Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый уровень речевого развития

  • Второй уровень речевого развития

  • Третий уровень речевого развития

  • Четвертый уровень

  • Основными задачами коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи являются : 1

  • Выполнила: учитель-логопед Юнаковская Екатерина Александровна

  • Статья на тему: "Особенности развития речи младших школьников с ОНР" (начальные классы). Статья на тему: "Особенности развития речи младших школьник. Особенности развития речи младших школьников с онр


    Скачать 123.5 Kb.
    НазваниеОсобенности развития речи младших школьников с онр
    АнкорСтатья на тему: "Особенности развития речи младших школьников с ОНР" (начальные классы
    Дата18.09.2017
    Размер123.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСтатья на тему: "Особенности развития речи младших школьник.doc
    ТипДокументы
    #36513
    КатегорияЛогопедия


    Особенности развития речи младших школьников с ОНР
    Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

    Учителю необходимо иметь ясное представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи (ОНР), о системе коррекционной работы в общеобразовательной школе, о взаимодействии в процессе работы всех специалистов школы.

    В настоящее время под общим недоразвитием речи (ОНР) следует понимать форму рече­вой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентой речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

    Рассматривая общую характеристику детей с ОНР, можно отметить, что при ОНР отмечается позднее начало речи, хотя понимание обращенной речи относительно благополучно. Речь таких детей малопонятна. Речевое недоразвитие может быть разной степени: у одной груп­пы детей наблюдается лепетная речь или отсутствие речи, у другой группы наблюдается малоразвернутая речь или развернутая речь с фонетико-фонематическими или лексико-грамматическими нарушениями. Неполноценная речевая деятельность влияет на развитие психических процессов, хотя психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи. Без специального обу­чения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Однако по мере формирова­ния словесной речи и устранения речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

    Общее недоразвитие речи может быть выражено в раз­ной степени. В настоящее время условно выделяют четы­ре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

    Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказыва­ется полностью сформированной.

    У детей, находящихся на первом уровне речевого раз­вития, речь состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Слова и их заменители—звуковые комплексы — употребляются для обозначения лишь конкретных пред­метов и действий. Они являются часто многозначными, недостаточно дифференцированными. Одно и то же по звучанию слово может выражать для ребёнка совершен­но разный смысл. Свою речь дети сопровождают жеста­ми и мимикой: Часто такая речь остается непонятной для окружающих. Фразы на данном уровне речевого разви­тия нет.

    Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают. Отличительной чертой второго уровня является более высокая речевая активность детей. У детей появляется фразовая речь, однако весьма искажённая в фонети­ческом и грамматическом отношении. Словарь характе­ризуется, по сравнению с первым уровнем, большим объе­мом и разнообразием. В спонтанной речи детей отмеча­ются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наре­чия, некоторые предлоги и союзы. Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов. Дети по-прежнему прибегают к пояснениям с помо­щью жестов.

    Понимание речи остается непол­ным, так как многие грамматические формы недостаточ­но различаются.

    Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На фоне срав­нительно развернутой обиходной речи наблюдается не­точное знание и употребление многих слов и недостаточ­но полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка, появляющаяся, например, в ошиб­ках согласования и управления. Отмечаются также недостатки произношения отдельных звуков и слоговой структуры слова, особенно при воспроизведение слов со стечением согласных: или многосложных слов. Легко обнару­живаются затруднения в овладении звуковым анализом и синтезом слов, а отсюда - специфические затруднения в письме и чтении. Дети не могут связно изла­гать свои мысли. Четвертый уровень речевого развития. К нему откосятся дети с нерезко выра­женными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка вы­являются в процессе детального обследования при выпол­нении специально подобранных заданий.

    В речи детей встречаются отдельные нарушения сло­говой структуры слов и звуконаполняемости.

    Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в раз­витии лексики и грамматики. Учебный материал воспринима­ется и усваивается слабо.

    Основными задачами коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи являются :

    1.Практическое усвоение лексичесикх и грамматических средств языка.

    2.Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия),

    3.Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

    4.Развитие навыков связной речи.

    При успешной коррекции общее недоразвитие речи можно привести к норме. Выполнила: учитель-логопед

    Юнаковская Екатерина Александровна
    написать администратору сайта