Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Начальные классы
Биология
Информатика
Дошкольное образование
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Воспитательная работа
История
Вычислительная техника
Логика
Этика
Философия
Религия
Физика
Русский язык и литература
Социология
Политология
Языкознание
Языки
Юриспруденция
Право
Другое
Иностранные языки
образование
Доп
Технология
Строительство
Физкультура
Энергетика
Промышленность
Автоматика
Электротехника
Классному руководителю
Связь
Химия
География
Логопедия
Геология
Искусство
Культура
ИЗО, МХК
Экология
Школьному психологу
Обществознание
Директору, завучу
Казахский язык и лит
ОБЖ
Социальному педагогу
Языки народов РФ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Философия - термины для зачётов!. Основные философские понятия для студентов 1 курса ранхигс первый контрольный рубеж Философия


НазваниеОсновные философские понятия для студентов 1 курса ранхигс первый контрольный рубеж Философия
АнкорФилософия - термины для зачётов!.doc
Дата02.06.2018
Размер114 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФилософия - термины для зачётов!.doc
ТипДокументы
#18038

Основные философские понятия для студентов 1 курса РАНХиГС

Первый контрольный рубеж

  1. Философияформа духовной культуры, которая стремится в наиболее общих чертах объяснить всё существующее (мир, природу, человека, общество и т.п). Греч: «фило» - любовь, «софия» - мудрость – в переводе с греческого – «любовь к мудрости»

  2. Метафизические вопросы – греч. «мета» - над, сверх и «физика» - природа – философские вопросы, которые являются широкими, сложными, на них нет однозначного ответа, их часто называют «вечными», например, – Откуда произошел мир? В чем смысл человеческой жизни? и т.п.

  3. Метафизика – область бытия, выходящая за рамки окружающего нас физического (чувственного) мира и философское учение об этой области

  4. Онтология - (греч. ontos – сущее, бытие, logos – учение) – философское учение о бытии. Онтологические вопросы: Откуда произошел мир? Что он собой представляет? Существует ли он реально? Создан ли мир Богом или существует вечно? Как он устроен? и т.п.

  5. Гносеология (греч. gnosis – знание, познание, logos – учение) – философское учение о познании. Гносеологические вопросы: Познаваем ли мир? Способен ли человек познать мир? Есть ли у познания границы? Что такое истина? Как мы познаем мир? и т.п.

  6. Социальная философия  – философское учение об обществе и истории. Основные вопросы социальной философии: Что такое общество? Как оно произошло? Что такое история? Каковы движущие силы истории? и т.п.

  7. Антропология (греч. antropos – человек, и logos – учение) – философское учение о человеке. Антропологичесие вопросы: Кто такой человек? Каково его происхождение? В чем смысл его жизни? Каково его предназначение в мире? и т.п.

  8. Этика (греч. ethos – нрав, обычай, характер) – философское учение о морали (т.е. – о добре и зле, добродетели и пороке, хорошем и плохом и.т.д.)

  9. Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – философское учение о прекрасном (о сущности и формах красоты)

  10. Логика (греч. logos – слово, разум) –философское учение о правильном мышлении

  11. Эпистемология (греч.epistema – знание и logos – учение) – философское учение о научном познании мира

  12. Субстанция – первоначало, первооснова всего существующего

  13. Материальное - все то, что воспринимается органами чувств и имеет физические свойства

  14. Идеальное (нематериальное) – то, что не воспринимается органами чувств, не имеет физических свойств, противоположность материального

  15. Материя – совокупность всех материальных объектов

  16. Сознание – совокупность всех идеальных объектов

  17. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – субстанцией является материя, самая совершенная форма материи, итог ее длительной эволюции – человеческий мозг, с деятельностью которого связано сознание, т.е. материя первична, сознание вторично. Сознания вне человека (мирового, божественного и т.п.) не существует, спутником материализма является атеизм

  18. Идеализм (греч. idea – идея) – субстанцией является сознание, внечеловеческое (мировое, божественное и т.п.), которое создает, порождает, творит материальный мир, т.е. сознание, первично, материя вторична; мировоззренчески к идеализму близки религиозные идеи

  19. Дуализм (от лат dualis - двойственный) – параллельно и равноценно существуют две субстанции – материя – бесформенное и однородное мировое вещество и сознание – творческая сила, которая преобразует и оформляет материю, создавая из нее все многообразие мира

  20. Философия тождества, или пантеизм (от греч. pan – все и theos – Бог) – материальное и идеальное – не противоположности, а разные проявления чего-то одного (как лед и пар – не противоположности, а разные проявления одного и того же – воды: лед – инобытие пара, пар – инобытие льда): материя – инобытие сознания, сознание – инобытие материи. Пантеизм – идея тождества мира (материальное) и Бога (идеальное)

  21. Детерминизм (лат. determinare – определять) – идея, по которой мир является определенным, ясным, «прозрачным», предсказуемым, случайность не играет в нем роли, в развитии нет альтернатив и развилок, оно носит линейный характер

  22. Индетерминизм (лат. in – приставка, означающая отрицание) – мир не является полностью определенным, ясным, «прозрачным», предсказуемым, случайность играет существенную роль, в развитии есть альтернативы и развилки, оно носит нелинейный характер

  23. Объект (objectum – предмет) – познаваемый человеком мир

  24. Субъект  (subjectus – находящийся в основе) – человек, познающий мир

  25. Гносеологический оптимизм – мир является познаваемым, субъект – как бы «зеркало», в котором объект «отражается» примерно (более или менее) в том виде, в котором он существует на самом деле

  26. Гносеологический пессимизм – мир является непознаваемым, субъект – как бы «кривое зеркало», в котором объект «отражается» не в том виде, в котором он существует на самом деле

  27. Наивный реализм – мир является таким, каким мы его видим

  28. Эмпиризм (греч. – empeiria опыт) – в основе познания мира опыт

  29. Рационализм (лат. rationalis - разумный, ratio - разум) – мир познается на основе разума

  30. Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) – в основе познания лежит интуиция

  31. Сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение) – в основе познания мира лежат данные наших органов чувств

  32. Агностицизм (от греч. agnostos - недоступный познанию) – идея, по которой мир непознаваем (стронники этой идеи – агностики)

  33. Скептицизм (от греч. skeptikos - разглядывающий, расследующий) – во всем надо сомневаться, все суждения равносильны, ничего нельзя ни утверждать, ни отрицать

  34. Релятивизм (от лат. relativus - относительный) – все суждения являются относительными по своей истинности или ложности: правильное в одних условиях и для одних людей, является неправильным для других условий и других людей; нет истины, есть только интерпретации

  35. Солипсизм (от лат. solus - единственный и ipse – я сам) – существую только я, а весь мир – комплекс моих ощущений, восприятий, представлений

  36. Классическая, корреспондентская (лат. correspondere – отвечать), аристотелевская концепция истины – истина – это соответствие наших знаний действительности

  37. Конвенциональная (лат. conventio – соглашение) концепция истины – истиной является то, о чем люди договорились считать это истиной

  38. Прагматическая (греч. pragma – дело, действие) концепция истины – истиной является то, что полезно, выгодно, удобно, ведет к достижению поставленной цели, практически работает

  39. Когерентная (лат. cohaerentia – сцепление, связь) концепция истины – истинной является такая система идей, в которой все состыковано, согласовано, связано в единую картину, нет противоречий, все стройно и последовательно

  40. Монизм (прил. монистический) (от греч. monos - один, единственный) – в основе всей действительности находится одно начало; объяснение чего-либо происходит на основе какого-то одного, ведущего, решающего, главного фактора

  41. Плюрализм (прил. плюралистический) (от лат. pluralis - множественный) – в основе действительности лежит множество взаимодействующих факторов и начал; объяснение чего-либо происходит на основе множества факторов, среди которых невозможно выделить некую решающую, главную причину

  42. Мифология – исторически первая форма мировоззрения, мировоззрение первобытного человека

  43. Антропоморфизм (греч. anthropos – человек, morphe – форма) – человекообразие, человекоподобие, перенос человеческих черт на предметы окружающего мира с целью его объяснения

  44. Религия (лат. religio – связь) – удвоение мира на естественный и сверхъестественный, между которыми существует связь: все события в естественном мире зависят от сверхъестественного

  45. Политеизм (греч. poly - много, и theos - бог) – многобожие, форма религии, в которой утверждается существование множества богов

  46. Монотеизм (от греч. monos – единственный и theos – Бог) – единобожие, форма религии, в которой утверждается существование одного Бога

  47. Зооморфизм (форма политеизма) (греч. zoon - животное, morphe – форма) – боги в облике животных

  48. Антропоморфизм (форма политеизма) (греч. anthropos – человек, morphe – форма) – боги в облике человека

  49. Пантеизм (греч. pan - все и theos - Бог) – Бог и мир тождественны (мир – это Бог, Бог – это мир), Бог – безличное начало, и мир не сотворен Богом, а вечно существует

  50. Теизм  (греч. theos - Бог) – Бог – это личное начало, которое находится вне мира и творит мир

  51. Деизм  (лат. deus - Бог) – идея, которая появилась в Новое время, и по которой Бог создал мир и самоустранился, как часовой мастер собрал механизм, завел его и ушел: для того, чтобы механизм работал, постоянное присутствие мастера не требуется

  52. Атеизм (греч. а – не, theos – Бог) – отрицание существования сверхъестественного мира

  53. Креационизм (лат. creatio – созидание) – идея сотворенности мира Богом (креационизм – противоположность эволюционизма)

  54. Эволюционизм (лат. evolution – развертывание) – идея самозарождения мира и его саморазвития, мир – результат эволюции (эволюционизм – противоположность креационизма)

  55. Буддизм – религиозно-философское учение Древнего Востока, главная идея которого – преодоление желаний (материального характера) для достижения просветления (создателем считается индийский принц Сиддхартха Гаутама; Будда – в переводе с санскрита – просветленный)

  56. Аскетизм (греч. asketes – упражняющийся) – теория и практика преодолений желаний (сторонники и последователи – аскеты)

  57. Брахман – в индийской философии – мировая душа (пантеистическое начало), первооснова всего

  58. Атман – в индийской философии – индивидуальная душа

  59. Сансара – в индийской философии – колесо (круговорот) перерождений души, которая после смерти очередного физического тела появляется в новом теле

  60. Нирвана – в индийской философии – отрыв души от сансары – круговорота вечных перерождений, прекращение земных рождений, возвращение ее к Брахману

  61. Карма – в индийской философии – закон воздаяния, совокупность добрых и плохих дел, совершенных в очередной жизни, которые определяют, в каком теле душа должна появиться вновь

  62. Конфуцианство – религиозно-философское учение Древнего Востока, главная идея которого – следование небесному (универсальному) порядку вещей для личной и общественной гармонии и процветания (создателем считается китайский философ Кун Фу Цзы, в лат. Конфуций)

  63. Даосизм – религиозно-философское учение Древнего Востока, главная идея которого – следование естественному пути вещей (дао – естественный путь), противостояние обществу и цивилизации, всему искусственному, что уводит с этого пути (создателем считается китайский философ Лао Цзы)

  64. Недеяние в даосизме – не делание не своего; это не бездействие, а активное действие по противостоянию всему внешнему и искусственному

  65. Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима (в основном – Греции) примерно с VI в. до н. э. по VI в. н. э.

  66. 3 периода античной философии – досократический, классический, эллинистический

  67. Космоцентризм – система философских взглядов, в которых космос (мир, мироздание) занимает центральное место

  68. Натурфилософия  (лат. natura – природа; философия природы) – совокупность философских учений о мире (природе), его происхождении и устройстве

  69. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) – философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (≈ VI в. до н.э.) – за видимым разнообразием мира скрывается невидимое, но доступное умозрению единство мира, его однородная и вечная основа, первоначало

  70. Пифагор –  поскольку все можно выразить количественно, представить в виде числа, то число незримо присутствует во все вещах, является их связующей нитью, первоначалом всего; окружающий нас мир – инобытие невидимого, но реально существующего мира математических объектов: чисел, пропорций, симметрий, геометрических фигур и т.п.

  71. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) – реально существует не то, что можно увидеть (воспринять с помощью органов чувств), а то, что можно помыслить ясно и без противоречий; если же что-то невозможно помыслить, то реально этого не существует, хотя бы мы его и видели

  72. Апории Зенона (дихотомия, летящая стрела, Ахиллес и черепаха) – парадоксальные доказательства невозможности помыслить движение (несмотря на возможность его увидеть) Дихотомия: Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности; поэтому движение никогда не начнётся, а начавшись, никогда не закончится. Летящая стрела: На вопрос «Где сейчас находится летящая стрела?» невозможно ответить «Здесь», «Там», «Тут» и т.п., т.к. все эти ответы означают не движение, а неподвижность стрелы. Единственно возможный ответ «Она сейчас везде и нигде», который является логически противоречивым. Ахиллес и черепаха: Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху

  73. Гераклит – весь мир это вечное движение и изменение, «Все течет, все меняется, и ничто не становится», «В одну и ту же воду нельзя войти дважды»; единственно неизменное в мире – это сам принцип всеобщего изменения, который является главным законом мира, его Логосом

  74. Диалектика – философское учение о всеобщей взаимосвязи и всеобщем изменении на основе единства и борьбы противоположных начал; о мировом равновесии, симметрии – нет худа без добра, на всякий плюс найдется минус, невозможно выиграть не проигрывая, найти, не потеряв и т.п.

  75. Демокрит – все вещи – временные комбинации атомов (простейших неделимых частиц, «первокирпичиков» мира), которые движутся в пустоте (пространстве), соединяются и разъединяются, поэтому вещи то возникают, то исчезают

  76. Софисты – объективной истины не существует, истина условна, субъективна и относительна; сколько людей, столько и истин («Человек – мера всех вещей» Протагор); эта идея – релятивизм

  77. Софизмы – внешне правильные доказательства ложных мыслей, с помощью нарушения законов логики

  78. Сократ – объективная истина есть, но неизвестно, в чем она состоит; задача человека – искать ее, а для того, чтобы он ее искал, он должен знать, что ничего не знает («Я знаю только то, что я ничего не знаю» Сократ)

  79. Майевтика – «искусство помощи при родах»: философ не может породить истину, но может помочь ее рождению в душе человека в процессе диалога, вопросов, ответов, сомнений и т.п.

  80. Платон – классическое идеалистическое учение: существует не один мира, а два – высший, совершенный, неизменный мир идей и низший, несовершенный, изменчивый мир вещей (любая вещь – тень какой-то идеи); задача человека – за миром вещей «увидеть» (с помощью умозрения) мир идей

  81. Утопия (греч. u - не, topos - место) – несуществующее место, философское учение об идеальном обществе и государстве. Одну из первых утопий создал Платон

  82. Аристотель – между миром вещей и миром идей нет дистанции (как в учении Платона); идеи, или формы находятся в самих вещах в качестве их вечных и неизменных сущностей (у Платона – идеализм, у Аристотеля – дуализм)

  83. Эллинизм – последний период древнегреческой философии; философия сосредоточена на проблеме человеческого счастья (философские школы эллинизма – эпикурейская, стоическая, скептическая, киническая)

  84. Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - счастье, блаженство) – поиски счастья

  85. Эпикуреизм – счастье заключается в освобождении человека от страха перед богами, смертью, судьбой, в стремлении человека к удовольствиям и избегании страданий; однако следует уметь испытывать максимум удовольствия от минимума вещей, довольствоваться малым (само отсутствие страдания – уже удовольствие), т.е. это не гедонизм, а аскетизм

  86. Гедонизм (греч. hedone - удовольствие) – этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни


Второй контрольный рубеж

  1. Стоики – человек является маленькой частицей мироздания, подчиненной ему, поэтому надо не пытаться что-либо изменить, а оставаться на своем месте в мире, не роптать, следовать своей судьбе, выполнять свой долг («Желающего судьба ведет, нежелающего тащит»); стоическое счастье – мудрое спокойствие, следующее из фатализма, презрение ко всем превратностям жимзни, страданиям и даже смерти

  2. Фатализм – идея о предопределенности и невозможности для человека что-либо изменить

  3. Скептики – во всём нужно сомневаться, все суждения равносильны, ничего нельзя ни утверждать, ни отрицать наверняка, из чего следует душевная невозмутимость

  4. Атараксия (греч. ataraxia) – в переводе с греческого – душевная невозмутимость

  5. Изостения (греч. isos - равный, stheinos - сила) – в переводе с греческого – равносилие противоположных суждений (в учении скептиков)

  6. Киники (греч. kyon - собака) – счастью мешают имущество и общественные предрассудки и стереотипы; кто от этого избавится, станет существом свободным, гармоничным и счастливым, как любое естественное (природное) существо

  7. Теоцентризм – в центре внимания философии находится Бог как начало и конечная цель всего

  8. Фидеизм (лат. fides - вера) – идея о преобладании веры над знанием

  9. Провиденциализм (лат. providentia – провидение)всё в жизни природы, человека и общества происходит в силу божественного промысла (по воле Бога), находится под контролем Бога

  10. Патристика (греч. pater - отец)философия деятельности отцов церкви, мыслителей первых веков нашей эры, заложивших основы нового религиозного, христианского мировоззрения в противовес старому, античному, языческому

  11. Теодицея (греч. theos – Бог, dike – справедливость)богооправдание, проблема объяснения существования зла

  12. Мистика (греч. mystikos - таинственный) – знание не может помочь вере, а философия только вредит религии, попытка осмыслить религиозные истины приводит к противоречиям и только подрывает веру, поэтому надо только верить и не пытаться что-либо в этом понять, осмыслить, разобраться («Верую, ибо абсурдно» Тертуллиан: чем абсурднее предмет моей веры с точки зрения разума, тем не хуже для веры, а лучше, т.к. его абсурдность для разума указывает на его сверхъестественное и сверхразумное происхождение)

  13. Схоластика (лат. scholastikos - ученый)знание может помочь вере, а философия может быть подспорьем религии, надо только уметь применить рациональные рассуждения к религиозным истинам, и тогда их можно будет воспринимать не только верой, но также – осознать, осмыслить, объяснить («Верую, чтобы понимать» Ансельм Кентерберийский)

  14. Томизм – философское учение Фомы Аквинского (Фома в лат. Thomas) о гармонии веры и знания, религии и философии

  15. Неотомизм – (греч. neos - новый) философское направление XX в., представители которого пытаются примерить религиозные идеи и научные теории

  16. Пять доказательств существования Бога: 1) Онтологический аргумент (греч. ontos - бытие) – Бог по определению – это бытие. Может ли бытие не быть? Не может. Следовательно, бог существует. 2) Психологический аргумент (греч. psyche - душа) – нашем уме (душе) есть понятие о Боге, то есть мы мыслим Бога. Нельзя мыслить то, чего нигде, никогда и никак нет, следовательно Бог есть. 3) Космологический аргумент (греч. kosmos - мир, мироздание)у всякой вещи есть какая-то своя причина, ведь ничто не происходит из ничего, значит и у мира в целом есть своя причина, и такой причиной может быть только Бог. 4) Телеологический аргумент (греч. teleos – цель)мир устроен целесообразно, разумно, гармонично. Могла ли неразумная и неживая материя сама по себе так организоваться? Не могла. Значит, надо предположить наличие некого разума, подобного человеческому, но намного его превосходящего, который и устроил целесообразный и разумный мировой порядок; таким разумом может быть только Бог. 5) Волюнтаристический аргумент (лат. voluntas - воля)мир устроен иерархически, уровни мировой иерархии таковаы: 1) неживая природа – существует, но не обладает жизнью; 2) живая природа – обладает жизнью, но не обладает разумом; 3) человек – обладает разумом, но не обладает максимальной волей; для завершения мировой иерархии необходимо предположить наличие последнего, четвертого уровня, который обладает разумом и максимальной волей, таким уровнем является Бог

  17. Универсалии (лат. universalis - всеобщий)общие понятия; средневековый спор о природе универсалий заключался в решении вопроса о том, существуют ли они реально

  18. Реализм – универсалии существуют реально, а вещи – их производные; крайний реализм – универсалии существуют до вещей, как платоновские идеи; умеренный реализм – универсалии существуют в вещах, как аристотелевские формы 

  19. Номинализм (лат. nomen - имя) – универсалии не существуют реально, они – имена вещей и существуют только в нашем сознании; умеренный номинализм – универсалии, существующие в нашем сознании играют большую роль в познании мира и в мышлении; крайний номинализм – универсалии лишены смысла, они – пустые звуки («сотрясения воздуха»)

  20. Гуманизм (лат. humanus – человеческий)идея достоинства и самозначимости человека, повышение человеческого статуса; человек встает как бы на один уровень с Богом

  21. Антропоцентризм (в философии Возрождения и Нового времени) в центре внимания философии находится человек, который как бы занимает место Бога (в средневековой философии – теоцентризм)

  22. Секуляризация – (лат. saecularis - отельный) – идейное отделение человека от Бога; 3 способа секуляризации в эпоху Возрождения и Нового времени: пантеизм, деизм, атеизм

  23. Антиклерикализм и клерикализм (лат. clerikalis - церковный) Антиклерикализм – отрицание церкви как необходимого посредника между человеком и богом. Клерикализм – признание церкви как необходимого посредника между человеком и богом

  24. Реформация (лат. reformatio – преобразование)идейное и общественно-политическое движение против католической церкви (за преобразование церкви) в XVI в. (родоначальник – немецкий богослов Мартин Лютер)

  25. Протестантизм (лат. protestans – возражающий, несогласный) третье направление в христианстве, появившееся в результате реформации

  26. Ересь (греч. hairesis – особое вероучение)религиозное учение, противоречащее официальному учению церкви

  27. Пантеизм Николая Кузанского – природа растворена в Боге, то есть в центре внимания находится Бог; теологический пантеизм

  28. Пантеизм Джордано Бруно – бог растворен в природе, то есть в центре внимания находится природа; космологический (натуралистический) пантеизм

  29. Героический энтузиазм (в философии Дж. Бруно)восхищение человека перед бесконечностью и вечностью мира, тождественного Богу

  30. Механицизм (в философии Нового времени) – представление о мире, как о грандиозном механизме, который человек способен познать и поставить себе на службу

  31. Сциентизм (лат. scientia - наука) – признание ведущей роли науки в жизни человека и общества, ее неограниченных возможностей (начал формироваться в эпоху Нового времени; «Знание – сила» Ф. Бэкон)

  32. Антисциентизм – отрицание ведущей роли науки в жизни человека и общества, ее неограниченных возможностей; с наукой связаны не только достижения человечества, но и его бедствия и проблемы (начал формироваться в XX в.)

  33. Дедукция – рассуждение от общего к частному, спутник рационализма; основатель рационализма в философии нового времени – французский философ XVII в. Рене Декарт

  34. Индукция – рассуждение от частного к общему, спутник эмпиризма; основатель эмпиризма – английский философ XVII в. Фрэнсис Бэкон

  35. Лат. tabula rasa – чистая доска: с точки зрения эмпиризма человеческое сознание от рождения пустое, оно – «чистая доска», и только в процессе жизненного опыта в нем появляются знания

  36. Лат. Cogito, ergo sum – «Я мыслю, следовательно я существую» (Декарт): мышление – более несомненная и достоверная реальность, нежели существование (я знаю о том, что я существую, только потому что я мыслю); ведущая роль в познании принадлежит не опыту, а мышлению; сознание человека от рождения не пустое, в нем есть врожденные идеи (всеобщие, простые, истинные положения), из которых можно вывести все знания

  37. Просвещение – философская деятельность мыслителей XVIII в., которые подчеркивали ведущую роль разума и науки в жизни человека и общества (люди живут плохо, потому что не знают, как жить хорошо, главная задача – это просвещение человеческих умов, освобождение человека от невежества, предрассудков, победа над мраком с помощью света разума)

  38. Критическая философия И. Канта – прежде, чем познавать мир, надо сначала выяснить, познаваем ли он, т.е. философия должна быть не исследованием мира, а исследованием познавательных возможностей нашего разума, или – критикой разума

  39. Коперниканский переворот Канта в теории познания – переворот Коперника в астрономии: не Солнце движется вокруг Земли, а Земля – вокруг Солнца; переворот Канта: в познании не разум согласуется с вещами (отражая их как «правильное зеркало»), а вещи – с разумом, т.е. мы как бы «подгоняем» мир под свои представления и видим его не таким, каков он на самом деле, а таким, каким можем и должны увидеть в силу устройства своих органов чувств и мышления (мир такой, какой он на самом деле, непознаваем – «вещь в себе»)

  40. Автономия морали (в философии Канта) – подлинная мораль не может иметь оснований, мотивов и причин (добрый поступок только тогда является добрым, когда совершается не для чего-то или из-за чего-то, а – просто так)

  41. Категорический императив (в философии Канта) – поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства, или поступай так, чтобы твое поведение могло стать образцом для всеобщего подражания; относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе; относись к другому как к цели, а не как к средству

  42. «Шестое доказательство» существования Бога (в философии Канта) – ни подтвердить, ни опровергнуть существование Бога невозможно, но в нас есть моральное сознание, которое не выводится из природы, значит у него есть какой-то сверхприродный источник, которым может быть Бог; если в религии нравственность выводится из Бога (надо вести себя хорошо, потому что есть Бог, который все видит и контролирует), то у Канта – Бог выводится из нравственности

  43. Философия разума Г.Гегеля – все существующее (природа, человек, общество, история, культура) – проявление Мирового разума, или Абсолютной идеи («Все действительное разумно, все разумное действительно» Гегель)

  44. Законы диалектики1) Закон единства и борьбы противоположностей: все состоит из противоположных начал, которые борются друг с другом, меняют друг друга, в силу чего все в мире постоянно движется и меняется, однако противоположности не только борются друг с другом, но и находятся в единстве, друг без друга не существуют, друг друга предполагают, друг из друга вытекают; 2) Закон перехода количественных изменений в качественные: количество меняется (увеличивается или уменьшается) до какого-то предела, – без изменения качества, но в какой-то момент (при достижении этого предела) дальнейшее изменение количества приводит к резкому изменению качества; 3) Закон отрицания отрицания: любая вещь появляется из какой-то другой вещи, отрицает ее, но потом сама отрицается последующей вещью, т.е. происходит отрицание отрицания

  45. Категории диалектики – парные понятия, обозначающие противоположности, которые диалектически связаны (например: общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность, форма и содержание, свобода и необходимость, случайность и закономерность и т.п.)

  46. Свобода и необходимость (категории диалектики) – свобода заключается не в противостоянии необходимости, а в ее познании и практическом использовании (свобода – это познанная необходимость)

  47. Случайность и закономерность (категории диалектики) – случайность является формой проявления закономерности

  48. Антропологический материализм Людвига Фейербаха – существует только природа и человек как самое совершенное ее создание; Бог – это мечта человека о самом себе, только совершенном, а религия – это бессознательное самосознание человека, которое надо заменить осознанным и на место веры в Бога поставить веру в человека, создать не теоцентрическую, а антропоцентрическую религию

  49. Марксизм – философское учение немецких философов второй половины XIX в. Карла Маркса и Фридриха Энгельса о революционном преобразовании мира («Философы различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» К. Маркс); философские источники марксизма – диалектика Гегеля и материализм Фейербаха; две составные части философии марксизма: диалектический материализм – философское учение о природе, исторический материализм – философское учение об обществе и истории

  50. Теологическое объяснение истории – в основе исторических событий лежит воля Бога

  51. Идеалистическое объяснение истории – исторические события происходят в силу идей выдающихся личностей (монархов, полководцев, дипломатов и т.п.)

  52. Географическое объяснение истории – на исторические события определяющим образом влияют географические факторы (климат, ландшафт, плодородие почв и т.п.)

  53. Биологическое объяснение истории – исторические события являются проявлением бессознательного в человеке и человечестве (инстинктов, желаний, порывов, страстей и т.п.)

  54. Материалистическое объяснение истории (исторический материализм) – в основе исторических событий лежат материальные потребности и интересы людей; экономическим базисом жизни общества является производство, потребление, распределение и обмен материальных благ

  55. Общественно-экономическая формация (в философии марксизма) – период (эпоха) в истории человечества со своими экономическими, социальными, политическими и культурными характеристиками; выделяется 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая

  56. Формационный подход к истории – в мировой истории преобладают черты сходства: все народы проходят примерно один и тот же исторический путь; историю человечества можно разделить на крупные этапы (эпохи) – общественно-экономические формации, через которые рано или поздно проходят все народы и страны

  57. Цивилизационный подход к истории – в мировой истории преобладают черты различия: история человечества – пестрый конгломерат непохожих друг на друга цивилизаций, единственное сходство между которыми заключается в том, что каждая их них проходит стадии рождения, развития, расцвета, упадка и гибели

  58. Философия жизни – все существующее (природа, человек, общество, история, культура) – проявление не разума (как в философии Гегеля), а воли (инстинктов, порывов, желаний, страстей и т.п.); разум – не вся жизнь, а только маленькая ее часть, и философия должна быть не философией разума (как у Гегеля), а философией жизни; философия Гегеля – рационализм, философия жизни – иррационализм; основные представители – Артур Шопенгауэр (мир и человеческая деятельность – проявление воли, но ее надо подавлять и ограничивать) и Фридрих Ницше (мир и человеческая деятельность – проявление воли к власти, т.е. силе, яркой, полноценной, насыщенной жизни, полной риска, борьбы и отваги, эту волю надо всячески поощрять и развивать, человек должен стать сверхчеловеком)

  59. Позитивизм (лат. positivus – положительный) – философия должна перестать быть метафизикой, т.е. – искать ответы на вечные вопросы (т.к. на поприще поисков этих ответов она приносит негативные результаты – вопросы есть, а удовлетворительных и общепризнанных ответов нет) и стать позитивной наукой или – логикой и методологией науки, «служанкой науки», философией науки (вырабатывать методы научного познания, координировать результаты различных наук, осмысливать и обобщать их результаты, помогать создавать научную картину мира и т.п.) Родоначальником позитивизма считается французский философ XIX в. Огюст Конт


написать администратору сайта