Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение .......................................................................................................... 5

  • Глава 2 . Основные принципы международного права ....................... 20

  • Глава 3. Источники международного права.......................................... 26

  • Глава 4. Дипломатическое и консульское право.................................. 41

  • Глава 5. Международные организации и конференции ..................... 79

  • Глава 6. Международно-правовая охрана окружающей среды ........ 98

  • Контрольные вопросы и задания .......................................................... 132

  • Глава 1. Современное международное право: понятие, становление, особенности 1. Возникновение и становление международного права

  • 2. Сущность международного права, его социальная природа и

  • 3. Соотношение международного права и

  • 4. Соотношение международного публичного и международного

  • 5. Субъекты международного права; понятие, виды

  • 6. Признание государств: де-юре (dejure), де-факто (de facto), no

  • 7. Система международного права

  • Рекомендуемая литература

  • Международное публичное право Шаповалов Н.И МФПА 2004 -132с. Московская финансовопромышленная академия


    Скачать 0.95 Mb.
    НазваниеМосковская финансовопромышленная академия
    АнкорМеждународное публичное право Шаповалов Н.И МФПА 2004 -132с.pdf
    Дата07.05.2017
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМеждународное публичное право Шаповалов Н.И МФПА 2004 -132с.pdf
    ТипРеферат
    #2897
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Московская финансово-промышленная академия
    Шаповалов Н.И.
    Международное публичное
    право
    Москва, 2004

    2
    Шаповалов Н.И. Международное публичное право. Московская финансово-промышленная академия. М., - 2004 г.
    © Шаповалов Н.И., 2004
    © Московская финансово-промышленная академия, 2004

    3
    Содержание
    Введение .......................................................................................................... 5
    Глава 1. Современное международное право: понятие, становление,
    особенности..................................................................................................... 6
    1. Возникновение и становление международного права .......................... 6 2. Сущность международного права, его социальная природа и общедемократический характер .................................................................... 7 3. Соотношение международного права и внутригосударственного права ................................................................................................................. 8 4. Соотношение международного публичного и международного частного права ............................................................................................... 12 5. Субъекты международного права; понятие, виды................................. 14 6. Признание государств: де-юре (dejure), де-факто (de facto), no конкретному делу (ad hoc)............................................................................ 15 7. Система международного права.............................................................. 19
    Рекомендуемая литература .......................................................................... 19
    Глава 2. Основные принципы международного права ....................... 20
    1. Понятие и классификация основных принципов современного.......... 20 международного права ................................................................................. 20 2. Правовое содержание основных принципов современного международного права ................................................................................. 22
    Рекомендуемая литература .......................................................................... 25
    Глава 3. Источники международного права.......................................... 26
    1. Понятие источника международного права ........................................... 26 2. Право договоров, его источники и кодификация .................................. 27 3. Понятие международного договора........................................................ 29 4. Заключение международных договоров................................................. 31 5. Действие договора..................................................................................... 35 6. Основания недействительности международных договоров............... 36 7. Толкование международных договоров ................................................. 37 8. Прекращение и приостановление действия договора ........................... 38
    Рекомендуемая литература .......................................................................... 40
    Глава 4. Дипломатическое и консульское право.................................. 41
    1. Понятие дипломатического права и его источники .............................. 41 2. Государственные органы внешних сношений ....................................... 42 3. Начало и конец дипломатической миссии ............................................. 46 4. Дипломатические иммунитеты и привилегии ....................................... 49 5. Военные атташе. История развития. Порядок назначения................... 53 6. Понятие консульского права и его источники....................................... 55 7. Консульские представительства: понятие, функции............................. 57 8. Консульский доступ.................................................................................. 71

    4 9. Консульские функции в отношении ареста и судебного разбирательства ............................................................................................. 72 10. Консульские функции в отношении наследства.................................. 72
    Рекомендуемая литература .......................................................................... 77
    Глава 5. Международные организации и конференции ..................... 79
    1. Международные организации, понятие и классификация ................... 79
    Рекомендуемая литература: ......................................................................... 97
    Глава 6. Международно-правовая охрана окружающей среды ........ 98
    1. Понятие международно-правовой охраны окружающей среды .......... 98 2. Принципы и источники международного права окружающей среды.
    Основные принципы. Специальные принципы ....................................... 100
    Контрольные вопросы и задания .......................................................... 132
    Литература.................................................................................................. 132

    5
    Введение
    Настоящая работа подготовлена в строгом соответствии с типовой учебной программой по международному праву для высших учебных заведений и представляет собой совокупность учебных материалов используемых автором в своей преподавательской деятельности, изложенных в соответствии с тематическим планом и логикой изложения учебных материалов с использованием приемов дистанционного обучения.
    Материал изложен в форме курса лекций при работе, над которым автор использовал общепринятые учебники по международному праву, международно-правовые документы.
    Работа имеет целью оказать помощь студентам высших учебных заведений, изучающим международное право. Структурно работа разбита на разделы, каждый из которых объединяет логически связанные между собой главы. Каждая глава содержит теоретический материал, контрольные вопросы и список литературы.
    Тесты, позволяющие студентам самостоятельно контролировать усвоение тематического материала и практические задачи, для применения на практике ранее полученных теоретических знаний собраны в отдельную работу.
    Представляемая публикация является первой, и будет продолжаться до издания всего курса лекций современного международного права.

    6
    Глава 1. Современное международное право: понятие, становление,
    особенности
    1. Возникновение и становление международного права
    Международное право — это самостоятельная, специфическая система международных договорных и обычных норм, а также общепризнанных принципов, создаваемых путем согласования воль государств и других субъектов международного права, призванных регулировать самые разнообразные отношения (в том числе и военные) между ними и обеспечиваемых добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а в случае необходимости — индивидуальным или коллективным принуждением.
    Международное право складывалось в течение длительного времени на основе общественной практики. Его возникновение и становление следует отнести к периоду межродовых и межплеменных отношений.
    Археологические находки свидетельствуют, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена были объединены неписаными родовыми обычаями. Отношения между племенами не сводились только к внешней защите, но и включали в себя множество других норм поведения, которые, многократно повторяясь, становились обычаями. Именно этим объясняется появление в Древнем
    Риме "права народов" (Jus gentium), которое регулировало как межгосударственные отношения, так и отношения между государствами с одной стороны и народами
    (племенами), имевшими догосударственную организацию с другой стороны. Например, отношения между Римской империей и варварскими племенами готов.
    Важнейшими предпосылками становления международного права являются условия материальной жизни человечества в их историческом развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, возникновение государств и т. д.
    Международное право является неотъемлемой частью международных отношений, в силу чего они взаимодействуют. Такое взаимодействие является одним из источников прогресса человеческого общества. И соответственно развитие международных отношений влечет за собой изменение международного права. Другими словами, этапы развития международного права соответствуют этапам развитие международных отношений.
    Первоначально можно выделить этап первобытно - общинных
    «международных отношений», локальных по своему характеру. Ему соответствовал период зарождения обычаев. Следующий этап развития международных отношений характеризовался региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право.

    7
    Укрепление связей между государствами, развитие науки, техники, средств связи привели к развитию международных отношений, которые в свою очередь привели к универсализациимеждународного права.
    Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право «цивилизованных» и прочих народов. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права
    Европейских сообществ, о специфике международного права в практике мусульманских стран и т.п.).
    2. Сущность международного права, его социальная природа и
    общедемократический характер
    Современное международное право представляет собой особую правовую систему, состоящую из международно-правовых норм, институтов и отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости, регулирующих публично-правовые отношения между его субъектами. Основой системы международного права являются императивные нормы (jus cogens), представляющие собой основные принципы международного права.
    Международное право как самостоятельная правовая система имеет свой особый предмет регулирования, к которому следует отнести международные отношения, возникающие между субъектами международного права.
    Сущность современного международного права во всеобщем признании этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.
    Благодаря этому современное международное право способно создать условия для сохранения мира на Земле и всестороннего сотрудничества государств, на основе общепризнанных принципов международного права, исключающих применение силы в отношениях между государствами. Международное право содействует решению проблем охраны окружающей человека среды; создает условия для реализации всеми государствами основных международно-правовых актов, регламентирующих защиту прав и свобод человека.
    Закономерности развития международного права в определенной степени соответствуют закономерностям международных отношений.
    Формируясь под влиянием международных отношений, международное право само оказывает на них активное воздействие, при этом осуществляет ряд функций.
    С помощью норм международного права государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных

    8
    областях взаимоотношений. Так проявляется координирующая функция международного права.
    Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.
    Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная функция.
    Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и других субъектов международного права, которые позволяют говорить об охранительной функции международного права.
    Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.
    3. Соотношение международного права и
    внутригосударственного права
    Международное право и внутригосударственное право представляют собой две самостоятельные правовые системы, отличающиеся по целому ряду параметров. Прежде всего, они отличаются по кругу субъектов. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, которые напротив, не могут быть субъектами международного публичного права, где субъектами могут быть государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, квазигосударства, правительства в изгнании. Субъекты международного права и субъекты внутригосударственного права отличаются своей правосубъектностью.
    Эти правовые системы различаются также своими объектами и предметами регулирования. В корне отличается их механизмы реализации права. Источники международного публичного и внутригосударственного права также отличаются. В первом случае это договоры и обычаи, и определенное количество вспомогательных источников, согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН, во втором случае – конституция, законы и подзаконные акты, а в странах с прецедентной системой – прецеденты.
    Однако эти две различные и самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. Международно-правовые нормы формально не являются производными от норм внутригосударственных и не могут оказывать влияния на обязательную силу внутригосударственных норм, однако, международное право может отсылать к внутригосударственному праву, а это последнее - к международному праву.

    9
    Международно-правовая норма и норма внутригосударственного права имеют различный предмет регулирования. Международно- правовые нормы регулируют только отношения между субъектами международного права, а внутригосударственные нормы - субъектов внутреннего права государства. Государства не могут ссылаться на внутригосударственные нормы, чтобы освободить себя от выполнения международных обязательств.
    Вместе с тем, с одной стороны на формирование норм международного права в определенной степени влияют нормы внутригосударственного нрава, с другой стороны, имеет место обратное влияние международного права на образование и развитие тех или иных норм внутригосударственного нрава. Главным образом такое влияние проявляется в том, что государства издают акты внутреннего законодательства, необходимые для приведения в действие нормы международною права внутри страны, и в ряде случаев такая рецепция или трансформация дает толчок для развития той или иной отрасли внутреннего законодательства в новом направлении.
    Государство, в соответствии с императивной нормой международного права pacta sunt servanda, обязано выполнять все свои международные обязательства, независимо от того, где осуществляется их выполнение за пределами или в пределах государственной территории, за пределами или в пределах действия его внутреннего права, однако государство само вправе определять способы их выполнения. Определение способов выполнения международных обязательств относится к проявлению государственного суверенитета и входит во внутреннюю компетенцию государства.
    Исторически в ходе развития международного права сложилось две теории соотношения международного и внутригосударственного права: монистическая (в двух разновидностях) и дуалистическая.
    Сторонники монистической теории признавали единство этих двух правовых систем, рассматривая их как части единой системы права. При этом одни авторы исходили из примата (верховенства) международного права, другие — из примата внутригосударственного права. Авторы
    дуалистической теории рассматривают международное право и внутригосударственное право как две относительно самостоятельные правовые системы.
    Российская наука международного права исходит из того, что эти две правовые системы находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в их взаимном влиянии друг на друга, осуществляется как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Имеются три способа приведения в действие норм международного права в рамках внутригосударственного правопорядка: отсылка, рецепция и
    трансформация.
    Отсылкой называется учет во внутренних законодательных актах, определяющих поведение государственных органов, должностных лиц

    10
    или граждан, общих положений или отдельных норм международного права, например, положений о признании de jure или de facto, о национальном режиме или режиме наибольшего благоприятствования, о нейтралитете, норм, относящихся к дипломатическому иммунитету и др.
    В случае применения таких законодательных актов в национальных судах, возникает вопрос, об органе государства, призванном определять содержание соответствующих международно-правовых положений и норм: сам ли суд, рассматривающий данное дело, или дипломатическое ведомство.
    Рецепцией называется восприятие внутригосударственным правом нормы международного права без изменения ее содержания.
    Рецепция может иметь место как в общей форме, т. е. применительно ко всему международному праву, так и в специальной форме, т. е. применительно к отдельным международно-правовым нормам.
    Примером общей рецепции могут быть положения конституции о том, что международное право является частью права страны. Примером специальной рецепции является принятие закона о введении в действие данного международного акта. Тем самым международно-правовые нормы, содержащиеся в этом акте, становятся нормами внутреннего права государства, издавшего закон
    1
    . Другим видом рецепции является определение автоматического действия договоров па территории государства по их вступлении в силу в качестве международных актов, то есть после ратификации или, если это обусловлено, после подписания. Такие договоры называются «самоисполнимыми». Они особенно широко известны практике США. «Самоисполнимые» договоры имеют такую же силу на территории государства, как и действующие законы.
    Под трансформацией понимается преобразование нормы международного права в норму внутригосударственного права посредством принятия специального закона или иного нормативного акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Подобный закон или иной нормативный акт, создавая новую внутригосударственную правовую норму, конкретизирующую норму международного права, вносит в нее изменения, приспосабливая ее к внутреннему правопорядку, частью которого она и становится. Примером трансформации может служить
    Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза ССР or 23 мая 1966 г.
    Положение трансформировало нормы дипломатического, консульского,
    1
    Например, в Чехословакии таким путем был введен в действие мирный договор 1947 г. между союзными и дружественными державами и Венгрией, устанавливающий изменение чехословацких границ в области
    Братиславы. Он был одобрен законом № 171/1947. Чехословацкий закон № 222/1946 устанавливает, что международные соглашения, регулирующие международное почтовое сообщение, имеют па время своей международной силы действия и внутригосударственную силу действия («Бюллетень чехословацкого права», 1955, № 3, стр. 215 - -216).

    11
    отчасти обычного нрава во внутригосударственное право. При помощи трансформации наиболее часто происходит имплементация норм международного права внутреннее право страны.
    В процессе приведения в действие норм международного права могут возникнуть несогласованности, и даже прямые противоречия между содержанием норм международного права и нормами внутригосударственного права. Такие случаи называются коллизией.
    Главной причиной возникновения коллизий являются различный подход отдельных государств к порядку создания норм внутреннего права и их участию в создании норм международного права.
    В случае возникновения коллизии между нормой международного и нормой внутригосударственного права, возникает вопрос, какой из этих двух норм следует руководствоваться. Конституции, законы, административная и судебная практика различных государств этот вопрос решают по-разному.
    В
    Великобритании официально действует доктрина, провозглашенная Блекстоном, согласно которой международное право является частью права страны
    2
    . Однако, «частью права страны» признаются только те нормы международного права, которые пользуются признанием в Великобритании. К тому же, международно- правовые нормы, затрагивающие частные права, равно как требующие изменения общего права (common law) или статутного права, должны получить одобрение парламента в форме парламентского акта, т. е. стать британским статутным правом. Британское же статутное право обязательно для британских судов, даже если оно находится в противоречии с международным правом. Но при этом предполагается, что парламентский акт не имеет в виду стать над международным правом. Таким образом, не трудно предположить, что в итоге приоритет остается за нормой британского права
    3
    В США вопрос о соотношении международного и внутреннего права решается в соответствии с разделом 2 ст. 6 Конституции, согласно которому конституция, законы США и заключенные ими договоры являются «высшим правом страны». Па этом основании не только обычное, но и договорное международное право считается «частью права страны».
    В случае же коллизии между нормами международного права и нормами внутреннего законодательства приоритет получает более поздний акт по принципу: «lex posterior derogat legi priori».
    Коллизии между нормами международного права и нормами внутригосударственного права разрешаются в рамках внутреннего правопорядка отдельных государств, но если не будут разрешены, тогда разрешаются в международном плане.
    2
    Л. Оппенгейм. Международное право. Т. 1, полутом 1. ИЛ, 1948, стр. 58—59.
    3
    Курс международного права T.I, M., "Наука" 1967 г., стр.232.

    12
    4. Соотношение международного публичного и международного
    частного права
    Международное частное право тесно связано с международным публичным правом. Разница между международным публичным правом и международным частным правом, прежде всего в том, что международное публичное право - самостоятельная правовая система.
    Международное частное право, представляет собой составную часть внутренней правовой системы каждого государства. Целями норм международного публичного и международного частного права является создание правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях. Общим здесь представляется то, что в обоих случаях речь идет о международных отношениях.
    Однако содержание международных отношений, которые регулируются нормами международного частного права, в корне отличается от международных отношений, регулируемых нормами международного публичного права. Предметом регулирования международного публичного права являются политические взаимоотношения государств — вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитет государств, проблемы разоружения, которые носят межгосударственный характер. Что же касается международного частного права, то оно регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер. К ним относятся, прежде всего, имущественные отношения, а также связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права), содержащие иностранный элемент.
    Отличие предмета регулирования международного публичного и международного частного права тесно связано с отличием - по субъектам отношений. Круг субъектов международного публичного права ограничен государствами, межгосударственными организациями, народами и нациями, борющимися за свое освобождение, государственно-подобными образованиями. В международном же частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица - физические и юридические. Физические лица - это граждане, а юридические лица - это государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации.
    Отношения между государствами - сфера регулирования международного публичного права, в то время как отношения между юридическими лицами и гражданами государств - сфера международного частного нрава. Межгосударственные договоры о торговле и мореплавании, например, являются предметом регулирования международного публичного права, в то время как внешнеторговые сделки, заключаемые внешнеторговыми организациями

    13
    и иными промышленными предприятиями и фирмами, регулируются международным частным правом.
    Иногда бывают случаи, когда и государство становится субъектом отношений, регулируемых международным частным правом. Например, если государством выпускается заем или предоставляется концессия, либо, если государство является наследником имущества, которое осталось за границей. Но в подавляющем большинстве случаев в качестве субъекта международного частного права выступают граждане или юридические лица различных государств.
    Основным источником международного публичного права является международный договор. В международном частном праве международные договоры также имеют большое значение, однако, их положения не могут применяться к гражданам и юридическим лицам без имплементации во внутригосударственное право.
    Международное частное право имеет и другие отличия от международного публичного права, обусловленные, в конечном счете, неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т.д.).
    Тем не менее, существует тесная связь между нормами и институтами международного публичного права и международного частного права. Так, в качестве источника международного частного права применяются нормы международного договора, трансформированные затем в нормы внутреннего законодательства. Тем самым данные нормы с одной стороны регулируют международно- правовые обязательства государств, с другой стороны они являются нормами гражданского права потому, что они призваны регулировать отношения гражданско-правового характера.
    Таким образом, проявляется правовая связь между международным публичным и международным частным правом.
    Кроме того, в международном публичном и международном частном праве используется ряд общих начал. Это, прежде всего общеобязательные принципы международного права, такие как, суверенитет государства, невмешательства во внутренние дела, недопущения дискриминации (принцип недискриминации) и др.

    14
    5. Субъекты международного права; понятие, виды
    Понятие субъекта права по существу тождественно понятию субъекта правоотношения. Субъект правоотношения - необходимая составная часть, обязательный элемент правоотношения. Право - всегда кому-либо принадлежит, обязанность также всегда есть чья-либо обязанность. Именно поэтому правоотношение включает в свой состав субъектов права. Это отношение не между правом и обязанностью, оторванными от их носителей, а между двумя субъектами права.
    Субъектом международного отношения является лицо, участвующее или могущее участвовать в международных отношениях, в силу чего оно является субъектом международного права.
    Другими словами, субъекты международного права - это стороны, участвующие или способные участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права.
    Круг субъектов международного права определяется их способностью участвовать в международных отношениях, регулируемых международным правом.
    Важнейшей чертой, характеризующей субъект международного права, является его способность иметь международные права, реализовать их и нести обязанности, а также участвовать в правоотношениях. Такая способность, характеризующая субъект международного права, определяется термином правосубъектность.
    "Всякая правосубъектность включает в себя способность как обладать правами и обязанностями, так и их осуществлять".
    4
    Субъекты международного права делятся по видам. Каждый вид обладает характерными чертами, присущими только ему.
    Так, одни субъекты международного права обладают суверенитетом, например, государства, колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение. При этом колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, признаются субъектом международного права при условии, что они имеют, во-первых, национальную территорию, во-вторых, орган, возглавляющий освободительное движение и, в-третьих, освободительное движение поддерживается основной частью населения.
    Другие субъекты международного права не обладают суверенитетом, например, международные межгосударственные организации или квазигосударственные образования. Примером может служить ООН или Ватикан.
    Субъекты международного права могут характеризоваться по природе правосубъектности. С этой позиции субъекты международного права делятся на первичные, к ним относятся государства и колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, и
    4
    Курс международного права. "Наука", М., т.1, 1967 г. стр. 145.

    15
    вторичные, создаваемые первичными. К ним относятся международные организации и квазигосударственные образования.
    Еще одна черта, характеризующая субъект международного права
    -это объем его правосубъектности.
    По объему правосубъектности субъект международного права делятся на государства, обладающие полной правосубъектности и субъекты международного права, обладающие специальной правосубъектностью. К ним относятся: колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение, а также международные организации и квазигосударственные образования.
    Отличительной чертой субъектов международного права государств является их суверенность. Под суверенностью государства государственным суверенитетом - понимается присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
    Такое свойство суверенности присуще исключительно государствам. Оно определяет их главные характерные особенности как субъектов международного права.
    В силу своей суверенности государства ipso facto - лишь в результате одного факта своего существования - являются субъектами международного права. Международная правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений. Один лишь факт образования нового государства делает его субъектом международно-правовых отношений независимо от воли любых других субъектов международного права.
    Международная правосубъектность государства существует в полном объеме на продолжении всего периода существования государства. Она прекращается лишь с прекращением данного государства в связи, например, с его вхождением в состав нового государства или разъединением на два или несколько независимых государств.
    6. Признание государств: де-юре (dejure), де-факто (de facto), no
    конкретному делу (ad hoc)
    Признание - односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.
    Новое государство имеет право на международное признание.

    16
    Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.
    Объектами (дестинаторами) признания могут быть государства, правительства, правительства в изгнании, повстанцы (в качестве воюющей стороны) и др.
    Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.
    Признание правительств имеет место обычно в тех случаях, когда к власти неконституционным путем приходит новое правительство. При его признании другие государства учитывают, как правило, насколько эффективно фактически контролирует новое правительство территорию и власть в стране; какова степень поддержки нового правительства населением страны; готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства. Здесь, пожалуй, можно говорить о “политическом” характере признания, т.е. воздерживающееся от признания правительства государство не желает иметь нормальные отношения с существующим режимом. Однако непризнание этого режима не означает, что соответствующее государство не обладает признаками государственности.
    Критерием признания правительства в изгнанииявляется эффективность его действий, которые должны выражаться в поддержании тесной связи со своим народом, в руководстве борьбой с оккупантами, в осуществлении регулярного контроля над воинскими формированиями, которые могут действовать самостоятельно или в составе союзных армий. Так, Советский Союз признавал польское правительство в эмиграции (в Лондоне) во время Второй мировой войны, правительство Кувейта в эмиграции (в 1990 г.).
    Признание воюющей стороны. Воюющая сторона — это участник международно-правовых отношений, регулируемых правом вооруженных конфликтов и возникающих в связи с началом вооруженной борьбы. Различают воюющую сторону в международном вооруженном конфликте (государства и борющиеся за независимость народы и нации) и в вооруженном конфликте немеждународного характера (стороны в гражданской войне). Признание воюющей стороны в международном вооруженном конфликте возникает, например, в случае вооруженной борьбы против вторгшегося противника. Так, во время. Второй мировой войны в качестве воюющей стороны была признана Франция (“Сражающаяся Франция”).
    Признание воюющей стороны в гражданской войне дает ей

    17
    возможность пользоваться правами, признаваемыми в международном праве, например, вступать в договорные отношения с другими субъектами международного права. Государство, на территории которого происходит внутренний вооруженный конфликт, как правило, отказывается признавать повстанцев в качестве самостоятельного субъекта международного права. Международно-правовая практика признает повстанцев в качестве воюющей стороны, в случае, если они: а) имеют свою организацию; б) имеют во главе движения лиц, ответственных за их действия; в) установили свою власть на определенной территории и эффективно ею пользуются; г) соблюдают в своих действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов.
    Признание повстанцев воюющей стороной исключает применение к ним уголовных законов; будучи захваченными, они не могут быть судимы за участие в восстании, а должны содержаться как военнопленные. После того как повстанцы добиваются отделения части территории, возникает вопрос о признании нового государства, а после того как они собственными силами, без поддержки извне, свергают центральное правительство и устанавливают свой контроль над всей государственной территорией, речь идет уже о признании правительства.
    Признание может быть полным, окончательным и официальным.
    Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de facto.
    Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например, заявлении об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании, заключении договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам. Признание de jure имеет обратную силу, т.е. признающее государство обязуется (фактом признания) уважать законодательство признанного субъекта международного права, изданное им до его признания.
    Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами. Следует заметить, что международные суды при доказательстве наличия эффективного правительства придают одинаковую силу признаниям de

    18
    facto и de jure. Указанное различие имеет место исключительно в политическом контексте признания правительств.
    Признание ad hoc - это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.
    Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д.
    Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность.
    5
    Однако эта теория полностью опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно подтверждающей, что любое государство независимо от признания или непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права.
    Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.
    Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартене. - Признанием его лишь констатируется его рождение"
    6
    . Л.А. Моджорян отмечает, что признание "не создает нового субъекта международного права".
    Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа,
    "будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет"
    7
    Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер.
    Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.
    5
    Оппенгейм Л. Международное право, т. 1, п/т. 1. М., Иностранная литература, 1948, стр. 136 6
    Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. l .cтp. 184.
    7
    Моджорян Л.А. Основные права и обязанности государств. М., 1965. стр. 82.

    19
    7. Система международного права
    Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно- правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права
    (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.), отраслей международного права.
    Основным элементом системы международного права является правовая норма, т.е. юридически обязательное правило поведения.
    Правовой характер норм международного права — исходная системообразующая связь, лежащая в основе нормативной базы, образующей международное право.
    Главенствующее место в международном праве занимают институты международного права, которые составляют нормативно- правовую основу этой системы, пронизывают все ее элементы, обеспечивая ее устойчивость.
    Отрасль международного права — это совокупность норм, институтов, регулирующих однородные отношения в определенной сфере межгосударственных связей: дипломатическое и консульское право, международное морское право, международное космическое право, право вооруженных конфликтов и др. В самостоятельные отрасли выделяются группы норм и принципов, относящиеся к регулированию вопросов населения, заключению международных договоров, охране окружающей среды и т.д. Каждая отрасль международного права, представляя собой самостоятельную систему норм и принципов в конкретной сфере международных отношений, является подсистемой единой системы международного права.
    Поскольку сфера действия международного права постоянно расширяется, прежде всего, по объекту регулируемых им вопросов, то развивается и система международного права, формируются новые отрасли (например, международное космическое право, международное право окружающей среды).
    Рекомендуемая литература
    1. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, 14 декабря 1960.
    2. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права.
    М..1990.
    3. Дмитриева Г. К. Мораль и международное право. М., 1991.
    4. Захарова Н.В. Правопреемство государств. М., 1973.

    20 5. Лукашук И.И. Функционирование международного права. М.,
    1992.
    6. Мюллерсон
    Р.А.
    Соотношение международного и национального права. М., 1982.
    7. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.
    8. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.
    9. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. -М., 1975 10. Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта