Главная страница
Навигация по странице:

  • Этимология слова «религия»

  • Возникновение религии

  • Компоненты религии

  • 2Типология религий

  • 3 социальные и психологические корни религии. Её функции. Социальные корни религии

  • Психологические корни религии

  • Основные функции (роли) религии

  • Понятие религия. Происхождение религии Религия


    Скачать 238.79 Kb.
    НазваниеПонятие религия. Происхождение религии Религия
    АнкорOtvety_Brovkin.docx
    Дата22.06.2017
    Размер238.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_Brovkin.docx
    ТипДокументы
    #4616
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9




    1. Понятие религия. Происхождение религии

    Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

    Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

    Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

    В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа)

    Этимология слова «религия»

    В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

    Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом.

    Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом

    Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare.

    Возникновение религии

    На проблему возникновения религии три основные точки зрения: атеистическая: религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный чел. приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем чел., религиозная: чел. был сотворён богом, когда-то общался с ним напрямую. После грехопадения общение с богом напрямую не разрешено, а необходимо прибегать к помощи посредников Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, промежуточная точка зрения, учитывающая современное состояние научных знаний , базирующаяся на главном постулате религии о сотворении Богом чел.а: чел. в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу.

    Компоненты религии:

    1)Вера в личного Бога или богов. Любые религиозные чувства предполагают отношения человека с Богом как с личностью, с которой можно разговаривать, которую можно бояться, которую должно почитать, но это должна быть всегда личность, или несколько личностей, или множество личностей, как в язычестве.

    2)Вера в существование сверхчувственного мира. Бог (или боги) должен быть сверхчувственным, Бог не может быть просто материальным идолом. Даже идолы, которым поклонялись язычники, были не просто материальными предметами, а местами обитания богов.

    3)В любой религии существует понятие нравственности как подчинения божественной воле. Подчинение богам нравственно, неподчинение - безнравственно. Нравственность понимается именно так, и поэтому нравственность возникает из религии.

    4)Вера в загробное воздаяние за праведную жизнь или, наоборот, за жизнь греховную - также элемент любой религии.

    5)Поэтому в любой религии всегда присутствует и вера в бессмертие души.

    6)В любой религии отношение к Богу или богам отличается от отношения к миру и людям: Бога следует почитать. Богопочитание – это не просто набор некоторых действий, но глубокое внутреннее религиозное чувство – благочестие. Человек осознает необходимость богослужения, религиозного культа, который является внешним выражением внутреннего богопочитания – благочестия.

    7)Необходимость религиозной организации людей, объединенных верой в одного Бога (или богов), признается всеми религиями. Истинно религиозный человек не может замыкаться в своем одиночестве, его религиозное чувство требует единения с другими людьми.
    2Типология религий

    Древние религии- существовавшие в давние времена и к настоящему времени ставшие достоянием истории. К ним относятся верования, бытовавшие у народов в эпоху Древней истории. Это, например, такие религии, как древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская и т.д

    Все древние религии были политеистическими, их называют также языческими

    Национальные религии - это религии, являющиеся специфичными для национальной культуры определенного народа. Такие религии в значительной степени определяют особенности быта, поведения, народных обычаев.

    Мировые религии, в отличие от национальных, возникнув первоначально в культуре какого-то одного народа, затем распространились по всему миру и вошли в национальные культуры многих народов в различных регионах земли. Это буддизм, христианство и ислам.

    Национальные и мировые религии называют традиционными религиями.

    В науке существует множество различных классификаций религий. В самом общем виде все религиозные учения можно выделить в две большие группы.

    1. Ритуальные религии, или религии жертвоприношения, которые можно назвать термином «Язычество».

    2. Религии Откровения (спасения), которые можно назвать термином «Монотеизм».

    В первый блок входят все древние и современные пантеистические религии. Во второй – так называемые мировые религии (Христианство, Ислам).

    Язычество – комплекс религиозных верований, имеющих в своей основе принцип обожествления сил природы, либо всей природы в целом.

    Все языческие религии составляют два направления.

    1. Политеизм (многобожие) – куда входят все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племен и народов.

    2. Пантеизм (от греческого Пан- все, Теос – Бог) – вид язычества, основанный на неразличимости Бога и природы, либо на их безусловной слитности.

    Сюда относятся, в основном, религии Востока. Из религий прошлого это Брахманизм, Джайнизм. Из современных, это религии Индии и Китая – Индуизм, Конфуцианство, Даосизм, Буддизм в форме Махаяны, японский Синтоизм. К пантеизму также можно отнести некоторые доктрины иудаизма (каббалистическая традиция).

    Религии Откровения (спасения) – это религии, в которых Бог являет Себя человеку с целью сообщить ему Свою высшую божественную истину и дать людям дар в виде спасения их от тления и смерти.

    Всего в мире имеется три религии откровения: Христианство, Ислам, Иудаизм. Все эти религии имеют свои основания в так называемой Ветхозаветной религии, которая существовала до появления этих религий и выполнила свою миссию после появления христианства.

    Христианство в современном виде существует в трех конфессиональных формах.

    1. Православное христианство, которое охватывает народы Юго-восточной и Восточной Европы – (русские, украинцы, белорусы, грузины, сербы, греки, болгары, румыны, черногорцы).

    2. Католическое христианство, охватывающее, за редким исключением, народы Юго-западной Европы и Латинской Америки;

    3. Протестантское христианство, приверженцами которого являются, в основном, народы Центральной и Северной Европы, Северной Америки.

    Ислам в наше время имеет два направления.

    Суннизм, приверженцами которого являются 80 процентов всех мусульман мира.

    Шиизм, приверженцами которого являются, в основном, персидские народы ( Иран, часть Ирака, часть Афганистана, Таджикистан).

    Современный иудаизм также включает в себя два направления.

    Раввинизм – традиционный иудаизм.

    Хасидизм – новое направление, возникшее 200 лет назад.

    Особняком в этой классификации стоит буддизм. Дело в том, что буддизм в его классическом виде невозможно классифицировать как религию. Это скорее религиозно-философское учение, причем, как это ни парадоксально звучит, атеистического характера. Это, конечно, не тот атеизм, который обычно понимается в европейской традиции, но, тем не менее, атеизм. Разумеется, в последствии, он подвергся столь существенной трансформации, что современные формы буддизма имеют весьма мало общего с учением Будды и, например, буддизм в Тибете и Монголии можно отнести, скорее всего, к политеизму. Тем не менее, буддизм будет рассмотрен в силу традиционного отнесения его к религии.

    Наряду с христианством и исламом буддизм составляет так называемые мировые религии, которые называются так не по распространенности, как обычно принято думать, и не по количеству приверженцев, что прежде всего приходит в голову. Мировыми же вышеизложенные религии являются в силу их безразличия к цвету кожи и национальности тех людей, которые являются приверженцами христианства, иудаизма, ислама и буддизма. Именно наднациональность и есть главная составляющая мировых религий.
    3 социальные и психологические корни религии. Её функции.

    Социальные корни религии

    Социальные корни религии — это те объективные условия общественной жизни, которые необходимо рождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из этих условий связаны с отношениями людей к природе, другие — с отношениями между людьми.

    Бессилие в борьбе с природой

    Религия в первобытном обществе возникла в результате низкого уровня развития производительных сил. Низкий уровень развития производства не давал людям возможности практически овладеть силами природы. Окружающий первобытного человека мир природных явлений выступает по отношению к нему как нечто враждебное, таинственное и могущественное.

    Бессилие первобытных людей в борьбе с природой проявлялось и ограниченности, слабости средств их практичного воздействия на окружающий мир. Будучи не и состоянии реальными средствами обеспечить желательный для них результат, первобытные люди прибегали к мнимым, иллюзорным средствам, т. е. к религии.

    Трудовую деятельность первобытного человека, которая слаба, ограничена в средствах, не может постоянно обеспечивать требуемый результат, дополняет магия. Она выступает как ложный, иллюзорный заменитель реальных средств воздействия людей на природу.

    Господство сил природы над людьми определяется не их естественными свойствами и закономерностями (последние не меняются в ходе исторического развития), а характером отношений людей к природе. Указанный источник религии принадлежит к числу социальных факторов.

    В результате совершенствования средств труда и всей системы материального производства люди все полнее овладевают силами природы, все меньше остаются в ее слепом подчинении. Следовательно, постепенно исчезает один из важных корней религии.

    В ряде случаев религиозные чувства направлены на реальные объекты (чудотворная икона, святые мощи), которым приписываются сверхъестественные свойства.

    Психологические корни религии

    В возникновении религии большую роль играли и играют эмоциональные состояния людей, их настроения, чувства, переживания.

    Религию рождает не всякое чувство страха. Лишь постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе и страх как повторяющееся переживание, могут создать благоприятную почву для усвоения индивидом религиозных верований и представлений. У людей слабых, не обладающих большой силой воли и твердостью характера, благоприятную почву для восприятия религиозных идей о личном бессмертии, загробной жизни может создать страх смерти.

    Помимо страха благоприятную почву для религии создают также другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных переживаний при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных эмоций, прибегая нередко к помощи религии.

    Основные функции (роли) религии

    1. Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

    2. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

    3. Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

    4. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

    5. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

    6. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

    7. Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

    8. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.


    4Тотемизм

    Тотемизм — одна из ранних форм религиозных верований первобытного общества, основывавшаяся на совокупности представлений, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с определенными объектами — тотемами. Термин «тотемизм» был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791 г. Тотем (англ. Шет из яз.индейцев — его род) — животное или растение (реже явление природы или неодушевленный предмет), которое почитается группой людей в качестве их покровителя и первопредка. Магическим образом тотем охраняет жизнь и благосостояние всех, связанных с ним узами кровного родства. Тотемизм носит преимущественно клановый (родовой) характер. Существует, однако, и индивидуальный тотемизм — нагуализм (от мекс. — дух-хранитель), культ личных духов-покровителей, представлявшихся в виде животного. Свидетельства тотемизма обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира.

    Выбор тотемов зачастую связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают встречающиеся здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях страны, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные редкие насекомые и растения, которые больше в этом качестве нигде не встречаются. Его возникновение связано с хозяйственной деятельностью человека, охотой и собирательством, с социальной организацией, основанной на принципе кровного родства. Изначально употребление в пищу тотемных животных и растений не было запрещено, наоборот, именно оно обусловливало появление веры в кровную связь между родом и тотемом. Запрет на него появился позднее, с изменением статуса тотема, который стал пониматься в качестве первопредка. При этом считалось, что тотем может перевоплощаться в человека, а умерший человек — в тотем. С тотемизмом связаны мифы, описывающие различные эпизоды культурной деятельности тотема; обряды (считалось, что магическим путем можно воздействовать на тотем и вызвать изобилие тотемного животного или растения); ритуалы жизненного цикла членов рода (рождения, посвящения, смерти); запреты (на употребление в пищу тотемных животных и растений, на определенные слова и действия); наличие особых (священных) предметов, на которые распространяется табу; культ предков (якобы принявших облик тотема после смерти). Тотемизм выполнял интегративную (объединяющую) и регулятивную функции. Его значение связано с разделением сообщества на своих и чужих, с соответствующим оформлением культурного пространства, с вычленением сферы сакрального и профанного, священного и мирского, обыденного. Ранние формы верований тесно связаны с табу (от полинезийского нечто особенное). Табу распространялось на слова (запрет произносить имена); людей; тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения; разнообразные формы и виды поведения; пищу и питье; животных, растения, различные предметы, посещение тех или иных мест и т.п. Нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти

    Тотемизм — одна из наиболее ярких форм проявлений древней культуры. Сам термин тотем - заимствован из языка одного из североамериканских племён и означает вид животных или растений, являющийся символическим покровителем, а на более поздней стадии — прародителем группы кровных родственников. Тотемы олицетворяли связь человека с живой природой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек — близнецы".

    К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема, но встречались и более цивилизованные тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а женщины — другое.

    По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют классической страной тотемизма. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов чуринги хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть вместилищем душ предков или новорождённых детей. Вера в связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.

    В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. "Наша племенная земля — наша мать, — утверждают аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы".

    В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения.

    С тотемическими представлениями связано особое отношение к различным диким и домашним животным. Так, у некоторых африканских народов и сегодня глубоким почитанием пользуются змеи, включая ядовитых, которым издавна приписывается сверхъестественная сила. Поэтому змеи объявляются неприкосновенными.

    Следы тотемизма проступают в ушедших или ещё сохраняющихся родовых названиях. Известны народы, носящие имя своего тотема: у йоруба — слона, обезьяны, змеи, барана; у мандинго (группа народов в Западной Африке) — питона, крокодила, черепахи, питона, пчелы; у бушменов — кузнечика-богомола. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы полудерева-получеловека или полуживотного-получеловека; запреты на охоту и на употребление в пищу тотемных животных; почитание животных определённых видов (львов, леопардов, крокодилов и др.), которые, как верили африканцы, имели собственных духов.

    Черты тотемизма обнаруживаются в сохранившейся наскальной живописи (изображения людей с головами фантастических животных и т. п.), в ритуальных играх и обрядах.

    Северная Америка

    У рода бизонов племени омаха (Северная Америка) умирающего заворачивали в шкуру бизона, лицо окрашивали в цвет тотема и обращались к нему так: «Ты идёшь к бизонам! Ты идёшь к своим предкам! Будь крепок!» — Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение — избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его.

    У многих племён убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. Аналогично, в древнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов. При встрече с тотемом, а в некоторых местах — даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны, бросают перед ним ценные вещи.

    Для снискания полной благосклонности своего тотема, тотемисты употребляют самые разнообразные средства. Прежде всего он старается приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени омаха мальчики рода бизона завивают на голове два локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Botoka (Африка) выбивают верхние передние зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    написать администратору сайта