Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Нгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеНгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341
АнкорМ†™•в.pdf
Дата12.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМ†™•в.pdf
ТипРеферат
#18365
страница7 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20
1.3. Концепция и принципы устойчивого развития в деятельности АСЕАН Еще в конце х гг. ХХ в. проф. В.П. Шатров справедливо отметил социалистические, капиталистические и развивающиеся страны одинаково заинтересованы в решении глобальных экологических проблем»
173
В этом плане государства-члены АСЕАН, в основном развивающиеся, не являются исключением. Встречая общечеловеческие экологические проблемы, они уделяют больше и больше внимания поиску путей гармонизации развития и охраны окружающей среды. Тем более, что как пишет Н.Г. Рогожина, в Юго-Восточной Азии, более чем где-либо особенно остро обозначились противоречия между интересами экономического роста и потребностью охраны окружающей среды»
175
Диссертант полностью разделяет позицию проф. МН. Копылова, когда он пишет, что экологические проблемы в развивающихся государствах целесообразно решать, в первую очередь, через продуманную специфическую стратегию их развития, неповторяющую традиционную модель развития ведущих западных государств. У стран АСЕАН, как и у других развивающихся стран нет другого выбора, кроме пути устойчивого развития. Природоохранная практика АСЕАН наглядно показала, что концепция и принципы устойчивого развития были поэтапно реализованы в деятельности Ассоциации. Как справедливо отметил проф. ММ. Бринчук, в эколого- правовой науке концепция устойчивого развития оценивается как альтернатива господствующей вовсе времена во всем мире концепции потребительского отношения человеческого общества к природе и ее ре Подробнее см Международное право. Практикум / под ред. АН. Вылегжанина,
А.Я. Капустина, МН. Копылова. – МИД Юрис Пруденс, 2011. – С. 257-352; Право Европейского Союза Учебник / под ред. А.Я. Капустина. – М Юрайт 2013. – С. 293 -296.
173
. Международно-правовые проблемы стран Африки. – М Наука, 1989. – СВ настоящее время именно в развивающиеся страны переместился центр глобальной экологической безопасности. – Подробнее см Рогожина Н.Г. Новые тенденции в экологической политике развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения С. 82-83.
175
Рогожина Н.Г. Современные политические процессы в странах Юго-Восточной Азии Экологическая составляющая. Афтореф. дис. … д-ра полит. наук. МС Копылов МН Право на развитие и экологическая безопасность развивающих стран
(международно-правовые вопросы. – М ЭКОН, 2000. – С. 106.

85
сурсам»
177
. О глобальной экологической катастрофе вследствие бесконтрольного роста потребления и производства настоятельно предупреждал академик Н.Н. Моисеев. Он писал Человек порожден биосферой, является ее составной частью и во всяком случаев обозримом будущем жизнь человечества – не отдельных людей в космических кораблях или на космических станциях, а человечества как биологического вида
homo sapiens – внеземной биосферы представляется бессмысленной и вредной утопией»
178
В правовых документах понятие устойчивое развитие до сих пор не получило своего закрепления. Как отмечают авторы монографии Безопасность России, устойчивое развитие – это развитие в согласии с требованиями законов устойчивости биосферы, в пределах того коридора (хозяйственной емкости биосферы, а в локальных и региональных случаях – хозяйственной емкости соответствующих экосистем, которые предопределены для цивилизации ограничениями и запретами, вытекающими из этих законов»
179
Н.Д. Вершило характеризует устойчивое развитие как экологически обоснованное экономическое и социальное развитие, достигаемое посредством обеспечения учета экологических требований при подготовке, принятии и реализации экологически значимых решений винте- ресах нынешнего и будущих поколений. Здесь необходимо отметить, что последнее положение определения Н.Д. Вершила базировалось на содержании доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд Наше общее будущее. Еще в 1987 г. авторы этого доклада справедливо отметили, что при устойчивом развитии удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности 177
Бринчук ММ Экологическое право России и экологические права человека в условиях глобализации // Права человека и процессы глобализации современного мира / под ред.
Е.А. Лукашевой. – М Норма, 2005. – С. 182.
178
Моисеев Н.Н.
Судьба цивилизации. Путь разума. – М МНЭПУ, 1998. – С. 70.
179
Безопасность России. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. – М МГФ Знание, 1999. – С. 11.
180
Вершило Н.Д.
Эколого-правовые основы устойчивого развития. Афтореф. дис. … д-ра юрид. наук. МС Наше общее будущее Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения 19.01.2013)

86 В научной литературе встречается (хотя очень редко) мнение о том, что концепция устойчивого развития является инструментом глобализации и стратегией управляемого преобразования мирового порядка. В.Б.
Павленко в серии своих статей в журнале Обозреватель подвергает концепцию устойчивого развития серьезной критике, считая ее попыткой десуверенизации, осуществляемой с позиций интернационализации таких проблем, как численность населения, природные ресурсы, окружающая среда. Диссертант не считает его аргументы абсолютно необоснованными или ложными. Но деградация окружающей среды в мировом масштабе и трансграничный характер экологических проблем – уже неопровержимые факты. Концепция устойчивого развития, даже изначально выступая в роли инструмента десуверенизации и управляемого преобразованиями- рового порядка (если абсолютно верить утверждению В.Б. Павленко), в настоящее время является единственным путем спасения человечества от угрозы гибели. Устойчивое развитие – высшая ценность глобального значения в современном развитии человеческой цивилизации
183
Концепция устойчивого развития содержит ряд важных принципов. Их количество варьируется в зависимости от точки зрения различных ученых. НА. Соколовой выявлены и сформулированы следующие меж- дународно-правовые принципы устойчивого развития устойчивое использование природных ресурсов справедливость и искоренение нищеты общая, но дифференцированная ответственность принятие мер предосторожности участие общественности, доступ к информации и правосудию благое управление интеграция и взаимосвязь прав человека, социальных, экономических целей и целей охраны окружающей среды 182
См Павленко В.Б. Мифы устойчивого развития // Обозреватель. Observer. – 2010. –
№ 9. – С. 13-43; Павленко В.Б. Мифы устойчивого развития // Обозреватель. Observer. –
2010. – № 10. – С. 5-27; Павленко В.Б. Мифы устойчивого развития // Обозреватель.
Observer. – 2010. – № 11. – С. 22-62; Павленко В.Б. Мифы устойчивого развития // Обозреватель С. 25-48; Павленко В.Б. Мифы устойчивого развития Обозреватель. Observer. – 2011. – № 1. – С. 53-91; Павленко В.Б. Мифы устойчивого развития // Обозреватель. Observer. – 2011. – № 2. – С. 64-106; Павленко В.Б. Мифы устойчивого развития // Обозреватель. Observer. – 2011. – № 3. – С. 41-82.
183
См Умнова И.А. Мир, безопасность и устойчивое развитие как высшие ценности взаимосвязи нравственно-духовных, политических и правовых основ их защиты // Наука и образование хозяйство и экономика предпринимательство право и управление. –
2011. – № 10. – С. 21-25.
184
См Соколова НА Международно-правовые принципы устойчивого развития // Евразийский юридический журнал. – 2010. – № 8 (27). – С. 35-42.
На основе принципов Декларации Рио 1992 г. С.Н. Бабурин выделяет принципов устойчивого развития
185
Принципы устойчивого развития постоянно уточняются и обогащаются. По мнению АД. Шакирова, хотя на настоящий момент несу- ществует никакого консолидирующего документа жесткого права, принципы устойчивого развития включаются эпизодически в различные международные документы и постепенно становятся частью международного обычного права
186
У истоков концепции устойчивого развития, как полагает Д.С. Ве- лиева, стояли работы В.И. Вернадского о биосфере, планетарном аспекте социальной деятельности
187
В июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Как справедливо отметил проф. МН. Копылов, именно под определяющим влиянием решений данной Конференции в течение последующих 20 лет сложилась система универсальных и региональных международных конвенций, соглашений, договоров, протоколов и т.п., посвященных вопросам охраны окружающей среды. На конференции было рекомендовано учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
189
, которая яв-
185
См Бабурин С.Н, Урсул АД Политика устойчивого развития и государственно- правовой процесс. – М ИНФРА-М, 2010. – С. 56-57.
186
См Шакиров АД О концепции устойчивого развития и ее принципах // Учен. зап. Казан. унта. Сер. Гуманит. науки. – 2011. – Т. 153, кн. 1. – С. 222.
187
См Велиева Д.С. Экологическая безопасность в контексте стратегии устойчивого развития Российской Федерации // Власть. – 2010. – № 11. – С. 36; Велиева Д.С. Экологическая безопасность в России конституционно-правовое исследование / под ред. ВТ. Ка- бышева. – Саратов, 2011. – С. 88.
188
Копылов МН Теория и практика организации и проведения конференций ООН по окружающей среде // Экологическое право. – 2008. – № 2. – С. 37-41.
189
Подробнее о статусе, функциях и возможных перспективах преобразования ЮНЕП в полноценную международную межправительственную экологическую организацию см
Копылов МН Международная Экологическая Администрация // Закон и право. – 1998. –
№ 10. – С. 32-36; Копылов МН. ЮНЕП – 35 лет. Сколько еще // Московский журнал международного права. – 2007. – № 2 (66). – С. 153-170; Копылов МН, Солнцев А.М. Международное экологическое право на пороге реформ // Московский журнал международного права. – 2010. – № 1 (77). – С. 110-130; Копылов МН Нужна ли сегодня универсальная международная межправительственная экологическая организация // Актуальные проблемы современного международного права Материалы ежегодной межвузовской науч- но-практической конференции. Москва, 9-10 апреля 2010 г. / под ред. АХ. Абашидзе, МН. Копылова, Е.В. Киселевой. – М РУДН, 2011. – Ч. 1. – С. 235-240; Копылов МН,
Солнцев А.М. Международное экологическое право перед вызовами современности (Международная экологическая организация) // Евразийский юридический журнал. – 2013. –

88 ляется вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Учреждение ЮНЕП ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980 г, впервые содержала упоминание о концепции устойчивого развития.
Свое дальнейшее развитие эта концепция получила в докладе Наше общее будущее. Говоря об этом, американский правовед Д. Магро, справедливо отметил, что концепция устойчивого развития еще недостаточно четко сформулирована для того, чтобы быть признанной международ- но-правовой нормой, но ее частое употребление привело к приданию ей полуофициального статуса»
190
В полном соответствии c глобальными тенденциями активизация природоохранной деятельности АСЕАН приходится наконец х – начало х гг. Стоит отметить, что первоначально охрана окружающей среды не входила в число целей АСЕАН, закрепленных в Декларации г. Начало общих усилий государств-членов АСЕАН по охране природы положила первая субрегиональная экологическая программа
(АСЕП) в 1977 г, разработанная с помощью ЮНЕП. Данная программа выработала субрегиональный механизм сотрудничества путем определения приоритетов, специальных проектов и планов постоянных действий на период с 1978 по 1982 гг.
191
. В 1981 г. в Маниле (Филиппины) состоялась первая встреча министров по окружающей среде стран АСЕАН
(АММЕ). В результате этой встречи была принята первая Декларация об окружающей среде АСЕАН (Манильская декларация. В Декларации была провозглашена цель Ассоциации – охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов, которая призвана со 1 (53). – С. 56-58; Соколова НА На пути к созданию Всемирной организации по окружающей среде // Lex Russica (Научные труды Московской государственной юридической академии. – 2007. – № 6. – С. 1141-1152; Biermann F. Reforming Global Environmental
Governance: From UNEP Towards A World Environment Organization // Global Environ- mental Governance. Perspectives on the Current Debate / L. Swart, E. Perry (eds). – New York,
2007. – P. 103-123.
190
См Magraw D.B., Hawke L.D. Sustainable Development // The Oxford Handbook of Interna- tional Environmental Law / D. Bodansky (ed.). – Oxford: Oxford University Press, 2007. – P. 618.
191
См ASEAN Sub-Regional Environment Programme, Phase I: 1978-1982 // Koh K.L.
ASEAN Environmental law, policy, and governance: selected documents. – World Scientific,
2009. – Vol. 1. – P. 311-336.
действовать устойчивому развитию на длительную перспективу с целью снижения уровня бедности и обеспечения максимального качества жизни народам АСЕАН
192
. Министры государств-членов АСЕАН пришли к общему мнению, что устойчивое развитие непосредственно зависит от состояния природных ресурсов. Впервые на региональном уровне элемент концепции устойчивого развития был юридически закреплен вис- точнике мягкого права АСЕАН. Этот факт свидетельствует о высокой заботе лидеров стран АСЕАН об устойчивом развитии и охране окружающей среды. Манильская декларация вновь подтвердила приоритеты, закрепленные впервой субрегиональной экологической программе экологическое управление, включая оценку экологических последствий охрану природы и экосистемы морскую природу промышленность и окружающую среду экологическое образование и подготовку экологическую информацию. Следующая субрегиональная экологическая программа (АСЕП II) была разработана на основе последующей реализации и пересмотра первой программы. Она была принята на седьмой встрече группы экспертов АСЕАН по окружающей среде. Вторая субрегиональная экологическая программа была направлена на реализацию конкретных мероприятий
195
В Бангкоке (Таиланд) 29 ноября 1984 г. состоялась вторая встреча министров по окружающей среде стран АСЕАН для обсуждения наиболее важных экологических проблем региона. С первой встречи в 1981 г.
192
См Manila Declaration on the ASEAN Environment. Manila, Philippines, 30 April 1981.
URL: http://environment.asean.org/index.php?page=agreements:maniladeclaration (дата обращения О нормах международного мягкого права см Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. – М Спарк, 1997. – С. 124-133; Лукашук
И.И. Международное право. Общая часть. – М БЕК, 2001. – С. 111-114; Chinkin C. The
Challenge of Soft Law // International and Comparative Law Quarterly. – 1989. – Vol. 38. – P. 4.
194
О месте и роли мягкого права в системе международного экологического права см
Копылов МН, Копылов СМ О системе источников международного экологического права
// Международное право – International Law. – 2007. – № 4(32). – С. 5-27; Копылов МН,
Копылов СМ Источники международного экологического права // Образование. Наука. Творчество. – 2008. – № 5. – С. 71-80; Копылов МН Мягкое право его сущность и роль в регулировании международных экологических отношений // Актуальные проблемы современного международного права Материалы межвузовской научно-практической конференции. Москва, 11-12 апреля 2008 г. / под ред. А.Я. Капустина, ФР. Ананидзе. – М
РУДН, 2009. – С. 221-229.
195
См ASEAN Sub-Regional Environment Programme, Phase II: 1983-1987 // Koh K.L.
ASEAN Environmental law, policy, and governance: selected documents. – World Scientific,
2009. – Vol. 1. – P. 337-386.

90 такого рода встречи проводятся на регулярной основе разв три года. Министры согласились принять Декларацию об окружающей среде
АСЕАН (Бангкокская декларация) и Декларацию о защите и сохранении паркового хозяйства. Бангкокская декларация явилась логическим продолжением Манильской декларации. В Бангкокской декларации министры АСЕАН выразили озабоченность проблемами деградации окружающей среды региона, вызванными ростом населения и экономическим развитием. Достигнутые в результате реализации первой субрегиональной экологической программы успехи позволили министрам заявить о своем стремлении продвигать и усиливать региональное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Бангкокская декларация конкретизировала шесть приоритетных направлений, закрепленных в Манильской декларации. В ней специально подчеркивается, что для обеспечения устойчивого развития, долгосрочной охраны окружающей среды и одновременного повышения уровня жизни людей необходимо воплощать передовые и прогрессивные экологические технологии на начальном этапе разработки проектов развития
196
В 1985 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) шесть стран АСЕАН, включая нового члена – Бруней, приняли первый региональный документ, имеющий обязательный характер в области охраны окружающей среды – Соглашение о сохранении природы и природных ресурсов.
Куала-Лумпурское соглашение стало хронологически вторым примером экосистемного управления. Экологическая составляющая является главной частью устойчивого развития. И Куала-Лумпурское соглашение, подтверждающее принцип экосистемного управления, ориентирует страны АСЕАН на принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития. Историческим событием в процессе реализации концепции устойчивого развития в деятельности АСЕАН явилось принятие Джакартской резолюции по устойчивому развитию на третьей встрече министров по окружающей среде 1987 г. Джакартская резолюция была принята 30 октября г, теза полтора месяца до известной резолюции Генеральной
196
См Bangkok Declaration on the ASEAN Environment. Bangkok, Thailand, 29 November
1984. URL: http://environment.asean.org/index.php?page=agreements:bangkokdeclaration (дата обращения 10.01.2013).
Ассамблеи ООН, в которой последняя приветствовала доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию Наше общее будущее. Джакартская резолюция содержала схожее с докладом Международной комиссии определение устойчивого развития, в соответствии с которым природопользование нынешними поколениями не должно подвергать опасности возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Министры стран АСЕАН по окружающей среде были убеждены в том, что устойчивость развития нуждается вин- тегрировании экологического управления в процесс развития. В резолютивной части Джакартской резолюции содержался вывод о том, что министры единодушно рассматривают устойчивое развитие в качестве фактора, объединяющего усилия государств АСЕАН в данной области. В резолюции подчеркивалось, что совместные усилия должны быть сосредоточены на общих ресурсах и проблемах, затрагивающих общее благополучие народов АСЕАН. Сотрудничество АСЕАН в сфере устойчивого развития должно охватывать не только взаимодействие между государствами и государственными агентствами, но и между частными коммерческими секторами, профессиональными ассоциациями, образовательными, академическими институтами и неправительственными организациями. Кроме Джакартской резолюции на третьей встрече министров по окружающей среде была одобрена третья по счету субрегиональная экологическая программа (АСЕП III)
198
. Именно с ее принятием обычно связывают начало второго этапа в развитии природоохранной деятельности стран Юго-Восточной Азии. Как справедливо полагает Н.Г. Рогожина, этот этап реализации региональной экологической политики отмечен отходом от одностороннего, характерного для первого этапа видения приоритетной цели в сохранении природы, в интересах проведения более широкого комплекса экологических мероприятий в контексте реализации стратегии устойчивого развития 197
Jakarta Resolution on Sustainable Development. Jakarta, Indonesia, 30 October 1987. URL:
http://environment.asean.org/index.php?page=agreements:jakartaresolution (дата обращения
10.01.2013).
198
См ASEAN Sub-Regional Environment Programme, Phase III: 1988-1992 // Koh K.L.
ASEAN Environmental law, policy, and governance: selected documents. – World Scientific,
2009. – Vol. 1. – P. 387-412.
199
Рогожина Н.Г.
Экологическая стратегия стран Юго-Восточной Азии (социально- политический аспект. – М ИМЭМО РАН, 2010. – С. 115.

92 Четвертая встреча министров по окружающей среде состоялась
19 июня 1990 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия. На этой встрече была сформулирована единая позиция государств-членов АСЕАН на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. и Конференции по окружающей среде Азиатско-Тихоокеанского региона. Министры подчеркнули необходимость усиления глобального и регионального сотрудничества, а также разработки принципов, лежащих в основе такого сотрудничества. Принятое на этой встрече Куала-Лумпурское согласие по окружающей среде и развитию подтвердило приверженность стран
АСЕАН к устойчивому развитию. Параллельно с этим на встрече была предпринята попытка разработать общую стратегию АСЕАН по устойчивому развитию. Лидерами стран АСЕАН, в частности, были предприняты некоторые конкретные шаги по управлению в сфере окружающей среды гармонизации стандартов экологического качества, исследования и применения экологически чистых технологий. Важное значение для международного сотрудничества (в том числе сотрудничества в рамках АСЕАН) в сфере охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития имела Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г, на которой был представлен детальный анализ экологической ситуации в мире. Результатом работы Конференции явилось принятие трех источников т.н. мягкого права Декларации по окружающей среде и развитию, Повестки дня навеки Принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов (Лесные принципы. Большая часть принципов Декларации Рио посвящена проблеме обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды и имеет социально-экономический характер. Принцип 1 провозглашает Забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Принцип 25 устанавливает, что Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и нераз- делимы».
200
См Kuala Lumpur Accord on Environment and Development. Kuala Lumpur, Malaysia,
19 June 1990. URL:
http://environment.asean.org/index.php?page=agreements:klaccord (дата обращения 10.01.2013).
После Конференции в Рио-де-Жанейро в рамках АСЕАН были приняты три региональных документа по окружающей среде и развитию Сингапурская резолюция 1992 г, резолюция Бандар Сери Бегаван
1994 г. и Джакартская декларация г. Эти резолюции призывали усилить региональное сотрудничество, предпринимать конкретные действия для реализации цели устойчивого развития. Шаг за шагом страны АСЕАН воплощали в деятельность Ассоциации идеи устойчивого развития, изложенные в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Вместе с другими развивающимися странами они, в частности, призывали индустриально развитые государства выполнять свои обязательства, принятые на Конференции в Рио по обеспечению ресурсами и передаче технологий, что предусматривалось Повесткой дня на XXI век»
201
В качестве примера помощи развивающимся странам в области охраны окружающей среды можно привести практикуемые с 1987 г. договоры об обмене внешнего долга на экологические проекты («Debt-for-
Nature Swaps»)
202
. Страны АСЕАН в программах обмена части внешнего долга на экологические проекты представлены Филиппинами и Индонезией. В Индонезии этот процесс находится на самой начальной стадии (в 2009 г. был заключен первый договор об обмене. А Филиппины заключили четыре таких договора (24 июня 1988 г, в марте 1990 г, в
201
См Jakarta ASEAN Declaration on Environment and Development. Jakarta, Indonesia, 18 Sep- tember 1997. URL: http://environment.asean.org/index.php?page=agreements:jakartadeclaration дата обращения 10.01.2013).
202
Подробнее см Копылов МН, Басырова ЕР Договоры об обмене части внешнего долга на экологические проекты («debt-for-nature swaps»): благо или угроза неотъемлемому суверенитету над природными ресурсами // Евразийский юридический журнал. –
2011. – № 12 (43). – С. 26-31; Копылов МН, Басырова ЕР Взгляд на договоры об обмене внешнего долга на экологические проекты («debt-for-nature swaps») через призму принципа неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2011. – № 5. – С. 112-119; Копылов МН, Басырова ЕР Договорный механизм обмена части внешнего долга на экологические проекты // Московский журнал международного права. – 2011. –
№ 4(84). – С. 37-51; Kopylov M.N. The Goals of Development and Environmental Security:
Can they go together well in Africa? // Changing Paradigms in Development – South, East and
West. A Meeting of Minds in Africa. – Uppsala: The Scandinavian Institute of African Studies,
1993. – P. 177-193; Копылов МН летний опыт охраны окружающей среды в развивающихся странах в условиях кризиса внешней задолженности // Актуальные проблемы современного международного права Материалы ежегодной межвузовской научно- практической конференции. Москва, 10-11 апреля 2009 г. / под ред. А.Я. Капустина, ФР. Ананидзе. – М РУДН, 2010. – С. 298-304.

94 феврале 1992 г, 4 августа 1993 г, которые уже принесли конкретные плоды. В результате реализации договоров об обмене учреждались операционные фонды, которые финансировали работы по защите и управлению национальным парком Сен-Полс-Саб-терраниэн-Ривер и морским парком Эль Нидо на острове Палаван, деятельность по совершенствованию филиппинского законодательства в области международной торговли видами дикой фауны и флоры в соответствии с требованиями конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 га также создание интегрированной системы особо охраняемых природных территорий, послевузовскую академическую и полевую подготовку национальных кадров. Успехи на Филиппинах могут служить достойным примером для подражания для других стран региона, еще не охваченных системой договоров об обмене. После принятия и реализации нескольких субрегиональных экологических программ (АСЕП) была признана необходимость разработки нового плана действий с учетом результатов Конференции в Рио. Новый стратегический план действий (АСПЕН) был разработан при помощи ЮНЕП и одобрен на встрече министров по окружающей среде в 1994 г. Первый стратегический план действий содержал 10 главных стратегических пунктов и 27 вспомогательных действий, рассчитанных на период с 1994 по 1998 гг.
204
Этот план наложил своего рода экологический отпечаток на реализацию Соглашения озоне свободной торговли АСЕАН (АФТА). Он выступает в роли главных природоохранных ориентиров АСЕАН на е гг. В 1997 г. главы государств и правительств стран АСЕАН в Видении вновь подтвердили свою приверженность принципам устойчивого развития. Данный документ отразил желание лидеров стран Ассоциации увидеть регион зеленым, чистым, устойчиво развивающимся чистая и зеленая АСЕАН с четко выстроенным механизмом
203
См Басырова ЕР, Копылов МН Роль договоров об обмене внешнего долга на экологические проекты в обеспечении реализации принципа неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами // Экологическое право. – 2011. – № 5. – С. 37-38.
204
См ASEAN Strategic Plan of Action on the Environment 1994-1998 // Koh K.L. ASEAN
Environmental law, policy, and governance: selected documents. – World Scientific, 2009. –
Vol. 1. – P. 413-468.
устойчивого развития, направленным на охрану окружающей среды региона, устойчивость его природных ресурсов и высококачественную жизнь его людей. Провозглашенная цель должна быть достигнута посредством принятия и реализации ряда планов действий, которые определяют стратегии и специальные мероприятия с конкретными результатами, средства реализации и среднесрочные механизмы контроля. Первый такой план – Ханойский план действий, рассчитанный на период с 1999 по 2004 гг., – был принят 15 декабря 1998 г. на саммите
АСЕАН в Ханое. В нем были закреплены 10 стратегических направлений развития АСЕАН, шестым из которых является охрана окружающей среды и укрепление устойчивого развития. Данное направление содержит 15 пунктов, касающихся различных аспектов региональной природоохранной деятельности и обеспечения устойчивого развития усовершенствование институционального и правового механизма им- плементации Повестки дня навек реализация плана АСЕАН по сохранению региональных водных ресурсов региональные усилия по противодействию изменению климата и т.д.
206
Ханойский план принципиальным образом отличается от предыдущих субрегиональных экологических программ и стратегических планов действий. Этот план был принят не министрами стран АСЕАН по окружающей среде, а главами государств и правительств. Кроме того, в Ханойском плане проблема защиты окружающей среды и устойчивого развития рассматривалась не отдельно в отрыве от экономических и социально-культурных факторов, а в тесном взаимодействии сними. В 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об оценке процесса реализации решений Конференции Рио с целью созыва в 2002 г. аналогичной по уровню конференции – Всемирной встречена высшем уровне по устойчивому развитию.
Конференция состоялась в августе – сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР. Участники Конференции подтвердили приверженность мирового сообщества концепции устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения
205
ASEAN Vision 2020. Kuala-Lumpur, Malaysia, 15 December 1997. URL: http://www.asean.org/asean/asean-summit/item/asean-vision-2020 (дата обращения 09.01.2013).
206
См Hanoi Plan of Action. Hanoi, Vietnam, 5 December 1997. URL: http://www.asean.org/asean/asean-summit/item/hanoi-plan-of-action (дата обращения 10.01.2013).

96 планеты. Конференция завершилась принятием пакета документов Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и Плана выполнения решений Всемирного Саммита по устойчивому развитию. После Всемирной встречи в Йоханнесбурге в АСЕАН принимается Янгонская резолюция (Мьянма) по устойчивому развитию, в которой министры по окружающей среде выразили поддержку глобальным усилиям по охране природы и устойчивому развитию. Они подчеркнули, что Йоханнесбургский План выполнения решений, принятых на Всемирной встрече, создает эффективную систему международного и регионального сотрудничества на основе принципа общей, но дифференцированной ответственности, и что АСЕАН на основе региональной системы, образованной Видением АСЕАН 2020», Ханойским планом действий и другими последующими планами действий, будет действовать в русле международных тенденций. В Янгонской резолюции вновь нашла свое подтверждение триединая концепция устойчивого (эколого- социально-экономического) развития. Тем самым в очередной раз была подтверждена официальная позиция АСЕАН, согласно которой устойчивое развитие достижимо только путем объединения охраны окружающей среды, экономического роста и культурно-социального развития в рамках единой интегрированной и скоординированной политики. В резолюции были повторены десять приоритетных направлений, одобренных на седьмой неформальной встрече министров по окружающей среде АСЕАН: трансграничный перенос дымового загрязнения в результате наземных и лесных пожаров прибрежная и морская среда устойчивое управление лесами устойчивое управление природными парками и охраняемыми зонами водные ресурсы осознание общественностью экологических проблем и экологическое образование развитие экологических технологий и чистого производства управление городской средой мониторинг устойчивого развития гармонизация баз данных. По семи из этих десяти направлений создаются рабочие группы, которые являются вспомогательными органами министерского органа и высших должностных лиц по окружающей среде.
207
См Yangon Resolution on Sustainable Development. Yangon, Myanmar, 18 December
2003. URL: http://environment.asean.org/index.php?page=agreements:yangonresolution (дата обращения 11.01.2013).
Следующая резолюция по устойчивому развитию была принята три года спустя в Себу (Филиппины. Новизна резолюции Себу заключается в том, что страны АСЕАН вместе со своими партнерами по диалогам (КНР, Япония, Республика Корея) учредили структуру «АСЕАН плюс 3»
208
. Эти три государства являются соседними по отношению к АСЕАН ив тоже время главными ее экономическими партнеры. Охрана окружающей среды и обеспечение устойчивого развития региона не могут быть эффективными без их участия и гармоничного сотрудничества. В последующем, в рамах АСЕАН были приняты и другие документы природоохранной направленности, которые косвенно затрагивают и подтверждают принципы устойчивого развития Соглашение по борьбе с трансграничным переносом дымового загрязнения 2002 г, Декларация о защите и сохранении паркового хозяйства 2003 г, Соглашение об учреждении центра биологического разнообразия АСЕАН 2005 г. В 2007 г. нам саммите АСЕАН в Сингапуре главы государств и правительств стран Ассоциации приняли Декларацию об экологической устойчивости. На третьем саммите Восточной Азии лидеры АСЕАН совместно с главами государств и правительств КНР, Индии, Австралии, Японии, Республики Корея и Новой Зеландии приняли Сингапурскую декларацию об изменении климата, энергетике и окружающей среде. На ом саммите АСЕАН 29 ноября 2004 г. во Вьентьяне (Лаос) главы государств и правительств стран Ассоциации приняли Вьентьян- ский план действий (2004-2010 гг.). Он развивает стратегические направления, закрепленные в Ханойском плане 1998 г. В Вьентьянском плане в соответствии с созданием Сообщества АСЕАН все направления деятельности были разделены между тремя Сообществами Сообществом безопасности, Экономическим Сообществом и Сообществом по социально- культурным вопросам. При этом сотрудничество по обеспечению устойчивого развития было отнесено к деятельности Сообщества по социаль- но-культурным вопросам. Параграф 3.3 Плана содержит среднесрочные стратегии для создания чистой и зеленой АСЕАН с четко выстроенным механизмом устойчивого развития, которые в свою очередь делились на
208
См Cebu Resolution on sustainable Development. Cebu, Philippines, 10 November 2006.
URL: http://environment.asean.org/index.php?page=agreements:ceburesolution (дата обращения два блока управление окружающей средой (шесть пунктов) и управление природными ресурсами (шесть пунктов. Концепция и принципы устойчивого развития были распределены между тремя Сообществами. Например, глава 4 Плана была целиком посвящена проблеме сокращения разрыва в социально-экономическом развитии, что полностью оправдывается как теорией, таки практикой. Устойчивое развитие невозможно при нарастающем разрыве между богатыми и бедными. В продолжение
Вьентьянского плана 1 марта 2009 г. в Ча-ам/Хуахин (Таиланд) лидеры стран АСЕАН приняли декларацию Ча-ам/Хуахин о плане создания Сообщества АСЕАН (2009-2015 гг.), соответствующие планы действий каждого Сообщества и Инициативы интеграции АСЕАН. Особое значение для интеграционных процессов в рамках АСЕАН имеет 2008 г, когда вступил в силу Устав АСЕАН. Устав превратил Ассоциацию в международную межправительственную организацию экономической интеграции. Устав официально провозглашает одной из основных целей Ассоциации – содействие устойчивому развитию с целью защиты окружающей среды региона, устойчивость использования природных ресурсов, сохранение культурного наследия и высокого уровня жизни народов. Закрепление принципов устойчивого развития в Уставе подтвердило приверженность Ассоциации данным принципам на самом высоком уровне. С этого момента охрана окружающей среды и устойчивое развитие стали занимать исключительно важное место в политике и деятельности Ассоциации. Они обсуждаются на высшем уровне саммитах глав государств и правительств. На ом саммите АСЕ-
АН 29 октября 2010 г. в Ханое (Вьетнам) лидеры стран Ассоциации и Председатель КНР приняли совместное заявление по устойчивому развитию. Стороны согласились усилить сотрудничество по борьбе с бедностью и совместную работу по достижению целей развития тысячелетия, справедливо полагая, что устойчивое развитие призвано принести реальную пользу всем странами народам 209
Vientiane Action Programme. Vientiane, Laos, 29 November 2004.
URL: http://cil.nus.edu.sg/rp-/pdf/2004%20Vientiane%20Action%20Programme%202004-
2010-pdf.pdf (дата обращения 09.01.2013).
210
Charter of the Association of Southeast Asian Nations. URL: http://www.asean.org/asean/asean- charter/asean-charter (дата обращения 10.01.2013).
211
См ASEAN-Chinese leaders’ joint statement on Sustainable Development. Hanoi, Vietnam,
29 October 2010. URL: http://www.asean.org/asean/asean-summit/item/asean-china-leaders- joint-statement-on-sustainable-development (дата обращения 10.01.2013).
В ноябре 2012 г. лидеры стран АСЕАН подписали Декларацию прав человека. В этом документе содержится специальный раздел, посвященный праву на развитие. Это право рассматривается в тесной связи со стратегией устойчивого развития Организации. Пункт 37 Декларации гласит государства-члены АСЕАН учитывают многомерные аспекты права на развитие в соответствующих областях строительства Сообщества АСЕАН и за его пределами, и будут работать с международным сообществом в целях справедливого и устойчивого развития, соблюдения принципов справедливой торговли и эффективного международного сотрудничества»
212
Подводя краткий итог проведенному в гл исследованию историко- правовых вопросов деятельности АСЕАН, прежде всего отметим, что охрана окружающей среды и устойчивое развитие занимают принципиально важное место в стратегии развития Ассоциации. Главное место в деятельности АСЕАН отводится экономическому сотрудничеству, которое, однако, не должно рассматриваться в качестве единственной цели Ассоциации. Экономический рост сам по себе не в состоянии обеспечить хорошую жизнь народам стран АСЕАН. Его необходимо сочетать с благополучной природной средой и богатой социально-культурной жизнью – еще двумя существенными составляющими концепции устойчивого развития. С концах началах гг. до настоящего времени принципы устойчивого развития нашли свое отражение в различных региональных документах ив источниках т.н. мягкого права (декларациях, резолюциях, субрегиональных экологических программах, планах действий, ив источниках твердого права (конвенциях, соглашениях, Уставе. При этом постепенно возрастала и юридическая сила таких документов от деклараций, резолюций министров по окружающей среде стран АСЕАН и деклараций, принятых на саммитах АСЕАН, до Устава АСЕАН. Концепция устойчивого развития оказалась воплощенной не только в международно-правовых актах, но ив конкретных направлениях сотрудничества АСЕАН. Были разработаны конкретные мероприятия и механизмы контроля за их осуществлением.
212
ASEAN Human rights Declaration. Phnom penh, Cambodia, 18 November 2012. URL: http://asean2012.mfa.gov.kh/index.php?page=detail&article=328&lg=en (дата обращения
19.11.2012).

100 Воплощение концепции устойчивого развития в деятельность
АСЕАН происходило в полном соответствии с тенденциями, складывающимися на универсальном уровне, и решениями, вырабатываемыми мировым сообществом. В качестве примера можно привести тот факт, что после Конференций в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге в АСЕАН принимались резолюции по устойчивому развитию, в которых отражались практически все принятые на этих конференциях решения. В свою очередь, своими предложениями и инициативами АСЕАН обогащает общую мировую концепцию устойчивого развития. Также как и во всем мире в целом укрепление и расширение нормативной базы природоохранного сотрудничества АСЕАН не приносит облегчения окружающей среде уровень деградации окружающей среды в регионе продолжает расти. В этой связи диссертант предлагает меры по укреплению международно-правовых основ устойчивого развития во всех сферах деятельности АСЕАН и усилению контроля за ними.
213
См ASEAN Report to the World Summit on Sustainable Development. – ASEAN Secre- tariat, 2002.
Глава 2
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20
написать администратору сайта