Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Строительство
Физкультура
Технология
Связь
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Культура
География
Экология
ИЗО, МХК
Директору, завучу
Казахский язык и лит
Школьному психологу
Языки народов РФ
Обществознание
Социальному педагогу
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Нгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеНгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341
АнкорМ†™•в.pdf
Дата12.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМ†™•в.pdf
ТипРеферат
#18365
страница3 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
ЮГО‐ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1. История становления и развития АСЕАН
АСЕАН – организация государств Юго-Восточной Азии. Как отметил специализирующийся на Филиппинах ученый ИВ. Подберезский, термин «Юго-Восточная Азия относительно молод. Впервые он появился в конце х гг. в трудах американского путешественника
Говарда Малкома. В е гг. термин вновь появился в немецкой литературе, и только в конце Второй мировой войны
42
стал употребляться официально. Австралийский ученый Франк Фрост связал появление этого термина с созданием команды Британских вооруженных сил в Юго-Восточной Азии в конце Второй мировой войны 42
См Рашковский Е.Б. Мировые цивилизации в глобализирующемся мире. Юго-
Восточная Азия – Цивилизационный узел // Мировая экономика и международные отношения С. 47.
43
См Frost F. Introduction: ASEAN since 1967 – Origins, Evolution and Recent Develop- ments // ASEAN into the 1990s / A. Broinowski (ed.). – Macmillan, 1990. – P. 1-31.

44 В научной литературе уже предпринимались попытки представить АСЕАН в исторической ретроспективе. Авторы этих работ опирались на разные критерии социально-экономического развития, регионального интеграционного процесса в условиях глобализации и региональной экономической интеграции. В настоящем диссертационном исследовании будет представлен авторский вариант периодизации истории становления и развития
АСЕАН на основе международно-правовых критериев, определяющих институционально-правовую основу деятельности АСЕАН. Как справедливо отметил проф. ГС. Стародубцев, периодизация условна в том, что любая дата не является китайской стеной, напрочь отделяющей один исторический этап от другого. В недрах одного исторического этапа зарождаются характеристики последующего этапа, а тот еще долго несет в себе некоторые черты ушедшего периода. Поэтому представленная в настоящей диссертации периодизация истории становления и развития АСЕАН достаточно условна. Несмотря на разные основания, положенные в основу периодизации, существует полное единодушие в отношении временных рамок первого этапа с 1967 по 1976 гг., тес момента учреждения АСЕАН принятием Бангкокской декларации до Балийского договора. В это время не существовало четкой правовой и институциональной основы деятельности АСЕАН. Второй этап (с 1976 по 1992 гг.) характеризуется укреплением правовой основы деятельности АСЕАН путем принятия первого юридически обязывающего документа – Балийского договора. В организационном плане было принято решение о создании постоянного Секретариата АСЕАН для целей координации деятельности национальных секретариатов стран АСЕАН. Началом третьего этапа, по мнению диссертанта, явился саммит
АСЕАН в Сингапуре 1992 г, на котором был принят ряд важных реше-
44
См, например Чан Х. Социально-экономические проблемы Ассоциации стран Юго-
Восточной Азии (1967-2000). Афтореф. дис. … д-ра ист. наук. М, 2003; Ле Х. Т. Эволюция экономической интеграции в Юго-Восточной Азии и перспективы ее развития. Аф- тореф. дис. канд. экон. наук. М, 2000; Liên kết ASEAN trong bối cảnh toàn cầu hóa / Trần
Khánh (Chủ biên) – Hà Nội: Nhà xuất bản khoa học xã hội, 2002.
45
Международное право Учебник / под ред. А.Я. Капустина. – М Гардарики, 2008. – С. 47.

45
ний по развитию институционального механизма Ассоциации. С этого момента саммиты АСЕАН стали проводиться регулярно (до этого залет было проведено лишь 3 саммита. В этот период страны АСЕАН проводили линию тесного сотрудничества и экономической интеграции путем создания зоны свободной торговли. Также предпринимались конкретные шаги в правовом и организационном плане по созданию Сообщества АСЕАН, которое, как предполагалось, должно будет опираться натри опоры Сообщество безопасности, Экономическое сообщество и Сообщество по социально-культурным вопросам. Переломный момент в истории становления и развития АСЕАН произошел в 2008 г, когда вступил в силу Устав Ассоциации. Устав официально превратил АСЕАН в международную межправительственную организацию. Иными словами, АСЕАН превращается в полноценного субъекта международного права, который обладает юридической самостоятельностью действовать в международных отношениях.
1.1.1. Первый этап (1967‐1976 гг.). До образования АСЕАН в регионе функционировали другие организации, такие, например, как СЕАТО
46
, Ассоциация Юго-Восточной Азии АСА и организация МАФИЛИНДО
48
. Эти объединения, как пишет вьетнамский юрист-международник Х.Ф. Нго, существовали лишь непродолжительное время из-за их неэффективности и постоянных конфликтов между их участниками
49
АСЕАН была учреждена 8 августа 1967 г. путем принятия Бангкокской декларации. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайланд, Филиппины. Как считают некоторые специалисты, созда-
46
См Khoman T. ASEAN Conception an Evolution (foreword) // The ASEAN Reader /
K.S. Sandhu et al.(eds). – Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 1992. – P. xvii-xxii;
Theodore R.U. SEATO: a history and analysis. – Stanford University, 1962.
47
Подробнее см Pollard V. K. ASA and ASEAN, 1961-1967: Southeast Asian Regionalism //
Asian survey. – 1970. – № 3. – P. 244-255.
48
Подбронее см 5 năm Việt Nam tham gia ASEAN: những thành tựu, thách thức và triển vọng. –
Vụ ASEAN (Bộ ngoạigiao Việt Nam), 2001.
– Tr. 6; Ravenholt A. MAPHILINDO: dream or achievable reality? // AUFS Reports: Southeast Asia series, 1964. – Vol. 12. – № 1. – P. 1-14.
49
См Ngô H. P. Luật quốc tế: Sách chuyên khảo – Nhà xuất bản chính trị quốc gia. Hà Nội,
2010. – Tr. 228.

46 ние АСЕАН было связано с опасениями недавно освободившихся государств вновь оказаться в иностранной зависимости. Они видели возможность преодоления этой опасности только в объединении усилий всех государств региона. А. Малик, министр иностранных дел Индонезии в период создания АСЕАН, описал видение Индонезией Юго-Восточной Азии следующим образом регион, который может стоять на своих собственных ногах, и достаточно силен, чтобы защитить себя от любого негативного воздействия извне»
52
В Декларации АСЕАН 1967 г. провозглашались следующие цели ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса региона укрепление мира и региональной стабильности на основе постоянного уважения справедливости и норм права в отношениях между странами региона и приверженности принципам Устава ООН расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и по административным вопросам оказание помощи в подготовке профессиональных кадров в различных сферах развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства, расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран- участниц содействие изучению региона Юго-Восточной Азии
50
Данная проблема не теряет своей актуальности ив современных условиях. – См Лек-
сютина Я.В. США-КНР: соперничество в Юго-Восточной Азии // Азия и Африка сегодня С. 2-9; Мосяков Д.В. Большая игра в Юго-Восточной Азии // Юго-
Восточная Азия актуальные проблемы развития. – 2009. – № 13. – С. 5-11; Мосяков Д.В. Новые противоречия в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия актуальные проблемы развития. – 2008. – № 11. – С. 38-50; Юго-Восточная Азия в современных политических и экономических процессах в большой Восточной Азии // Юго-Восточная Азия актуальные проблемы развития. – 2006. – № 9. – С. 10-19; Nguyễn T. T. T. Quan hệ Mỹ –
ASEAN những năm đầu thế kỷ XXI. Tập chuyên đề I: Nghiên cứu quốc tế – Một số vấn đề lý luận và thực tiễn. Phần 2: Quan hệ quốc tế và chính sách đối ngoại của Việt Nam. H.: ĐHQG,
2007. – Tr. 99-115.
51
См Khoman T. ASEAN Conception an Evolution (foreword). – P. xvii-xxii.
52
The founding of ASEAN. URL: http://www.asean.org/asean/about-asean/history/item/the- founding-of-asean (дата обращения 08.01.2013).
установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими универсальными и региональными организациями
53
Ассоциация открыта для всех стран региона, признающих ее цели, принципы и задачи. Ежегодная конференция министров иностранных дел – главный рабочий орган АСЕАН, правомочна принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать ключевые проблемы деятельности Организации и решать вопросы приема новых членов. Для координации работы в каждом государстве-члене был образован национальный секретариат. Бангкокская декларация не только содержит обоснование создания
АСЕАН и ее конкретных целей. Она предлагает метод работы (modus op-
erandi) организации, основанный на небольших шагах, добровольных и неформальных договоренностях в сторону более обязательных и инсти- туционализированных соглашений. На протяжении многих лет АСЕАН, базируясь на духе Бангкокской декларации, стала принимать некоторые официальные и юридически обязательные документы
54
В ноябре 1971 г. была принята Куала-Лумпуская декларация озоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. В ней, в частности, говорилось о том, что все государства-члены предпримут необходимые усилия по обеспечению признания и уважения региона в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. План нейтрализации предусматривал двухуровневое урегулирование противоречий между государствами-членами АСЕАН и между АСЕАН и государствами, расположенными за пределами региона, которые готовы признать нейтральный статус региона и гарантировать невмешательство в его внутренние дела
56
Таким образом, АСЕАН на первом этапе характеризуется следующими чертами. Во-первых, АСЕАН была учреждена не международным
53
См The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration). Bangkok, Thailand, 8 August 1967. URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/pdf/1967%20ASEAN%20Declaration-pdf.pdf (дата обращения 10.01.2013).
54
См The founding of ASEAN. URL: http://www.asean.org/asean/about-asean/history/ item/the-founding-of-asean (дата обращения 08.01.2013).
55
См Орлов В.Г.
АСЕАН и международные отношения в Юго-Восточной Азии (60-80 годы XX века. Автореф. дис. канд. ист. наук. МС См Zone of Peace, Freedom and Neutrality Declaration. Kuala-Lumpur, Malaysia, 27 November
1971. URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/pdf/1971%20Zone%20of%20Peace%20Freedom%20and%
20Neutrality%20Declaration-pdf.pdf (дата обращения 09.01.2013).

48 договором, а лишь политическим актом в виде декларации. Исследователи указывают, что это произошло далеко неслучайно. Использование декларации в качестве учредительного акта подчеркивало его международно-правовую неопределенность и имело целью выделить его отличие от применявшихся обычно терминов уставили договор, которые создавали региональные организации в других районах земного шара. Сдержанность в отношении наименования учредительного акта АСЕАН», как полагает проф. А.Я. Капустин, имела целью продемонстрировать известную сдержанность ив отношении ее задачи целей. Во-вторых, АСЕАН не обладала постоянным аппаратом, координирующим деятельность своих органов и государств- членов. В этот период не был проведен ни один саммит глав государств и правительств стран АСЕАН.
1.1.2. Второй этап (1976‐1992 гг.). Второй этап в истории становления и развития АСЕАН характеризуется, прежде всего, укреплением договорно-правовой и организационной основы деятельности Ассоциации. На первом саммитеАСЕАН в Индонезии в феврале 1976 г. было подписано три международных документа Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии Декларация о согласии (т. н. называемое Балийское согласие I) и Соглашение об учреждении постоянного Секретариата АСЕАН. Договор о дружбе и сотрудничестве в
Юго-Восточной Азии явился первым юридически обязывающим документом АСЕАН. В договоре были определены следующие принципы мирного сосуществования государств-членов АСЕАН: взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности всех государств право каждой страны вести свое национальное существование без внешнего вмешательства, давления и подрывных действий
57
Подробнее см Lương N. ASEAN thống nhất trong đa dạng: Hiện trạng và triển vọng // Tạp chí nghiên cứu lịch sử. – 2008. – № 1. – Tr. 3.
58
Капустин А.Я. Региональные межправительственные экономические организации освободившихся государств. – М. УДН им. П. Лумумбы, 1988. – С. 38.
59
Там же.
невмешательство во внутренние дела друг друга разрешение споров и разногласий мирными средствами отказ от применения силы или угрозы силой эффективное сотрудничество между собой
60
Первые 12 статей Договора определяли цели и принципы АСЕАН, пути укрепления дружбы и реализации сотрудничества в регионе. Пять остальных статей касались явлений, мешающих конструктивным действиями способов мирного устранения этих преград. Как правильно отметил проф. Н.П. Малетин, вопреки императивам холодной войны, общая тональность Балийского договора определялась не установкой на обострение регионального соперничества, а мотивами ухода от конфронтации и конфликтов, мотивами поддержания универсальных норм международного права. По его мнению, это и предопределило его долгую жизнь
61
В гл. IV Договора предусмотрена система мер по мирному урегулированию споров для урегулирования споров в рамках региональных процессов был создан постоянно действующий орган – Высокий совет, состоящий из представителей на уровне министров правительств участников Договора, к компетенции которого отнесено рассмотрение споров или ситуаций, которые могут нарушить региональный мири гармонию. Присоединение к Балийскому договору является обязательным условием для принятия в АСЕАН новых членов и установления полноправных отношений диалогового партнерства с Ассоциацией для государств, расположенных за пределами региона. В 1987 г. был подписан первый Протокол, изменяющий Договор, который предусмотрел возможность присоединения к Договору государств, не являющихся членами АСЕАН
62
. Как результат, кроме стран АСЕАН его уже подписало
31 государство, включая Россию. В 2010 г. в Ханое (Вьетнам) был при См Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia. Bali, Indonesia, 24 February 1976.
URL: http:// дата обращения 08.01.2013).
61
См Малетин Н.П. Долгая жизнь Балийского договора // Международная жизнь. –
2010. – № 4. – C. 79.
62
См Protocol amending the Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia. Manila, Phil- ippines, 15 December 1987. URL: http://www.asean.org/asean/asean-summit/item/protocol- amending-the-treaty-of-amity-and-cooperation-in-southeast-asia-philippines-15-december-1987 дата обращения 08.01.2013).

50 нят третий Протокол к Договору (вступил в силу 8 июня 2012 г, который предусматривал возможность присоединения к нему региональных организаций, членами которых являются суверенные государства
63
Цель принятия этого Протокола состоит в предоставлении возможности Европейскому Союзу присоединяться к Договору
64
Кроме сотрудничества в политической сфере, государства АСЕАН начали постепенно уделять внимание и экономическим вопросам. Как полагает проф. Н.П. Малетин, несмотря на все политические озабоченности той эпохи – хотя, быть может, в чем-то и благодаря таковым, – в договоре отразилось стремление стран-участниц АСЕАН ускорить свой экономический рост, активизировать и расширить хозяйственное сотрудничество. Неслучайно именно после Балийского саммита в практику
АСЕАН вошли не только ежегодные конференции глав дипломатических ведомств, но и регулярные встречи министров экономики. После заключения Балийского договора был принят ряд региональных документов с целью содействия развитию экономической интеграции Соглашение о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г, Соглашение о продвижении и защите инвестиций 1987 г и Рамочные соглашения об усилении экономического сотрудничества 1992 г.
68
В Декларации АСЕАН о согласии отмечалось, что пять основавших ее государств совместно и индивидуально будут стремиться к созданию благоприятных условий для установления и развития регионального сотрудничества. В ней также предусматривалось учреждение Конференции министров экономики, труда и по социальным вопросам,
63
См Third Protocol amending the Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia. Hanoi,
Vietnam, 23 July 2010. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/treaty/submit/session177/pdfs/ agree-15_1.pdf (дата обращения 09.01.2013).
64
Европейский союз присоединился к Договору в июле 2012 г.
65
Малетин Н.П. Долгая жизнь Балийского договора. – C. 79-80.
66
См Agreement on ASEAN Preferential Trading Arrangements. Manila, Philippines, 24 February
1977.URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/pdf/1977%20Agreement%20on%20ASEAN%20Preferential%
20Trading%20Arrangements-pdf.pdf (дата обращения 09.01.2013).
67
См Agreement for the promotion and protection of investments in ASEAN. Manila, Philip- pines, 15 December 1987. URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/pdf/1987%20ASEAN%20Agreement%
20for%20Promotion%20and%20Pro-tection%20of%20Investments-pdf.pdf (дата обращения
10.01.2013).
68
См Framework Agreements on Enhancing ASEAN Economic Cooperation. Singapore,
28 January 1992. URL: http://www.asean.org/images/2012/Economic/AFTA/Common_Effec- tive_Preferential_Tariff/Framework%20Agreements%20on%20Enhancing%20ASEAN%20Eco nomic%20Cooperation%20.pdf (дата обращения 10.01.2013).
образования и информации. Определялось, что данный орган будет проводить свои сессии на регулярной основе или по мере необходимости. Частота проведения сессии в Декларации не устанавливалась. В компетенцию этого органа входит формулирование рекомендаций для государств-членов по вопросам укрепления экономического сотрудничества в АСЕАН, оценки координации и осуществления согласованных программ и проектов экономического сотрудничества, обмен мнениями и оказание консультаций по вопросам национальных планов развития, равно как выполнение ряда других функций
69
В организационном плане было принято решение о создании постоянного Секретариата АСЕАН для целей координации деятельности национальных секретариатов АСЕАН. Секретариат состоит из трех руководящих бюро по экономическим вопросам, по технологии и науке, по социально-культурным вопросам. Он возглавляется генеральным секретарем, который избирается Конференцией министров иностранных дел из числа представителей государств-членов сроком на два года. Срок службы сотрудников Секретариата составляет три года. Страны региона также договорились об учреждении межпарламентской ассоциации АСЕАН.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
написать администратору сайта