Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Строительство
Физкультура
Технология
Связь
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Культура
География
Экология
ИЗО, МХК
Директору, завучу
Казахский язык и лит
Школьному психологу
Языки народов РФ
Обществознание
Социальному педагогу
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Нгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеНгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341
АнкорМ†™•в.pdf
Дата12.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМ†™•в.pdf
ТипРеферат
#18365
страница5 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
1.1.4. 2008 год – превращение АСЕАН в международную межправительственную организацию Несмотря на важные соглашения, принятые лидерами стран АСЕАН, и значительные результаты, достигнутые Ассоциацией в создании Сообщества АСЕАН, вначале первого десятилетия XXI вперед Ассоциацией продолжают стоять большие проблемы. Транснациональные вызовы, такие как атипичная пневмония и трансграничный перенос дымового загрязнения от лесных пожаров в Индонезии, привели к возникновению серьезного беспокойства в странах региона. Неспособность АСЕАН проявилась ив отношении к сепаратизму в Восточном Тиморе. Неадекватная реакция АСЕАН на действия сепаратистов, как полагает Е.Г. Бо- гданова, подорвала доверие к способности Ассоциации обеспечивать региональные решения региональных проблем»
104
Эксперт по Вьетнаму и АСЕАН ГМ. Локшин охарактеризовал
АСЕАН как аморфную, плохо управляемую коалицию очень разных государств, опирающуюся во многом наличные договоренности лидеров. Несмотря на немалое число правовых документов, принятых странами Ассоциации к этому времени, продолжали оставаться неопределенными юридический статус АСЕАН, механизм принятия и применения ее решений. ГМ. Локшин пришел к выводу, что «АСЕАН больше не могла эффективно существовать в своем прежнем виде, когда в большинстве государств-членов нарастало недовольство неэффективностью АСЕАН в новых условиях. Известный сингапурский политик С. Джаякумар сказал даже, что без принятия нового Устава «АСЕ-
АН ожидают атрофия власти и распад»
106
Укрепление и развитие договорно-правовой основы и компетенции
АСЕАН являются вызовом времени и соответствуют мировым тенденциям институциализации политических и экономических отношений 104
Богданова Е.Г. Концепция суверенитета в странах Юго-Восточной Азии // Международные отношения. – 2011. – № 1. – С. 45.
105
См Локшин ГМ АСЕАН на новом этапе интеграции // Проблемы Дальнего Востока. –
2008. – № 3. – С. 74.
106
Bold moves to turn ASEAN into rules-based group // The Strait Times. – 2007. – 6 January.
107
См Hsu L. Toward an ASEAN Charter: Some thoughts from Legal Perspective // Framing the ASEAN Charter: an ISEAS perspective / R. Severino (е. ISEAS Pub., 2005. – P. 43-53.

60 Осознавая все это, лидеры стран АСЕАН на своем ом саммите, проходившем в декабре 2005 г. в Куала-Лумпуре, обсудили предложение о разработке проекта Устава АСЕАН. Группе из десяти лидеров АСЕАН – по одному от каждого государства-члена – названной Группа выдающихся деятелей АСЕАН», поручили выработать рекомендации относительно проекта Устава. На ом саммите АСЕАН, прошедшем в январе г. в Себу (Филиппины, был обнародован их доклад. В нем содержалась рекомендация об укреплении организационной основы
АСЕАН и превращении ее в международную межправительственную организацию с полной международной правосубъектностью. Послушав доклад, лидеры АСЕАН согласились создавать целевую группу высокого уровня для составления проекта Устава АСЕАН». Эта группа состоит из десяти правительственных чиновников высокого уровня от десяти государств-членов. Наконец, 20 ноября 2007 г. на ом саммите
АСЕАН в Сингапуре состоялось торжественное подписание Устава всеми лидерами стран Ассоциации. 15 декабря 2008 г. на специально созванной встрече министров иностранных дел стран АСЕАН Устав был объявлен официально вступившим в силу. В Уставе провозглашены основные цели Ассоциации поддержание и укрепление мира, безопасности и стабильности, а также дальнейшее укрепление мирных ценностей в регионе укрепление региональной устойчивости путем содействия политическому, экономическому и социально-культурному сотрудничеству, а также сотрудничеству в области безопасности сохранение Юго-Восточной Азии в качестве зоны свободной от ядерного оружия, а также иных видов оружия массового уничтожения создание единой рыночной и производственной базы, отвечающей критериям стабильности, процветания, конкурентной способности и экономической интегрированности с эффектив-
108
См Kuala Lumpur Declaration on the Establishment of the ASEAN Charter. Kuala-
Lumpur, Malaysia, 12 December 2005. URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/pdf/2005%20Kuala%
20Lumpur%20Declaration%20on%20the%20Es-tablishment%20of%20the%20ASEAN%
20Charter-pdf.pdf (дата обращения 10.01.2013).
109
См Report of the Eminent Persons Group on the ASEAN Charter. Kuala-Lumpur, Malay- sia, December. URL: http://www.asean.org/archive/19247.pdf (дата обращения 10.01.2013).

61
ными условиями торговли и инвестирования, в которых существует свободное перемещение товаров, услуги инвестиций а также благоприятных условий для свободного перемещения предпринимателей, профессионалов, специалистов, рабочей силы, и капитала укрепление демократии, повышение качества управления и обеспечение верховенства права, поддержание и защита прав человека и основных свобод, учитывая права и ответственность государств-членов АСЕАН; содействие устойчивому развитию с целью гарантировать защиту окружающей среды региона, устойчивость использования природных ресурсов, сохранение культурного наследия и высокий уровень жизни народов
110
В развитие целей, зафиксированных в ст. 1 Устава, АСЕАН и госу- дарства-члены подтверждают и придерживаются следующих фундаментальных принципов верховенства права, справедливого управления, демократии и конституционного правления уважения фундаментальных свобод, поощрения и защиты прав человека, а также поощрения социальной справедливости применения мирных средств разрешения споров. Уставом официально провозглашается правосубъектность АСЕ-
АН как международной межправительственной организации. Попово- ду правовой природы АСЕАН А.М. Солнцев и А.Ю. Широкинский отметили, что до принятия Устава АСЕАН скорее являлась формой межгосударственного взаимодействия, отличной от международной организации. Их позицию разделяют О.В. Копылов и другие исследователи. О.В. Копылов полагает, что принятие Устава АСЕАН, «несо-
110
См Charter of the Association of Southeast Asian Nations. URL: http://www.asean.org/asean/ asean-charter/asean-charter (дата обращения 10.01.2013). Неофициальный перевод на русский язык Устава АСЕАН см Международное право – International Law. – 2010. – №2
(42). – С.
111
Солнцев А.М., Широкинский А.Ю. Интеграционные процессы в АСЕАН: вчера, сегодня, завтра // Международное право – International law. – 2010. – № 2 (42). – С. 30.
112
См Копылов О.В. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) // Азиатско-
Тихоокеанский регион региональные проблемы, международные организации и экономические группировки Справочник. – М Восток-Запад, 2010. – С. 143; Vụ Luật pháp và
Điều ước quốc tế, Bộ Ngoại giao, Hiến chương ASEAN và văn bản triển khai Hiến chương: các vấn đề pháp lý. Đề tài nghiên cứu cấp Bộ. Chủ nhiệm: Nguyễn B.S., Nguyễn T.M.N. Hà Nội,
2010. – Tr. 92-93; Церерин АН Принятие Устава АСЕАН и его влияние на дальнейшую эволюцию Ассоциации // Вестник МГИМО УС мненно, стало поворотным моментом в истории АСЕАН, послужив отправной точкой новому этапу ее эволюции, имеющему целью трансформировать десятку из во многом неформального регионального объединения в полноценную международную организацию»
113
Для более подробного анализа правовой природы АСЕАН дои после принятия Устава обратимся к такому институту международного права, как институту международной межправительственной организации. Профессор А.Я. Капустин определил международную межправительственную организацию следующим образом добровольное объединение независимых государств, созданное на основе международного соглашения, которое определяет цели и принципы объединения, наделяет его независимыми, постоянными органами (организационной структурой, предназначенными отстаивать коллективные интересы и способными выражать собственную волю, юридически отличную от воли ее членов, или, иными словами, имеющими и осуществляющими самостоятельные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей государств»
114
Из данного определения к существенным признакам международной межправительственной организации относятся следующие 1) исключительно межгосударственный характер объедения 2) юридическая основа этого объединения – международное соглашение в форме международного договора 3) постоянная и независимая организационная структура 4) юридическая самостоятельность. Из четырех вышеперечисленных признаков АСЕАН до принятия Устава имела только первый. Дог. АСЕАН не обладала учредительным договором ее учреждение было провозглашено принятием Бангкокской декларации
1967 г, являющейся лишь политическим актом. В тексте Декларации
1967 г. ив последовавших за ней правовых документах нет ни единого слова о том, что Ассоциация является международной межправительственной организацией и полноправным субъектом международного права. Что касается третьего признака международной межправительст-
113
Копылов О.В. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) // Азиатско-
Тихоокеанский регион региональные проблемы, международные организации и экономические группировки Справочник. – М Восток-Запад, 2010. – С. 143.
114
Капустин А.Я. Понятие, предмет, источники и субъекты права международных организаций Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права. –
СПб., 2004. – С. 133.

63
венной организации, то мы разделяем точку зрения А.М. Солнцева и
А.Ю. Широкинского, что АСЕАН не обладала собственной системой органов. Данный вывод они сделали на том основании, что единственным органом, действовавшим с 1976 г, был Секретариат АСЕАН, но подобные административные органы существуют ив рамках так называемых международных форумов, например, АТЭС»
115
. Говоря о юридической самостоятельности АСЕАН дог, можно утверждать что в этот период Ассоциация не была способна выражать собственную волю как самостоятельный субъект международного права. На это, в частности, указывают и А.М. Солнцев и А.Ю. Широкинский: соглашения АСЕАН с другими государствами и международными организациями заключались не от имени АСЕАН, а от имени государств–членов»
116
Стоит отметить, что еще в 1988 г. в своем учебном пособии Региональные межправительственные экономические организации освободившихся государств проф. А.Я. Капустин отнес АСЕАН к числу региональных межправительственных экономических организаций. При этом он отметил, что АСЕАН является одной из крупнейших и наиболее стабильных межправительственных экономических организаций. На первый взгляд утверждение данного автора противоречит проведенному выше нами анализу правовой природы АСЕАН. Ноне следует забывать, что этот вывод проф. А.Я. Капустин, по его же собственному утверждению, делал с определенными оговорками. До принятия Устава АСЕ-
АН не являлась полноценной международной межправительственной организацией. Как отмечает МС. Мелькин, именно с принятием Устава АСЕАН окончился процесс оформления международно-правового статуса АСЕАН»
120 115
Солнцев А.М., Широкинский А.Ю. Интеграционные процессы в АСЕАН: вчера, сегодня, завтра. – С. 30.
116
Там же
117
См Капустин А.Я. Региональные межправительственные экономические организации освободившихся государств. – С. 13.
118
См Там же. – С. 7.
119
Проф. АХ. Абашидзе и доц. А.М. Солнцев полагают, что до принятия Устава АСЕАН представляла собой международную квазиорганизацию. – См Абашидзе АХ, Солнцев А.М.
БРИКС – международная квазиорганизация? // Актуализация процесса взаимодействия стран
БРИКС в экономике, политике, праве Материалы научного семинара. Москва, 9 октября
2012 г. / отв. ред. и сост. КМ. Беликова. – МС Мелькин МС Особенности международно-правового статуса АСЕАН // Закон и право. –
2011. – №11. – С. 84-86.

64 Устав 2008 г. коренным образом изменил правовую природу
АСЕАН. Попытаемся выявить и проанализировать привнесенные им юридические новшества. Ассоциация обладает определенным статусом и полномочиями по отношению к своим членам. Согласно Уставу «государства-члены обладают равными правами и несут равные обязанности. Они обязуются предпринимать все необходимые меры, включая введение в силу соответствующего внутреннего законодательства, направленные на выполнение предписаний Устава и иных обязательств, вытекающих из членства в АСЕАН» (ст. 5). Заметно укрепляется структура руководящих органов Ассоциации. Саммит АСЕАН, проводимый на уровне глав государств и правительств членов АСЕАН, является высшим политическим органом Ассоциации. Саммиты рассматривают, разрабатывают основные направления политики и принимают решения по ключевым вопросам, затрагивающим цели АСЕАН, составляющие сферу интересов госу- дарств-членов, а также вопросам, переданным на рассмотрение саммита Координационным советом АСЕАН, Советами Сообщества АСЕАН и Министерскими органами АСЕАН» (п. 2 ст. 7). Отныне саммиты должны проводиться два раза в год в государстве, председательствующем в
АСЕАН. Саммиты готовятся Координационным советом министров иностранных дел, который собирается на свои заседания не реже двух разв год. Координационный совет также выполняет функцию контроля за исполнением принятых решений. Потрем направлениям интеграции (политика и безопасность, экономика, социально-культурное сотрудничество) созданы три Совета на уровне министров, которые должны отчитываться перед лидерами
АСЕАН о ходе строительства Сообщества АСЕАН по своим направлениям. Каждый из Советов Сообщества АСЕАН должен заседать как минимум два раза в год. Заседания возглавляются соответствующим министром, представляющим государство-председателя АСЕАН. Согласно п. 4 ст. 9 Устава, для реализации целей каждой из трех опор Сообщества АСЕАН каждый Совет Сообщества АСЕАН должен обес-
121
См Charter of the Association of Southeast Asian Nations. URL: http://www.asean.org/asean/ asean-charter/asean-charter (дата обращения 10.01.2013).

65
печивать исполнение решений саммита АСЕАН и согласовывать работу в различных областях, составляющих сферу их компетенции, а также затрагивающих полномочия других Советов Сообщества. Значительно повышена роль Генерального секретаря АСЕАН, статус которого приравнен к статусу министра. Его кандидатура утверждается решением саммита Ассоциации по представлению Координационного совета на один срок в пять лет без права переизбрания. Генеральным секретарем может быть только гражданин одного из государств-членов АСЕАН, чередующихся в алфавитном порядке, с учетом таких критериев, как высокие моральные качества, профессиональные способности и опыта также при соблюдении равенства полов (п ст. 11). Согласно Уставу, он наделен не только функциями главного должностного лица, но и полномочиями представлять АСЕАН на международной арене (в силу отсутствия консенсуса поэтому вопросу среди государств-членов АСЕАН данная норма Устава de опока не работает. С 1 января 2013 г. этот пост занимает бывший заместитель министра иностранных дел Вьетнама Л.М. Ле. Генеральный секретарь АСЕАН имеет четырех заместителей, которые курируют вопросы экономики, безопасности, социально-культурного сотрудничества и внешних связей. Поп ст. 11, четыре заместителя Генерального секретаря должны представлять четыре разных государства-члена
АСЕАН, а также не могут являться гражданами того же государства, что и Генеральный секретарь. Под руководством Генерального секретаря работает Секретариат Ассоциации, персонал которого состоит из квалифицированных специалистов. Они должны работать исключительно в интересах АСЕАН. П. 8 (б) ст. 11 Устава специально подчеркивает, что Генеральный секретарь и персонал Секретариата должны не запрашивать и не получать инструкции от любого правительства или иного внешнего субъекта вне рамок АСЕАН». И «государства-члены обязуются уважать исключительный характер ответственности Генерального секретаря и сотрудников Секретариата и не пытаться воздействовать на них при выполнении ими своих обязанностей. Для реализации п. 2 ст. 18 Устава было под См Азиатско-Тихоокеанский регион региональные проблемы, международные организации и экономические группировки Справочник. – М Восток-Запад, 2010. – Списано Соглашение между АСЕАН и Индонезией об условиях пребывания, привилегиях и иммунитетах Секретариата АСЕАН
123
Каждое государство-член АСЕАН учредило свой национальный Секретариат АСЕАН, который должен служить центральным учреждением АСЕАН в государстве-члене». Каждый член также должен направить Постоянного представителя в ранге посла для представительства в АСЕАН в г. Джакарта, из числа которых создается Комитет постоянных представителей при АСЕАН. К компетенции Комитета относятся содействие работе Советов Сообщества АСЕАН и министерских органов и согласование своей деятельности с национальными Секретариатами и другими министерскими органами АСЕАН (ст. 12). Устав усовершенствовал существовавшую в АСЕАН громоздкую организационную структуру и систему принятия решений и обязанностей стран-членов по их выполнению. Устав четко определяет полномочия саммита АСЕАН как высшего органа, принимающего решения. Если саммит устанавливает, что одна из стран-членов Организации не исполняет принятые решения и допускает серьезные нарушения базовых принципов Устава, то он может вынести резолюции по этим вопросам. В случае возникновения разногласий вокруг выполнения тех или иных договоров и соглашений, стороны могут обращаться к независимому органу, который вынесет свое решение. Кроме этого «государства-члены, являющиеся сторонами в споре, могут в любое время прибегнуть к добрым услугам, примирению и посредничеству с целью разрешить спор в установленный период времени. При этом стороны в споре могут запросить председателя АСЕАН либо Генерального секретаря АСЕАН, действующих ex-officio, об оказании добрых услуг, содействии в примирении или посредничестве (ст. 23). Согласно ст. 26 если после применения вышеперечисленных процедур спор остается неразрешенным, то он подлежит рассмотрению саммитом АСЕАН
125
. В апреле 2010 г. был под См Agreement between the government of the republic of Indonesia and the Association of
Southeast Asian nations on hosting and granting privileges and immunities to the ASEAN secre- tariat. Phnom Penh, 2 April 2012 . URL: http://www.asean.org/documents/Agreement-HCA.pdf дата обращения 19.11.2012).
124
См АСЕАН вначале века. Актуальные проблемы и перспективы. – М ФОРУМ,
2010. – С. 22.
125
Charter of the Association of Southeast Asian Nations. URL: http://www.asean.org/asean/ asean-charter/asean-charter (дата обращения 10.01.2013).
писан Протокол к Уставу АСЕАН о механизмах разрешения споров с правилами добрых услуг, посредничества, примирения и арбитража
126
Внешнеполитическая стратегия Ассоциации определяется главами государств и правительств входе саммитов по рекомендации Совещания министров иностранных дел АСЕАН. Устав четко установил, что при осуществлении внешних связей АСЕАН государства-члены должны согласовывать общие позиции и осуществлять совместные действия на основе единства и солидарности (п. 4 ст. 41). Координационный совет осуществляет контроль заходом исполнения всего спектра межгосударственных договоренностей и вырабатывает проекты решений, выносимых на саммиты. АСЕАН может заключать соглашения со странами или субрегиональными, региональными и универсальными международными организациями и институтами. Процедура заключения подобных соглашений определяется Координационным советом АСЕАН после консультации с Советами Сообщества АСЕАН. Устав явился ответом на заметное снижение привлекательности стран АСЕАН для прямых иностранных инвестиций в регион в свете быстрого развития экономики Китая и Индии. Он задумывался как инструмент ускорения интеграционного процесса, и должен был подтолкнуть страны АСЕАН к формированию Экономического сообщества, которое повысит их конкурентоспособность и сохранит их позиции в эпицентре Большой Восточной Азии. В Уставе закреплен новый порядок принятия и исполнения решений по экономическим вопросам.
Государства-члены АСЕАН прилагают все усилия, чтобы принять решение консенсусом. Но если он окажется невозможным, то действует формула гибкого участия, включая формулу АСЕАН Минус X», если об этом будет достигнута договоренность
128
Устав также предусматривает создание органа АСЕАН по правам человека, который должен осуществлять свою деятельность в соответствии с кругом полномочий, определенных совещанием министров
126
Protocol to the ASEAN Charter on dispute settlement mechanisms. Hanoi, 8 April 2010.
URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/pdf/2010%20Protocol%20to%20the%20ASEAN%20Charter%20on%
20Dispute%20Settlement%20Mechanisms-pdf.pdf (дата обращения 05.12. 2012).
127
См АСЕАН вначале века. Актуальные проблемы и перспективы. – М ФОРУМ,
2010. – С. 27.
128
См Charter of the Association of Southeast Asian Nations. URL: http://www.asean.org/asean/ asean-charter/asean-charter (дата обращения 10.01.2013).

68 иностранных дел (ст. 14). В июле 2009 г. было принято Положение о Межправительственной комиссии по правам человека АСЕАН. Это первый международный региональный орган, ответственный за защиту, поощрение и имплементацию прав человека в Азии. В процессе разработки проекта Устава государства-члены АСЕАН высказывали различные, порой противоположные, точки зрения относительно целесообразности создания правозащитного органа. Нов конце концов они достигли компромисса. Создание Межправительственной комиссии по правам человека в рамках АСЕАН – это огромная веха в развитии прав человека в Азии»
131
Таким образом, с принятием Устава, АСЕАН официально становится международной межправительственной организацией с четко определенной организационно-правовой основой. Диссертант категорически несогласен с высказыванием О.В. Копылова, что положения Устава носят рамочный характер ив целом представляют собой свод правил, ранее принятых Ассоциацией. Позицию О.В. Копылова и ряда других аналитиков можно объяснить тем, что радикальный подход к трансформации Ассоциации в корпорацию АСЕАН», как многие ожидали, не получил отражения в Уставе. На данном этапе умеренный подход к путям реформирования АСЕАН пока одерживает верх. Как справедливо отметил вьетнамский аналитик К.Т. Нгуен, АСЕАН не может превратиться в наднациональную структуру как Европейский Союз, по крайней мере, в ближайшие два десятилетия. АСЕАН неизбежно движется вперед. Организационно-правовая основа и международная правосубъектность Ассоциации, как полагает вьетнамский юрист-международник
З.Т. Нгуен, нуждаются в дальнейшем укреплении и развитии. Но этот
129
См Абашидзе АХ, Солнцев А.М. Институциализация защиты и поощрения прав и свобод человека в АСЕАН // Московский журнал международного права. – 2010. – № 2
(78). – С. 188.
130
См Koh T. The negociating process // The making of the ASEAN Charter / T. Koh, R. G.
Manalo, W. Woon (е. – Singapore: World Scientific Pub., 2009. – P. 47-68.
131
См Абашидзе АХ, Солнцев А.М. Институциализация защиты и поощрения прав и свобод человека в АСЕАН. – С. 190.
132
Азиатско-Тихоокеанский регион региональные проблемы, международные организации и экономические группировки Справочник. – М Восток-Запад, 2010. – С. 145.
133
См Nguyễn Q.T. Các giải pháp phát triển quan hệ Nga-ASEAN trong bối cảnh quốc tế mới.
Sách chuyên khảo. – Nhà xuất bản từ điển bách khoa, 2009. – Tr. 64.
134
См Nguyễn D.C. Một số vấn đề pháp lý cơ bản của Hiến chương ASEAN // Tạp chí nghiên cứu lập pháp. – 2009. – № 2. – Tr. 75-76.
процесс должен идти не скачкообразно, а постепенно и поэтапно в соответствии с сокращением разрыва в социально-экономическом развитии государств-членов. Поэтому, учитывая все различия интересов стран- членов, Устав АСЕАН даже при его компромиссном характере, всех слабостях и недостатках стал большим шагом вперед в превращении Ассоциации в полноправный субъект международного права. Следующим заметным событием в процессе создания Сообщества
АСЕАН явился й саммит на Бали (Индонезия) 17 ноября 2011 г. По итогам саммита был принят ряд деклараций и документов, направленных на ускорение процесса формирования триединого Сообщества АСЕАН. Среди них особое значение имеет Балийская декларация о Сообществе
АСЕАН в глобальном сообществе наций, которая также носит название
«Балийское согласие III». В Декларации отметилось, что одновременно с динамичным строительством Сообщества АСЕАН будут усиливаться взаимодействие и интеграция с внешним миром, а также повышаться роль АСЕАН как региональной структуры на международной арене. Также было принято решение о формировании единой позиции государств- членов АСЕАН по глобальным проблемам. Данная единая позиция должна быть скоординированной, связанной и последовательной и основанной на общем глобальном представлении АСЕАН»
137
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
написать администратору сайта