Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА

  • Метод правового регулирования трудовых правоотношений

  • Трудовое право выполняет следующие функции

  • Глава 2. ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

  • Принципы трудового права — это основные руководящие начала, характеризующие черты и сущность трудового права.

  • Трудовое право_Лищук В.В_Уч пос_2004 -172с. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеМосковский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права
    АнкорТрудовое право_Лищук В.В_Уч пос_2004 -172с.doc
    Дата07.05.2017
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТрудовое право_Лищук В.В_Уч пос_2004 -172с.doc
    ТипДокументы
    #2899
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права

    Лищук В.В.

    Трудовое право

    Москва 2004

    Лищук В.В. Трудовое право / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2004 г. — 172 с.

    © Лищук В.В., 2004

    © Московский международный институт эконометрики, информатики,

    финансов и права, 2004

    2

    Оглавление

    1. Понятие, предмет, метод и функции трудового права 4

    2. Принципы и источники трудового права 8

    3. Понятие и классификация субъектов трудового 13

    4. Понятие, стороны и формы социального 30

    5. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 35

    6. Понятие, признаки и виды трудового договора.

    Переводы, перемещения и прекращение трудового договора 44

    1. Понятие и виды рабочего времени. Учет рабочего времени 74

    2. Понятие и виды времени отдыха 80

    3. Формы оплаты труда и системы заработной платы 85

    4. Гарантии и компенсации 91

    5. Понятие, содержание и значение охраны труда 103

    6. Материальная ответственность сторон трудового договора 135

    7. Дисциплина труда. Дисциплинарная

    ответственность работников 151

    Словарь 156

    3

    Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА

    1. Предмет трудового права.

    2. Метод трудового права.

    3. Сфера действия трудового права.

    4. Соотношение трудового права с другими отраслями права.

    5. Функции трудового права.

    Трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с применением труда граждан по трудовому договору, устанавливает права, обязанности и ответственность участников данных отношений. Таким образом, трудовое право — это отрасль права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. К отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, относятся отношения:

    • по организации труда и управлению трудом,

    • по трудоустройству у данного работодателя,

    • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя,

    • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений,

    • по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях,

    • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда,

    • по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (а также законодательства об охране труда),

    • по разрешению трудовых споров.

    Трудовое право является частью системы российского права и, как любой элемент системы, оно взаимосвязано с другими отраслями права. Так, например, трудовое право неразрывно связано с конституционным правом, являющимся базой действующего законодательства. Конституционное право устанавливает основы правового регулирования трудовых отношений, закрепляя право на свободу труда, право на отдых, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и забастовку, право на объединение в профсоюзы.

    Кодекс об административных правонарушениях регулирует порядок государственного управления охраной труда, занятостью населения, а также ответственность за нарушение законодательства об охране труда, уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, невыполнение или нарушение коллективного договора.

    4

    Общими вопросами трудового и гражданского права являются отношения по социальному страхованию граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением трудовых обязанностей, а также по компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением и переводом.

    Наиболее часто трудовое право пересекается с правом социального обеспечения, так как работа по трудовому договору дает право на получение трудовых пенсий, пособий по социальному страхованию. Государственная помощь безработным является формой социальной защиты граждан. Существует и обратная связь: прекращение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника влечет за собой понижение размера пособия по временной нетрудоспособности. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет меры социальной защиты при применении труда инвалидов, женщин, несовершеннолетних.

    Трудовое право предусматривает ответственность, а уголовное право ее детализирует, в случае нарушения работодателем правил охраны труда, необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет.

    Метод правового регулирования трудовых правоотношений

    имеет свои особенности, к которым следует отнести:

    1. сочетание централизованного и локального регулирования;

    2. сочетание договорного, императивного и рекомендательного регулирования;

    3. участие в регулировании отношений в сфере труда профсоюзных органов и представительных органов работников;

    4. равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового законодательства;

    5. единство и дифференциация правового регулирования труда;

    6) особый способ защиты трудовых прав, сочетающий действие
    Комиссии по трудовым спорам (органа трудового коллектива) с
    судебной защитой и возможностью обращения в органы Федеральной
    инспекции труда.

    Сочетание централизованного и локального регулирования трудовых правоотношений учитывает общие условия труда и условия, соответствующие региональным и отраслевым особенностям труда. В централизованном порядке устанавливается минимальный уровень трудовых прав работников (продолжительность рабочего времени, правила трудовой дисциплины и охраны труда и т.п.). Локальным регулированием устанавливается режим работы на конкретном предприятии, графики отпусков, условия коллективных договоров. В

    5

    локальном установлении правовых норм принимают активное участие профсоюзные органы и иные представительные органы работников. Сочетание договорного, рекомендательного и императивного регулирования позволяет эффективного воздействовать на процесс формирования трудовых отношений.

    Единство правового регулирования труда отражается в общих нормах трудового законодательства, распространяющихся на работников всех организаций, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности. Дифференциация (различие) правового регулирования труда выражается в действии специальных норм, применяемых только к определенным работникам. Критериями дифференциации являются:

    • вредность и тяжесть условий труда;

    • климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к нему мест;

    • субъективные основания — физиологические особенности женского организма, особенности организма и психики подростков, ограниченная трудоспособность инвалидов, социальная роль одиноких родителей;

    • специфика труда временных и сезонных работников;

    • особенности труда в некоторых отраслях промышленности;

    • ответственный характер труда госслужащих, судей, прокуроров, работников транспорта.

    Эти основания дифференциации создают специальные нормы — нормы-льготы, нормы-ограничения (изъятия) и нормы-приспособления. Трудовое право выполняет следующие функции:

    1. регулятивную;

    2. охранительную;

    3. защитную;

    4. производственную;

    5. социальную;

    6. воспитательную.

    Трудовое право защищает в первую очередь интересы работника, так как он является наиболее слабой стороной трудовых отношений. Следовательно, основной функцией трудового права является именно защитная функция. Она проявляется посредством реализации норм права, устанавливающих гарантии при приеме на работу, прекращении трудового договора, так как российское трудовое право допускает увольнение только по основаниям, предусмотренным законом. Защитная функция проявляется и при реализации норм права, закрепляющих правовой статус профсоюзной организации. В целом защитная функция присуща большинству институтов трудового права.

    Помимо защитной, трудовое право выполняет и производственную функцию. Это предоставляет возможность работодателю управлять трудом в организации, способствует

    6

    повышению производительности труда, росту заработной платы. Действие производственной функции выражено в нормах права, регулирующих трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплату труда, материальную ответственность работника, дисциплину труда.

    Трудовому праву свойственна и социальная функция, которая отражается в нормах, регулирующих социально-партнерские отношения и отношения по обеспечению занятости и трудоустройства.

    Трудовое право выполняет и воспитательную функцию, так как привлечение работников к материальной и дисциплинарной ответственности оказывает психологическое воздействие на поведение всех работников организации, способствует стабилизации работы организации.

    Кроме защитной, производственной, социальной, воспитательной функции трудовое право выполняет и общие для всего российского права функции, такие как охранительная и регулятивная.

    7

    Глава 2. ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

    1. Понятие принципа права. Их классификация.

    2. Принципы трудового права.

    3. Общая характеристика основных источников трудового права.

    4. Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации в сфере трудовых отношений.

    5. Роль судебной практики в формировании понятийного аппарата трудового права.

    Принципы трудового права — это основные руководящие начала, характеризующие черты и сущность трудового права.

    По сфере действия принципы делятся на:

    1. общеправовые — свойственные всем отраслям права (принципы законности, равноправия, судебной защиты прав граждан)

    2. отраслевые — отражающие специфику отрасли права,

    3. внутриотраслевые — свойственные отдельным институтам.

    Отраслевые принципы закреплены в ст. 2 Трудового кодекса. Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

    • принцип обеспечения свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

    • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

    • обеспечение стабильности трудовых отношений и защиты от безработицы, содействие в трудоустройстве;

    • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

    • равенство прав и возможностей работников;

    • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

    • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

    8

    • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

    • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

    • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

    К внутриотраслевым принципам относится:

    • принцип обеспечения права на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства;

    • обеспечение права на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

    • обеспечение права на охрану труда;

    • обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

    • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

    • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

    • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

    Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно:

    • Трудовым Кодексом;

    • иными федеральными законами;

    • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, — указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

    9

    • нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации — конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

    • актами органов местного самоуправления;

    • локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

    Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, должны соответствовать Трудовому кодексу и нормативным актам высшей юридической силы.

    В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой Кодекс. В случае, если иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, противоречат соответствующим иным нормативным правовым актам высшей юридической силы, применяется нормативный правовой акт высшей юридической силы.

    Статья 6 Трудового кодекса регулирует разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

    • основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; — основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    • обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

    • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

    10

    • основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

    • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

    • принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

    • порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    • систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

    • порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    • виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

    • систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

    • особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

    11

    В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс или иной федеральный закон.

    В российской юридической науке бытует мнение, что постановления Пленумов Верховного суда источником права не являются. Указанные обобщающие акты судебной практики дают судам судебное толкование, как единообразно применять конкретные нормы трудового законодательства. Поэтому акты официального толкования называют «интерпретационными», подчеркивая тем самым их назначение — растолковывать, объяснять смысл нормы. Высшим судебным органам приходится давать определения понятиям, содержащимся в той или иной норме трудового права в тех случаях, когда в самом нормативном акте отсутствуют соответствующие дефиниции. Таким примером восполнения пробелом в понятийном аппарате трудового права может служить постановление Пленума Верховного суда № 16 от 22.12.92 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров».

    Важное значение для развития понятийного аппарата имеют решения судов первой инстанции, а также определения судов кассационной и надзорной инстанций по конкретным делам, которые публикуются в обзорах судебной практики. Однако в отличие от руководящих постановлений пленума Верховного суда, имеющих для судов обязательный характер, правоположения, выработанные в ходе разрешения трудовых споров имеют характер рекомендательного судебного толкования.

    12

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    написать администратору сайта