Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Строительство
Физкультура
Технология
Связь
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Культура
География
Экология
ИЗО, МХК
Директору, завучу
Казахский язык и лит
Школьному психологу
Языки народов РФ
Обществознание
Социальному педагогу
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Нгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеНгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341
АнкорМ†™•в.pdf
Дата12.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМ†™•в.pdf
ТипРеферат
#18365
страница6 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
1.2. Институциональный механизм защиты окружающей среды в АСЕАН Как справедливо отмечала Н.Г. Рогожина, Юго-Восточная Азия является одним из первых регионов в мире, сформулировавших и реализовавших региональную экологическую политику. АСЕАН обеспечила странам региона преимущества по сравнению с другими развивающи-
135
См Alatas A. The ASEAN Charter: Towards its Ratification and Implementation // The road to ratification and implementing of the ASEAN Charter / P.Chachavalpongun (ed.). – ISEAS
Pub., 2009. – P. 15-24.
136
См Djani D.T. A Long journey // The making of the ASEAN Charter / Те См Bali Declaration on ASEAN Community in a global community of nations (Bali Concord III).
Bali, Indonesia, 17 November 2011. URL: http://www.mfa.go.th/asean/contents/files/other-20121203-
172337-524537.pdf (дата обращения 10.01.2013).

70 мися странами в плане формирования институциональной основы регионального экологического сотрудничества. «АСЕАН выступает как сила, способная выразить общий экологический интерес и обеспечить конкретные формы для его реализации в краткосрочной и долгосрочной перспективе, – писала она. Кроме этого, такая региональная организация как АСЕАН может способствовать формированию региональных инициатив по разрешению глобальных экологических проблем. В этой связи представляется обоснованным вывод проф. НА. Соколовой о том, что региональная система международного управления для достижения глобальных целей в области охраны окружающей среды обладает огромным потенциалом. Деятельность региональных организаций может способствовать глобальному управлению в сфере охраны окружающей среды. И как подтвердили лидеры стран мира на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро 20-22 июня
2012 г, региональные механизмы как АСЕАН могут дополнять усилия в целях эффективного претворения политики в области устойчивого развития в конкретные действия на национальном уровне и содействовать их осуществлению»
140
Лидеры АСЕАН рассматривают охрану окружающей среды, рациональное использование и управление природными ресурсами как
conditio sine qua non долгосрочного экономического и социального развития в их странах и регионе вообще. В системе главных органов
АСЕАН основные обязанности по организации региональных природоохранных мероприятий возложены на саммит АСЕАН и Совет Сообщества АСЕАН по социально- культурным вопросам. Если на саммит
АСЕАН возложены функции по общему руководству природоохранной деятельностью Ассоциации, в том числе и руководству деятельностью Совета Сообщества АСЕАН по социально-культурным вопросам в дан Рогожина Н.Г. Экологическое сотрудничество стран АСЕАН // Юго-Восточная Азия актуальные проблемы развития. – 2009. – № 13. – С. 80.
139
Соколова НА. Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды. Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. МС Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию будущее, которого мы хотим. Рио-де-Жанейро, 20-22 июня 2012 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/
UNDOC/GEN/N11/476/12/PDF/N11476-12.pdf?OpenElement (дата обращения 05.12. 2012).
141
См ASEAN Ministerial Meeting on Environment (АММЕ). URL:
http://www.asean.org/ communities/asean-socio-cultural-community/category/asean-ministerial-meeting-on-environment- amme (дата обращения 10.01.2013).
ной области, то последний обладает конкретной компетенцией, причем достаточно широкой по осуществлению такой деятельности. Согласно Уставу АСЕАН, саммит АСЕАН является высшим политическим органом организации. Саммит рассматривает и разрабатывает основные направления политики и принимает решения по ключевым вопросам, затрагивающим цели АСЕАН и составляющим сферу интересов государств-членов» (ст. 7). Поскольку защита окружающей среды и устойчивое развитие провозглашены в Уставе в качестве главных целей Ассоциации и затрагивают интересы всех государств- членов, то вполне естественно, что сотрудничество в экологической сфере отнесено к компетенции саммита. Саммиты рассматривают все вопросы и принимают региональные планы действий, декларации и соглашения по защите окружающей среды. Из числа саммитов, в повестку дня работы которых были включены экологические вопросы, можно назвать й саммит, прошедший 17-19 ноября 2011 г. на острове Бали Индонезия. Кроме общих проблем, связанных с путями дальнейшего содействия строительству АСЕАН, развития и расширения внешних связей, лидеры стран региона обсудили проблемы обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, противодействия изменению климата, усиления контроля над чрезвычайными ситуациями. В опубликованном по итогам работы саммита Заявлении главы государств и правительств стран АСЕАН выразили общую точку зрения на проблему изменения климата, которая сводится к тому, что стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата должны на основе равенства ив соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности охранять климатическую систему, исходя из реального положения и возможностей разных стран
142
Доклады и рекомендации в области охраны окружающей среды на рассмотрение саммита представляются Советом Сообщества АСЕАН по социально-культурным вопросам. Этот Совет также реализует принятые саммитом решения поданному направлению и осуществляет
142
См ASEAN Joint Statement on Climate Change to the 17
th
Session of the Conference of the Par- ties to the United Nations Framework Convention on Climate Change and the 7
th
Session of the Con- ference of Parties serving as the Meeting of Parties to the Kyoto Protocol. Bali, Indonesia, 17 Novem- ber 2011. URL: http://www.asean.org/archive/documents/19th% 20summit/ASEAN_Leaders%
27_Statement_on_Climate_Change.pdf (дата обращения.

72 контроль заходом их исполнения. В качестве своей цели Совет провозглашает ориентированное на человека строительство Сообщества АСЕ-
АН, направленного на достижение устойчивой солидарности и единства государств-членов АСЕАН. В своей деятельности он сосредотачивается на повышении уровня жизни человека, гармоничной охране культурных и природных ресурсов для устойчивого развития. Совет состоит из представителей государств-членов. Они направляются своими странами на каждое заседание Совета. Согласно Уставу, каждый из Советов Сообщества АСЕАН должен заседать как минимум два раза в год. Заседания Совета возглавляются соответствующим министром, представляющим государство-председателя АСЕАН» (п. 5 ст. 9). В компетенцию Совета Сообщества АСЕАН по социально-культурным вопросам входят следующие области культура и искусство управление чрезвычайными ситуациями образование окружающая среда борьба с трансграничным переносом дымового загрязнения здравоохранение информация труд развитие сельской местности и борьба с бедностью наука и технология социальное развитие женщины, молодежь. Из перечисленного списка можно заметить, что охрана окружающей среды является лишь одной из функций Совета. И хотя борьба с трансграничным переносом дымового загрязнения относится к проблеме охраны природы, она формально остается одним из самостоятельных направлений работы Совета. Данное обстоятельство связывается, прежде всего, с небывалыми лесными пожарами в Индонезии, которые вызвали трансграничное дымовое загрязнение в соседних странах АСЕАН. Лидеры стран АСЕАН решили создать отдельную Программу по борьбе с ним, которая находится введении Совета Сообщества АСЕАН по социально-культурным вопросам как самостоятельное направление. В настоящее время происходит процесс, как правильно отмечает проф. МН. Копылов, «экологизации» международных отношений, те. экологическая составляющая включается ив другие сферы сотрудничества. Данный процесс находит свое отражение ив деятельности, ив структуре АСЕАН. Формально охрана окружающей среды относится
143
См ASEAN Social Cultural Community. URL: http://www.asean.org/communities/asean- socio-cultural-community (дата обращения 10.01.2013).
144
См Копылов МН. Введение в международное экологическое право. – М РУДН,
2009. – С. 11.
к ведению Совета Сообщества АСЕАН по социально-культурным вопросам, но одновременно она входит вкруг интересов и других Советов. Совет Сообщества безопасности рассматривает проблему охраны окружающей среды в контексте экологической безопасности. Экологическая безопасность – приоритетная составная часть национальной безопасности и глобальной безопасности мирового сообщества
145146
«То, что состояние биосферы, ее экосистем сегодня тесно связано с безопасностью государства (государств, общества и личности – уже можно сказать, аксиоматично», – пишет проф. МН. Копылов
147
. Тем более, что в Юго-Восточной Азии обострение экологических проблем угрожает интересам обеспечения региональной безопасности
148
В Плане действий Совета по политике безопасности АСЕАН 2009-
2015 закреплено положение, что Сообщество принимает комплексный подход к безопасности, те. признает интегрированную связь политических, экономических, социально-культурных и экологических факторов развития
149
Вопросы экономической интеграции, подведомственные Экономическому Совету Сообщества АСЕАН в Организации рассматривались неразрывно от охраны окружающей среды. Кроме этого, в его компетенции находится Программа развития дельты реки Меконг. Ее экологический аспект заключается в том, что по мере углубления экономического освоения экосистеме реки, как полагает Н.Г. Рогожина, нанесен непоправимый ущерб, и признаки ее деградации становятся все очевиднее – истребляются тропические леса, стремительно сокра-
145
См Копылов МН О правовом содержании понятия экологическая безопасность // Правоведение. – 2000. – № 1. – С. 114-115; Велиева Д.С. Экологическая безопасность конституционно-правовой аспект // Правоведение. – 2009. – № 5. – С. 44-49; Narottam G.
Environmental security: concept and dimensions. – Kalpaz Pub., 2004. – P. 25-51.
146
Подробнее о международной экологической безопасности см Емельянова Н.НСовре- менные вызовы глобальной безопасности и международное право / под ред. МН. Копы- лова. – М АДС Групп, 2012. – С. 68-106.
147
См Копылов МН ООН и экологическая безопасность в XXI веке // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире Материалы международной научно- практической конференции / отв. ред. А.Я. Капустин. – М РУДН, 2001. – С. 234-250.
148
См Рогожина Н.Г.
Экологическое сотрудничество стран АСЕАН // Юго-Восточная Азия актуальные проблемы развития. – 2009. – № 13. – С. 80.
149
См Roadmap for an ASEAN Community 2009-2015. Cha-am, Thailand, 1 March 2009.
URL: http://www.asean.org/resources/publications/asean-publications/item/roadmap-for-an-asean- community-2009-2015 (дата обращения 09.01.2013).

74 щается биоразнообразие, эрозия почв распространяется все быстрее»
150
В расположенных в дельте реки Меконг государствах, в частности, обострились проблемы с пресной водой, необходимой для орошения плантаций риса. Дело в том, что экономическая деятельность в юго- западных районах Китая требует большого водозабора. Кроме того, в настоящее время обсуждаются планы энергетического и дорожного строительства на всем ее протяжении, что также может привести к дополнительному водозабору. Функция координации деятельности Советов по экологическому направлению возложена на Секретариат АСЕАН. Он играет важную роль во включении экологического фактора в различные планы развития Ассоциации. Общей деятельностью Секретариата руководит Генеральный секретарь, а один из его четырех заместителей курирует деятельность Совета Сообщества АСЕАН по социально-культурным вопросам, в том числе в области охраны окружающей среды. Кроме того введении Секретариата непосредственно находятся две функции по охране окружающей среды развитие экологических технологий и гармонизация экологической политики и базы данных. В рамках первой из них АСЕАН создала сетевую систему АСЕАН по экологическим технологиям как форум для обмена информацией и опытом. Что касается гармонизации экологической политики и базы данных, то АСЕАН публикует доклады об экологическом состоянии своего региона. На сегодняшний день было подготовлено четыре таких доклада (последний доклад был составлен в 2009 г. в связи с ой встречей министров
АСЕАН по окружающей среде. Дополнительно АСЕАН опубликовала доклад для Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.)
152
В структуру Совета по социально-культурным вопросам входят регулярно созываемые встречи министров окружающей среды госу- дарств-членов. Здесь необходимо подчеркнуть, что этот Совет состоит
150
Рогожина Н.Г.
Экологический аспект освоения бассейна Меконга // Индокитай: тенденции и перспективы развития. – М Гуманитарий, 2004. – С. 49.
151
См ASEAN Ministerial Meeting on Environment (АММЕ). URL:
http://www.asean.org/ communities/asean-so-cio-cultural-community/category/asean-ministerial-meeting-on-environment- amme (дата обращения 08.01.2013).
152
См An overview on ASEAN environmental cooperation. URL: http://environment.asean.org/ in-dex.php?page=overview (дата обращения 08.01.2013).
преимущественно из министров культуры и социального развития. Этим объясняется, почему Совет и министерский орган по охране окружающей среды – два отличающиеся друг от друга органа по компетенции и составу. На министерский орган по охране окружающей среды возложены следующие функции осуществление деятельности в соответствии со своим мандатом в пределах своей компетенции исполнение соглашений и решений саммита АСЕАН по окружающей среде укрепление сотрудничества в экологической области, поддержание интеграции АСЕАН и создание сообщества представление Совету по социаль- но-культурным вопросам докладов и рекомендаций. Он имеет в своем подчинении высших должностных лиц по окружающей среде и вспомогательные органы – семь рабочих групп по приоритетным направлениям по многосторонним экологическим соглашениям по сохранению природы и биологического разнообразия по управлению водными ресурсами по прибрежной и морской среде по экологическому образованию по экологически устойчивым городам по изменению климата. Высшие должностные лица по окружающей среде АСЕАН (АСО-
ЭН) ответственны за разработку, выполнение и контроль за региональными программами и действиями, относящимися к окружающей среде
153
Высшие должностные лица по окружающей среде АСЕАН состоят из глав министерств, департаментов, агентств, ответственных за окружающую среду в странах АСЕАН. Эти высшие должностные лица отчитываются перед министрами окружающей среды, которые определяют стратегию и политику региона в области защиты окружающей среды. Рабочая группа по многосторонним экологическим соглашениям.
Государства-члены АСЕАН активно участвуют в процессе разрешения глобальных экологических проблем в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности. Несмотря на то, что регион не является главным источником данных экологических проблем, он чрезвычайно восприимчив к их негативным воздействиям, особенно последствиям изменения климата и глобального потепления, захоронению токсичных и опасных химических веществ, потере биологического
153
См ASEAN Institutional Framework for environmental protection – ASEAN Senior officials on the environment (ASOEN). URL: http://environment.asean.org/index.php?page=overview (дата обращения 08.01.2013).

76 разнообразия. Укрепив сотрудничество АСЕАН по глобальным экологическим проблемам, особенно по договорам, регулирующим защиту атмосферного воздуха и оборот химических веществ, страны-члены учредили рабочую группу по многосторонним экологическим соглашениям. Эта группа выполняет следующие функции усиление сотрудничества государств-членов в выполнении существующих международных инструментов в области окружающей среды, принимая во внимание потребности АСЕАН; выявление проблем, затрудняющих государствам-членам выполнение обязательств по международным экологическим соглашениям продвижение и поддержка эффективного участия стран АСЕ-
АН в разработке, выполнении, пересмотре международных экологических соглашений, включая соответствующие технические механизмы, а также механизмы финансовой помощи и другие доступные механизмы обмен взглядами и информацией по новыми пересмотренным многосторонним экологическим соглашениям усиление позиции АСЕАН в переговорах по многосторонним экологическим соглашениям
154
Рабочая группа по сохранению природы и биологического разнообразия была образована в 1990 гс целью укрепления сотрудничества стран АСЕАН поданному направлению. Для достижения этой цели рабочая группа обращает свое внимание на пять нижеперечисленных приоритетных направлений сохранение разнообразия экосистем и их устойчивое развитие укрепление деятельности Центра АСЕАН по биологическому разнообразию разработка и принятие общих механизмов по доступу к генетическим ресурсам усиление сотрудничества в области защиты и сохранения паркового хозяйства
154
См ASEAN Working Group on Multilateral Environmental Agreement.
URL: http://www.aseansec.org/205-42.htm (дата обращения 20.04. 2011).
контроль за выполнением обязательств ив соответствующих случаях выработка общей позиции АСЕАН по международными региональным соглашениям в области сохранения природы, биологического разнообразия
155
Рабочая группа по водным ресурсам. В целом запасы пресной воды и их пригодность в регионе оцениваются специалистами как весьма высокие. Однако некоторые из стран АСЕАН испытывают сезонный дефицит воды, который усугубляется возрастающим использованием пресной воды на нужды промышленности, сельского хозяйства и быстро увеличивающегося населения. Спрос на пресную воду, как ожидают, увеличится примерно на одну треть в течение ближайших двадцати лет. Все это ставит на первый план внедрение в регионе более эффективной и интегрированной системы управления, которая определяет баланс между экономическими потребностями в пресноводных ресурсах и необходимостью их сохранения для будущих поколений. Для укрепления сотрудничества государств-членов Ассоциации в сфере управления водными ресурсами, в 2003 г. была образована рабочая группа по водным ресурсам. Она выполняет следующие функции организация и практическое осуществление интегрированного управления водными ресурсами обмен информацией, технологиями и ноу-хау между агентствами по управлению водными ресурсами в государствах-членах; проведение мероприятий по подготовке, образованию и пропаганде Рабочая группа по прибрежной и морской среде наделена следующей компетенцией разработка региональных планов действий по устойчивому развитию и управлению прибрежными и морскими ресурсами
155
См ASEAN Working Group on Nature Conservation and Biodiversity. URL: http://environment.asean.org/in-dex.php?page=overview:consv (дата обращения 10.01.2013).
156
Подробнее см Копылов МН, Мохаммад С.А., Сасиев К.Х. Обеспечение экологической безопасности трансграничного водотока в системе управления им // Международное право – International Law. – 2007. – № 4 (32). – С. 153-183; Махкамбаев С.Д. Международ- но-правовое регулирование сотрудничества государств по использованию трансграничных водных ресурсов в регионе центральной Азии. – Душанбе Ирфон, 2012.
157
См ASEAN Working Group on Water Resources Management. URL: http://www.aseansec.org/20554.htm (дата обращения 20.04.2011).

78 создание структуры и содействие координации, сотрудничеству и обмену информацией с другими органами АСЕАН и международными организациями по защите, сохранению и управлению прибрежными зонами и морской средой разработка регионального плана действий по защите прибрежной и морской среды от загрязнения из находящихся на суше и морских источников разработка общего механизма действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной прибрежной и морской среды сотрудничество с соответствующими международными организациями, например, с Координационным органом по морям Восточной Азии, в деле реализации программ рабочей группы
158
Рабочая группа по экологическому образованию была создана на ой встрече высших должностных лиц по окружающей среде. Она реализует План действий АСЕАН по экологическому образованию
2008-2012 гг. Данный План был принят на ой неформальной встрече министров по окружающей среде. План действий был разработан в соответствие с Программой Десятилетие образования в интересах устойчивого развитии ООН. Государства-члены АСЕАН согласны в том, что начальная реализация Плана действий будет сосредоточена наследующих действиях развитие концепции устойчивой школы (эко-школа или зеленая школа) по региону и создание сетевой системы устойчивых школ АСЕАН; проведение Программы подготовки лидерства по устойчивому развитию для основных групп (государственные официальные деятели, депутаты парламента, профессионалы по коммуникации, молодежь и женщины управление системой базы данных АСЕАН по экологическому образованию как центральной платформой для обмена информацией развитие сетевой организации молодежи АСЕАН по устойчивому развитию
158
См ASEAN Working Group on Coastal and Marine Environment. URL: http://environment.asean.org/in-dex.php?page=overview:cme (дата обращения 10.01.2013).
организация фестивалей фильмов АСЕАН по устойчивому развитию Рабочая группа по изменению климатабыла образована в октябре
2009 г. Работа данной группы направлена на укрепление регионального сотрудничества в деле противодействия изменению климата
160
.Ее главной задачей является реализация Инициативы АСЕАН по изменению климата. Сфера сотрудничества поданной Инициативе включает разработку политики и стратегии, обмен информацией и передачу технологий. Инициатива выступает как консультативная платформа для усиления региональной координации и сотрудничества по противодействию изменению климата и принятию конкретных мер по разрешению его неблагоприятных последствий
161
Рабочая группа по экологически устойчивым городам.На своей встрече 4 марта 2003 г. министры по окружающей среде приняли региональную программу развития экологически устойчивых городов ив июне того же года учредили рабочую группу по экологически устойчивым городам. Группой была разработана структура экологически устойчивых городов, которая определяет цели, стратегию и программы последующим экологическим направлениям чистый воздух, чистая вода и чистая земля. Впоследствии была принята Инициатива АСЕАН по экологически устойчивым городам. Данная Инициатива включает все- бя два компонента План действий по экологически устойчивым городами Сетевую систему АСЕАН по ним. Сетевая система АСЕАН по экологически устойчивым городам призвана выступать как площадка, на которой 25 участвующих в программе городов обмениваются своим
159
См An overview on ASEAN environmental cooperation. URL: http://environment.asean.org/ index.php?pa-ge=overview (дата обращения 08.01.2013).
160
См ASEAN ministers form working group on climate change. Asia Pacific News, 29 Octo- ber 2009. URL: http://www.channelnewsasia.com/stories/southeastasia/view/1014582/1/.html дата обращения 08.01.2013).
161
См An overview on ASEAN environmental cooperation. URL: http://environment.asean.org/ in-dex.php?page=overview (дата обращения 08.01.2013).
162
Подробнее см Nguyễn T. T. T. Tiêu chí Thành phố bền vững về môi trường của các nước
ASEAN – Thực trạng các đô thị vừa và nhỏ ở Việt Nam // Tạp chí môi trường, 2010. – № 6.
URL: http://vea.gov.vn/VN/truyenthong/tapchimt/nctd42009/Pages/Ti%C3%AAuch%C3%ADTh%
C3%A0nhph%E1%BB%91b%E1%BB%85nv%E1%BB%AFngv%E1%BB%81m%C3%B4itru
%E1%BB%9Dngc%E1%BB%A7ac%C3%A1cn%C6%B0%E1%BB%9BcASEAN-Th%E1%BB%
B1ctr%E1%BA%A1ngc%C3%A1c%C4%91%C3%B4th-%E1%BB%8Bv%E1%BB%ABav%
C3%A0nh%E1%BB%8F%E1%BB%9FVi%E1%BB%87tNam.aspx (дата обращения 10.01.2013)

80 опытом и лучшей практикой по экологическому управлению и охране окружающей среды
163
Что касается борьбы с трансграничным переносом дымового загрязнения, то странами АСЕАН было принято специальное Соглашение. В структуре Сообщества по социально-культурным вопросам для реализации Соглашения была создана отдельная система, не входящая в предметную область охраны окружающей среды. Другой аспект природоохранной деятельности АСЕАН – борьба с экологическими преступлениями. Именно трансграничные экологические преступления представляют серьезную угрозу биологическому разнообразию и окружающей среде региона. Их самыми типичными видами являются незаконная торговля видами диких животных незаконная торговля озоноразрушающими веществами сброс и незаконная перевозка опасных отходов незаконный и нерегулируемый рыбный промысел незаконные рубки и торговля древесиной. Главную роль в борьбе с транснациональными экологическими преступлениями в Юго-Восточной Азии играет Ассоциация Национальной Полиции АСЕАН (АСЕАНПОЛ). Она является механизмом регионального сотрудничества в сфере уголовной юстиции. В январе 2010 г. был образован Секретариат АСЕАНПОЛ, до образования Секретариата, АСЕАНПОЛ существовал как Форум начальников национальных полиций. Учреждение Секретариата – первый шаг на пути к институционализации центрального аппарата уголовной юстиции в Юго-Восточной Азии. Его образование способствует координации и сотрудничеству между государствами-членами АСЕАН в области противодействия региональным трансграничным преступлениям в целом, и экологическим преступлениям – в частности. Немаловажную роль в защите окружающей среды играет обеспечение экологических прав человека. В рамках АСЕАН в 2009 г. была соз-
163
См Environmentally sustainable cities in ASEAN. URL: http://environment.asean.org/ index.php?page-=overview:esc:about (дата обращения 10.01.2013).
164
О том, как проблема отходов угрожает экологической безопасности региона Юго-
Восточной Азии см Нгуен НА Проблема отходов в Юго-Восточной Азии и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовой аспект) // Евразийский юридический журнал. – 2013. – № 1 (56). – С. 69-72.
165
Подробнее см Бринчук ММ Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право. – 2004. – № 5. – С. 5-15; Копылов МН Теоретические основы экологических прав человека // Вестник Московского государственного Открытого университета С. 6-16; Копылов МН, Солнцев А.М. Экологические права в сис-
дана Межправительственная комиссия по правам человека. Входе ого саммита АСЕАН в Пномпене (Камбоджа) 18-20 ноября 2012 г. была подписана Декларация прав человека АСЕАН. Несмотря на критику со стороны международных правозащитных организаций, принятие Декларации явилось важным вкладом в обеспечение прав человека на региональном уровне. В Декларации закрепляются право человека на безопасную, чистую и устойчивую окружающую среду (пи право на развитие (п. 35)
167
. При реализации права на развитие необходимо учитывать в равной степени экологические потребности настоящего и будущих поколений. Но Декларация прав человека АСЕАН 2012 г. не имеет обязывающего характера. Диссертант полагает, что государства-члены Организации не должны останавливаться на достигнутом результате. Необходимо принять документ обязывающего характера по защите прав человека. В него следовало бы включить отдельный раздел по экологическим правам, содержащий наиболее полный их перечень. Параллельно страны
АСЕАН должны предпринимать усилия по повышению эффективности работы Комиссии вообще, ив защите экологических прав человека – в частности. Достойным примером для подражания в этом плане является региональный механизм защиты экологических прав человека в Африке
168
теме международно-признанных прав человека // Государство и право. – 2010. – № 3. – С. 22-32; Солнцев А.М., Петрова НА. Как заставить государства соблюдать экологические права человека // Международное право – International Law. – 2010. – № 4 (44). – С. 41-49; Соколова НА Антропоцентрический подход в международном праве окружающей среды // Международное право – International Law. – 2009. – № 2 (38). – С. 34-36;
Никишин В.В. О естественном праве на благоприятную окружающую среду // Экологическое право. – 2011. – № 5. – С. 7-12; Копылов МН, Солнцев А.М. Экологические права человека // Международное гуманитарное право Учебник / под ред. А.Я. Капустина. – М Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С.
166
Международные правозащитные организации считают, что эта декларация не дотягивает даже до минимальных стандартов. – Подробнее см An Open Letter from the Coordi- nation Committee of the Special Procedures of the Human Rights Council on the draft ASEAN
Human Rights Declaration. URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/SP/ Let- terASEAN_Nov2012.doc (дата обращения 19.11. 2012); UN rights chief to Southeast Asian leaders: make your landmark human rights declaration more inclusive. URL: http:/www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=43446&Cr=human+rights&Cr1=#.UKn8Tmel eSo (дата обращения 19.11.2012 ).
167
ASEAN Human rights Declaration. Phnom penh, Cambodia, 18 November 2012. URL: http://asean2012.mfa.gov.kh/index.php?page=detail&article=328&lg=en (дата обращения 19.11.
2012).
168
См Шашкина ЕЮ Механизм защиты экологических прав человека на примере Африканского региона // Вестник Московского государственного открытого университета. –
2011. – № 3. – С. 36-40; Абашидзе АХ, Солнцев А.М. Юбилей Африканской Хартии прав человека и народов // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 2 (45). – СВ результате проведенного выше обзора природоохранных функций главных органов АСЕАН, можно сделать предварительный вывод о достоинствах и недостатках институциональной основы деятельности Ассоциации в сфере охраны окружающей среды. Во-первых, необходимо отметить, что защита окружающей среды является приоритетным направлением в деятельности АСЕАН. Ассоциации удалось сформировать общую региональную экологическую политику, объединившую весьма разные политические и культурные традиции государств-членов
169
. Во-вторых,
АСЕАН создала развернутую систему экологической защиты на всех уровнях. Иерархически системная организация по защите окружающей среды позволяет разрешать экологические проблемы на всех уровнях и во всех областях деятельности Ассоциации. Наконец, в-третьих, последний плюс связан с методом АСЕАН», когда по всем вопросам проводятся консультации и достигается консенсус. АСЕАН не существует как наднациональная организация, которая принимает решения и заставляет свои государства-члены их точно выполнять. Поэтому все его органы, в том числе природоохранные, являются коллегиальными, в которые входят национальные представители стран-членов Ассоциации. Они выступают как форумы, на которых лидеры стран АСЕАН обсуждают экологические проблемы и принимают по ним соответствующие решения. Данный механизм позволяет учитывать интересы всех государств-членов. С другой стороны, институциональный механизм АСЕАН в области охраны окружающей среды продемонстрировал некоторые присущие ему недостатки. Первый недостаток касается развернутой системы природоохранной деятельности АСЕАН. Полномочия по защите окружающей среды рассредоточены по многим органам АСЕАН. Иногда это приводит к фрагментации и неэффективности природоохранной деятельности АСЕАН. Только деятельность Совета по социально- культурным вопросам включает в себя два самостоятельных направления природную среду и дымовое загрязнение. По сути, они могут быть объединены в одну предметную область – область защиты окружающей
169
См Koh K.L., Robinson N.A. Strengthening sustainable Development in Regional In-
Governmental Governance: Lessons from the «ASEAN Way» // Singapore Journal of International and Comparative Law. – 2002. – № 6. – P. 659; Koh K.L., Robinson N.A. Regional Environmental
Governance: Examining the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) Model // Global En- vironmental Governance – Options & Opportunities / D.C. Esty and M.H. Ivanova (eds). – New
Haven, CT: Yale School of Forestry and Environmental Studies, 2002. – P. 101–120.
среды. Как представляется диссертанту, необходимо не дробление функций, а повышение качества работы соответствующего Совета. АСЕАН нуждается в централизованной системе, которая объединила бы все направления охраны природы. На первой встрече министров по окружающей среде стран АСЕАН в Маниле (Филиппины) было предложено учредить Комитет по окружающей среде АСЕАН
170
. Но и спустя 30 лет такой Комитет не был создан. Эксперты рабочих групп, создаваемых по различным аспектам экологической проблематики, работу в АСЕАН совмещают с выполнением административно-управленческих функций в своих странах. Это не позволяет им полностью сконцентрироваться на решении задач, стоящих перед АСЕАН в экологической области. Диссертант полагает, что настало время создать централизованный и постоянно действующий орган исключительно для обеспечения международного природоохранного сотрудничества. При этом должен быть сохранен Министерский орган из высших должностных лиц национальных природоохранных ведомств для реализации метода АСЕ-
АН» с учетом интересов всех стран Ассоциации. Недостаточная эффективность системы органов АСЕАН в области природоохранения связана еще и стем, что в Ассоциации отсутствует механизм контроля и разрешения споров в данной области. Функции контроля могли бы быть возложены на предлагаемый Координационный орган. Что же касается разрешения экологических споров, то здесь весьма полезным может быть опыт Европейского Союза. Конечно,
АСЕАН несравнима с ЕС по договорно-правовой базе, структуре и степени интеграции. Но как региональные организации экономической интеграции, они имеют много общего. Ив данном случае опыт Суда Европейского Союза в разрешении экологических споров может быть весьма полезен для АСЕАН.
170
См Manila Declaration on the ASEAN Environment. Manila, Philippines, 30 April 1981.
URL: http: // environment.asean.org/index.php?page=agreements:maniladeclaration (дата обращения Подробнее о Суде Европейского Союза см Мещерякова ОМ Лиссабонский договори Суд Европейского Союза // Вестник Евразийского национального университета. Сер.
Юрид. науки. – Астана, 2012. – №1. – С. 124-128; Безбах В.В., Беликова КМ Европейский суд правосудия общая характеристика и значение принципов, закрепляемых им в области правового регулирования отношений в сфере гражданского и торгового оборота // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 6 (49). – С. 59–61.

84
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
написать администратору сайта