Главная страница
Навигация по странице:

  • Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями.

  • Операционный компонент

  • ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ.

  • ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

  • Подобные и другие упражнения широко представлены в научно-популярной литературе для учителей и родителей.

  • Памятка: "Как развивать мышление". Мышление


    НазваниеМышление
    АнкорПамятка: "Как развивать мышление"
    Дата18.09.2017
    Размер67 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПамятка: "Как развивать мышление".doc
    ТипПамятка
    #42950
    КатегорияШкольному психологу

    Памятка для родителей

    РАЗВИВАЕМ

    МЫШЛЕНИЕ

    РЕБЁНКА

    Во многих сказках главному герою при­ходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или по­лучить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых труд­ных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» И ум­ный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?

    Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. (Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор). Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специаль­но направлено на вооружение учащихся многообразными знания­ми и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точ­ные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, срав­нивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психи­ческую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

    И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для разви­тия мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

    ИЗ СКАЗАННОГО ВЫШЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:


    1. Содержательный компонент, то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
    2. Операционный компонент – это система мыслительных операций.
    МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:


    • Анализ — это мысленное расчлене­ние предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.

    • Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на пер­вый план выступает или анализ, или синтез.


    Пример: Процесс понимания предложения на иностранном языке проте­кает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс ана­лиза: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значе­ние (припоминает, смотрит в словарь). Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предло­жения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек на­чинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления явля­ются обобщение и абстрагирование.


    • Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются об­щими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.

    • Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.

    Существует еще ряд мыслительных операций, овладение ко­торыми необходимо для развития мышления. Это, например:

    • сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;

    • классификация – объединение предметов и явлений в классы по сходству;

    • аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.


    ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ

    МЫШЛЕНИЯ.
    С помощью специ­альных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.

    Активизирует мышление способность самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т. е. мотивация). Особенно ценна для развития мышления детей привычка совместно с родителями (а в последующем – самостоятельно) анализировать инфор­мацию, выделять противоречия, подмечать сходство, видеть не­обычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения.

    • Умение сформули­ровать вопрос — первый шаг к активной творческой мыслитель­ной деятельности. Родители могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к учебному материалу.

    • Второй шаг — анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.

    • Третий шаг — проверка пра­вильности решения.


    На продуктивность мышления большое влияние оказывает эмо­циональное состояние. Известно, что высокий уровень волнения приводит к ухудшению работы мысли. Самые распространенные барьеры в развитии мышления — это отсутствие мотивации («Мне это не надо»); отказ от активной мыслительной работы в связи с неуверенностью («У меня это все равно не получится») и склонно­стью некритично относиться к авторитетам («Маша отличница, по­этому ее решение задачи правильнее моего»).
    Для того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность само­совершенствования. А для этого родителям следует внушать детям веру в себя и свои умственные способности, учить не бояться ошибок.
    ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ:
    1. Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т.д. (как видим, данные слова можно объединить по группам, которые обобщенно называют: обувь, пища, явления природы, части суток, эмоции, транспорт, растения). Для данного упражнения можно использовать любые существительные, используя инструкцию: «разбей слова на группы», или «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты, символы, государственные деятели, морфемы и т.д.)".
    2. Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». Например: хлеб и масло; нос и глаза; яблоко и земляника; часы и градусник; кит и лев; эхо и зеркало; флаг и гимн, корова и заяц и т.д.
    3. Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.

    Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Примерные виды заданий:

    1) лошадькорова

    жеребенок (подбери нужное слово)

    2) собака щука

    шерсть (подбери нужное слово)

    3) учитель врач

    ученик (подбери нужное слово)
    4. Упражнение "Анаграмма". В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Например:

    а) к, о, с                в) е, р, о, м           д) л, а, н, е, п
    б) у, д, б                г) ш, а, к, а            е) к, ч, а, р, у

    5. Использование самых различных логических задач. Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Например: а) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? б) Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? в) Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?

    Подобные и другие упражнения широко представлены в научно-популярной литературе для учителей и родителей.
    написать администратору сайта