Главная страница
Навигация по странице:

  • Данное издание подготовлено и выпущено в рамках Мегапроекта

  • ISBN 5-94356-010-6

  • «Социокультурные основы экономического поведения подростков»

  • «Неформальная экономика – трудовое пространст- во школьников»

  • «Неформальная занятость в сибирской де- ревне»

  • Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1. Социальное качество молодых россиян – ровесников перестройки

  • Неформальный сектор экономическое поведение детей и взрослых. - Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор экономическое поведение детей и взрослых. Неформальный сектор экономическое поведение детей и взрослых


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеНеформальный сектор экономическое поведение детей и взрослых
    АнкорНеформальный сектор экономическое поведение детей и взрослых. - Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И.pdf
    Дата09.08.2018
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНеформальный сектор экономическое поведение детей и взрослых. - .pdf
    ТипМонография
    #21305
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КАФЕДРА ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
    Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова,
    О. П. Фадеева, И. И. Харченко
    НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР:
    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
    Новосибирск
    2001

    2
    УДК 331.024.2
    ББК 65.9(2)0-872 + 60.532.52
    Н 581
    Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова, О. П. Фадеева, И. И. Харченко.
    Неформальный сектор: экономическое поведение детей и
    взрослых / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 183 с.
    Предлагаемая монография подготовлена на материалах исследований экономического поведения учащейся молодежи в городе и селе, формаль- ного и неформального сектора сельского рынка труда. В монографии представлены результаты анализа экономической культуры городской и сельской молодежи, дана характеристика основных видов неформальной занятости подростков. Заключительная часть работы посвящена исследо- ванию механизмов взаимодействия формального сектора сельской эконо- мики и неформального, анализу основных сегментов неформального сель- ского рынка труда.
    Монография ориентирована на научных работников, студентов и пре- подавателей вузов экономических и социологических специальностей.
    Данное издание подготовлено и выпущено в рамках Мегапроекта
    «Развитие образования в России» (программа поддержки кафедр)
    Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).
    Научный редактор
    О. П. Фадеева
    Рецензент преподаватель Высшей школы социально-экономических наук д-р экон. наук В. В. Радаев
    ISBN 5-94356-010-6
    © Новосибирский государственный университет, 2001

    3
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение ........................................................................................................... 4
    Глава 1. Социокультурные основы экономического поведения подростков ........................................................................................................ 7 1.1. Социальное качество молодых россиян – ровесников перестройки ................................................................................................ 7 1.2. Формирование экономической культуры юного поколения ......... 17 1.3. Отношение молодых людей к экономическим процессам
    России 90-х годов ..................................................................................... 32 1.4. Отношение к богатству и бедности как элемент экономической культуры......................................................................... 42 1.5. Представления молодежи о жизненном успехе и профессиональной карьере................................................................... 59
    Глава 2. Неформальная экономика – трудовое пространство школьников..................................................................................................... 83 2.1. Экономическая активность городских и сельских школьников ... 83 2.2. Подросток в бизнесе: социализация или девиация?..................... 101
    Глава 3. Неформальная занятость в сибирском селе ................................ 127 3.1. Специфика и структура сельского рынка труда ........................... 128 3.2. Основные модели взаимодействия формального и неформального секторов .................................................................... 134 3.3. «Левые» приработки и хищения на сельхозпредприятии............ 141 3.4. Особенности формирования спроса и предложения на сельском рынке труда ....................................................................... 146 3.5. Заключительные замечания............................................................ 166
    Заключение ................................................................................................... 168
    Приложения.................................................................................................. 170
    Приложение 1. Темы для курсовых, дипломных, аттестационных, диссертационных работ с использованием эмпирического материала «Анкеты выпускника-99».................................................... 170
    Приложение 2. Анкета выпускника...................................................... 171

    4
    ВВЕДЕНИЕ
    Неформальный сектор, порождающий неформальную занятость и спе- цифические стереотипы экономического поведения в современном рос- сийском обществе, остается малоизученным объектом. Представления со- циологов и экономистов о неформальном секторе и неформальной занято- сти весьма расплывчаты, они опираются на разные исследовательские подходы и методики. Зарубежные исследования неформальной занятости имеют уже почти 30-летнюю историю и ведут отсчет со статьи К. Харта
    «Неформальные доходы и городская занятость в Гане»
    1
    . В России интерес к данной проблематике нарастает, однако до сих пор опубликовано крайне мало работ, посвященных собственно описанию повседневных практик неформальной занятости. Дефицит знаний ощущается, прежде всего, в сфере исследования отношений занятости подростков и сельских жителей.
    Авторы придерживаются общего представления о структуре нефор- мальной занятости, соответствующей типологии, предложенной
    В. В. Радаевым
    2
    Основные сегменты неформальной экономики выделены и упорядоче- ны по степени легальности:
    • «Домашнее и подсобное хозяйство» как легальный, но слабо реги- стрируемый сектор экономики. Сюда включаются все виды экономиче- ской деятельности, не требующие лицензирования и не являющиеся объ- ектами наблюдения статистических и налоговых органов: личное подсоб- ное хозяйство (ЛПХ), внутрисемейный найм, межсемейные обмены, тор- говля и оказание услуг в разовых, небольших объемах;
    • Дополнительные «полулегальные» или даже «криминальные» ис- точники доходов, связанные с использованием ресурсов, возможностей и привилегий работника в «формальной» экономике: извлечение доходов с помощью использования оборудования и материалов по основному месту работы, хищения, получение взяток и другие формы использования не- формального доступа к ресурсам.
    • «Теневая» занятость населения в краткосрочном или долгосрочном периоде: трудовая деятельность без официального найма на работу, со- крытие объемов хозяйственных операций и полученных доходов. К числу
    «теневой» можно отнести деятельность наемных работников, юридически не оформивших со своим работодателем трудовых отношений. К этому же
    1
    Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос,
    1999. С. 532 – 536.
    2
    Радаев В. В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в рос- сийском бизнесе. Там же. С. 37 – 38.

    5
    типу можно отнести занятость тех работников, которым по официальным документам начисляется небольшая зарплата, а по устной договоренности им выплачивается сумма, превышающая официальную в несколько раз
    (в целях уменьшения отчислений на рабочую силу, взимаемых с работода- теля);
    • Самозанятость без регистрации (без оформления лицензии, разре- шения), к которой можно отнести оказание частных услуг населению или организациям (частный извоз, строительные работы, тракторная вспашка земли и т. п.);
    • Прочие виды неформальной занятости, связанные с извлечением дохода: попрошайничество, мошенничество, посредничество при теневых сделках, получение дохода от личного имущества без регистрации (напри- мер, сдача в аренду жилья) и т. п.
    Первая глава «Социокультурные основы экономического поведения
    подростков» открывается социальным портретом и описанием социаль- ных качеств современной молодежи и проблем ее социализации. Далее вниманию читателя предлагается историческое обобщение взглядов на развитие предпринимательства, на феномен богатства и бедности в Рос- сии. Рассматриваются представления современной молодежи о причинах бедности и социального расслоения общества, о богатстве как личном и общественном благе. В контексте теоретического определения понятия
    «экономическая культура» анализируются особенности формирующейся экономической культуры юного поколения россиян, определяющей их отношение к экономическим процессам и новым явлениям в постсовет- ской России. Изучаются представления юношей и девушек о жизненном успехе и способах его достижения, их мнения о месте образования и про- фессионального труда в системе жизненных ценностей.
    Во второй главе «Неформальная экономика – трудовое пространст-
    во школьников» анализируются эмпирические данные о трудовом опыте и бизнес-деятельности учащейся молодежи. Содержание главы построено на богатейшем фактическом материале. Эмпирическую базу составили материалы двух социологических опросов выпускников средних школ:
    1) весной 1999 г. получено 1600 анкет старшеклассников Томска, Барнау- ла, Новосибирска и его городов-спутников Бердска, Краснообска и Ака- демгородка, 2) весной 2000 г. – получено 2220 анкет выпускников школ
    Новосибирска, городов, поселков и сел области. Кроме того, использова- лись собранные в ходе обследований материалы 80 структурированных интервью с сельскими школьниками и 76 – с городскими. Качественно новая информация была получена с помощью метода включения в иссле-

    6
    дование в виде 400 минисочинений подростков о новых явлениях в их жизни, связанных с рыночной экономикой, сущностью бизнеса, причинах бедности и богатства.
    Эмпирические данные позволили рассмотреть вопросы о конфликтном характере и позитивных результатах экономической активности подрост- ков, об источниках денежных средств подростков. Поставлена острая со- циальная проблема: что такое подростковый бизнес – социализация или девиация?
    Особенности экономического поведения городских и сельских школь- ников представлены в структуре подростковой занятости и различных способах получения денег, на материалах интервью сельских подростков анализируются различия в формальной и неформальной занятости.
    Изложение третьей главы «Неформальная занятость в сибирской де-
    ревне» начинается с анализа специфики и структуры сельского рынка тру- да. Далее на примере обследованных сел описываются место и роль не- формального сектора, специфика его взаимодействия с формальным сек- тором (в рамках «симбиозных» моделей). Для разных групп сельских жи- телей рассматриваются особенности неформальных способов извлечения дохода, различные виды оплаты «неформального» труда для разных кате- горий работников; комбинации возможностей и ресурсов крупного и мел- кого (семейного) производства, взаимосвязанность систем формирования доходов занятых в формальном и неформальном секторе. Исследуется практика самозанятости семей, использования наемного труда и помощи
    (от родственников, друзей и соседей) в личных подсобных и домашних хозяйствах, способы «нелегального» привлечения ресурсов сельхозпред- приятия его работниками. Приводится описание сельского рынка нефор- мальных услуг и личного подсобного хозяйства как главных сегментов неформального сельского рынка труда. В заключение рассматриваются новые феномены в аграрной экономике, возникшие вследствие разорения и ликвидации ряда сельхозпредприятий. Описываются ожидаемые тенден- ции развития неформального сектора и его влияния на состояние сельско- го рынка труда.
    Усилия авторов в работе над текстом книги распределились следую- щим образом: глава 1 – Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова, И. И. Харченко; глава
    2 – О. П. Фадеева, И. И. Харченко, Л. Г. Борисова, глава 3

    О. П. Фадеева.

    7
    Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ
    ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
    1.1. Социальное качество молодых россиян –
    ровесников перестройки
    Российское общество претерпело в течение 90-х гг. быструю и глубо- кую трансформацию, что отразилось на всех сферах жизни людей, их соз- нании и поведении. Молодежь в меньшей мере, чем старшие поколения, обременена опытом прежней жизни и связана нитями социальных отно- шений (семейных, производственных, и других). Во многие изменения она просто вынуждена включаться, чтобы обрести самостоятельный статус в основных сферах общественной жизни. От того, каковы общественные условия и социальные механизмы этого процесса, во многом зависит на- правленность социальных трансформаций.
    Общественное развитие невозможно без инновационной роли молоде- жи. Для этого молодежь должна осуществлять наряду с традиционными образцами деятельности и поведения также инновационные – готовность включаться в новые общественные структуры и отношения, связанные с прогрессивными изменениями в обществе. Для полноценного участия в общественной жизни молодые люди должны иметь возможности реаль- ного выбора жизненных стратегий в экономической, политической и социально-культурной сфере. Конкретно возможность выбора должна реа- лизовываться в экономической и образовательной деятельности, досуго- вом и потребительском поведении, репродуктивном и миграционном по- ведении, в поведении, связанном с сохранением здоровья, и других аспек- тах.
    Между тем реформы уже сейчас создали ситуацию, когда во многие сферы общественной жизни молодой человек может включиться лишь уплатив деньги. Деньги теперь во многом определяют стартовые возмож- ности, так как платить приходится за то, что раньше давалось бесплатно или почти бесплатно: образование, лечение, жилье, доступ к культурным и рекреационным благам и т. п. Уже в одном этом скрыто противоречие ме- жду новыми возможностями, которые дали реформы, и неравном в соци- альном отношении доступом к экономическим и социальным благам. Та- кое противоречие не могло не отразиться на сознании и поведении моло- дежи.
    За последнее десятилетие успело подрасти целое поколение молодых людей, которое социализировалось уже в новых условиях и само испытало многие плюсы и минусы рыночной экономики. Значительная часть совре- менной российской молодежи показала, что ей не чужды главные идеи

    8
    рыночных преобразований: предприимчивость, экономическая инициати- ва, возможность зарабатывать сколько требуется, а не сколько позволено.
    Социологические опросы, проводимые в России, показывают, что желание иметь собственное дело, свой бизнес весьма распространено как среди ра- ботающей, так и среди учащейся молодежи (несмотря на серьезные труд- ности в организации и ведении собственного дела). Еще более высока ори- ентация на работу в частном секторе экономики, в котором реально занята почти половина работающей молодежи, тогда как среди всего работающе- го населения аналогичная доля составляет около трети. Молодые люди принимают рыночную экономику (несмотря на ее не самое лучшее вопло- щение в российском варианте) как наиболее предпочтительное простран- ство для своей будущей экономической деятельности. Одновременно с позитивным в целом отношением к рыночной экономике многие молодые люди хорошо осознают ее минусы и социальные последствия.
    Более того, активно включаясь во все новое, молодежь чаще подверга- ется риску. Не для всех личный опыт адаптации к изменяющимся услови- ям жизни оказался успешен. Отказ от моральных ценностей, разочарова- ния, фрустрации, маргинальное поведение в молодежной среде стали ре- альностью сегодняшнего дня
    3
    Молодежь часто ругают и осуждают, приписывая чуть ли не всему поколению такие качества, как иждивенчество, неуважение к старшим, увлечение наркотиками, отсутствие всяких духовных ценностей и мо- ральных принципов и другие негативные свойства, не задумываясь над тем, что тех, кто заслуживает плохого отношения, не так уж много, а большинство молодых людей достойны признания и уважения, причем многие из них нуждаются в поддержке и помощи.
    Материалы опросов ВЦИОМ показывают, что молодые россияне в среднем эффективнее других возрастных групп сумели реализовать для себя новые, открывшиеся в последние годы возможности экономического роста, социального продвижения, потребительского разнообразия, свобо- ды культурного самовыражения. В среднем они зарабатывают сегодня больше, чем другие, лучше отдыхают, увереннее смотрят в будущее.
    Представления о хорошей счастливой жизни молодежь, как и старшее по- коление, в первую очередь связывает со здоровьем, семьей, достатком, во вторую – с законностью и стабильностью. Ее отличает от старшего поко- ления набор ценностей третьего уровня: успех, профессионализм, процве- тание, частная жизнь, собственность, прогресс. Возможность зарабатывать
    3
    Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России.
    Учеб. пособие. СПб: СПбГУП, 2000.

    9
    и выезжать за рубеж стали для многих определять подход к собственной жизни, стали критерием оценки происходящих перемен
    4
    Как показывают исследования, проведенные под руководством
    В. И. Чупрова (1999 г., российская выборка)
    5
    , в конце 90-х гг. наметились позитивные изменения в системе ценностей молодежи. Повысилась цен- ность труда как способа самоутверждения молодых людей, более значимы стали мастерство, профессионализм, трудолюбие, несколько ослабло ин- струментальное отношение к труду. Сегодня труд занимает ведущее место в жизненных ориентациях и планах большинства молодых людей.
    Другое социологическое исследование под руководством
    В. Т. Лисовского (1999 г., российская выборка)
    6
    выявило отсутствие тра- диционного конфликта между отцами и детьми в современном российском обществе. Есть даже некая консолидация поколений перед нарастающей угрозой трудностей и лишений. Многие молодые люди гордятся своими отцами. Политического противостояния между поколениями не наблюда- ется, но уже заметен социокультурный разрыв. Основные причины воз- никновения конфликтов приносят бытовые трудности (55,6 %), психоло- гическое непонимание (45,5 %), дефицит денег (12,5 %). Политические разногласия с родителями отмечают только 4,6 % респондентов.
    Ряд социологических исследований свидетельствует, что для совре- менного состояния сознания молодежи характерно противоречие между пробивающими себе дорогу либеральными ценностями и традиционными ценностями, укоренившимися в историческом сознании молодых людей.
    Социологи предполагают, что такое противоречивое единство двух куль- турных пластов сохранится и дальше как особая российская модель на- ционального самосознания. Несмотря на эти особенности мы наблюдаем, что достижительная мотивация, характерная для обществ с рыночной эко- номикой, все более укрепляется в сознании и поведении молодого поколе- ния, выступая как значимая тенденция последнего десятилетия.
    4
    З. В. Куприянова. Молодежь. Ее работа. Ее жизнь // Экономические и соци- альные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 1. Здравомы- слов А. Г. Молодежь России: что она ценит и что она умеет? // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1998. № 4. Дубин Б. В.
    Молодежь и идеология сегодня // Куда идет Россия? Общее и особенное в совре- менном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 1997.
    5
    Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: про- блемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.
    6
    Карпухин О. И. «Отцы и дети»: конфликт или консолидация?; Лебедева Л. Г.,
    Дубин Г. А. «Отцы и дети»: конфликт и сотрудничество, разрыв и преемственность
    // Социология и общество: Тез. Первого Всерос. социол. конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб.: Скифия, 2000.

    10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    написать администратору сайта