Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Информатика
Биология
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Дошкольное образование
Логика
Этика
Религия
Философия
Воспитательная работа
История
Физика
Политология
Социология
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Промышленность
Энергетика
Другое
Доп
образование
Строительство
Физкультура
Технология
Связь
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Химия
Геология
Иностранные языки
Логопедия
Искусство
Культура
География
Экология
ИЗО, МХК
Директору, завучу
Казахский язык и лит
Школьному психологу
Языки народов РФ
Обществознание
Социальному педагогу
ОБЖ
Механика
Музыка
Украинский язык
Астрономия
Психология

Нгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеНгуен Куанг Тьен асеан экология, политика, международное право москва 2013 удк 341
АнкорМ†™•в.pdf
Дата12.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМ†™•в.pdf
ТипРеферат
#18365
страница8 из 20
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСЕАН
2.1. Понятие экосистемного управления Растущий объем научных данных свидетельствует о том, что благосостояние людей зависит от продуктивности экосистем мира и тех услуг, которые они обеспечивают. Учитывая тот факт, что экосистемы и природные ресурсы находятся сегодня под беспрецедентным стрессом, перспективы устойчивого развития подвергаются серьезной угрозе
214
Традиционные подходы к управлению природными ресурсами не приносили желаемых результатов. В этих подходах акцент обычно делается на краткосрочные, срочные и экономические результаты, нежели на долгосрочную устойчивость. Этот факт в сочетании с развитием научного знания об экосистемах привел к новой стратегии для управления природными ресурсами – экосистемному управлению
215
Экосистемное управление является одним из шести сквозных тематических приоритетов в деятельности ЮНЕП, закрепленных в ее Среднесрочной стратегии на 2010-2013 гг. Шестью сквозными тематическими приоритетами в английском алфавитном порядке являются
214
Среднесрочная стратегия ЮНЕП на 2010-2013 годы. Окружающая среда для развития.
URL: http:// www.unepcom.ru/unep/startegy2013.html (дата обращения 10.01.2013).
215
См Pavlikakis G.E., Tsihrintzis V.A. Ecosystem Management: A Review of a New Concept and Methodology // Water Resources Management. – 2000. – Vol.14. – № 14. – P. 257.

102 изменение климата катастрофы и конфликты экосистемное управление экологическое руководство вредные вещества и опасные отходы эффективность использования ресурсов – устойчивое потребление и производство
216
Существует многообразие в определении экосистемного управления в зависимости от научной сферы исследователей. Общее и всестороннее определение дано американским ученым C.A. Вууд:
«экосистемное управление – интеграция экологических, экономических и социальных принципов управления биологическими и физическими системами так, чтобы защищать экологическую устойчивость, биологическое разнообразие и продуктивность окружающей среды»
218
Его главное достоинство заключается в определении основных составляющих (экологические, экономические и социальные принципы управления биологическими и физическими системами) и целей эко- системного управления (экологическая устойчивость, биологическое разнообразие и продуктивность окружающей среды. Другое определение понятия экосистемного управления выработано ЮНЕП. Под экосистемным управлением понимается подход к управлению природными ресурсами, фокусирующийся на устойчивости экосистем с целью обеспечения экологических и гуманитарных потребностей в будущем. Разделяя позицию ЮНЕП в определении экосистемного управления как подхода к управлению природными ресурсами, американские ученые Г. Павликакис и В. Цихринцис обратили внимание на то, что это новый и комплексный подход 216
См Среднесрочная стратегия ЮНЕП на 2010-2013 годы. Окружающая среда для развития (дата обращения 10.01.2013).
217
См, например Jensen M.E., Bourgeon P., Everett R., Goodman I. Ecosystem management:
A landscape ecology perspective // Water Resources Bulletin. – 1995. – № 32. – P. 203-216;
Agree J.K., Johnson D.R. Ecosystem management for parks and wilderness. – Seattle: Univer- sity of Washington Press, 1988; Grumbine R.E. What is ecosystem management? // Conserva- tion Biology. – 1994. – Vol. 8. – № 1. – P. 27-38.
218
Wood C.A. Ecosystem management: Achieving the new land ethic // Renewable Resources
Journal. – 1994. – № 12. – P. 6-12.
219
См Ecosystem Management. Introduction. URL: http://www.unep.org/ecosystemmanagement/
Introduction/tab-id/293/language/en-US/Default.aspx (дата обращения 10.01.2013).
220
См Pavlikakis G.E., Tsihrintzis V.A. Ecosystem Management: A holistic approach to the
Management of the Natural Resources // Ecosystems and Sustainable Development II, Proceed- ing of the International Conference ECOSUD 99, 31 May-2 June / C.A. Brebbia, J.L. Uso (eds). –
Lemos: WIT Press, 1999. – P. 385-394.
СМ. Копылов полагает, что «экосистемному управлению свойственны следующие черты фокусирование на долгосрочной устойчивости ресурсов поддержание и улучшение биоразнообразия; мышление в широких пространственном и временном масштабах интеграция экономики, социологии и экологических систем в процесс планирования корректировка планов управления в связи с мониторингом и новой информацией признание сложности и взаимодействия экосистем признание того, что люди являются частью экосистемы»
221
В разделе «Экосистемного управления в Среднесрочной стратегии на 2010-2013 гг. ЮНЕП поставила перед государствами цель использовать экосистемный подход для улучшения благосостояния людей.
Экосистемный подход рассматривается в качестве методологической основы многих направлений науки и практики ближайшего будущего, так как он обеспечивает возможность предвидеть не только прямые, но и опосредованные последствия воздействия человека на природные объекты, а также ретроспективно воспроизводить генезис этих объектов со всеми их связями»
222
Правовые аспекты экосистемного подхода были достаточно подробно исследованы в трудах российских ученых. Как справедливо отметила МИ. Васильева, «экосистемный подход выражается в восприятии объектов правового регулирования как части единой природной среды, в которой действуют естественные взаимосвязи, обеспечивающие условия жизнедеятельности человека и потому подлежащие обязательному учету при формулировании законодательных требова-
221
Копылов СМ Международно-правовые аспекты предупреждения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности в Антарктике. Дис. канд. юрид. наук. МС Рябинина З.Н., Исабаев Б.М., Рябухина МВ Экосистемный подход как основной принцип при оценке экологических проблем регионального и глобального уровней // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2011. – № 30-1. – С. 217.
223
См Бринчук ММ Экосистемный подход вправе Экологическое право. – 2008. –
№1. – С. 6-14; Васильева МИ О возможностях правого регулирования пользования эко- системными услугами // Стратегия России. – 2008. – № 10. URL: http://sr.fondedin.ru/new/ fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1225438354&- archive=1226044849&start_from=&ucat=14& (дата обращения 10.01.2013).

104 ний». Из-за этого, по ее мнению, меры охраны конкретных природных объектов, правила использования отдельных видов природных ресурсов не должны приводить к нанесению необоснованного ущерба иным природным объектами ресурсам. МИ. Васильева привела ряд примеров применения экосистемного подхода в законодательстве РФ. Так, согласно Федеральному закону РФ О животном мире, пользователи животным миром обязаны применять способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира. А поскольку средой обитания являются большей частью леса и воды, то данное требование выполняет также функцию охраны и этих природных объектов. В соответствии с Водным кодексом РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинения вреда окружающей среде. В центре «экосистемного подхода находится понятие экосистема. Оно было введено в научный оборот A. Тенсли в 1935 г. (Великобритания) для обозначения относительно устойчивой системы, включающей сообщество живых организмов и среду их обитания. В российской литературе можно встретить упоминание о биогеоценозе, предложенном академиком В.Н. Сукачевым. Его принципиальное отличие от понятия экосистема заключается в том, что биогеоценоз имеет строгие параметры в пределах соответствующего ландшафта, и внутри одного биогеоценоза уже нельзя провести дополнительных границ
226
Для естественной экосистемы характерны три признака экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых компонентов в рамках экосистемы осуществляется полный цикл круговорота веществ, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие
224
Васильева МИ О возможностях правого регулирования пользования экосистемными услугами Стратегия России. – 2008. – №10. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_ to.php?subaction=showfull&id=12254-38354&archive=1226044849&start_from=&ucat=14& (дата обращения 10.01.2013).
225
См Tansley A.G. The use and abuse of vegetational concepts and terms // Ecology. – 1935. –
№ 16. – P. 248-307.
226
См Сукачев В.Н. О соотношении понятий географический ландшафт и биогеоценоз Вопросы географии. – 1949. – №16. – С. 45-60. См, также Большаков В.Н., Луще-

кина А.А., Неронов В.М. Сохранение биологического разнообразия от экосистемы к эко- системному подходу // Экология. – 2009. – № 2. – С. 84.
экосистема сохраняет устойчивость в течение определенного времени
227
В целях анализа и оценки важно определять границы экосистем в зависимости от поставленного вопроса. В общем смысле вся биосфера Земли является экосистемой, поскольку ее части взаимодействуют
228
В более мелких масштабах необходимо руководствоваться принципом, что в четко определенной экосистеме имеется сильное взаимодействие между ее компонентами в пределах экосистемных границ и слабое взаимодействие с экосистемными образованиями за их пределами. Приемлемая для практического использования экосистемная граница – это место, в котором наблюдаются скачкообразные изменения ряда экосистемных характеристик. В более крупных масштабах региональные и даже глобальные экосистемы могут выделяться по общности их основных структурных единиц
229
Благополучие людей зависит непосредственно от состояния экосистем. Человечество всегда зависело от услуг, обеспечиваемых биосферой и экосистемами – экосистемных услуг. Американский ученый ГС. Дэйли определяет экосистемные услуги как условия и процессы, посредством которых природные экосистемы и виды, которые их составляют, поддерживают и осуществляют человеческую жизнь. Они сохраняют биологическое разнообразие и производство экосистемных благ, таких как продукты моря, фуражная древесина, топливо из биомассы, натуральные волокна и многие лекарственные средства, промышленная продукция и их предшественники. Эксперты говорят о возможности правового регулирования пользования экосистемными услугами с целью снижения антропогенного воздействия на них и со См Общая биология / под ред. Н.Д. Лисова. – Мн Беларусь, 2002. – С. 27.
228
См Бринчук ММ Вселенная – универсальная естественная экосистема эколого- правовой контекст // Актуальные проблемы государства и права Труды Института государства и права РАН. – 2010. – № 3. – С. 72-99.
229
См Alcamo J., Ash N.J., Butler C.D. Ecosystems and human well-being: a framework for assessment. – Island Press, 2005. – P. 54-55.
230
См Daily G.C. Introduction: What are ecosystems services // Nature’s Services: Societal
Dependence on Natural Ecosystems / G.C.Daily (ed.). – Island Press, 1997. – P. 1-10.
231
Подробнее см Васильева МИ О возможностях правого регулирования пользования эко- системными услугами // Стратегия России. – 2008. – № 10. URL: http://sr.fondedin.ru/new/ full- news_arch_to.php?subaction=sh-owfull&id=1225438354&archive=
1226044849&start_from=&ucat=14& (дата обращения 10.01.2013).

106 хранения биологического разнообразия. На международном уровне Киотский протокол 1997 г. в определенной степени стал первой попыткой мирового сообщества включить экосистемные услуги (включая платежи и компенсацию отдельным странам) в международные и национальные механизмы борьбы с изменением климата»
233
Рассмотрим процесс воплощения концепции экосистемного управления и экосистемного подхода в международно-правовых документах. Как справедливо отметил СМ. Копылов, «концептуально-правовые основы экосистемного подхода заложены в текстах Стокгольмской декларации принципов 1972 г. и Всемирной хартии природы 1982 г. Нов этих документах, однако, нет определения термина экосистема, нераскрыто содержание института экосистемного управления. В.В. Голицын оценивает режим морских биоресурсов, установленный Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г, как новую модель экологического подхода. СМ. Копылов в своей статье Права животных в Антарктике (к 30-летию Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г выделил следующие наиболее важные в этом плане положения Конвенции 1980 г в преамбуле Конвенции признается важность защиты целостности экосистемы морей, омывающих Антарктику в отличие от района действия Договора об Антарктике 1959 г. между южным полюсом и параллелью 60° ю.ш.), Конвенция
1980 г. применяется и к этому району и за его пределами. А именно к антарктическим морским живым ресурсам района, находящегося между этой широтой и Антарктической
232
См Huỳnh T. M., Nguyễn N. L., Lê V. H. Chi trả dịch vụ môi trường liên quan đến đa dạng sinh học – Tiềm năng áp dụng tại Việt Nam // Tạp chí môi trường. – 2012. – № 1. URL: http://vea.gov.vn/vn/truyen-thong/tapchimt/nctd42009/Pages/Chi-tr%E1%BA%A3- d%E1%BB%8Bch-v%E1%BB%A5-m%C3%B4i-tr%C6%-B0%E1%BB%9Dng-lien-quan-
%C4%91%E1%BA%BFn-%C4%91a-d%E1%BA%A1ng-sinh-h%E1%BB%8Dc-
Ti%E1%BB%81m-n%C4%83ng-%C3%A1p-d%E1%BB%A5ng-t%E1%BA%A1i-
Vi%E1%BB%87t-Nam.aspx (дата обращения 10.01.2013).
233
Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экономика и экосистемные услуги // На пути к устойчивому развитию России. – 2009. – № 50. – С. 66.
234
Копылов СМ Права животных в Антарктике (к 30-летию Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г) // Международное право- International law. – 2010 . –
№2(42). – СО заложенном в Конвенции экосистемном подходе см Голицын В.В. Международно- правовой режим Антарктики. Афтореф. дис. … д-ра. юрид. наук. МС конвергенцией, который является частью морской экосистемы Антарктики (п. 1 ст дано определение морской экосистемы Антарктики (п ст сформулированы принципы сохранения морских живых ресурсов, исполнение которых обязательно при любом промысле и связанной с ним деятельности в конвенционном районе (п ст. Существо этих принципов сводится к следующему (a) предотвращение сокращения численности любой вылавливаемой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают ее устойчивое пополнение. С этой целью не должно допускаться ее сокращения ниже уровня, близкого к тому, который обеспечивает наибольший чистый годовой прирост (b) поддерживание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми, зависящими от них и связанными сними популяциями морских живых ресурсов Антарктики и восстановление истощенных популяций до уровней, определенных в подпункте (a) выше (c) предотвращение изменений или сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, которые являются потенциально необратимыми на протяжении двух или трех десятилетий, принимая во внимание состояние имеющихся знаний о прямом и косвенном воздействии промысла, влиянии внесения несвойственных данному району видов, последствиях связанной с этим деятельности для морской экосистемы и последствиях изменений в окружающей среде стем, чтобы было возможно устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики. определены функции Комиссии, предусмотренной Конвенцией и цели принимаемых Комиссией мер сохранение живых ресурсов антарктической морской экосистемы, в частности, определение охраняемых видов определение открытых и закрытых зон, районов или подрайонов для целей научного изучения или сохранения, включая особые зоны охраны и научного изучения (ст. 9)»
236 236
См Копылов СМ Права животных в Антарктике (к 30-летию Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. – С. 65.

108 Не менее важно для развития концепции экосистемного управления и Соглашение АСЕАН о сохранении природы и природных ресурсов г. Данное Соглашение стало хронологически вторым международным договором, в котором нашло свое закрепление экосистемное управление. Содержание данного Соглашения будет более подробно рассмотрено в следующем параграфе настоящей главы. В Декларации, принятой на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г. можно встретить термин экосистема Земли. Так, принцип 7 Декларации гласит, что государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. В преамбуле Повестки дня навек, принятой на той же Конференции, подчеркивается, что продолжающееся ухудшение состояния экосистем является одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается человечество, и комплексный подход к проблемам окружающей среды и развитию будет способствовать более эффективной охране и рациональному использованию экосистем. В посвященной океанам, морями их живым ресурсам гл. 17 Повестки дня навек содержится ряд положений, касающихся экосистемного подхода.
Конференция в Рио также приняла Конвенцию о биологическом разнообразии, в которой содержится международно-правовое определение экосистемы динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое. Как справедливо отметил проф. М.М.Бринчук, при формировании правового механизма сохранения и восстановления естественных экосистем и его оценке методологически важно исходить из того, что устойчивое функционирование естественных экосистем оценивается как один из показателей (критериев) благоприятной окружающей среды 237
Повестка дня навек. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 3-14 июня 1992 г.
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml дата обращения 19.01.2013).
238
Конвенция о биологическом разнообразии. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 5 июня г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 19 (6 мая, ст. 2254.
239
Бринчук ММ Правовой механизм сохранения (восстановления) экологических систем
// Экологическое право. – 2008. – № 2. – С. 2.
Проф. ММ. Бринчук выделил следующие положения Конвенции, касающиеся сохранения (восстановления) экосистем. Согласно ст. 8 Сохранение in-situ» каждая договаривающаяся сторона, насколько это возможно и целесообразно, в частности создает систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия разрабатывает, при необходимости, руководящие принципы отбора, создания и рационального использования охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия содействует защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях принимает меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем и содействует восстановлению находящихся в опасности видов, в частности, посредством разработки и осуществления планов и других стратегий рационального использования предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам, контролирует или уничтожает такие чужеродные виды разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и/или другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций в случаях, когда установлен факт существенного неблагоприятного воздействия на биологическое разнообразие, регламентирует или регулирует соответствующие процессы и категории деятельности. В соответствии сост Сохранение ex-situ» каждая договаривающая сторона, насколько это возможно и целесообразно ив первую очередь в целях дополнения мер in-situ: создает и поддерживает условия для сохранения и исследования растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов

110 принимает меры для восстановления и реабилитации находящихся в опасности видов и для их реинтродукции в места их естественного обитания при соответствующих условиях регламентирует и регулирует сбор биологических ресурсов из естественных мест обитания для целей сохранения ex-situ, стем, чтобы не создавать угрозу для экосистем и популяций видов, за исключением случаев, когда требуется принятие специальных мер ex-situ. Кроме того, в целях обеспечения устойчивого использования компонентов биологического разнообразия каждая договаривающаяся сторона, насколько это возможно и целесообразно предусматривает рассмотрение вопросов сохранения и устойчивого использования биологических ресурсов в процессе принятия решений на национальном уровне принимает меры в области использования биологических ресурсов, стем, чтобы предотвратить или свести к минимуму неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие сохраняет и поощряет традиционные способы использования биологических ресурсов в соответствии со сложившимися культурными обычаями, которые совместимы с требованиями сохранения или устойчивого использования (ст. Важные задачи по сохранению (восстановлению) естественных экосистем в Конвенции решаются в контексте оценки воздействия и сведения к минимуму неблагоприятных последствий (ст. Каждая договаривающаяся сторона, насколько это возможно и целесообразно внедряет соответствующие процедуры, требующие проведения экологической экспертизы своих предлагаемых проектов, которые могут оказывать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие, в целях предупреждения или сведения к минимуму таких последствий и, когда это целесообразно, обеспечивает возможности для участия общественности в таких процедурах принимает соответствующие меры для обеспечения должного учета экологических последствий своих программ и политики,
которые могут оказывать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие содействует на основе взаимности уведомлению, обмену информацией и проведению консультаций о деятельности в рамках ее юрисдикции или под ее контролем, которая может оказывать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие в других государствах или районах за пределами национальной юрисдикции, путем поощрения заключения, в соответствующих случаях двусторонних, региональных или многосторонних соглашений содействует национальным мероприятиям на случай экстренного реагирования на действия или события, вызванные естественными или иными причинами, которые представляют серьезную и неизбежную угрозу биологическому разнообразию, и поощряет международное сотрудничество, дополняющее такие национальные усилия, и, где это целесообразно и согласовано с заинтересованными государствами или региональными организациями экономической интеграции, разрабатывает совместные планы на случай чрезвычайных обстоятельств
240
Конвенция о биологическом разнообразии является первым международным договором, в котором принят целостный основывающийся на экосистеме подход к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия. Экосистемный подход обсуждался на второй Конференции Сторон Конвенции в Джакарте в 1995 г. Участники Конференции пришли к выводу, что применение экосистемного подхода поможет в обеспечении сбалансированного решения всех трех задач Конвенции сохранению биоразнообразия, устойчивому его использованию и справедливому и равному распределению выгод от использования генетических ресурсов. После Конференции Сторон в Джакарте вопросы применения экосистемного подхода неоднократно обсуждались участниками Конвенции, ив первую очередь в рамках Вспомогательного органа Конвенции по научным, техническими технологическим консультациям. Наиболее полно особенности такого подхода – почему он важен
240
См Бринчук ММ Правовой механизм сохранения (восстановления) экологических систем // Экологическое право. – 2008. – № 2. – С. 2.

112 для Конвенции о биологическом разнообразии и что необходимо для его применения – были рассмотрены на рабочем совещании в Малави в январе 1998 г.
241
Рабочее совещание сформулировало 12 принципов экосистемного подхода, которые пятая Конференция Сторон в Найроби в 2000 г. рекомендовало для применения во всех странах мира, которые подписали Конвенцию. В решениях седьмой Конференции Сторон проводится следующий анализ 12 принципов экосистемного подхода
1. Задачи управления земельными, водными и живыми ресурсами определяются обществом. Различные сектора общества рассматривают экосистемы с позиций собственных экономических, культурных и социальных потребностей. Коренные народы и другие местные общины, живущие за счет природных ресурсов, также являются важными субъектами деятельности, чьи права и интересы необходимо признавать. Как культурное, таки биологическое разнообразие являются центральными составляющими экосистемного подхода, что должно приниматься во внимание в процессе управления ресурсами. Общественный выбор должен быть выражен как можно более четко. Экосистемы должны управляться с учетом их истинных ценностей, на справедливой и равной основе с целью получения как материальных, таки нематериальных выгод для человека.
2. Управление должно быть по возможности децентрализовано. Децентрализованные системы управления обладают большей эффективностью и более справедливы. К системе управления следует привлекать всех субъектов деятельности, иона должна обеспечивать сбалансированность местных интересов с более широкими общественными интересами. Чем ближе органы управления к самой экосистеме, тем выше ответственность и подотчетность, шире круг собственников и состав участников и тем шире могут использоваться местные знания.
3. Органы управления экосистемами должны учитывать влияние своих действий (действительных или возможных) на другие экосистемы. Вмешательство управленческих структур в экосистему зачастую может оказывать неизвестное или непредсказуемое воздействие на дру-
241
См Большаков В.Н., Лущекина А.А., Неронов В.М.
Сохранение биологического разнообразия от экосистемы к экосистемному подходу // Экология. – 2009. – № 2. – С. 84.
242
Там же

113
гие экосистемы поэтому следует внимательно оценивать и анализировать возможные последствия. Это может потребовать создания новых структур или механизмов, позволяющих организациям, участвующим в принятии решений, вырабатывать в случае необходимости надлежащие компромиссы.
4. Признавая возможность положительных результатов управления, следует, тем не менее, понимать функционирование экосистемы и осуществлять управление ею в экономическом контексте. Любая такая программа управления экосистемой должна устранять диспропорции в структуре рынка, которые отрицательно влияют на биологическое разнообразие предоставлять стимулы для сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования по мере возможности сосредоточивать все затраты и выгоды внутри самой экосистемы. Зачастую те, кому приносит выгоду сохранение биологического разнообразия, не оплачивают затрат, связанных с сохранением, и, аналогичным образом, те, кто вызывают необходимость экологических затрат (например, в связи с загрязнением окружающей среды, избегают ответственности. Упорядочение стимулов позволяет тем, кто контролирует ресурсы, извлекать из них выгоду и обеспечивает, чтобы те, кто вызывает необходимость экологических расходов, оплачивали их.
5. Одной из первоочередных задач экосистемного подхода является сохранение структуры и функций экосистемы в целях поддержания экосистемных услуг. Функционирование и устойчивость экосистемы зависят от динамики взаимосвязей внутри видов, между видами, а также между видами и их абиотическим окружением. Кроме того, имеют значение физические и химические взаимодействия в окружающей экосистему среде. Сохранение (а при необходимости – и восстановление) этих взаимосвязей и процессов имеют гораздо большее значение для долговременного сохранения биологического разнообразия, чем просто охрана видов.
6. Управление экосистемами должно осуществляться только в пределах естественного функционирования. При оценке возможностей достижения основных целей управления особое внимание следует уделять факторам окружающей среды, которые ограничивают естественную продуктивность, структуру, функционирование и разнообразие экосистем. На функционирование экосистемы могут в разной степени влиять временные, непредвиденные или искусственно созданные факторы, что должно адекватно учитываться при управлении.
7. Экосистемный подход следует осуществлять в соответствующих пространственных и временных масштабах.
Экосистемный подход должен применяться в тех временных и пространственных масштабах, которые соответствуют цели. Границы управления должны определяться на практике пользователями, органами управления экосистемой, учеными и коренными и местными народами. Там, где это необходимо, следует содействовать взаимосвязи между районами. Экосистемный подход учитывает иерархическую природу биологического разнообразия, характеризующуюся взаимодействием и интеграцией на генном, видовом и экосистемном уровнях.
8. Цели управления экосистемой должны быть долговременными. Процессы в экосистеме характеризуются изменчивостью временных параметров и возможностью отсроченных последствий. Это вступает в явное противоречие со свойственной человеку тенденцией отдавать предпочтение сиюминутной выгоде перед ожидаемой.
9. При управлении экосистемами необходимо учитывать неизбежность изменений. Экосистемы постоянно изменяются, ив том числе состав видов и изобилие популяций. Поэтому органы управления должны приспосабливаться к этим переменам. Помимо и без того свойственной экосистемам динамике перемен, они подвержены влиянию целого ряда неустановленных или непредвиденных факторов как антропогенной или биологической природы, таки факторов окружающей среды. Традиционные режимы естественных нарушений могут иметь важное значение для структуры и функционирования экосистем, и, вероятно, их необходимо поддерживать или восстанавливать. Экосистемный подход требует гибкого управления, предусматривающего прогнозирование возможных изменений и событий и приспособление к ним. При этом следует с осторожностью принимать решения, которые могут исключать варианты, но нужно в тоже время рассматривать возможность реализации мер по смягчению последствий долгосрочных изменений, таких как изменение климата.

115 10. Экосистемный подход должен обеспечивать достижение надлежащего равновесия между сохранением и использованием биологического разнообразия и их интеграцию. Биологическое разнообразие является необходимым не только потому, что представляет собой непосредственную ценность, но и потому, что играет ключевую роль в осуществлении функций экосистем и других процессов, от которых в конечном итоге зависит и человек. В прошлом существовала тенденция разделения управляемых компонентов биологического разнообразия на охраняемые и не подлежащие охране. Однако в настоящее время назрела необходимость рассматривать ситуацию более гибко, когда сохранение и использование рассматриваются в едином контексте и весь комплекс мер применяется на всем протяжении от строго охраняемых экосистем до экосистем, созданных человеком.
11. Экосистемный подход должен учитывать любые формы соответствующей информации, включая научные данные, а также знания, нововведения и практику коренных и местных общин. Для выработки эффективных стратегий управления экосистемами любая информация представляется важной. Желательны более полные знания о функциях экосистем и о последствиях антропогенной деятельности. При этом вся соответствующая информация из любого источника должна быть доведена до всех субъектов деятельности. Допущения, лежащие в основе предлагаемых управленческих решений, должны быть четкими и проверяться на основе имеющихся знаний и мнений субъектов деятельности.
12. К реализации экосистемного подхода должны быть привлечены все заинтересованные группы общества и научные дисциплины. Большинство проблем управления биологическим разнообразием носят сложный характер с большим количеством взаимосвязей, побочных действий и последствий, поэтому для их решения требуется применять необходимые экспертные знания и привлекать по мере необходимости субъектов деятельности на местном, национальном, региональном и международном уровнях 243
См COP 7 Decision VII/11. URL: http://www.cbd.int/decision/cop/?id=7748 (дата обращения На Всемирной встречена высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) 2002 г. экосистемный подход был признан одним из важных инструментов для обеспечения устойчивого развития. На принятие такого решения определенное влияние оказала Программа Оценка экосистем на пороге тысячелетия, провозглашенная в 2000 г. Генеральным секретарем ООН К. Аннаном. Цель Программы состояла в оценке последствий изменений в экосистемах для благосостояния людей ив разработке научной основы для деятельности, необходимой для расширения возможностей сохранения экосистем и их устойчивого использования
244
В мае 2008 г. в Бонне состоялась девятая Конференция Сторон Конвенции, на которой были дополнительно проанализированы итоги Оценки экосистем на пороге тысячелетия и полученные результаты по применению экосистемного подхода. На основе такого сопоставления были сделаны дополнительные рекомендации по внедрению экоси- стемного подхода
245
Экосистемное управление также было отражено в деятельности ЮНЕСКО, особенно в ее программе Человек и биосфера. На пятой Конференции сторон в Найроби был распространен иллюстрированный буклет Секретариата МАБ/ЮНЕСКО о применении указанных выше
12 принципов экосистемного подхода во Всемирной сети биосферных резерватов. В феврале 2008 г. в Мадриде состоялся третий международный конгресс по биосферным резерватам, на котором был принят Мадридский план действий. В этом документе отдельным пунктом
(14.1) перед всеми биосферными резерватами была поставлена задача по расширению применения экосистемного подхода для оценки состояния экосистемных услуг, обеспечения сохранения биоразнообразия и устойчивого развития
247
На Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро
20-22 июня 2012 г. лидеры стран еще раз подтвердили важность экоси-
244
См Обзор Программы Оценка экосистем на пороге тысячелетия. URL: http://www.unep.org/maweb/ru/About.aspx#q1 (дата обращения 20.02.2013).
245
См URL: http://www.cbd.int/sbstta/ (дата обращения 10.01.2013).
246
Подробнее см Solving the puzzle. The ecosystem approach and biosphere reserves. –
UNESCO, 2000. См Madrid Action Plan. Madrid, Spain, 4-9 February 2008. URL: http://www.unesco.org/mab/ madrid/doc/E_MAP220408. pdf. (дата обращения 10.01.2013).

117
стемного управления. Они отметили, что мы обязуемся эффективно применять экосистемный подходи осмотрительность при организации в соответствии с нормами международного права деятельности, сказывающейся на морской среде, в целях реализации всех трех аспектов устойчивого развития»
248
На региональном уровне министры по окружающей среде стран
АСЕАН рассматривали экосистемный подход как основу международного экологического сотрудничества в деле борьбы с последствиями изменения климата
249
Большую роль в процессе распространения экосистемного подхода также играет Подпрограмма Экосистемного управления Подпрограмма) ЮНЕП. Данная подпрограмма опирается на сформулированный в Оценке экосистем на пороге тысячелетия мандат ЮНЕП по улучшению научного понимания функционирования экосистем и рассчитана на распространение подхода, согласно которому цельная экологическая единица рассматривается в качестве единой системы. Собственный вклад ЮНЕП в этом отношении является значительными сводится, в частности, к результатам, полученным входе осуществления таких программ, как Инициатива по борьбе с нищетой и охране окружающей среды, Программа региональных морей ЮНЕП, политика и стратегия ЮНЕП в области водных ресурсов и Глобальная программа действий, касающихся деятельности на суше. Ответственность за осуществление подпрограммы по экосистемному управлению несет Отдел по осуществлению природоохранной политики. Учитывая междисциплинарный характер этой подпрограммы, Отдел будет осуществлять координирующую роль, обеспечивая выполнение программы работы в тесном сотрудничестве с другими отделами ЮНЕП
250 248
См Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию Будущее, которого мы хотим. Рио-де-Жанейро, 20-22 июня 2012 г. URL: http://daccess-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/12/PDF/N1-147612.pdf?OpenElement (дата обращения См Joint Statement of ASEAN Environment Ministers for the eleventh meeting of the Con- ference of the Parties to the Convention on biological diversity.
URL: http://environment.asean.org/joint-statement-of-asean-environment-ministers-for-the- eleventh-meeting-of-the-conference-of-the-parties-to-the-convention-on-biological-diversity/ дата обращения 10.01.2013).
250
См Подпрограмма 3 Экосистемного управления. URL: http://www.unepcom.ru/unep/ program2011/eco-system.html (дата обращения 10.01.2013).

118 Проведенное исследование концептуальных воззрений на экоси- стемный подходи экосистемное управление, по мнению диссертанта, наглядно доказывает, что как принципы экосистемного управления, таки принципы экосистемного подхода должны лежать в основе любых решений, принятых на универсальном, региональном и национальном уровне. Это единственный верный путь человечества к устойчивому развитию.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20
написать администратору сайта