Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА ПЕРВАЯ: АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ 1.1 Структура и особенности агитационного плаката

  • ГЛАВА ВТОРАЯ: ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПОЛЬСКОМ АГИТАИЦИОННОМ ПЛАКАТЕ 2.1

  • Исторические предпосылки возникновения отношений, побуждающих к появлению плакатов данной направленности

  • 2.2 Анализ символов (образы и стереотипы) присутствующих на политических плакатах

  • 2.3 Цели и задачи политических плакатов

  • Первая агитационный плакат, как инструмент политической борьбы


    Скачать 3.92 Mb.
    НазваниеПервая агитационный плакат, как инструмент политической борьбы
    АнкорKursach.docx
    Дата13.09.2018
    Размер3.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursach.docx
    ТипДокументы
    #23523
    страница1 из 3
      1   2   3

    Введение

    продуктивным для ис-следования может быть признан когнитивистский подход. Не менее важной теоретической основой для изучения плакатных образов с точки зрения их роли в познании и конструировании социальной реальности является теория стереотипов2. Произведения искусства транслируют стереотипы, а именно через категоризацию происходит моделирование собственного образа и образа Другого. К базовым свойствам социальных стереотипов относятся: согласованность (стереотипные представления разделяются большим количеством людей); схематичность, упрощен-ность; эмоционально-оценочная нагрузка; устойчивость, ригидность.

    ГЛАВА ПЕРВАЯ: АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
    1.1 Структура и особенности агитационного плаката

    Прежде чем начать рассматривать русско-польские стереотипы по материалам агитационных плакатов периода 1918-1939 гг., нужно непосредственно обратиться к такому виду источнику исторической информации, как агитационный плакат. Подробное изучение агитационного плаката, его истории, функций, характерных элементов поможет более конкретно узнать русско-польские стереотипы и их глубину в сознании людей. Агитационный плакат принадлежит к визуальному типу источника, поэтому нужно знать также методологию работы с подобными источниками.

    Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы и инструктажа.1

    Первые плакаты появились во Франции еще в XVIII веке, а в России получили широкое распространение в 1917 году. Плакат относится к видам изобразительного искусства, он выполняет задачи наглядной политической агитации и пропаганды, а также служит целям информации, рекламы, инструктажа и обучения. Плакаты политической направленности отличаются активным эмоциональным обращением к народным массам.2

    Настоящая профессионализация сферы создания политических плакатов и листовок происходит с началом первой мировой войны. Можно сказать, что масштабные социальные преобразования рождали потребность массовой мобилизации и рекрутирования, и этим целям служили и служат политические плакаты и листовки.

    Отбросим продолжительную историю формирования плаката и его художественную сторону, представляющую интерес для искусствоведов. Мы непосредственно займемся рассмотрением функций и элементов плаката, предоставляющих интерес для изучения нашей темы.

    В структуре плаката интегрируются различные знаковые системы: наряду с вербальными используются иконические средства (фотографии, рисунки, карикатуры и др.). Современная лингвистика, изучая семиотически осложнённые тексты, использует категорию креолизованные тексты.3 К плакатам в полной мере применима категория «креолизованные тексты». Плакат сначала захватывает зрительное внимание, в плакатных формах смысл становится изображением.

    Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакаты быстро сменяют друг друга и воздействуют сравнительно короткое время, они должны отличаться четким и ясным языком. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, плакат использует ряд специфических художественных средств.

    Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образа, и широко используются такие условно-декоративные приемы, как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей. Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Он не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката.4

    В плакате могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в плакате играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему условных изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера.

    При анализе семиотической структуры плаката необходимо отчетливо представлять, что собой представляют её элементы. Появление плаката (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции в капиталистическом обществе, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.)5 Интуитивно понятно, что элементами структуры являются в первую очередь слова, предложения, абзацы. Второй уровень структуры – это фразеология сообщения, риторические фигуры и т.п. А что же является элементами графического сообщения, что является носителем сообщения в визуале плаката?

    Основными элементами агитационного плаката являются: артикуляция, масштабность образов, фон, «рамка», динамика плаката, недискутируемые посылы (самый важный элемент для нас – ассоциации).

    Агитационный плакат от художественного произведения отличается не только своей прагматической функцией. Гораздо более важное отличие плаката от произведения – отсутствие многозначности. В художественном произведении множественность смыслов, порождаемых теми или иными образами несомненное достоинство. Именно эта множественность порождает глубину произведения, заставляет нас возвращаться к нему вновь и вновь. В плакате же необходимо однозначное толкование образов, иначе будет просто невозможно достичь необходимого пропагандистского эффекта. Информационная избыточность, присущая любому сообщению, в художественном произведении направлена на порождения множества возможных миров, а в агитационном плакате – наоборот, направлена на устранение любой возможности неоднозначного толкования.6

    Чаще всего артикуляция, исключающая множественность толкования, достигается за счет добавления текстового комментария: слогана или лозунга, который иначе называется титлом.7

    Отсутствие же однозначности в толковании визуала способно достичь обратного результата. Любая неоднозначность трактовки графических образов разрушает идеологическую эффективность плаката.

    Еще один прием, достаточно часто используемый в агитационных плакатах – масштаб образов. Один образ может быть больше другого, подчиняясь при этом не законам перспективы, а подчеркивая значения того или иного образа.8

    Семантическая важность образов может достигаться и средствами композиции.

    Фон в плакате присутствует не всегда. Можно даже сказать, что плакаты без фона встречаются если не чаще, то, по крайней мере, не реже плакатов с фоном. Это говорит о том, что фон сам по себе несет немалую смысловую и семантическую нагрузку. Между фоновым и основным изображением всегда присутствует смысловая связь, гораздо более важная, чем в других произведениях искусства. Можно даже утверждать, что в плакате фон используются для того, чтобы установить иерархические отношения. При этом совершенно не обязательно, чтобы фоновое изображение в этой иерархии занимало нижнюю ступеньку. Скорее наоборот. Фон – это трансцендентальное означающее, всевидящее око, расположенное над реальностью.9

    «Рамка» (или кавычки) для нас имеет не столько утилитарное значение, как деревянная рамка или графическое паспарту, очерчивающее плакат, сколько значение семиотическое.10 Рамка задает условие целостности и завершенности текста сообщения, в нашем случае – визуального текста. Рамка проводит границу между текстом и реальностью, позволяет отделить одно от другого. Глупо же, сидя в театре, пытаться вступить в разговор с артистами. Подобные истории рассказывают как анекдоты, как курьёзы: человек не увидел рамки театрального действия.

    Кроме того, рамка (точнее набор условностей, которые выступают в качестве рамки) отделяет одно произведение от другого. Ведь не путаем же мы фильм и рекламу, хотя и тот, и другая идут по одному телевизионному каналу подчиняясь законам последовательности монтажа. То есть помимо рамок как оформленного отличия произведения и реальности или двух произведений существуют и другие формы очерчивания произведения в своих границах, интуитивно понятные любому из нас.

    Изображения на плакатах лишены сложных пространственных отношений. Да и использование пространства самого плаката как холста достаточно тривиально: в центре расположены наиболее значимые фигуры, на периферии – менее значимые. В лучшем случае пространство холста разделено на несколько кадров, по принципу комикса.11

    Динамика плаката имеет несколько эстетических функций.

    Во-первых, это направление движения во времени: устремленность в будущее или в прошлое. Для нас будущее – это направление слева снизу в правый верхний угол, прошлое – это направление справа налево.

    Временная структура текста сообщения, коим для нас, напомню, и является плакат, допускает также перспективное и ретроспективное отношение между различными его элементами. Из времени плаката (то есть той временной позиции, в которой находятся автор и адресат) задается тот или иной взгляд на прошлое (ретроспектива) или будущее (перспектива), задается система ценностей, и тем самым, определенная идеология.

    Во вторых, динамика изображения задает рассказ, создает сюжет, который не обязательно будет нарративом (повествованием). Если же говорить о нарративе, то плакат может непосредственно рассказывать всю историю (что чаще всего случается в комиксах), может задавать «ключевые кадры».12

    Для того чтобы сообщение плаката эффективно убеждало в какой-то мысли своих адресатов, его риторика должна строится на недискутируемых посылках. Только в этом случае вывод, который и составляет суть сообщения и цель воздействия, будет убедительным. Какими же эстетическими и идеологическими средствами можно добиться этой самой недискутируемости?

    Недискутируемые посылки не обладают семантической новизной, они должны быть в тексте плаката некой банальностью, общим местом.13 Можно сказать, что посылка должна обладать свойством автоматизма восприятия. Семантической же новизной должен обладать вывод, автоматизм его восприятия должен быть нарушен. Функция вывода, в отличие от функции посылки – быть более активным, привлекать к себе внимание. Только такой вариант семантической асимметрии будет соответствовать риторическим правилам.

    Один из признанных способов привлечь внимание к той или иной риторической фигуре – использование тропов, остроумных сравнений, ярких метафор и других приемов, за которые мы ценим собственно художественный и эстетический талант автора.14

    Задача любого агитационного плаката – агитация, пропаганда, определенное воздействие на адресата.
    1.2 Методология изучения визуальных источников

    Визуальные источники являются наиболее малоизученной группой исторических источников. Большинство историков обращается к ним от случая к случаю или ограничивается самыми общими тривиальными замечаниями, вроде того, что эти документы имеют большую историческую ценность. Напрямую с данными типами источников работает немного историков, это связано со спецификой визуальных источников и отсутствием у исследователей навыков работы с ними.

    Однако на протяжении последних 15 – 20 лет визуальные источники все больше обращают на себя внимание.

    Плакаты являются одним из видов визуальных источников и представляют, как и другие исторические источники, интерес сразу для нескольких наук: история, искусствоведение, психология, журналистка. При использовании плаката, как исторического источника, необходимо подвергнуть критике текст плаката и картину (или рисунок) на плакате. Приемы критики текста плаката те же, что при критике публицистических произведений, приемы критики картины или рисунка такие же, какие применяются при критике картин и карикатур.15

    Но в карикатуре следует сосредоточить основное внимание на критику толкования. Обычно карикатура сопровождается текстом, подчеркивающим идею карикатуры, но нередко из цензурных соображений текст при карикатуре является аллегорическим, смысл которого следует вскрыть. При критике достоверности сообщений карикатуры следует выяснить, насколько распространенными являлись указанные в карикатуре явления, имели ли они вообще место, и не искажает ли карикатура действительности, например, не приписывает ли она отдельным лицам или классу действия, которые не имели места с их стороны. Установить это можно только путем привлечения других источников (газет, актов, мемуаров и др.).16 В плакате же основным является текст, кратко и ясно призывающий к определенным действиям. 

    Как таковая, точная методологическая база отсутствует для работы именно с плакатами, есть лишь группа критериев, которой следует придерживаться. Плакаты адресованы определённой социальной группе. Главная жанровая особенность плаката – то, что его задача состоит в привлечении внимания. Поэтому плакаты обычно ярки, привлекательны, интересны. Их персонажи и образы легко узнаваемы.

    С другой стороны, они тенденциозны, нацелены не только на сознательное, но и подсознательное восприятие.

    Работая с плакатами, следует:17

    • определить событие (и его дату), которому посвящён плакат;

    • определить, по чьему политическому заказу он был изготовлен и для какой аудитории;

    • проанализировать персонажи и символы плаката;

    • обратить внимание, какие фигуры, объекты вынесены на передний план и что отнесено на задний план;

    • проанализировать, какие фигуры и объекты изображены большими и маленькими и почему;

    • сформулировать сообщение, которое плакат был призван донести до своей аудитории.

    Теперь следует выработать систему критериев, по которым мы будем сравнивать польские и советские плакаты.

    1) Исторические предпосылки возникновения отношений, побуждающих к появлению плакатов данной направленности.

    2) Анализ символов (образов) присутствующих на политических плакатах.

    3) Цели и задачи политических плакатов

     
    ГЛАВА ВТОРАЯ: ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПОЛЬСКОМ АГИТАИЦИОННОМ ПЛАКАТЕ
    2.1 Исторические предпосылки возникновения отношений, побуждающих к появлению плакатов данной направленности

    Перед тем, как приступить к обсуждению русско-польских представлений друг о друге, следует разобрать причины, породившие столь непростые отношения.

    Если спросить русского о том, как поляки относятся к России, то среднестатистическим ответом будет идея, выражающая в крылатой фразе «Моська лает на Слона». Поляк же для русского не представляет чего–то особенного в современной действительности.

    Но вот образ русского для поляка является чем–то особенным. В представлении поляков Россия - это, прежде всего агрессор, который постоянно вынашивает идеи о порабощении Польши. Противостояние огромному необузданному варвару, коим для поляков является Россия, представляется первостепенной задачей.

    Но такое отношение к русским загоняет поляков в тупик, ведь если России не станет, то главный враг исчезнет и Польша потеряет свою уникальную миссию в Европе.

    Так откуда же возникло такое отношение к России? Чем вызвано и что является поводом возникновения образа агрессора и варвара?

    Главной виной русских поляки ставят потерю их «золотого века». Для польской истории «золотым веком» является период Первой Речи Посполитой, так называем шляхетской республики. Период, когда государство поляков ширилось, от моря до моря и было крупнейшим в Европе.

    Падение и уничтожение Речи Посполитой является главной национальной трагедией поляков. И уничтожение их былого могущества они видят не в своей недальновидной и не продуманной политике, которую они проводили в XVIII веке, а главным образом России.

    После падения Первой Речи Посполитой главной целью польского народа становится возвращение их былого величия. Главная цель – возвращение «золотого века». И опять же главным противником в осуществлении этой цели является Россия.

    Поляки на протяжении всего XIX века, а впоследствии и в XX веке не могли смириться с реальной действительностью. Ведь на протяжении всей европейской и не только европейской истории прослеживается принцип развития государств:

    1) постепенное развитие

    2) зенит могущества

    3) постепенное падение и крах

    Так было со всеми крупными государствами: Держава Ахеменидов, Римская империя, Испанская империя, Французская империя и Речь Посполитая не является исключением.

    Теперь поговорим, об так называемой «агрессии», которую поляки приписывают русскому государству. Этот вопрос не прост, у каждой стороны есть свои трактовки этой черты, которые являются диаметрально противоположными. Для поляков агрессивность России - признак варварства и постоянная угроза национальной государственности Польши. В России данный вопрос трактуется совершенно другим образом. Если для Польши «золотым веком» является Первая Речь Посполитая, то для Российского государства это времена «Киевской Руси».

    Московские князья считали себя приемниками Киевской государственности. Поэтому на протяжении всей истории Московского государства, а затем и Российской империи предпринимались попытки вернуть земли, некогда входившие в состав Киевской Руси. Этими территориями являлись правобережная и левобережная Украина и современная Белоруссия, раньше же эти земли назывались Черновая Русь, Галич, Волынская земля - именно они были захвачены Польшей в период XIVXVI веков. Именно национально освободительная политика России воспринималась как агрессия. Поэтому постоянная необходимость противостоять столь крупному сопернику за спорные территории, создало образ России как вечно агрессивной державы.

    Идея вечной агрессивности России зародила в умах поляков особую мысль, которая развивалась на протяжении нескольких веков. Теперь это не просто война с соседом, это особая миссия польского народа. Польша с её европейскими ценностями - это полное противопоставление России не только на государственном уровне, но в и культурном плане.

    Поляки не помнят и не хотят знать, если можно так выразиться, русского «золотого века». Они не знают о русском единстве, для них его не существовало. Все земли, входившие раньше в состав Киевского княжества, они считают своим историческим естественным пространством, некий аналог немецкого Lebensraum.

    Таким образом, в польском самосознании и происходит становление их культурного, варварского и поэтому агрессивного оппонента России. Это является главными вещами, что отличают Россию от Польши. И эти противоречия будут вечными, пока поляки не смогут отбросить свои предрассудки. Но этого не произойдет в скорое время, ведь даже сейчас в польском самосознании надолго засела идея народа – мессии. Польша это страж на границе культурной Европы от варварского мира.

    Все это способствовало генерации и упрочнению стереотипов и образов русского человека в самосознании поляков, которые развивались и изменялись на протяжении столетий.

    2.2 Анализ символов (образы и стереотипы) присутствующих на политических плакатах

    Для нашего исследования были взяты наиболее известные польские агитационные политические плакаты и карикатуры, которые в основном все были опубликованы в журнале «Mucha». Все плакаты можно разделить на четыре группы:

      1. Плакаты с изображением России в образе медведя

      2. Карикатуры с изображением Сталина

      3. Представление России как крестьянина

      4. Различная тематика

    Самыми многочисленными являются первые две группы.

    Образ России в виде медведя имеет глубокие исторические корни, которым больше 300 лет. В настоящее время сами русские индифицируют себя с данным образом и гордятся им. Однако данная метафора зародилась в Европе. Первое упоминания о таком специфическом сравнении датируются 1759 годом, когда были изданы «Письма о России» итальянца Ф. Альгаротти.18 Впоследствии данный образ прочно укрепился как в сознании русских, так и в сознании европейцев.

    Таким образом, «русский медведь» вызывает у европейцев многообразные чувства: и ощущение собственного цивилизационного превосходства, и страх, и опасение разбудить свирепого хищника, и желание приручить его, а то и посадить на цепь. Разумеется, этот образ имеет и позитивные коннотации, связанные с уважением могущества и верности традиции.

    Теперь непосредственно приступим к анализу первой группы плакатов. Образные представления медведя на всех изображениях различны, и их тоже можно разбить на мини группы.

    В первую группу можно отнести агрессивного и немного глупого медведя. На рисунке датируемой еще периодом первой мировой войной показано как русский медведь расправляется с немецким солдатом и учит танцевать его «казачок» (Рис. 1). Также существует плакат, где необузданный варварский медведь нападает на польские земли (Рис. 7). Не только агрессивную, но и весьма глупую сущность медведя можно увидеть на плакатах. К примеру, на плакате «И хочется и колется» показан медведь, пытающийся полакомится Бессарабией, но у него это не получается из – за штыков, направленных в его сторону (Рис. 9). Такой же сюжет можно наблюдать и на плакате 1931 года, где медведь хочется полакомиться французским мёдом (Рис. 14). Пристрастие к мёду было излюбленным приемом сатириков иллюстрировать алчность большевистской России. Сюжет агрессивности также можно наблюдать на карикатуре, посвященной сражениям у озера Хасан, показывающий русского медведя и его борьбу с дикобразом – Японией, у которой он берет реванш за русско – японскую войну.

    Второй группой плакатов нам показывают глупого и неуклюжего медведя с советско – французским актом в руках (Рис. 17).

    Третья группа является наиболее уникальной. В ней на плакатах изображен особый образ, раньше не обыгрывавшийся с медведем. Впервые показан медведь не варвар и агрессор, а порабощенное животное. В этом воплощается идея антинародного большевистского режима. На рисунке «Известия из России» показаны два медведя, нелегкая судьба которых призвана убедить польского читателя в том, что Российское государство всегда сохраняет свою деспотическую природу. Один медведь говорит другому: «В действительности в России ничего не изменилось, лишь железные царские кандалы сменили на деревянные большевистские колодки» (Рис. 10). Так же прослеживается и тема бунта. Плакаты призывают народ в лице медведя скинуть тираническое большевистское правление и стать свободным (Рис. 11). Именно деспотическая натура советского правительства показывается на рисунке, на котором изображен забитый медведь и Сталин (новый персонаж) с кнутом в руках. Советский лидер, однако, выглядит, озадаченным: не чрезмерно ли укрощен «русский медведь»? не перестанет ли Европа его бояться? (Рис. 18).

    Таким образом, мы видим, что русский медведь не изображается однотипно на всех плакатах. Присутствует двойственность в его воплощениях, призванная показать с одной стороны агрессивность и варварство, а с другой вечно деспотическую черту России при любой власти (Eternal Russia).19

    Еще одной интересной группой предстают карикатуры с изображением Сталина. Начиная с 1930 – ых годов Сталин становится неотъемлемым персонажем, олицетворяющим большевистскую Россию. Особенностью плакатов является редкое появление советского лидера в одиночку, но бывали и такие случаи (Рис. 12). В основе своей на карикатурах товарищ Сталин выступает деспотической личностью. Такую черту советского руководителя мы видим на знакомом нам плакате, где Сталин укрощает русского медведя (Рис. 18).

    В период возникновения Польской республики в 1918 году и вплоть до начала Второй мировой войны в 1939 году, в польском обществе был силен антисемитизм. Он выражался в постоянных еврейских погромах, идеях о всемирном еврейском заговоре, а также в мыслях переселения всех евреев на Мадагаскар (лозунг «Евреи на Мадагаскар»)20. Однако германская угроза, сталинские зачистки в СССР отодвинули польский антисемитизм на задний план.21 Поляки стали находить сходство между гитлеровской Германией и советской Россией и видели угрозу с обеих сторон. Это выразилось в серии карикатур, где Сталин изображен вместе с Гитлером. Вот они представлены на равных и делят мир напополам (Рис.19), а вот видно, что Сталин явно доминирует над Гитлером (Рис. 21).

    Третьей группой плакатов предстают изображения России, как крестьянина. Здесь присутствует не однобокое освещения образа, а разные его черты. На плакатах можно встретить, как и угнетенного крестьянина, вынужденного жить под гнетом «серпа и молота» (Рис. 13 и Рис. 15), так и непутёвого, неграмотного крестьянина, которому нечего делать в цивилизованной образованной Европе (Рис. 22).

    Плакаты, входящие в последнюю группу, имеют весьма разношерстную тематику.

    Тут уже и знакомая теория всемирного еврейского заговора исходящая от Советской России (Рис. 3). Это утверждение происходит от идеи жидокомунны, утверждавшей, что коммунизм является средством будущего еврейского завоевания Польши, целью которого было бы образование Иудеополонии.22 Врагом польского народа в первую очередь стал «безнациональный» большевик, меняющий «европейскую» Россию на «еврейскую» (Рис. 5). Польские сатирики не упустили шанса обыграть и проигрыш «троцкистов» в партийной борьбе (Рис. 2).

    В 1920 – ые году присутствовали плакаты, показывающие азиатскую сущность России (Рис. 2) и угрозу от комиссарской государственности, нападающей на Польшу (Рис. 4 и Рис. 6). Так же еще одной темой было советско-германская угроза, которая уже упоминалась ранее (Рис. 16).
    2.3 Цели и задачи политических плакатов

    Создание любого плаката порождает определённый заказ. Существует определённая цель, ради которой создается агитационный плакат, и достижение этой цели и есть главное назначение плаката. Целью же польского агитационного плаката было создание образа «вечного врага». Образ врага «№1» во все времена, который сплачивал все население страны. Именно таким был образ России. Если более детально рассмотреть образ «вечного врага», то получится следующее:

    1. Россия навсегда останется агрессивным и варварским государством. Поэтому Польша всегда должна быть готова дать отпор.

    2. Россия - это «страна рабов».

    Если польский народ не хочется снова стать её рабом, то он должен защищаться всеми доступными методами.

    1. Советская Россия - это государство евреев.

    Именно она виновата во внутреннем неспокойствии Польши, давая распоряжения евреям, находящимся в Польском государстве.

    Новому польскому правительству было просто необходимо напомнить и еще раз укрепить в умах поляков образ «вечного врага» России. У польского руководства стояли далеко идущие планы, которые требовали сплоченности всего польского общества. Вот одни из главных целей, которые пыталось добиться правительство Польши:

    1. Свержение советской власти с последующим расчленением России (концепция «федерализма»).23 Смысл данной концепции заключался в том, что ради безопасности Польши ей следует стремиться к ослаблению России путем отрыва от нее национальных окраин и подчинение их себе. Главной целью было восстановить свои границы 1772 года, а затем занять место России в восточной Европе.

    2. Политика «равноудаленности», заключавшаяся в стремлении «замкнуть на себе» интересы западноевропейских держав в Восточной Европе.24

    3. Концепция «Прометей». Деятельность специального польского агентурного подразделения, заключавшиеся в поддержание националистических и сепаратистских движений на территории Советской России для дальнейшего развала СССР.25

    4. Попытка создания блока европейских государств антисоветской направленности.

    Такие сложнейшие планы требовали поддержания образа «вечного врага» для обеспечения, как поддержки собственного населения, так и европейских государств. Все это подтверждается польскими агитационными плакатами антисоветской направленности.


      1   2   3
    написать администратору сайта