Главная страница
Навигация по странице:

  • УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.М. МАШЕРОВА» Юридический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу

  • Работа

  • 4 курса Группы 43-ЮР «____» ___________ 20 __ г.

  • Жалейко Екатерина Александровна (подпись)

  • 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

  • 2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ДАОСИЗМА

  • 3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ КОНФУЦИАНСТВА

  • 4. ПОЛИТИКО – ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ МОИЗМА

  • 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ЛЕГИЗМА

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  • КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИППУ. Политическая и правовая мысль Древнего Китая


    Скачать 116.5 Kb.
    НазваниеПолитическая и правовая мысль Древнего Китая
    АнкорКОНТРОЛЬНАЯ ПО ИППУ.doc
    Дата04.03.2018
    Размер116.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКОНТРОЛЬНАЯ ПО ИППУ.doc
    ТипКонтрольная работа
    #13576


    Рег. №_________

    _______________

    (дата)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    имени П.М. МАШЕРОВА»
    Юридический факультет

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по курсу:

    История политических и правовых учений

    (ВАРИАНТ № 3)

    Тема: «Политическая и правовая мысль

    Древнего Китая»



    Работа __________________




    Выполнила: студентка

    к защите




    4 курса

    Группы 43-ЮР

    «____» ___________ 20__ г.




    заочной сокращенной формы обучения

    ________________________




    Жалейко Екатерина Александровна

    (подпись)




    з/к 20090043


    ВИТЕБСК

    2012

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение ………………………………………………………………….3

    1. Особенности политико-правового мышления в Древнем Китае……..6

    2. Социально-политическая и правовая доктрина даосизма…………….9

    3. Политико-правовая идеология конфуцианства………………………..11

    4. Политико-правовое учение моизма…………………………………….16

    5. Политико-правовая доктрина легизма………………………………….17

    Заключение………………………………………………………………..20

    Список использованной литературы и источников……………………22

    ВВЕДЕНИЕ

    Первые достоверные исторические сведения о Китае, как и об Индии, восходят ко II тысячелетию до н.э. В бассейне реки Хуанхэ сложилось крупное объединение племени. Правила династия Инь или Шан. В конце XII века до н.э. вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторгаются в иньские земли и устанавливают свою власть. Воцаряется династия Чжоу, правящая до середины III века до н.э. Но уже в конце IX века до н.э. государство ослабело от стремления местных правителей отколоться от центра. Кризис побуждал к размышлению, поиску выхода. Это и привело к расцвету китайской политической мысли в VI -V веках до н.э. В отличие от Индии в Китае политическая мысль не питалась священными писаниями, она рано выделалась в особый предмет которым занимались мудрецы, философы. Конечно, связь между небом и поднебесной не отрицается, но в центре внимания Китайских мыслителей не вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационально и в значительной мере освобождаются от мифологии и религиозности. Особенно ярко это заметно у Конфуция, самого знаменитого китайского философа, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Конфуций родился в 551 г до н.э. В детстве был не по годам серьезный, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу. Последние годы своей жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Умер Конфуций в 479 г до н.э. в возрасте 72 лет. Его мысли изложены в сборнике "Луньюй" ("Беседы и высказывания"), составленные учениками философа в V в до н.э. Конфуция не слишком занимал вопрос происхождения и сущности мира, неба, загробной жизни. Он сосредоточился на этом мире, на обществе, на наилучшем, разумном устройстве государства. Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели - ДЭ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи должны быть совершенными людьми. Конфуций называет их Цзюн-цзы - Благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ЛИ), который они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличает гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям. Благородный чиновник всегда следует справедливости Дао. Государство он уподобляет гигантской семье, царь - отец, старший в роде, а отношения правящих и подданных - семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Целью данной работы является всестороннее рассмотрение Политическая и правовая мысль Древнего Китая, обобщение изученных результатов и авторских исследований. Цель государства и царской власти - общее благо этой семьи, воспитание подданных. Призвание царя - накормить и обогатить народ, обучить его, защитить его оружием. В свою очередь народ обязан проявлять сыновью почтительность к правителям, беспрекословно им подчиняться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах. Предполагается типично патриархальная концепция власти. Конфуций не зовет вернуться к социальному и политическому равенству. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Конфуций симпатизировал федерально-удельной аристократии, правда, не отстаивая наследственных сословных привилегий . Он хотел, чтобы место аристократии заняли цзюонь - цзы, люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам. Принцип "исправления имен" предполагал, что социальный статус каждого человека должен определяться в соответствии с его качествами и поступками. При написании данной работы мною преследовались следующая задача: раскрыть сущность политико-правовой мысли Древнего Китая, в разрезе освещения следующих вопросов:

    - Особенности политико-правового мышления в Древнем Китае; - Социально-политическая и правовая доктрина даосизма;

    - Политико-правовая идеология конфуцианства;

    - Политико-правовое учение моизма;

    - Политико-правовая доктрина легизма. Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

    1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
    Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в. в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий.

    Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране - затяжной политический кризис.

    В поисках выхода из кризиса, в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.

    Конфуцианство. Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и необходимо стремиться.

    Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

    Даосизм. Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э). Основное произведение - "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ").1

    Понятие "дао". Дао - это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и

    ______________________________

    1 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Издание 2- е, переработанное и сокращённое/ Под ред., докт. юрид. наук., профессора О. Э. Лейста. М.: ИКД Зерцало-М 2004г.

    справедливость. В отношении к дао все равны. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) - лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии. Осуждение роскоши и богатства.

    Моизм. Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ). Произведение - "Мо-цзы". Основоположник радикально - демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства.

    Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем. Идея единой для всех справедливости и власти.1

    Идеальная организация власти - мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо:

    а) насаждение единомыслия;

    б) искоренение вредных учений;

    в) поощрение доносов;

    г) поддержание социального равенства.

    Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так - все должны заниматься физическим трудом.

    _____________________________

    1 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Издание 2- е, переработанное и сокращённое/ Под ред., докт. юрид. наук., профессора О. Э. Лейста. М.: ИКД Зерцало-М 2004г.
    Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти.

    В целом это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом.

    Легизм. Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э), создатель трактата "Об искусстве управления". Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти. В целом, вся концепция пронизана:

    а) враждебностью по отношению к людям;

    б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку.

    Основное назначение государства - противостоять злому началу (природе) человека. Человек - это источник социального зла.

    Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни (в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни). Осуждалось милосердие и гуманизм.2

    Отношение между властью и народом рассматривалось как

    ______________________________

    2 «История политических и правовых учений». Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г.

    противоборство враждующих сторон. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля.

    В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

    Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления.

    В II - I в.в. до н. э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.

    2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ДАОСИЗМА
    В крайней оппозиции к конфуцианству находился даосизм. Его возникновение традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства, Чу, якобы старшего современника Конфуция, Лао-цзы. По преданию, будто бы имевшая месте встреча двух мудрецов запечатлена на ханьском рельефе рубежа христианской эры. Лао-цзы считается автором натурфилософского трактата "Даодэцзин" ("Книга о дао и дэ", записана, очевидно, в IV-III вв. до н.э.). В отличие от метафизического в целом конфуцианства философский даосизм проникнут стихийно-диалектическим мышлением. Основная категория этого учения - дао - трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, "мать всех вещей". Даосское мировоззрение отмечено яркими чертами экологической мудрости.3

    _______________________________________________________

    3 «История политических и правовых учений». Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

    Дао - первопричина и закон развития Вселенной, которой подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек часть природы. Подчинение вечному закону природы дает ему счастье. Все, что придумали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастью. Цивилизация, усовершенствование жизни ведут к утрате первозданного совершенства, спокойствия и гибели. Уход от людей, общества, отшельничество. Максимально сократить потребности, вести естественную жизнь в общении с природой, в узком кругу близких. «Государство, - говорил Лао-цзы, - должно быть маленьким, население малочисленным. Если и есть различные орудия, ими не стоит пользоваться». Лао-цзы - один из первых представителей анархизма. Государство - искусственная структура, оно осуждается, как и богатство и знатность, т.к. правители используют власть в своих корыстных целях.

    Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к "естественному", первобытному состоянию и внутриобщинному равенству - "золотому веку)'" даосской утопии. Даосы решительно выступали против богатства и роскоши знати, непомерных поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей, резко осуждали войны. Даосы выдвинули теорию "недеяния" (увэй), которая призывала к ненарушению "естественности вещей". "Дао совершенно мудрого - деяние без насилия" - постоянный рефрен "Даодэцзина".3

    Крупнейшим представителем древнего философского даосизма считается Чжуанцзы (369-286). Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что родился он в царстве Сун. Философия Чжуанцзы содержит глубокие натурфилософские идеи, гениальные догадки о мироздании. Основой учения мыслителя является концепция дао. Дао ("Истинный властелин", "Великий учитель", как образно его называет Чжуанцзы) выступает у него как сущность бытия, субстанциальная основа мира, абсолютное единое начало, от которого происходят все вещи, постоянно изменяющиеся в вечном круговороте мироздания. Жизнь - непрерывное движение. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.

    Чжуанцзы провозглашал природное равенство людей, отстаивал право человека на индивидуальную мораль. Отрицал деление людей на "благородных" и "ничтожных", соболезновал рабской доле, страстно обличал стяжательство и лицемерие правителей и знати. Среди его героев - труженики, искусные умельцы. Полемизируя с Мэнцзы, Чжуанцзы заявлял, что этические принципы конфуцианства - "гуманность", "справедливость", "долг" - чужды истинной природе человека и не нужны ему так же, как "шестой палец на руке". Общая идейная и социальная направленность даосизма отвечала настроениям общинных масс, и в этом кроется причина его популярности. В нем находил выражение протест против эксплуатации общественных низов. Вместе с тем натурфилософские идеи и широта этических принципов привлекали к даосизму представителей верхов, в их интерпретации доктрина недеяния нередко приобретала выраженный индивидуалистический характер.

    3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ КОНФУЦИАНСТВА

    Если попытаться выделить в учении Конфуция основное концептуальное ядро, то всю его важнейшую проблематику можно разделить на три главные части: доктрина цзюнь-цзы, то есть совершенного мужа, доктрина гуманизма или гуманности жэнъ и доктрина надлежащих норм взаимоотношений между людьми (категория ли). Начиная по порядку, надо сказать, что Конфуций был первым в Древнем Китае кто поделил всех людей на группы. Он отделил всех тех, кто руководствовался сходными с ним идеалами в прошлом, от обыкновенных, нормальных людей, руководствующихся в жизни, главным образом, своими корыстными интересами. Последних он называл сяо жэнъ, маленькими или низкими

    __________________________

    4 «История политических и правовых учений». Учебник для юридических вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.

    людьми, выражая тем самым столь характерное для «осевого времени» универсальное недовольство «естественным человеком», тем самым естественным человеком, которого много веков спустя воспоют в Европе и Вольтер, и Жан-Жак Руссо. Правда, это не означает, что Конфуций свысока относился к простому народу. Наоборот, все высказывания Конфуция, касающиеся народа, проникнуты глубокой симпатией и неподдельным состраданием к простым людям, жертвам несовершенного правления и своекорыстного поведения властей. Но Конфуций рассматривал народ как нерасчленимое целое, как естественное единство. Отдельный человек из народа его как философа и педагога не интересовал. Ему не было места в конфуцианской персонологии, туда входили лишь люди, профессией которых было, или могло бы быть, государственное управление .
    Совершенный муж (цзюнъ-щы), В духовном арсенале мировой культуры конфуцианский тип личности - цзюнь цзы - отличается своим удивительным долголетием, намекающим на возможную вечность. Проблемы, над которыми работал Конфуций, занимали и его последователей, философа Мэн-цзы (372-289 тч. до н. э.), они были предметом мучительных переживаний современников Лу Синя (1881-1936), свидетелей драматических событий периода «модернизации» Китая. Над ними и по сей день бьются те, кто считает себя продолжателями этой высокой духовной традиции, так называемые «новые конфуцианцы». Столь поразительное долголетие, заключается в том, что Конфуций правильно нащупал одну из самых больных и самых неразрешимых проблем человечества и не только достаточно детально проанализировал, но и попытался, как духовный наставник, разрешить ее.4

    Управление тем совершеннее, чем совершеннее действующее в нем законодательство. Но опыт показывает, что закон имеет тенденцию в некоторых исторических ситуациях вертеться «как дышло», так что иногда возникает даже вопрос: как лучше, с ним или без него? В Древнем Китае также знали об этой особенности законодательной базы и прилагали массу усилий для того, чтобы найти более совершенный путь. Дилемма формулировалась таким образом: либо правление людей, либо правление нормативных установлений. Конфуций пришел к убеждению, что наиболее оптимальным является «правление людей» (жэнь чжи), и бросил все свои силы на то, чтобы людей, облеченных властью, или готовящих себя к этому, преобразовать в духе гуманизма и бескорыстия. Так родилась его концепция «совершенного мужа».

    Решительный перенос интеллектуальных усилий с внешних средств управления на личность самого управляющего, который был совершен в Древнем Китае благодаря Конфуцию, наложил отпечаток на всю китайскую цивилизацию, предопределив в ней решительное и стабильное предпочтение морали перед правом. Кроме того, сосредоточение интеллектуальных усилий на том слое населения, который должен был управлять обществом, сделало этих кандидатов на управляющие должности главными носителями традиционной китайской культуры, что резко отличало древнекитайскую цивилизацию от всех остальных. Существенно и то обстоятельство, что Конфуций, прежде всего, обратил свой взгляд на тех, чьи претензии на власть не были подкреплены ничем, кроме их личных качеств. В китайском обществе периода Чунь цю (722-481) и Чжань го (Воюющих государств) (403-221) такой слой был. Мало того, именно к нему и принадлежал сам совершенно-мудрый из княжества Лу. Это - так называемые «благородные мужи» (ши), низшая страта господствующего класса.5

    Вторая часть формулы, - фу ли, - согласно Чжу Си, служит как бы мерилом важности той операции, которая заключена в ее начале: лишь тот, кто нашел в себе силы преодолеть свой эгоизм, свои корыстолюбивые желания, может стать действительно открытым общественным интересам, встать на путь радикального самосовершенствования и обрести силы для выполнения таких норм взаимоотношений между людьми, которые приведут

    ___________________

    5 «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

    к воцарению в обществе стабильности и гармонии. Именно такой человек сможет выполнить завет Учителя и относиться к государю так, как надлежит относиться к государю, относиться к отцу так, как надлежит относиться к отцу, относиться к сыну так, как надлежит относиться к сыну, то есть быть образцовым подданным, образцовым отцом и образцовым сыном. Именно тот, кто, преодолев эгоизм, начинает практиковать в отношениях с людьми «почтительность» (цзин) - почтительность, которая в таком конфуцианском понимании, приближается к «открытости», - как бы входит, освободясь от своего эгоизма, в большой и открытый мир. Практикуя надлежащие нормы взаимоотношений с окружающими, человек входит в тот мир, где «в пределах четырех морей все люди братья».

    По мысли Конфуция, человек, который поставил себе цель преобразиться в «совершенного мужа», должен был всю свою волю направить на следование Дао-путем. Предполагалось, что последователь конфуцианства на этом этапе должен был уже полностью отрешиться от материальных условий своего существования, чтобы полностью сосредоточиться на постижении Дао-пути. Конфуций особо отмечал этот момент, призывая своих последователей к полному пренебрежению имущественной стороной дела. Он считал, что если человек старается сосредоточить свою волю и все свои духовные стремления на Дао-пути, но при этом продолжает стыдиться грубой пищи и плохой одежды, то такой человек недостоин того, чтобы с ним разговаривать. Столь же стойко рекомендовалось переживать и все неудачи в служебной карьере. Сочетание бескорыстия и направленной воли, по мысли конфуцианских наставников, должно было придать характеру «совершенных людей» необычайную стойкость. 5

    По словам Мэн-цзы, человека, который в знатности и богатстве не предается никаким излишествам, а в бедности и незнатности сохраняет свои «принципы, нельзя согнуть «ни угрозами, ни силой оружья».

    «Совершенный муж» должен был совершать все свои действия, руководствуясь «гуманностью», которая и должна была обеспечить желательную направленность волевого усилия цзюнь-цзы. Именно эта ориентированность на «гуманность» должна была определять и поведение «совершенного мужа» на службе. Конфуций призывал своих питомцев служить во всех тех случаях, когда они видели, что, руководствуясь своими принципами, они могут принести пользу Поднебесной. Если же они понимали, что ни о какой всеобщей пользе и речи быть не может, а ситуация, более того, требует отказа от своих принципов, то следовало немедленно уйти со службы и сосредоточиться на семейной жизни, либо, как крайний случай, стать отшельником.5

    Согласно европейской культурной традиции, довольно трудно воспринять конфуцианский идеал человека. Для европейцев таким идеалом до сих пор является человек Возрождения, все усилия которого сосредоточены на предельной самореализации, во имя которой он готов проявить чудеса героизма. Пожалуй, именно отсутствие героизма в конфуцианском идеале особенно мешает нам признать цзюнь-цзы идеальным типом личности, да, может быть, еще вытекающая из этого отсутствия несостязательность цзюнь-цзы, на которой так настаивал Конфуций. Но именно эти черты и вносили свою главную лепту в удивительную стабильность китайского социума, стабильность, которая до сих пор очень высоко цениться китайскими политиками. Поскольку китайцы еще в древности сделали один из главных социо-политических выводов - не сила оружья, а стабильность социума представляет собой наиболее могучее средство решения всех общественных.

    ________________________

    5 «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.


    4. ПОЛИТИКО – ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ МОИЗМА

    Основателем данного направления был Мо Цзы (468-376 до н.э.), его основная книга «Мо-цзы» - вначале приверженец конфуцианства, но затем отходит от него. Выражал интересы мелких собственников, ремесленников, торговцев, мелких государственных служащих.4

    Место его рождения точно не установлено. По мнению одних, он жил в царстве Лу, по мнению других - в Сун или Чжэн, а возможно, и в, Чу, где его учение получило особенно широкое распространение.

    Мо-цзы, живший после Конфуция, примерно тоже воспринял идею веры в небо и его волю, но эта идея получила у него иную интерпретацию.

    Во-первых, воля неба у Мо-цзы познаваема и всем известна - это всеобщая любовь и взаимная выгода. Судьбу же Мо-цзы отвергает в принципе. Таким образом, у Мо-цзы трактовка воли неба имеет критический характер: отрицание привилегий господствующего класса и утверждение воли простолюдинов.

    Мо-цзы попытался использовать оружие господствующих классов и даже суеверия простых людей простых людей в политических целях, в борьбе против господствующего класса.

    Монеты, подвергнув ожесточенной критике взгляды конфуцианцев на небесную борьбу, вместе с тем рассматривали небо как образец для Поднебесной.

    В высказываниях Мо-цзы о небе сочетаются пережитки традиционных религиозных воззрений подходом к небу как явлению природы. Именно м этими новыми элементами и в толковании неба как природы монеты связывают дао как выражение последовательности изменений в окружающем человеке мире. Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые в истории Китая он выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась "самом)" мудрому из людей" независимо от его происхождения. Во многом взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура, Лукреция.4

    Центральным в учении моистов является принцип "всеобщей любовь", которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и требования свободных низов древнекитайского общества права участия в политической жизни.

    5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ЛЕГИЗМА

    Политико-философское течение фацзя (легистов - "сторонников закона") зародилось почти одновременно с даосизмом, с которым оно имело некоторые общие мировоззренческие установки, но решительно расходилось в вопросах общественной практики. В противовес принципиальному отказу даосов от политической деятельности легисты отличались своей причастностью к сфере государственного управления, оказываясь на этом поприще непримиримыми противниками конфуцианцев. Крупнейшими представителями легизма были Шан Ян, родом из царства Вэй, и Хань Фэйцзы, уроженец царства Хань. Свои идеи Шан Ян он изложил в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Появление легизма - кризис власти. Шан Ян заявил, что народ распустился, предается удовольствиям, забывает земледелие. Казна пустеет, государство клонится к упадку, надо не болтать, а налаживать дисциплину. Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях (все унифицировать). Необходимо укрепить чиновнический и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, обязательную для всех систему наказания. Господство закона (фа), а не ритуала (ли) - отсюда легизм. Легисты выступили за систему доносов, круговорот поруки, коллективной ответственности. Жесткая централизация, всесилие бюрократии. Власть и собственность принадлежат государству.4

    Философские проблемы в легизме были целиком подчинены конкретным административно-управленческим задачам, став теоретическим обоснованием реформ, осуществленных в ряде царств. Легисты выдвинули теорию государственного управления на основе единого писаного юридического закона фа. Провозглашая гласность закона, легисты требовали жестоких наказаний за малейшее его нарушение по принципу: "В строгой семье не бывает строптивых рабов". Легисты выступали против привилегий старой потомственной знати, стояли за политическую централизацию, добивались введения суда царских чиновников. Теоретику легизма Хань

    Фэйцзы (288-233) принадлежит оригинальная теория социально-культурного развития. Исходя из объективных условий материальной жизни людей, Хань Фэйцзы постулировал неизбежность возникновения государства и права, равно как и необходимость изменения форм и методов правления в ходе человеческой истории. По его описанию, в глубокой древности люди вели стадную жизнь, не имели жилищ, не знали огня, гибли от наводнений. Земли было много, людей мало. Потом люди стали строить жилища на деревьях, добывать огонь трением, одеваться в шкуры зверей. Затем провели каналы, научились строить дома из бревен. Мужчины освоили обработку полей, женщины - ткачество. Народонаселение увеличилось, люди стали жить семьями, "управлялись сами собой". Жизнь людей была столь тяжка, что "ныне даже труд раба не такой горестный". Со временем установилось наследование власти, появились богатство и бедность, и стали "отчаянно бороться за каждый клочок земли". В таком обществе оказались необходимы законы и наказания. "То, что было приемлемо в древности, теперь стало неприменимым", так как изменились условия жизни, а с ними - и нравы людей. Свои постулаты Хань Фэйцзы сопровождал образными примерами и притчами.

    Судя по Хань Фэйцзы, легистам было свойственно понимание истории как поступательного, но замкнутого процесса, завершающим этапом которого являлось создание централизованной бюрократической монархии в

    _________________________

    4 «История политических и правовых учений». Учебник для юридических вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.

    масштабах всей Поднебесной. Идеал политического строя легистов предвосхитил идею будущей имперской государственности. Будучи и теоретиками и практиками, легисты видели свою цель в осуществлении этого идеала. Они отрицали абсолютное значение и ценность древней традиции, отвергали и конфуцианское и моистское этико-политические учения, как взаимоисключающие и ложные, тянущие общество назад, в отжившее свой век прошлое. "Тот, кто опирается на прежних правителей и упорно следует Яо и Шуню, - тот, если не глупец, так обманщик", - писал Хань фэйцзы.
    Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большинства китайского населения. Они слишком отклонялись от укоренившихся представлений и поэтому имели лишь временный успех. Легистам не удалось утвердить в Китае понятие постоянно действующих правовых норм и суверенного закона.

    При династии Хан (206 г. до нашей эры) конфуцианство снова возобладало, и с тех пор его господство было постоянным. Легисты разделяли взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и родственных отношений с правителем.

    Теоретически легисты, как и монеты, выступали за равные возможности для возвышение в стране каждого человека.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них, что называется в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.

    Методологическое значение истории Востока определяется также тем, что, несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений. Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политической теории в государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п.

    В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох.

    Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до известной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений.

    Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы, поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай — это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ


    1. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Издание 2- е, переработанное и сокращённое/ Под ред., докт. юрид. наук., профессора О. Э. Лейста. М.: ИКД Зерцало-М 2004г.

    2. «История политических и правовых учений». Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г.

    3. «История политических и правовых учений». Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

    4. «История политических и правовых учений». Учебник для юридических вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.

    5. «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.


    написать администратору сайта