают чувственным восприятием материи как та­ковой. Человек воспринимает только отдельные вещи. Каж­дое восприятие в свою очередь становится суммой отдель­ных ощущений, или идей.В то же время не существует и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Человеческий ум способен образо­вывать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную идею. Абстрактное представление о материи не меняет ни сути, ни свойств вещей. Истинность ее познания дается в ощущении.Учение Беркли представляет собой пример субъективного идеализма. Он признает существование лишь человеческого сознания, различая в нем идеи и души. Идеи пассивны и представляют собой лишь состояния. Ду­ши — активны, вещи возникают благодаря восприятию и ис­чезают, когда оно прекращается. Беркли так и говорил: «Су­ществовать, — значит, находиться в восприятии».Но в этом случае возникает вопрос: разве помимо субъек­та ничего не существует? Если вещь оказалась не восприня­той одним субъектом либо даже никем, она все равно суще­ствует в уме Бога, в божественном восприятии. Бог не может ни исчезнуть, ни перестать воспринимать, следовательно, и сотворенный им мир не может исчезнуть.Целью науки Беркли считал понимание языка Творчества, а не притязания на объяснение явления телесными, материальными причинами. Источник всего богатства мира Беркли видел в труде.Философская теория познания Беркли явилась новым веянием для философского знания Нового времени. Несмотря на свой спорный характер, она пользовалась заслужен­ным признанием и вниманием философов Готфрид Лейбниц (1646—1716) считал, что душа еще до всякого реального опыта имеет свои индивидуальные особен­ности, предрасположенности. От них зависит восприятие внешних впечатлений.Лейбниц разработал концепцию «малых восприятий». В ней он разделил понятия психики и сознания: существуют смутно осознаваемые и совершенно не осоз­наваемые психические процессы.Монады — духовные субстанции бытия — Лейбниц выделял как составляющие всего сущего в мире.

Монады находятся в постоянном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Идеальные сущности — монады — отображают в себе всю взаимосвязанную систе­му субстанций. Их объединяет некая «предустановленная гармония», в которой заложено соответствие-бытия и поз­нания, поэтому Вселенная подобна часам, которые кто-то за­вел. Бог возвышается над телесным миром, породив его и пра­вя в нем. Бог — вместилище и источник всех сущностей и воз-можностей/'которые только можно помыслить. Созданная Богом природа совершенна. В природе — максимум сущно­сти и максимум существования. Человек в этом смысле про­тивопоставлен природе — максимум результатов достигает­ся с помощью минимальных средств.Гармония сотворенного Богом мира есть не что иное, как упорядоченное взаимодействие монад. Низшим монадам при­сущи лишь неясные представления; они составляют неорга­нический и растительный мир. У животных представления достигают ступени ощущений, а у человека — ясного пони­мания, осмысленности, разумности.Пространство — порядок взаимного расположения индивидуальных тел, существующих вне друг друга.Время — порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.Философия Лейбница предвосхитила философию Канта и Гегеля.Лейбниц стремился синтезировать логику и мате­матику в единую дисциплину: он, во-первых, хотел, чтобы идея истолкования мышления как оперирования знаками при­обрела вид исчисления — точного описания элементов мыш­ления, позволяющего сконструировать упорядоченную его аксиоматику, и, во-вторых, пытался сформировать идею все- стороннего применения логических исчислений.Лейбниц — автор современной формулировки закона тождества, закона достаточного основания.Философские постулаты Лейбница:разнообразные формы и состояния мира непрерывныввиду его завершенности и непрерывности; универсум существует в виде неразрывной лестницы, благодаря чему все живые существа призваны постоянно трансформироваться из одной формы в другую существует предустановленная гармония, позволя­ющая всем фрагментам сущего вступать между собой в телесные и внетелесные гармонии. Бенедикт Спиноза (1632—1677) — голландский фило­соф-рационалист. В его представлении природа — единая, вечная и бес-конечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала и тем самым являющая причиной самой себя (лат. саиза зш). Бесконечно многооб­разные отдельные вещи — совокупность модусов, единичных проявлений единой субстанции. Качественная характери­стика последней раскрывается у него в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции.Атрибуты субстанции бесконечны, но человеку открыва­ются лишь два из них — протяжение и мышление. Спиноза видел в протяжении и мышлении два атрибута одной и той же субстанции. Мир представляет собой математическую систему и может быть познан геометрическим способом.Человек — часть природы. Тело и душа человека — вза­имно независимы. Чувственное познание составляет первый род знания — мнение. Оно зачастую ведет к заблуждению. Понимание выступает у философа как второй род познания, состоящий из рассудка и разума. Третий вид познания — интуиция — фундамент достоверного знания.В учении о человеке Спиноза отвергает идею свободу воли; она тождественна с разумом. Распространяя на чело­веческое поведение законы механицизма, он доказывал обус­ловленный характер абсолютно всех действий человека.Важный момент философской системы Спинозы-— его этика. В ее центре — концепция секуляризированной мо­рали с понятием «свободного человека». Свободный человек руководствуется в своей деятельности исключительно разу­мом. Политико-правовая концепция Спинозы утвержда-ет: все существующее в природе существует по необ­ходимости. Так, естественное право есть необходи­мость,, отражающая существование природы в целом или какой-либо ее части. А поскольку вся природа существует согласно принципу самосохранения, то этот принцип лежит в основе и естественного права — данный закон характерен не только для физического, но и для социального мира. Пра­во базируется на силе и мощи — чем сильнее человек, тем больше у него права, которое берет начало в аффектах и страстях человека. Они же провоцируют конфликты между людьми, делая естественное право пригодным для регулиро­вания социальных отношений. В естественном состоянии закон природы играет с людьми злую шутку: каждый счита­ется только со своими интересами. В результате никто не может надеяться на собственную безопасность.Индивиды заключают общественный договор, поскольку лишь в государстве достигается обеспечение прав всех лю­дей. В этом смысле государство становится как бы продол­жением права естественного, но представляет не индивиду­альную волю, а коллективную.Особенность спинозовской договорной концепции со­стоит в следующем: естественное право не отменяется госу­дарством, поскольку в любом случае человек действует по своей природе, движет ли им польза, надежда или страх. Выс­шим естественным правом признается государство; именно верховная государственная власть становится источником за­кона.Гражданские права — это часть естественных прав, ко­торые сохранило государство. Каждый закон, имея в той или иной степени естественную природу, опирается на силу. Не­обходимость законов — в аффективном начале природы че­ловека; оно побуждает его к поступкам, противоречащим разуму. Право, построенное по принципу поощрения и нака­зания, призвано уравновесить разумное и аффективное в человеке.


24) понятие истины. Основные концепции истины (корресподентская, когерентная, прагмастическая концепции)

Истина - это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Истина характеризуется объективностью. Объективная истина - это такое знание, содержание которого, так сказать, «задано» объектом и не зависит ни от воли, ни от св-в человека. Постижение истины - это процесс. Она не может быть постигнута в одном акте познания. Этот процесс идет через относительные истины к абсолютной.

Абсолютная истина - это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Под АИ надо понимать и те моменты, которые в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные. Относительная истина - это неполное отражение, ограниченное достигнутым. Путь к истине ограничен между истиной и заблуждением. Заблуждение - такое содержание сознания, которое не соответствует действительности, но принимается за истинное. От заблуждения следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет собой намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Наиболее приемлемым критерием различения знаний истинных от ложных является практика, так как только лишь в процессе своей практической деят-ти мы можем накладывать содержание своих знаний на действительность, т.е. опредметить их, и тем самым проверить, соответствуют ли последние действитель.

31 философия нового времени. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта

Френсис Бэкон (1561-1626), сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода на основе математического понимания природы. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Главный труд – «Новый Органон». В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан «Органон» Аристотеля. Бэкон различает два вида опытов: «плодоносные» - цель - принесение непосредственной пользы человеку; «светоносные» - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида таких заблуждений или идолов - рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода - обусловлены природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Пещеры - ошибки, возникающие вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, другие - их сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие наоборот, отдают предпочтение только новому. Рынка - возникают вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе случайного впечатления от этого предмета. Театра - порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. Идолы. тетра не врождены нашему уму? Они возникают вследствие подчинения ума ошибочным мнениям.Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. В истории науки четко выступают два пути или метода исследований: догматический и эмпирический. Догматический метод начинается с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет паутину.Ученые, следующие эмпирическому методу похож на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, доставляемых опытом (пчела). До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследований. К нему относятся орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, и орудия, совершенствующие саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а экспериментГлавное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого является правильная индукция. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции. Материя - совокупность частиц, природа - совокупность тел с многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и т.д. Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом, занимаемым материей (протяженность), а время - объективная мера скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство материи). Движение есть прирожденное свойство материи, оно вечно. Назвал 19 форм движения. . Рене Декарт (1596—1650) — французский философ и математик. Его основные работы: «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Нача­ла философии» (1644).В центре философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. К опреде­лению человека Декарт подходит с тех позиций, что человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие тела и души совершается, по пред­положению французского философа, посредством особого органа — шишковидной железы. Воля — наиглавнейшая спо­собность человеческой души. Аффекты, или страсти, дей­ствуют таким образом, что располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Душу с телом соединил Бот,' отличив тем самым человека от животных; животные не обладают сознанием: они — автоматы, лишенные души. Тело человека, по Декарту, сложно устроенный механизм, создан­ный из материальных элементов. Тело человека благодаря ме­ханическому воздействию на него окружающих предметов способно совершать сложные движения. В сфере философских вопросов, которые разрабатывал Декарт, большое значение имел вопрос о методе познания. Задача знания, по Декарту, господство человека над си­лами природы, открытие и изобретение технических средств ее подчинения, познание причин и действий, усовершенство­вание самой природы человека.Критикуя схоластику, отправной точкой философских рассуждений он избрал сомнение в истинности общеприз­нанного знания. Это своего рода предварительный методи­ческий прием. Декарт утверждает, что можно сомневаться в существовании внешнего мира и даже собственного тела. Единственное, в существовании чего нельзя усомниться, — это само сомнение. Сомнение в свою очередь представляет собой акт мышления. Если же сомнение — достоверный факт, то оно существует, поскольку существует мышление, так как существует мыслящий субъект. Отсюда следует знаменитый вывод Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую» Истины математики, с точки зрения Декарта, обладают совершенной достоверностью, вытекающей из самой природы интеллекта. Последнему Декарт отводит «сключительную роль в познании и дедукции (дедукция — расуждение, опирающееся на достоверные исходные положе- (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов). Достоверность аксиом интуитивно усмат­ривает разум. С помощью достоверных средств мышления — интуиции и дедукции — разум достигает полной достоверно­сти. Но это происходит лишь в случае, если руководствовать­ся истинным методом.Декарт выделял ряд правил рационалистического мето­да, которые можно суммировать в следующем виде: Следует допускать в качестве истинных только те по­ложения, которые представляются ясными и не вызывают сомнений в их истинности.

Сложную проблему нужно раскладывать на составные, частные проблемы и задачи.

Познание происходит от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Не следует допускать никаких пробелов в логических звеньях исследования.

40) Государство, его сущность, происхождение, основные функции. Формы государственного устройства. Тоталитарное и демократическое государство.

Как надстроечное явл, политика вторична к базису, зависит и опр им. НО политика может оказывать на экономику и обр влияние. Она может сдерживать раз-тие экон базиса( пример - совр россия). Но П может оказ и положительное возд на экономику (для чего, собственно говоря, она и призвана) Правильная политика ускоряет раз-тие экономики. Активная роль П особенно высока в кризисные моменты истории. Политика и полит отнош появл с разд О на классы, когда в силу противополож их интересов О не может больше регулировать свои взаимоотнош с помощью традиций и О мнения. Появл потребность в сист норм и з-нов. Совокупность правил, норм поведения людей, уст гос-вом наз правом. Право - цельная сист з-нов, направленных на регулир взаимоотнош м-у нациями, классами, . . . Главная задача права - сохранить экономический строй О и его соц структ. Для реализации права существует гос-во. Оно явл основн институтом полит сист О. Вывод: ПСО - это сист гос-ных и О организаций, учрежд, институтов регулирующая полит взаимоотнош м-у нациями, классами, соц группами, и осуществл определенные полит ф-ции. В ПСО входят гос-во, полит партии, обществ организации, многообразные отношения, возник в полит сфере О. Основным институтом ПСО является государство. Существует множество теорий происхождения Гос-ва. Теория общественного договора. (Руссо, Гоббс, Радищев) Считали, что гос-во возникло в рез-те общественного договора, сознательно заключ м-у людьми.Теория насилия. именно насилие одних людей над другими привело к возникновению гос-ва.Психологическая( Шопенгауер) Рассматривал гос-во как рез-т потребности одних людей подчинятся, других - управлять. Классовая теория (маркс и энгельс) С их точки зрения гос-во возникает с появлением классового О и разделение О на классы они наз гос машиной для поддержания господства одного класса над другим . Социально-демократическая Утв, что гос-во есть естественно-истор инструмент для обеспечения определенного масштаба прав и свобод людей, особенно в усл-ях сой нерав-ва. Сущность гос-ва закл в сист организ полит власти в О направленной на регулирование национальных, соц-полит и др отношений. Гос-во имеет след признаки: территория, публичная власть( суд, прокуратура.. . .. ), налоги, право.Функции Гос-ва подразд на Внутренние Регулирование взаимоотнош м-у классами, нациями и т.д. Главная задача -обесп права и свободы граждан. 2. Конституционная ф-ция. Осуществл как основание з-на3. Правоохранительная.4. Ф-я регулирования экономики в масштабах своей территории.5. Соц защита 6.Планирование. Все эти ф-ции направлены на управление О отношениями в рамках этого Гос-ва.Внешние 1. Оборонная 2. Внешнеэкономическая3. Дипломатическая. Возникнув на опр этапе, гос-во постоянно изменяется. Гос-ное управление осущ в различных формах как по способу управления так и по организации национально - территориального устройства. Различают след формы правления: Монархия форма гос упр , главой к-рого явл монарх. Различают абсолютную монархию и конституционную. 1-ая характерна для ранней стадии раз-тия истории. 2-ая представляет собой власть монарха, огр парламентом.( существует и в совр развитых об-вах. Республика - форма правления при к-рой высш гос власть принадлеж выборному представительному органу, а глава гос-ва избирается народом гос-ва.Гос-ва различ по полит режимам. Полит режим - это сист методов осуществл власти, степень реализации демократ прав и свобод. Полит режимы бывают:Олигархия- режим при к-ром полит власть принадлежит узкой группе лиц. Она характерна для ранних стадий раз-тия О, когда кол-во экономически дееспособных субъектов было мало.Демократия - режим при к-ром народ явл источником и носителем власти. Признается право народа участвовать в решении гос задач наряду с широким кругом гражд прав и свобод.Фашизм - режим, при к-ром власть осуществ наиболее реакц и агрессивными кругами О. Это открыто террорист диктатура. Важнейшие черты Ф- (применение крайних форм насилия против трудящихся, шовинизм, Широкое исполнение гос-но - монополистических методов рег экономики, полит демагогия)Авторитарный режим - антидемократическая система власти, сочет с элементами личной диктатуры.Парламентский режим - система гос власти, при к-рой четко распред ф-ции исполнительных и законодательных органов при привелегированном положении парламента.Гос-ва различ по способу территор ус-ваТоталитарные - Гос-во не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на территор единицы в целях удобства администр првления. Такое гос-во организовано по принципу жесткой подчиненности тер-х единиц центру, без каких либо прав на местах.Федеративное гос-во- входящие в состав гос-ва федеральные единицы имеют свою конституцию, законодат, исполнительные и судебные органы. Наряду с этим образованы единые федеральные органы гос-ва, устанавл единое гражданство, денеж единицы. Разл мононац федерации и многонац.Конфедерация - гос-ва, образ К полностью сохраняя свою независимость, имеют собств органы гос власти , но объединяются для решения какой -либо экон или полит задачи .
30) Философия эпохи возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) пришлась на последнее столетие средневекового феодализма (с конца XIV до на­чала XVII в.).Эпоха Возрождения обозначилась переворотом в си-стеме ценностей и способе философствования, когда человек стал считаться высшей ценностью. Основная черта культуры этой эпохи — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивиду­альности в общественной жизни.Одна из характерных черт Возрождения — гуманизм (идея о том, что благо человека — основная цель социально­го и культурного развития, отстаивает ценность человека как личности). Особенностью является и возврат к наследию ан­тичной культуры: возрос интерес к изучению античных тек­стов в искусстве стали использоваться языческие сюжеты. Само Возрождение понимается именно как возрождение ан­тичной культуры. Важное место в культуре Ренессанса за­нимала философия.Характерные особенности философии Ренессанса: антисхоластическая направленность воззрений и ра­бот мыслителей эпохи; 0формирование пантеистической картины мира, выра­зившейся в отождествлении Бога и природы; антропоцентризм: человек становится не только важ­нейшим объектом философской рефлексии, но и цен­тральным звеном всей цепи космического бытия. Обращение к проблеме человека, его земному существо­ванию ознаменовало начало новой культурной эпохи. Гуманизм берет начало в деятельности Франческо Петрарки. Свое неприятие схоластической учености, характерной для средневековья, он продемонстриро­вал в трактате «О невежестве собственном и многих других». Петрарка говорил о своем невежестве (мнимом), подчерки­вая абсолютную бесполезность схоластики в современном ему мире. В этом же трактате он призывал к переосмысле­нию античного наследия.Гуманисты разработали новый подход к пониманию при­роды и сущности человека; в нем решающую роль играло понятие «деятельность». Таким образом, в философии гуманистов человеческая личность становится ценной не в связи с социальным происхождением или положением в со­словной иерархии, а исключительно в силу личных заслуг и плодотворной деятельности.Во второй половине XV в. в гуманистическом направле­нии появились новые идеи. Например, идея достоинства личности указывала на особые человеческие свойства по сравнению с другими живыми существами и ставила челове­ка в центр мироздания. Одним из представителей Возрождения был Пико дел-ла Мирандола. В «Речи о достоинстве человека» онпоместил человека в центр мира и отверг церковную

догму о том, что человек создан по образу и подобию Бога(человек может создавать себя самостоятельно).Гуманисты не были еретиками или атеистами, но они кар­динальным образом расходились с догматической христиан­ской традицией, утверждавшей первенство Бога и вторич-ность человека. Гуманисты ставили на первый план именно человека. Они считали, что человека нужно освободить от печати первородного греха, которым его «наградило» хрис­тианство. Мыслители Возрождения считали, что человек пре­красен, как существо творческое, созидательное, но, впрочем, видели и недостатки, пороки людей (жадность, глупость и т.д.). Сущностной чертой гуманизма стала его антиклери­кальная направленность, выразившаяся в стремлении огра­ничить притязания церкви и духовенства на власть в обще­стве.

36) диалектика развития производственных сил и производственных возможностей.

ПС и ПО связаны друг с другом. Эта связь определяется экономическом развитием общества. Закон соответствия по характеру и уровню ПС. Возникнув на определенном этапе развитие общества ПО сохраняется неизменными и развиваются в результате НТП. И рано или поздно создаются ситуация когда ПО становится оковами возникают нарастают конфликты означающие что в обществе назрела необходимость в обновлении ПО. Это противоречие между ПО и ПС и есть основа социальной революции.

29) виды познавательной деятельности обыденно-практическое, мифическое религиозное художественное философское познание.Наука один из множества видов познаний. Виды познавательной деятельности. обыденно-практическое, мифическое религиозное художественное философское познание.Каждый вид познавательной деятельности имеет свое толкование истины свой способ раскрытия истины и свое специфическое знание. Обыденно-практическое познание. Этот вид познавательной деятельности основывается на опыте который человек приобретает осуществляется разного рода деятельностью. Результатом выступают привычки убеждения верования. Способность раскрытия истины- трудовой процесс. Осуществление какого-либо действия человеку раскрывается истина. Через обыденно-практическое человек усваевывает язык, ценности, обычаи. У него складывается нравственность. Религиозные политические убеждения. На почве обыденно-практического познания возникли все другие виды познавательной деятельности. Человек познают о мире наибольшее количество знаний формируется из обыденно-практического познания. Мифическое познание. Особенности своеобразие мифического мировосприятия . природа с точки зрения мифа арена усилий действие борющихся сил. Схватка этих сил проявляется в природных явлениях. Мифы придания. Совершение обрядов ритуалов. В обряде, ритуалах человек имитирует действие мира. Через повторение имитации мифические действия человеку раскрывается истина. Религиозное познание. Истина бог. Способ раскрытия истины откровение. Откровение момент раскрытия истины которая с одной стороны результат напряженного самоуглубления человека с другой стороны божья благодать. Цель практического религиозного познания внутренне преображение человека открывающего ему доступ к истине к богу, т.е. нужно прийти к вере. Художественное познание. Проявляет себя через предметы искусства, т.е. через результат познавательной деятельности. Искусство заключает в себе познание мира и самопознания. Искусство овеществление души. Истина отождествляется с красотой. Своеобразие художественного познания кроется и в особенности языка искусства. Язык художественных образов выступает нестолько как средство общения сколько как творческая игра смыслов. Философское познание как и в науке в философии используется строгий язык понятий. Однако истина философского познания имеет этическую составляющую. Истинное справедливое. Философия не ограничевается только решением познавательных задач. Одна из главнейших функций философии духовное преображение человека. Способ раскрытия это не только разум а также переживания нравственные искания тревоги эмоции.

15.осн направ-я зап.фил:феноменология,философия жизни,прагматизм.

Напр. В фил-это ряд учений подобные по тематике,по проблемам,по выводам

Феноменология:феномено(от греч)само себя являющее.Это учение о феноменах.Феноменология нацелена не на изучение предметного мира,а на изучение феноменов.Фен-я вначале ХХ в. Выступила как наукасознания. Тезисы феноменологии:сознание-это всегда соз-е о чем-тоЕдинство сознания называется интенциальностью.Интенция-направленность на предмет.Это напр-е разработало подход,метод,так же это напр-е подействовало на развитие гуманных наук.

Философия жизни. Жизнь-это первооснова.Жизнь противостоит всему неограниченному т.к. жизнь нах-ся в постоянном движении.Наука не может быть эффективным средством,потому что наука изучает повторяющиеся явления в природе,а жизнь это становление нового.Главные представители:Ницше трактовал жизнь как волю к власти.

Бергсон трактовал жизнь кактворчество эволюцииПрагматизм.Возник в ХIXв в СшА.Прагматисты считали что философия есть способ решения многих проблем.

Джеймс считал что успех явл-ся единственным критерием идеи и истины.
20.становление философии средних веков

Философия средних веков охватывает 2-15 века.Философию средних лет называют «служанкой богословья».Этот этап делится на периода.1. Патристика 2. Схоластика

1.Патристика.в этот период происходит разработка христианских догматов.Вэто время формируются 2 ветви тоелогииПоложительная –она утверждает Бога как полноту бытия

Отрицательная –она утверждает абсолютную познаваемость Бога2.Схоластика.(от слова схола-учение,спокойное занятие)В этот период предпринимаются попытки поверить в Бога. Так же фотрмируются 2 позиции:реализм и номенализм(номенализмом считается,когда люди дают неодушевленным вещам имена)

  1   2   3   4
написать администратору сайта