Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

возростная физиология,раздел 1,ЛЕКЦИЯ 5. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии


НазваниеОбмен веществ и энергии. Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии
Анкорвозростная физиология,раздел 1,ЛЕКЦИЯ 5.doc
Дата30.04.2017
Размер196 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлавозростная физиология,раздел 1,ЛЕКЦИЯ 5.doc
ТипЛекция
#644

ЛЕКЦИЯ 5. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ

ПИЩЕВАРЕНИЯ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.

9.1. Значение пищеварения.

Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития необходимо регулярное поступление пищи, со­держащей сложные органические вещества (белки, жиры, угле­воды), минеральные соли, витамины и воду. Все эти вещества не­обходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органах и тканях. Органические соединения используются также как строительный материал в процессе роста организма и воспроизведения новых клеток взамен отмирающих. Основные питательные вещества в том виде, в каком они находятся в пи­ще, не могут использоваться организмом, а должны быть под­вергнуты специальной обработке - пищеварению.


Пищеварение–

процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом.



Физическая обработка заключается в измельчении пищи, ее протирании, растворении.

Химические изменения представляют собой сложные реакции, происходящие в различных отделах пи­щеварительной системы, где под влиянием ферментов, содержа­щихся в секретах пищеварительных желез, происходит расщепле­ние сложных нерастворимых органических соединений, содержа­щихся в пище, превращение их в растворимые и легко усваивае­мые организмом вещества.

Ферменты- это биологические ката­лизаторы, вырабатываемые организмом и отличающиеся опреде­ленной специфичностью. Каждый фермент действует только на определенные химические соединения: одни расщепляют белки, другие - жиры, третьи - углеводы.

В пищеварительном тракте в результате химической обработки белки расщепляются до амино­кислот, жиры до глицерина и жирных кислот, полисахариды до моносахаридов.

В каждом из отделов пищеварительной системы происходят специализированные операции по обработке пищи, связанные с наличием в каждом из них специфических ферментов.
9.2. Общий план строения пищеварительной системы.



Система органов пищеварения



Ротовая полость

с тремя парами крупных слюнных желез




Глотка




Пищевод




Желудок




Тонкая кишка

в состав, которой входит двенадцатиперстная кишка (в нее открываются протоки печени и поджелудочной же­лезы, тощая и подвздошная кишки)




Толстая кишка



Слепая

кишка




Ободочная

кишка




Прямая

кишка



Восходящая

кишка




Нисходящая

кишка




Сигмовидная

кишка


Общий план строения пищеварительной системы представлен на рис.14.


Рис. 14. Схема пищеварительного тракта.

1 - нижняя челюсть; 2 - губы рта; 3 - язык; 4 - собственно полость рта; 5 - мягкое небо; 6 - глотка; 7-пище­вод; 8 - желудок; 9 - поджелудочная желе­за; 10 - брыжеечная часть тонкой кишки; 11 -толстая кишка; 12 -двенадцати­перстная кишка; 13 - печень.

9.3. Пищеварение в ротовой полости.

В ротовой полости происходит физическая и химическая обработка пищи и ее апробирование, то есть с помощью специальных рецепторов узнаем ее вкус. В ротовой полости расположен язык - мышечный орган, который необходим для передвижения пищи. Измельчение пищи осуществляют зубы. По функции и форме выделяют: резцы, клаки, малые и большие коренные зубы. Общее число зубов у взрослого человека- 32. В ротовой полости кроме измельчения пищи происходит и ее ферментативная обработка. Пищевой комок в ротовой полости смачивается слюной, которая содержит 99 воды и 1% ферменты. Основной фермент, содержащийся в слюне - амилаза, она расщепляет белки до аминокислот.
9.4. Пищеварение в желудке.

Желудок имеет вид изогнутого мешочка, вместимостью 1-2 литра пищи.


ЧАСТИ ЖЕЛУДКА







Вход

(кардиальная часть)




Дно

(функциональная часть)




Выход

(пилорическая

или привратниковая часть)



Изнутри желудок покрыт слизистой оболочкой, образующей складки, в которых находятся железы, которые вырабатываю желудочный сок.


Типы клеток

желудочковых желез




Главные




Обкладочные




Добавочные




Вырабатывают ферменты желудочного сока




Вырабатывают

соляную кислоту




Вырабатывают

слизь




Желудочный

сок

бесцветная жидкость с кислой реакцией, с большим содержанием соляной кислоты

и слизи.




Соляная кислота:

  • губительно действует на бактерии и выполняет защитную функцию;

  • активизирует действие фермента пепсина содержащегося в желудочном соке, он расщепляет белки до альбумоз и пептонов, а жиры до липазы.

Отделение соляной кислоты начинается рефлекторно на вид и запах пищи. Количество соляной кислоты зависит от рода пищи, так острая и перченая пища вызывает обильное выделение соляной кислоты.




Слизь

предотвращает повреждение стенок желудка от механических повреждений.



Перемешивание пищи в желудке, и ее перемещение происходит под влиянием мышечного слоя.

9.5. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.

Из пилорического отдела кишечника пища попадает в двенадцатиперстную кишки, здесь пищевая масса обрабатывается соком двух основных пищеварительных желез: печени и поджелудочной железы. Под влиянием содержащихся в них ферментов происходит химическая переработка белков, жиров и углеводов.

Сок поджелудочной железы содержит трипсин, он расщепляет белки до аминокислот. В кишечном соке содержится также и такой фермент как липаза, она активизируется желчью поступающей из желчного пузыря, липаза превращает жиры в глицерин и жирные кислоты. Ферменты амилаза и мальтаза также содержащиеся в кишечном соке превращают сложные жиры в моносахариды типа глюкозы.


Значение желчи

выделяемой печенью в пищеварении




Активизирует ферменты




Эмульгирует жиры




Влияет на процессы всасывания в тонкой кишке




Способствует усилению отделения сока поджелудочной железы



9.6.Всасывание и моторная функция кишечника.

Пища из двенадцатиперстной кишки попадает в тонкий кишечник, а затем в подвздошную кишку. В состав кишечного сока входит более 20 ферментов.

Основная функция кишечника - всасывание. Ферментативная обработка в толстом кишечнике незначительна. В толстой кишке живут бактерии: они расщепляют растительную клетчатку и синтезируют витамины К и В.
Внутренняя поверхность кишечника имеет многочисленные складки, поверхность кишки покрыта ворсинками, они увеличивают всасывающую поверхность (рис.15).


Рис. 15. Морфология слизистой оболочки кишечника.



Всасывание –

сложный физиологический процесс, происходящий за счет работы клеток кишечного эпителия.


Белки всасываются в кровь в виде водных растворов аминокислот, углеводы в виде глюкозы, а жиры в виде жирных кислот и глицерина. Вода всасывается в основном в толстом кишечнике. Перемещение пищи по кишечнику происходит за счет его моторики. Стенка кишечника содержит продольные и кольцевые мышцы. Продольные мышцы осуществляют движения носящие название сегментация, а кольцевые мышцы осуществляют движения носящие название перистальтика, за счет этих движений стенок кишечника пища перемещается по кишечнику.

9.7. Обмен веществ и энергии.

9.7.1. Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельности.

Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельно­сти организма. В организ­ме человека, его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и различные сложные химические соединения. Для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, для работы таких органов, как мозг, сердце, желу­дочно-кишечный тракт, дыхательный аппарат, почки и т. д., а так­же для совершения человеком работы нужна энергия. Эту энер­гию человек получает в процессе обмена веществ. Источником энергии, необходимой для жизни, служат пита­тельные вещества, поступающие в организм.

9.7.2. Анаболизм и катаболизм.

В процессе обмена веществ проис­ходят два противоположных и взаимосвязанных процесса: анабо­лизм и катаболизм.


Анаболизм –

реакция биологического синтеза сложных молекул, основных биологических соедине­ний, специфичных для данного организма, из простых компонентов.


Анаболизм является основой для построения структур иду­щих на восстановление отмирающих клеток, формирования новых тканей в процессе роста организма, для синтеза клеточных со­единений, необходимых для жизнедеятельности клеток. Анаболизм требует затраты энергии.

Энергия для анаболических процессов поставляется реакция­ми катаболизма.


Катаболизм -

расщепление молекул сложных органических веществ с освобождение энергии.



Конечные продукты катаболизма - вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, мочевая кислота удаляются из организма.

Соотношение процессов анаболизма и катаболизма определяет три различных состояния: динамическое равновесие, рост, частичное разрушение структур тела. При динамическом рав­новесии, когда процессы анаболизма и катаболизма уравновеше­ны, общее количество ткани не изменяется. Превалирование ана­болических процессов приводит к накоплению ткани, происходит рост организма; преобладание катаболизма над анаболизмом при­водит к разрушению ткани, уменьшению массы организма - его истощению. У взрослых обычно при нормальном состоянии орга­низма анаболические и катаболические процессы находятся в состоянии равновесия.

9.7.3. Основные этапы обмена веществ в организме.

Химические превращения пищевых веществ начинаются в пищеварительном тракте. Здесь сложные вещества пищи расщепляются до более простых, способных всосаться в кровь или лимфу. Превращения веществ, происходящие внутри клеток, составляют существо вну­триклеточногоили промежуточногообмена. Решающая роль во внутриклеточном обмене принадлежит многочисленным фермен­там клетки. Ферменты представляют собой белки, которые дейст­вуют как органические катализаторы; сами ферменты в реакциях не участвуют, однако благодаря их деятельности с веществами клетки происходят сложные превращения, разрываются внутри­молекулярные химические связи в них, что приводит к высвобож­дению энергии. Особое значение здесь приобретают реакции окисления и вос­становления. При участии специальных ферментов осуществляют­ся и другие типы химических реакций в клетке: таковы реакции переноса остатка фосфорной кислоты (фосфорилирование), ами­ногруппы NH2 (переаминирование), группы метила СН3 (транс­метилирование) и др. Освобождающаяся при этих реакциях энер­гия используется для построения новых веществ в клетке, на под­держание жизнедеятельности организма. Конечные, продукты внутриклеточного обмена частично идут на построение новых веществ клетки, а не используемые клеткой вещества удаляются из организма в результате деятельности ор­ганов выделения. Энергетический метаболизм клеток (образование и превраще­ние энергии) происходит главным образом в митохондриях. В жидкой части клетки - цитоплазме растворены вещества, слу­жащие источником обменных процессов. Основным аккумулятором и переносчиком энергии, используемой при синтетических процес­сах, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Большая часть энергии, высвобождаемой при катаболических процессах, образуется в митохондриях при участии кислорода - это аэробные реакции. Кроме аэробных реакций в организме про­исходят анаэробные реакции, не требующие кислорода, они чаще происходят в цитоплазме клеток. Анаэробные процессы наиболее характерны для мышечной ткани.

9.7.4. Основной обмен веществ.



ОСНОВНОЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ-

энергетические затраты организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток уровня обменных процессов.



Основной обмен определяют у человека в состоянии мышечного покоя - лежа, натощак, т. е. через 12-16 ч после еды, при температуре окружающей среды 18-20°С (температура комфорта). У человека среднего возраста основ­ной обмен составляет 4187 Дж на 1 кг массы в час. В среднем это 7140-7560 тыс. Дж в сутки. Для каждого человека величина основного обмена относительно постоянна. Основной обмен у де­тей интенсивнее, чем у взрослых. У детей 8-9 лет основной об­мен в 2-2,5 раза больше, чем у взрослого.

Динамика основного обмена с возрастом тесно связана с энер­гетическими затратами на рост. Энергетические затраты на рост тем больше, чем моложе ребенок. Так, расход энергии, связан­ный с ростом, в возрасте 3 месяцев составляет 36%, в возрасте 6 месяцев - 26%, 10 месяцев - 21 % общей энергетической ценно­сти пищи.

В дошкольном и младшем школьном возрастах отмечается четкое соответствие интенсивности снижения основного обмена и динамики ростовых процессов: чем больше скорость относитель­ного роста, тем значительнее изменения обмена покоя.

Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. Это различие начинает проявляться уже во второй половине первого года жизни.

По изменению темпов ростовых процессов и интенсивности обмена девочки опережают мальчиков примерно на год.

9.7.5. Обмен белков.

Белки входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы кро­ви, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма. Без белков нет роста. Фермен­ты, обязательно участвующие во всёх этапах обмена веществ - белки. Продукты расщепления белков в пищеварительном тракте - аминокислоты всасываются в кровь, из этих аминокислот синте­зируются белковые структуры организма. Аминокислоты, идущие на построение белков организма, неравноценны. Некоторые амино­кислоты (лейцин, метионин, фенилаланин и др.) незаменимы для организма. Если в пище отсутствует незаменимая аминокислота, то синтез белков в организме резко нарушается. Но есть амино­кислоты, которые могут быть заменены другими или синтезиро­ваны в самом организме в процессе обмена веществ. Это замени­мые аминокислоты. Белки пищи, содержащие весь необходимый набор аминокис­лот для нормального синтеза белка организма, называют полноценными. К ним относят преимущественно животные белки. Белки пищи, не содержащие всех необходимых для синтеза белка орга­низма аминокислот, называют неполноценными (например, же­латин, белок кукурузы, белок пшеницы).

Суточная потребность в белке на 1 кг массы тела у ребенка на первом году жизни составляет 4-5 г, от 1 до 3 лет - 4-4,5 г, от 6 до 10 лет -2,5-3 г, старше 12 лет - 2-2,5 г, у взрослых - 1,5-1,8 г. Следовательно, в зависимости от возраста и массы дети от 1 до 4 лет должны получать в сутки белка 30-50 г, от 4 до 7 лет - около 70 г, с 7 лет - 75-80 г. Белки не откладываются в организме про запас, поэтому они должны поступать с пищей.

9.7.6. Обмен углеводов.

Углеводы яв­ляются основным источником энергии. Наибольшее количество углеводов содержится в злаках, картофеле. Богаты углеводами также овощи и фрукты. Расщепившись в пищеварительном тракте до глюкозы, углеводы всасываются в кровь и усваиваются клет­ками организма. Неиспользуемая глюкоза в печени синтезируется в гликоген - полисахарид, откладывающийся в печени и мышцах и являющийся резервом углеводов в организме. При отсутствии углеводов в пище они могут вырабатываться из продуктов распа­да белков и жиров. Особенно чувствительной к снижению уровня глюкозы в крови (глипогликемии) является центральная нерв­ная система. Уже незначительное снижение сахара в крови вызы­вает слабость, головокружение, при значительном падении угле­водов наступают разные вегетативные расстройства, судороги, по­теря сознания.

Углеводы обладают способностью быстро распадаться и окислять­ся. Быстрота распада глюкозы и возможность быстрого извлече­ния и переработки ее резерва - гликогена создают условия для экстренной мобилизации энергетических ресурсов при резком эмо­циональном возбуждении, интенсивных мышечных нагрузках.

При сильном утомлении во время продолжительных спортив­ных соревнований прием нескольких кусочков сахара улучшает состояние организма.

Значение глюкозы для организма не исчерпывается ее ролью как источника энергии. Она входит в состав нуклеиновых кислот, в состав цитоплазмы и, следовательно, необходима для образо­вания новых клеток, особенно в период роста.

В детском организме, в период его роста и развития, углеводы выполняют не только роль основных источников энергии, но и важную пластическую роль при формировании клеточных оболо­чек, вещества соединительной ткани. Углеводы участвуют в окис­лении продуктов белкового и жирового обмена, чем способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме.

Суточная потребность в углеводах у детей высокая и состав­ляет в грудном возрасте 10-12 г на 1 кг массы тела. В после­дующие годы потребное количество углеводов колеблется от 8-9 до 12-15 г на 1 кг массы. От 1 до 3 лет в сутки ребенку надо дать с пищей в среднем 193 г углеводов, от 4 до 7 лет - 287 г, от 9 до 13 лет -370 г, от 14 до 17 лет -470 г, взрослому — 500 г.

9.7.7. Обмен жиров.

Поступив­ший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются в основном в лимфу и лишь частично в кровь. В организме из этих веществ, а также из продуктов обмена углеводов и белков синтезируется жир, который используется организмом, прежде всего как богатый источник энергии. При распаде жира выделяется в 2 раза больше энергии, чем при распаде равного количества белков и углеводов. Кроме того, жир является обязательной составной частью кле­точных структур: цитоплазмы, ядра и клеточной мембраны, осо­бенно нервных клеток. Не израсходованный в организме жир от­кладывается в запас в виде жировых отложений. Некоторые непредельные жирные кислоты, необходимые организму (линолевая кислота), должны посту­пать в организм в готовом виде, так как он не способен их син­тезировать. Содержатся непредельные жирные кислоты в расти­тельных маслах. Больше всего их в льняном и конопляном масле, но много линолевой кислоты и в подсолнечном масле. Этим объяс­няется высокая питательная ценность маргарина, в котором со­держится значительное количество растительных жиров.

С жирами в организм поступают растворимые в них витамины (витамины A, D, Е и др.), имеющие для человека жизненно важное значение. На 1 кг массы взрослого человека в сутки долж­но поступать с пищей 1,25 г жиров (80-100 г в сутки). Конечные продукты обмена жиров - углекислый газ и вода.

9.7.8. Водно-солевой обмен. Значение воды и минеральных солей для

жизнедеятельности организма.

Хотя ни вода, ни минераль­ные соли не являются источниками энергии, их поступление и выведение из организма является условием его нормальной жиз­недеятельности. Ведь все превращения веществ в организме со­вершаются в водной среде. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм вместе с минеральными веществами, она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена. Вода и минеральные соли являются основной составной частью плазмы крови, лимфы и тканевой жидкости, создают в основном внутреннюю среду организма. Вода участвует в регуля­ции температуры тела, испаряясь, она предохраняет тело от пере­грева. Все пищеварительные соки содержат воду и минеральные соли. Вода составляет большой процент массы тела (у взрослого человека примерно 65%, у детей 75-80%). Особенно велико со­держание воды в крови (92%). Человек без воды может сущест­вовать значительно меньше времени, чем без пищи, всего не­сколько дней. При нормальной температуре окружающей среды и нормальном пищевом режиме потребность воды у взрослого че­ловека составляет 2-2,5 л. Это количество воды поступает из следующих источников:

  1. воды, потребляемой при питье (около 1 л);

  2. воды, содержащейся в пище (около 1 л);

  3. воды, ко­торая образуется в организме при обмене белков, жиров и угле­водов (300-350 см3).

Основные органы, удаляющие воду из организма - почки, по­товые железы, легкие и кишечник. Почками за сутки из организ­ма удаляется 1,2-1,5 л воды в составе мочи. Потовыми железа­ми через кожу в виде пота удаляется 500-700 см3 воды в сутки. При нормальной температуре и влажности воздуха на 1 см2 кож­ного покрова каждые 10 мин выделяется около 1 мг воды.

Легкими в виде водяных паров выводится 350 см3 воды. Это количество резко возрастает при углублении и учащении дыхания, и за сутки тогда может выделиться 700-800 см3 воды.

Через кишечник с калом выводится в сутки 100-150 см3 во­ды. При расстройстве деятельности кишечника может выводиться большее количество воды (при поносе), что приводит к обедне­нию организма водой. Для нормальной деятельности организма важно, чтобы поступление воды в организм полностью покрывало расход ее.

Если воды выводится из организма больше, чем поступает в него, возникает чувство жажды.


Водный баланс

отношение количества потреб­ленной воды, к количеству выделенной.



Организм нуждается в постоянном поступлении минеральных солей. Минеральные вещества необходимы для нормального функ­ционирования организма. Так, с наличием минеральных веществ, содержащих натрий, калий, хлор, связано явление возбудимо­сти - одно из основных свойств живого. Рост и развитие костей, мышц зависят от содержания минеральных веществ. Они опреде­ляют реакцию крови (рН), способствуют нормальной деятель­ности сердца и нервной системы, используются для образования гемоглобина (железо), соляной кислоты желудочного сока (хлор). Минеральные соли создают столь необходимое для жизнедеятель­ности клеток определенное осмотическое давление.

      1. Витамины и их значение.




Витамины

органические соедине­ния, совершенно необходимые для нормального функционирования организма.




Физиологическое значение витаминов




Витамины входят в состав многих ферментов




Витамины способствуют действию гормонов, а также повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (инфекция, действие высокой и низкой температуры и т.д.)




Витамины необходимы для стимулирования роста, восстановления тка­ней и клеток после травм и операций


В отличие от ферментов и гормонов, большинство витаминов не образуется в организме человека. Главным их источником яв­ляются овощи, фрукты и ягоды. Содержатся витамины также в молоке, мясе, рыбе. Витамины требуются в очень небольших ко­личествах, но их недостаточность или отсутствие в пище наруша­ет образование соответствующих ферментов.


Авитаминоз

состояние, вызванное отсутствием определенных витаминов и вызывает специфические нарушения в организме и тяжелые заболевания.


Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и раз­вития необходимы витамины представленные в таблице № 4.
Таблица № 4.

Физиологическое значение витаминов для нормальной жизнедеятельности организма человека.



Название витамина

Содержание в продуктах питания

Физиологическое значение

витаминов

1

Витамин B1 тиамин, аневрин

Содержится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе грубого помола, ячневой и овсяной кру­пах; особенно много его в пивных дрожжах и печени.

При отсутствии в пище витамина B1 развивается заболевание бери-бери. Человек теряет аппетит, быстро утомляется, постепен­но появляется слабость в мышцах ног. Затем наступает потеря чувствительности в мышцах ног, поражение слухового и зритель­ного нервов, гибнут клетки продолговатого и спинного мозга, на­ступает паралич конечностей. Без своевременного лечения насту­пает смерть.


2

Витамин В2 рибофлавин

Содержится в хлебе, гречневой кру­пе, молоке, яйцах, печени, мясе, томатах.

У человека первым признаком отсутствия этого витамина яв­ляется поражение кожи (в области губ чаще всего). Появляются трещины, которые мокнут и покрываются темной коркой. Позднее развивается поражение глаз и кожи, сопровождающееся отпаде­нием ороговевших чешуек. В дальнейшем могут развиться зло­качественное малокровие, поражение нервной системы, внезапное падение кровяного давления, судороги, потеря сознания.

3

Витамин РР никотинамид

Содержится в зеленых овощах, моркови, картофеле, горохе, дрожжах, гречневой крупе, ржаном и пшеничном хлебе, молоке, мясе, печени.

При недостатке витамина РР отмечается чувство жжения во рту, обильное слюнотечение и поносы. Язык становится малиново-крас­ным. На руках, шее, лице появляются красные пятна. Кожа ста­новится грубой и шероховатой, отчего заболевание получило на­звание «пеллагра». При тяжелом течении болезни ослабевает память, развиваются психозы и галлюцинации.

4

Витамин В12 цианкобалламин

У человека витамин В12 синтезируется в ки­шечнике. Содержится в почках, печени млекопитающих и рыб.


При его недостатке в организме развивается злокачественное ма­локровие, связанное с нарушением образования эритроцитов.

5

Витамин С аскорбиновая кислота

Широко распространен в природе в овощах, фруктах, хвое, в печени. Хорошо сохраняется аскорбиновая кислота в квашеной капусте. В 100 г хвои содер­жится 250 мг витамина С, а в 100 г шиповника- 150 мг.


Недостаток витамина С вызывает у человека заболевание цингой. Обычно болезнь начинается с общего недомогания, угнетенности. Кожа приобретает грязновато-серый оттенок, десны кровоточат, выпа­дают зубы. На теле появляются темные пятна кровоизлияний, не­которые из них изъязвляются и причиняют резкую боль. Раньше цинга уносила много человеческих жизней.

6

Витамин А ретинол, аксерофтол

В организме человека обра­зуется из распространенного природного пигмента каротина, нахо­дящегося в больших количествах в свежей моркови, помидорах, салате, абрикосах, рыбьем жире, сливочном масле, печени, почках, желтке яиц.

При недостатке витамина А у детей замедляется рост, разви­вается «куриная слепота», т. е. резкое падение остроты зрения при неярком освещении, приводящее в тяжелых случаях к полной, но обратимой слепоте.


7

Витамин D эргокальциферол

Содержится в желтках, коровь­ем молоке, рыбьем жире.

Одной из наиболее распространенных болезней детского возраста, в некоторых странах поражающей более половины детей в возрасте до 5 лег, является рахит. При рахите нарушается процесс формирования костей, кости черепа становятся мягкими и податливыми, конечности искривляются.





написать администратору сайта