Главная страница
Финансы
Экономика
Математика
Биология
Информатика
Начальные классы
Медицина
Сельское хозяйство
Ветеринария
Вычислительная техника
Религия
Философия
Логика
Этика
История
Дошкольное образование
Воспитательная работа
Социология
Политология
Физика
Языки
Языкознание
Право
Юриспруденция
Русский язык и литература
Строительство
Энергетика
Промышленность
Связь
Автоматика
Электротехника
Другое
образование
Доп
Физкультура
Технология
Классному руководителю
Химия
Геология
Искусство
Культура
Иностранные языки
Экология
Логопедия
География
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Директору, завучу
Школьному психологу
Социальному педагогу
Обществознание
Языки народов РФ
ОБЖ
Музыка
Механика
Украинский язык
Астрономия
Психология

Педагогика (греч искусство воспитания. Ребенок, веду) наука о воспитании и обучении человека. Педагогика представляет собой науку


Скачать 192.29 Kb.
НазваниеПедагогика (греч искусство воспитания. Ребенок, веду) наука о воспитании и обучении человека. Педагогика представляет собой науку
АнкорPedagogika.docx
Дата13.09.2018
Размер192.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPedagogika.docx
ТипДокументы
#23524
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

1 билет.

Педаго́гика— (греч. искусство воспитания. Ребенок, веду) наука о воспитании и обучении человека.

Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Объект: педагогические явления.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом развитие личности человека.
Предмет: развитие личности человека.


На определённой ступени развития человеческого общества, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Уже в трудах древнегреческих философов –Сократа, Платона , Аристотеля и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика».

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем. Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ушинский.

Объект педагогики.

 А. С. Макаренко — ученый и практик, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)».

(Педагогические явления – учитель, ученик, воспитатель, воспитанник – составляют один из видов социальных явлений. ). Педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Педагогика изучает образование.

2 билет.

Педаго́гика— (греч. искусство воспитания. Ребенок, веду) наука о воспитании и обучении человека.

Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные .

Постоянные задачи

1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».

2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.

3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.

4. Задача внедрения результатов исследований в практику.

Временные задачи:

1) создание библиотек электронных учебников;

2) разработка стандартов педагогического профессионализма;

3) выявление типичных стрессов в работе учителя;

4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;

5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;

6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.

Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целейвыделяют:

1) цели нормативные (государственные ) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;

2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;

3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;

4) цели формирования знаний , умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;

5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;

6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;

7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.

Цель на конкретный урок – предполагаемый результат деятельности, выраженный качественно и, по возможности, количественно.

Задачи каждого занятия обучающие (формирование понятий), воспитывающие (формирование любви к природе, эстетического вкуса и др.) и развивающие (формирование навыков и умений)

Главная цель – создание условий для развития личности(формирования компетенций)

3 билет. Основные категории педагогики

У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.

Практически везде категориями педагогики считаются:

  • Образование

  • Обучение

  • Воспитание

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (закон об Образовании).

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем конкретным наукам.

Обуче́ние — целенаправленный педагогический процесс организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками.

Обуче́ние (современное понятие) – формирование у обучающихся компетенций.

Воспитание (классич. определение) – процесс передачи общественно-значимых ценностей из поколения в поколение.

Воспитание (совр. по В.А. Караковскому) – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от авторитарных методов. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: диалог, педагогическая поддержка, создание воспитывающих ситуаций.

Педагог и учащийся – субъекты педагогического взаимодействия.

Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.

Личность- человек, преобразующий самого себя.

Индивидом и человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность защищают/отстаивают.

Социализация

4 билет.

Личность как педагогическая категория.

Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.

Личность- человек, преобразующий самого себя, но и окружающий мир.

Индивидом и человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность защищают/отстаивают.

Социализация – способность личности адаптироваться в обществе.

Личность может развиваться прогрессивно и регрессивно. Прогрессивное развитие способствует росту знаний и умений, повышению квалификации и образования. Регрессивное развитие основывается на “сужении” потребностей и интересов. Процесс развития личности у каждого человека протекает индивидуально, зависит от социально-психологических особенностей личности. Для того что бы процесс протекал полноценно должны быть благоприятные условия, различные жизненные препятствия  тормозят его развитию. Развитие разных сторон личности включает в себя: физическое, политическое, интеллектуальное, нравственное, правовое и эстетическое развитие. Одни стороны могут развиваться быстрее, а другие в течение исторических периодов медленнее.

Роль педагога в формировании всесторонней развитой личности– это создать условия, способствующие развитию. Сегодня это согласно требованиям гуманистической педагогики: педагогическая поддержка, диалог, не воздействие, в взаимодействие между субъектами.

Воспитание (совр. по В.А. Караковскому) – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от авторитарных методов. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: диалог, педагогическая поддержка, создание воспитывающих ситуаций.

Педагог и учащийся – субъекты педагогического взаимодействия.


5 билет.

5. Социализация личности – задача современного образовательного процесса.
Личность – основная категория педагогики. Это объект изучения педагогики.

Личность - Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.

Личность- человек, преобразующий самого себя и мир.

Современный образовательный процесс характеризуется постоянным стремлением к обновлению всех составляющих его частей: задач, содержания и основных методов и форм. Одной из задач современного образовательного процесса является социализация личности.

Если раньше обучение строилось, главным образом, на передаче от педагога к учащемуся знаний, умений, навыков, то сегодня важно не только получить знания, выработать навыки но и применить все это в жизни.

Социализация является процессом и результатом вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; это усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Это способность личности адаптироваться в обществе

Социализация состоит из двух взаимосвязанных составляющих:

  • социальной адаптации – приспособления личности к социальным условиям и индивидуализации (обособления) –

  • осознания ею неповторимости своей индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности оставаться самой собой и реализовать свой творческий потенциал.

Учитель должен всегда иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация человека в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится основным механизмом социализации в настоящий момент.

Учитель должен помочь молодому человеку самоопределиться в существующем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обретении смысла своей жизни и учебной деятельности, которая является для него ведущей, произведении профессионального выбора и самоопределения.

Одной из значительных частей социализации в ранней юности становится профессионализация личности, которая заключается в подготовке ее к осознанному выбору профессии и дальнейшему освоению профессиональных образовательных программ.

Осуществление данной функции связано с направленностью педагога на решение таких задач:

– развития смысложизненных установок учащихся, осознания ими своего призвания, возможностей;

– помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

– обнаружения познавательных и профессиональных возможностей, интересов и намерений школьников;

– обеспечения необходимого уровня их подготовки в областях знаний, находящихся в основе выбранной профессии;

– вырабатывания готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, изучения умений и навыков общения;

– развития организаторских способностей, вырабатывания готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. То есть успешность социализации и профессионализации определяется ориентацией педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

6 билет.

1. Конституция РФ – год 1993год, предыдущая 1978.

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
2.Закон РФ об «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» 1992г

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования

3.Закон РФ «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» 1996.

4. Конвенция о правах ребенка. Принята 44 Генеральной ассамблеей ООН 5 декабря 1989г.

СССР ратифицировал Конвенцию 13 июня 1990г.

Прежде чем приступить к педагогическому процессу, необходимо понять границы правового поля деятельности.

Кто такой ребенок? Человеческое существо, не достигшее 16 летнего возраста.
Дети от рождения обладают основными свободами и неотъемлемыми правами каждого человека - Это основное положение Конвенции о правах ребенка - международного договора о правах человека. Не поддержали только США и Сомали.

Дети имеют право на выживание и всестороннее развитие, включая физическое, эмоциональное, психо-социальное, познавательное, социальное и культурное.


  • Во всех решениях или действиях, которые затрагивают ребенка или детей как группу, в первую очередь необходимо учитыватьнаилучшие интересы ребенка (независимо от того, принимаются ли решения правительственными, административными или судебными властями, либо семьями).

  • Детям необходимо давать возможность участвовать в решении всех вопросов, касающихся их жизни, и обеспечивать свободу выражения их мнений. Они имеют правона то, чтобы к их мнению прислушивались и самым серьезным образом принимали его во внимание.


5. Основной закон о гарантиях прав ребенка в РФ.
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года
7 билет

Цель и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание  имеет  своей  целью  гармоничное  развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между  участниками  педагогического процесса.  Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное  воспитание .".  Последний предполагает  особую  заботу общества об образовательных структурах.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в  рациональной  и  эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.  Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Самость и социумность  есть  сферы  личностного  проявления, глубоко  взаимосвязанные  полюсы  направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и  соответственно две стороны самосозидания.
Самость как отражение внутреннего плана  развития  личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных  моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.


Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям,  нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основеличностных качеств.  Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения,  коррекции  и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.
Гармония самости  и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее "Я", которое  развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.  Гуманистическое воспитание осуществляется  в актах социализации,  собственно воспитания и саморазвития личности.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой.  Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности.
Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического  воспитания:  создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности  и  своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы,  признать приоритет его субъектности,  развитие  которой есть цель жизни.
Ш. Амонашвили - разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта